Вавилонская башня действительно существовала. Вавилонская башня


важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

Иконография

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

32.536389 , 44.420833

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года .

Литература

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:

  • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
  • Клайв Льюис , роман «Мерзейшая мощь»
  • Виктор Пелевин , роман «Generation P»
  • Нил Стивенсон в романе «Лавина » дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.

Музыка

Следует отметить, что многие вышеуказанные песни содержат в названии слово Вавилон, но в них нет упоминания о Вавилонской башне.

Театр

Категории:

  • Древний Вавилон
  • Невоплощённые сверхвысокие строения
  • Сюжеты Ветхого Завета
  • Понятия и термины в Библии
  • Зиккурат
  • Вавилонская башня
  • Книга Бытия
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вавилонская башня" в других словарях:

    И смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории»… … Энциклопедия мифологии

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего. постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1 9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей,… … Энциклопедия Кольера

    В Библии предание, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), когда строили город и башню до небес (первое большое строительство людей). Если город строили оседлые жители, умевшие обжигать кирпич, то башню кочевники с Востока;… … Исторический словарь

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес … Православная энциклопедия

    Вавилонская башня - Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонская башня в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Вавилонская Башня - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни,… … Православие. Словарь-справочник

    Вавилонская башня - Книжн. Об очень высоком здании, строении. В тот день океан устроил людям подлинное побоище… Эфир был полон сообщениями об аварийном состоянии судов многих стран. Под ударами рухнула «вавилонская башня» наших дней циклопическое сооружение,… … Фразеологический словарь русского литературного языка


О строительстве Вавилонской башни рассказывается в Книге Бытия, первой в Пятикнижии Моисея. Этому библейскому сюжету посвящена картина Питер Брейгель Старший (1563). Кто не слышал о легендарном "вавилонском столпотворении", которое вызвало гнев божий? В наказание за этот грех люди с тех пор говорят на разных языках и с большим трудом понимают друг друга...

Вавилонская башня не входит в "официальный" список чудес света. Однако она - одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй - 18, третий и пятый - по 6 метров, седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 метров.

Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия - "сковорода") на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.
"В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой - святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня; в общем, восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи - должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.

Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон - также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь - на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее...".

Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню - святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстроили ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины - он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. "Но, - как пишет Страбон, - этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер".


Библейский сюжет о грандиозном сооружении - Вавилонской башне, до сих пор не даёт покоя многочисленным учёным, которые пытаются либо опровергнуть, либо доказать правдивость данной истории. Согласно этой широко известной легенде, однажды люди захотели построить такую башню, которая бы доставала до неба, и это очень не понравилось Богу, который в наказание за человеческую гордыню и самоуверенность лишил людей общего языка.

Переставшие понимать друг друга строители оставили свою затею, а место, где произошло это знаменательное историческое событие, было названо Вавилон, что в переводе с арамейского означает «смешение».

Однако некоторые филологи готовы поспорить с этой трактовкой, поскольку по-еврейски Вавилон звучит как Бабель. А часто попадающиеся в древних надписях созвучные «вавилону» слова Bab-il и Bab-ilu скорее всего означают «врата бога», что более созвучно с оригиналом нежели арамейское balbel.

Как бы то ни было, но специалисты всего мира стараются отыскать следы легендарной постройки, которая имела место в древности. Как утверждают британские учёные, им удалось обнаружить достоверное доказательство существования Вавилонской башни. А помогла им в этом частная коллекция одного из бизнесменов, в которую входят клинописные таблички и осколок камня с резьбой. Расшифровка надписей позволила установить, что они содержат детальное описание «Стелы Вавилонской башни», и на рисунке изображён сам царь Навуходоносор, который правил Вавилоном 2500 лет назад.

По существующей на данный момент версии, знаменитая Вавилонская башня – это зиккурат Этеменанки, древний храм высотой 91 метр. Такое предположение специалистами было выдвинуто уже давно, с тех пор как в конце позапрошлого века Робертом Кольдевеем были обнаружены руины некогда великого Вавилона. Вновь открытый город подтвердил существование одного из чудес света – Садов Семирамиды, а также предоставил «информацию к размышлению» о библейской башне.

