Интересные факты о шаманах. Настоящие шаманы существуют до сих пор


Кто такой шаман? «Это тот, кто бегает с бубном и что-то бормочет под нос», - ответят многие. И будут не совсем правы, потому что такая трактовка далеко не полная и не раскрывает истинного значения.

Шаманизм как древнее искусство появился еще во времена палеолита и был распространен по всей планете. Люди общались с духами и осваивали взаимосвязь человека с природой. И что удивительно, шаманы по всему свету пришли к единому пониманию мира, хотя друг с другом они никогда не общались.

Современный человек может приоткрыть завесу тайны и познать древние традиции и практики. Если, конечно, он готов столкнуться со своими корнями и духовной реальностью бытия. Попробуем разобраться, шаман - это кто на самом деле и чем он занимается.

Кто такие шаманы?

В первую очередь это люди, которые обладают определенными знаниями. Шаман, входя в состояние транса, переходит в потусторонний мир. Именно оттуда к нему приходят сведения и опыт, которые потом используются на благо человечества. Такого человека можно назвать проводником в загробное царство или посредником между мирами.

Как еще нарекают людей, обладающих тайными знаниями? Народный целитель, ученый, священник, хранитель древних, колдун, маг, мистик. Все эти названия сводятся к тому, что шаман - это кто владеет естественными методами для поддержания или получения благополучия, хорошего здоровья для себя или окружающих.

Все эти знания хранитель древних черпает от духов-помощников, которые чаще всего предстают в форме мистических животных. Их шаман встречает в иной реальности - нижнем мире. В среднем обитают живые люди. Верхний мир населяют божественные сущности, которые обладают сверхсознанием. Все эти реальности соединены Через нижний мир проходят его корни, а в верхнем заканчивается высокая крона. Таково шаманское понимание бытия.

Значение слова «шаман»

Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что они дают несколько трактований этому слову.

Согласно одному определению шаманом является человек, который, по мнению окружающих, обладает особой магической силой. То есть он колдун, или по-другому волшебник.

Другое определение говорит, что шаман представляет собой человека, который входит в контакт со сверхъестественными силами с помощью камлания. Это специальный ритуальный экстаз, достигаемый посредством особых приемов. Об этом речь пойдет немного позже.

Есть еще одно значение, согласно которому шаман выступает в качестве предоставителя услуг религиозного, этнического и медицинского характера. Делает он это в состоянии сознания, подобного экстазу. Считается, что в целительстве принимают участие сверхъестественные силы.

Происхождение слова «шаман»

Термин «шаман» распространен по всему миру. Хоть языки разных народов в корне отличаются друг от друга, произношение этого слова в целом созвучно. Если задумываться, что такое шаман, то нужно разобрать этот термин по составу.

Одна версия происхождения связана с тунгусо-маньчжурским языком. Во главе слова стоит корень «са», который означает «знать». Также есть привязка - суффикс «ман». И получается, что шаман (саман) - это человек, который любит знания. Для сравнения можно привести другой пример, не связанный с целительской практикой. «Асиман» - это «любитель женщин». Также у корня «са» можно встретить производные со схожими значениями. Например, «савун» - это «знания», а «садеми» - «знать».

По другой версии, термин происходит от санскритского «шраман», что дословно переводится как "духовный подвижник", "странствующий отшельник". Это слово проникло в Азию вместе с буддийским течением, а после вместе с эвенским языком распространилось среди русского и западного населения.

Каждый народ именует шаманов по-своему. Даже в одной местности могут попасться разные названия. Встречаются и целые классификации, в соответствии с которыми шаманы делятся на категории и выполняют различные функции.

Чем занимаются шаманы

Какие функции выполняет шаман? На самом деле работа целителя-проводника заключается не в простых танцах с бубном, как считают многие. Шаманы, войдя в транс, определяют болезнь и лечат ее, отводят беды и несчастья от соплеменников, занимаются поиском пропавших вещей и даже людей.

Во время астральных путешествий хранители древних соприкасаются с другими реальностями. Поэтому они могут общаться с мертвыми, сопровождать покинувших землю в мир предков, проводить заговорные ритуалы, защищающие от злых духов. Связываясь с фантомами, шаманы способны не только общаться с ними, но и контролировать их.

Считается, что астральные проекции и путешествия в небесные и подземные миры позволяют предсказывать будущее. Поэтому к шаману можно обратиться за помощью в составлении прогноза той или иной ситуации. Толкование снов - также конек народных целителей.

