Биография ф мендельсона кратко. Феликс мендельсон - биография, свадебный марш, фото, личная жизнь композитора


Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их.
Р. Шуман

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям - она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов. Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора - известный философ; отец - глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств - дал своему сыну прекрасное образование. В 1811 г. семья переехала в Берлин , где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов - Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция). В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер . Игру двенадцатилетнего пианиста слушал И. В. Гете. Встречи с великим поэтом в Веймаре остались самыми прекрасными воспоминаниями юных лет.

Общение с серьезными художниками, разнообразные музыкальные впечатления, посещение лекций в Берлинском университете, высокопросвещенная среда, в которой рос Мендельсон, - все способствовало быстрому профессиональному и духовному становлению. С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения. Уже в юности началась просветительская деятельность Мендельсона. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею » И. С. Баха (1829) стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, послужило толчком к возрождению творчества Баха . В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе. Желание поднять уровень исполнения, пополнить репертуар классическими произведениями (оратории Г. Ф. Генделя и И. Гайдна, оперы В. А. Моцарта, Л. Керубини) натолкнулось на равнодушие городских властей, косность немецкого бюргерства.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов - своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил «великий кантор». В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт , «Шотландская » симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь » В. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия » и др.). Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм. В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру «Сон в летнюю ночь» - произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. «Расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора, - законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». В одночастной программной увертюре, возникшей под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это светлая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры получил развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х гг. Мендельсон вернулся к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся, в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом «Итальянская симфония » - 1833), а также в северные страны - Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах «Фингалова пещера » («Гебриды»), «Морская тишь и счастливое плавание » (обе 1832), в «Шотландской» симфонии (1830-42).

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов » (48 пьес, 1830-45) - замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры - виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории «Павел», «Илия », кантата «Первая Вальпургиева ночь» (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) - для любительского, домашнего музицирования, во все времена чрезвычайно популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона - воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.

И. Охалова

Место и положение Мендельсона в истории немецкой музыки верно определено П. И. Чайковским . Мендельсон, по его словам, «всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен ,- но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-ремесленников немецкой школы».

Мендельсон принадлежит к числу художников, у кого замысел и воплощение достигли той степени единства и целостности, которых не всегда удавалось добиться некоторым его современникам более яркого и масштабного дарования.

Творческий путь Мендельсона не знает внезапных срывов и дерзких новшеств, кризисных состояний и крутых подъемов. Это не значит, что он протекал бездумно и безоблачно. Его первая индивидуальная «заявка» на мастера и самостоятельного творца - увертюра «Сон в летнюю ночь» - жемчужина симфонической музыки, плод большого и целеустремленного труда, подготовленный годами профессиональной выучки.

Серьезность с детства приобретенных специальных знаний, разностороннее интеллектуальное развитие помогли Мендельсону на заре творческой жизни точно очертить круг очаровавших его образов, которые надолго, если не навсегда, завладели его фантазией. В мире пленительной сказки он как бы обрел самого себя. Рисуя волшебную игру иллюзорных образов, Мендельсон метафорически выражал свое поэтическое видение реального мира. Жизненный опыт, познание веками накопленных культурных ценностей насыщали интеллект, вносили в процесс художественного совершенствования «поправки», заметно углубляя содержание музыки, дополняя ее новыми мотивами и оттенками.

Однако гармоническая цельность музыкального дарования Мендельсона сочеталась с узостью творческого диапазона. Мендельсон далек от страстной порывистости Шумана, возбужденной экзальтации Берлиоза, трагедийности и национально-патриотической героики Шопена. Сильным эмоциям, духу протеста, настойчивым поискам новых форм он противопоставлял спокойствие мысли и теплоту человеческого чувства, строгую упорядоченность форм.

Вместе с тем образное мышление Мендельсона, содержание его музыки, равно как и жанры, в которых он творит, не выходят из русла искусства романтизма.

