К какому этносу относятся армяне. Происхождение армянского народа


Vigen Avetisyan Апрель 8, 2017

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах.

Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках.

Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов.

Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования.

Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов.

В данном предании можно выделить два слоя, первый – древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов.

Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя – Хама, Сима и Иафета.

Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне».

Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка –Айкашен, Араманяка – гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса – Армавир, от Ераста – Ерасх (Аракс), от Шары – Ширак, от Амасии – Масис, от Гегама — озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака – Сюник, от Ара Прекрасного – Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения.

Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского.

Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет.

По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания.

Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век).

Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого.

Фригийцы и армяне — родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX – XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.).

Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса – армяне, Картлоса – грузины, от других сыновей многие народа Кавказа.

Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки.

Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины.

Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности.

Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» — царем, упомянутым в клинописях Ванского царства.

В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии.

Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной».

Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны — греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян.

Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство).

Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа — это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен.

Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины.

Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности.

Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Сколько лет армянскому народу
Алла Тер-Акопян

Больше, чем это себе представляет сам армянский народ. Будем вести летоисчисление от Хайка, прародителя армян. Он отнюдь не является лишь персонажем древней легенды. Это реальное лицо, реальный Духовный Учитель -- магнит, притянувший к себе достаточное число людей для формирования отдельного народа внутри общеарийской громады. (Само слово "айка" означает в санскрите, древнеиндийском языке, -- "единство").
Когда это произошло? Великий Адепт, Член Иерерхии Света Земли Учитель Илларион, побывавший в 1881 году в Западной Армении (в районе Арарата, в горах Ала-Дага), сказал по этому поводу следующее: "Обожествив Хайка после его смерти, армяне поклонялись ему как Солнечному и Лунному Божеству. Хайк процветал за 2 200 лет до Р. Х. согласно официально принятой датировке, и более, чем за 7 000 лет, согласно Истине".
Стало быть, армянский народ сформировался как языковое, культурное и государственное единство более 9 000 лет тому назад.
Но корни народа несравненно глубже -- они уходят в туманные дохайкские времена. И на всем протяжении этих многих тысяч дохристианских лет протоармяне, а затем армяне оставались верными и преданными зороастрийцами. Они следовали заветам Зороастра с тех пор, как по словам Учителя Илллариона, Посланец Небес Оанн, "ежедневно появляясь из моря на рассвете и погружаясь в него на закате, преподал им благое Учение, все их искусства и культуру. Было это во время царствования Аменона Халдейского, за 68 САРИ, или 244 800 лет, до Потопа".
Потоп, уничтоживший остатки Атлантиды, произошел в 9 564 г. до н. э. Прибавляем нынешний 2 000-й год к названной дате и полученную сумму 11 564 присовокупляем к ошеломляющей шестизначной дате: 244 800 + 11 564 = 256 364.
Столько лет тому назад арийцам, из которых выделился впоследствии армянский народ, было передано Великое Учение. Это поведал нам в "Письме из монастыря Сурб Ованес" Адепт, Учитель Илларион. А знания Адепта настолько превосходят знания самого "подкованного" из земных ученых, насколько знание сего ученого превосходят знания трехлетнего малыша.
Древнейшее имя ОАНН впоследствии греками было эллинизировано и превратилось в имя Ованес. И армяне, начиная с четвертого века нашей эры (со времени принятия христианства) стали ассоциировать это древнейшее высокочтимое имя с Иоанном Крестителем, что сделало принятие армянами христианства менее болезненным, чем это было у других народов.
Конечно, армянское имя Оган -- с вариациями Оганес, Ованес, Аванес -- не еврейского происхождения, а, можно сказать, божественного, ибо Учителя, подобные Учителю Оанну, всегда почитались в народе богами.
А как же вещал Учитель Оанн народу свое Учение? Как могли его услышать толпы народа? Вне сомнения, вещание происходило с помощью технической оснастки -- скорее всего радиотехники.
Теперь вспомним персонажа из армянского эпоса "Давид Сасунский" -- Огана Горлана. Не от великого ли Учителя Оанна передала ему народная память и имя, и голосистость? Правда, слово "Горлан" (из перевода эпоса на русский) мне очень не нравится. В оригинале куда благороднее: Оган Дзенот - Оган Громкогласый.
Понимаю, что многие с большим скепсисом воспримут все, что я здесь пишу. Однако чем больше будет расширяться сознание людей, чем больше знаний станет доступно людям (а этому поспособствуют открытия нового времени), тем меньше останется места для скепсиса. Опять-таки прислушаемся к Учителю Иллариону: "Ваши археологи и этнологи пока что по рукам и ногам связаны библейскими водорослями, которые еще не менее столетия будут мешать древу Истинного Знания привиться на западной почве"
Это было сказано в 1881 году. С тех пор прошло более ста лет. Так что пора рвать водоросли.