Шаманы неразрывно связаны с природой, а потому могут контролировать погоду и стихийные явления. Эта способность часто применяется, чтобы обеспечить богатый урожай или удачную охоту.

Как видно, у хранителя древних только благие намерения. А вот шаман-колдун используют связь с другими мирами в корыстных целях, чтобы наживиться или причинить кому-то вред.

Характерные черты шамана

  • Обладает специальными знаниями и магическими качествами.
  • Является гуру, духовным наставником.
  • Способен входить в состояние транса, используя для этого особые танцы, медитации и ритуалы.
  • Умеет высвобождать душу из тела, создавать астральную проекцию и посещать другие миры.

  • Понимает разделение духов на злых и добрых, умеет их контролировать. В случае необходимости шаман сотрудничает с фантомами для благополучия общности.
  • Обладает целительными силами.
  • Прибегает к помощи вещателей - душ животных.
  • В ритуалах использует очень важный атрибут - барабан или бубен.

Шаман - это человек, наделенный даром. И неважно, хотел он его получить или нет. В древнем обществе только боги и духи выбирали народного целителя, отмечая его сверхъестественной меткой. Чаще всего она представляла собой какой-то отличительный знак на теле. Это правило распространялось даже на тех, кому способности передавались по наследству.

Посвящение в шаманы проводит опытный хранитель древних. Во время него избранный сильно заболевает, у него начинается головная боль, рвота, галлюцинации. Такое явление принято называть «шаманской болезнью». Недуг проходит только тогда, когда человек примет свой путь и отдаст себя духам.

Будущий шаман - это чаще всего маленький мальчик. Когда его распознавали, начиналось особое воспитание. Растили его не как обычных ребят. С раннего детства приучали тратить много времени на общение с природой и животными, использовать травы, мастерить шаманский инструмент и контактировать с духами.

Признаки избранничества

В древности люди понимали, что человека выбрали для шаманской миссии, по нескольким признакам:

  • О ребенке можно было сказать, что он «родился в рубашке».
  • Имеет богатое воображение.
  • Испытывает особую любовь к природе и животным.
  • Всегда отличается молчаливостью, угрюмостью и задумчивостью.
  • Человек видит необычные сны о других мирах, священных птицах или животных.
  • В жизни был странный случай (соприкосновение с крылом загадочной птицы, ранение от молнии или камня, свалившегося прямо с неба, и так далее).

Имеет ли шаман значение для современности?

В древности общение с животными и природой было обыденной частью повседневности. Но вот современным человеком это умение было утеряно и забыто. Люди перестали видеть в этом необходимость.

И лишь за последние годы к человечеству пришло понимание ценности того, насколько важно вернуться к духовным корням жизни. Ученые стали всерьез рассматривать существование души и жизни в других мирах.

Наши предки имели знания об этом и даже сами путешествовали в иные реальности. Современному шаману суждено хранить и передавать древние обряды, практики и традиции, необходимые для призыва родовых духов.

Можно ли стать шаманом?

В древности только сверхъестественная метка говорила о том, что человек - шаман. Истории современности доказывают обратное. Сегодня путь шамана может познать практически любой человек. Итак, какие условия для этого необходимы.

  • В роду уже были шаманы, целители или знахари.
  • Перенесение серьезной болезни, при которой жизнь человека висела на волоске, может стать толчком для открытия способностей.
  • Если ребенок имеет способность предвидеть грядущие события, то его вполне можно обучить общаться с духами.
  • В раскрытии потенциала может помочь опытный практикующий шаман.
  • Если наладить контакт с духом природы, он может помочь получить шаманские способности.

Чтобы постичь тайные знания, обычно люди изолируют себя от общества, становятся отшельниками. Они уходят в лес или горы на недели, месяцы и даже годы, чтобы побыть наедине с собой и своими мыслями. Это помогает понять, нет у тебя предпосылок или ты действительно шаман. Легенды рассказывают, что стать посредником между мирами просто по желанию достаточно трудно и очень опасно. Ведь разумом неопытного человека могут завладеть злые духи под видом союзников.

Шаманские практики

Все ритуалы и обряды совершаются в состоянии транса. Чтобы перейти в него, обязательно используются заклинания, особые танцы, песнопения, амулеты и даже галлюциногенные растения. Также в шаманской практике очень важен такой атрибут, как барабан или бубен, который обычно отделан костями животных и бубенчиками.