«Сон в летнюю ночь» или «Гебриды» не менее романтичны, чем произведения Шумана или Шопена, Шуберта или Берлиоза. Это типично для многоликого музыкального романтизма, в котором скрещивались различные течения, на первый взгляд кажущиеся полярными.

Мендельсон примыкает к крылу немецкого романтизма, ведущего свое начало от Вебера. Характерная для Вебера сказочность и фантастика, одушевленный мир природы, поэзия далеких легенд и сказаний, обновленная и расширенная, переливается в музыке Мендельсона заново найденными красочными тонами.

Из обширного круга романтической тематики, затронутой Мендельсоном, наиболее художественно завершенное воплощение получили темы, связанные с областью фантастики. В фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, демонического. Это светлые образы природы, рожденные народной фантазией и во множестве рассыпанные в сказках, мифах, или же навеянные эпическими и историческими преданиями, где тесно сплелись реальность и фантазия, действительность и поэтический вымысел.

От народных истоков образности - незатемненность колорита, с которым так естественно гармонируют легкость и изящество, мягкая лирика и полетность «фантастической» музыки Мендельсона.

Не менее близка и естественна для этого художника романтическая тема природы. Сравнительно редко прибегая к внешней описательности, Мендельсон тончайшими выразительными приемами передает определенное «настроение» пейзажа, вызывает его живое эмоциональное ощущение.

Мендельсон, выдающийся мастер лирического пейзажа, оставил в таких произведениях, как «Гебриды», «Сон в летнюю ночь», «Шотландская» симфония, великолепные страницы живописно-картинной музыки. Но и образы природы, фантастики (часто они сплетены неразрывно), проникнуты мягким лиризмом. Лиризм - существеннейшее свойство дарования Мендельсона - окрашивает все его творчество.

Несмотря на приверженность к искусству прошлого, Мендельсон - сын своего века. Лирический аспект мира, лирическая стихия предопределила направление его художественных поисков. С этой общей тенденцией романтической музыки совпадает постоянная увлеченность Мендельсона инструментальной миниатюрой. В противоположность искусству классицизма и Бетховена, культивировавшего сложные монументальные формы, соразмерные философской обобщенности жизненных процессов, в искусстве романтиков первый план отводится песне, небольшой инструментальной миниатюре. Для запечатления самых тонких и преходящих оттенков чувства малые формы оказались наиболее органичными.

МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy ) Феликс (1809-1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии ("Итальянская", 1833; "Шотландская", 1842), симфоническая увертюра "Фингалова пещера" (1832), музыка к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, "Песни без слов" (1845) для фортепиано, оратории.

МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy ) Феликс (полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижер, органист, пианист.

Многообещающее начало

Происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона. В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского педагога Л. Бергера (1777-1839), а по теоретическим предметам и композиции - у главы берлинской Певческой академии К. Ф. Цельтера. Его первые произведения появились в 1820. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был автором ряда крупных партитур - сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей; в которых он обнаружил абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта. На творческое становление Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией (Мендельсон неоднократно встречался с ним с 1821) и с драмами в переводах А. В. Шлегеля. В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра "Сон в летнюю ночь" (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни). Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано. В 1829 под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после многолетнего забвения были исполнены "Страсти по Матфею" И. С. Баха; это событие положило начало "баховскому возрождению" 19 в.

Карьера профессионального музыканта

В 1829-33 Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал в Англии и Шотландии (1829), Италии (1830-31), Париже (1831), Лондоне (1832, 1833). Полученные впечатления отразились в наброске будущей "Шотландской симфонии", в увертюре "Гебриды" (первое исполнение в 1832, Лондон), "Итальянской симфонии" (1833, Лондон) и некоторых других произведениях. В 1833-35 Мендельсон занял должность музикдиректора в Дюссельдорфе, где основу его дирижерского репертуара составили оратории Генделя. Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории Мендельсона "Павел" (1836, Дюссельдорф). В 1835 Мендельсон обосновался в Лейпциге, с именем которого связаны его вершинные достижения как дирижера и организатора музыкальной жизни. Став руководителем знаменитого лейпцигского Гевандхауза (1835-47), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Вебера, (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (ныне Музыкальная академия им. Мендельсона). Композитор стал основателем лейпцигской школы, отличавшейся ориентацией на классические образцы.

