Все о семье мармеладовых преступление и наказание. Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание


Отбывая срок на каторге, Достоевский задумал роман «Пьяненькие». Тяжелый быт, соответствующее окружение, рассказы заключенных - все это натолкнуло писателя на мысль описать жизнь обедневшего простого петербуржца и его родных. Позднее, уже на воле он начал писать другой роман, куда и вписал задуманных ранее персонажей. Образы и характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» занимают особое место среди других действующих лиц.



Семейство это - знаковый образ, характеризующий жизнь обычных простых людей, собирательный - людей, живущих практически на грани окончательного падения нравственного, морального, однако, несмотря на все удары судьбы, сумевших сохранить чистоту и благородство своих душ.

Семейство Мармеладовых

Мармеладовы занимают практически центральное место в романе, очень тесно связаны с главным героем. Они в судьбе Раскольникова сыграли очень важную роль почти все.

На момент знакомства Родиона с этим семейством, оно состояло из:

  1. Мармеладов Семен Захарович - глава семьи;
  2. Катерина Ивановна - его супруга;
  3. Софья Семеновна - дочь Мармеладова (от первого его брака);
  4. дети Катерины Ивановны (от ее первого брака): Поленька (10-ти лет); Коленька (семи лет); Лидочка (шести лет, еще звалась Ленечкой).

Семья Мармеладовых - типичное семейство обывателей-мещан, опустившихся практически на самое дно. Они даже не живут, они – существуют. Достоевский описывает их так: словно они даже не пытаются выжить, а просто обитают в беспросветной нищете - такой семье «идти больше некуда». Страшно даже не столько то, что и дети оказались в таком положении, сколько то, что взрослые словно смирились с таким своим статусом, не ищут выхода, не стремятся выбраться из такого тяжелого существования.

Мармеладов Семен Захарович

Глава семейства , с которым Достоевский знакомит читателя в момент встречи Мармеладова с Раскольниковым. Затем постепенно писатель раскрывает жизненный путь этого персонажа.

Мармеладов когда-то служил титулярным советником, однако спился, остался без работы и практически без средств к существованию. У него дочь от первого брака – Соня. На момент встречи Семена Захаровича с Раскольниковым Мармеладов уже четыре года состоял в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. У нее самой было трое детей от первого брака.

Читатель узнает, что женился-то на ней Семен Захарович не столько по любви, сколько из жалости и сострадания. И все они живут в Петербурге, в который переехали полтора года назад. Вначале Семен Захарович находит здесь работу, причем вполне достойную. Однако из своего пагубного пристрастия к питию чиновник очень скоро ее теряет. Так по вине главы семейства вся семья нищенствует, оставшись без средств к существованию.

Достоевский не рассказывает - что же произошло в судьбе этого человека, что надломилось однажды в его душе так, что он начал пить, в итоге – спился, чем обрек детей на нищенство, Катерину Ивановну довел до чахотки, а его родная дочь стала проституткой, чтобы хоть как-то зарабатывать и прокормить трех малолетних деток, отца и больную мачеху.

Слушая пьяные излияния Мармеладова, невольно, однако, читатель проникается сочувствием к этому павшему на самое дно человеку. Несмотря на то, что он обворовывал свою жену, клянчил деньги у дочери, зная, как она их зарабатывает и для чего, его терзают муки совести, он противен сам себе, душа его болит.

Вообще многие герои «Преступления и наказания», даже весьма неприятные вначале, в итоге приходят к осознанию своих грехов, к пониманию всей глубины своего падения, некоторые даже раскаиваются. Нравственность, вера, внутренние душевные страдания характерны и для Раскольникова, и для Мармеладова, и даже для Свидригайлова. Который не выдерживает мук совести и кончает с собой.

Вот и Мармеладов: он слабоволен, не может справиться с собой и бросить пить, однако он чутко и точно чувствует боль и страдания других людей, несправедливость по отношению к ним, он искренен в своих добрых чувствах к ближним и честен к себе и другим. Семен Захарович не очерствел в этом своем падении - любит жену, дочь, детей своей второй супруги.

Да, он не добился много на службе, на Катерине Ивановне женился из сострадания и жалости к ней и ее трем детям. Он промолчал, когда его жену избили, молчал и терпел, когда родная дочь пошла на панель, чтобы прокормить детей, мачеху и отца. И реакция Мармеладова была безвольная:

«А я… лежал пьяненькой-с».

Даже ничего не делать, только пить он не может в одиночестве - ему нужна поддержка, ему надо исповедоваться перед кем-то, кто его выслушает и утешит, кто его поймет.

Мармеладов молит о прощении - собеседника, дочь, которую считает святой, жену, ее детей. На самом деле его мольба обращена к более высшей инстанции – к Богу. Только просит прощения бывший чиновник Его через слушателей, через родных - это такой откровенный крик из глубины души, что вызывает в слушателях не столько даже жалость, сколько понимание и сочувствие. Семен Захарович сам казнит себя за свое слабоволие, за свое падение, за неспособность бросить пить и начать работать, за то, что смирился с нынешним своим падением и не ищет выхода.

Печален итог: Мармеладов, будучи в сильном подпитии, умирает, попав под лошадь. И, возможно, это и оказывается для него единственным выходом.

Мармеладов и Раскольников

Герой романа встречается с Семеном Захаровичем в трактире. Мармеладов привлек к себе внимание бедного студента противоречивой внешностью и еще более противоречивым взглядом;

«светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

Раскольников обратил внимание на пьяненького маленького человечка, выслушал в итоге исповедь Мармеладова, который рассказал о себе, о своей семье. Слушая Семена Захаровича, Родион еще раз понимает, что его теория верна. Студент сам во время этой встречи находится в каком-то странном состоянии: он решился на убийство старухи-процентщицы, движимый «наполеоновской» теорией о сверхлюдях.

Вначале студент видит обычного пьяницу-завсегдатая распивочных. Однако, слушая исповедь Мармеладова, Родион испытывает любопытство к его судьбе, затем проникается сочувствием, причем не только к собеседнику, но и к членам его семьи. И это в том лихорадочном состоянии, когда студент сам сосредоточен только на одном: «быть либо не быть».

Позже судьба сводит героя романа с Катериной Ивановной, Соней. Раскольников помогает несчастной вдове с поминками. Соня же своей любовью помогает Родиону раскаяться, понять, что не все потеряно, что можно еще познать и любовь, и счастье.

Катерина Ивановна

Женщина средних лет, ей около 30-ти. У нее трое малолетних детей от первого брака. Однако на ее долю выпало уже достаточно страданий и горя, испытаний. Но Катерина Ивановна не утратила гордости. Она умна и образованна. В молодости девушкой она увлеклась пехотным офицером, влюбилась в него, убежала из дома, чтобы выйти замуж. Однако муж оказался игроком, в итоге проигрался, его судили и вскоре он умер.

Так Катерина Ивановна осталась одна с тремя детьми на руках. Ей отказались помогать родственники, доходов у нее не было. Вдова с детьми оказались в полной нищете.

Однако женщина не сломалась, не сдалась, смогла сохранить свой внутренний стержень, свои принципы. Достоевский так характеризует Катерину Ивановну словами Сони:

она «… справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!».

В крайне бедственном положении вдова встречает Мармеладова, выходит за него замуж, неустанно хлопочет по дому, ухаживая за всеми. Такая тяжелая жизнь подрывает ее здоровье - она заболевает чахоткой и в день похорон Семена Захаровича сама умирает от туберкулеза.

Осиротевших детей отправляют в детский дом.

Дети Катерины Ивановны

Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны - так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.

"...Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она... следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике..."

Это трогает до глубины души. Кто знает - возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.

Соня Мармеладова

Родная дочь Семена Захаровича, 18-ти лет. Когда ее отец женился на Катерине Ивановне, ей было только четырнадцать. Соне в романе отведена значительная роль - девушка оказала на главного героя огромное влияние, стала для Раскольникова спасением и любовью.

Характеристика

Соня не получила достойного образования, однако она умна, честна. Ее искренность и отзывчивость стали для Родиона примером и пробудили в нем совесть, раскаяние, а затем - любовь и веру. Девушка немало настрадалась в своей столь недолгой жизни, натерпелась от мачехи, но зла не затаила, не обиделась. Несмотря на малообразованность, Соня совсем не глупенькая, она читает, она умница. Во всех испытаниях, выпавших на ее долю за столь короткую пока жизнь, она сумела не потерять себя, сохранила внутреннюю чистоту души, собственное достоинство.

Девушка оказалась способна на полное самопожертвование ради блага ближних; она наделена даром чувствовать чужое страдание как свое. И тогда она менее всего думает о себе, но исключительно о том, как и чем она может помочь тому, кому очень плохо, кто страдает и нуждается еще более, чем она сама.

Соня и ее родные

Судьба словно испытывала девушку на прочность: сначала она стала работать швеей, чтобы помогать своему отцу, мачехе и ее детям. Хотя в то время было принято, что семью должен содержать мужчина, глава семьи, однако Мармеладов оказался абсолютно к этому неспособен. Мачеха болела, ее детки были совсем маленькие. Доход швеи оказался недостаточен.

И девушка, движимая жалостью, состраданием и желанием помочь, идет на панель, получает «желтый билет», становится «блудницей». Она сильно страдает от осознания своего внешнего такого падения. Но ни разу Соня не упрекнула пьяницу-отца или больную мачеху, которые отлично знали, кем теперь работает девушка, но сами ей помочь оказались неспособны. Соня отдает свой заработок отцу и мачехе, прекрасно понимая, что отец эти деньги пропьет, зато мачеха сможет хоть как-то накормить малых своих деток.

Для девушки очень много значила

«мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою».

Это удержало Соню от желания покончить с собой из-за столь позорного и бесчестного занятия, которым она оказалась вынуждена заниматься. Девушка сумела сохранить свою внутреннюю нравственную чистоту, сохранить свою душу. А ведь далеко не каждый человек способен сохранить себя, остаться человеком, проходя через все испытания по жизни.

Любовь Сони

Писатель не случайно уделяет столь пристальное внимание Соне Мармеладовой - в судьбе главного героя девушка стала его спасением, причем не столько физическим, сколько нравственным, моральным, духовным. Став падшей женщиной, чтобы суметь спасти хотя бы детей своей мачехи, Соня спасла Раскольникова от падения духовного, что еще страшнее, чем падение физическое.

Сонечка, искренне и слепо верующая всем сердцем в Бога, не рассуждая и не мудрствуя, оказалась одна способна пробудить в Родионе человечность, если не веру, но совесть, раскаяние в содеянном. Она просто спасает душу бедного студента, заблудившегося в философских рассуждениях о сверхчеловеке.

В романе четко видно противопоставление смирения Сони бунтарству Раскольникова. И не Порфирий Петрович, а именно эта бедная девушка оказалась способна направить студента на путь истинный, помогла осознать ошибочность его теории и тяжесть содеянного преступления. Она подсказала выход - покаяние. Именно ее послушался Раскольников, признавшись в убийстве.

После суда над Родионом девушка последовала за ним на каторгу, где стала работать модисткой. За доброе сердце, за способность сострадать другим людям ее любили все, особенно заключенные.



Духовное возрождение Раскольникова стало возможным только благодаря самоотверженной любви бедной девушки. Терпеливо, с надеждой и верой Сонечка выхаживает Родиона, больного не столько физически, сколько духовно и душевно. И ей удается пробудить в нем осознание добра и зла, пробудить человечность. Раскольников, если пока и не принял умом веру Сони, сердцем своим принял ее убеждения, поверил ей, в итоге он девушку полюбил.

В заключении следует отметить, что писатель в романе отразил даже не столько социальные проблемы общества, сколько в большей степени психологические, нравственные, духовные. Весь ужас трагедии семьи Мармеладовых в типичности их судеб. Светлым лучом здесь стала Соня, сумевшая сохранить в себе человека, достоинство, честность и порядочность, чистоту души, несмотря на все выпавшие ей испытания. И сегодня все проблемы, показанные в романе, не утратили своей актуальности.

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга.
Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.
Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников.
Но в “Преступлении и наказании” много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня “блудница”, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей своей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием отца.
Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры.
Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - “несколько книг содержания романтического”, видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое? Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова.
Но если образ Сони сопровождает нас на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча, и мачеху Катерину Ивановну с тремя маленькими детьми мы видим лишь в нескольких эпизодах. Однако эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.
Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникова происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, впрочем, еще не до конца уверовав в свою “наполеоновскую” теорию. Для Раскольникова Мармеладов - просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче, сквозь его отталкивающую внешность, все же проглядывает что-то человеческое.
Душа его не зачерствела, не стала несмотря ни на что глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
Катерина Ивановна - совсем другой человек. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же - натура страстная, гордая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.
Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Широко известен термин “Петербург Достоевского”. В “Преступлении и наказании” “Петербург Достоевского” - это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины, самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: “пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных. ”, комнаты-“гробы” в полуразвалившихся домах.
Семья Мармеладовых - одна из тысяч подобных ей семей бедняков.
Ф. М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых читатель ясно видит Достоевского-гуманиста с его любовью к “маленьким людям” и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

71974 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

За 5 недель до событий, описанных в романе, Мармеладов решает «взяться за ум», спасти дочь от ее унизительного ремесла и снова стать кормильцем. Мармеладов снова получает место на службе: добрый начальник дает ему последний шанс.

Проработав месяц на новом месте, Мармеладов получает свое первое жалованье. Семья очень радуется, что в доме наконец появились деньги. Однако на следующий день Мармеладов крадет свое жалованье из сундука жены и уходит в запой. 5 дней он скитается по городу, не появляясь дома. На 5-ый день Мармеладов знакомится с Раскольниковым, который провожает пьяницу домой.

Катерина Ивановна тяжело переносит пьянство мужа и нищету. Уже несколько месяцев она болеет чахоткой, ее состояние ухудшается. При этом больная, слабая женщина постоянно занята работой по дому. Переживания и заботы окончательно подрывают ее слабое здоровье.

Через несколько дней после знакомства с Раскольниковым пьяный Мармеладов попадает под лошадь. От полученных травм он умирает на руках у родных. Катерина Ивановна впадает в отчаяние, так как ей не на что похоронить мужа. К ней на помощь приходит Раскольников, который отдает ей последние деньги.

В день похорон Катерина Ивановна как будто сходит с ума. После поминального обеда она с детьми выходит на улицу, где устраивает странное представление. На улице она неожиданно падает, у нее открывается чахоточное кровотечение. В тот же день бедная женщина умирает.

В результате трое детей Катерины Ивановны остаются сиротами. В это время старшей дочке Поленьке 10-лет, сыну Коленьке 7 лет и младшей дочери Лидочке (также зовут Ленечкой) 6 лет. На помощь бедным сиротам приходит господин Свидригайлов: он определяет их в детский дом и кладет на их счет некоторую сумму. Таким образом дети получают более менее обеспеченное будущее.

Похоронив отца и мачеху, Соня Мармеладова перестает заниматься своим «неприличным» ремеслом, так как на ее попечении больше нет никого. После суда над Раскольниковым Соня отправляется за ним в Сибирь, где начинает новую жизнь.

Роман преступление и наказание история семьи мармеладовых

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Семья Мармеладовых занимает одно из центральных мест в романе «Преступление и наказание». Члены семьи Мармеладовых являются центральными персонажами произведения.