Собственно, найденное строение (храм Этеменанки) не совсем является башней, это скорее пирамида, ширина которой составляет 90 метров. Вершину этого строения некогда венчала золотая статуя верховного бога вавилонян – Мардука. Согласно одной из версий, при постройке этого грандиозного храма царь Навуходоносор использовал пленных рабов, захваченных в Иудейском царстве, которые говорили на разных наречиях, и такое многообразие языков поразило евреев, до сих пор не сталкивавшихся с многоязычием. Возможно, именно этот момент и послужил за основу сюжета о Вавилонской башне.


Найденный зиккурат Этеменанки насчитывает семь ярусов, однако знаменитый историк Геродот описывает Вавилонскую башню как восьмиярусную, с шириной 180 метров у основания. Археологи предполагают, что «недостающий» ярус вполне может находиться внизу, под землёй.

Несмотря на то, что с местоположением Вавилонской башни, специалисты, кажется, определились, подобная легенда сложена и о пирамиде, находящейся в городе Чолуле (Мексика). Это грандиозное сооружение высотой до 160 футов очень напоминает пирамиды Египта, а по размерам даже превосходит их. Легенда об этой уникальной постройке была записана ещё в 1579 году историком Дюраном, и сюжет очень похож на библейский. Хотя велика вероятность того, что именно испанские миссионеры преподнесли таким образом постройку этой колоссальной пирамиды.


Вообще легенда о смешении языков при помощи Вавилонской башни в своём роде уникальна, поскольку легенды других народов схожи с ней либо в первой части (постройка «лестницы» к небу), либо же во второй – где просто говорится о смешении языков.

Например, у некоторых африканских племён в окрестностях Замбези существуют предания, которые повествуют о том, что некогда бог Ниамбе потребовал от людей повиновения. Но люди не пожелали покориться ему и решили убить Ниамбе. Тогда бог спешно взобрался на небо, а скреплённые между собой мачты, по которым люди тоже карабкались на небо в попытке поймать беглеца, рухнули, и преследователи погибли.

У ашанти тоже есть подобная легенда, где оскорблённый бог покинул землю, взойдя на небо. Только в этом случае в роли лестницы для людей выступали песты для расталкивания зёрен, которые ставили один на другой.

В той же Африке (в племени ва - сена) существует весьма занимательная легенда о том, как люди стали разговаривать на разных языках. Как и положено, вначале у всех народов был один язык, однако во время сильного голода люди лишились рассудка и разбрелись по разным частям света, бормоча при этом непонятные слова, которые и стали затем языком какой – либо народности. У калифорнийских индейцев майду тоже есть своя версия смешению языков, согласно которой накануне одного из празднеств люди перестали понимать друг друга, и только супружеские пары могли общаться между собой на одном и том же языке.


Но бог явился ночью к одному из заклинателей и дал ему дар понимать каждый из языков, и этот «посредник» научил людей всему: готовить еду, охотиться, соблюдать установленные законы. Затем все люди были разосланы по разным направлениям.

Легенды многих народов находят отображение того, что некогда у людей был общий язык, а некоторые из учёных даже пытаются установить, на каком же языке разговаривали первые обитатели Эдемского сада, включая коварного змея. Языков и наречий на планете существовало и существует великое множество, и огромное количество из них уже не подлежит восстановлению.


К сожалению, эти поначалу незаметные потери с течением времени превращаются в сложные головоломки, заключённые в непонятных последующим поколениям символах и буквах. Хотя некоторые из этих надписей без сомнения содержат информацию, способную пролить свет на некоторые из величайших загадок истории.

Исследователи из Национального центра атмосферных исследований при Университете Колорадо с помощью компьютерного моделирования воссоздали сочетание ветра и волн, из-за которого в воде могла образоваться полоса суши, описанная в Книге Исход...

Печать диаметром 15 мм с изображением человеческой фигуры и льва была обнаружена на археологических раскопках в Бейт-Шемеше – городе, упоминаемом в Ветхом завете как место остановки каравана филистимлян, возвращавшего Ковчег Завета в Израиль после кражи. Древний Бейт-Шемеш был расположен между двумя другими библейскими городами – Цорахом и Эштаолом.

О Ковчеге повествует лишь библия, ничуть не убеждающая в наличии реального прототипа. Техническое описание устройства - явный вздор. Тяжеленная двусторонняя золотая обивка, а ведь Ковчег полагается носить на плечах посредством шестов. Но золото не только тяжеленный, но и непрочный, мягкий, металл, явно неподходящий для колец, несущих вес Ковчега...