В лейпцигский период

В лейпцигские годы Мендельсон сочинял главным образом во время летних каникул. Среди наиболее значительных произведений этого периода - увертюра "Рюи Блаз" (1839), окончательная редакция 2-й симфонии ("Хвалебная песнь", 1840), "Шотландская симфония" (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была написана великолепная музыка ко "Сну в летнюю ночь" Шекспира (частично основана на материале юношеской увертюры). Несмотря на ее успех, отношения Мендельсона с берлинской элитой складывались трудно. Композитор принимал активное участие в организации Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Англии он пользовался особыми симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 дирижировал исполнением оратории "Илия" в Бирмингеме и Лондоне). Ранняя смерть оборвала жизнь одного из самых уважаемых музыкантов Европы того времени. Мендельсон умер от инсульта в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою горячо любимую сестру Фанни (по мужу Гензельт, 1805-1847), которая также была талантливым музыкантом.

Романтик

Мендельсон в большей степени, чем другие композиторы-романтики его поколения, ориентировался на идеалы 18 века и классицизма. В своих лучших образцах его музыка характеризуется стройностью и уравновешенностью форм, сдержанностью экспрессии, изяществом мелодических линий, рационально-экономной фактурой - качествами, которые Мендельсон воспринял от венских классиков. От и он унаследовал приверженность к фуге, органу, жанрам кантаты и оратории. Вместе с тем уже к середине 1820-х годов он выработал самобытный стиль, часто черпая творческие стимулы в литературе, истории, природе, изобразительных искусствах. Именно эта опора на внемузыкальные источники вдохновения делает Мендельсона прежде всего романтиком. Его ранние опыты в оперном жанре, отмеченные сильным влиянием , не получили продолжения (Мендельсон до конца своих дней искал подходящий сюжет для оперы и в год смерти приступил к работе над оперой "Лорелея" на текст Э. Гайбеля). Его склонность к музыкальному театру успешнее воплотилась в ораториях, увертюре "Рюи Блаз" по В. , музыке к "Антигоне" Софокла (1841) и ко "Сну в летнюю ночь". В выборе сюжетов для ораторий есть нечто автобиографическое: "Павел" аллегорически воспроизводит историю семьи Мендельсона, а "Илия" - историю его разногласий с берлинским обществом. Примечательны и многие другие вокальные произведения Мендельсона, в том числе кантата "Первая Вальпургиева ночь" соч. 60 (на стихи Гете, прославляющие весну) и хоровые псалмы лейпцигского периода. Его светские хоры и романсы неровны по качеству, однако среди них есть подлинные жемчужины - прежде всего романс "На крыльях песни" на слова Г. Гейне.

Менедельсон-инструменталист

Свой путь композитора инструментальной музыки Мендельсон начал симфониями для струнного оркестра, мастерски стилизованными в манере венского классицизма. Среди пяти "настоящих" симфоний Мендельсона выделяются "Итальянская" и "Шотландская". Для воплощения духа Италии Мендельсон избрал компактную четырехчастную форму с менуэтом в качестве 3-й части и стремительным танцевальным финалом в ритме сальтарелло (итальянский быстрый танец народного происхождения). "Шотландская симфония" масштабнее и богаче контрастами; в ней более отчетливо выражено программно-изобразительное начало. Наиболее значительные программные симфонические увертюры Мендельсона - по существу, одночастные симфонические поэмы - вдохновлены образами моря ["Морская тишь и счастливое плавание" (по Гете, 1828), "Гебриды" (1832), "Прекрасная Мелузина" (по Ф. Грильпарцеру, 1833)]. В лучших непрограммных инструментальных опусах - таких, как Октет, некоторые квартеты, фортепианные трио, "Серьезные вариации" для фортепиано (1841) и знаменитый Скрипичный концерт - классические формальные принципы счастливо сочетаются с интимным, глубоко прочувствованным тоном. Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных "Песнях без слов"; эту серию фортепианных пьес - своего рода лирический дневник - композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой).

Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках «Свадебного марша». Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.

Детство и юность

Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.

Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ и музыкант Карл Цельтер.

Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.


Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».

В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.

Музыка

В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.

«Свадебный марш» Феликса Мендельсона

Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.

С юности музыкант увлекался творчеством , популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».


Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.

К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».


В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.

Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.

Личная жизнь

В биографии любого творческого деятеля присутствует муза. Таковой для Мендельсона стала его жена Сесиль Жанрено, с которой он сочетался узами брака в 1836 году. Девушка из богатой гугенотской семьи, дочь французского пастора, отличалась спокойным нравом.


Композитор был счастлив в личной жизни, так как супруга привнесла в его дом заботу, уют и гармонию. Она вдохновляла мужа на новые творения.

Мендельсон стал отцом пятерых детей. Семья и пылкие чувства к ней побуждали музыканта на написание новых произведений.

Смерть

Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.


Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.

Произведения

  • 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
  • 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
  • 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
  • 1831 – «Vom Himmel hoch»
  • 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
  • 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
  • 1835 – «Павел»
  • 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
  • 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
  • 1846 – «Илия»

«Люди часто жалуются, что музыка слишком неоднозначна, им приходится задумываться, когда они слушают, это так непонятно, в то же время все понимают слова. Со мной это происходит ровно наоборот, и не только относительно всей речи, но и отдельных слов»

Феликс Мендельсон

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге, 3 февраля 1809 в семье банкира Авраама, который был сыном известного еврейского философа Моисея Мендельсона, и Леи Соломон. Родители стремились отказаться от иудаизма, их дети не получили религиозного образования и были крещены в лютеранской церкви в 1816 году.

Фамилия Бартольди прибавилась по предложению брата Леи, Якоба. Авраам позднее объяснил это решение в письме к Феликсу как средство показать решительный разрыв с традициями своего отца Моисея. Хотя Феликс в знак послушания своего отца подписывался Мендельсон-Бартольди, он, тем не менее, не возражал против использования только первой части фамилии.

Семья переехала в Берлин в 1811 году. Родители стремились дать Феликсу, его брату Полу и сестрам Фанни и Ребекке наилучшее образование. Старшая сестра, Фанни, стала известной пианисткой и композитором-любителем. Первоначально отец думал, что она более музыкально одаренная, но не считал карьеру в музыке подходящей для молодой девушки. Феликс Мендельсон со своей любимой сестрой Фанни

В возрасте 6 лет Феликс Мендельсон стал получать от своей матери, а с семи лет обучался у Мари Биго в Париже. С 1817 года изучал композицию у Карла Фридриха Цельтера. В 9 лет состоялся его дебют, когда он принял участие в камерном концерте в Берлине.

Цельтер представил Феликса своему другу Гёте, который позднее поделился своими впечатлениями о юном таланте, приведя сравнение с Моцартом:

«Музыкальные чудеса … вероятно больше не так редки; но то что этот маленький человек способен сделать, играя импровизацию или с листа, это на грани волшебства. Я не могу поверить, что это возможно в столь раннем возрасте».

«Все же Вы слышали Моцарта на его седьмом году во Франкфурте?» – сказал Цельтер. «Да», ответил Гёте, «…, но то, чего уже достиг Ваш ученик, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое культурный разговор взрослых людей имеет к лепету ребенка»

Позже Феликс неоднократно встречался с и положил на музыку немало его стихотворений.

