Художественное своеобразие повести "А зори здесь тихие…". Cочинение «Сочинение о войне по роману Васильева «А зори здесь тихие… А зори здесь тихие пример проявления человечности


Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война, затянувшаяся на пять долгих лет, стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому оказались сами вне всяких законов.

И юноши, и мужчины, и даже старики поднялись на защиту Отечества. Война дала им возможность проявить все свои лучшие человеческие качества, показать силу, мужество и отвагу. Так уж исторически сложилось, что война – это дело мужское, требующее от воина смелости, стойкости, самопожертвования и даже порой черствости сердца. Но если человек равнодушен к несчастьям других, то он не сможет совершить героического поступка; его эгоистическая натура не позволит ему сделать этого. Поэтому многие писатели, затрагивавшие тему войны, подвига человека на войне, всегда уделяли много внимания проблеме человечности, гуманности. Война не может ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшие качества его души.

Среди произведений, написанных о войне, мне особенно близки книги Бориса Васильева. Все его герои – люди сердечные, отзывчивые, с нежной душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие – герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева «В списках не значился» посвящен молодому лейтенанту Николаю Плужникову, героически сражавшемуся в Брестской крепости. Молодой боец-одиночка олицетворяет собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека.

В начале романа Плужников – неопытный выпускник военного училища. Война резко меняет жизнь юноши. Николай попадает в самое пекло – в Брестскую крепость, первый русский рубеж на пути фашистских орд. Оборона крепости – это титаническая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей, ведь силы не равны. И в этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, зарождается юношеское чувство любви молодого лейтенанта Плуж-никова и девушки-калеки Мирры. Зарождается, как огонек надежды на светлое будущее. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников дослужился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом, В этой борьбе каждый из них совершает подвиг.

Когда Николай идет в разведку, идет напомнить, что защитник жив, что крепость не сдалась, не покорилась врагу, он не думает о себе, его беспокоит судьба Мирры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не очерствело, он не ожесточился. Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживает. Но Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Девушка знает, что это последние часы в ее жизни, но ею движет только одно чувство: чувство любви. Она не думает о себе, ее заботит судьба Николая. Мирра не хочет, чтобы он видел ее страдания и винил в этом себя. Это не просто поступок – это подвиг героини романа, подвиг нравственный, подвиг-самопожертвование. «Военный ураган невиданной силы» закрывает героическую борьбу молодого лейтенанта. Мужественно встречает Николай свою смерть, даже враги оценили храбрость этого русского солдата, который «в списках не значился».

Война не обошла стороной русских женщин, фашисты заставили воевать и матерей, настоящих и будущих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работают женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживая за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

Повесть Васильева «А зори здесь тихие…» посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы воины, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности. Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек.

Поведение каждой из пяти девушек – это тоже подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осянинои и Евгении Комель-ковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланной на разъезд после штабного романа. Вот как описывает он свою героиню: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза – детские, зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая подвиг ради других.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. О подвигах русского народа мы узнаем и из древнерусских былин и сказаний, и из знаменитого романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении подвиг скромного капитана Тушина никем даже не замечен. Героизм и храбрость охватывают человека внезапно, одна-единственная мысль владеет им – победить врага. Для достижения этой цели необходимо объединение полководцев и народа, необходима моральная победа человека над своим страхом, над врагом. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генерала Бессонова, героя произведения Юрия Бондарева «Горячий снег»: «Стоять – и о смерти забыть!»

Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.

Мужество - есть великое свойство души. Люди, прошедшие через войну, знали, что значило быть смелым и действовать сообща. Были среди них и фронтовые эссеисты. Так, например, Борис Васильев , пройдя через Великую Отечественную войну, также как и многие другие советские писатели, посвятил целое произведение теме мужества и патриотизма. Повесть «А зори­ здесь тихие» была четырежды экранизирована, много раз театрализована и даже упоминалась в оперной постановке.

На мой взгляд, такую популярность она снискала, именно благодаря теме мужества, в данном случае, мужества пяти отважных девушек-зенитчиц. Главные героини по разным причинам решили воевать за родину. У каждой из них была своя история и каждая в душе желала только мирного неба для своих родных. Рита Осянина - смелая двадцатилетняя зенитчица с суровым взглядом вынуждена была защищать свою семью, своего маленького сына, который из-за войны остался без отца.

