Когда были установлены часы на спасской башне. Кремлевские куранты - часы на спасской башне


Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Сначала башню называли Фроловской - по церкви Фрола и Лавра на , к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.

Повышение налога на соль поставило «черных людей» посадов в тяжелое положение. Под давлением населения правительство отменило налог, но решило собрать недоимки сразу за 3 года. Злоупотребления близких к царю лиц обострили ситуацию, и 1 июня 1648 года Алексея Михайловича по дороге из Троице-Сергиева монастыря окружила толпа с требованием наказать вымогателей.
На следующий день царя вновь окружили: люди требовали выдачи злодеев и даже начали громить боярские дома. Царь решил отдать палачу Плещеева, но толпа выволокла его на Красную площадь и растерзала. Тогда Алексей Михайлович пообещал выслать из Москвы ненавистных бояр. И тут начался пожар. По слухам, виновны были приближенные к царю. В ответ народ разгромил хоромы Морозова, двор купца Василия Шорина, убил дьяка Чистого и боярина Траханиотова. Восстание пошло на убыль.

Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.

Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на . Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.

Что есть что в церкви

Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни - часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.

В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.

Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.

Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.

В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.

А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть - его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.

А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.

На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля - Троицкой и Тайницкой.

В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при . Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.

В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов - это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.

Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России, же наоборот - цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галловей - весьма изобретательный человек - придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно».

Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.

Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты - неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.

В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.

Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки, …дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.

Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.

Исполнение мелодии возложили на игральный вал - барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.

Непростым оказался вопрос выбора музыки. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман отобрали 16 самых знакомых москвичам мелодий, но Николай I оставил только две - Преображенский марш Петровских времен и молитву «Коль славен наш Господь в Сионе». Хотели набрать на игральный вал гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», но император запретил, заявив, что куранты могут играть любые песни, кроме гимна.

В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.

Но 2 ноября 1917 года при штурме Кремля в часы попал снаряд. Он повредил механизм, и часы встали почти на год. Лишь в 1918 году по указанию В.И. Ленина куранты восстановили.

Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.

Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.

В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.

Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.

История кремлевских звезд

В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.

Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.

Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.

Диаметр циферблата - 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метров, длина минутной стрелки - 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.

Вес часов на Спасской башне - 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.

Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.

Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом - их сообщали посланники России в других государствах.

Мини-путеводитель по Кремлевским стенам и башням

Говорят, что... ...когда в старой Москве купец обращался к врачу с жалобой на головную боль, обычно происходил такой диалог: «Вы где торгуете? В Кремле? А через какие ворота ездите, через Боровицкие или Спасские? Так, вам надо ездить через другие». И это помогало, ведь над Спасскими воротами висела почитаемая икона, и при въезде нужно было снимать головной убор. Голова и переохлаждалась… .
...при отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню приказали взорвать. Но подоспевшие донские казаки потушили уже зажженные фитили.
...надстраивали Спасскую башню, чтобы защитить куранты от дождя. Но часы были и на других башнях Кремля. На самом деле этой Иерусалимской башне (ведущей в Московский Иерусалим - храм ) пытались придать особенный вид.
...Новый год начинается с первым или последним ударом колокола кремлевских курантов. Но на самом деле смена года происходит с началом перезвона часов - за 20 секунд до первого удара колокола. А 12 удар завершает первую минуту Нового года.

Спасская башня на фотографиях разных лет:

А вы бы хотели что-то добавить в рассказ о Спасской башне Московского Кремля?

Куранты – это башенные или большие комнатные часы с колоколами, отбивающими каждый час заданную мелодию. Однако для жителей Российской Федерации это слово устойчиво ассоциируется с Курантами Московского Кремля.

Общеизвестно, что главными часами России являются именно Кремлевские куранты. Однако намного меньшему числу людей известно то, что современные куранты являются уже четвертыми по счету, установленными в Спасской башне.

В настоящее время не установлено, когда на Спасской башне были смонтированы первые часы. Первое дошедшее до нас упоминание об этом датируется 1585 годом, однако нет точной уверенности, что это были именно первые часы. Невзирая на отсутствие достоверной информации, отсчет истории существования Кремлевских курантов ведется от этой даты.

Кремлевские часы, которые были первыми установлены в Спасской башне, имели 17 часовой циферблат, который отображал наибольшую продолжительность дня летом. Только в 1705 году указом Петра I, башенные часы были заменены на нормальные 12-ти часовые. Эти куранты, закупленные в Голландии, имели недостаточно качественное изготовление и постоянно ломались, в связи с чем Петру приходилось держать большое количество часовых мастеров для ремонта. После того, как столица Государства Российского была перенесена в Санкт-Петербург, царедворцы перестали интересоваться судьбой Кремлевских курантов. Обслуживающий их персонал относился к выполнению своих обязанностей безответственно. Так, в 1770 году, по прихоти мастера, который обслуживал куранты, а он был чистокровным немцем, одной из мелодий часов стала австрийская народная песня, при этом, государственные власти в течение года никак на такое безобразие не реагировали.

