Урок литературы. Тема: "Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по повести Н


Главная > Урок

Сценарий урока литературы в 6 классе (Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Цель урока - Знакомство с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону.Анализ тех цен повести Н.В.Гоголя «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Доказать, что в повести удачно сочетаются реалистическое и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. Развивающий аспект цели – развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора. Образовательный аспект цели – формирование навыков анализа литературного произведения, умения передавать изобразительными средствами художественные образы по прочитанным произведениям. Воспитательный аспект цели – воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания.Задачи урока:

    Организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ. Развивать умение давать оценку прочитанным текстам, систематизировать, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Н.В.Гоголя. Формировать у учащихся нравственные качества личности.
Оборудование: Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску Smart. Ход урока: 1.Слово учителя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» близки народному творчеству. Фантастика Н.В.Гоголя- это в первую очередь то лукавая, то смешная, то трагическая фантастика народных сказок и легенд. Часто Гоголь изображает свою нечисть с бытовой стороны, переплетая мистическое и реальное так тесно, что их уже невозможно разъединить. Черт у него ухаживает за Солохой, ревнует её к другим поклонникам («Ночь перед Рождеством»). Ведьмы в адском пекле играют в карты и бессовестно жульничают («Пропавшая грамота»).И даже в тех повестях, где фантастическое не является средством комического изображения, оно продолжает идти рука об руку с реальным: «колдун» в «Страшной мести» является отцом пани Катерины, панночка-русалка из «Майской ночи…» помогает Левко тем, что отдает ему записку, написанную «комиссаровой рукой». Та же традиция изображения фантастического, мистического начала как части реального, причем с опорой на народное творчество, сохраняется в повести «Вий», вошедшей во второй сборник повестей Н.В.Гоголя- «Миргород»(1835г). 2.Сначала познакомимся с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Предлагаю следующие вопросы и задания: 1.Смешным или страшным показалось вам произведение Н.В.Гоголя? 2.Докажите, что в повести удачно сочетаются реалистическое (изображение жизни, быта, нравов) и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. 3.Перечитайте описание жизни учеников бурсы в начале повести. Какие подробности из жизни бурсаков вы узнали? Как, с вашей точки зрения, относится к бурсакам сам автор? С какой интонацией он повествует об их быте и нравах? 4.Какими вам представляются Хома Брут, Халява и Тиберий Горобец в начале повести? Найдите строчки, где Гоголь представляет своих героев читателю. Попробуйте объяснить их странные имена. С какой целью в повесть введены друзья Хомы? Перечитайте сцены, рисующие быт сотника. О каких традициях, обычаях, суевериях жителей Малороссии рассказывает Н.В.Гоголь? 6.С какой целью Гоголь продолжает свое повествование после смерти Хомы Брута? Проанализируйте последнюю сцену и попробуйте определить её роль в повести. 2.Анализ эпизодов повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Работа с текстом. В повести удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Абсолютно реалистическое описание хутора, хлева, где философ «толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева свинью» (Слайд №2) Это описание сменяется жуткой сценой со старухой – ведьмой; ведьмой оказывается панночка, дочка всеми уважаемого сотника, никакого отношения не имеющего к нечистой силе. После страшной гибели Хомы Брута повесть не заканчивается: следует финальная сцена, где не без юмора и совершенно реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Таким образом, все мистическое как бы спрятано Гоголем внутрь реалистической повести, и автор словно говорит читателю, что в этой жизни обыденное и необычное идут рядом. Он не видит в этом ничего странного, и в этом состоит одна из особенностей художественного мира Н.В.Гоголя. Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними (Слайд №3,4,5). Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец»(по-украински «воробей»), и эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор».Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит. Рассказ о быте сотника, обрядах, обычаях, традициях (Слайд №6) Знание народных обычаев и традиций - одна из черт творчества Н.В.Гоголя. 3.Анализ эпизодов повести, в которых преобладает мистическое начало. Работа с текстом. Первый этап урока - анализ сцены. Когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, смотрит сверху на мир. (Слайд № 7,8,9) Вопросы: 1.Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? 2.В каком состоянии находится сам Хома? Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. Анализ отрывка . Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Как только Хома начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и уже он не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Следующая часть урока посвящается ей. Вопросы: 1.Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? 2.Для чего он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? 3. Что поражает в этом портрете? Превращение старухи ведьмы в молодую красавицу предает повествованию определённую романтику, делает его более напряжённым, захватывающим. Кроме того, это позволяет Гоголю мотивировать ту силу власти, которую имела панночка над всеми людьми, в том числе над Хомой. Портрет её, сначала чуть намеченный автором, затем становится подробным, необыкновенно выразительным и образным. Первый раз Хома видит её такой: « Перед ним лежала красавица, с растрёпанною роскошною косою, с длинными как стрелы ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя к верху очи, полные слёз». (Слайд №10) Хоме становится и страшно и жалко её. Он испытывает «какое-то странное волнение» и убегает. Во второй раз , в доме сотника, чувства его становятся более определёнными: «Трепет побежал по его жилам; перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное как снег, как серебро, казалось мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста- рубины, готовые усмехнуться…Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшное пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст её, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшное знакомое показалось в лице её. -Ведьма!- воскликнул он не своим голосом, отвел глаза в сторону, побледнел весь и стал читать молитвы. Это была та самая ведьма, которую убил он». (Слайд № 11) В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз . Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови: «Он подошёл ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота. Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не успел, уходя не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул ещё раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в её чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови». (Слайд №12) Вопросы: 1.Почему же красота панночки была страшной? 2. Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? В её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое. Троекратный повтор, столь характерный для народного творчества, будет иметь место и в самых страшный сценах повести - сценах ночных бдений Хомы над телом умершей. Им будет посвящена заключительная часть урока. Сцены в церкви . Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, не только рассказанные о ней истории, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» (Слайд № 13) Вопрос: 1.Как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки? Выделим ключевые фрагменты: Ночь первая - покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха. (Слайд №14) Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха. (Слайд №15) Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви. (Слайд №16) Вопрос: 1.Кто такой Вий? 2.Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Вий. У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово Вий означает ресницы. (Слайд №17) Вывод: Может быть, Вий - та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость (за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать в последний момент». В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 2

