История семьи мелеховых. Другие женские персонажи: Дарья, Елизавета Мохова, Дуняша Дуняша, Наталья и Дарья


(454 слова) Роману-эпопее, как литературному жанру, присуще большое количество разнообразных героев. В «Тихом Доне» основные смысловые персонажи представлены неотделимо от своих семей. Можно выделить четыре таких центральных семейства — Мелеховы, Коршуновы, Астаховы и Кошевые.

Основное внимание приковано к Мелеховым. Эта семья живет на окраине хутора и получила в народе прозвище «турки»: отец Пантелея Прокофьевича привез из турецкой кампании пленную турчанку-жену, и с той поры «пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей». На момент начала романа семья состоит из Пантелея Прокофьевича, его жены Василисы Ильиничны, сыновей Петро и Григория, невестки Дарьи и дочери Дуняшки. К концу произведения эта семья практически перестает существовать: из выживших остаются только Григорий с сыном Мишуткой, а также Дуняшка, живущая с мужем Михаилом Кошевым. На примере этой семьи, автор хотел показать, насколько масштабны последствия Гражданской войны – она разрушила судьбы, развалила семьи, и, таким образом, изменила традиционный уклад жизни донских казаков.

Семья Астаховых живет по соседству с Мелеховыми. Это молодая супружеская пара, но счастья в их браке нет. Аксинья мучается от того, что живет с нелюбимым Степаном, а он лишь проявляет грубость по отношению к ней, часто выпивает и редко ночует дома. Чувство Аксиньи и Григория –основная любовная линия романа, наполненная радостью и печалью, моментами сближения и расставания, постоянными попытками борьбы за свое счастье.

Семья Коршуновых – зажиточные, хозяйственные казаки. Когда Мелеховы пришли сватать Наталью за Григория, Мирон Григорьевич и Марья Лукинична не сразу решили отдавать свою дочь замуж. Но Наталья настояла на свадьбе, убедив родителей, что не хочет выходить ни за кого другого. После свадьбы Григорий не смог полюбить Наталью и ушел к Аксинье. Несмотря на то, что Коршуновы приняли обратно в дом Наталью, Мирон Григорьевич все время переживал, что соседи будут обсуждать его. Сплетни и отсутствие поддержки от родных подтолкнули Наталью к самоубийству. Девушка осталась жива, но в доме родителей больше жить не смогла и охотно согласилась на приглашение Мелеховых жить в их доме, пускай и без Григория. Этот момент еще раз обращает внимание на то, насколько семья Мелеховых сплоченная и дружная, ведь они способны помогать друг другу в любой беде и не бросают своих ни при каких обстоятельствах.

О семье Кошевых известно немного. Жили они бедно – Мишка, его мать, сестра и двое братишек. Мишка был у них за старшего, за кормильца. Именно поэтому парень вырос упорным и трудолюбивым. Его можно назвать упертым. Если он любит, то до конца – ему удалось жениться на Дуняше Мелеховой, несмотря на многочисленные препятствия; если он отстаивает сторону Красных, то больше не сходит с этого пути, и готов идти за великой целью, уничтожая всех противников большевиков.

Одно объединяет все эти принципиально разные семейства – они все пострадали от войны. Многие погибли, были разрушены их дома и разворовано все хозяйство. Единственное будущее – это восстановить все, не забывая о коренных традициях донского казачества. Такой посыл закладывает М.А. Шолохов в семейную тему «Тихого Дона».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ИСТОРИЯ СЕМЬИ МЕЛЕХОВЫХ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАКЛИЗМОВ ЭПОХИ

Одна из главных тем романа-эпопеи «Тихий Дон» – семья, простой, «частный» человек в водовороте истории. Впервые в русской литературе в центре большого произведения оказались не представители высших сословий и интеллигенции, а простые люди из народа. Солдаты и землепашцы. Для русского читателя стало почти аксиомой (этому учила литература), что глубина переживаний и сила страстей является привилегией натур избранных, интеллигентных, обладающих тонкой организацией психики, высокой культурой. Шолохов же продемонстрировал, что и людям от земли присущи могучие страсти, что и они трепетно воспринимают земные радости и по-настоящему страдают. Шолохов подробно описывает быт и нравы казаков, их устоявшуюся патриархальную нравственность, конечно, не лишенную и пережитков.