В христианском мире существует немного легенд, более известных чем история о Вавилонском Столпотворении. Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес...

Надписи на этом чёрном камне датированы 604-562 годами до нашей эры. На плите изображены царь Навуходоносор II, правивший Вавилоном более 2500 лет назад, и легендарная Вавилонская башня. Если говорить точнее, то, конечно, перед нами не она буквально, а зиккурат Этеменанки. Это 91-метровое сооружение историки считают прообразом легендарной башни из Библии...

Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

Вавилонская башня: вымысел или правда?

Максим - Skazanie.info


В христианском мире существует немного легенд, более известных чем история о Вавилонском Столпотворении.

Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:


«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».


Что есть Сеннаар, где гордецы решили построить громадину? Так Библия называет земли в междуречье Тигра и Евфрата в древности. Он же Шумер, географически - современный Ирак.

По Бытию - это время между Потопом и переселением Авраама из Междуречья в Палестину. Библеисты (верующие библеисты) датируют жизнь Авраама началом второго тысячелетия до н.э. Следовательно, Вавилонское Смешение в буквальном библейском варианте происходит где-то в третьем тысячелетии до н.э., на несколько поколений раньше Авраама (реальность персонажа - не тема данной статьи).

Иосиф Флавий поддерживает эту версию: послепотопные люди не хотят зависеть от богов, строят башню до небес, боги разгневаны, смешение языков, прекращение строительства.

Кое-что уже имеем: выстроена в Шумере в III тысячелетии до н.э. Для историков одной Библии недостаточно, поэтому далее послушаем самих жителей Междуречья:


«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье», - пишет Набополасар.

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом», - пишет его сын, Навуходоносор.


В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, обследуя пустынные холмы в 100 км к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Кольдевей будет раскапывать его следующие 15 лет своей жизни. И подтвердит две легенды: о Садах Семирамиды и о Вавилонской Башне.


Кольдевей обнаружил квадратное основание храма Этеменанки шириной 90 метров. Приведенные выше слова царей обнаружены при этих же раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки (Храм краеугольного камня неба и земли) имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал, как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метра) - довольно внушительное строение. Для древнего человека создавала впечатление лестницы на небо. И строилась эта "лестница" из обожжённых глиняных кирпичей, как и написано в Библии.

Теперь состыкуем данные. Как храм Этеменанки попал в Библию?

Навуходоносор Второй (Nebuchadnezzar II) в начале VI века до н.э. разрушил Иудейское царство, переселив население в Вавилон. Там-то иудеи, которые к тому времени ещё не завершили формирование Ветхого Завета, и увидели поразившие их воображение зиккураты. И полуразрушенный или недостроенный храм Этеменанки. Наиболее вероятно, что как раз пленных Навуходоносор и использовал для восстановления культурного памятника предков и строительства новых. Там и появилась версия рабов: "балал" - "смешение" (древенеевр.). Ведь евреи до этого никогда не сталкивались с подобным многоязычием. Но на родном языке "Вавилон" означал "Божьи Врата". Там и появилась версия, что бог когда-то разрушил эту башню. Древние евреи как-бы пытаются посредством мифа осудить строительные работы с привлечением рабов. Там, где вавилоняне хотели стать ближе к богам, иудеи узрели святотатство.

Геродот описывает Вавилонскую башню, как 8-ярусную, 180 метров у основания. Вполне возможно, что под нашим зиккуратом находится ещё один, недостающий ярус. Кроме того, есть косвенные данные, что Храм Этеменанки стоял уже при Хаммурапи (XVIII век до н.э.). Когда же постройка начиналась, пока достоверно неизвестно.

31 марта 2019 г.