Во время разграбления Москвы Наполеоном курантам был нанесен значительный ущерб, а после освобождения города часы еще длительное время не могли привести в нормальное состояние.

Однако история Кремлевских курантов получила новый виток, когда в 1852 году в Спасскую башню были установлены так хорошо знакомые нам часы. Они уже были произведены в России. Их авторами были датчане - братья Бутеноп.

С развитием науки и техники механизм часов подвергался модернизации: переделывались отдельные блоки, заменялись детали на более качественные, произведенные из новых материалов и т.д. Также обновлялись и мелодии проигрываемые часами. Этому в первую очередь способствовали политические события, происходящие в стране, революции, смены государей и лидеров, а также и многие другие.

Современные куранты воспроизводят сразу две мелодии. Когда бьет «шесть» или «двенадцать» часов, играет государственный гимн РФ, а в «три» и «девять» – мелодия «Славься». В 1937 году в механизм часов были интегрированы три электродвигателя, которые осуществляли автоматический завод часов. В настоящее время Кремлевские куранты являются визитной карточкой России.

В В наших часах стрелка ходит по циферному кругу, в Русских, напротив того, вертится циферный круг.

Ранним утром 15 числа весеннего месяца апреля, в 3-е воскресенье месяца, обегая бесплатные, в этот день, муниципальные музеи, в музее "Старого Английского подворья" в Московском Зарядье, на выставке про древнерусскую арифметику, увидел странного вида голубой циферблат с 17 славянскими буквами вместо цифр .. Это был рисунок одного из первых циферблатов часов Спасской (тогда Фроловской) башни Московского Кремля. Т.к. посещение было бесплатным, за фотографирование я не платил, поэтому просто зарисовал циферблат, а придя домой погуглил.

"В наших часах стрелка ходит по циферному кругу , в Русских, напротив того, вертится циферный круг. Г-н Голловей (Holloway), один очень искусный человек, сделал первые такие часы, говоря, что Русские ни в чём не сходны с другими народами, а потому и в часах их должно быть особенное устройство ." Цитирую по: " Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. Сочинение Самуила Коллинса, который девять лет провел при Дворе московском и был врачом царя Алексея Михайловича // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских". — М., 1846

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Д о этого я думал, что самые странные часы были у древних японцев, завезенных в Японию в XVI веке голландскими торговцами (у меня дома есть макет древних японских часов из конструктора "Gakken"). Изменение длины секунд в зависимости от времени года (меняются регулярным изненением длины маховиков, которых 2: один качается днем, второй ночью), чтобы днем и ночью было одинаковое количество часов (по 6 часов).. При том, что длина ночных и дневных секунд совпадала только 2 раза в год, в дни равноденствий. Количество ударов в часах с боем от 9 до 4, т.к. 1, 2 и 3 удара зарезервированы под сигналы к буддистским молитвам. Понятно, что на начало дневного и ночного периодов (рассвет и закат) часы отбивали шесть ударов, потом 5, 4, 9 (полдень-полночь), 8 и 7

Оказывается, наши предки тоже были затейники : секунды у них были постоянны, минут не было вообще, а вот сутки тоже делились на день и ночь по (восходу/заходу солнца) и в дне могло быть от 7 часов (зимнее солнцестояние) до 17 часов (летнее солнцестояние) за счет увеличения или сокращения ночи. В момент восхода/захода солнца часы обнуляли... Естественно крутились в часах не стрелки (как тогда в Европах), а циферблат.

Уже в 1404 году на каменной башне Кремля — Фроловской (Спасской ее называют с конца XVII века) были установлены монахом Лазарем Сербиным первые часы. Москвичи каждый час слышали звон колокола. Сама башня имела тогда другой вид. На плоской верхушке ее был устроен навес, прикрывавший колокол от дождя и снега. В 1491 году итальянец Пьетро Антонио Соларий построил новую башню, сохранившуюся и поныне. В конце XV — начале XVI века башню снабдили новыми часами. В документах тон поры указывается, что «Часовники» получали в год жалованья 4 рубля да на мясо и соль 2 гривны и 4 аршина сукна. Первые куранты установили на кремлевской башне в 1585 году. Но в трудные годы смут и иноземного нашествия они погибли.

