Интервью с благотворителем вопросы. Благотворительность — это легко! (Интервью с Настей Жуковой)


Благотворительный фонд Владимира Потанина провел настоящую «перезагрузку системы»: хорошо знакомый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» с этого года проходит по новым номинациям, стажировки специалистов выросли в программу «Музейный десант», открыта новая программа «Музейный гид», а в рамках партнерской программы запущены учебные курсы в Высшей школе экономики. Генеральный директор Фонда Потанина Оксана Ивановна Орачева рассказывает о смысле преобразований и об акцентах в работе с профессиональным музейным сообществом.

С этого года фонд серьезно пересмотрел свой подход к поддержке музеев. С чем это связано? Прежние номинации по какой-то причине перестали быть эффективными - или музейное сообщество выучило «правильные слова», упоминание которых в заявке автоматически делает ее интересной экспертам?

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Существует комплекс причин, которые сподвигли нас пересмотреть деятельность наших программ и деятельность фонда в этой сфере, в целом. Когда фонд запускал музейные программы, мы преследовали определенные цели, в том числе научить музеи вести проектную деятельность, чтобы она вошла в музейную жизнь и стала в определенной степени нормой, а не диковинкой. Мы хотели, чтобы сложилось профессиональное сообщество, появились люди, готовые вносить преобразования в традиционную музейную деятельность. Мне кажется, что за время существования наших программ нам удалось достичь этих целей: музеи изменились, адаптировались к современным условиям, стали реализовывать массу интересных проектов и с нашей помощью, и без нее. Значит, пришло время двигаться дальше.

Номинации конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» никогда не были статичными, они всегда шли в ногу со временем. Перечень номинаций зависит от того, что происходит с музейной сферой в данный момент. Например, номинация «Партнерский проект» долгое время существовала как самостоятельная, но позже мы отказались от нее - не потому, что считаем партнерство не важным, а потому, что уверены, что оно должно быть в любом проекте. То есть мы сместили фокус внимания. В прошлом году нам стало понятно, что первоначальные цели грантового конкурса, в целом, реализованы: с 2003 года более двухста проектов получили поддержку, огромное число профессионалов прошло через наши семинары и оказалось вовлечено в нашу деятельность через различные виды активностей. Нужно учитывать, что процесс не замыкается на победителях, которые получили грант и реализовали свои проекты, он касается всех, с кем они работают, в том числе людей, которые приходят в музей и смотрят на него другими глазами. Если эти цели достигнуты, значит, пришло время ставить новые. Нам приятно, что конкурс стал модельным, послужил примером для других организаций, и появились другие конкурсы, которые продолжили нашу инициативу.

Непросто что-то менять, когда есть устоявшаяся и хорошо работающая схема. Что помогло Вам принять решение?

Запрос на изменения пришел «снизу»: сами участники конкурса говорили, что хотят большего. Определенные запросы накопились и у экспертов, и у руководства фонда. Нам потребовался год на то, чтобы проанализировать наши действия и соотнести их с изменениями, произошедшими в музейной сфере, в том числе с помощью фонда. Когда видение было сформировано, мы предложили новую стратегию с надеждой на то, что и она в течение ближайших десяти лет будет задавать тон в развитии музейного сообщества. Таким образом мы постарались учесть предыдущий опыт и сохранить то ценное, что было накоплено. Вместе с этим, мы нарастили новый багаж и готовы предоставить музейным специалистам больший спектр возможностей: вместо одной программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» появились четыре программы, которые предлагают человеку выбор в зависимости от того, чего он хотел бы достичь. Нам кажется очень важным, чтобы выбор инструментов поддержки был достаточно широким.

Можно ли сказать, что фонд переходит от поддержки конкретных проектов к поддержке людей?

Мы всегда поддерживали людей, это наша миссия. Обратите внимание: у любого поддержанного фондом проекта есть не только название, но и автор, лидер, потому что невозможно сделать хороший проект, если за ним не стоит личность. Личность важна. Точно так же важно, чтобы в музее, как и в любом другом институте, появилась критическая масса лидеров. Именно она двигает организацию вперед. Мы будем наращивать эту массу с помощью разных форм поддержки: одни смогут принять участие в конкурсе проектов, другие - съездить на стажировку, третьи решат, что нужно принять других специалистов в своем музее.

В Высшей школе экономики в этом учебном году появились сразу три новых курса по музейному делу в рамках образовательной программы «Прикладная культурология». Партнерская программа - это инвестиция фонда в сферу культуры?

Да, это часть нашей партнерской программы. Мы поддержали инициативу Политехнического музея. Именно он одним из первых ощутил потребность в подготовленных кадрах, но пошел не по пути подготовки музейных специалистов «под себя» - это, как раз, было бы более понятно и просто - а захотел сделать вложение в будущее всей музейной сферы. Нам показалось важным включиться в проект такого рода, тем более, что фонд поддерживает образование в рамках другого направления своей деятельности. Мы рассчитываем на то, что «дивиденды» от этого вклада получат не только студенты и преподаватели, но и все музейное сообщество в целом. Хочется верить, что в дальнейшем благодаря этой пилотной программе появятся российские программы международного уровня, на которых все желающие смогут обучаться современным музейным технологиям, а это позволит поднять престиж профессии и качество работы в музеях. Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы окупились вложения в образование, требуется больше времени по сравнению с вложениями в развитие конкретного проекта. Результат появится не завтра. Но мы уверены, что инвестиции такого рода необходимы.

В одном из интервью президента Фонда Потанина Ларисы Геннадьевны Зельковой есть фраза: «Не существует равных возможностей - есть большие города, есть маленькие, у одних музеев большие коллекции, у других - скромные. Если не сделать поправочные процедуры, может создаться ситуация, когда побеждать будут одни и те же успешные проектировщики…». Расскажите, пожалуйста, об этих процедурах!

Мы подошли к определению поправочных процедур во всех конкурсах фонда, отказавшись от искусственного квотирования. Принять участие в конкурсах могут все желающие, но дальше вступают в силу некоторые ограничения.