Цель урока - анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

  • Реалистическое:

Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью».

Слайд 3

  • Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Слайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Слайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать».

Слайд 6

  • Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя.

Слайд 7

  • Мистическое:

Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.

  1. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?
  2. В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика - это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Слайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

…Луга, леса, долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Слайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу.

  • Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
  • Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
  • Что поражает в этом портрете?
  • Что такое портрет?
  • Слайд 10

    Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

    Слайд 11

    «Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

    Во второй разонвидит её в доме сотника:

    Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…
    -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…
    Это была та самая ведьма, которую он убил».

    Слайд 12

    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

    Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

    • Почему же красота панночки была страшной?
    • Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
    • Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

    «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

    Слайд 13

    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

    Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

    • Что такое описание?
    • Какие художественные средства использует автор в описании?
  • Слайд 14

    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки.

    Ночь первая-покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

    Слайд 15

    Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

    Слайд 16

    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

    Слайд 17

    • Кто такой Вий?
    • Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

    Может быть, Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокостьь(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

    У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

    Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

    Слайд 18

    • Смешным или страшным показалось вам это произведение?
    • Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

    В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

    Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

    Посмотреть все слайды

















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
    Послание апостола Иакова (1; 8)

    Цель урока:

    • Раскрыть духовно-нравственный смысл повести Н.В. Гоголя "Вий".

    Задачи урока:

    • Развивать навыки критического мышления, вырабатывать навык внимательно вчитываться в каждое слово и соотносить прочитанное со своими мыслями.
    • Вовлекать студентов в размышления о назначении и смысле жизни, о необходимости противостоять злу через работу над своей душой.
    • Развивать навыки сопоставления различных режиссёрских кинотрактовок художественного произведения.

    ХОД УРОКА

    Вызов

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня часто цитируют слова Мити Карамазова из последнего романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": "Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы - сердца людей". Не случайно именно эти слова взяты как название темы нашего урока, посвящённого изучению повести Н.В. Гоголя "Вий". СЛАЙД 1.

    Скажите, как вы понимаете смысл этих слов. (Звучат ответы учащихся).

    Действительно, борьба за душу и сердце человека является главной темой этого одного из самых загадочных произведений Н.В. Гоголя.

    В качестве эпиграфа к уроку взяты слова из Послания апостола Иакова: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих", имеющие самое прямое отношение к главному герою повести "Вий".

    Думаю, что некоторые из вас слышали об этом произведении и раньше. Пожалуйста, очень коротко скажите, что вам уже известно о повести "Виий"?

