Когда лучше идти на Кайлас? Путешествие к горе Кайлас — сердцу мира, оси земли и центру Вселенной.


Наша уникальная программа позволит вам посетить самые почитаемые религиозные святыни мира, расположенные затерянном уголке мира — высокогорных областях Большого Тибета. Последователи религий буддизма, индуизма, джайнизма и шаманистского учения Бон верят, что совершив обход священной горы Кайлас можно сжечь все грехи , накопленные в этой и предыдущих жизнях. Вы почувствуете великую религиозную значимость этой святыни, проходя горными тропами вместе с другими паломниками из Тибета, Индии и Непала. Даже простое лицезрение этого величественного пика высотой 6 714 метров останется в вашем потрясённом сознании до конца жизни. Не упустите этой уникальной возможности прикоснуться к древним культуре и религии Тибета! Наш маршрут также включает в себя посещение ещё одного священного места, находящегося недалеко от горы Кайлас — озера Манасаровар.

Удалённость этих мест от центров современной цивилизации, политики и экономики позволяет местной природе и культурным обычаям оставаться в неприкосновенной сохранности среди нашего бурно меняющегося мира. Поездка через весь Тибет, из Катманду до священной горы Кайлас , позволит вам увидеть всю страну как бы изнутри, почувствовать её дух и энергию. Политические и экономические проблемы современного мира кажутся преходящими как и всё в этом заоблачном мире высокогорья ибо "Род приходит и род уходит, а Земля пребывает вовеки" (Экклезиаст).

Группа энтузиастов, готовых совершить это беспримерное путешествие, уже пакует рюкзаки и сушит спальники. Если вы смелы и готовы к приключениям, то у вас есть шанс присоединится к нам в этом героическом путешествии через время, горы и разреженный воздух, чтобы прикоснуться с древним тайнам Тибета , вдохнуть дым бивачных костров и услышать рассказы паломников, остановившихся на ночлег под высокими звёздами тибетского плато, и, может быть в этом высоком небе зажгётся и ваша яркая Звезда, которая будет светить вам ещё долгие годы после возвращения из нашей тибетской одиссеи.

Программа паломнического тура

Д ень 1: Прибытие в Катманду. Прибытие в столицу горного королевства Непал — город Катманду. В аэропорту вас встречает наш русский гид. Переезд в отель. Отдых. Вводное собрание, знакомство.

Д ень 2: Экскурсии по долине Катманду, получение тибетской визы и разрешений. После завтрака начинается экскурсия по долине Катманду — месту невероятного скопления средневековых храмов, буддистских монастырей и дворцов. Посещение индуистских храмов, буддистских ступ, Дворцовой площади Катманду с великим количеством храмов и пагод, экскурсия в старый королевский дворец. Грандиозная буддистская ступа Сваямбунатх, тибетские монастыри. Индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх, места кремаций, кельи йогинов-отшельников. Грандиозная буддистская ступа Боднатх. Буддистские монастыри Боднатха. Вечером проверка и выбор снаряжения, предоставляемого нам нашими непальскими друзьями (пуховки, спальники, альпийские палки). Ночь в отеле в Катманду (высота 1300 м).

День 3: Трансфер из Катманду в Ньялам (3750 м, 156 км, 7-8 часов). Ранним утром мы выезжаем в направлении непало-тибетской границы в Кодари. После пересечения границы по небольшому мосту, мы встречаемся с нашим тибетским гидом и водителем джипа. После ознакомления с программой предстоящего путешествия следуем в Жангму, где будут совершены все формальности. Затем следуем в Ньялам, где останавливаемся на ночлег.

День 4: Ньялам. Сегодня у нас день акклиматизации. Вы можете также исследовать окрестности Ньялама и подняться к пещере Миларепы.