В этой патриархальной системе ценностей основное – товарищество, дружба, взаимопомощь, почитание старших, забота о детях, честность и бесхитростность, благообразие в быту, добропорядочность, отвращение ко лжи, двуличию, лицемерию, наглости и насилию.

Подлинным примером для подражания могут служить дед Гришака Коршунов и дед Максим Богатырев. Первый побывал в турецкой компании, второй – еще в кавказской. Сидя за свадебным столом, они вспоминают годы своей молодости. Однако деда Максима гложет раскаяние: когда-то давно с однополчанином отобрали они ковер: «До этого сроду не брал чужого… бывало, займем черкесский аул, в саклях имение, а я не завидую… Чужое сиречь от нечистого… А тут поди ж ты… Влез в глаза ковер… с махрами… Вот, думаю, попона коню будет…»

А дед Гришака вспоминает, как взял в бою турецкого офицера в плен: «Стрельнул и не попал. Тут придавил я коня, догоняю его. Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить…»
Или еще более показательный пример. Бывалый воин, участник турецкой кампании, у которого в курене ночуют казаки, держащие путь на фронт, говорит им: « – Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть.
– Какую? – спросил Степан Астахов, лежавший с краю…
– А вот какую: чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси бог трогать…
Казаки заворочались, заговорили все сразу… Дед сурово наставил глаза, ответил всем сразу:
– Женщин никак нельзя трогать. Вовсе никак! Не утерпишь – голову потеряешь али рану получишь, посля спохватишься, да поздно».

Самой же главной ценностью, оплотом патриархальной нравственности, воспитавшей в людях их лучшие качества, была семья. Ярким примером такой семьи является семья Мелеховых. Во главе ее стоит Пантелей Прокофьевич, крутой и своенравный человек, но за ним и большая правота, поскольку он охраняет покой и благосостояние близких. Не по самодурству пытается Пантелей Прокофьевич уломать Григория, когда тот стал встречаться с Аксиньей, а потому что по-своему беспокоится за будущее сына и семьи соседей Астаховых. После женитьбы сына следовало оградить от страданий Наталью и детей. Эти же чувства испытывает мудрая, сильная духом Ильинична, также являющаяся хранительницей домашнего очага.

Совершенно прав Пантелей Прокофьевич, когда галопом примчался разнимать не на шутку повздоривших сыновей. Дело не в арапнике, который он держит в руке с целью якобы наказать виновных (этого как раз и не случилось), а в том, что есть глава семьи, отец, следящий за порядком, не дающий распускаться домашним.

Трудно возразить Ильиничне и Пантелею Прокофьевичу, когда они следят за тем, чтоб Наталья и Дарья – жены сыновей – несли равный труд по хозяйству.

Говоря о семье Мелеховых, Шолохов ведет речь о народной нравственности, о разумном и человеческом в ней. Писатель за крепкую семью, в которой есть и мир, и согласие, и порядок.

Этот мир первым нарушает Григорий, бросив законную жену и уйдя с Аксиньей в Ягодное, в имение пана Листницкого. Поступок Григория служит как бы провозвестником грядущих трагических событий.

И они не заставили себя ждать. Грянули первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, гражданская война. С началом катаклизмов, потрясений началось постепенное выжигание, которое привело к гибели большинства Мелеховых. Уцелели лишь Дуняшка, Григорий и его сын. Да и Григорий возвращается в родной хутор до амнистии, на верную смерть.

Как трагическое, переломное время воздействовало на семью, обусловив крушение веками сложившихся устоев, особенно наглядно видно на примере образа Пантелея Прокофьевича.
В начале произведения мы видим Пантелея Прокофьевича полновластным хозяином в своем доме. Еще с молоком матери впитал он в себя патриархальные устои и стоит на страже их. Не гнушается он поднять руку на домашних, чтобы охладить их пыл.

Однако в контексте того времени это входило в его обязанности, считалось долгом перед детьми. В Библии сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его», «наказывай сына своего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей».

В то же время это очень трудолюбивый человек, хозяйственный, в курене которого царит достаток.

Весь смысл жизни Пантелея Прокофьевича заключен в семье. Он безмерно гордится сыновьями, дослужившимися до офицерских чинов. Любит похвастаться их успехами. Например, приехавшего в отпуск Григория он везет со станции через весь хутор, минуя свой проулок. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья. Что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай глядят и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» – откровенничает Пантелей Прокофьевич.