На самом деле название «Хайастан « возникло в 20 года ХХ ВЕКА и ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ НЕ КАК НАЦИОНАЛЬЫЙ ИЛИ ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, А КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН. Канапцян, критикуя другого армянского ученого А.Хачатряна, писал, что «А.Хачатрян в книге «Армянская история в период письмен «михи» повествует о связях страны Хайасы с армянами. Но сравнительный анализ его Хайасы с армянским термином Хайастан (Хайас+тун)(дом), то есть «дом хайасов) показывает, чтов противовес армянским грамматическим нормам он является открытой аккомодацией, ложной этимологией.

Канапцян Г.Хайаса,с.163

Канапцян писал, что в «связи с хай-армянами, не отрицая факт некоторого культурно-бытового и этнического влияния и авторитета фригийцев, нет достаточных сведений о формировании армян из этих пришлых фригийских племен, об их политическом и культурном руководстве, о родстве их языков и о том, что именно этими фригийцами было принесено из Балкан название этноса «армин».

Дьяконов И.М. Предыстория…

Моисей Хоренский писал, что « как ив настоящее время, в прошлом хаи не питали никакого интереса к наукам, к передающимся по устам песням.Поэтому излишне говорить о слабоумных, невежественный и диких людях»

История Армении Моисея Хоренского.М…,1893,с4.

В VII веке д.н.э древне – тюркского происхождения –кемерийцы(киммерийцы),сле дуя из северных степей Черного моря, пришли на Кура-Араксинскую низменность и территорию сегодняшней Армении.Не случайно, как это признают и армянские источники, что на территории нынешней Армении а 29 памятниках (11 из них мест проживания) обнаружены предметы принадлежащие скифам (сакам).Это факт, что территория нынешней Армении полностью относилась к царству Саков. Армянский автор С.Еремян писал, что племена саков захватив Кура-Араксинскую низменность, вытеснили оттуда киммерийцев, перешли на Араратскую долину, а оттуда- к басейну озера Урмия.(1)
По Канапцяну,саки возглавляли движение на юге и юго-востоке сраны «Хайаса»(2).Известный грузинский ученый Г.А.Меликишвили ещо более развивший эту мысль и подтвердивший принадлежность территории нынешней Армении древне-тюркским землям,писал, что « нахождение предметов скифского типа в районах Еревана и Севана (до 20-х годов ХХ века в армянских источниках название этого озера отмечалось как есть тюркским словом Гёйча – А.М) указывает на проживание на этих территориях киммерийцев и саков.(3)

1.Еремян С.Т. Нашествие киммерийцев и скифских племен и борьба Урарту и Ассирии против кочевников.-« Историко-филологический журнал»,1968,№2. с.93-94
2.Капанцян Г.Историко-лингвистические работы к начальной истории армян- Древняя Малая Азия.Ереван,1956,с.150
3.Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии…,с.225

Как известно, царство Саков охватывало территорию Северного Азербайджана и нынешней Армении(Западного Азербайджана).Значит, первым государственным образованием на территории Армении являлось царство Саков- государство древне-тюркского происхождения.
В БИБЛИИ данное царство называется «Ашкеназ».С этим связано и сведение армянского историка V века Корйона «Хаи из рода Ашкенази(скифов)».Эту мысль подтвержадет и Канапцян.