День 5: Трансфер из Ньялам в Сага (4600 м, 232 км, 7-8 часов). Сегодня долгая поездка по каменистым и песчаным землям Тибета. Из окна автомобиля мы видим озера, кочевников перегоняющих стада овец и яков. Мы проезжаем озеро Пеку-цо и перевал Лабуг-ла (5050 м). После обеда мы пересечём реку Брахмапутра и достигнем типичного тибетского города Сага.

День 6: Трансфер из Сага в Парьянг (4600 м, 185 км, 7-8 часов). После завтрака мы продолжаем наш тур. Джип и грузовик едут по долине реки с пастбищами яков. Кочевники, одетые в причудливые национальные костюмы, встречают вас с горячим чаем. Ночёвка в Парьянге.

День 7:Трансфер к озеру Манасаровар (4300 м, 160 км, 6 часов). Посещение монастыря Чиу. Омовение в священных водах озера Манасаровар. Ночь на берегу Манасаровара.

День 8: Трансфер в Дарчен (4600 м). Посещение монастыря Серлунг Гомпа. Ночёвка в Дарчене.

День 9: Первый день коры, треккинг Дарчен — Дира-Пуг (4970 м, 15 км, 6-7 часов). Сегодня очень красивый путь: скалистые утёсы, водопады, прозрачное голубое небо. Проходим первый и второй пункты "простираний", монастырь Чуку. Постоянно можно видеть величественный Кайлаш. Ночёвка в монастыре Дира-Пуг.

День 10: Второй день коры, треккинг Дира-Пуг — Дзутул-Пуг (4790 м, 22 км, 6-7 часов). Начинаем наш путь после завтрака. Мы пересекаем Ямастал по пути к Шивасталу. Паломники проходят через символическую смерть в Шивастале, избавляясь от старой одежды. Иногда вместо одежды оставляют каплю крови или прядь волос. Путь поднимается к перевалу Долма (5650 м). Здесь совершаются подношения и медитации. После обеда вы достигаете Зутул Пуг, где знаменитый йогин Миларепа практиковал медитацию. Ночёвка в Дзутул-Пуг.

День 11: Третий день коры, треккинг Дзутул-Пуг — Дарчен (4560 м, 14 км, 2-3 часа) и трансфер в Сагу (4200 м, 6 часов). Сегодня завершающий день Коры. Лёгкая дорога вниз к Дарчену, где нас ожидает машина. Затем поездка к Сагу и ночёвка в комфортабельном отеле.

День 12: Трансфер из Саги в Джангму (3500 м, 232 км, 7-8 часов). Отдых в отеле.

День 13: Трансфер из Джангму в Катманду. Отдых в отеле. Шоппинг.

День 14: вылет из Непала. Сегодня есть время для покупок подарков и сувениров для Вашей семьи, друзей или родственников и затем вы будете доставлены в Международный аэропорт для вылета в пункт вашего назначения.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Отзыв и отчет Андрея Кононова о коре вокруг священной горы Кайлас

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя - таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через туроператора «Кайлаш», так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду . На этом моё небольшое отступление закончено.

Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.


Фото группы

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. Для некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


Площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.


Ступа Свямбунатх

Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


Индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять - это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа - сознание человека бессмертна. Смерть - это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души-сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа-сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом-Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности существуют ритуалы, в разных религиях, которые помогают душе –сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны - скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


Пашупатинатх


Статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх, на котором ездил Шива


Площадки для кремации тел умерших


В ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


Вершина горы Эверест

По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и бонским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый бонский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


Храм защитников

С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря - это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение - я в Тибете и я как то успокоился - все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли - для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.


монастырь Самье


Монастырь Самье, в главном храме


Монастырь Самье, храм защитников

Дальше наш путь лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это не удивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, несмотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Но, по моему мнению, религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.



Потала - Дворец Далай Ламы


Простирающиеся перед входом в монастырь Джоканг

Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали бонские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько я знаю, китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Драк Йерпа, в одной из комнат монастыря

Следующая точка нашего путешествия - монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какие то важные моменты, Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.