Отдельные исследователи, в частности, Якименко, осуждает Пантелея Пракофьевича за эту черту, но, думается, напрасно. Разве плохо, когда отец гордится своими детьми, радуется их успехам как своим?

Но вот начинается гражданская война. То одна, то другая сторона одерживает верх. Меняются власти. Не однажды приходится Пантелею Прокофьевичу бросать свой дом, спасаться бегством. И, возвращаясь, видит он все большие разрушения и опустошения.

Поначалу Пантелей Прокофьевич пытается что-то чинить, восстанавливать. Но далеко не все можно было уже восстановить. И скуповатый Пантелей Прокофьевич, ранее приучавший семью беречь каждую спичку, обходиться вечером без лампы (так как «керосин дорогой»), теперь, словно защищаясь от тяжелых потерь и разрухи, махнул на все рукой. Он пытается хотя бы в своих глазах обесценить нажитое с таким трудом. Все чаще в его речах звучит смешное и жалкое утешение: «Он и поросенок-то был так, одно горе…», «он и амбар-то был…» Шолохов пишет: «Все, чего лишался старик, по его словам было никуда не годное. Такая уж у него повелась привычка утешать себя».

Но имущественные утраты были лишь частью беды. На глазах Пантелея Прокофьевича разрушалась крепкая, дружная семья. Как ни пытался, не мог Пантелей Прокофьевич сохранить в доме старинный порядок.

Первой от семьи откололась Дуняшка. В своей любви к Михаилу Кошевому – убийце брата – Дуняшка пошла против всей семьи. Чуждается стариков и Наталья, остро переживавшая новое сближение Григория и Аксиньи. Дарья после смерти Петра норовила под любым предлогом уехать из дому, чтобы погулять на воле. Пантелей Прокофьевич, видя весь этот разлад и сумятицу в семье, ничего не мог поделать. Кругом рушилось все привычное, устоявшееся, и его власть хозяина, старшего, отца развеялась как дым.

Разительно меняется характер Пантелея Прокофьевича. Все еще покрикивает он на домашних, но хорошо знает, что нет уже у него ни прежней силы, ни власти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, Ильинична и та все чаще перечит своему старику. Его тяжелая вспыльчивость, повергавшая некогда в страх и смятение весь дом, теперь не представляет серьезной опасности для окружающих и поэтому нередко вызывает смех.
Со временем что-то жалкое и суетливое появляется в облике Пантелея Прокофьевича. Наигранной бодростью, хвастливостью он словно пытается защититься от беспощадных ударов судьбы.

А жизнь не щадила ни его, ни других Мелеховых. За короткий промежуток времени погибают Петр и Наталья, которая не вынесла измены Григория, не захотела родить от него и после аборта умерла от потери крови. Хоронясь от близких, Пантелей Прокофьевич горько оплакивал эту смерть, потому что любил Наталью, как родную дочь. Не прошло и месяца, как вновь запахло «ладаном» в доме Мелеховых. Утопилась Дарья, не захотевшая жить с «дурной болезнью».

С ужасом думает Пантелей Прокофьевич об опасности, которой подвергается жизнь Григория на фронте. На долю старика выпало столько горя и утрат, что больше их сносить он уже не мог.
Это новое состояние Пантелея Прокофьевича Шолохов выражает в том чувстве загнанности, страха перед несчастьями, которое не покидало старика. Он стал бояться всего. Он бежит из хутора, когда привозят туда убитых казаков. «За один год смерть сразила столько родных и знакомых, что при одной мысли о них на душе его становилось тяжко и весь мир тускнел и словно одевался какой-то черной пеленой».

В размышлениях, переживаниях Пантелея Прокофьевича начинает звучать чувство приближающейся смерти. В осеннем лесу все напоминает Пантелею Прокофьевичу о смерти: «и падающий лист, и с криком пролетающие в голубом небе станицы гуси, и мертвенно полегшая трава…» Когда рыли могилу Дарье, Пантелей Прокофьевич выбрал место и для себя. Но довелось ему умереть вдали от родных мест. После очередного наступления Красной Армии Пантелей Прокофьевич пустился в бега. Заболев тифом, он умер на Кубани. В чужой земле похоронили его Григорий Мелехов и Прохор Зыков – ординарец Мелехова.