КанапцянГ. Хайаса.,с.151

Моисей Хоренский писал об армянах (то есть называющих себя «хай»ами), что «мы (то есть хайи) малый, малочисленный, слабый и во многих случаях,живущий под чужим господством, народ»

История Армении Моисея Хоренского.М..,1893,с.4

По признанию армянского ученого Хованнисяна, « за исключением короткого периода в древние времена, земли, простирающиеся от Киликии до Кавказа, никогда не принадлежали армянам»

Richard G.Hovannissian. The republic of Armenia. Lps-An-s. vol.2, p 332

В книге «Истороя армянского народа» отмечено, что «ещо никто ничем не доказал, что Тигран,Арташес,Артавазд и другие являлись армянами »

История армянского народа …,с.80

Известный армянский ученый В.Ишханян тоже принзал, что на территории Западного Азербайджана исторически не существовало армянских государств. Он писал, что « армяне расселились в различных частях Кавказа лишь в течении последних веков»

Ишханян Б. Народности Кавказа(Статистическо- экономическое исследование), Петроград,1916, с.16.

Добавлено через 17 минут
Территория Армении ещо более расширилась во времена местного правителя ТигранаII.Армянский автор Микаэлян пишет,что» большинство войн, которые вел ТигранаII, носили захватнический характер»

Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского госудаства.Эреван,1952,с51

Для подтверждения собственных предположений об империи созданной ТигранаII, Микаэльян приводит в качестве примера мнение Сталина:»Государство (империя)ТигранаII соответствует следующему выражению Сталина,что» оно не обладало собственной экономической базой и представляло собой временное, слабое военно-административное объединение,а также конгломерат племен и народов, живущих своей жизнью и обладающих своими языками»

Микаэлян Г.Г.История Киликийского армянского государства.Эреван,1952,с.31-32

Видный армянский ученый Ишханян, приглашая заблудших армянских писак на правильный путь писал,что « в дневнеисторическом смысле,истинная родина армян-«Великая Армения » располагалась в Малой Азии, то есть за пределами России(здесь именуется в виду царская Россия- А.М)»

Ишханян Б, Народностиююю, с.18

Тацит писал, что « армяне своим двуличным поведением приглашали вооруженные силы то одной, то другой стороны, по состоянию своих земель, схожести характера они близки к парфянам, смешались с ними брачными связями, свобода им чужда, они более склонны к рабству»

Тацит Корнелий.Сочинения.т.2,СПБ,18 87,с.395-396

Моисей Хоренский писал,что назначенного в 1веке правителем западной части Армении звали Горк. Перечисленные в произведении Моисея Хоренского все названия провинций Армении и имена лиц, назначенных туда Тиридадом, имеют тюркское происхождение.
Моисей Хоренский, повествуя о назначении албанского государя Арана правителем территории, расположенной к югу от Куры отмечал, что в связи с передачей Кура-Араксинкая низменность Арану, все остальные правители его рода могли получить лишь провинции, расположенные на териитории нынешней Армении.Очевидно, что провинции, расположенные на территории Армении, управлялись правителями тюркского происхождения.Несомненно и то,что эти правители являлись главами тюркских племен, проживающих на тех же территориях.

М.Хоренский.I I кн.Гл.8

Образованный в I I I веке д.н.э. в Южной Монголии союз племен Сюнну,в дальнейшем правратился в могущественное кочевое государство. В ходе внутренней борьбы Сюнну разделилась на две части, одна из которых ешо в 1 веке, покинув свои места обитания, поселилась на исконно азербайджанской земле в Зангезурской области.
То что население Сисакана являлось саками тюркского происхождения, видно и из утверждения Степана Орбелиана (X I I I век), что « сисаки являются предками не только сюннов, но и албанцев и, даже по сравнению с ними, являются более древними »(1)
Эта мысль ещо раз подтверждается видным армянским историком Адонцом Геворковым.Он, ссылаясь на древние письменные источники, писал, что «несмотря на вхождение Сюника в состав Армении, они отличались стремлением к отделению.Это, прежде всего, нужно связать с этническими особенностями страны»(2)
Он отмечал, что «и Прокопи указывал, что сюниты, а точнее сюники являлись отдельным народом, не имевшим никакого отношения к фарсам-армянам »(3)

1.Степанос Орбелиан. Из истории рода Сисакан.Научный архив института истории АН Азербайджан.Инв.,1274.
2.Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана.М.1968,с.421.
3.Адонц Н. Там же ….,с221.