С прошлого года мы предложили всем подавать заявки онлайн. В этом случае мы уравняли положение тех, кто уверенно в написании заявок, и тех, кто его боится что его заявка не будет принята. Многие боялись посылать заявки, потому что считали, что такая заявка будет потеряна или на нее не обратят внимания. Но когда все заявки поступают через один канал, это исключено. Оформлять заявку онлайн сложно только в первый раз. Нужно только преодолеть психологический барьер. Страх перед компьютером гораздо слабее, чем страх, что московский эксперт не примет заявку просто потому, что она пришла «не оттуда» или оформлена «не так».

Второй важный момент - фонд активно проводит информационную кампанию в регионах: проходят специальные семинары, представители фонда выступают на региональных мероприятиях. Это нужно для того, чтобы показать доступность конкурсов широкой аудитории, а не только учреждениям из крупных городов.

Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы побеждали сильнейшие. Но сильнейшим будет не тот, кто лучше написал заявку, а тот, кто предложил самую интересную идею, уникальный продукт. На этом этапе вступает в силу следующий фильтр - фонд привлек к оценке заявок по всем своим конкурсам региональных экспертов. Благодаря этому люди, которые подают заявки на участие в грантовом конкурсе, и эксперты, которые читают эти заявки, в равной степени понимают особенности работы регионального, муниципального музея. Есть мнение, что тем самым мы создали дополнительные трудности московским музеям: открывая заявку из столицы, эксперт будет учитывать, что в Москве есть больше возможностей, чем в среднем по стране. Чтобы избежать субъективизма в оценке, экспертные пулы формируются таким образом, чтобы не возникало конфликта интересов. Во-первых, эксперты не читают заявки из своего региона. Во-вторых, применяются процедуры нормирования, чтобы веса оценок более строгих и более лояльных экспертов соответствовали друг другу.

Таким образом, удалось предусмотреть региональный фактор и снять возможность субъективизма конкретного эксперта. Нормализованная оценка была введена в прошлом году и уже хорошо себя зарекомендовала.

Региональные экспертные советы действуют у нас первый раз, но особых опасений по поводу их работы у меня нет. Региональные эксперты и раньше участвовали в оценке работ, просто мы меньше акцентировали на этом внимание.

Еще одно важное нововведение - мы стали более активно привлекать в пул экспертов наших грантополучателей. Кто-то из них давно выигрывал гранты, кто-то включился в процесс недавно, но уже зарекомендовал себя в музейном сообществе и теперь помогает новым участникам.

Как можно описать идеального музейного специалиста, которого фонд готов поддержать в его начинаниях?

Идеалы всегда сложно описывать: на то он и идеал, чтобы к нему стремиться... Я бы сказала, что этот человек молод независимо от своего возраста - ему может быть и 25, и 55 лет; он показывает своей работой, что готов воспринимать чужой опыт; не боится делать ошибки; инициативен, то есть предлагает что-то, и готов не только брать, повышать с нашей помощью свои компетенции, но и отдавать. Безусловно, это лидер и профессионал. Эти качества тоже не зависят от возраста. В этом случае мы, вкладывая в одного человека, вкладываем в гораздо большее число людей.

Стажировки - это очень интересно. Но как быть с убеждением скептиков, что зарубежный опыт может быть абсолютно неприменимым на нашей земле?

Знакомство с британским, итальянским, французским, американским опытом - это в первую очередь возможность посмотреть на свою работу другими глазами. Познакомиться не значит механически перенести успешную практику. Даже если взять какой-то готовый механизм и вставить в нашу систему без изменений, но приложить к нему не те руки, он сломается. Стажировка позволяет, посмотрев на чужой опыт, переосмыслить свой собственный. Если в итоге будет сделан вывод, что мы все делаем правильно, появится понимание, что мы существуем не в замкнутом пространстве, а используем те же или похожие механизмы и методики, и нужно их оттачивать.

Не обязательно ехать за границу, чтобы увидеть что-то интересное - оно может скрываться в соседнем музее. Вполне возможно, что вы сделаете находку там, где и не ожидали. Вот, например, история о том, как можно обыграть вещи, на которые мы обычно не обращаем внимания. У Национальной портретной галереи Великобритании хватает доноров, вход в нее бесплатный. При этом каждый желающий может внести в фонд целевого капитала даже один пенс. Казалось бы, надо ли обращать внимания на такую мелочь? Если бы человек захотел помочь нашему музею десятью копейками, как бы мы к этому отнеслись? «Какие глупости, никто будет этим заниматься! Зачем мне это надо?». Тем не менее, в галерее идет кампания по сбору средств в фонд целевого капитала. Людям, которые пришли в кафе при галерее, предлагается оставить на столе всю ненужную мелочь, которую они получили на сдачу. Сотрудники объясняют, зачем это делать и чем это поможет музею. И оставляют! Мы бы об этом даже не подумали. Этот механизм никак не связан с культурой. Мы привыкли, что музею нужны миллионы. У галереи есть миллионы, коллекции, серьезная поддержка… Но на «копеечку» она все-таки обращает внимание, потому что эта «копеечка» помогает работать с лояльностью посетителей.

Прямой перенос этого опыта не имеет смысла. Но можно понять подход и спросить себя: что из того, на что я привык не обращать внимания, можно использовать в работе?

На Ваш взгляд, есть ли музеи, которым противопоказан музейный десант и любой чужой опыт? Учреждения, которым лучше идти своим путем?

Я думаю, что таких быть не может. Получается музей в клетке. Причем не в той, в которой есть воздух, а в наглухо закрытой коробочке. В таких условиях не может быть развития: чтобы развиваться, нужно соотносить себя с окружающим миром, а для этого нужно знать, что в нем происходит. Поэтому противопоказаний нет. Вопрос в способах применения нового знания.

Возможно, вы нашли собственные механизмы, ознакомились с теми, что есть у других, и пришли к выводу, что ваш опыт нужно укреплять и развивать. Замечательно! Может быть, имеет смысл пригласить коллег к себе - пусть приезжают поучиться. Может, вы действительно стали ростком нового знания.

Кстати, если говорить о «Музейном десанте» - новой программе фонда - то она предполагает не только стажировку российских специалистов за рубежом, но и приезд иностранных специалистов в Россию. Это говорит о том, что коллегам из других стран интересно, как мы работаем, придумываем и воплощаем.

То есть тихо сидеть, занимаясь только научной деятельностью, уже не получится?

Заниматься - для кого?

Для будущих поколений.

А как будущие поколения узнают о том, что это что-то важное, если вы замкнулись в себе? Когда коробочка закрыта, из нее ничего не выходит. Чтобы вышло, нужно ее открыть.