Как мы знаем, в таких романах-эпопеях, как «Тихий Дон», важны не только главные, но и второстепенные персонажи. Одним из самых ярких второстепенных персонажей является Сергей Платонович Мохов – очень богатый купец хутора Татарского, а также донской казак. Интересен этот персонаж своей историей и развитием на протяжении сюжета.

История родословной купца начинается со времен Петра I, когда его прапрадед Мохов Никишка был подослан в Чигонацкую станицу следить за казаками и сообщать об атмосфере на станице. Вот от этого прапрадеда и пошел род Моховых, которые стали из поколения в поколение жить в Чигонацкой, пока станица не была сожжена до тла, дед Мохова не разорился и некогда купеческий род не остался ни с чем. С этого времени, можно сказать, началась эпоха Сергея Платоновича.

Начинал свою историю будущий купец Татарского худо: бедствовал, жил в нещете и не стыдился отбирать деньги нечестным путем. Он отбирал деньги у местных казаков и считал каждую монету, что, в общем-то, делает и до сих пор. Затем он за быстрое время, нажил кое-какое имущество, и открыл в Краснокутской станице сначала лавку галантереи. После он женился на дочери попа, и, за счет ее преданного, открыл мануфактурный магазин. Это стало рассветом его дела, поскольку благодаря своей смекалке Сергей Платонович правильно подобрал время и место для начала своего бизнеса. Время шло, а вместе с ним росло и дело Мохова: торговля всеми нужными в сельском хозяйстве вещами, открытие хлебной ссыпки и мельницы (после того как стал вдовцом) и даже мог в последнее время снабжать специальными машинами. После он взял в свой опытный и ловкий кулак хутор Татарский, где практически каждая семья была ему должна, а найти за что он имел ум находить.

Мохов смог оборудовать свое поместье, сделать его роскошным, хотя в обыденное время он предпочитал вести достаточно скудный образ жизни, экономя каждую копейку. Однако, изредка, он все же устраивает разные рауты с местной интеллигенцией, не скупясь на угощения и развлечения. Но в целом, это человек своего дела, он все время уделяет работе, а лишнее время и деньги может потратить только на книги, которые купец обожал читать. Не удивительно, что местные жители считали его умным и грамотным человеком, ведь так оно и было.

Стоит отметить, что примерным семьянином он совершенно не был. У него от первой супруги осталось двое детей: дочь Елизавета и сын Владимир. Мачеха – бездетная Анна Ивановна – была нервной и крайне неблагоприятно повлияла на детей. Они выросли без родительской любви и сам купец испытывал к ним неприязнь, особенно к сыну, считая его глупым.

Когда в станицу приходит советская власть, опытный купец понял, что его дело и судьба в опасности и принимает решение сбежать с семьей за Донец. В дальнейшем купец более не упоминался и как закончилась его жизнь мы можем только предполагать. Во время его бегства поместье Мохова было занято под ревком, а после вообще сожжено.

Итак, это был успешный человек, знающий жизнь, имел опыт и в росте, и в падениях. Смог вернуть былое наследие рода и за быстрое время проявить себя богатым купцом, что стоит уважения, так как Сергей Платонович был очень умным, мудрым и бережливым. Однако его нечестный путь и пренебрежение родительскими обязанностями выставляют его абсолютно не в лучшем свете, но, в любом случае, купец Мохов остается самым запоминающимся второстепенным образом в «Тихом Доне».

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Пиковая дама Пушкина

    Вообще, «Пиковая дама» одно из известнейших произведений А.С Пушкина, стоит она в одном ряду с «Онегиным», «Русланом и Людмилой» и другими замечательными его произведениями.

  • Анализ романа Новь Тургенева

    Это произведение Тургенев напрямую связал с происшествием студенческого «хождения в народ», которые происходили в семидесятых годах восемнадцатого века. Пусть действие романа разворачиваются в шестидесятых годах

  • Образ и характеристика Князя Ипполита Курагина в романе Война и мир сочинение

    Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.

  • Сочинение рассуждение Жизнь человека

    Для чего человеку дается жизнь? Это вопрос, на который можно дать миллион разных ответов. В каждом возрасте и в каждой отдельно взятой жизненной ситуации, истории ответ будет дан абсолютно разный.

  • Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы в рассказе Челкаш Горького

    Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Как в «Слове о полку Игореве» со­от­но­сят­ся эпи­че­ское и ли­ри­че­ское начала?