Мужество Риты проявилось не только в добровольном выборе служить на благо Родине, но и в отношении к своим подругам, соратникам и просто окружающим людям. Во время операции по захвату немецких диверсантов она до последней минуты защищала интересы девушек своего отряда, также как и озорная, самоуверенная, бойкая Женя Комелькова . Женя была совсем юной, когда ее близких расстреляли фашисты. Ей удалось спастись, но жизнь уже не была такой как раньше.

Так как Женя всегда была весела и артистична, окружающие думали, что девушку ничего не тревожит. На самом деле, в глубине души она была изранена, и только желание отомстить за родных придавало ей мужества. Женя стойко прошла через всю операцию по захвату фашистов на 171-м железнодорожном разъезде. Умерла она смертью героя, уводя диверсантов от раненой подруги. Не менее героически себя проявили и три другие девушки в отряде Риты - Соня Гурвич , Галя Четвертак и Лиза Бричкина . Все они шли на смерть добровольно, понимая, что их цель победить врага и не дать в обиду друга.

Мужество было отличительной чертой еще одного героя произведения - старшины Васкова . В обычной жизни Федот Евграфыч ничем выдающимся не отличался, но ради девушек своего отряда был готов убить любого. В конце повести он так и поступил. Васков убил одного из немцев-диверсантов, скрывавшихся в лесу, а остальных взял в плен. До последних дней он не забывал подвиг пяти отважных зенитчиц, которые за короткое время стали для него почти семьей.

Антитеза в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

«У войны не женское лицо», - эти слова передают безжалостную, противоестественную всему человеческому суть любой войны. Особенно ярко ее смертоносная сущность воспринимается в противопоставлении с женщиной, которая всегда являлась воплощением любви, тепла, материнства. Именно об этом, на наш взгляд, повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье потомственного русского офицера. Прямо со школьной скамьи в июле 1941 года он добровольцем ушёл на войну, потому что бредил военной романтикой и рвался на фронт. Но романтика кончилась сразу: в1941 году Борис попал в окружение, чудом остался жив, рискуя умереть от голода; в 1943 году под Вязьмой в составе десантного подразделения подорвался на мине. Но после госпиталя он сразу отправился поступать в Военно-техническую академию бронетанковых войск. Писать Борис Васильев начал оставаясь кадровым офицером.

Объясняя появление повести, автор писал: «9 июля 1941 года (это был его второй день на войне ) мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, в ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… »

При анализе произведения нами было выявлено, что автором достаточно широко используется приём контраста – антитеза (др.-греч. ντίθεσις - противоположение) -стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Женщина… – это воплощённая гармония жизни.

А война – всегда дисгармония.

И женщина на войне – это самое невероятное,

несочетаемое сочетание явлений.

Б.Л. Васильев

В основу повести положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой Отечественной войны эпизод - гибель девушек-бойцов в бою «местного значения», но автор рассказал о нём так, что перед читателем встаёт вся минувшая война.

Начало повести читается очень легко, просто, некоторые сцены вызывают искреннюю улыбку. Вот как описан быт зенитчиц: «днём разводили бесконечные постирушки» , беззаботно прогуливались по лесу, «трещали, как сороки», загорали, а вместо настоящих солдатских команд – просто «насмешка полная» («Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя – разводящая» ). Мы видим, что автор подчёркивает и легкомысленность в одежде «не по уставу»: «сапоги на тонком чулке», а «портянки намотаны, словно шарфики». Когда читаешь всё это, то не верится, что в конце погибают эти озорные и весёлые подруги, что рядом - страшная, беспощадная война.

В основе композиции (начала и конца) заложена антитеза – основной авторский приём, помогающий раскрыть сущность войны - СМЕРТЬ - в её страшном, уродливом несоответствии с самой ЖИЗНЬЮ. Первая часть повести оттеняет трагизм событий, о которых будет рассказано дальше. Больно читать о том, как гибнут девушки. “Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет. Рита спросила у Васкова, болит ли раненая рука. Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

Болит?
– Здесь у меня болит. – Он ткнул в грудь. – Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?
– Ну, зачем так… Все же понятно, война, – сказала Рита.
– Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…
– Не надо, – тихо сказала Рита. – Родина ведь не с каналов начинается. А мы ее защищали.»

Невозможность предположить такую «страшную» развязку усиливает впечатление.

Противопоставление мы можем наблюдать и во временной и пространственной организации произведения. Автор начинает повествование, точно указывая время действия - « в мае 1942 года ». Май – весенний месяц, когда всё, возрождаясь, цветет, распускается, стремится выше. В повести же май – время, когда начинается история о гибели девушек.