В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» — куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время — каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа. В 1624 —1626 годах под руководством мастера Христофора Галовея верхняя часть Фроловской башни была перестроена. Здесь Галовей установил новые часы. К ним колокольный мастер Кирила Самойлов отлил тринадцать новых колоколов. Эти часы во время пожара 1626 года пострадали так, что Галовею пришлось всю работу делать заново. Лишь через два года вновь раздался звон кремлевских курантов.“Часовники“ Спасской башни являлись и придворными мастерами, один из них починивал во дворце часы большие… и часики невелики… в серебре». В 1621 году в Москву на царскую службу был приглашен «аглицкий» мастер Христофор Галовей. Ему заказали новые часы, для сохранения которых от частых пожаров деревянная вышка Спасской башни в 1625 году была заменена ныне существующим каменным верхом. Работы по сооружению многоярусного верха и красивого черепичного шатра осуществили русские мастера-каменщики под руководством зодчего Бажена Огурцова. Галовею за установку часов из царской казны было выдано богатое вознаграждение. 29 января 1626 года от великого князя Михаила Федоровича он получил: серебряный кубок, 29 аршин дорогих тканей, сорок соболей и сорок куниц. Всего царский подарок потянул почти на 100 рублей - огромную по тем временам сумму. А пожаловал государь его (т. е. Галовея) за то, что он «сделал в Кремле-городе над Фроловскими воротами башенные часы».

Это был прибор времени весьма удивительного устройства. Единственная стрелка кремлевских часов, имеющая, вид солнечного луча, была неподвижно укреплена на башне. Под аллегорическим золоченым солнцем на голубом диске были изображены серебряные звезды, полная луна и лунный серп. Вокруг шли 17 арабских золоченых цифр и столько же указных слов —церковно-славянских букв, которые употреблялись в допетровской России. Указные слова были медные, густо вызолоченные и размером каждое в аршин, а между ними помещались получасовые знаки. Дубовый, диаметром более 5 метров циферблат часов медленно поворачивался, подставляя под стрелку-луч цифру очередного наступившего часа. В довершение всего стрелка указывала часы «дневные» и «ночные» — по делению времени, существовавшему тогда на Руси. Дневные часы начинались с первым солнечным лучом, ударявшим с востока в Спасскую башню. А вечером, лишь только последняя искорка зари гасла на золоченых флюгерах, создатель галовеевских часов Шумило Жданов, назначенный на почетную должность «водить» часы, ухватившись за лазоревый круг, переводил кремлевское «часомерье» на ночной счет времени. Часы, построенные устюжскими мастерами, обслуживали не только городской люд, писарей в приказных канцеляриях да купцов в торговых рядах. На десять верст окрест в деревнях и селениях раздавался бой их колоколов, отлитых талантливым русским литейщиком Кириллом Самойловым. «Диво мира» — восторженно называли эти часы иностранцы, приезжавшие в Москву в XVII веке.

Вот что писал о часах Спасской башни посол австрийского императора Леопольда при царе Алексее Михайловиче барон Августин Мейерберг в своих записках о Московии: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов». Сделав эту запись, австрийский посол старательно зарисовал часы в свой альбом: видимо, и для него часы являлась изрядной достопримечательностью. Но часам не повезло. В майскую ночь 1626 года над Москвой разразился страшной силы пожар. Весь Кремль был охвачен пламенем. Деревянные части на Спасской башне сгорели, часовой колокол, проломив два кирпичных свода, рухнул на землю и разбился. Заново восстановленные часы более четверти века исправно и верно служили людям. Но 5 октября 1656 года на Спасской башне вновь учинился пожар. Сгорела ведущая вверх деревянная лестница, обгорели и часы. Часовник на допросе сказал, что заводил часы без огня «и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». Павел Алеппский, описывая путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию, с большим сожалением рассказывает об этом пожаре. Он говорит, что вернувшийся с литовского похода царь Алексей Михайлович, дойдя до Спасских ворот и увидев обгоревшую башню с часами, горько заплакал. Часы после пожара пришли в полную негодность, требовали чистки и ремонта.

Фото: Stepan Kildishev/Rusmediabank.ru

Неотъемлемым атрибутом Красной площади являются часы на Спасской башне Кремля.

Без них мы не представляем себе , по ним отмеряем московское время. А ведь у кремлевских курантов довольно бурная история, которая началась 700 лет назад…

Человек с молотом и небесный циферблат

Первые башенные часы в Кремле появились в XIV в. при Великом князе Василии I. Они представляли собой сложный механизм и состояли из человеческой фигуры, железного молота и колокола. Каждый час «человек» отбивал время, ударяя в колокол. В 1491 году, когда вместо белокаменного возводили кирпичный Кремль, на Фроловской (впоследствии Спасской) башне были установлены первые «классические» куранты.