Тогда стоит сделать ряд уточнений по новым номинациям «Меняющегося музея в меняющемся мире». Кого Вы понимаете под местным сообществом?

Все, что окружает музей: людей, бизнес (тем более, что бизнес - это тоже люди)… Это могут быть и фонды местных сообществ, с которыми работает музей, и другие организации культуры, и государство во всех его проявлениях. Номинация «Музей и местное сообщество» нужна для того, чтобы показать, как музей общается со своим окружением, какими способами взаимодействует с ним.

Если музей давно хотел создать свой бренд, чтобы на его основе подготовить сувенирную линейку, может ли он сделать это в рамках номинации «Музейный дизайн»?

Да, эта номинация поддерживает развитие визуальной музейной коммуникации: создание бренда, передвижные выставки, работа с публичными зонами музея. Так ли важен дизайн, если есть большая коллекция?

Сегодня дизайн очень важен, музей должен быть привлекательным. Коллекция может быть потрясающей, но если человек не зайдет в музей, он об этом никогда не узнает. Поэтому нужно сделать так, чтобы посетитель зацепился взглядом, запомнил, заинтересовался. Интересная коллекция должна быть интересно представлена. Сувенирная продукция - это ведь тоже представление музейной коллекции.

Номинация «Музейный старт» предполагает частные инициативы?

Не только частные, но в любом случае некоммерческие. Чтобы поучаствовать в конкурсе по этой номинации, не обязательно создавать новый музей. Можно создать нечто новое внутри музея. Новое направление развития. Или, например, филиал на базе отдельно существующей коллекции. Или новый подход, связанный с развитием музея - например, у музея никогда не было отдела развития, не велась работа с донорами, не было сообщества друзей музея. По сути, музей сам объясняет, что нового он готов предложить. Но это однозначно не новая экскурсия и не лекторий: они- все-таки часть текущей деятельности.

Или, действительно, можно заявить создание нового музея. Это всегда хорошо.

С этого года общий объем грантовой поддержки существенно возрос. За счет чего это произошло?

Мы пересмотрели свой портфель и решили, что важно увеличить суммарный грантовый фонд наших четырех программ. Сейчас мы распределяем через разные конкурсы 75 миллионов рублей. Можно сказать, что мы изменили процентное соотношение статей нашего бюджета: решили, что нам важнее давать средства непосредственно музейным работникам. Оптимизирован сам процесс проведения конкурсов, теперь конкурсы проходят в один тур. Освободившиеся средства были переведены в грантовый фонд, для распределения между победителями конкурсов. Это связано с нашим пониманием того, что музейное сообщество изменилось: сегодня в фонд обращаются люди, которые, в целом, понимают, как оформлять проектные заявки, что такое бюджет проекта. Значит, отпала потребность в обучении в том виде, в котором мы проводили его раньше. Для тех, кому обучение необходимо, существуют другие формы поддержки: можно съездить на стажировку, пойти учиться в ГУ-ВШЭ, послушать открытые лекции… Благодаря перераспределению ресурсов фонд сможет поддержать больше проектов.

Какие глобальные планы фонд ставит перед собой на 2015-2016 годы?

Этот год будет пилотным: важно посмотреть, какие проекты мы получим по каждой из номинаций, как они будут реализованы. При необходимости - внести коррективы. В целом, мы настроены активно реализовывать то, что было начато, и двигаться дальше в этом направлении.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Экспертное интервью с руководителем Благотворительного Фонда «Александр Невский»

Добрый день, Вера Алексеевна!

Здравствуйте!

Вера Алексеевна, расскажите, как создавался фонд?

Благотворительный фонд «Александр Невский» создан 8 декабря 2005 года с целью содействия в реализации социально значимых программ в сфере образования, просвещения, культуры, духовного и нравственного развития детей и подростков, содействия защите материнства, детства и отцовства, укреплению престижа семьи в обществе. Учредителем фонда является ООО «Управляющая компания «Тесар» в лице генерального директора - председатель Совета, физические лица

Совет Фонда организовал попечительский совет, который осуществляет координирующие и попечительские функции в р6еализации благотворительных и социальных программ, способствует продвижению целей и задач Фонда среди населения, осуществляет надзор за деятельностью фонда среди населения в части исполнения принятых Советом Фонда решений, соблюдением Фондом действующего законодательства. Количественный состав 3 человека. Директорат фонда - исполнительный орган Фонда, осуществляет текущее руководство деятельностью Фонда, организует работу по выполнению решений Совета Фонда, согласовывает программы и проекты с советом Фонда и попечительским советом.

Расскажите об основных направлениях деятельности фонда

Фонд осуществляет деятельность в сфере социального попечения, социальной поддержки семей, находящихся в неблагоприятных условиях; социальной поддержке детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями; поддержке молодежных инициатив и добровольчества в развитии социальных программ.

Вера Алексеевна, расскажите немного о том, что оказывает особое влияние на формирование имиджа Фонда, о проектах.

Мы выполняем проекты, чтобы помочь в решении социальных проблем. Проект- это инструмент для реализации социальных программ.

В 2006 году благотворительный Фонд «Александр Невский» стал победителем регионального конкурса социальных и культурных проектов компании ТНК-ВР в Саратовской области. Проект- победитель «Модель взаимодействия организаций- партнеров и жителей микрорайона «октябрьское ущелье» в решении социальных и культурных проблем местного сообщества» стал проектной площадкой в разработке инновационных социальных технологий решения социокультурных проблем локальной территории. Партнерский проект «организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении, по месту жительства на основе духовно культурных традиций славянских народов» некоммерческого партнерства «Творческие технологии» и благотворительного фонда стал победителем муниципального конкурса социальных и культурных проектов.

2007 год. Проект «Добровольчество в системе социальной поддержки малоимущих и социально незащищенных семей» стал победителем Общероссийского конкурса социальных и культурных проектов общественных организаций.

2008 год. Проект «духовно- культурная традиция русской народной игрушки в возрождении традиционных семейных ценностей» краткое название «Русская игрушка» стал победителем конкурса «православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского. Все это в большей степени оказывает влияние на имидж Фонда

Вера Алексеевна, как вы считаете какой имидж фонда, сложился в глазах целевых аудиторий, и вообще ведется ли в Фонде работа по поддержанию этого имиджа.