Моисей Хоренскй отмечал, что правители Сюника принадлежали не к хайской, а к Сисакской династии(1)
Надо отметить, что существовавшие на территории современной Армении как государство Саков, так и указанные в древних источниках государства, принадлежащие династии иранского происхождения Ервандов и династии тюркского происхождения Арташам, не являлись политическими объединениями, называвшими себя «хаями».С другой стороны, в древних греческих иармянских источниках тюрков представляли фарсами.Это признают и армянские авторы.Юзбашян писал, что« некоторые авторы, например Аристакес Ластивеверци, пытаясь придерживаться рамок классической лексики, называл тюрков фарсами »(2)

1.Моисей Хоренский.кн.1, гл12.
2.Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи багратидов и Византия IX-XI вв. М…,1988,с.217.

По словам армянского историка V века Фавста Бюзанда, армяне лишь чисто внешне приняли название «христианин », так как идолопоклонничество всё ещо продолжает проявляться в разных сферах общественно- политической жизни.

Налбандян В.С.Армянская литература.М..,1976,с.18

К книге «История армянского народа» говорилось, что «насильное распространение христианства, его крайне натерпимое отношение другим идеологиям,оказала существенное отрицательное воздействие на развитие армянской культуры»

История армянского народа.,с.89

Армянский историк Фавст Бюзанд писал, что когда из-за внутренний распрей правитель из династии Аршаков Вараздат (374-380) бежал в Рим, страну возглавил Манвел Мамиконян.Когда сын Варазда Пап убил брата Манвела Мишеля, Манвел сказал ему:
«Мы(то есть китайцы) не являемся вашими рабами, мы ваши друзья и даже выше вас.Так как наши предки были правителями страны китайцев(имеется в виду Китайский Туркменистан) и в результате распрей, возникших между братьями дабы ещо раз не допустить кровопролития между братьями, мы отдалились оттуда (то есть от Китайского Туркменистана), чтобы обрести покой и, придя сюда, поселились здесь (то есть в Армении)»

Происхождения и формирование армянского народа

Наиболее распространенным вопросом в истории армяноведческих исследований был и продолжает оставаться вопрос происхождения и формирования армянского народа, который является спорным в некоторых вопросах. Откуда происходит армянский народ, где находится его колыбель, когда он сформировался как отдельная этническая единица и с каких времен упоминается в древнейших письменных источниках. Спорность этих вопросов или же их отдельных пунктов обусловлено не только разнообразием информации первоисточников, но и частой политической или же другой заинтересованностью занимающихся этим вопросов. Тем не менее, наличествующие факты, а также уровень современного исследования в полной мере позволяет ответить на вопрос о зарождении армянского народа и его формирования. Затронем, в первую очередь, предания о происхождении армянского народа, зафиксированные в древних и средних веках, общей линией представим наиболее распространенные теории в историографии, затем современное состояние изучаемого вопроса и сохранившиеся древнейшие факты об Армении и армянах.

В древние и средние века о происхождении армян было записано ряд преданий, наибольший интерес из которых, с точки зрения армяноведения, (в качестве первоисточников) представляют армянская, греческая, древнееврейская, грузинская и арабская версии.

а) Армянское предание

Было создано с незапамятных времен и дошло до нас с записи Мовсеса Хоренаци. Отдельные фрагменты предания упоминаются также в трудах других армянских средневековых библиографов. В данном предании можно выделить два слоя, первый - древнейших слой, был создан и существовал в дохристианские времена. Согласно древней легенде, армяне произошли от богоподобного родоначальника Айка, который был одним из титанических сыновей богов. Вот как представляет его происхождение Мовсес Хоренаци: «Первые из богов были грозными и видными, причиной добродетелей мира, и началом многолюдия и всей земли. До них и пришло поколение титанов, и одним из них был Айк Апестостян».