    (Общий смысл нескольких прозвучавших ответов сводился к тому, что "Вий" - очень страшное произведение, в котором мёртвая ведьма оживает и вызывает ужас у главного героя, читавшего над ней молитвы; здесь изображено множество чудовищ во главе с Вием, из-за козней которых главный герой в финале погибает).

    Спасибо за ответы. Действительно, за повестью "Вий" закрепилась репутация одного из самых "страшных" произведений русской классики. На прошлом уроке мы говорили о духовных исканиях Н.В. Гоголя, о его высокой религиозности, о том, насколько ответственно относился писатель к своему творчеству; работая с отдельными фрагментами его книги "Выбранные места из переписки с друзьями", вы поняли, что писатель всегда ставил перед собой очень серьёзные и важные задачи. Исходя из темы нашего занятия, сформулируйте его цель. (Звучат ответы учащихся).

    Спасибо. Теперь посмотрите на слайд (Цель урока: раскрыть духовно-нравственный смысл повести Н.В. Гоголя "Вий"). СЛАЙД 2.

    Разминка "Верные /неверные утверждения" .

    Как уже выяснилось, кое-что о повести "Вий" вам уже известно. Прежде чем начнём работу с текстом, предлагаю разминку "Верные /неверные утверждения". Разделитесь на 4 группы.

    Познакомьтесь со следующими ниже утверждениями о повести "Вий". Предположите, какие из них правильные, а какие неверные. СЛАЙДЫ 3-6.

    Повесть "Вий" входит в цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    Главного героя повести "Вий" зовут Фома и он является богословом.

    Главный герой учится в духовном училище.

    Дочка сотника просила, чтобы отходную по ней читал Хома, т.к. была наслышана о его высокодуховной жизни.

    Сотник приехал в бурсу и слезно умолял Хому согласиться на чтение отходной по его дочери.

    Хома никогда не встречался с панночкой до ее смерти.

    Панночка так безобразна, что Хома от ужаса не смотрит на нее.

    Перед кажым ночным приходом в церковь Хома поститcя и усиленно молится.

    После второй ночи в церкви Хома поседеет.

    Хома несколько раз пытался убежать от сотника.

    Вий - это забавный маленький гном.

    Вий приводит с собой множество чудовищ.

    Хома закрывает глаза, чтобы не видеть Вия, и потому погибает.

    Приятели Хомы после его гибели усиленно молятся об упокоении его души

    В повести "Вий" добро побеждает зло.

    Повестью "Вий" Гоголь хотел напугать читателя.

    Хорошо. Спасибо. В ходе занятия мы будем уточнять правильность или неправильность ваших предположений.

    Запишем: "Вий" - третья повесть сборника "Миргород". В основу ее сюжета, по признанию самого Н.В. Гоголя, положен фольклорный источник: "...вся эта повесть есть народное предание". Как большинство произведений Гоголя, "Вий" загадочен, и многое здесь не сразу становится понятным. Причина заключается и в самой художественной манере писателя: о страшных и безотрадных вещах он пишет с юмором, активно используя фантастику и фольклорные источники. В связи с этим В.Ю. Троицкий справедливо утверждает: "Художественное своеобразие гоголевских повестей не только в необычности материала, но и в приемах его использования. Это приемы неожиданного "столкновения" смешного и страшного, веселого и печального, таинственного и обыденного..." .

    Осмысление

    На этой стадии начинается обсуждение проблематики повести. Вопросы учителя акцентируют внимание ребят на тех важных моментах, которые могли остаться незамеченными при первичном домашнем прочтении текста. Особую роль в осмыслении проблематики повести играет просмотр отрывков из фильмов "Вий" (СССР,1967) Константина Ершова и "Ведьма"(2006) режиссера Олега Фесенко.

    Кто такой Хома Брут? Где он учится (что такое бу рса?)? Почему его называют философом? (Фамилия Брут напоминает об имени римского сенатора (олицетворение предательства), имя Хома - о средневековом философе и богослове Фоме Аквинском, а также о библейском сомневающемся апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа (олицетворение сомнений). СЛАЙД 7.

    БУ"РСА, [латин. bursa , букв. кошель] (устар. презрит). Духовное училище, семинария [первонач. общежитие, где воспитанники содержались на казенный счет]. || собир. Воспитанники этого училища, бурсаки. Ушаков грамматики и риторы - ученики младших классов в духовных семинариях; философы и богословы - ученики старших классов.