На мой взгляд, положительный имидж Фонда формируется, как я уже говорила, благодаря реализации проектов, социальной направленности. Мы ведем большую и нужную работу по оказанию помощи нуждающимся. Также положительно на формирование благоприятного имиджа оказывает участие в реализации проектов студентов - добровольцев. Фонд ведет большую и важную работу, но освещается эта работа нерегулярно. Необходимо больше внимания уделять информированности целевых групп о благотворительной деятельности Фонда.

Самое большое достижение, то, что в Фонд пришли работать на добровольческой основе студенты (реально действуют 31 человек).

1. Информационное продвижение инициатив, дел.

2. Партнерские отношения не сложились с ЦСОН Заводского района. Они не отошли от стереотипа «мы сделаем сами». С их стороны было мало заинтересованности, с нашей стороны мало ресурсов. Необходимо личное отговаривание системы с предполагаемым партнером.

Вера Алексеевна, расскажите о ваших планах на будущее.

Продолжать деятельность на новом уровне. Все зависит от некоторых факторов: качества, актуальности, удачи. Необходимо добиваться чтобы студенты- добровольцы остались в этой работе, повысить их компетентность, обучить их социальному аудиту, организационному аудиту, умению развивать самоорганизационные элементы управления. Чтобы структура, которая начала образовываться не распалась на достигнутом уровне.

Фонд осуществляет деятельность в сфере социального попечения, социальной поддержки семей, находящихся в неблагоприятных условиях; социальной поддержке детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями; поддержке молодежных инициатив и добровольчества в развитии социальных программ. Победа в социальных проектах оказывает большое влияние на формирование положительного имиджа Фонда. Он ведет большую и важную работу, но освещается эта работа нерегулярно. Необходимо больше внимания уделять информированности целевых групп о благотворительной деятельности Фонда.

По мнению руководителя имидж Фонда представляется в глазах целевых аудиторий с положительной стороны, за счет возможности позиционирования самого себя, при участии в реализации проектов, установление профессиональных связей. Также большую роль играют внутренние межличностные коммуникации в организации.

Уважаемые респонденты, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Знаете ли вы организацию Благотворительный Фонд «Александр Невский»?

2. Что вы знаете о Благотворительном Фонде?

А) общественная организация, занимающаяся волонтерской деятельностью

Б) ничего

3. Откуда вы получаете информацию о деятельности Фонда?

А) из печатных СМИ

Б) Сайт Фонда

В) от друзей

Г) интернет

Д) другое_____________________________________________________

4 . Вы принимали участие в реализации проектов Фонда?

5 .В каких проектах Фонда вы принимали участие? Перечислите их

_________________________________________________________

7. Какой имидж Благотворительного Фонда как общественной организации сложился в ваших глазах?

А) положительный

Б) отрицательный

8. Что или кто на ваш взгляд оказывает влияние на формирование позитивного имиджа Фонда?

А) разработка и реализация социально-значимых проектов,

Б) студенты - добровольцев

В) руководитель

Г)визуальный имидж

Д)другое_______________________________

9 .Знакомы ли вы лично с руководителем Фонда?

11 .Хотели бы вы участвовать (продолжать участие) в добровольческой деятельности?

12. Укажите ваш вуз

А) ПАГС Б) СГТУ В) ИСО(филиал в Саратове)

Г) другой_______________________

13 .Укажите ваш возраст

А) 17-18 Б) 19-21 В) 21-23

2.6 Анкетирование

Опрос был проведен в студенческой среде, в нем приняли участие 50 студентов 3 вузов г. Саратова ПАГС, ИСО (филиал РГСУ в Саратове), СГТУ. Это студенты- добровольцы, которые являются основной целевой группой Фонда.

Возраст опрашиваемых 17-23 лет. В результате проведенного опроса, были получены следующие данные:

На вопрос: Знаете ли вы Благотворительный Фонд? Все опрошенные дали положительный ответ. Они знают Фонд как организацию, занимающуюся благотворительной деятельностью. Информацию они получают в основном 30(60%) человек из офиса Фонда - все они добровольцы, а остальные - 17 (34%) человек от своих друзей, 3(6%) человека читали о деятельности Фонда в газетах. Следует отметить, что деятельность Фонда плохо представлена в СМИ. Также никто не отметил, что получает информацию из интернета или с сайта Фонда. А если даже кто и заходил на сайт, то мог заметить, что информация не обновляется уже довольно длительное время.

30(60%) человек ответили, что принимали участие в реализации проекта «Мы - рядом. Мы - поможем». Имидж Фонда, представленный в СМИ, по 5 бальной шкале не переходит 2 баллов. Это еще раз подчеркивает тот факт, что деятельность Фонда плохо представлена в СМИ.

Немаловажную роль в формировании имиджа организации играет руководитель. Ведь именно он осуществляет контролирование всех процессов, происходящих в организации, а также представление ее в глазах целевых аудиторий. С руководителем приходилось общаться лично всем студентам, принимающим участие в проектах (30человек). Но остальные также отметили немаловажную роль руководителя. Это видно при анализе вопроса о том, что или кто влияет на формирование положительного имиджа. Большинство 20 (40%) человек опрошенных ответили - руководитель, 5 (10%) человек - реализация проектов, 15 (30%) человек - студенты - добровольцы,5 (10%) человек - визуальный имидж, 5 (10%) человек ответили что все в той или иной степени влияет на построение имиджа.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что о фонде и о той большой значимой деятельности, которую он осуществляет, знают в основном многие получают информацию непосредственно из офиса Фонда, от друзей. Никто не отметил интернет как средство получения информации о деятельности общественной организации. И лишь маленький процент отметил печатные СМИ. Стало ясно, что на имидж организации оказывает большое влияние имидж ее руководителя. В целом все респонденты оценили имидж Благотворительного Фонда, как организации занимающейся важной деятельностью, направленной на оказание помощи нуждающимся.

В организации к студентам добровольцам обращаются - коллеги, что показывает значимость их мнения при решении возникающих проблем.

Все опрошенные дали положительный ответ на вопрос о продолжении участия в деятельности Фонда.

Основательница организации АНО «Во благо» Ольга Мансир рассказала Woman"s Day о радостях и трудностях работы в благотворительности.