Корея, Древний праздник Хансик: не едят горячую пищу, чтобы задобрить огонь, символизирующий наступающее тепло, и приносят дары на могилы предков

1284 г. - епископ Эли основывает Питерхаус - самый старый и самый маленький колледж Кембриджского университета

1461 г. - умер Иона Московский, последний московский святитель, носивший титул митрополита Киевского; канонизирован

1499 г. - родился будущий Папа Пий IV (Джованни Анджело де Медичи)

1675 г. - родился будущий Папа Бенедикт XIV (Просперо Ламбертини)

1682 г. - сожжение Аввакума и его последователей по указу царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима

1860 г. - родился Родни Джипси Смит, проповедник-евангелист

1869 г. - умер Аллан Кардек (Ипполит Леон Денизар-Ривайль), основоположник спиритизма

1927 г. - родился Эдуардо Мартинес Сомало, католический кардинал

1930 г. - родился Хулиан Херранц Кассадо, кардинал Римско-католической церкви

1959 г. - лидер тибетского буддизма Далай Лама бежал из оккупированного китайцами Тибета

Случайный Анекдот

Посреди океана тонет лайнер. Капитан в панике, и тут ему сообщают, что среди пассажиров есть раввин, который может совершать чудеса. Его срочно приводят к капитану, и тот просит:
- Рабби, что можно сделать?
- Интернет есть?
- Есть!
- Тогда быстро продавайте корабль.

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

«Отец истории» Геродот был cкуп и строг в выборе чудес мира: Вавилонская башня, мост через реку Евфрат, лабиринт в Фаюмском оазисе. И все.

Вавилонская башня —столп высотой до небес, которую, согласно библейской легенде, начали строить внук Хама Нимрод и другие потомки Ноя, чтобы было где укрыться в случае нового всемирного потопа. Другим мотивом послужила непомерная гордыня людей, их стремление «сравняться с богами». В переносном смысле — грандиозное предприятие, окончившееся неудачей из-за внешних обстоятельств либо просчетов авторов.

Вавилонская башня - одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй - 18, третий и пятый - по 6 метров, седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 метров.

Согласно древней библейской легенде, более четырех тысяч лет тому назад все люди жили в Месопотамии, то есть в бассейне рек Тигра и Евфрата, и все говорили на одном языке. Так как земля этих мест была очень плодородна, то люди жили богато. От этого они сильно возгордились и решили построить башню до самого неба. Для сооружения монументального строения люди использовали не камень, а необожженный кирпич-сырец, для соединения кирпичей применялся вместо извести битум (горная смола). Башня все росла и росла в высоту. Наконец Бог разгневался на неразумных и тщеславных людей и наказал их: он заставил строителей говорить на разных языках. От этого глупые гордецы перестали понимать друг друга и, побросав свои орудия, прекратили строительство башни, а потом разошлись в разные стороны Земли. Так башня оказалась недостроенной, а город, где происходило строительство и смешались все языки, назвали Вавилоном.

Однако историки и археологи доказали, что библейская легенда полностью соответствует подлинным историческим событиям. Оказалось, что Вавилонская башня, или зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и земли»), действительно была построена во II тысячелетии до нашей эры, но затем неоднократно разрушалась и вновь отстраивалась. Последняя постройка осуществилась в VII-VI веках до нашей эры. Зиккурат) с высокими лестницами и пандусами имел квадратное основание со сторонами около 90 м и такую же высоту. По нынешним меркам сооружение достигало в высоту 30-этажного небоскреба.

Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, обложенную снаружи обожженным кирпичом. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет. На вершине зиккурата находилось святилище, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами {символ плодородия). Оно считалось местом обитания бога Мардука - покровителя города. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. На ярусы вели лестницы; по ним поднимались религиозные процессии.

В Месопотамии существовал особый тип храма, совершенно отличный от египетского. Так, если пирамиды по сути своей являлись гробницами, то зиккураты имели сплошную кладку без внутренних помещений. Наверху находился павильон, представлявший, согласно верованиям того времени, жилище божества. Основная часть террас зиккуратов имела плоскую кровлю по сводам. Так как камня, пригодного для строительства, в основных районах Двуречья не существовало, а дерева было мало, то единственно возможной представлялась именно такая конструкция постройки.

Нужно отметить, что верхние площадки зиккуратов использовались не только в культовых, но и в практических целях: для обзора воинами-стражниками окружающей местности. Вообще, оборонительная функция пронизывала всю архитектуру Месопотамии.

В настоящее время от легендарной Вавилонской башни остались только фундамент и нижняя часть стены. Но благодаря клинописным табличкам имеется описание прославленного зиккурата и даже его изображение.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как - «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.

В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой - святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня; в общем, восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи - должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.

Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон - также золотые. По словам халдеев, на изготовление всех этих вещей пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь - на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты.

Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.