Для разных ритуалов используются свои инструменты. Например, для совершения обрядов переноски и хранения фантомов или душ нужны погремушки, кости, диджериду или варган. А для определения оберегающего род, специальными инструментами создается особая музыка.

Хранитель древних находится в гармонии с окружающей действительностью и черпает естественные силы от природы. Можно встретить другой тип, который отличается в корне по своим действиям. Им является шаман-маг. Он, наоборот, использует собственные умения - чародейство для изменения мира.

Камлание

Это целые ритуальные приемы, которые совершаются для установления контакта с духами. Иногда они сами вселяются в человека, чтобы передавать через него информацию. Обряд может занять несколько часов, а может затянуться до нескольких дней. Неподготовленного наблюдателя ритуал может напугать, ведь он сопровождается отключением сознания и судорогами. Когда цель достигнута, душа шамана возвращается на землю, а он открывает глаза как ни в чем не бывало.

Перед камланием нужно надеть костюм, нанести грим и подготовить нужные инструменты. Часто созывают соплеменников и разводят костер, вокруг которого все усаживаются. Шаман произносит речь и совершает жертвоприношение. Только после этого начинается камлание - вхождение в транс, удары в бубен, пляски и пение.

Ритм танцу задают предметы, размещенные на одежде шамана. При этом постепенно нарастает шум, а удары в бубен и пение становятся громче. Потом своих соплеменников специальной смесью из грибов и трав окуривает камлающий шаман. Это нужно для погружения всех присутствующих в галлюциногенный транс. Затем можно проводить обряд, который нужен для достижения цели: лечебный, промысловый, религиозный и т. д. В конце камлания шаман обязательно благодарит духов.

Легенды об известных шаманах

Сат Сойзул во время обрядов забивал себе в грудь нож и застывал на месте. Можно было подумать, что он умер. Но в конце камлания Сат открывал глаза и спокойно вытаскивал кинжал.

Другой шаман, Дайгак Кайгал, чтобы убедить всех в своих способностях, просил выстрелить ему в сердце во время камлания. Можно было увидеть кровь, но на самом деле ни пули, ни нож не ранили его.

Шаманы непрерывно связаны с природой и духами. И сегодня в этот таинственный мир может окунуться практически каждый.

· Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Исторические ареалы

Шама́н - согласно религиозным верованиям, человек , наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами , входя в экстатическое состояние , а также излечивать болезни.

Происхождение слова

Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са - «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) - ойуун, эвенков - саман, шаман, у ненцев - тадебей, у бурят - боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов - сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь . Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.

Шаманская болезнь

Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит переходом в новую жизнь шамана, и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: нисхождение в Преисподнюю, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определенный смысл - шаман постигает его устройство, узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги. Подобная «болезнь» дает толчок к развитию высших потенций человеческого существования. И потому шаман переживает свою болезнь как средство разрушить внутреннюю жизнь для того, чтобы слышать, видеть и жить более полно, более совершенно, в высшем состоянии духовного познания и ответственности.

«Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом. Во время её или после происходит наставление духами, а затем старыми наставниками-шаманами. Существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей: спонтанный зов, наследственная передача или личное решение; но также техника и знания, передаваемые при посвящении. Священность мира, опыт других шаманов дает силу, и, будучи избранным, иногда и против собственной воли, шаман теперь поступает в соответствии со своим новым знанием бытия, он вырабатывает свою ритуальную практику и переносит это знание в человеческий мир, неся новое знание, соответствующее потребностям сообщества. Именно двойное наставление, включающее зов и выработанный шаманом способ, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в отдельных же случаях такой публичный ритуал может отсутствовать.

Представления о деятельности шаманов

Шаманский бубен. Бурятия

Шаманская трость. Бурятия

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека, значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью. Обряд лечебного камлания строился таким образом, чтобы надежда пациента на исцеление превращалась в веру. Вера пациента в способность шамана вернуть ему здоровье укреплялась ритуалом и другими приемами. Такие практики включали и шаманские путешествия, и жертвоприношения, и целые театральные действия, разыгрываемые во время камлания. Шаманский обряд всегда предполагал особое внешнее оформление. Иногда ради одного действия срочно воздвигался целый «театр». Специально сооруженная хижина символизировала собой островок «шаманской» земли - маленькой вселенной. Все культовые предметы шамана моделировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах, имеющий особый смысл в данной традиции. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов - лечением болезней, «укрощением огня», вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется тюнгур (бубен) или барабан , или же особые танцы и заклинания.

Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности. Фото: Аркадий Зарубин

Шаманский костер рисует причудливые образы. Фото: Аркадий Зарубин

Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам - поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир). С ростом опыта шаманы становятся менее зависимыми от внешних вспомогательных средств, они развивают способность входить в измененные состояния и оставаться там без помощи барабанного боя и других техник.

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией , однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования)Новосибирск: Наука, Сиб. отделение. 1984.
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Собранные во время путешествия по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии). Монография. Издательство Российской Академии Наук. 1924. Репринтное издание. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.
  • Богораз В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. Богораз В. Г. Этнографическое обозрение. - М., 1910. Т. 84-85. Кн. 1-2.
  • Богораз В. Г. Сказка о Чесоточном шамане «Wapыckalaul ». - Живая старина, год IX, 1899, вып. I I. С. 263-270 (чукотский текст и русский перевод).
  • Богораз В. Г. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени. // Известия Академии Наук, серия VI, т. XIII, 1919, с. 489-495. Переиздание: СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунст-камера), 1995. С. 97-104.
  • Грачева Г. Н. Шаманы у нганасан / Н. Грачева // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.? 1981. - С. 69-89.
  • Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск, 2008. - 272 с.
  • Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии. М., 2007. № 8. С. 97-105.
  • Мифы и шаманизм Алтая / Сост. Владимир Арефьев. Барнаул. Изготовлено по заказу ООО «Пять плюс». 2002.
  • Михайловский В. М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки) / В. М. Михайловский // Этнографическое отделение Московского университета. М., 1892. Вып. 1. − 215 с.
  • Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
  • Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
  • Уолш Р. Дух шаманизма. Тексты трансперсональной психологии. М.: изд. Трансперсонального Института. 1996.
  • Харнер, Майкл . Путь шамана. М.: Крон-Пресс, 1996.
  • Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: София, 1998.
  • Michael Harner. Der Weg des Schamanen. München: Ullstein, 2004. S. 247. ISBN 3-548-74042-1
  • Paul Uccusic. Der Schamane in uns. Schamanismus als neue Selbsterfahrung, Hilfe und Heilung Hugendubel Kreuzlingen, ISBN 978-3-7205-2181-9
  • Boileau, Gilles. Wu and Shaman // Bulletin of the School of Oriental and African Studies 65.2 (2002), 350-78.
  • Беседа с шаманом Аяуаскеро - Перевод статьи Алана Эленбасс из журнала «Reality Sandwich» «Facing Fear: A conversation with an Ayahuascero » от 2010-09-07
  • Родриго Кортес. Толмач. Издательство «Эксмо». Книга о тангутском шамане и истории взаимоотношений России и Китая на рубеже XIX-XX веков.
  • Владимир Серкин. Хохот шамана. Сибирское издательство. Представлены воспоминания общения с магаданским шаманом, книга-разговор.

Шаман

Определение шамана: кто такой шаман? Шаман — это духовный человек развивающий свои силы через шаманизм. Учения связанные с шаманизмом, вероятно являются одними из древнейших учений человека, его истоки относятся к каменному веку.

Термин «шаман» происходит от санскритского слова «сраман», означающего труженик.

Шаман и индейские верования

Шаманизм — это не религия, а мировозрение основанное на убеждении, что физическая природа может быть поставлена ​​под контроль человека в лице шамана. Считается, что шаман имеет духовную связь со всеми элементами природы.

Шаманизм смешивается с другими убеждениями, такими как Анимизм, Тотемизм, Ритуализм. Но это осталось в прошлом. Сегодня шаманизм другой, он свободен от традиций и прошлых ошибок. Традиции сдерживали правильное развитие шаманизма и шаманов. Слепо идти за традициями это и была главная ошибка шаманов прошлого. Они уповали на чужие силы и сами оставались в недоразвитом состоянии. Это продолжалось с каменного века и до сегодняшних дней.

Роль шамана

Шаман использовал подходящие слова, предметы и ритуалы, чтобы защитить людей от злых духов. Роль Шамана могла отличаться от племени к племени, так как были разные региональные и племенные вариации убеждений и верований. Есть, однако, несколько общих ролей, разделяемых каждым Шаманом.

Шаман был целителем, коммуникатором и просветителем:

Коммуникатор: Шаман предоствлял помощь и советы членам племени
Шаман был хранителем мифов, традиций и племенной мудрости
У Шамана были способности Духовного Исцеления и способность лечить болезни — отсюда и древнее название шамана
Мистик: Шаман обладал способностью общаться с духовным миром, покидать тело и входить в сверхъестественный мир для поиска ответов

Во многих племенах, Шаман также играл роль война или военачальника.