Как человек, родившийся в СССР, в стране, где государство брало на себя социальную нагрузку, я, конечно, не могла себе представить, что когда-нибудь буду основателем благотворительного фонда. Все получилось само собой. Сначала помогала близким людям, когда это было нужно, потом со студенческих лет в качестве волонтера участвовала в конференциях по правам человека и равенству, затем начала организовывать сборы средств (в том числе на уход за слонами-сиротами, когда работала в Замбии, и ликвидацию последствий землетрясения в Японии, в Казахстане).

Ольга Мансир

После окончания школы я поступила на факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. После получения диплома устроилась на государственную службу в правительстве Петербурга. Переломным моментом моей жизни стала работа в посольстве Великобритании…

Когда сдерживать слезы невозможно

Работая в посольстве Великобритании, я прониклась идеей «благотворительность как стиль жизни» и потом случайно, как участница благотворительного тура, познакомилась с фондом «Детская больница». Именно тогда мне удалось уведеть работу благотворительного проекта изнутри. Меня это очень заинтересовало. А затем на совместной выставке картин художников-любителей мы с друзьями договорились сделать аукцион своих работ и передать средства именно в этот фонд. У нас получился благотворительный фестиваль искусств, мы собрали 320 тыс. рублей! Через несколько месяцев на эти деньги 20 подростков из регионов России приехали в реабилитационный лагерь в Москве. Я, конечно же, встретилась с этими детьми. Сдерживать слезы было невозможно… Всего 20 тыс. рублей – это цена счастливого будущего одного ребенка! Программы, которые предлагает фонд «Детская больница» в детском ожоговом центре, действительно меняют жизнь детей, которые пережили ожог, прошли лечение. Они чувствуют поддержку, обзаводятся друзьями, учатся жить с последствиями травмы и возвращаются в общество. Это, конечно, была мощная мотивация для того, чтобы я продолжила заниматься благотворительностью, а несколько месяцев спустя зарегистрировала АНО «Во благо».

Работать в фонде по 60 часов в неделю

Мне безусловно повезло в том, что была возможность на какое-то время оставить постоянную работу, чтобы вплотную заняться развитием фонда. Дело в том, что времени на постоянную работу параллельно с проектами «Во благо» не было, так как я посвящала развитию АНО по 60 часов в неделю: координировала выполнение задач волонтерами, PR, продвижение в соцсетях; искала спонсоров; приглашала гостей, рассказывала на мероприятиях об АНО «Во благо» и искала новых людей в команду… Также передо мной стояла задача найти тот формат благотворительности, который не оттолкнет потенциальных доноров, которые готовы жертвовать, но не готовы погружаться в чужую беду.

Сейчас у нас с командой за спиной два благотворительных фестиваля искусств, благотворительные лекции и две благотворительные выставки картин. Могу сказать, что мы нащупали свою нишу, и это позволило немного снизить темп.

10% зарплаты – на благотворительность!

В свободное время я берусь за выполнение задач, которые мне интересны, – организацию и координированием мероприятий в сфере искусства. Это мой заработок, и я неизменно перечисляю от него 10% в свой фонд. Таким образом, я пытаюсь вдохновить своим примером, раскачать тех, кто еще не завел привычку поддерживать благотворительные проекты, но у них уже созрело желание помогать нуждающимся.

О волонтерах

В команде (#командавоблаго) около 20 человек. Это добрые, самоотверженные люди, которыми я искренне восхищаюсь! Все они пришли, откликнувшись на объявления в соцсетях, либо услышав, что мне нужны волонтеры, через друзей и знакомых или во время каких-либо мероприятий. Обычно человек сам заявляет о своих навыках, которые могут пригодиться в благотворительности, а я по мере поступления задачи к нему обращаюсь. Так я пытаюсь избежать проблемы выгорания волонтера.

Справляться с недоверием людей и критикой

Зарегистрировать фонд – это самое простое, что можно сделать. А вот справиться с трудностями, которые потом посылает судьба, непросто. Прежде всего сложно преодолевать недоверие. К сожалению, в России на слуху было много неприятных историй, связанных с нечистоплотной работой благотворительных организаций.

Сбор средств – это тоже занятие не для слабонервных. Сегодня помощь чужим не кажется естественным действием.

Немаловажно в работе фонда и то, что у меня не было и нет административной поддержки или огромного бюджета. Стартовый капитал составил ноль рублей . Мне приходилось самой просить деньги на организацию фестиваля, предлагать спонсорские пакеты, убеждать приобрести картину, часть средств от продажи которой пойдут на помощь. Некоторые люди уклончиво говорили мне, что пока не готовы. Были и такие, кто начинал внушать, что ничего не получится и пора бросать эту затею. Приходилось и слышать клевету в свой адрес, что, к примеру, я на собранные 1,5 млн рублей улетела на Мальдивы… Вот что здесь интересно: я вообще никогда не была на Мальдивах.

Порой выслушивать критику и негатив очень сложно. Признаюсь, были моменты, когда хотелось опустить руки, закрыться дома и ничего не делать. Но каждый раз люди, с которыми я работаю, волонтеры, говорили мне: «Оля, ты что? Нельзя сдаваться. Мы же бьемся за добро!»

При этом с точки зрения бизнеса, наверное, мой фонд можно назвать успешным – меньше чем за год существования уже после выплаты средств на благотворительные программы на счете организации осталось около 300 тыс. рублей. Однако, конечно, хочется сделать так, чтобы деньги поступали постоянно, и именно над этим мы сейчас работаем – поиск платформы, с помощью которой наши единомышленники в любое время смогут перевести на счет фонда ту сумму, которую считают комфортной для себя.

Фото личный архив Ольги Мансир

Помочь, а не навредить

1. Нельзя давать деньги на улице людям, которые собирают их якобы для благотворительных фондов. Так вы поддерживаете мошенников, и пользы ваш жест милосердия не принесет.

2. Не нужно заваливать игрушками детей в детдомах. Это делает детей не приспособленными к жизни в обычной среде, вызывает конкуренцию внутри коллектива, а впоследствии приводит к искаженному пониманию, что все лучшее в жизни ты сможешь получить: а) попросив, а не заработав; б) применяя силу. В остальном это выбор каждого: пробегите благотворительный марафон, подарите фонду для аукциона картину, приезжайте в один и тот же дом постарелых к одному и тому же старику два раза в год; выступите с мотивирующей речью перед школьниками или подопечными детдома, перечислите деньги в фонд, который их эффективно израсходует. Главное – чтобы помощь шла от сердца! Есть сайты-акселераторы. Они помогают найти фонд, который решает ту проблему, которую вы хотите искоренить. Сложные системы поиска помогут вам определиться и с регионом, и с формой помощи (деньги, время, знания).