С17.2. Что дало ос­но­ва­ние кри­ти­ку Н. А. Добролюбову на­звать ку­пе­че­ство го­ро­да Ка­ли­но­ва «тёмным царством»? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

С17.3. Какую роль в фор­ми­ро­ва­нии ду­хов­но­го мира Гри­го­рия сыг­ра­ла семья Мелеховых? (По ро­ма­ну М. А. Шолохова «Тихий Дон»)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

С17.1. Как в «Слове о полку Игореве» со­от­но­сят­ся эпическое и ли­ри­че­ское начала?

«Слово о полку Игореве» уни­каль­но по со­че­та­нию лирического и эпи­че­ско­го начала. Сюжет про­из­ве­де­ния повествует о по­хо­де князя Игоря 1185 года. Князь храбрый, му­же­ствен­ный воин, ко­то­рый открыто и ис­крен­не любит свою Ро­ди­ну и готов идти на по­дви­ги ради нее. Народ ничем не усту­па­ет князьям, он готов сра­жать­ся за лю­би­мую землю до по­след­не­го вздоха. Это эпи­че­ское начало. Ли­ри­че­ские мотивы впле­та­ют­ся в повествование: это и опи­са­ния природы, и по­и­сти­не народный плач Ярославны. Яр­ки­ми фольклорными об­ра­за­ми наполнено повествование. Это поз­во­ля­ет считать «Слово…» лиро-эпическим произведением.

C17.2. Что дало ос­но­ва­ние критику Н. А. Доб­ро­лю­бо­ву назвать ку­пе­че­ство города Ка­ли­но­ва «тёмным царством»? (По пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»)

Мотив со­вер­шен­ной замкнутости ка­ли­нов­ско­го мира по­сто­ян­но нагнетается по ходу пьесы. Жи­те­ли не видят но­во­го и знать не знают дру­гих земель и стран. О своем про­шлом они со­хра­ни­ли только смутные, утра­тив­шие связь и смысл, предания. Жизнь в Ка­ли­но­ве замирает, иссякает, о про­шлом забыто, но­во­сти из боль­шо­го мира при­но­сит им стран­ни­ца Феклуша. Кажется, ничто не спо­соб­но нарушить покой «темного царства». Все в нем слов­но уснуло, за­сты­ло в своей не­по­движ­но­сти и незыблемости. Ком­по­зи­ци­он­но в центр пьесы вы­дви­ну­ты два героя: Ка­те­ри­на и Кабаниха, пред­став­ля­ю­щие собой два по­лю­са калиновского мира. Образ Катерины, несомненно, со­от­не­сен с об­ра­зом Кабанихи. Обе они максималистки, обе ни­ко­гда не при­ми­рят­ся с че­ло­ве­че­ски­ми слабостями и не пой­дут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, ре­ли­гия их су­ро­ва и бес­по­щад­на - греху нет прощения, и о ми­ло­сер­дии они обе не вспоминают. Толь­ко Кабаниха вся при­ко­ва­на к земле, все ее силы на­прав­ле­ны на удержание, собирание, от­ста­и­ва­ние уклада. Жизнь она вос­при­ни­ма­ет как церемониал, и ей страш­но подумать о давно исчезнувшем, от­ле­тев­шем духе этой формы. На при­ме­ре Катерины Ост­ров­ский показал, что и в око­сте­не­лом мире Ка­ли­но­ва может воз­ник­нуть народный ха­рак­тер поразительной кра­со­ты и силы, вера ко­то­ро­го основана на любви, на мечте о справедливости, красоте, какой-то выс­шей правде. Ка­те­ри­на и чув­ству­ет по-новому, уже не по-калиновски, хоть и не от­да­ет себе в этом отчета. В фи­на­ле «Грозы» не толь­ко гибель Катерины, но и кру­ше­ние Кабанихи.

C17.3. Какую роль в фор­ми­ро­ва­нии духовного мира Гри­го­рия сыграла семья Мелеховых? (По ро­ма­ну М. А. Шо­ло­хо­ва «Тихий Дон»)

Образ Гри­го­рия Мелехова - цен­траль­ный в романе-эпопее М. Шо­ло­хо­ва «Тихий Дон». О нем сразу не­воз­мож­но сказать, по­ло­жи­тель­ный это или от­ри­ца­тель­ный герой. Слиш­ком долго он блуж­дал в по­ис­ках правды, сво­е­го пути. Гри­го­рий Мелехов пред­ста­ет в романе, пре­жде всего как правдоискатель.