Инструменты шамана

Состояние повышенной осознанности
Использование священных предметов
Символическая магия, заклинания, военные танцы, пляжные танцы и охотничьи танцы с использованием погремушек и барабанов
Пост и очищающие ритуалы

Медицина, тайна и шаман

Исцеляющая роль Шамана была решающая. Человек, знающий духов и сверхъестественное, был шаманом. Шаман знал слова защиты и песнопения и знал предметы, которые, если их нести, разоружили бы плохих духов и защищали их владельцев. Коренные американцы, которые потратили свои жизни, пытаясь получить такие знания, называются: медиками, медиками, тайными людьми или шаманами.

Шаманские регалии — маски, погремушки и барабаны

Шаман был снабжен целым рядом предметов, которые помогали ему общаться с духами в других мирах. Они использовали танцы, жесты и звуки в качестве символических сил Шамана, чтобы войти в духовный мир. Шаман также носил церемониальную одежду и носил священные предметы, такие как погремушки и барабаны.

Шаманы некоторых племен также использовали маски, которые как полагали, обладают духовными силами и идентифицируют их с духами в других мирах и активируют их силы.

Шаман, Церемонии и Тайные общества

Среди некоторых племен, особенно среди юго-западных индейцев, есть тайные общества, которые практикуют духовную мудрость на благо индивида или на благо всего племени. Тайные общества шаманов могут работать, чтобы вылечить болезнь у отдельных людей или работать на всё племя, чтобы бороться с недугами.

Это краткий экскурс в традиционный шаманизм, но как мы говорили ранее сегодня расцвет свободного шаманизма.

Сеансы исцеления современных шаманов .

О шаманах стали говорить много, много показывать и писать. Шаманы даже стали участниками различных телешоу не только на познавательных каналах, но и на развлекательных тоже. И вот ведь странное дело, не смотря на такую популярность, шаманы остаются для обывателей загадкой, какой-то неуловимой и притягательной тайной. Кто-то считает их колдунами и заклинателями, кто-то дикими и необузданными актерами, исполняющими первобытные пляски у костра. Сторонники некоторых религий называют их бесноватыми и одержимыми, говорят о них с опаской, а не редко и с отвращением. Но многие люди, поборов свое неведение и страх, все же обращаются к шаманам, и вот ведь не задача…! Именно у шаманов они находят ответы на свои самые сокровенные вопросы, решение самых неразрешимых проблем, душевный покой и Равновесие.

Так все же кто он такой — шаман?! Попытаюсь ответить на этот вопрос настолько насколько это возможно. Если вы встретите шамана в обыденной жизни, не зная о том, что он шаман, то вряд ли вы увидите в нем нечто необычное. Это будет такой же человек, как и сотни окружающих, ни внешний вид, ни повадки, ни черты лица не выдадут в нем шамана. Шаман – Мастер маскировки, и его умение растворяться в толпе, если ему это необходимо, оно безупречно! И все же…! Если быть внимательным и наблюдательным, то шамана можно отличить среди серой толпы обывателей. И его главное отличие от обычных людей – это атмосфера…, та атмосфера, которую он создает вокруг себя. Где бы он ни был, в каком бы коллективе по «случайности» не оказался, люди, находящиеся рядом с ним, ощущают внутренний подъем, какое-то еле уловимое ощущение радости и легкости. Те, кто минуту назад хмурился и раздражался, при появлении шамана, вдруг теряют связь с объектами их раздражения и наполняются теплом и покоем, а на лицах их расплывается недоуменная улыбка. Шаман легко и играючи вливается в любую компанию, не заметно для окружающих, становится ее душой и центром. Вливается не как волна цунами, а, скорее, как журчащий горный ручей, который постепенно увлекает за собой, растворяя все мелочные и эгоистичные проблемы, уносит собеседников в далекую, давно забытую сказку! И совсем не обязательно, чтобы он рассказывал вам какие-то легенды или былины, вовсе нет! Шаман может говорить с вами на любую, интересную именно вам, тему, будь то рыбалка или футбол, охота на бабочек или коллекционирование почтовых марок! Ведь дело не только в том, что шаман умеет хорошо говорить, здесь, скорее всего, дело в том, что он умеет невероятно внимательно слушать. А ведь тот, кто умеет слушать, тот и есть самый приятный и незаменимый собеседник! Рядом с шаманом люди чувствуют себя уверенно и непринужденно, словно очутившись в далеком детстве на коленках любящего отца! Вот что отличает шамана от обычного человека или шарлатана!