Чтобы открыть свой фонд, нужно быть готовой к сложностям, благотворительность – это не мир розовых пони, это такой же суровый бизнес, как и любой другой. Для меня он очень сложный. По большому счету я каждый день должна принимать решения, оставив приобретенный опыт работы за спиной. Необходимо общаться с людьми, у которых есть опыт в фандрайзинге; определиться с пулом экспертов, чьему мнению вы доверяете. Чтобы, начав грандиозный сбор средств на лечение ребенка, вы знали наверняка, что его еще можно спасти. Определенно пригодятся упрямство, высокие коммуникативные навыки, нежелание принимать «нет» как ответ и вера в то, что делаешь правильное дело.

Есть кое-что, о чем хочется рассказать сотрудникам крупных корпораций. Очень полезно попадать в среду волонтеров, людей из некоммерческого сектора, для разгрузки нервной системы, переоценки своих жизненных ценностей; ведь жизнь в крупной компании проходит на высоких скоростях, и необходима осознанная остановка для того, чтобы идти дальше. Для этого на Западе существует практика PRO BONO, или интеллектуального волонтерства: юристы, консультанты, бухгалтеры высшего уровня берут на себя обязательства несколько часов в неделю или в месяц посвящать работе в благотворительном фонде.

“Ъ-Lifestyle” совместно с компанией Clinique представляет проект #differencemaker (#ЭтоМеняетВсе), посвященный людям, которые меняют мир вокруг себя каждый день. Новая инициатива Clinique позволит сформировать благотворительную платформу и объединить международные фонды, поддерживающие развитие систем образования и здравоохранения. В течение нескольких месяцев известные бизнесмены, актеры, художники и врачи, занимающиеся социально значимой деятельностью, будут говорить о том, как можно сделать жизнь на планете лучше. Продолжает проект интервью с основателем благотворительного фонда «Шередарь» Михаилом Бондаревым, построившим первый детский оздоровительно-реабилитационный центр в стране.


С основателем благотворительного фонда «Шередарь» Михаилом Бондаревым, в 2012 году построившим на реке Шередарь детский оздоровительно-реабилитационный центр, мы встречаемся в одном из московских отелей. Здесь ждут детей, возвращающихся с программ фонда. Сотрудники и родители собираются в конференц-зале, и, пока мы фотографируем Бондарева на улице, к нему подходит группа из нескольких мам. После пары минут разговора с ними он выглядит смущенным: «Никогда не привыкну к этим благодарностям».

- С чего начинался фонд «Шередарь»?

Я начну не сухо, не с фактов, а с истории: вот сейчас сюда приедут дети, они возвращаются из «Шередаря», с программы, которая закончилась накануне. И вчера, когда я оказался на территории центра, я увидел радугу - прямо над залом, в котором проходит концерт. И я даже сфотографировал ее на телефон, такой она была красивой. А несколько лет назад, таким же сентябрьским вечером, я сфотографировал в Москве другую радугу. И в ту же ночь мне написали, что ушла из жизни Галя Чаликова - главный мотор, который стоял у истоков фонда «Подари жизнь». И тогда, и сейчас я выложил эти снимки в интернет, и одну из публикаций в память о Гале журналисты назвали «Она ушла по радуге». Я это все вот к чему рассказываю: иногда, когда ты делаешь правильное дело, небо посылает тебе знак - он может быть разным, и важно его заметить. Не скажу, что я очень религиозный человек, но это мое убеждение, что, когда ты находишься на правильном пути, такие знаки обязательно тебе сопутствуют. С Галей мы познакомились вот как: я тайно передавал деньги в Российскую детскую клиническую больницу, потому что не считаю, что нужно кричать всем о том, что ты помогаешь. Я делал это через свою сотрудницу, а потом, когда она уехала, оказалось, что эти деньги она передавала как раз Гале Чаликовой - так мы с ней познакомились, а потом очень быстро подружились. Тогда я не знал, как заниматься благотворительностью, но помогать мне нравилось, поэтому я регулярно отправлял деньги детям в Российскую детскую клиническую больницу. И потом, когда Галя основывала фонд «Подари жизнь», она попросила меня - именно попросила, и я согласился на эту роль - войти в управление фондом. Она же много раз была на реке Шередарь и последний свой отпуск провела как раз там. Именно Галя подтолкнула меня к созданию полноценного детского реабилитационного центра, потому что тогда ничего подобного в России не было.

- Давайте как раз поговорим про разницу между Россией и миром в вопросе детской реабилитации, она есть?

Я хочу сразу оговориться, что я не первый в стране, до меня уже занимались детской реабилитацией после онкозаболеваний, но я первый в том смысле, что фактически на мои деньги построен специализированный центр, который предназначен для детской реабилитации. Я убежден в том, что качество наших программ находится на уровне лучших европейских. Мы ведь постоянно отправляем сотрудников и волонтеров в Европу и Америку для того, чтобы они могли наблюдать за ходом таких программ в передовых центрах. И они учатся, сравнивают. Некоторые родители, бывавшие в европейских центрах, говорят, что у нас во многом лучше. Однако лет семь назад Россия отставала, потому что таких центров попросту не было. Мы еще в 2012 году стали проводить конференцию по детской реабилитации, и к нам со всей страны и из других стран съезжались специалисты. Я не хочу сказать, что ситуация в обществе стала меняться благодаря нам - просто мы оказались в нужном месте и в нужное время, - но изменения происходят, они назрели, люди стали понимать, что реабилитация необходима не меньше, чем само лечение. С другой стороны, нужно продолжать постоянно об этом говорить. Ведь не только врачи, но прежде всего родители, а также учителя должны знать о существовании реабилитационных программ. Если говорить о нашем фонде, то все, что мы делаем, для детей абсолютно бесплатно, к нам нужно только обратиться. Часто наш центр простаивает, в то время как десятки тысяч детей нуждаются в реабилитации и не получают ее в должной мере.