«Мелеховский двор – на самом краю хутора», – так на­чи­на­ет­ся роман, и на про­тя­же­нии всего по­вест­во­ва­ния Шолохов рас­ска­зы­ва­ет о пред­ста­ви­те­лях этой семьи. Жизнь оби­та­те­лей дома пред­ста­ет со стра­ниц эпопеи в пе­ре­пле­те­нии противоречий и борьбы. Вся семья Ме­ле­хо­вых оказалась на пе­ре­крест­ке больших ис­то­ри­че­ских событий, кро­ва­вых столкновений. Ре­во­лю­ция и граж­дан­ская война вно­сят крутые пе­ре­ме­ны в сло­жив­ший­ся семейно-бытовой уклад Мелеховых: ру­шат­ся привычные род­ствен­ные связи, рож­да­ют­ся новые мо­раль и нравственность. Шо­ло­хо­ву с боль­шим мастерством уда­лось раскрыть внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка из народа, вос­со­здать русский на­ци­о­наль­ный характер эпохи ре­во­лю­ци­он­но­го времени. Через двор Ме­ле­хо­вых проходит линия обороны, его за­ни­ма­ют то красные, то белые, но отчий дом на­все­гда остается тем местом, где живут самые близ­кие люди, все­гда готовые при­нять и обогреть.

В на­ча­ле повествования автор зна­ко­мит читателя с гла­вой семьи. Пан­те­лей Прокофьевич – ис­тин­ный казак, вос­пи­тан­ный на тра­ди­ци­ях доблести и чести. На этих же тра­ди­ци­ях он вос­пи­ты­вал своих детей, про­яв­ляя порой черты кру­то­го характера. Глава се­мей­ства Мелеховых не тер­пит непокорности, но в душе доб­рый и чувствительный. Он уме­лый и тру­до­лю­би­вый хозяин, умеет ра­чи­тель­но вести хозяйство, сам ра­бо­та­ет от зари до зари. На него, а еще в боль­шей мере на его сына Григория, ло­жит­ся отсвет бла­го­род­ной и гор­дой натуры деда Прокофия, бро­сив­ше­го некогда вызов пат­ри­ар­халь­ным нравам ху­то­ра Татарского.

Несмотря на внут­ри­се­мей­ный раскол, Пан­те­лей Прокофьевич ста­ра­ет­ся соединить в одно целое куски ста­ро­го быта, хотя бы ради вну­ков и детей. Не раз он са­мо­воль­но покидает фронт и воз­вра­ща­ет­ся домой, к род­ной земле, ко­то­рая была для него ос­но­вой жизни. С не­объ­яс­ни­мой силой ма­ни­ла она его к себе, как ма­ни­ла и всех казаков, устав­ших от на­пря­жен­ной и бес­смыс­лен­ной войны. Пан­те­лей Прокофьевич уми­ра­ет на чужбине, вдали от род­но­го дома, ко­то­ро­му отдал все свои силы и бес­ко­неч­ную любовь, и в этом тра­ге­дия человека, у ко­то­ро­го время от­ня­ло самое до­ро­гое – семью и кров.