    Какие нравы царят в б у рсе ? (Все предоставлены сами себе, хотя за хулиганские выходки их наказывают; но о их нравственности наставники не заботятся. Бурсаки из бедных семей, и часто им даже нечего есть, поэтому они опустошают чужие огороды).

    В какое время развиваются события повести? Что такое вакансии?

    "Самое торжественное для семинарии событие было вакансии - время с июня месяца, когда обыкновенно бурса распускалась по домам ". СЛАЙД 8 .

    С кем отправляется на вакансию философ Хома Брут? СЛАЙД 8 .

    "Один раз во время подобного странствования три бурсака своротили с большой дороги в сторону, с тем чтобы в первом попавшемся хуторе запастись провиантом, потому что мешок у них давно уже был пуст. Это были: богослов Халява , философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець . Богослов Халява был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет. В другом случае характер его был чрезвычайно мрачен, и когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там. <:> Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов, пить горелки и курить люльки:и потому характер его в то время еще мало развился; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин".

    Можно ли Хому назвать верующим?

    (Безбожником он себя, конечно, не считает и по-своему в Бога верует, но, как говорит апостол Иаков: "И бесы веруют, и трепещут", т.е. мало просто верить, надо пытаться и жить соответственно - по заповедям Господним. А это как раз сложнее всего, причём многие, как и Хома, даже и не понимают необходимости жить по заповедям).

    Какой образ жизни ведёт герой? Назовите основные черты его характера. Какие его качества вызывают у вас симпатию? Что отталкивает в его поведении?

    ("Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать". Хома очень безалаберный, и, увы, заповеди, о которых знает, нарушает постоянно, не испытывая никаких угрызений совести. Он прожорлив, нечист на руку, но делает всё это как-то легко и играючи, как будто не понимая, что обжираться и воровать - это грех. Он вообще не особо задумывается о нравственной стороне своих поступков).

    Однако, ребята, то, что с ним происходит дальше, должно заставить его очень серьёзно задуматься и принять какие-то меры:Что именно с ним происходит? Какие силы и когда вмешиваются в жизнь Хомы Брута?

    (Хома и его товарищи остановились на ночлег у ведьмы, которая вскоре нападет на Хому, "оседлает" для полёта по небу).

    Зачитаем эпизод, в котором описан полёт Хомы. Какие чувства он испытывает, когда летит с ведьмой по небу?

    (Что-то необъяснимое: жутко и в то же время сладко - неведомая сила будто затягивает его, и Хома беспомощен перед этой страшной и таинственной силой).

    СЛАЙД 9 . Просмотр отрывка из к/ф "Вий" (1967). Эпизод "Полёт с ведьмой".

    Итак, перепуганный Хома не хочет никуда идти, а возвращается в бурсу. Как ему следует себя вести ?

    (Как человек верующий, он должен усиленнее помолиться, исповедоваться; ведь не случайно именно с ним произошло такое - есть над чем задуматься:)

    (Его вызывает к себе пан ректор и заставляет ехать в дом богатого сотника, у которого дочь при смерти: Сотник настаивает, чтобы отходную по ней читал именно Хома).

    Какова реакция Хомы на этот приказ ректора? ("Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе. Сам не зная почему, объявил он напрямик, что не поедет". Однако его никто не спрашивает, а просто обязывают ехать: В дороге он напивается и даже забывает, куда и зачем ехал; но, приехав, узнаёт, что панночка уже умерла. Наутро Хому приглашает сотник и сообщает о последнем желании своей дочери).

    Почему ему приходится молиться над гробом дочери сотника?

    (Это загадка для всех, особенно для Хомы, уверенного, что он никогда не видел панночку. Сотник предполагает, что Хома прославился высокодуховной жизнью: "-Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнию своею и богоугодными делами, и она, может быть, наслышалась о тебе". Реакция Хомы комична: "-Я святой жизни? -произнес бурсак, посмотрев прямо в глаза сотнику. -Что вы это говорите! да я, хоть оно непристойно сказать, ходил к булочнице против самого страстного четверга"). Правда, посмотрев в лицо умершей, Хома с ужасом узнает в ней ту самую ведьму, с которой они летели над землёй и которую он избил. Поразительно это изображение мертвой красоты, кажущейся более живой, чем сама жизнь!)

    Как вы думаете, почему именно Хому выбрала панночка в качестве жертвы своих злых чар?

    (Возможно, это месть за то, что он её избил до смерти. Наверное, это попускается для того, чтобы он устрашился и задумался.

    Он способствовал этому всей своей жизнью: пьянством, разгулом, беспечностью, обжорством и воровством).

    Обратите внимание, как выглядит церковь, куда приносят умершую? Почему здесь царят мрак и запустение ?

    (Наверное, потому, что люди совсем далеки от Бога - они давно изгнали Его из своей жизни, как и Хома, поэтому и церковь своим видом наводит ужас).

    Проанализируйте поведение Хомы перед каждым из трёх приходов в храм для чтения молитв по усопшей девушке: чем можно объяснить его удальство и бесшабашность?

    (В шумной компании казаков болтают об умершей, уверяя, что она была ведьмой. Хоме очень даже не по себе от того, что он слышит, но он опять "для храбрости" выпивает и идёт в храм).

    Как Хома ведёт себя в храме? Что он читает наряду с церковными молитвами и к чему это в итоге приводит? Чем завершается каждая из ночных встреч с ведьмой?

    Чтение и обсуждение эпизодов.

    Итак, первый приход Хомы в церковь . Приложение 1.

    Расслабленность Хомы просто поразительна: даже испытывая страх и ужас, он продолжает зевать, вместо молитв читает заклинания и мечтает о куреве, т.е. он ничуть не вразумляется кошмарами и молитвы не усиливает даже в храме.

    СЛАЙД 10 .Просмотр отрывка из к/ф "Вий" (1967). Эпизод "Первый приход Хомы в церковь".

    Поведение перед вторым приходом Хомы в церковь: ":он проспал до обеда. Когда он проснулся, все ночное событие казалось ему происходившим во сне. Ему дали для подкрепления сил кварту горелки. За обедом он скоро развязался, съел почти один довольно старого поросенка..После обеда философ был совершенно в духе. Он успел обходить все селение, перезнакомиться почти со всеми; из двух хат его даже выгнали... Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ".

    Второй приход Хомы в церковь. Приложение 1.

    Подумайте, при каких условиях Хома, учившийся в духовной семинарии , сумел бы победить нападки ведьмы? Как ему следовало вести себя?

    (Однозначно надо было задуматься и начать, наконец-то, молиться. Вместо обжорства и плясок можно было совсем не есть. Откуда у него только аппетит после такого кошмара?! Тем более, судя по его же словам, на дворе пост:)

    Как Хома ведёт себя после этой кошмарной ночи? Расскажите.

    Ребята пересказывают содержание эпизода.

    Познакомимся с интересным и справедливым утверждением Н.Рыбиной из статьи "О природе фантастического в "Вии" , подтверждающими наши наблюдения. СЛАЙД 9.

    Итак, герою остаётся ещё одна ночь. Зачитываем содержание эпизода. Приложение 1.

    Как вы поняли смысл внутреннего призыва не глядеть на чудовищ? "Не гляди!" - шепнул акой-то внутренний голос философу".От чего должен отказаться Хома?

    (Вий - это символ зла, и Хома должен был найти в себе силы отказаться от этого зла - от своего разгильдяйства, расслабленности и распутства. Но и в этот страшный и переломный момент он идёт на поводу у своих слабостей, не в силах побороть самого себя. И что же? Он сразу становится доступен Вию - так как сам открывает доступ злу в свою душу).

    СЛАЙД 12. (Из статьи Н. Рыбиной "О природе фантастического в "Вии" ).

    СЛАЙД 13-14 . Теперь предлагаю вашему вниманию просмотр финальных эпизодов из к/ф "Ведьма"(2006) режиссера Олега Фесенко.

    Краткий комментарий к фильму: веселый и обаятельный журналист Айван известен своим пристрастием к светским тусовкам и публичным скандалам. А потому предложение босса отправиться исследовать природу загадочных явлений, происходящих в отдаленном городе, воспринимает без особого энтузиазма, но отправляется в путь. К вечеру его автомобиль оказывается на заброшенной дороге, которая приводит героя к старому дому, где заблудившемуся путнику удается найти приют. Когда часы бьют полночь, на пороге комнаты журналиста появляется очаровательная молодая женщина. У Айвана и в мыслях нет, что объятия прекрасной незнакомки обернутся настоящим кошмаром...