Годы учебы

С 1819 года Мендельсон начал сочинять музыку без остановки

Мендельсон был принят в Берлинскую Хоровую академию в 1819 году. С этого момента он сочинял без остановки.

Надо сказать, что Феликс с детства был очень плодотворным композитором. Первое издание его работ увидело свет в 1822 году, когда юному композитору было всего 13 лет. А в 15 лет он написал свою первую симфонию для оркестра До минор (Op. 11). Год спустя - работу, показавшую полную силу его гения - Октет Ми-бемоль мажор (Op.20). Этот Октет и написанная в 1826 году увертюра «Сон в летнюю ночь» (частью которой был «Свадебный марш») являются самыми известными из ранних произведений композитора.

В 1824 году Мендельсон стал брать уроки у композитора и пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, который однажды признался, что он мало чему мог научить Феликса. Мошелес стал коллегой и другом Мендельсона на всю жизнь.

Помимо музыки, образование Мендельсона включало изобразительное искусство, литературу, языки и философию. Для своего наставника Хейзе перевел «Андрию» Теренса в 1825 году. Учитель был поражен и издал ее как работу «его ученика F****». Этот перевод стал квалификационной работой Мендельсона для получения права обучаться в Университете Берлина, где он посещал лекции по эстетике Георга Гегеля, по истории Эдуарда Ганса и географии Карла Риттера.

Начало дирижерской карьеры

Рабочий кабинет Мендельсона в Лейпциге

В Хоровой академии Берлина Мендельсон стал дирижером, и, при поддержке директора академии Зельтера, а также с помощью друга Эдуарда Девринта, смог осуществить в 1829 году постановку «Страстей по Матфею» . Успех этой работы положил начало возрождению музыки Баха в Германии, а затем во всей Европе.

В том же году Феликс впервые посетил Великобританию, где провел концерт Филармонического общества. К тому моменту его друг, Мошелес, уже проживал в Лондоне. Он представил Мендельсона влиятельным музыкальным кругам. После столичной программы композитор совершил путешествие через Шотландию, где сделал наброски увертюр, которые впоследствии приобрели большую известность – «Гебридов» и «Фингалова пещера».

После возвращения в Германию ему предложили должность преподавателя в Берлинском университете, но Мендельсон от него отказался. В течение нескольких лет композитор путешествовал по Европе, где написал ряд произведений, а в 1832 году издал первую книгу «Песен без слов». 28 марта 1837 г. Мендельсон женился на Сесиль Жанрено (дочери протестантского священнослужителя)

В 1833 году Феликс Мендельсон стал дирижером Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе, где ежегодно представлял свои работы. А через два года начал активную дирижерскую деятельность в Лейпциге, поставив перед собой цель: сделать его музыкальным центром европейского масштаба.

На следующий, 1836 год композитор получил почетную докторскую степень университета Лейпцига. В этом же году он встретил Сесиль Жанрено, дочь протестантского священнослужителя. 28 марта 1837 года состоялась их свадьба. Брак был счастливым, и у пары родилось пятеро детей.

На пике популярности

Король Пруссии не оставлял попыток заманить композитора в Берлин, в итоге Мендельсон был назначен музыкальным директором Академии Искусств. До 1845 года он периодически работал в Берлине, не оставляя свой пост в Лейпциге. Порой осуществлял поездки в Англию, исполняя свои работы в Лондоне и Бирмингеме, где встретился с королевой Викторией и ее мужем – принцем Альбертом. Королевская чета была почитателями его музыки.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки, первое учебное заведение такого рода в Германии, осуществив таким образом свою мечту и сделав Лейпциг музыкальным центром на карте страны.

Также он закончил ряд своих работ, в том числе «Шотландскую симфонию» и Концерт для скрипки с оркестром. В 1844 году он провел пять филармонических концертов в Лондоне.