Такую же все­по­гло­ща­ю­щую любовь к род­но­му дому отец пе­ре­дал своим сыновьям. Младший, Григорий, пошел в отца – «так же су­ту­лил­ся Григорий, как и отец, даже в улыб­ке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пан­те­лей Прокофьевич за­став­лял его вы­ха­жи­вать коня, любит свой клин земли за хутором, ко­то­рый он пахал сво­и­ми руками. По­след­ние страницы ро­ма­на возвращают чи­та­те­лей к тому, с чего на­чи­на­лось произведение – к «мысли семейной». Друж­ное мелеховское се­мей­ство неожиданно распалось. Смерть Петра, ги­бель Дарьи, утра­та Пантелеем Про­ко­фье­ви­чем главенствующего по­ло­же­ния в семье, смерть Натальи, отход Ду­няш­ки от семьи, раз­ру­ше­ние хозяйства в пе­ри­од наступления красногвардейцев, смерть главы се­мей­ства в от­ступ­ле­нии и уход в мир иной Ильиничны, при­ход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки – все это этапы кру­ше­ния того, что в на­ча­ле романа ка­за­лось незыблемым. При­ме­ча­тель­ны слова, ска­зан­ные однажды Пан­те­ле­ем Прокофьевичем Григорию: «У всех оди­на­ко­во все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о по­ва­лен­ных плетнях, эти слова при­об­ре­та­ют более ши­ро­кое значение. Раз­ру­ше­ние семьи, от­че­го дома, кос­ну­лось не толь­ко Мелеховых, – это общая трагедия, судь­ба казачества. Гиб­нут в ро­ма­не семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Ру­шат­ся вековые устои че­ло­ве­че­ской жизни. По­вест­во­ва­ние в «Тихом Доне», как и в ро­ма­не Толстого «Война и мир», стро­ит­ся на изоб­ра­же­нии семейных гнезд. Но если тол­стов­ские герои, прой­дя через су­ро­вые испытания, при­хо­дят к со­зда­нию семьи, то герои Шо­ло­хо­ва мучительно пе­ре­жи­ва­ют ее распад, что с осо­бой силой под­чер­ки­ва­ет трагизм эпохи, изоб­ра­жен­ной в романе.

С17.4. Кто из русских поэтов обращался к изображению драмы героя-одиночки? (на примере двух или трёх произведений).

Стихотворение «Гамлет» открывает цикл стихов Юрия Живаго. Темой стихотворения является выбор моральной позиции человека в мире зла и насилия. Начало сразу знакомит читателя с человеком, который попал на перекрёсток судьбы. Лирический герой старается осознать, осмыслить прошлое и настоящее. Слово «век» имеет обобщенное значение. Это не только «век» героя, а и столетие, эпоха. Лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Как видим, здесь герой безволен, он не в силах изменить того, что предназначено судьбой, и здесь стихия жизни диктует человеку свою волю.

Герой-одиночка характерен и для поэзии Лермонтова. В стихотворениях: «И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу» лирический герой размышляет о своем месте в мире, он одинок, потому что ему противно бездействие современников, он чувствует себя чужим среди них. Как исправить ситуацию, герой не знает. И хоть, в отличие от героя Пастернака, лермонтовский герой не безволен, но безысходность - общий рок для них.

Стихотворение О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны...» - отклик на страшную советскую действительность тридцатых годов. Мандельштам очень точно описывает приметы того времени. Огромное государство предпочитало молчать: «Наши речи за десять шагов не слышны...». За любое неугодное власти слово можно было попасть в лагеря или под расстрел. Атмосфера тотального страха царила в СССР. Безусловно, лирический герой стихотворения может расцениваться как бунтарь, хотя, безусловно, это бунтарь-одиночка.

1. Какое произведение М. Шолохова явилось подступом к роману-эпопее «Тихий Дон»?

Тему революции и гражданской войны в казаческой среде М. Шо-лохов начал разрабатывать в «Донских рассказах», которые он писал с 1923 по 1925 годы. Уже здесь писатель показал накал классовой борьбы на Дону, трагедию разделенных идеологией родных лю-дей, жестокость времени.

2. Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?

Название «Тихий Дон» — постоянно употребляемая в донском народно-поэтическом творчестве идиома. Кроме того, в названии есть и некая скорбная ирония: может ли в бурях времени Дон (и река, и донской народ — казачество) оставаться тихим? Роман создавался в свете фольклорной песни о Тихом Доне, осиротевшем без ясных соколов — казаков.

3. Как изображает М. Шолохов довоенный быт казаков в романе «Тихий Дон»?

М. Шолохов не идеализирует жизнь казачества. Он показывает жизнь в хуторе Татарском, наполненную трудом, хозяйственными забота-ми. Казак привязан к своему коню, собственности, дому. Не все ка-заки зажиточны, но большинство все же жили лучше, чем крестьяне. Писатель подробно рисует своеобразные нравы и обычаи казаков, закрепленные вековой традицией. Он показывает молодецкие игри-ща, скачки, рыбалку, свадьбу, праздники — все, что формирует свое-образный кодекс чести казака и станичную мораль. М. Шолохов объ-ективно изображает грубые черты патриархального уклада, но по-этически воссоздает то прекрасное, что таится в народной жизни.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» отражены исторически важные для народа и страны в целом события: Первая мировая война, гражданская война со всеми ее особенностями на Дону — восстанием казаков, участием в корниловском мятеже, разгро-мом контрреволюции и т. д. В романе много сюжетных линий и действующих лиц, включающих представителей разных слоев населения, разных политических и идеологических взглядов. Ка-ждый человек оказывается ввергнутым в Историю и связанным с миром Природы (народный календарь не исторический, а цик-лический, определяемый временами года, престольными празд-никами, циклом сельскохозяйственных работ).