Место действия автор точно также определяет в самом начале: неведомый никому разъезд. Он не только говорит, что это « 171 разъезд », но и пишет: « А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели…». Автор словно успокаивает нас, подчёркивая, что с девчатами-зенитчицами ничего не может произойти. Но всё не так просто: вот встреча Риты Осяниной с вражеской разведкой и – это уже не «курорт», а страшные «будни» войны, где привычна «встреча со смертью».

Писатель всегда с нежностью писал о своей жене: « Именно на втором инженерно-танковом факультете я встретил свою будущую жену, с которой прожил всю жизнь и которую люблю сейчас так, как не любил и во времена юности своей» . У неё было необычное имя – Зоря. Возможно, именно поэтому автор использовал это слово в названии такого «женского» произведения.

Название повести необычно. О тмечая его многозначность и ёмкость, мы видим в нём элемент противопоставления.

Можно отметить контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Третья глава начинается словами: « А зори здесь были тихими-тихими ». Именно в этой главе и говорится о том, как Рита встретила вражеских разведчиков. А вот Федот Васков даёт поручение Соне Гурвич в ожидании подхода врага: « А в голос всё-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич» .

Автор в названии использует противительный союз - А, следовательно, в полностью восстановленном предложении подразумевается противопоставление. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям. Автор как бы напоминает о тихих днях, которые могли бы не прерываться. Девушки погибли во имя этой тишины, тихих зорь. Тема зорь проходит через всю повесть. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину. Н азвание – контраст тому, о чём в повести рассказывается. В заглавии скрыт протест против войны.

Все тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью. Но это не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и кратки, но дают полное представление о каждой героине. Все девушки совершенно разные по происхождению, образованию, отношению к жизни. Подчёркивается неповторимость их характеров. Сколько девушек - столько судеб.

«Портрет в литературном произведении – изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды – используется как одно из средств характеристики человека» . При описании каждой из героинь мы находим антитезу. Вот описание Жени Камельковой: «… высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца» . Именно эта деталь - « детские » глаза -, данная в противопоставление яркой «взрослой» красоте Женьки, подчёркивает её чистую душу, её доброту.

А рядом с красавицей Женькой Галка – худющая « замухрышка», «Четвертачок », « При её росте, - думает Васков, - и ведро – бочажок » . Отношение к ней Федота Евграфыча определила «с возмущением» сама Галка: «Как с маленькой вы…» Но тем ценнее этот «солдатик», потому что выполнять ей приходится большую работу. Вспомним, как переносит девушки трудности пути. Галка потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло» . И ни слова жалобы. Наоборот, простуженная Галка обижается: « А почему меня в запасные?» А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев.

Соня – «худющая, как весенний грач», сапоги у неё на два номера больше, она топает ими; на спине – вещмешок. В руках – винтовка. Она «сильно умаялась, аж приклад по земле волочился». А «личико» «остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное». Васков думает о ней «жалостливо» и невольно задаёт ей вопрос, как ребёнку: « Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?..»

Противопоставлением автор подчёркивает, что тяжелейшую ношу война возложила на хрупкие эти плечи. Но в таком случае, возможно, Рите Осяниной и легче, чем другим, ведь её портрет автор рисует совершенно иными красками: «… строга. Не засмеётся, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются » . Более того Б.Васильев, говоря о жёсткости Риты, пишет: «… ненавидеть она научилась тихо и беспощадно …» . Но мы видим, как трудно Рите быть сильной, не свойственно ей, женщине-матери, быть солдатом с оружием в руках. Вот её первая «победа»:

«-Стреляй, Рита! Стреляй! – кричали ей зенитчицы.

А Рита ждала, не сводя перекрёстка с падающей точки. И когда немец перед самой землёй рванул парашют… она плавно нажала гашетку. Очередью из четырёх стволов начисто разрезало чёрную фигуру, девчонки, крича от восторга, целовали её, а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь её трясло. Помкомвзвода Кирьянова отпаивала чаем, утешала:

-Пройдёт, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад…»

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит Б.Васильев, - была много труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий» . Антитезой в характеристиках героинь автор усиливает трагедию судеб девушек.