Комната защитников монастыря Пелкор Чоде


Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно не известно.


Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гест хаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Было здорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. Вполне комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.




Горячие источники на Манасароваре, вдали виден Ракшас

На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен - место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе - это совершение хаджа, в христианстве - посещение мест связанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор труднодоступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. По моему мнению, символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то, что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон - это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве то же указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Контрольно-пропускной пункт, начало коры

Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон - против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов в первый день нет, буду говорить о своих ощущениях. Конечно, это не легкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучше выбрать свой ритм ходьбы, организм сам настроится.

Через полтора-два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно либо захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! В этом ритуале также присутствует глубокий смысл. Тело умершего человека подносится всем голодным духам, чтобы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, так же это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Насколько мне известно, когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Кладбище 84 Махасиддхов

Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может быть, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седло Тары».


Западное лицо Кайласа


Камень Седло Тары

К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


Северное лицо Кайласа

За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Нужно ориентироваться на своё самочувствие и отдыхать когда это необходимо. Навстречу нам шли представители бон и я здоровался с ними на тибетском – «Таши Делек». Они тоже здоровались со мной. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми, тропа постепенно поднималась вверх - мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Тибетка пролазит сквозь камень перед перевалом Дролма

Перед перевалом Дролма так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Очень трудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру « ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ» - это бонская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно - они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.


Кладбище перед перевалом Дролма


Перевал Дролма


Скала Топор Кармы

Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху, он жестом показал мне – оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки и думал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как- то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.

В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!


Моя фотка

Андрей Кононов

Тибет: ближайшие туры

Вылет: 16 мая 2019; 6 дней / 5 ночей
Синин – монастырь Кумбум – Ребконг / Тунжэнь – кемпинг с кочевниками в Цекоге – Трика – озеро Кукунор – Синин
Чтобы получше узнать Тибет, предлагаем вам недлинную программу в провинцию Амдо (Восточный Тибет).
у вас будет уникальная возможность сходить в гости к тибетцам: к тибетским монахам в монастырь, к обычной фермерской семье, а потом и к кочевникам. Вы сможете не просто понаблюдать, а даже поучаствовать в жизни простых тибетцев, – и все это на фоне потрясающей природы.
Группу сопровождает англоговорящий гид – тибетец!
от 610 у.е. + а/б
Вылет: 6 июня 2019; 17 дней / 16 ночей
Гуанчжоу – Лхаса – Гьянтсе - Шигатсе - Сага - Манасаровар – долина Гаруды - Кайлас – Шигатсе – Гуанчжоу
Тур через Гуанчжоу с посещением Лхасы, Дворца Далай Ламы – Потала, первого в Тибете буддисткого храма Джоканг, монастырей, священного озера Манасаровар и кора вокруг горы Кайлас.
Совершение коры на праздник Сагадава!
Гид – .
Групповой тур.
от 2515 у.е. + авиабилет от 38500 руб.

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя – таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через тур оператора «Кайлаш» так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду Смирнову Семёну. На этом моё небольшое отступление закончено.
Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

1.Фото группы.

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. У некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


2.фото площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.
Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


3.фото Ступа Свямбу


4.фот оСтупа Свямбу


5. фото индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять – это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа – сознание человека бессмертна. Смерть – это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души – сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа –сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом- Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности в разных религиях существуют ритуалы, которые помогают душе–сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны – скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


6.фото Пашупатинатх


7.фото статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх на котором ездил Шива


8.фото площадки для кремации тел умерших


9.фото в ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


10.фото пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и боннским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый боннский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря – это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение – я в Тибете и я как то успокоился – все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли – для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.




14.фото монастырь Самье в главном храме


15.фото монастырь Самье храмзащитников

Дальше нашп уть лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это неудивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения до сих пор. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, не смотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.





Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали боннские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько мне известно, в настоящее время китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Следующая точка нашего путешествия – монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какието важные моменты. Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.




Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица Тибета после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно неизвестно.

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гестхаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Былоздорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. В полнее комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.


24.фото озеро Манасаровар



На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен -место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе – это совершение хаджа, в христианстве –посещение местс вязанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор трудно доступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. Символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то,что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон –это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве тоже указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон – против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов впервый день нет. Конечно, это нелегкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучшевы брать свой ритм ходьбы, организм сам настроится. Через полтора–два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! И в этом ритуале есть глубокий смыл. Тело умершего подносится всем голоднымдухам, что бы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, также это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние здоровья человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это так же рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седлоТары».


29.фото западное лицо Кайлас


30.фото камнь седло Тары
К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


31.фотосеверное лицо Кайлаш
За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Навстречу нам шли бонпо и я здоровался с ними на тибетском–«Таши Делек». Они тоже здоровались в ответ. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми. Было чувство что происходит что то важное. Тропа постепенно поднималась вверх – мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Перед перевалом Дрома так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Оченьтрудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру "ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ" - это боннская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно –они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.






Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху,он жестом показал мне–оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки идумал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как-то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.
В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!




37. фото группа

Кора вокруг Кайласа – не простое путешествие. Это физически сложный трехдневный трек вокруг горы Кайлас. Как выбрать самое благоприятное время для прохождения коры вокруг Кайласа?

Если Вы альпинист и не боитесь холода, то при хороших погодных условиях Вы сможете пройти кору практически в любом месяце в году.

Если Вы не обладаете никакой физической подготовкой и мечтаете совершить трехдневный трек, можете воспользоваться этим описанием погодных и бытовых условий на Кайласе в течении года:

Ноябрь – март: в Дарчене все закрыто, работает 1-2 гестхауза, 1-2 чайных дома, на коре нет палаток с продовольствием, продукты для питания необходимо брать с собой на кору. Перевал Зеленой тары покрыт глубоким снегом, не проходим, холодный ветер. Низкий сезон, поездка стоит дешево. (Зимой на Кайлас ездят с целью посмотреть на гору, кору не ходят. С 28 февраля по вторую половину апреля Кайлас обычно закрыт для посещения, в эти даты планировать поездку не стоит.)

Апрель: начало сезона коры вокруг горы Кайлас. В Дарчене открываются большинство гестхаузов, ресторанчиков и магазинов. На коре еще холодно, перевал может быть покрыт снегом, может быть холодный ветер. На кору можно взять немного продуктов питания. Пригодится спальник на критическую температуру -20. Средний сезон, поездка стоит дешево. (Как правило, к концу апреля начинают выдавать разрешения на посещение Кайласа, обычно не раньше 15-20 апреля.)

Май-июнь: очень благоприятное время для коры. Эти два месяца наиболее сухие, отсутствие осадков обеспечивает хорошую видимость. В Июне особенно тепло. Вся инфраструктура работает на полную мощность, можно не брать с собой на кору продукты питания, если не брезгуете местной едой и продуктами быстрого приготовления. Пригодится спальник на критическую температуру -15, -10. Начало высокого сезона.

Июль-август: очень благоприятное время для коры. Ночи самые теплые в году. В конце июля начале августа частые осадки, в горах это дождь, мокрый снег, град. Вся инфраструктура работает на полную мощность, можно не брать с собой на кору продукты питания, если не брезгуете местной едой и продуктами быстрого приготовления. Пригодится спальник на критическую температуру -10. Высокий сезон.

Шамбала. Страна Богов. Все о ней слышали, и те, кто здесь побывал, запомнили навсегда!

Наше путешествие в Тибет закончилось. Хотя в данном случае конец – это только начало. Чего? Это мы узнаем очень скоро:)

18 дней в Тибете пролетели быстро и оставили ощущение, что прошло 18 жизней…

Эта поездка – самое ужасное и самое прекрасное, что мне доводилось переживать. Она началась еще за год до отправления в Тибет, когда, руководствуясь знаками свыше, было принято решение – ЕДеМ!