В христианские времена армянское предание видоизменяется, подстраиваясь под Библейские представления, согласно которым после всемирного потопа все человечество произошло от трех сыновей Ноя - Хама, Сима и Иафета. Согласно новой христианской версии Айк считается потомком Иафета, сыном родоначальника Торгома, отсюда и данное Армении средневековыми письменными источниками название «Торгомов дом» и «Торговома нация».

Придание рассказывает, что Айк боролся с тираном Междуречья Белом, победил его и в знак этого армяне стали отмечать исходную армянскую дату (согласно известному армяноведу Гевонду Алишану это было 1 августа 2492 года).

Согласно армянской версии по имени родоначальника Айка армянский народ называется «Ай», а страна «Аястан», а по имени его потомка Арама появились названия «Армения» и «армяне». Также по именам Айка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья (От Айка -Айкашен, Араманяка - гора Арагац и область Арагацотн, от Арамаиса - Армавир, от Ераста - Ерасх (Аракс), от Шары - Ширак, от Амасии - Масис, от Гегама - озеро Гегаркуник и Гегаркунийская область, от Сисака - Сюник, от Ара Прекрасного - Айрарат и др.).

б) Греческое предание

Греческая легенда, повествующая о происхождении армян, связана с возлюбленной и распространенной в Древней Греции легендой об Аргонавтах. Согласно которой родоначальник армян, давший им имя Арменос Тесальский, который с Ясоном и другими аргонавтами участвовал в путешествии по поиску Золотого Руна, обосновался в Армении, которая и была названа его именем Армения. Предание гласит, что первоначально он жил в Тесалийском (область в Греции) городе Арменион. Более подробно это предание рассказывает греческий библиограф 1 века до н.э. Страбон, который говорит о том, что источником его информации являлись рассказы военачальников Александра Македонского. Судя по фактам, предание об армянах было создано и связано с аргонавтами в период походов Македонского, так как более ранних источников, повествующих об этом нет. По всей вероятности это имело такую же политическую направленность, как и легенды о греческом происхождении персов и медийцев. В истории есть не мало случаев, когда какой-то завоеватель для предания своим целям «правовую» форму заранее придумывает ложные основания. Таким образом осевая информация о тесалийском (греческом) происхождении армян не может считаться достоверной. О западном (фригийском) происхождении несвязные сведения остались также у греческих авторов Геродота (V век) и Евдокса (IV век). Эти сведения относятся к схожести в одежде армянских и фригийских воинов и наличии многочисленных фригийских слов в армянском языке. Этим, безусловно, не может быть объяснено происхождение одного народа от другого. Фригийцы и армяне - родственные нации (имеют одно индоевропейское происхождение), следовательно, наличие однокоренных слов в армянском и фригийском языке можно считать закономерностью.

в) Грузинское предание.

Грузинское предание было написано под воздействием и было записано в IX - XI вв. грузинскими авторами (Безымянный историк, Леонтии Мровели и др.). Согласно грузинскому преданию от восьми сыновей Таргамоса (Торгома) произошли многочисленные народы, от старшего сына Айоса - армяне, Картлоса - грузины, от других сыновей многие народа Кавказа. Судя по окончаниям собственных имен, это предание имело какое-то грузинский первоисточник, не дошедший до нас. Оно частично несет на себе след политической ситуации той эпохи, когда влияние Багратидов было распространенно по всему Кавказу. Этим и следует объяснять то, что родоначальник армян Айос был самым старшим из братьев.

г) Арабское предание.

Связывает происхождение армян с представлением о появлении наций от сыновей Ноя после потопа. Наиболее подробно оно изложено в трудах арабских библиографов XII-XIII веков Якути и Димашки. Согласно этому преданию от сына Ноя Яфиса (Иафета) произошел Авмар, затем его внук Лантан (Торгом), чьим сыном был Армини (предок армян), от сыновей его брата произошли агваны (кавказские албанцы) и грузины. Это предание считает родственными армян, греков, славян, франков и иранские племена. Интересно то что, это предание сохранило воспоминание, идущее из периода родственного единения индоевропейских народов.

д) Древнееврейское предание.