Автор создаёт образы совершенно различных девушек, подчёркивая этим, что самые разные люди в момент, когда Родина в опасности, становятся плечом к плечу, забывая о том, что один - деревенский, другой - городской, что кто-то учится в институте, а кто-то только в техникум собирается, кто-то уже вдова, оставшаяся с ребёнком на руках, а кто-то просто придумывает своего возлюбленного.

В величайших художественных произведениях нет « полых, пустотелых» слов, это в полной мере относится и к именам собственным. Известно, что глубокое и всестороннее познание художественного произведения предполагает осмысление использованной автором системы имён. Писатель тщательно продумывает, какие имена собственные он может и должен включить в текст своего сочинения, иначе говоря, какое имя будет носить герой. На наш взгляд, в произведениях Бориса Васильева крайне значима ономастика (в данном случае, антропонимика). Думается, что имена здесь являются «скрытоговорящими» , создавая художественный образ, автор находит такие имена собственные, посредством которых раскрываются подчас неуловимые, невидимые черты характера.

др.-греч. μαργαρίτης («маргаритис») - жемчужина.

Когда мы говорим о человеке, имеющем огромное значение, мы говорим, что это «настоящая жемчужина». Этим подчеркивается незаменимость человека, который – драгоценность. Но невозможно и здесь обойтись без подчёркивания противопоставления. Это истинная драгоценность, а не безделушка. Это ценность, без которой невозможна жизнь. Рита Осянина именно такая. Не случайно она негласный командир в маленьком девчачьем отряде.

Галина

Женское имя - от (γαλήνη) - спокойствие, безмятежность, тишина.

В этом «воробушке» бушевали настоящие страсти, которые проявляются в её мечтах.

Евгения

Женское имя, производное от мужского имени . Происходит от εὐγενής (eugenes) -«высокородная, благородная, потомок благородного рода».

Красота Евгении – признак «породы», родовитости, но её жизнь в противовес значению имени иногда демонстрировала противоположное. Вот неблаговидный поступок, за который Женю осуждает и Рита Осянина - роман с женатым: « Как же ты могла?. Но Женька могла многое: вот она останавливает врага, выйдя из укрытия и купаясь под прицелом автомата, вот уводит врагов от раненой подруги… и всё это ценой собственной жизни. Что может быть ещё более ярким доказательством благородства?

Софья

Женское имя – от σοφία - «мудрость, разумность, наука».

С одной стороны, имя идеально подходит героине: студентка вуза, обожающая поэзию. Но разве мудро бежать за забытым кисетом Васкова по лесу, напичканным врагом? Глупо? Для многих это является именно таковым, некоторые, не стесняясь, говорят: «Глупая смерть». Мы же уверены, имя здесь Соне Гурвич дано не от противного: высшая мудрость – жить ради других; высшая мудрость – уметь чувствовать, что дорого другим.

Елизавета

Женское имя – от ( אלישבע ) Элише́ва - букв. «Бог мой - клятва», «почитающая ».

Единственное из женских имен в повести, в этимологии которого есть «нечто божественное». Сразу появляются ассоциации с патриархальностью, русской деревней. Лиза Бричкина – человек деревенский по сути, близка природе. Но интересно то, что в имени Васкова, который так нравится Лизе и который чувствует в Лизе родственную душу, тоже есть корень «бог». Родственные этимологически эти герои близки друг другу и по духу.

Федот

Мужское имя – от (Θεόδοτος ) - «отданный, посвященный Богу, богам».

Таким образом, имена в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» являются одним из ярких средств характеристики литературного персонажа , этимология имени позволяет чётче воспринимать художественный образ, в некоторых именах просматривается противопоставление, полное или частичное.

Если для мужчины защита отечества - это долг, священная обязанность, то женщины, уходя на фронт, брали на себя эту обязанность добровольно. Они осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик... Им было трудно, но они все равно шли. Поэтому можно утверждать, что им было труднее .

Понимая, насколько разные героини повести, мы осознаём, что в одном они все же схожи: их судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Сцены гибели - одни из самых трагических и тяжёлых страниц повести. Девушки не сломались перед лицом смерти.

Красавица Женька Комелькова – настоящая артистка, она заставляет немцев думать, что они наткнулись на целую бригаду лесорубов. «- Девчата, айда купаться! – звонко и радостно кричала Комелькова, танцуя в воде. – Ивана зовите!.. Эй, Ванюша, где ты?... » Ей придётся ещё раз играть перед врагом, уводя солдат от раненой подруги. А когда она осталась лицом к лицу с врагами, то отстреливалась до последнего - « стреляла, пока были патроны ». Немцы ранили ее вслепую, « а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо… » Здесь мы тоже видим элементы противопоставления: спасти или спастись, мужчины добивают раненую девушку, враг восхищён красотой Женьки. Автор словно задаёт нам вопросы в таких сценах, не используя вопросительных конструкций.