5. Как решается «мысль семейная» в романе-эпопее М. Шо-лохова «Тихий Дон»?

«Мысль семейная», важная для эпопеи Л. Толстого, не менее важна и для М. Шолохова. В патриархальном быте казаков семья была основой устойчивости, нерушимости традиций, благососто-яния, морали. В дни, когда рушился привычный быт, мир был в состоянии катастрофы, дом, семья приобретали особое значе-ние. Поэтому в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» идея семьи прослеживается на нескольких семьях: Мелеховых, Кор-шуновых, Моховых, Листницких. Разрушение семьи — это траге-дия народа, разрушение основ его бытия. Поэтому так до по-следнего бьется за родное гнездо, тащит в него все что можно Пантелей Прокофьевич Мелехов, пытается сохранить семью Ильинична, многое терпит и прощает мужу Наталья. Но в по-единке с историей гибнет на чужбине старый Мелехов, отказы-вается от материнства и погибает Наталья, умирает Аксинья, разрушившая семью Григория и так и не создавшая свою, поги-бает Листницкий, не выдержав измены жены. Разрушение семьи знаменует катастрофу мира.

6. Почему Григорий Мелехов является типичным представи-телем казачества?

Григорий Мелехов воспитан в духе казачьих обычаев и пред-ставлений о чести, достоинстве. Он труженик, красиво, с удо-вольствием делающий обычные крестьянские дела, — косит, ме-тает стоги, то есть крестьянин, любящий деревенский труд, свой дом, родовое гнездо. Его труд направлен на созидание. Но, с другой стороны, как человек служилый, обязанный нести воин-скую службу, он лихо скачет на коне, рубит шашкой, метко стреляет, то есть мастерски разрушает Дом, несет смерть. Имен-но такая двойственность была типична для казаков и определяла их противоречивость.

7. Сопоставьте образы Натальи и Аксиньи в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».

Наталья — цельная в своем отстаивании семьи и Дома натура. Она воспитана в семейно-патриархальных традициях и в них ви-дит залог устойчивости мира. Наталья любит Григория верно и терпеливо, многое прощает ему. Она искренна в своем стремле-нии отстоять семью и увести мужа от разлучницы Аксиньи. Это нравственно чистый человек, любящий детей. Ей нелегко решить-ся на грех убийства еще не рожденной жизни, но это она совер-шает, отчаявшись вернуть мужа. Ее чистая верность и достоинст-во оказались растоптаны. Аксинья — женщина страстная, само-забвенная в любви, увлекающаяся. Но она не способна перенести свою любовь на детей, на семью. Она, в отличие от Натальи, вне дома, вне обычаев. Если у Натальи «чистая внутренняя красота», то у Аксиньи — порочная, вызывающая, чувственная. Она пре-ступает традиции и устои казачьего быта, стремится к свободе, воле. В ней в противоречивом единстве сошлось земное и идеаль-ное.

8. Что предопределяет трагическое несовпадение Григория Ме-лехова с революцией? Материал с сайта

Григорий Мелехов и по социальному положению, и по лич-ностным качествам оказывается «на грани двух начал». Он гово-рит о себе: «От белых отбился, к красным не пристал. У белых я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак,— какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадро-не поглядывали…» Его казачье происхождение во многом обу-словило его несовпадение с революцией. Кроме того, Григорий не может быть вне борьбы по качествам своего характера. Но ни у белых, ни у красных он не находит той последней правды, за которую можно сражаться. Третий же путь — неучастие в истори-ческих событиях — для него тоже неприемлем.

9. В чем состоит новаторство М. Шолохова в романе-эпопее «Тихий Дон»?

Впервые в истории русской литературы ищущим смысл жиз-ни трагическим героем стал простой казак. Впервые опоэтизиро-ваны любовь и быт простых тружеников земли, показана их не-простая внутренняя жизнь. Через трагедию героя показана траге-дия целого народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском