Максим Шлыков: «Свет – главный волшебник и помощник в театре. Уроки для художников по свету от нейла фрейзера Эстетические предпосылки необходимости электрического освещения в театре


Мне не нравится как называется то, чем я занимаюсь. «Художник по свету» - звучит слишком претенциозно. Такое вычурное название искажает восприятие профессии не только у самого «художника», но и у его работодателей. Ведь так красиво и приятно, когда тебя называют художником уже за то, что ты врубил мадженту во время фуршета.

Статус художника обманчиво повышает осознание своей профессиональной значимости.

Я понимаю, что название сложилось исторически, но современная шоу-индустрия отдалила определение художника от понимания сути его работы.

Дизайн - куда точнее описывает это занятие. Не знаю, как лучше адаптировать английское название профессии lighting designer. Дизайнер по свету звучит коряво. Светодизайнер? Пусть будет пока просто дизайнер.

Спор о разнице между искусством и дизайном еще не закончился, но мне отчетливо видна разница если переложить это на свет.

Художник

В моем представлении художник действует независимо. Он создает самостоятельное произведение, чтобы разделить свои чувства. Автор может выплеснуть эмоции и показать отражение внутреннего мира через художественное произведение. Он занимается искусством, чтобы разделить с миром свои переживания или заставить им вдохновляться.

Художник не ограничен никакими законами и свободен выбирать любые средства для достижения творческих целей. При этом он не обязан никому объяснять свое творчество и использованные приемы. Произведение вообще может быть никем не понято или иметь множество трактовок.


Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. (Yuri Kadobnov/Agence France-Presse - Getty Images)

Художниками по свету в этом случае являются те, кто создают уникальные световые произведения без актеров, декораций, музыки. Произведения, которые существуют самостоятельно и трактуются публикой на их усмотрение.

Напустил дымку пыщ-пыщ, мигает разноцветными диодами и мотает головами под музыку - художник по свету, угу.

Дизайнер

Дизайн - это решение конкретных задач. В отличии от искусства, дизайн не может существовать сам по себе. Это вспомогательная деятельность. Дизайн должен быть понятен, а дизайнер способен объяснить и обосновать использованные приемы. Дизайнер обязан ответить на вопросы зачем и почему. «Я художник, я так вижу» не прокатит.

Я дизайнер, потому что с помощью света и шоу-технологий решаю задачи. Моя задача - усилить эмоции от музыки, визуализировать аранжировки и тексты песен. Ну, как минимум сделать так, чтобы группу на сцене было видно.

Световое шоу, созданное для концерта не может жить без сцены, группы и музыки.

Может ли получиться хороший концерт или спектакль без хорошего света? Конечно да, но не наоборот. Хороший свет никогда не спасет унылого артиста. Это даже хуже, чем нерешенная задача. Такое шоу перетягивает одеяло на себя и отвлекает от главного - музыки.

Театральный дизайнер решает в первую очередь задачу освещения актеров и декораций. Он переводит творческие задачи режиссера, художник-постановщика на язык световой партитуры.

Задача светодизайнера на корпоративе исполнить пожелания режиссера мероприятия. Дать людям комфортно поесть и весело поплясать.

На ТВ дизайнер слушает задачи оператора-постановщика и режиссера. Одна из его задач, чтобы люди выглядели лучше чем в жизни:). «Рисунок» чтобы был, заполнение, контровой. Там это важно. Пример, который мне рассказал Л. Позднянский: оператор-постановщик переместил спот, освещающий Градского на шоу «Голос» ближе к нему. Так, угол стал острее, и тень от подбородка стала скрывать недостатки шеи наставника.

Мне очень нравится цитата Колина Райта про разницу между искусством и дизайном:

«Art is like masturbation. It is selfish and introverted and done for you and you alone. Design is like sex. There is someone else involved, their needs are just as important as your own, and if everything goes right, both parties are happy in the end».

Такой разный художник по свету

Отсутствие отдельных специальностей и высокомерие специалистов, работающих со светом, обесценило всех художников по свету.

Ну и у нас еще так:

Художник по свету Художник по свету
Оператор пульта Художник по свету
Техник Художник по свету
Менеджер ивент-агентства Художник по свету
Ведущий Художник по свету
Режиссер на корпоративе Художник по свету
Владелец проката Художник по свету
Технический директор Художник по свету
Стажер Художник по свету
Парень с санлайтом Художник по свету
Диджей Художник по свету
Чувак, которому на базе проката показали как патчить и записывать кью Художник по свету
Я Художник по свету Дизайнер

Название профессии художник по свету обесценено и не отражает сути моей работы. Я дизайнер.

    О коллегах как о покойниках: хорошо или никак. Критика не может обижать, потому что делает вас лучше.

    Артист не видит, доверяет или не разбирается. Зритель не понимает. Что тогда дает мне энергию этим заниматься? Прежде всего я сам. Во вторую очередь вы, дорогие коллеги.

Должностная инструкция главного художника по свету [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Главный художник по свету относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Главный художник по свету назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность главного художника по свету принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (театрально-декорационное, художественное, техническое) и стаж работы в должности художника по свету не менее 5 лет.

1.4. Главный художник по свету должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Технические параметры и возможности сцены;

Параметры и технические характеристики осветительной аппаратуры;

Основные приемы художественного освещения в соотношении со сценографическим решением;

Новейшие достижения науки и техники в области сценического освещения;

Электротехнику;

Электронику;

Вычислительную технику;

Цветоведение;

Механику;

Правила эксплуатации, хранения и транспортировки осветительных приборов;

Опыт работы организаций исполнительских искусств и специализированных организаций в области сценического света;

Историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства;

Специфику творческой работы в организациях исполнительских искусств;

Основы экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Главный художник по свету:

2.1. Создает в соответствии с замыслом режиссера световое оформление новых и капитально возобновляемых постановок.

2.2. Разрабатывает совместно с художником-постановщиком принципы и стилистику художественного светового решения спектаклей, обеспечивает необходимый уровень художественного светового оформления.

2.3. Разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и правила их эксплуатации.

2.4. Участвует в приемке макета сценического оформления спектакля, дает конкретные предложения по монтировке и использованию необходимых технических средств.

2.5. Проводит световые репетиции спектаклей с фиксацией установленного художественного освещения на партитурах.

2.6. Контролирует точное выполнение художественного освещения спектаклей текущего репертуара.

2.7. Контролирует работу художников по свету и оказывает им необходимую помощь.

2.8. Способствует профессиональному росту художников по свету.

2.9. Организует изучение и внедрение новейших достижений в области театрально-постановочной техники и технологии.

2.10. Разрабатывает перспективные планы модернизации постановочного освещения.

2.11. [другие должностные обязанности]

3. Права

Главный художник по свету имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Главный художник по свету несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Перед вами - первый урок для начинающих художников по свету. Автор данного обучающего цикла - Нейл Фрейзер (Neil Fraser), куратор Технического факультета Королевской академии Драматического искусства в Лондоне. В этой статье автор выделяет пять основных аспектов сценического освещения и предлагает художникам по свету способы его совершенствования.

Нейл Фрейзер: «Работая над этой статьёй, я предпринял попытку перечислить, чего мы стремимся достичь с помощью сценического освещения. Конечно, не всё из сказанного будет верным в каждом конкретном случае, получившийся список - это моя попытка как можно полнее ответить на этот вопрос».

Итак, сценическое освещение:

  • даёт нам возможность видеть происходящее на сцене,
  • характеризует место и время действия пьесы,
  • сообщает нам о настроении сцены,
  • высвечивает те места, которые особенно важно видеть,
  • придаёт сцене необходимую привлекательность,
  • подчёркивает жанр и стиль пьесы,
  • покоряет нас специальными эффектами.

Работа художника по свету заключается как раз в том, чтобы знать, как достичь всего этого наиболее эффективным способом (конечно, в соавторстве с другими людьми: режиссёром,художником-постановщиком и т. д.) Это знание включает в себя несколько аспектов, которые мы обсудим в рамках этого курса, а именно:

  1. угол,
  2. форму,
  3. цвет,
  4. движение
  5. и композицию.

Для начала отметим, что первые три пункта (угол, форма и цвет) характеризуют сам свет, тогда как последние два (движение и композиция) описывают то, как мы используем этот свет для создания световых картин.


Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко,
режиссёр Александр Титель,
художник по свету Дамир Исмагилов

Все пять составляющих жизненно необходимы: с их помощью мы рассказываем историю, создаём настроение или просто передаём зрителям определённую информацию. То, как мы это делаем, зависит от того, что мы успели узнать о природе света, о том, как он работает - этот опыт мы получаем, накапливаем и систематизируем всю свою жизнь, с самого рождения.


режиссёр Франческа Замбелло,
художник по свету Марк Мак-Каллоф

Опираясь на эти знания, художники по свету решают, под каким углом будет освещаться каждая сцена, какими должны быть цвет и форма лучей, как всё это выстроится, и как будет меняться в соответствии с замыслом пьесы. Зрители тоже не остаются в стороне. Они становятся экспертами по интерпретации световых картин, хотя зачастую не осознают этого. С этой точки зрения мы можем говорить об эффективномосвещении-то есть, о таком освещении, которое позволяет зрителям уловить смысл и ощутить настроение световой сцены.


Сцена из спектакля Татьяна Багановой «Сепия»,
екатеринбургская труппа «Провинциальные танцы»

Для большей части световых решений не существует понятий «правильно» или «неправильно», и это очень важно, поскольку позволяет художнику по свету реализовывать его собственное понимание, собственный стиль. Однако Нейл Фрейзер настоятельно советует начинающим художникам по свету уточнять и развивать свои идеи в сторону эффективного освещения. Для этого существует несколько способов.

1. Практика . Используйте каждую возможность протестировать ваши идеи, пробовать что-то новое, исследовать и творить,

2. Наблюдение . Везде - в помещениях и на улице, в кино и в реальном мире - обращайте внимание на свет и определяйте, каким образом он был получен и как вы сможете воссоздать его на сцене.

3. Обучение . Учитесь у живописцев использовать свет и выстраивать композицию своих картин.

Хорошими примерами могут стать творения Рембрандта, Караваджо или Дэвида Хокни.

Самое главное - начать размышлять о том, как «работает» свет и как мы можем это использовать. Это - первое практическое задание для тех, кто хочет стать настоящим профессионалом в области сценического освещения.

В следующем выпуске серии - «Getting an angle on lighting » - Нейл Фрейзер рассказывает о том, как выбрать правильный угол для освещения. Желаем вам творческих успехов!

Часть 2. Найти нужный угол

Перед вами - второй урок из серии для начинающих художников по свету. В первой статье куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассмотрел пять основных аспектов сценического освещения.

Во втором уроке Нейл Фрейзер отвечает на вопрос, откуда должен падать свет на сцену, рассказывает о различных углах освещения и предлагает целый ряд полезных упражнений для построения световых картин.

Выбирая угол, под которым падает свет, важно найти компромисс между тем, насколько ясно публика видит освещаемый объект, и драматическим восприятием этого объекта. Прекрасно, когда воплощаются обе идеи, но часто одна из них вытесняет другую. Например, так происходит, когда кто-то пытается сделать объект более заметным для зрителей и убирает тени, придающие ему нужный характер.

Обычно, глядя на угол, под которым падает свет, мы можем предположить, где расположен его источник. Сложнее определить, какой именно источник излучает свет: солнце, настольная лампа или уличный фонарь. Так, интерпретируя свет на сцене, публика может и не провести аналогии между углом падения света и знакомым ей реальным источником света.

Основные углы освещения

Ниже перечислены пять основных углов, характеризующие расположение источника света по отношению к освещаемому объекту:

  1. Горизонтальный (плоский) свет – свет, падающий прямо на объект по линии взгляда зрителя
  2. Задний свет – свет, исходящий сзади и сверху
  3. Боковой свет – свет со стороны на уровне объекта
  4. Верхний свет – источник расположен прямо над объектом
  5. Рамповый свет – источник расположен перед объектом снизу

Совместив некоторые из этих направлений, можно получить также:

  • Верхний передний свет – свет сверху и спереди объекта
  • Диагональный свет – свет сверху в сторону от объекта

Выбор угла освещения зависит от того, что мы хотим сообщить зрителю. Поэтому давайте представим эмоциональное значение этих углов.

Плоский свет на сцене часто бывает скучным, так как он почти не производит теней. Лишь в определённом контексте (когда требуется сильное воздействие) он может быть загадочным и интересным.

Задний свет можно назвать зловещим или таинственным. Он редко используется отдельно, в чистом виде.

Боковой свет оказывает сильное воздействие, как нечто абстрактное (редко встречающееся в естественных условиях).

Верхний свет может восприниматься как гнетущий, кажется, что он придавливает освещаемый объект.

Рамповый свет на сцене кажется самым странным, сверхъестественным и необычным из всех. Не удивительно, что он используется реже других.

Верхний передний свет хорошо моделирует известные нам источники света – именно под таким углом падает солнечный свет, свет от уличных фонарей или от комнатной люстры. Кроме того, он наиболее гармонично сочетает в себе хорошую видимость и определённый драматизм.

Диагональный свет не такой привычный, как верхний передний, но более естественный, чем боковой свет, т.к. падает сверху.
Воздействие, которое свет оказывает на зрителя, зависит не столько от самого света, сколько от теней, которые он образует. Именно светотень способна показать очертания и форму объекта, вызвать к нему интерес.


Комбинируем углы освещения

Использование нескольких источников света на сцене делает световую картину интереснее. Ниже приводятся несколько замечаний по этому поводу:

  1. Эффект от источников света, расположенных под основными углами по отношению к объекту, может сильно отличаться от того, что получается в результате их комбинации. Сочетая разные углы освещения, мы должны помнить о том, какой вклад вносит каждый источник света в общую картину. Например, один угол используется для придания картине ясности, а другой – для создания драматического света.
  2. Каждый художник по свету знает, что присутствие в схеме освещения сильного доминирующего источника света делает световую картинку более привлекательной. Можно предположить, что сильный ключевой свет воспринимается нами как приятный на подсознательном уровне (как это происходит в ясный солнечный день). Это можно использовать: сделать один источник света более сильным, чем другой, нетрудно, а выглядит это хорошо.
  3. Следует помнить, что использование слишком большого числа углов освещения делает общую картину размытой или пересвеченной. Видно хорошо, но смотреть не интересно. Здесь (как и во многих других ситуациях) работает поговорка «лучше меньше, да лучше».
  4. Свет на сцене способен «передвигать» объект, например, приближать или удалять его. Это хорошо заметно, когда вы используете задний свет, который в сочетании с другими углами освещения приобретает реальную силу: создавая ореол вокруг объекта, он будто подталкивает его по направлению к зрителю, подчёркивает его форму, демонстрирует его трёхмерность.

Обычно способы, которыми художник реализует освещение на сцене, отталкиваются от того, как это происходит в реальном мире. Если сценический объект выглядит привычным образом, зритель легко додумывает известный ему источник света. Тогда можно говорить о естественном (реалистичном) свете на сцене.

Работая с углами освещения, нужно иметь в виду некоторые общие положения, касающиеся работы со светом:

  • именно свет выявляет форму объектов,
  • одинаковые световые картины быстро приедаются,
  • недостаточное количество источников света ухудшает видимость,
  • наличие тени усиливает воздействие света.

Как правило, художники по свету совершенствуют своё мастерство всякий раз, когда просто делают свою работу. Однако иногда бывает полезно поэкспериментировать со светом без привязки к какому-либо проекту. Такие упражнения можно делать одному или в компании с коллегами.

Нейл Фрейзер рекомендует начинающим художникам по свету вести дневник или журнал с идеями, ссылками, схемами и набросками, фотографиями, открытками и т.п. Такой журнал может стать своеобразной копилкой идей и источником вдохновения. Будет полезно включить в него ваши заметки, касающиеся предлагаемых упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ

Для большинства приведённых здесь практических упражнений потребуется несколько источников света. Конечно, лучше всего подойдут театральные светильники, но в некоторых случаях можно обойтись помощью торшеров. Некоторые упражнения можно смоделировать в миниатюре, используя небольшие лампочки и поверхность стола. Упражнения, не связанные с практикой, помогут вам заполнить идеями ваш блокнот или журнал.

Упражнение 1. Ищем нужный угол

1.Найдите интересный неодушевлённый объект для освещения, например, сложите пирамиду из стульев или набросьте ткань на ножки перевёрнутого стола.

2.Выберите точку обзора.

3.Возьмите три источника света и расположите их под разными углами к объекту.

4.Посмотрите, как выглядит освещение от каждого источника в отдельности и опишите его

5.Посмотрите, как выглядит освещение при попарном комбинировании источников света, опишите свои впечатления.

6.Посмотрите на эффект от включения всех трёх источников сразу, опишите свои впечатления в журнале. Если у вас есть возможность менять яркость приборов, воспользуйтесь ей для создания комбинаций ключевого и заполняющего света.

Чтобы сделать эффект от каждого источника света более заметным, используйте для каждого из них различные цветные фильтры насыщенных оттенков, например, красный, голубой и зелёный.

Упражнение 2. Рисование светом

1.Просмотрите список основных углов освещения:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

2.Возьмите стопку старых журналов и пролистайте её в поисках иллюстраций, где свет падает одним из вышеперечисленных способов.

3.Когда таких примеров наберётся достаточное количество, разложите их в порядке возрастания: от самого лучшего до самого худшего применения данного угла освещения.

Некоторые углы освещения будут попадаться чаще, чем остальные, к тому же в чистом виде они встречаются редко. Поэтому можно повторить это упражнение, когда у вас снова накопятся старые журналы. Подшивайте лучшие фотографии в папку, чтобы иметь возможность обратиться к ним в будущем. Это упражнение можно выполнять, просматривая телевизионные или видео изображения.

Упражнение 3. Учимся видеть свет

1.Возьмите список основных углов освещения:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

2.Посетите несколько разных мест, например, вашу спальню, класс, библиотечный зал, парк и т.д.

3.Сделайте соответствующие пометки в вашем блокноте (место, время суток и т.д.) и зафиксируйте углы, под которым падает свет в каждом из этих мест.

4.Если вы умеете рисовать, сделайте наброски.

Придумайте обозначение для каждого угла (это может пригодиться для дальнейших записей).

Упражнение 4. Три против одного

Это упражнение похоже на Упражнение 1, но вместо неодушевлённого предмета следует освещать живую модель. И снова важную часть этого упражнения составляет словесное описание того, что вы увидите. Ещё полезнее это упражнение станет, если вы будете поводить и обсуждать его с партнёром.

1.Поместите модель в центр освещаемого пространства.

2.Выберите точку наблюдения – место, откуда вы будете смотреть на модель.

3.Выберите три источника света и поместите их под разными углами по отношению к модели.

4.Посмотрите, как освещает модель каждый из них по отдельности. Опишите ваши впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

5.Сделайте то же самое для попарных комбинаций источников света.

6.Включите все три источника сразу и запишите ваши впечатления.

7.Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте ключевой и заполняющий свет. Или перейдите к Упражнению 6 (оно расширяет эту тему).

Упражнение 5. Рабочая пятёрка

Создайте схему освещения модели, помещённой в центр выбранного пространства, с помощью пяти источников света. Каждый из них должен светить под одним из базовых углов:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

Конечно, при этом вы должны очень чётко определить собственную точку наблюдения. Когда вы составите свою схему:

1.Посмотрите, как все пять источников света работают сами по себе. Опишите свои впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

2.Скомбинируйте источников света попарно и запишите свои впечатления.

3.То же самое проделайте для различных сочетаний из трёх источников света.

4.Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте несколько вариантов ключевого и заполняющего света.

5.Ответьте самому себе на следующие вопросы:

Нравится ли вам, как освещается модель под тем или иным углом. Выберите наиболее понравившийся вам одиночный источник света: почему он вам нравится?

Какие из созданных вами комбинаций источников света вам нравятся, а какие нет? Почему? Можете ли вы, используя вашу схему, сделать так, чтобы модель выглядела определённы образом (как герой, как слабый человек, как заключённый и т.д.)?

Можете ли вы с помощью вашей схемы создать определённую атмосферу? Попробуйте следующие варианты: мистерия, ужас, беспокойство, веселье, драма, сердечность, безысходность, возбуждение, скуку, подавленность.

Упражнение 6. Реалистичный свет

1.Поместите модель в центр вашего помещения

2.Выберите три источника света и расположите их так, чтобы вы модель освещалась, как в яркий солнечный день (при этом нельзя использовать цветные фильтры). Проверьте результат, попросив кого-нибудь прокомментировать получившуюся картинку. Спросите: «Какое естественное освещение тебе это напоминает?» Если он ответит: «полдень» или солнечный день», попросите его сказать, откуда идёт солнечный свет (т.е. какой именно из источников света имитирует солнечный свет).

3.Повторите эксперимент, воссоздав картину лунного света.

В этом упражнении вам предстоит создать сильный яркий источник ключевого света. Основная трудность – обеспечить баланс между ключевым светом и другими источниками. Добиться этого в два раза труднее без использования цветного света, но зато и намного полезнее.

Упражнение 7. Импровизация

Создать эффективный и «естественный» ключевой свет проще, если вы можете использовать цвет, чтобы воздействовать на зрителя. Но главный смысл этого упражнения заключается в согласовании уровней света, направленного под разными углами.

Снова поместите вашу модель в середину комнаты и создайте схему освещения по следующим идеям:

Солнечный свет в лесу,

Морозный зимний день,

Официальный интерьер в полдень,

Угол городской улицы ночью,

Рубка в подводной лодке,

Ландшафт незнакомой планеты,

Больничная палата,

Тропический остров,

Северный полюс.

Этот список можно продолжать бесконечно. Вы можете добавить в него свои идеи или попросить кого-нибудь подумать над ними. Работая в группе, вы сможете найти больше вариантов, которые подойдут вам с учётом ваших возможностей. Обсуждение ваших идей с партнёрами очень пригодится вам в будущем, когда вам придётся воплощать на сцене замысел режиссёра или художника-постановщика.

Упражнение 8. Драматическая атмосфера

Создание по-настоящему драматической атмосферы – важная функция сценического освещения. В этом упражнении можно использовать цвет, но только в том случае, если без него никак не обойтись. Снова нужно поместить модель в центр комнаты и осветить её так, чтобы создать атмосферу:

Освобождения,

Зависти,

Жестокости,

Умиротворения.

И снова список можно продолжать бесконечно. Например, сюда можно включить все семь смертных грехов. Вы можете повеселиться вместе с коллегами, обсуждая варианты. Количество идей, которые вы сможете воплотить, будет зависеть от доступных ресурсов (времени и оборудования). Но будет не лишним хотя бы записать их.

Упражнение 9. Освещение участка сцены

Многие из предыдущих упражнений были посвящены освещению модели. В этом упражнении мы пойдём дальше и будем освещать не только модель, но и участок сцены вокруг неё.

1.Выберите участок сцены, на который вы поместите свою модель. Он не должен быть слишком большим (хватит 2 квадратных метров).

2.Теперь выберите какую-нибудь минимальную схему освещения из предыдущих упражнений (например, для «солнечного дня», «Северного полюса», «гнева» и т.д.) и осветите участок сцены таким образом, чтобы ваша модель могла двигаться и при этом оставаться в заданной атмосфере.

3.Обратите особое внимание на освещение модели на границах вашего участка. Очевидно, в некоторых случаях вам придётся перенаправить ваши приборы или добавить дополнительные источники света.

Это упражнение – первый шаг к освещению всей сцены. Оно поможет вам обрести уверенность, что вы освещаете всё необходимое пространство. Вы должны также почувствовать разницу между освещением статической и движущейся модели. Будьте особенно внимательны к тому, чтобы на вашем участке не было нежелательных теней и засветов.

Часть 3. Радуга на сцене

Третий урок для начинающих художников по свету посвящён цветному сценическому освещению. Куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассказывает об эмоциональном воздействии цвета и предлагает выполнить 9 упражнений на развитие навыков работы с окрашенным светом.

Театральный свет является полноправным участником любого спектакля, будь то реалистичная постановка или фантастическая история. Часто именно свет задаёт контекст действия или погружает зрителя в нужную психологическую атмосферу. Причём сила воздействия света во многом зависит от того, как он окрашен.

Важно понимать, что любой свет является окрашенным, − не существует света, не имеющего цветового оттенка. Правда, иногда этот оттенок не бросается в глаза (например, мы редко воспринимаем обычный солнечный свет, как окрашенный). Тем не менее, если мы будем внимательны, то заметим, что слегка желтоватый полуденный свет явно добавляет нам оптимизма, а голубовато-серое сумеречное освещение погружает нас в состояние тревожного предчувствия.

Что касается театрального света, можно выделить тёплые и холодные его оттенки.

ТЁПЛЫЙ СВЕТ считается более подходящим для комедий и романтических историй. Обычно используют различные соломенные, светло-розовые, янтарные и золотистые оттенки.

ХОЛОДНЫЙ СВЕТ подходит для «грустных историй»: трагедий, кошмаров и детективов. Распространёнными холодными цветами являются голубой со стальным оттенком, светло зелёный и просто голубой.

Театральный свет может различаться и по насыщенности цветового оттенка. Светлые и нежные тона используются гораздо чаще. С их помощью можно выделить нужный участок сцены, подчеркнуть тон кожи, выгодно осветить костюм или обозначить время суток или место действия.

Более насыщенные, тёмные цвета могут быть очень драматичными и обычно несут более конкретные сообщения. Так, зелёный может быть истолкован как цвет зависти или болезни, голубой создаёт атмосферу безмятежности и мира, а красный обозначает страсть, кровь, войну, ярость или любовь.

Когда мы видим определённый цвет, мы исходим из того впечатления, которое производят на нас лучи, отражающиеся от того или иного объекта. Наши глаза распознают волны разной длины и интерпретируют их как цветовые ощущения.

Названия, которые мы даём разным цветам, субъективны, ведь цвета спектра плавно переходят один в другой без каких-либо чётких границ между ними. В самом деле, те семь цветов, которыми мы описываем радугу, − слишком приблизительный способ описать все те бесчисленные оттенки, которые содержит спектр.

Тем не менее, в теории цветовосприятия выделяют несколько основных цветов – их выбор зависит от используемой модели цветосмешения.

Если на три прожектора поставить светофильтры КРАСНОГО, ЗЕЛЁНОГО и СИНЕГО цвета, то пересечение всех трёх лучей даст нам белый свет. В этом случае три основных цвета дополняют друг друга, поэтому процесс называется аддитивным цветосмешением (от английского слова «add» − добавлять). При аддитивном цветосмешении на пересечении лучей получается больше света и более яркий цвет.

Если же на один прожектор поставить три фильтра (ЖЁЛТОГО, ПУРПУРНОГО и ГОЛУБОГО цвета), каждый фильтр будет задерживать свет с определённой длиной волны, такой процесс называется субтрактивным цветосмешением (от английского слова «subtract» − вычитать). Понятно, что в этом случае мы получим меньшее количество света и более тёмный цвет.

Итак, самое важное, что следует запомнить при работе с цветным театральным светом:

  • Любой свет окрашен
  • Цвет – это мощный инструмент для передачи эмоционального состояния
  • Цвет помогает определить место и время действия
  • Насыщенные цвета оказывают сильное воздействие
  • Более светлые цвета также задают настроение, но не так явно
  • Цвет может по-разному истолковываться в разном контексте (например, красный может обозначать гнев или страсть)

Упражнение 10. Собираем коллекцию

1. Запаситесь старыми журналами с множеством цветных фотографий и иллюстраций.

2. На большом листе бумаги нарисуйте радугу (в виде дуги или просто плоского спектра): красный - оранжевый - жёлтый - зелёный - голубой - индиго - фиолетовый.

3. Вырежьте из журналов маленькие картинки, раскрашенные в цвета радуги, и наклейте их на ваш лист.

4. Когда вы закончите, пролистайте свотчбук с образцами цветных фильтров и проставьте рядом с картинками номера цветов, которые встречаются на вашей диаграмме.

Проделайте то же упражнение со своим самым любимым цветом. Посмотрите, как много оттенков цвета помещается между самым светлым и самым тёмным вариантом (например, между светло-голубым и тёмно-голубым).

Это упражнение тренирует цветовое восприятие. Человеческий глаз способен различать несколько миллионов оттенков цвета, и художники по свету должны непрерывно совершенствоваться в этом искусстве.

Упражнение 11. Рисуем светом

1. Используя три прожектора с красным, зелёным и синим фильтрами, направьте три луча, окрашенные в основные цвета на белую поверхность – экран или белое полотно (всё это лучше проделывать в затемнённом пространстве).

2. Отметьте, какой цвет вы получили, когда все приборы включены на полную мощность.

3. Варьируя яркость прожекторов, найдите наилучшую из доступных версию «белого» света. Зафиксируйте настройки приборов.

4. <Используя материал, подготовленный в Упражнении 10, выберите какой-нибудь из цветов и воспроизведите его с помощью трёх прожекторов. Снова зафиксируйте настройки.

5. Повторите эксперимент с другими цветами.

Проделайте это упражнение, используя жёлтый, голубой и пурпурный фильтры.

Упражнение 12. Цвет-хамелеон

1. айдите несколько предметов или тканей, окрашенных в насыщенные цвета. Они могут быть одно- или многоцветными.

2. Используя схему из Упражнения 11 и фильтры основных цветов, направьте цветные лучи по очереди на ваш «натюрморт». Это упражнение полезно для сопоставления разных цветов между собой (и снова этот опыт лучше проводить в затемнённом пространстве).

3. Запишите, каким образом каждый из основных цветов влияет на то, как выглядят выбранные вами предметы. Не забудьте отметить, каким был изначальный цвет каждого из ваших объектов при нормальном освещении, но именно в том пространстве, где вы их затем освещали.

Повторите эксперимент, заменив основные цвета любыми другими насыщенными или более нежными оттенками.Те объекты, которые выглядят точно так же при определённом освещении, могут сильно измениться при освещении лучами, окрашенными в другой цвет. Это происходит потому, что материал, из которого они сделаны, по-разному отражает свет с различной длиной волн.

Упражнение 13. Все оттенки чёрного

1. Найдите несколько предметов или кусков ткани, которые кажутся вам чёрными (не беспокойтесь о том, что они могут выглядеть немного по-разному в цветном или даже в нормальном свете).

2. Снова используйте схему и основные цвета фильтров из Упражнения 11 и направьте цветные лучи по очереди на чёрные объекты.

3. Запишите, как каждый из основных цветов влияет на то, как выглядят выбранные вами объекты.

Постарайтесь составить хорошую смесь из оттенков «чёрного» − так, чтобы некоторые из них не отражали ни один цвет, а другие казались чёрными при обычном освещении, но отражали какой-нибудь цвет при освещении лучами определённого света. Скорее всего, такой отражённый цвет в любом случае будет довольно тёмным.

Повторите это упражнение с «белыми» объектами, сделанными из различных материалов (это могут быть бумага, ткань, стиральный порошок, перья и т.д.)

Упражнение 14. Эмоции и цвет

1. Составьте список известных вам эмоциональных состояний. Постарайтесь сделать его как можно более полным, для начала внесите в него:

ГНЕВ / РАДОСТЬ / НЕНАВИСТЬ / ЗАВИСТЬ / ЛЮБОВЬ / РЕВНОСТЬ / СОСТРАДАНИЕ / НАДЕЖДА / СМУЩЕНИЕ / МИРОЛЮБИЕ / ВОЗБУЖДЕНИЕ / УДИВЛЕНИЕ / ЖАДНОСТЬ / БЕЗУМИЕ / ПОДОЗРЕНИЕ…

2. А теперь напротив каждого слова запишите цвет, который у вас ассоциируется с данной эмоцией или чувством.

Вы можете проделать это упражнение, взяв за основу любой другой список, например, список людей или животных. Вы также можете протестировать ваших друзей – в этом случае лучше всего зачитать список, требуя немедленного ответа - того, который первым приходит в голову. Не стоит надолго задумываться, лучше не иметь ответа вовсе, чем форсировать его.

Это упражнение направлено на развитие вашего воображения, а не на то, чтобы получить «правильный» свет. Как и во многих других случаях, здесь нет неверных решений. Единственное неверное действие - не найти ни одного решения.

Упражнение 15. Случайный выбор

1. Возьмите список эмоций, составленный в ходе выполнения предыдущего упражнения, и запишите каждое слово на отдельной карточке.

2. Поместите все карточки в сумку или в шляпу.

3. Вытащите оттуда любую карточку.

4. А теперь на белом экране (или на висящей вертикально простыне) создайте освещение, иллюстрирующее одну из выбранных вами эмоций. Естественно, вы можете менять не только цвет, но и очертания, интенсивность и размер проецируемого луча. Хотя доминантой всё-таки должен быть цвет.

5. После того, как вы выстроите эту сцену, покажите её кому-нибудь и попросите угадать, какую эмоцию вы проиллюстрировали. Если этот человек не сможет ответить сразу, попросите его выбрать одну эмоцию из списка.

Это упражнение можно попытаться выполнить, используя меньшее количество оборудования (постепенно сокращая его, пока не останется один прожектор).

Вы можете повторять это упражнение много раз. Некоторые эмоции проще выразить, чем другие. Помните, что мы не ищем «правильные» ответы, а развиваем воображение.

Упражнение 16. Реальный цвет

1. Вооружитесь свотчбуком цветных фильтров какого-нибудь производителя.

2. Поищите среди них те цвета, которые могут встречаться в реальной жизни (скорее всего, это будут светлые соломенные, янтарные, розовые, голубые и, возможно, зелёные оттенки).

3. В течение какого-то времени (дня или недели) выберите несколько моментов, когда вы можете остановиться и внимательно рассмотреть цвета, присутствующие в естественном или искусственном освещении. Сюда можно отнести утренний свет, свет в дождливый день, вечерний свет, свет уличных фонарей в сумерки, люминесцентный свет на вашей кухне, свет ночника в вашей спальне, свет от работающего телевизора и т.д.

4. Всякий раз старайтесь соотнести цвет источника света с одним из образцов в вашем свотч-буке. Делая пометки, не забудьте указать источник света, время суток, погодные условия и номер фильтра.

Зафиксируйте полученные результаты в вашем журнале художника по свету. Если вы ещё не завели его, теперь самое время сделать это. Такие заметки неоценимы, когда вы находитесь в поисках вдохновения или просто ищете понравившийся вам цвет.

Упражнение 17. От рассвета до заката

РАССВЕТ

ПОЛДЕНЬ

СУМЕРКИ

Проделайте это упражнение, освещая небольшой участок сцены (не больше 1 кв.м), поместив на нём один-единственный предмет (например, стул).

Замечания:

1. Очевидно, вы ощутите огромную разницу, проделывая это упражнение на плоскости и в пространстве. Во втором случае нужно найти подходящие углы направки света. Если же мы работаем с плоским экраном, главную роль играет цвет.

2. Выбранные вами цвета могут варьироваться от вполне естественных до откровенно романтических оттенков. И от вашего решения, что конкретно вы будете изображать: холодный зимний или летний тёплый день.

3. Как это часто бывает, здесь нет «правильных» решений, а только более или менее эффективные.

Упражнение 18. Четыре сезона

1. Приготовьте небольшой белый вертикальный экран или белую простыню.

2. Направьте свет на экран так, чтобы изобразить один или несколько из сезонов (ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМУ или ВЕСНУ).

И вновь попробуйте проделать это упражнение на небольшом участке сцены, на котором установлен всего один предмет (например, стул).

Это упражнение заставляет вас вспомнить ваши представления о временах года, и воссоздать суть этих впечатлений на сцене. Понятно, что лето и зима выглядят по-разному в разных местах и в разное время. Тем не менее, стоит попытаться уловить суть каждого сезона и передать свои идеи с помощью определённых средств, не слишком увязая в деталях.

Часть 4. Создаём настроение на сцене

Четвёртый урок из серии статей для начинающих художников по свету посвящён созданию настроения на сцене. Куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассказывает о том, как с помощью света передать характер сцены и подчеркнуть эмоции актёров.

Что такое настроение сцены?

Картина, которую вы рисуете на сцене, может быть конкретной, абстрактной или чем-то посередине. Например, вам нужно создать освещение, имитирующее холодную осеннюю ночь, залитую лунным светом (это очень буквальное использование освещения) или передать ощущение трагического ужаса (более абстрактная концепция). Или всё вместе: ХОЛОДНАЯ ОСЕННЯЯ НОЧЬ, ПРОПИТАННАЯ УЖАСОМ!

Таким образом, с помощью света можно не только определять пространство или время, но и создавать стихии (огонь, воду, воздух) или настроения. У каждого из нас есть понимание того, как визуализировать такие эмоции, как гнев, радость, печаль. Важно понимать, что здесь не существует правильных ответов, а есть только наиболее предпочтительные (с вашей точки зрения, а также с точки зрения режиссёра, художника-постановщика, автора пьесы и т.д.).

При этом обязательно нужно принимать во внимание ожидания зрителей - ведь они тоже имеют определённые представления о том, как выглядит то или иное освещение в реальном мире. Это представление помогает им интерпретировать происходящее на сцене, даже если они этого не осознают. Поэтому так важно детально прорабатывать собственные идеи, добиваясь их максимальной эффективности.

Как создавать настроение?

Для создания настроения работают обычные методы построения световых картин. Всё зависит от ваших конкретных решений: какие приборы и куда именно поставить, какой цвет, интенсивность и форму луча использовать. Так же, как ноты в музыкальном произведении, осветительные приборы таят в себе множество возможностей в зависимости от их взаимного расположения и настроек. Каждая комбинация вносит свой неповторимый вклад в атмосферу спектакля.

Путь создания таких световых картин напоминает прогулку по незнакомому городу. С одной стороны, вы имеете базовые знания, которые позволяют задавать себе правильные вопросы. Вы знаете основные углы, под которыми собираетесь направлять приборы, у вас есть некая палитра цветов, и вы можете менять интенсивность различных источников света.

С другой стороны, только практика поможет вам определить, что вам больше нравится, и что вы хотите получить в итоге. Чтобы такая оценка была наиболее объективной, вам нужно постоянно упражняться в следующем:

Наблюдение. Смотрите на мир широко раскрытыми глазами, рассматривайте окружающий вас мир как некую школу работы со светом. Научитесь видеть, как свет образует форму предметов, как он отражается от разных поверхностей. Приучите себя связывать то или иное освещение в реальном мире с вашим самочувствием или настроением.

Обучение. Почувствуйте себя художником, который выстраивает композицию своей картины. Учитесь у великих мастеров - ембрандта, Караваджо, Вермеера, Хокни. Вы должны совершенствовать собственный вкус - понимание того, что именно делает хорошую световую картину.

Эксперимент. Используйте любую возможность для того, чтобы испытать свои идеи, извлечь из них какую-то пользу, сделать практические выводы. Чем больше вариантов освещения вы проработаете для каждой сцены, тем проще будет выбрать лучшие из них.

Приведённые ниже Упражнения помогут вам развить в себе необходимые навыки работы со светом и научиться создавать на сцене потрясающие световые картины, полные драматизма и эмоций. Очень полезным является ведение журнала, где вы будете записывать идеи, ссылки, приклеивать рисунки, фотографии, открытки и любые другие результаты ваших упражнений. Такой журнал может стать вашим помощником и источником идей.

Упражнение 19. Подражая реальности

1.Выберите одну или несколько сцен из списка (все они происходят на улице):

Полдень в пустыне

Ночной лес

Листопад

Катание на санках

Морской пляж

Огни большого города

2.Выберите маленький участок сцены (примерно один квадратный метр) и поместите туда любой объект: стул, комнатное растение или что-нибудь, что есть под рукой.

3.Осветите этот участок, стараясь создать ту сцену, которую вы выбрали на Шаге 1. Обратите особое внимание на выбор цвета и того, как он работает при использовании другого очертания луча, его интенсивности. Не переживайте насчёт того, кого или что конкретно вы освещаете. Сконцентрируйтесь на получении нужного настроения.

Важным моментом этого упражнения является создание сильного и определяющего ключевого источника света - он может имитировать солнце, уличный фонарь или что-то ещё. Чем лучше вы это сделаете, тем более реалистичным будет результат. Вам также придётся решить, откуда вы будете наблюдать за результатом ваших усилий (где будут сидеть зрители). Эта точка зрения играет важную роль и в следующих упражнениях.

Упражнение 20. Свет внутри здания

1.Выберите одну из внутренних сцен, представленных в списке:

Утро в классной комнате

Подземный склеп

Вечерняя служба в храме

Тюремная камера

2.Проделайте те же шаги, что в упражнении 19.

В отличие от «уличного освещения», внутреннее складывается из света множества естественных и искусственных источников света. Его эффективность будет зависеть от того, насколько хорошо вы их комбинируете. И конечно, от вашего понимания, как это работает в реальном мире.

Упражнение 21. В фокусе - настроение

2.Поставьте несколько приборов так, чтобы ваш «актёр» пребывал в одном из следующих настроений:

Подавленность

Опасность

Безмятежность

Благоговейный страх

Праведность

Как и в предыдущих упражнениях будет неплохо, если вы попросите своих друзей и коллег отгадать, какое именно настроение вы имели в виду. Ваш «актёр» не должен вам помогать, его дело – просто стоять или сидеть на месте. Обстановка тоже не критична - не имеет значения, где именно вы создаёте эту сцену или какие источники света используете. Приоритетным должно оставаться использование ключевого света и хороший баланс с остальными источниками света. Тогда вы сможете создать эффективное, драматическое и захватывающее освещение.

Упражнение 22. Всё относительно

1.Попросите своего друга или коллегу встать в центре светового луча

2.Используйте свет, направленный снизу, чтобы осветить вашего «актёра», как это делается в фильмах ужасов

3.Добавьте ещё несколько приборов, чтобы усилить это настроение

4.А теперь снова уберите все приборы, кроме нижнего света

5.Сделайте нижний свет приглушённым и тёплым

6.Если сможете, найдите способ добавить мерцание, как будто на сцене горит костёр

Важно, чтобы вы понимали важность контекста при постановке той или иной сцены. Тот же нижний свет, который наводил ужас, в другом контексте может создавать вполне симпатичное и даже дружелюбное освещение.

Это упражнение стоит выполнить как для себя, так и для того, чтобы показать другим. Когда группа людей наблюдает первый (и весьма убедительный) эффект, достигнутый с помощью нижнего света, едва ли найдётся хотя бы один человек, который может предположить, что тот же самый свет может произвести комфортное и оптимистичное впечатление без изменения фокуса, лишь добавляя цвет. Иногда стоит попросить вашего «актёра» сделать один жест - погреть руки над воображаемым костром. Это ещё раз доказывает важность контекста.

Упражнение 23. На контрасте

1.Выберите небольшой участок сцены и поместите в него несколько обычных объектов - стол и стулья, стопку книг, кофейные чашки, вешалку и т.п.

2.Выберите одну или несколько пар из перечисленных ниже настроений

3.Создайте две сцены, в которых объекты находятся в двух контрастных состояниях:

Ужас/Фантазия

Свобода/Заключение

Хорошо/Плохо

Война/Мир

Быстро/Медленно

Горячо/Холодно

Большой/Маленький

В «мастерской» этого художника нет красок, палитры и мольберта, зато много кнопок, прожекторов и светофильтров. Поэтому для полноценного творческого процесса здесь важно не только наличие художественного вкуса, но и отличное знание светового оборудования. Первое знакомство с профессией театрального осветителя и художника по свету для Максима Шлыкова состоялось в 2000 году, и с тех пор он понял, что представить свою жизнь без работы в театре уже не сможет.

Максим, расскажи, как ты оказался в театре? И с чего начался твой путь в профессию?

Всё началось в детстве, когда мои родители и бабушка с дедушкой регулярно водили меня в цирк и театр. Поэтому театром я заболел ещё в то время, особенно после того, как посмотрел легендарный спектакль Саратовского ТЮЗа «Аленький цветочек». А когда я учился в первом классе, к нам в школу приехал театр кукол «Теремок» с постановкой «Прыгающая принцесса», которая и по сей день входит в репертуар «Теремка». После спектакля я сказал учительнице, что когда стану взрослым, непременно буду работать в этом театре. Тогда я не мог представить, что всё так и произойдёт, но, во всяком случае, интерес к театру и желание работать в нём артистом было всегда.

Учась в старших классах, я пришёл в школьный актив ТЮЗа, позже мне повезло сотрудничать с замечательным художником-постановщиком Ольгой Владимировной Колесниковой. Именно она привела меня в осветительный цех, который всегда меня привлекал и где я впервые попробовал себя в роли осветителя. Это было примерно в 2000-м году. Там я и стал постигать профессию. Большим помощником в этом оказался художник по свету ТЮЗа Виктор Маркович Стороженко, которого я и по сей день считаю своим учителем и которому очень благодарен. Позже благодаря ему я побывал в городе Санкт-Петербурге на курсах художников по свету – это были большие интересные курсы, организованные специалистами из США и России. Они стали своеобразным моим «посвящением» в профессию. Тут то и началось всё самое интересное.

Откуда вообще в наших театрах берутся специалисты такой профессии? Где готовят художников по свету?

К сожалению, у нас в стране нет институтов, которые готовили бы специалистов именно с дипломом «Художник по свету». В Санкт-Петербурге есть театральная академия, которая выпускает художников-технологов со специализацией «художник по свету», этот курс до недавнего времени вёл великий художник по свету Владимир Лукасевич, в конце прошлого года он, к сожалению, ушёл из жизни. Ещё московский ГИТИС учит по специальности «светорежиссура» – вот и всё высшее образование в этой сфере. Чаще всего художники по свету – это такие «самородки», люди, которые пришли работать в театр, полюбили театр, стали пробовать себя в чём-то большем, у них это стало получаться, и, в конце концов, их работа оказалась по-настоящему нужной и востребованной. Так было и со мной.

Что именно должно получатся у простого осветителя, чтобы в дальнейшем он смог подняться на следующую ступеньку – стать художником по свету?

Нужно уметь организовать свет в спектакле. Художник по свету должен увидеть и понять, как с помощью света можно выразить то, что задумал режиссёр. Как уложиться в те рамки, которые ставит режиссёр и вместе с тем, как привнести в происходящее на сцене что-то своё, чтобы получился по-настоящему хороший спектакль. Ведь от света зависит очень многое, иногда именно свет становится той самой изюминкой спектакля, важнейшим выразительным элементом – особенно если речь идёт о какой-то современной высокотехнологичной постановке.

И как всё-таки ты пришёл работать в Саратовский театр кукол?

В 2006 году я получил приглашение прийти работать в театр кукол «Теремок». Сначала были сомнения, я не сразу решился, потому что в другом театре – другая специфика постановки света, но потом не стал отказываться от шанса попробовать что-то новое, и впоследствии ни разу не пожалел об этом. Конечно, первые годы пришлось привыкать, осваивать новые методы, потому что свет в театре кукол ставится иначе, у него несколько другие задачи. Но есть главный объединяющий момент – независимо от всех нюансов эта работа предполагает только творческий подход и искренний интерес к тому, что ты делаешь.

Максим Шлыков: «Свет – главный волшебник и помощник в театре»

А чем отличается специфика постановки света в разных театрах?

На самом деле эти отличия небольшие. В театре оперы и балета, например, чаще всего приходится использовать так называемый заливной свет, в балете солистов высвечивают лучами прожекторов. В филармонии – это концертный свет, в театре кукол – в основном локальный свет, который делает акцент на куклах. А вот драматический театр в этом плане даёт больше свободы. В любом случае если художник по свету – профессионал, он легко сможет подстроиться под любые условия, для него нет ничего невозможного, главное, чтобы свет был не бытовым, а художественным. Я сейчас сотрудничаю с несколькими театрами, занимаюсь своей работой на протяжении 15 лет, и всё-таки не утверждаю, что являюсь большим специалистом. Я каждый день продолжаю учиться, люблю работать с разными режиссёрами в разных театрах, участвовать в различных семинарах, выставках, тренингах – этот опыт бесценен для меня.

Как строится твоя работа в театре? На каком этапе создания спектакля к этому процессу подключается художник по свету?

Работа художника по свету начинается уже на этапе обсуждения общей концепции будущего спектакля с режиссёром и художником-постановщиком. Режиссёр высказывает все свои идеи, говорит о том, как примерно он видит конечный результат, художник-постановщик делится мыслями по поводу оформления декораций – и художник по свету на основе этого начинает рисовать в голове свою «световую» картинку, подбирает оборудование, придумывает свет, направку света, подбирает цветовую гамму и так далее. Потом уже в процессе репетиций всё это несколько раз уточняется, выставляется, поправляется, пишется световая партитура, фиксируется в световом пульте и на бумаге. На самом деле это очень кропотливая работа, но, безусловно, творческая.

Расскажи немного о «творческом моменте» в твоей работе. Действительно ли художник по свету чувствует себя художником, ведь он всё-таки очень зависит от технического оснащения?

Задача художника по свету заключается не в том, чтобы просто осветить сцену. Как у актёра есть своя особая смысловая линия, которую он ведёт через весь спектакль, так и у художника по свету есть подобная возможность самовыражения. И не важно, будет ли это ровный яркий белый свет, или глубокий полумрак, или всего одна свеча, оставленная на столе. На сцене можно рисовать разные «картины», создавать атмосферу зимнего холодного вечера, летнего знойного дня, сказочного волшебного леса или просто как-то особенно подчеркнуть характер актёра, его эмоциональность – и всё это с помощью света.

Когда я провожу экскурсии для детей в осветительном цехе, я всегда рассказываю им о том, что именно свет является главным волшебником в театре.

Работа художника по свету начинается уже на этапе обсуждения общей концепции будущего спектакля с режиссёром и художником-постановщиком

Есть ли у тебя любимые спектакли, работа над которыми особенно запомнилась?

Сразу вспоминается спектакль «Дон Жуан» – одна из самых первых моих работ в театре кукол, я тогда только начинал знакомство со спецификой этого театра – тем не менее, спектакль получился очень удачным по свету, как мне кажется. Спектакль «Бременские музыканты» – тоже очень яркая постановка. В ТЮЗе имени Киселёва могу выделить спектакли «Пять двадцать пять», над которым я работал совместно со своим учителем, «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями», «Геркулес и авгиевы конюшни». Последний спектакль – это пример того, когда выстраивается очень слаженная, доверительная работа с режиссёром – такое бывает редко.

Была ещё одна работа, за которую я сильно переживал – это тюзовский спектакль «Софокл. Эдип, тиран», который поставил известный французский режиссёр Маттиас Лангхофф. Свету в этом спектакле была отведена особая роль. Сначала это был естественный солнечный свет, который освещал двор между домами, причём зрительный зал так же освещался на протяжении всего спектакля – это создавало эффект единого пространства, так называемый эффект полного присутствия. В момент кульминации, когда Эдип выкалывал себе глаза, свет на сцене и в зале полностью гас, всё погружалось во тьму, и зрителям казалось, что они лишились зрения вместе с главным героем спектакля. Потом зажигался специальный фонарь, благодаря которому пространство вокруг становилось серым. Всё это, конечно, помогало создавать особое эмоциональное напряжение в спектакле. Очень жаль, что сейчас увидеть эту постановку на сцене ТЮЗа уже нельзя.

Какие сложности возникают в твоей работе? Бывают ли внештатные ситуации?

Сложностей всегда много, без них было бы неинтересно работать. Но главная сложность – это недостаточное финансирование. Иногда хочется сделать что-то особенное, а возможности для этого нет. Ведь если у живописца не будет красок, он не сможет рисовать. И если у художника по свету нет нужного прибора, это очень сильно ограничивает его работу. Конечно, всегда можно «выкрутиться», и сделать то, что нужно, какими-то другими способами, но всегда хочется иметь под рукой полный набор «красок».

А внештатные ситуации иногда происходят, например, внезапно отказывает пульт. На самом деле это всё мелочи. Профессиональный осветитель всегда сможет оперативно решить эту проблему, и никакого срыва спектакля из-за этого не произойдет.

Задача художника по свету заключается не в том, чтобы просто осветить сцену. Как у актёра есть своя особая смысловая линия, которую он ведёт через весь спектакль, так и у художника по свету есть подобная возможность самовыражения

А что тебя особенно радует в работе?

Меня радует сам рабочий процесс. Мне очень нравится «вести» спектакль, сидя за световым пультом, управлять световыми переходами по реплике, по музыке или любому другому актёрскому сигналу, зафиксированному в световой партитуре спектакля. Это невероятно интересно, для этого нужно погрузиться в спектакль вместе с актёрами, понимать, что происходит на сцене, попасть в тот темпоритм, который задают актёры, и тогда всё становится единым целым в спектакле.

Как ты относишься к тому, что работу художника по свету иногда не замечают зрители и критики? Бывает ли тебе обидно из-за этого?

Да, иногда бывает обидно, что наша работа зачастую остаётся незамеченной. Наверное, так и должно быть, ведь на первом месте всегда актёры и сам спектакль. А свет – только помощник.

Кстати, в престижном театральном фестивале «Золотая маска» есть номинации «Художник по свету в драматическом театре» и «Художник по свету в оперном театре», а вот номинации «Художник по свету в театре кукол», к сожалению, нет. Есть много менее известных фестивалей, в которых подобные номинации просто не предусмотрены. Обидно за коллег, ведь в наших театрах трудятся замечательные художники по свету, хочется, чтобы их работа была отмечена и на фестивальном уровне, и вообще.

А что касается зрителя – самое главное, чтобы ему понравился спектакль в целом. Значит, все его создатели хорошо сделали свою работу. Ведь свет не должен быть навязчивым, не должен мешать, раздражать или отвлекать. Я, например, очень люблю на сцене свет, приближенный к естественному природному, стараюсь избегать всевозможных световых шоу, «дискотечного» мелькания. Хотя в век технологий это не всегда, к сожалению, удаётся.

Насколько сейчас востребована профессия художника по свету?

Профессия довольно востребована, но специалистов в этой сфере очень мало. В Питере и Москве ещё можно найти грамотных художников по свету, но там всё-таки высокая конкуренция у театров и различных концертных площадок. В провинции, конечно, дела обстоят намного хуже, но специалисты есть, и я мог бы привести много примеров.

Думаю, чтобы заниматься этим, нужно по-настоящему полюбить работу в театре. Понимать, ради чего ты пришёл сюда. Понимать, что здесь ты никогда не заработаешь больших денег. Но если ты осознаёшь, что пришёл в театр заниматься творчеством – тогда это станет твоим делом, и спектакли, в создании которых ты принимаешь участие, будут получаться всё лучше и лучше, и будут радовать зрителей на протяжении многих лет.