Основной состав группы сформировался довольно быстро. Среди участников оказалась опытные практики йоги, мастера массажа, холотропного дыхания, энергетических практик… В то же время были и такие, которым китайское правительство не дало разрешение на въезд, несмотря на их желание любой ценой попасть в группу.

Кайлас… Мало желать… Его надо заслужить!

Мы готовились полгода: бег, холотроп, сыроедение, йога… Целью нашей поездки были всем знакомая внешняя кора (ритуальный обход) вокруг Кайласа и мало известная внутренняя кора, которую буддисты позволяют выполнять только после 13-ти внешних кор. Здесь могут быть и камнепады и обвалы, а верхняя точка расположена на высоте 6 тысяч метров над уровнем моря. Поднимаясь к ней, нужно карабкаться под углом 60 градусов!!! Вынос мозга!!! Как организатору мне было страшно не только за себя, но и за всех участников группы. Особенно когда в группе филиппинцев, вернувшейся перед нами, умерло 3 человека: на девочку упала лошадь, у мужчины остановилось сердце, а еще один – потерял сознание и не вернулся… О том, как умереть на Кайласе можно писать книгу! Лучше места для смерти придумать сложно. Многие индусы и неопытные трекеры прощаются здесь с жизнью из-за отсутствия адаптационного периода. День пребывания в Тибете обходиться почти в 100$, поэтому все стремятся оббежать его побыстрее, забывая о том, что высота требует подготовки. Весь Кайлас усеян баночками Red Bulla, с помощью которого путешественники срывают себе сердце и часто остаются здесь навсегда…

Во время адаптации мы занимались йогой и перешли на сыроедение. В соответствии с маршрутом мы поднимались на 5 тысяч в течении одной недели. За это время мы посетили пещеры Миларепы и Падмасабхавы, искупались в мертвом озере Ракшастал и живом Манасаровар! Но главное – познакомились с жителями и культурой Тибета.

Из-за холодного ветра, постоянно колеблющейся температуры от минус 10 до плюс 25, сурового климата практически все участники группы простыли и постоянно дудели в носовые платки. Это было очень мило, особенно когда, мы вспоминали свои умения и делали друг другу массаж, рейки, космо-энергетическое лечение… Условия проживания цене не соответствовали: иногда по 8 человек в номере, с туалетом даже не возле здания отеля…про душ даже не спрашивайте…

День до коры

Мы отправляемся в тестовый трек с 4800 на 5200. Издали виден Кайлас. Достойный, благородный… Неописуемая красота и величие. Здесь действительно живут Боги! Все проходят живенько! Нам покровительствует Тара – зеленая Богиня Путешественников. ОМ ТАРЕ ТУТАРЕ ТУРЕ СО ХАМ. Чудом я отделяюсь от группы и «случайно» забредаю прямо к ее огромному изваянию. Good karma – говорит мне наш удивленный проводник. Исчезает страх. Уже все равно дойдем мы до конца или нет. Все наши желания – будь-то благосостояние или счастье в личной жизни, невероятно мелочны, по сравнению с настоящим счастьем – здесь и сейчас!!!

Первый день коры

Отправляемся в путь на рассвете. В пути видим восход. Увидев Кайлас в лучах восходящего солнца, понимаешь: жизнь прожита не зря!!! постепенно обгоняем простирающихся паломников. В отличие от нас они будут идти 18 дней, касаясь тела Кайласа всем своим телом!!! Увидев такое становиться стыдно, жаловаться на тяжесть в пути!!!

До конца первого трека остается 30 минут. Чувствую боль в легких, сбивается дыхание, сознание затуманивается. Вся группа ушла вперед. Обычный темп становиться невозможным. Бронхит. Последние 15 минут пути я преодолевала час. Дальше идти не могу. Перебрав в голове все свои жизненные мотивации, поняла, что все «мега» проекты, миллиард долларов и даже счастье всех живых существ не являются истинной ценностью в жизни. Меня спасла мысль – заботливая смс близкого человека, в которой читалось «береги себя, ведь мне не все-равно»… Осознание, что кому то важно, чтобы я осталась жива, дало необъяснимый прилив сил и энергии! Смогла! Я дошла! Правда, планируемый подъем к Южному лицу Кайласа, для меня так и остался мечтой… Половина группы дотронулись до Южной стены, поднявшись сквозь снега и воды на 5800 к леднику. Горжусь своей группой!!!

День второй

Основной состав группы идет вперед. В конце остается восхитительная пара и я. Им за 60, они везде вместе, не пропускают ни одной возможности, ни одного мероприятия – будь то йога или купание в ледяном горном озере! Мега активные, открытые, влюбленные в жизнь!!! Всю дорогу они меня вдохновляли своим оптимизмом, активностью, открытым сердцем! Расстояние в 15 минут мы преодолеваем 2 часа. У Бори горная болезнь. У меня жесткий бронхит. Обидно было не умереть, но умереть, и не пройти кору… Испытание было в том, чтобы отказаться от Мечты, к которой я готовилась полгода! Бег по утрам, сыроедение оказались бесполезными перед величием Кайласа!!! Бронхит! Даже не горняшка!!! Выглядело все как насмешка!!! После ведра слез и килограмма антибиотиков принимаем решение вернуться обратно. Единственная скорая помощь, которая должна была нас доставить обратно поломалась. Пришлось идти 24 км пешком в обратную сторону обхода Кайласа. Протираясь сквозь груженных яков, оседланных лошадок и толп паломников, мы доползли до базы, где нас встретила другая группа, порадовав спагетти с килькой в томате! После сыроедения это было невероятное лакомство!!!

Остальная часть группы успешно дошла до места ночлега, некоторые успели соприкоснуться со вторым лицом Кайласа. Ночь во владениях Кайласа. Это не опишешь словами – на грани сознательного и потустороннего… Лучше один раз увидеть…

День третий

Утром встретили группу супчиком и обнимашками! Все благополучно дошли. Ребята возвращались после обхода Кайласа умиротворенные, познавшие пока неведомую для ума мудрость и красоту, очистившие свое сердце новому опыту! Это был праздник! Внешняя кора была завершена. Оставалась внутренняя…

День четвертый. Внутренняя кора

В 2008 году, по завершению гражданкой войны на Шри Ланке, все жители острова Цейлон вышли на улицы с зажженными в глиняных чашечках свечами. Все улицы были в очищающем победоносном огне! Собрав недогоревший воск в одну из чаш, украсив его ракушками океана, мой друг привез его в Индию и подарил мне, завещав зажечь свечу в особый момент. 2 года эта свеча жила в Украине. И сейчас она отправилась на самую верхнюю доступную верхушку Кайласа. Четыре героя нашей группы в сумерках отправились в путь. Был праздник Сагадава – день рождения, смерти и просветления Будды. За день до этого на Кайласе был снег и группа паломников вернулась, так и не преодолев внутреннюю кору. Мы все молились. В воздухе пахло праздником, на небе выглянуло солнышко. В 16-00 ребята вернулись. Свеча за счастье и свободу всех живых существ осталась гореть в доме Богов! ОМ

Накануне на центральной площади Лхасы двое повстанцев сожгли себя. Въезд в Тибет закрыли, а территорию оккупировали военные силы Китая. На территории нашего отеля был их лагерь. По утрам звучали коммунистические гимны, а пожертвования в храмах не стесняясь забирали китайцы в формах… было больно смотреть как Китай искореняет древнюю и богатую культуру Тибета… Если бы мы задержались хотя бы на день, Тибет оказался бы закрытым и для нас… Все понимали – наше путешествие благословенно и охранялось свыше! Оно было задумано еще до того как мы о нем узнали…

Как только мы выполнили маршрут и покинули Китай, температура резко упала и пошел снег!