- А общество понимает эту важность реабилитации?

Это то, чему всем нам нужно учиться. Очень важно понимать, что ребенок, переживший болезнь, совсем не такой, как те дети, которые, к примеру, учились с ним в одном классе. Врачи диктуют ему, что и как нужно делать, изолируют от общества - он больше не может встречаться со сверстниками - и причиняют ему физическую боль. Он понимает, что может умереть. Это жуткий стресс. Это… я бы не стал даже называть это травмой. Это очень существенные, но обратимые изменения в физиологии, в психологии человека, он другой, он не может сразу вернуться в строй, быть таким же, каким он был до болезни. И нужно обязательно ему помочь. Причем эта помощь и, что важно, понимание должны исходить не только от врачей, реабилитационных центров и родителей, но от школы, друзей, знакомых и даже соседей. Общество у нас еще не готово, не знает этого, и, конечно, людям надо объяснять.

Вопрос, который всегда напрямую связан с благотворительностью, - это вопрос поиска финансирования. От основателей многих фондов можно услышать, что охотнее всего люди передают деньги больным детям. То есть, к примеру, фондам, занимающимся взрослыми, собирать средства значительно сложнее. То же касается и первичных нужд в сравнении с реабилитацией. Получается, что на лечение конкретного ребенка деньги собрать проще, чем на реабилитацию в целом. Вы можете с этим согласиться?

Деньги нужны всем фондам, это правда. Все так. С другой стороны, если бы денег всем хватало, как бы мы могли себя проявить в этом обществе, как бы мы могли самореализоваться? Наш фонд, впрочем, счастливое исключение из правила. Существенное отличие «Шередаря» от других в том, что обычно 10–20% от сборов фонд вынужден тратить на бухгалтерию, на управление, на офис. То есть он соберет миллион, а до детей доходит 800 тысяч. Наш фонд соберет миллион, а до детей дойдет несколько миллионов, потому что есть дополнительные источники существования. Например, принадлежащая мне школа иностранных языков ВКС-IH, вся прибыль от деятельности которой идет на детскую реабилитацию. Я вообще не понимаю тех людей, которые тратят деньги на роскошь. Это от ограниченности, по-моему, или от несчастья. Несчастья не иметь какого-то увлечения, которое приносит тебе радость. Ну вот купил ты яхту, потом за нее твои наследники будут драться, зачем тебе это надо сейчас, при жизни? Мы все еще находимся в зачаточной стадии, у нас еще нет этой культуры, которая есть в Европе. Ведь много десятилетий подряд обо всем заботилось государство и речи о самостоятельной благотворительной помощи не было. Но я думаю, что это все у нас вырастет, потому что благотворительность - это не только возможность быть полезным обществу, это еще и новые знакомства, которые многому учат. Это должно быть интересно всем, взять, к примеру, предпринимателей. Все бизнесмены растут до определенного уровня, а потом им что остается? Только умножать то, что достигнуто. Качественного скачка нет. Я сталкивался с тем же, пока не стал заниматься благотворительностью. А когда построил центр, открылась совершенно другая картина мира. Я сейчас и на бизнес по-другому смотрю, и с людьми иначе общаюсь. Понятно, что деньги есть не у всех, не все могут жертвовать миллионы, но вот возможность приехать волонтером, захотеть научиться и уделить детям свое время, уверен, есть у многих.

Если говорить о людях, о команде, как она складывалась? Ведь, помимо врачей, профессионалов, есть еще и волонтеры…

Да! Люди - это самое интересное, что есть в мире. И надо сказать, что, когда я ушел в благотворительность, у меня была иллюзия, что этим занимаются совершенно особенные, чудесные и добрые люди, не от мира сего, почти святые. Потом когда я разобрался, то понял, что люди всюду одинаковые. И если сравнивать благотворительность и бизнес, я не скажу, что благотворительность чище и честнее, чем бизнес. Бизнес более открыт, более честен в силу своих целей. Он говорит прямо: моя задача - заработать деньги, а благотворители чего только не говорят. Но все равно, как ни крути, люди - совершенно отдельная тема. Вот если говорить про волонтеров: это люди, которые решили посвятить две недели своей жизни, своего отпуска на то, чтобы помочь детям, провести с ними время. И они уезжают из центра совершенно другими, многое в себе обнаруживают. Что касается команды, она сама подобралась. Вот я вам про радугу рассказывал, когда ты что-то хорошее делаешь, Вселенная или Бог - тут уж кто во что верит - тебе помогает. И люди как-то сами приходят. Я не профессор, не врач, не психолог, я просто организатор. Моя цель - собрать вокруг себя людей и показать, куда мы идем. То есть у меня, в принципе, две задачи: сказать, куда мы двигаемся, подобрать ключевых людей и с ними работать. И мы постоянно ищем новых людей, новых сотрудников, потому что фонд расширяется. И здесь нужно понимать, что «Шередарь», как и любой другой фонд, - это, с одной стороны, врачи и психологи, а с другой - талантливые управленцы, менеджеры. Я хочу привить две очень важные вещи: прозрачность, которая подразумевает честность, и чистые интересы, то есть интересы детей страны. Всегда в таких фондах есть противоречие между финансовой составляющей и нравственной. И если ты уходишь в нравственную составляющую, у тебя могут пострадать финансы. Если ты уходишь в финансовую составляющую, то происходит наоборот. Я знаю массу примеров и наших, и заграничных фондов, когда, концентрируясь на деньгах, люди теряют человечность. То есть когда фонд начинает просто работать как машина по привлечению средств и направлению их родителям, то теряется доброта. Получается бизнес. В принципе, любой фонд - прежде всего бизнес, если говорить с точки зрения коммерсанта, а я предприниматель, это те же самые законы. Так вот, очень важно, чтобы, несмотря на всю финансовую составляющую, в людях была доброта и чтобы они видели в каждом человеке, в каждом ребенке, в каждом родителе и волонтере прежде всего людей и относились отзывчиво. Чтобы они отвечали на все письма, чтобы отвечали на все звонки по-человечески, ни от кого не отмахивались, вот это очень важно.

- А помогает ли в этом общение с детьми?

Обычно я с детьми не встречаюсь, это и хорошо, и плохо. Я разговариваю с сотрудниками, с волонтерами, а детей вижу только на расстоянии. Не приду же я к ним со словами «а я вот тот добрый дядя, который все построил». Это лишнее. Им не нужно это знать, они приехали, чтобы получить радость и пообщаться с волонтерами. А вообще эти дети, в прямом смысле, без всякой патетики, смотревшие в лицо смерти, - особенные люди, у них очень многому можно научиться.

____________________________________________________________________

Анастасия Каменская


В декабре прошлого года Данила Козловский стал лицом благотворительного фонда «Выход в Петербурге». Михаил Рудин узнал у актера, что входит в обязанности официального представителя организации и кем его видят подопечные.

С декабря прошлого года ты стал лицом благотворительного фонда «Выход в Петербурге» - или официальным представителем, как это правильно называется?

Скорее лицо фонда. Это получилось довольно спонтанно - с другой стороны, ничего случайного не бывает. На самом деле, я уже давно хотел быть чем-то полезным.

На твоей основной работе ты приносишь недостаточно пользы обществу?

Может быть, вполне достаточно. Но если у тебя появляются возможности быть полезным миру, которые выходят за рамки твоей прямой профессии, их надо максимально использовать.

Как вы нашлись с фондом?

Сначала, конечно, я посмотрел фильм «Антон тут рядом». Уже потом Люба Аркус узнала о моем интересе и предложила записать видеообращение, чтобы привлечь внимание к фонду и центру абилитации. Спустя какое-то время я понял, что хочу сделать для фонда больше.

А какие условия работы лицом фонда?

Мне не ставили никаких условий. Люба спросила, действительно ли я хочу этим заниматься, я сказал «да», и мы стали придумывать, чем я могу быть полезен. И выяснилось, что поле действия для креатива довольно большое. Давай оставим в стороне вопросы, которые касаются привлечения средств, бизнеса - это внутрифондовый разговор. Тебе, скорее, интересна творческая часть благотворительности - например, 8 марта мы провели мастер-класс «Добрый десерт» в ресторане Jamie"s Italian вместе с Ginza Project. Это одна из форм благотворительности, которая интересна мне, как очередная возможность пообщаться с людьми, которые следят за моим творчеством, интересна ребятам из Ginza, потому что проходит на их территории, интересно фонду потому что может привлечь средства и внимание. Это диалог, который может быть интересен не только тем, кто просит денег, но и тем, кто дает их.

У вас есть какой-нибудь план развития на год?

У нас запланирована целая культурная программа. Сейчас мы, например, готовим благотворительный концерт с Алексеем Гариболем. В моем случае, это первый серьезный музыкальный опыт, я никогда в жизни не пел со сцены, не играл в мюзиклах - а это моя мечта. Работы, на самом деле, очень много. И работа будет всегда - это одна из особенностей благотворительности, средств никогда не бывает достаточно. Это надо просто принять, проблем всегда чуть больше, чем возможностей их решать. Но опускать руки нельзя. Сегодня ты один, завтра вас двое, послезавтра - трое, через неделю - уже человек десять. У нас есть в перспективе и расширение центра, и детские лагеря. Пока что мы работаем только в Петербурге, занимаемся с 73 семьями и для нашего фонда это много, если учитывать что мы открылись только в прошлом году. Хочется создать площадку на базе центра, которая могла бы стать - я так очень аккуратно говорю - актовой площадкой для режиссеров, артистов, поэтов, музыкантов. Аутизм - это особенность развития нервной системы, и это очень талантливая болезнь, если можно так говорить о болезни. Это люди дождя, очень талантливые люди, многие из них гениальны - достаточно вспомнить Перельмана, Гейтса, Линкольна..

Ты не строишь воздушные замки?

Особенности воздушных замков в том, что они все-таки могут приобрести деревянный, а то и каменный вид. Надо планировать, мечтать и реализовывать мечты. Я понимаю, что это сейчас звучит дико. Но когда Люба планировала центр год назад, это тоже во многом был воздушный замок. И гораздо воздушней, чем те программы и задачи которые стоят перед нами сейчас. Я не даю вам никаких гарантий, потому что вы же первые с меня спросите через год. Это планы, надежды, мы стараемся их реализовать.

Раз уж ты лицо фонда и центра, ты стал официальным представителем этих людей. Что, по-твоему, они хотят через тебя передать социуму?

Я, к сожалению, не так часто с ними встречаюсь, я все-таки не тьютор, это не моя специальность. Я вижусь с ними, когда бываю в центре, показываю его гостям и партнерам. Но я думаю, что они хотят сказать через меня: не надо нас жалеть, не надо к нам относиться, как к инвалидам или как к чуждым людям, лишним людям. А если у вас есть возможность сделать так, чтобы мы были частью вашего мира, давайте попробуем. Потому что и мы можем быть вам в чем-то полезны. Когда Люба Аркус говорила, что они перевернули всю ее жизнь, я долгое время не понимал, что она имеет в виду. Теперь я понимаю: у них совсем другой взгляд на вещи, другие глаза; у них есть что-то, чего лишены мы в силу разных причин и обстоятельств, и что нам могло бы очень пригодиться. А у них это есть, они это дают.

Дети ведь не воспринимают тебя как актера, они наверняка ассоциируют тебя кем-то из сыгранных тобой персонажей..

Они не такие уж и дети. Мы стараемся заниматься самой социально незащищенной группой людей - после 18 лет. До 18 у нас в стране этой проблемой стараются заниматься - плохо, конечно, но хоть как-то: есть специализированные школы, интернаты. А после 18 считается, что человек неизлечим и его просто бросают. Хотя у нас есть и маленькие подопечные.

Так или иначе, я вел к тому, какой из сыгранных тобой героев мог бы для них быть примером, или с кем они могли бы себя ассоциировать?

Очень сложный вопрос. Непонятно, где что кого зацепит. Я иногда узнаю от зрителей совершенно для меня неожиданные и необъяснимые мысли и впечатления о своих ролях. Если скажу, что ролевой моделью должен быть Харламов, это будет слишком очевидно. Я думаю, этим героем мог бы быть Ральф из спектакля Малого Драматического театра «Повелитель мух». Может быть, потому что он ребенок, и он не отравлен взрослым миром. И они взрослые, но в них есть что-то космическое, если ты понимаешь, о чем я говорю. И в этом они очень беззащитны. Это какой-то космический масштаб наивности в самом прелестном смысле этого слова.