Было записано на страницах «Еврейских древностей» Иосифа Флафия (I век до н.э.- I век н.э.). Согласно источнику «Урос обосновал Армению». В армяноведении нет единой точки зрения по поводу первоисточника этой информации и ее достоверности. Есть мнение, что в нем говорится о сыне родоначальника Арама Ара Прекрасном. Согласно другим мнениям Урос мог быть «сыном Руса Эримены» - царем, упомянутым в клинописях Ванского царства. В ассирийских письменных источниках имя «Руса» упоминается также под именем «Урса» , а имя «Эримена» может интерпретироваться как антропоним так и в качестве названия рода.

Кроме отмеченных существуют и другие придания, повествующие о происхождении армян, которые, однако, в той или иной мере повторяют вышеупомянутые и не представляют интереса.

е) Вопрос этногенеза армян в историографии.

Начиная с V века и до XIX в вопросе этногенеза армян беспрекословно принималась армянская версия, сформированная на страницах «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, которая на протяжении многих веков для армянского народа представляла собой учебник и свидетельство по генеалогии. Однако появившиеся в науке в XIX веке новости поставили под подозрение достоверность сведений историка, и под вопрос была поставлена правдивость национальной версии о происхождении армян.

В XIX веке зародилось сравнительное языкознание, согласно которому армяне имеют индоевропейское происхождение, наряду с другими народами в доисторические времена составляли одно этническое единство и занимали одну территорию, которая в науке условно называется «индоевропейской прародиной». Вопрос происхождения этих народов в рамках этой теории связан с местонахождением индоевропейской прародины. В разные времена в науке преобладали различные версии местонахождения прародины (Юго-восточная Европа, южно-российские равнины, север Передней Азии и др.).

В XIX веке в сравнительном языкознании получила широкое распространение версия о нахождении индоевропейской прародины в Юго-восточной Европе. С другой стороны - греческие источники по поводу балканского происхождения армян выдвинули теорию о переселении армян. Сформировалось мнение, согласно которой армяне покинув Балканский полуостров в VIII-VI веках вторглись в Урарту, завоевали его и после падания последнего в VI веке создали свое государство (Ервандийское царство). Эта теория не основывается на совокупности фактов и не может считаться правдивой по нескольким причинам, она стала и до сих пор продолжает оставаться предметом политических манипуляций (в частности со стороны турецких фальсификаторов истории).

Следующая теория о происхождении армянского народа - это абесткая или асиникская теория, согласно которой армянский язык является смешанным не индоевропейским языком, следовательно, армяне не принимали участие в индоевропейском переселении и произошли от местных азиатских племен. Эта теория не могла бы устоять перед серьезной научной критикой и до их пор отрицается, так как не может быть смешанных языков: от смешения двух языков не появляется третий.

В начале 1980-х годов была пересмотрена точка зрения о том, что индоевропейская прародина в 5-4 тысячелетии до н.э. находилась на севере Передней Азии, точнее на территории армянского нагорья, в районах Малой Азии, в северном Междуречье и на северо-западе Иранской равнины. Эта точка зрения по сей день подкрепляется многими фактами и принимается со стороны большей части специалистов. Вопрос этногенеза армян получил новое объяснение. Сам по себе был отвергнут тезис о переселении армян, так как индоевропейская прародина находилась именно на той территории, где сформировался армянский народ и прошел весь пусть своего становления.

Сейчас точно можно сказать, что армяне в 5-4 тысячелетии до н.э. составляли часть индоевропейского народа и в конце 4 тысячелетия и в начале 3 тысячелетия отделились от индоевропейской общности. Именно с этого времени началось формирование армянского народа, которое происходило двумя этапами. Первый этап, который можно охаректиризовать как период родовых объединений и раннегосударственных формирований, происходил в 3-2 тысячелетиях до н.э.. На втором этапе, в V-VI веках до н.э. закончился этап формирования армянского народа за счет создания единой государственности.

Обобщив все сказанное, можно утверждать, что армянский язык и все говорящие на нем отделились от индоевропейской общности и стали самостоятельными в 4-3 тысячелетии до н.э.. Именно с этих времен армянский народ упоминается на территории Армянского нагорья, где они вели свою деятельность, существовали и создавали свою историю.

Мовсисян А.

В мировой истории сменялись цивилизации, появлялись и бесследно исчезали целые народы, языки. Большинство современных наций и народностей сформировались уже по истечении первого тысячелетия нашей эры. Однако наряду с персами, евреями, греками до сих пор существует еще один древний самобытный народ, представители которого застали строительство египетских пирамид, рождение христианства и многие другие легендарные события глубокой древности. Армяне - какие они? В чем их отличие от соседних кавказских народов и каков их вклад в мировую историю и культуру?

Появление армян

Как и у всякого народа, происхождение которого уходит далеко в прошлое, история появления армян тесно переплетена с мифами и легендами, и порой именно устные сказания, передающиеся в течение тысячелетий, дают более четкие и ясные ответы, чем многочисленные научные гипотезы.

Согласно народным преданиям, основателем армянской государственности и собственно всего армянского народа является древний царь Айк. В далеком третьем тысячелетии до нашей эры он вместе со своей армией пришел на берега озера Ван. 11 августа 2107 года до н. э. состоялось сражение между предками современных армян и войсками шумерского царя Утухенгала, в котором победу одержал Айк. Этот день считается исходной точкой отсчета национального календаря и является всенародным праздником.

Имя царя и дало название народу (самоназвание армян - хай).

Историки предпочитают оперировать более скучными и размытыми рассуждениями, в которых остается много неясного по поводу происхождения такого народа, как армяне. Какая раса у них - также предмет споров разных исследователей.

Факт то, что на нагорья в первом тысячелетии до н. э. существовало государство с высокоразвитой цивилизацией - Урарту. Представители этого народа хурарты смешивались с местным населением, постепенно приняли язык, так и образовалась такая нация, как армяне. Какие они стали за два тысячелетия, с чем им пришлось столкнуться - отдельная драма.

История борьбы за самобытность

Каждый народ сталкивается в своей истории с иноземным вторжением, с попытками изменить саму сущность нации. Вся история армян - это борьба с многочисленными захватчиками. Персы, греки, арабы, турки - все они оставляли свой след в истории армян. Однако древний народ с собственной письменностью, языком и устойчивыми родовыми связями было не так-то легко ассимилировать, растворить среди иноязычных переселенцев. Всему этому сопротивлялись какая у них, какая у соседей - эти вопросы также становились предметом для трений.

В ответ на это неоднократно предпринимались меры по насильственному выселению этого народа на территорию Ирана, Турции, устраивался геноцид. Результатом этого стала массовая миграция армян по всему свету, из-за чего национальные диаспоры представляют собой весьма крупные и одни из самых сплоченных землячеств во всем мире.

В XVIII веке, например, было осуществлено переселение кавказцев на берега Дона, где был основан город Нахичевань-на-Дону. Отсюда и большое количество армян на юге России.

Религия

В отличие от многих других народов, можно точно определить, в каком году армяне приняли христианство. Национальная церковь является одной из древнейших в мире и очень давно обрела самостоятельность. Народное предание четко дает и имена первых проповедников молодой на тот момент веры - Фаддей и Варфоломей. В 301 году царь Трдат III окончательно принял решение о христианстве в качестве государственной религии.

Многие люди часто теряются в ответе на вопрос о том, какая вера у армян. К какому течению их относить - католикам, православным? На самом деле еще в середине четвертого века нашей эры было принято решение о самостоятельном избрании священнослужителей и предстоятелей. Вскоре армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской и стала полностью автономной.

451 года определил основные догмы местной церкви, которые в отдельных вопросах значительно отличались от норм соседних восточных православных церквей.

Язык

Язык определяет возраст народа, выделяет его среди остальных этносов. Армянский язык начал свое формирование еще в середине 1-го тысячелетия до н. э. на территории Урарту. Пришлые завоеватели хурарты ассимилировались с местным населением и приняли его наречие в качестве базы. Армянский считается одним из самых древних языков индоевропейской семьи. Именно в индоевропейскую семью входят языки практически всех народов современной Европы, Индии, Ирана.

Некоторые исследователи даже выдвигают смелую гипотезу, что именно древнеармянское наречие стало тем самым праиндоевропейским языком, из которого впоследствии вышли современные английский, французский, русский, персидский и прочие языки значительной части сегодняшнего населения земного шара.

Письменность

Первые зачатки собственного алфавита появились еще до начала нашей эры. Жрецы армянских храмов изобрели собственную тайнопись, на которой они создавали свои священные книги. Однако после установления христианства все письменные памятники были уничтожены как языческие. Христианство же сыграло главную роль и в появлении национального алфавита.

После обретения армянской апостольской церковью самостоятельности встал вопрос о переводе Библии и прочих священных книг на свой язык. Было принято решение и о создании собственных средств записи. В 405-406 годах просветитель Месроп Маштоц разработал армянский алфавит. С печатного станка первая книга на армянской графике вышла в 1512 году в Венеции.

Культура

Культура гордого народа уходит в глубь 1-го тысячелетия до н. э. Даже после утраты независимости армяне сохраняли самобытность и высокий уровень развития искусства, науки. После восстановления в IX веке самостоятельного Армянского царства наступил своеобразный культурный ренессанс.

Изобретение собственной письменности стало мощным толчком к появлению литературных произведений. В VIII-X веках складывался величественный эпос «Давид Сасунский» о борьбе, которую против арабских завоевателей вели армяне. Какие они еще создали литературные памятники - предмет отдельного обширного разговора.

Музыка народов Кавказа - богатая тема для обсуждений. Особенным разнообразием выделяется армянская.

У самобытного народа - самобытные даже была внесена в списки ЮНЕСКО как один из нематериальных объектов культурного достояния человечества.

Однако из традиционных элементов культуры лучше всего обычным людям знакома армянская кухня. Тонкие лепешки - лаваш, молочные продукты - мацун, тан. Ни одна уважающая себя армянская семья не сядет за стол, на котором нет бутылки вина, часто домашнего производства.

Черные страницы истории

Любой самобытный народ, яростно сопротивляющийся поглощению и ассимиляции, становится сильнейшим объектом для ненависти захватчиков. Территория Западной и Восточной Армении, поделенная между персами и турками, неоднократно подвергалась этническим чисткам. Самым известным является геноцид армян, какого не было никогда в истории.

Во время Первой мировой войны турки организовали самое настоящее истребление армян, проживавших на территории Западной Армении, входящей тогда в состав Турции. Те, кто остались в живых после резни, подвергались насильственному выселению в бесплодные пустыни и обрекались на гибель.

В результате этого беспрецедентного варварского акта погибло от 1,5 до 2 миллионов человек. Страшная трагедия является одним из факторов, который еще больше объединяет армян всего мира чувством причастности к событиям тех лет.

Бессовестность турецких властей заключается в том, что они до сих пор отказываются признавать очевидные факты намеренного истребления людей по национальному признаку, ссылаясь на неизбежные потери военного времени. Страх утратить лицо признанием вины и сейчас преобладает над чувством совести и стыда турецких политиков.

Армяне. Какие они сегодня

Как часто шутят сейчас, Армения — это не страна, а офис, так как большинство представителей нации проживают за пределами горной республики. Множество людей были рассеяны по всему миру в результате захватнических войн и вторжений в страну. Армянские диаспоры наряду с еврейскими являются сегодня наиболее сплоченными и дружными во многих странах мира - США, Франции, Германии, России, Ливане.

Сама Армения восстановила свою независимость не так давно, вместе с распадом СССР. Этот процесс сопровождался кровопролитной войной в который армяне именуют Арцах. По воле политиков, нарезающих границы закавказских республик, территория с преобладающим армянским населением оказалась в составе Азербайджана.

Во время краха советской империи карабахские армяне потребовали законного права на самостоятельное определение своей судьбы. Это вылилось в вооруженную борьбу и последующую войну Армении с Азербайджаном. Несмотря на поддержку Турции и некоторых других держав, подавляющее преимущество в численности, азербайджанская армия потерпела сокрушительное поражение и оставила спорные территории.

Армяне много лет проживают и в России, особенно много их на юге страны. За это время они перестали быть иноземцами в глазах местных жителей и стали частью культурной общности.