Третьего февраля 1809 в Гамбурге, в семье банкира Мендельсона-Бартольди родился мальчик, которого нарекли Феликс. Будущий получил прекрасное и весьма разностороннее образование. Он с детства имел возможность общаться с представителями и научной интеллигенции, в числе которых были Гегель, Гейне и Яков Гримм, естествоиспытатель Гумбольдт и скульптор Торвальдсен, Паганини и . Все они с удовольствием посещали салон родителей Мендельсона в Берлине. И эта широта кругозора, воспитанная общением с умнейшими и талантливейшими людьми той эпохи, разумеется, положительно отразилось на всей будущей деятельности Феликса.

Подобно Моцарту, Мендельсон уже в раннем возрасте овладел музыкальным мастерством. В десять он уже сочинял, но, наверное, как это часто бывает у всех начинающих авторов, его раннее творчество находилось под сильным влиянием его кумиров: Бетховена, Моцарта, Вебера…Октет, написанный в 1825 и «Сон в летнюю ночь» явились началом его зрелого творчества. Три года своей жизни, с 1829 по 1832 год, Мендельсон посвятил путешествиям по разным городам Европы. Он побывал в Англии, Шотландии, Австрии, Южной Германии, Италии, Швейцарии и Франции и был крайне удручен и глубоко разочарован положением музыкальной культуры. Казалось невозможным то, что даже на родине симфонизма, в Австрии, в Вене, а не только в Италии и во Франции, классика была предана забвению. Ни одной ноты Бетховена не исполняли здесь даже лучшие пианисты!

И Мендельсон принял решение: сразу же по возвращению в Германию заняться просветительской деятельностью! Этому занятию он отдавал себя без остатка до конца своих дней. Будучи блестящим виртуозом своего времени, Мендельсон в органных и фортепианных концертах, прежде всего, выступал как пропагандист серьезной классической музыки. Часто случалось так, что многие слушатели, присутствующих на его музыкальных вечерах, впервые знакомились с концертами и сонатами и Бетховена.

Мендельсон исколесил города и веси всей страну в поиске интересовавших его произведений. И это музыкальное паломничество принесло свои плоды. В церквях, в опере, на музыкальной эстраде зазвучали творения классиков, зазвучало хоровая музыка Лассо, Палестрины и Генделя, «Дон – Жуан» и «Фигаро» Моцарта и многие другие. В Лейпциге, где Мендельсон до самой своей смерти управлял знаменитым оркестром «Гевандхауза», его деятельность была особенно блестящей. Пиком его просветительской деятельности явилось учреждение первой немецкой консерватории в 1843 году. В число педагогов консерватории Лейпцига были приглашены самые мощные и выдающиеся композиторские и исполнительские силы, в частности Шуман. Именно в этот период, в творчестве Мендельсона явно чувствуется некая фундаментальность, элементы героики. Его оратории «Илия» и «Павел» прямо-таки насквозь пронизаны каким-то революционным духом.

Кажется, что Илия борется не за чистоту веры, а за чистоту помыслов человеческих, размышляет, как творец, который противопоставляет себя всему миру, погрязшему в никчемности.У Мендельсона были довольно-таки натянутые отношения с Берлинской аристократией и правящими кругами, но, не смотря на это, он с огромным удовольствием и вдохновением в сороковых годах начал работать над сочинением музыки к придворным постановкам трагедий Софокла и Расина. Античная драма, ее возвышенный стиль, ее благородная страстность были созвучны Мендельсону.

В его сочинениях того периода (увертюра «Рюи Блаз», гениальная скрипичная «Шотландская симфония) тоже появляются черты драматизма, ранее Мендельсону не свойственные. Но эти новые драматические тенденции, увы, не успели получить в творчестве Мендельсона дальнейшего развития. В 1847 году композитор внезапно скончался в возрасте всего неполных тридцати девяти лет в расцвете своей артистической славы и творческих сил.