Семья Мармеладовых — это собирательный образ бедной русской семьи, живущей в Петербурге в середине XIX века.

В этой статье представлено описание семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»: краткая характеристика членов семьи и т.д.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Мармеладове
Все статьи о Соне Мармеладовой

Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»: характеристика, описание

  • Семен Захарович Мармеладов (отец семейства)
  • Катерина Ивановна Мармеладова (его жена)
  • Софья Семеновна Мармеладова (дочь Мармеладова от первого брака)
  • трое детей Катерины Ивановны от первого брака:
    • дочь 10 лет — Поленька
    • сын 7 лет — Коленька

Семен Захарович Мармеладов — отец семейства Мармеладовых, спившийся чиновник (титулярный советник), мужчина средних лет. От первой жены у него есть взрослая дочь Соня Мармеладова.

Уже 4 года Мармеладов состоит в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. Мармеладов женился на ней не столько по любви, сколько из сострадания к несчастной женщине и ее 3 детям.

За 1,5 года до событий, описанных в романе, семья Мармеладовых переезжает в Петербург. Здесь Мармеладов находит достойную работу, но из-за пьянства вскоре теряет ее. По его вине семья Мармеладовых остается без средств к существованию. В конце концов пьяный Мармеладов попадает под лошадь и умирает.

Софья Семеновна Мармеладова — единственная родная дочь чиновника Мармеладова. Соне около 18 лет. Это добрая, отзывчивая, честная, искренняя девушка. Соня малообразованна, но при этом достаточно умна.

Когда Соне было 14 лет, отец женился на ее мачехе, Катерине Ивановне. Бедная Соня вынесла много обид от своей мачехи, но не держит на нее обиды.

Ранее Соня работала швеей, но это занятие не приносило необходимого дохода. В конце концов бедная девушка, видя страдания мачехи, пошла «по желтому билету», то есть занялась «непристойной» работой.

Соня, насколько может, помогает деньгами отцу и мачехе. При этом она не осуждает отца, который по сути виновен в ее унижениях. Она отдает отцу последние деньги, зная, что он потратит их на выпивку.

После суда над Раскольниковым Соня отправляется за ним в Сибирь, где начинает новую жизнь. В Сибири Соня работает модисткой.

Катерина Ивановна Мармеладова — это молодая женщина в возрасте около 30 лет. Катерина Ивановна — образованная, умная женщина из хорошей семьи. Будучи молодой девушкой, она влюбилась в пехотного офицера по имени Михаил. Она бежала с ним из родительского дома и вышла замуж.

К сожалению, офицер увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер. Так Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми. Родственники отказались ей помогать, и бедная женщина оказалась в страшной нищете. В этот момент она встретила Мармеладова, который женился на ней из жалости.

По характеру Катерина Ивановна — женщина эмоциональная, горячая и гордая. Она трудолюбива, любит чистоту и порядок. Катерина Ивановна неустанно занимается работой по дому: стирает, убирает, штопает одежду и т.д.

Нищета и постоянные заботы подрывают здоровье бедной женщины. Она заболевает чахоткой (туберкулезом), ее состояние ухудшается на глазах. В конце концов Катерина Ивановна умирает от чахоточного кровотечения в день похорон своего мужа. Ее троих детей отправляют в детский дом.

Трое детей Катерины Ивановны

У Катерины Ивановны есть трое детей от первого брака с мужем-офицером:

  • дочь 10 лет — Поленька
  • сын 7 лет — Коленька
  • дочь 6 лет — Лидочка (также зовется Ленечкой)

О детях Катерины Ивановны известно следующее:

Это было описание семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» Достоевского: краткая характеристика членов семьи и т.д.

Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок. .. - говорит Мармеладов Раскольникову. - Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго - у него не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.

Его жена, Катерина Ивановна, - немолодая женщина, болеющая чахоткой, много выстрадала в своей жизни. Она очень гордая. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!» Но судьба распоряжается иначе, жизнь с такой же варварской бессмысленной жестокостью расправляется с людьми, как пьяный Миколка со своей лошаденкой: умирает Мармеладов, а затем и Катерина Ивановна.