    В отличие от советской постановки, близкой к гоголевскому тексту, фильм Олега Фесенко снят по мотивам повести и финал у него иной, чем в первоисточнике. Итак, посмотрим, как в этом фильме показан третий приход в церковь, оказавшийся смертельным для Хомы.

    В чём принципиальное различие в поведении героев, молящихся у гроба ведьмы? В процессе просмотра начните заполнять сравнительную таблицу "Поведение Хомы Брута и журналиста Айвана".

    Просмотр отрывка из к/ф ""Ведьма" (2006). Эпизод "Третий приход Айвана в церковь. Финал".

    Посмотрите на СЛАЙД 15. и начинайте оформление таблицы в тетради.

    Размышление

    На этой стадии урока происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения повести и просмотра отрывков из к/ф "Вий" и "Ведьма", оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации.

    Результатом просмотра стало составление (с выборочным обсуждением) сравнительной таблицы "Поведение Хомы Брута и журналиста Айвана". Приложение 2.

    Итак, вы поняли, в чём принципиальное различие в поведении Хомы Брута и журналиста Айвана?

    Если считающий себя верующим Хома в храме продолжает зевать, приходит нетрезвый, вместо молитв читает заклинания, то Айван честно признаёт, что он в Бога не верит и раньше никогда о Нём не думал. Однако пришло время поверить:И герой находит силы от всего сердца попросить помощи свыше, направляет на ведьму крест с возгласом, идущим от сердца: "Верую!", и ведьма превращается в пепел. У Гоголя отсутствует эта деталь: Хома не берёт в руки распятие. Кроме того, он не вкладывает в слова молитв (которые знает лучше Айвана) части своей души, поэтому и душа его оказывается доступна Вию. Обратимся к теме нашего урока и к эпиграфу. СЛАЙД 16.

    Подумайте, почему Н.В. Гоголь - писатель высокой религиозности - изобразил столько жутких чудовищ в повести? Итак, с какой целью Н.В. Гоголь - писатель высокой религиозности - "пугает" читателей? О чём заставляет задуматься повесть "Вий"? (Звучат ответы учащихся).

    Заканчивается урок завершающим словом учителя :

    В подтексте повести "Вий" настойчиво звучит вопрос о том, кто же действительно страшен: уродливый вий с огромными веками, все эти летающие гробы и мертвецы или несчастный Хома Брут, который перед каждым приходом в Церковь вместо того, чтобы усиленнее помолиться, пытается заглушить страх вином и пустыми словами о том, что ему "совсем не страшно". Разгул злых сил ночью - это результат того, как человек прожил день. Хома живет без Бога, поэтому его молитва, кощунственно смешанная с заклятиями, бессильна, а душа, за которую ведется ожесточенная борьба, оказывается беспомощной. Знаменателен и финал повести : оскверненную церковь предают полному запустению, разгул нечистой силы в церкви свидетельствует о падении нравственных устоев жителей хутора. Этот финал можно назвать пророческим, если вспомнить советский период нашей истории. Как тогда относились к святыням? (Звучат ответы учащихся).

    Верно, храмы разрушали, использовали как складские помещения, тюрьмы, кинотеатры, спортзалы:Напомню о судьбе Даниловского монастыря, где сначала был похоронен Н.В.Гоголь. Посмотрите на СЛАЙД 17.

    Зло фантастического мира у Гоголя тесно взаимодействует со злом реальной действительности, а все мистические события во многом обусловлены жизненными установками и поведением самих людей. Товарищей Хомы ничуть не вразумляет его гибель, и вместо того, чтобы в церкви помолиться об упокоении его души, идут "поминать" несчастного товарища в кабак. Думается, не только к Хоме Бруту, но ко всем героям повести можно отнести слова апостола Иакова, взятые нами в качестве эпиграфа к уроку: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Подумайте, какое отношение имеют эти слова к вам:

    Список литературы.

    1. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. - М., 2000. C. 235.
    2. Рыбина Н. "О природе фантастического в "Вии".
    3. http:// www.gogol.ru >

    Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»


    Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.


    «Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».




    Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя


    Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.




    Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавиц у. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?




    « Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».


    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»


    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?


    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.




    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.


    Кто такой Вий? Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Может быть,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент. Вий. У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.


    Смешным или страшным показалось вам это произведение? Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое? В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.