В летописях упоминается, что в 1624 г. пришедший в негодность кремлевский хронометр «списали» и продали Спасскому ярославскому монастырю за «смешную» цену в 48 рублей. Какое-то время Спасская башня оставалась вовсе без часов. Однако, вступив в 1625 г. на российский престол, царь Михаил Федорович Романов сделал заказ на новые башенные часы известному английскому часовых дел мастеру Христофору Головею. «Команда профессионалов» под руководством Головея изготовила и водрузила на Спасскую башню часы с тринадцатью колоколами. Правда, узнать по ним время было не так-то просто: часы обладали огромным вращающимся циферблатом, но не имели обычных стрелок…

Циферблат был сколочен из досок и выкрашен в голубой цвет, имитируя небо. По нему было разбросано множество звездочек из жести. Наверху находилось изображение солнца, испускавшего неподвижный луч, который и играл роль часовой стрелки. Деления были обозначены буквами старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола, перезвон которых слышался более чем за 10 верст.

Увы, в 1626 г. часы сгорели. Их отреставрировали, но они постоянно барахлили, а в конце XVII столетия и вовсе вышли из строя…

Петровские нововведения

В 1705 г. ввел в России единый суточный отсчет времени и отдал распоряжение заменить старомодное «диво» голландскими башенными часами с двенадцатичасовым циферблатом. Они отбивали не только каждый час, но и четверти часа, а также играли музыку. Однако, часы постоянно ломались. Во время пожара 1737 г. деревянная «внутренность» Спасской башни сильно пострадала, а куранты получили настолько сильные повреждения, что перестали проигрывать мелодии.

Екатерининские и николаевские

Екатерина II отдала распоряжение демонтировать старые часы. На их место были установлены другие, из Грановитой палаты Кремля. Монтажом на сей раз занялся немецкий часовых дел мастер Фац. Так в 1770 г. на башне появились четвертые по счету куранты, игравшие легкомысленную песенку «Ах, мой милый Августин».

Новые куранты, прозванные Екатерининскими, продержались достаточно долго. Во время пожара Москвы в 1812 г. они перестали идти, но были восстановлены через три года часовщиком Яковом Лебедевым, за что его удостоили особого звания - «мастер Спасских часов». После этого они исправно шли более восьмидесяти лет. В 1851 г. их отреставрировали, но для этого пришлось заменить всю начинку. Количество колоколов увеличилось с 24 до 48: 16 переместили сюда с Троицкой и 8 - с Боровицкой башен. По повелению императора Николая I отреставрированные куранты отныне в 3 и 9 ч. играли гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», а в 6 и 12 ч. - марш лейб-гвардии Преображенского полка.

Конец музыки…

Октябрьская революция, разумеется, внесла свои коррективы. Во время штурма Кремля рабочий механизм курантов был поврежден артиллерийским снарядом. У часов переломилась стрелка. Починку поручили опытному слесарю Николаю Беренсу. К июлю 1918 г. часы удалось исправить. Правда, теперь в 12 ч. дня они в соответствии с веяниями времени исполняли «Интернационал», а в полночь - «Вы жертвою пали в борьбе роковой…»

В 1932 г. по указанию был изготовлен новый циферблат, который представлял собой точную копию старого. Мелодию оставили одну - «Интернационал». Правда, шесть лет спустя и он перестал звучать: музыкальный механизм был признан изношенным…

В последний раз в советскую эпоху реконструкция Кремлевских курантов проводилась в 1974 г. специалистами из НИИ часовой промышленности. Часы были остановлены на 100 дней. За это время удалось полностью разобрать механизм и заменить изношенные детали. Также отныне куранты стали управляться электронным, а не ручным способом. Но музыки они больше не играли.

Символ возрожденной России

В следующий раз часы исполнили музыкальную мелодию лишь в 1996 г., на инаугурации первого президента России Бориса Ельцина, избранного на второй срок. В полдень и в полночь отныне звучала «Патриотическая песня», с 1993 по 2000 год являвшаяся официальным гимном страны, а в три и девять часов – ария «Славься» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».

Начиная с 1999 г. кремлевские куранты стали исполнять новый, официально утвержденный гимн России…

Бой кремлевских курантов - мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они. Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол. Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году.

Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году. Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей. Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды. Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола.

Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи. Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года. Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию. Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался. Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился. Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву. Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус. После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию.

Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым. Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами. В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В.И. Ленин распорядился куранты восстановить. Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь. Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И.В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление. Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.