Соня - сильный по своей натуре человек, но она неизбежно должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысли о позорном и бесчестном положении терзали ее с чудовищной болью. Но что же останавливало ее, чтобы не покончить жизнь самоубийством или окончательно не дать разврату властвовать над собой? Для нее очень много значила «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Мне кажется, у Сони было настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для нее совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое: грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии делать этого, он был зависим от алкоголя, поэтому ответственность за содержание легла тяжелым грузом на хрупкие плечи Сони.

Больно и тяжело читать те эпизоды в романе, где Достоевский рассказывает о детях Катерины Ивановны. Писатель настолько правдоподобно описывает облик, поведение и страдания этих маленьких существ, что можно реально представить их переживания и чувства в той обстановке, которая окружала их. А жизнь была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было есть, вечные перебранки между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Я считаю, если дети с раннего детства наблюдали такие безобразные сцены, то в будущем у них это может проявиться в виде отчуждения от людей, озлобленности. Ребенок очень болезненно воспринимает и переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок после этого, он может вспоминать об этом и во взрослой жизни. Мать умирает, оставляя детей на голод, пороки и преступления.

Безнадежность - вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную» бедность от нищеты. Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? Мы не можем назвать определенное лицо. Некоторые даже пытались помочь несчастным - Раскольников, отдавший им свои последние деньги, хозяйка дома, где они жили. «Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников. Но ведь статистический «процент» - зеркало общества, социального строя. Именно он оказывается виноватым в безнадежной нищете, безмерном горе, разврате и в возникновении таких «идей», которые толкают Раскольникова на преступление.

В своем романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические и нравственные проблемы.

история семьи мармеладовых?

Соня Мармеладова, Софья Семёновна Мармеладова - персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» . На страницах романа появляется впервые в рассказе Мармеладова при знакомстве с Раскольниковым в распивочной.

СОНЯ МАРМЕЛАДОВА - героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. «Это было «…» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» . Для Расколъникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь она тоже
«преступила» абсолютную заповедь («не прелюбодействуй») , «умертвила» себя. Но С. М. не одинока. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Она читает Рас-кольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» . Именно ей, С. М. , Раскольников признается в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им» , потом незаметно сопровождает до полицейской конторы, а после суда - в Сибирь, где терпеливо сносит его равнодушие. Другие каторжники относятся к ней с нежностью и лаской. Самоотверженная любовь С. возрождает, наконец, сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь» . Наряду с образом С. , Достоевский предпринял еще ряд попыток создать «положительно прекрасных» людей: князя X. («Неточка Незванова») , Ростанева («Село Степанчико-во…») , князя Мышкина («Идиот») , старца Тихона («Бесы») , Макара Долгорукого («Подросток») , старца Зосиму, Алешу Карамазова и др. , - в дальнейшем все больше и больше связывая их с церковью.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – одно из самых глубоких и сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей – матери, сестры, друга. Достоевский утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием. Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как замечательно постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя. Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Преступлении и наказании» много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Расколь-никовы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладо-вой, .ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

Да, Соня – «блудница», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее душу. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой – «несколько книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Семья Мармеладовых и ее роль в романе «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в „Преступлении и наказании“ много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня - »блудница", как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - «несколько, книг содержания романтического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникава происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою «наполеоновскую» теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов - просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: "… Я прирожденный скот!" Мармеладов - слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.

Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.

Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же - натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, чтобы читатель почувствовал ту душную, тесную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого столетия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества… А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и теория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин «Петербург Достоевского». В «Преступлении и наказании» «Петербург Достоевского» - это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных...», комнаты - «гробы» в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых - одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако роль семьи Мармеладовых не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия преступления Родиона Раскольникова.

Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского - гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.