В сцене гибели Риты имеется страшное противопоставление: человек на войну идёт, осознавая, что ему придётся убивать врага, Рита убивает себя. Для её спасения Женька и Васков сделали всё, НО она не может быть обузой… И вот Васков « скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел » .

Рисуя гибель Лизы Бричкиной, автор использует антитезу в пейзаже, в том, что видит Лиза в последний раз. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте: « Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила».

Много книг написано о войне, но повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» производит особое впечатление. Возможно, потому что основу этого произведения составляют подвиг и героизм. Автор описал реальный эпизод из жизни во время Великой Отечественной войны. Главные герои повести - пять смелых девушек и их командир Васков . Всем отрядом они идут навстречу фашистам-диверсантам, которых заметила Рита Осянина в лесу. Они прекрасно понимали, что ставят поду угрозу свою жизнь, но это их не остановило.

У каждой из девушек-зенитчиц был свой мотив. Рита рано овдовела и осталась с маленьким сыном на руках. Ее мужа убили на второй день войны. Желая отомстить за мужа, она пошла на фронт. Сына она оставила у матери. Вновь прибывшая Женя Комелькова ненавидела немцев не меньше. На ее глазах расстреляли всю семью. Теперь ей хотелось только одного - безжалостно убивать фашистов. Лиза Бричкина попала на фронт случайно. Она всегда хотела выучиться в каком-нибудь техникуме, но даже среднее образование у нее было неполным. Лиза с детства ухаживала за тяжело больной матерью и времени на учебу не оставалось. Наконец, у них дома появился один человек, пообещавший помочь ей с поступлением. Но в стране началась война и единственным местом, куда ее взяли, была школа зенитчиц.

Сочинение

О жестокости и бесчеловечности войны удивительная повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» о девушках – зенитчицах и их командире Васкове. Пять девушек вместе со своим командиром идут на встречу фашистам – диверсантам, которых утром в лесу заметила Рита Осянина. Только оказалось фашистов 19 человек, и все они хорошо вооружены и подготовлены для действий во вражеском тылу. И вот, чтобы предотвратить готовящуюся диверсию, Васков вместе с девушками идет на задание.
Соня Гурвич, Галка Четвертачок, Лиза Бричкини, Женька Комелькова, Рита Овсянина – вот они, бойцы маленького отряда.
Каждая из девушек несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни, а их присутствие на войне также дисгармонично, как звуки стрельбы на берегу Ферапонтова озера.
Невозможно читать повесть без слез. Как страшно, когда девушки, которых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружием в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом заключена основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повествует о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради этого. Каждая из девушек могла бы жить, воспитывать детей, приносить людям радость… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни.
Женщина и война – понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война – это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б.Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки – впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело – желать кому-то смерти, и совсем другое – самому убить. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился гад…» Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь… Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы.
Б.Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, - самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг, да Россия.
Рассказ станинструктора Тамары как нельзя лучше говорит о милосердии наших женщин. Сталинград. Cамые, самые бои. Тамара тащила двух раненых (по очереди), и вдруг, когда дым немного рассеялся, она, к своему ужасу, обнаружила, что тащит одного нашего танкиста и одного немца. Станинструктор прекрасно знала, что если она оставит немца, то он буквально через несколько часов урет от потери крови. И она продолжала тащить их обоих… Сейчас, когда Тамара Степановна вспоминает этот случай, не перестает себе удивляться. «Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасла» - вот так просто и незамысловато объясняет она свой, можно сказать, героический поступок. И нам остается лишь восхищаться этими девушками, которые прошли весь ад войны и не «зачерствели душой», остались такими человечными. Это, на мой взгляд, тоже подвиг. Нравственная победа – самая великая наша победа в эту страшную войну.
Все пять девушек погибают, но выполняют задание: немцы не прошли. И хотя их бой с фашистами был всего лишь «местного значения», но именно благодаря таким людям складывалась Великая Победа. Ненависть к врагам помогла Васкову и героиням повести совершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом.

Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце за то, что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразованного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, - за прерванные ниточки человеческих родов.
По-моему, каждое мгновение войны – это уже подвиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.