Лекарь или лицедей? В искусстве лицедейства шаманам равных, наверное, нет! Они величайшие режиссеры жизненных спектаклей, непревзойденные исполнители ролей любой сложности и любого жанра. И сила их мастерства скрыта в том, что они искренне верят в любую постановку, которую разыгрывают, они без остатка вживаются в ту роль, которую в тот или иной момент выбрали играть. При всем при этом они ни на миг не забывают о том, что все это лишь игра, что декорации и маски могут в любую минуту раствориться и принять совершенно противоположный облик и сюжет. Сила их мастерства скрыта в том, что все это они делают не с целью одурачить окружающих, не с целью скрыть какие-то свои замыслы, а лишь с целью помочь тем, для кого они исполняют свою очередную постановку. Понять это логическим умом весьма сложно, но, тем не менее, это именно так. Обряды шаманов исполнены великого театрального действа, их танцы завораживают, их горловое пение и звериные рыки вводят в благоговейный транс, звуки их атрибутов наполняют пространство целительными вибрациями. Кому посчастливилось бывать на таких обрядах, те наверняка сумели окунуться в эту волшебную мистерию. Но, не смотря на свое мастерство театрала, шаман всегда относится к тем, кто к нему обратился, с полной ответственностью, затевая очередную «игру» с пациентом, направляет все свои силы и возможности на исцеление доверившегося ему человека.

Лекарь ли шаман? Скорее не лекарь, а целитель. Целителем он выступает не только для людей, целителем он является и для животных, и для тех мест Земли-Матери, на которых он проводит свои обряды. Своими обрядовыми действами шаман выравнивает энергетику того места, где он обращается к своим духам помощникам, гармонизирует взаимоотношения людей с природой. Он исцеляет Родовые Древа тех людей, которые посещают его праздничные камлания, так сказать выравнивает Родовую карму. Возможно, шаман не сможет исцелить раковую опухоль или травму позвоночника. Но он может исцелить души и привести к Равновесию тех людей, которые еще вчера были готовы прыгнуть с крыши высотки. Возможно, шаман не может уговорить духов обогатить того или иного нуждающегося. Но он может обратиться к духам с просьбой о том, чтобы те помогли человеку найти пути и возможности для заработка, и духи услышат шамана. Скорее всего, шаман не сможет воскресить усопшего. Но он может разыскать и воротить утерянные или украденные души живых людей, тем самым спасая их психическое здоровье. Возможно, шаман не сможет защитить вас от катастрофы или пожара. Но он сможет изготовить для вас амулет, который не даст купить вам билет на самолет, который рухнет, едва оторвавшись от Земли. Шаман вряд ли станет предсказывать вам судьбу, словно гадалка. Но он может четко и ясно разглядеть ваши пути и подсказать вам выходы из тупиков, в которые вы имели неосторожность забрести. Может предостеречь вас от ваших скрытых врагов как внешних, так и внутренних. Так целитель ли шаман? Судите сами!

Воин герой или ловкий Охотник? Вряд ли какой-либо шаман назовет себя Воином или героем, причина тому – его скромность. Но на самом деле каждый шаман — это Воин, причем таковым он является как в мире живых, так и в мире духов. В обыденной реальности он всегда находится в состоянии войны, войны со своими внутренними врагами, такими как гордыня, спесь, алчность, страх и т.п. И, разумеется, война с такими врагами – это самая тяжелая война в жизни любого человека, и далеко не каждый готов не то чтобы сражаться с этими пороками, но даже признать их внутри себя. Поэтому внутренняя битва шамана – это не что иное, как героизм, ведь у него, как ни у кого другого, искушений и соблазнов использовать свою силу великое множество. Тот, кто хотябы однажды пробовал сражаться со своими внутренними врагами, понимает, о чем идет речь. В мире духов шаману часто приходится выступать в качестве Воина, потому как в тех мирах, которые ему приходится посещать, далеко не все обитатели миролюбивы и дружелюбно настроены к шаману. А встречаются там и такие существа, встреча с которыми уже сама по себе требует невероятного героизма. Считает себя шаман Воином героем или нет, это значения не имеет, жизнь его полна героизма и великих приключений, ценой за которые не редко бывает его жизнь!

Охотник ли? Ну а как же не Охотник, ведь охота – его вторая натура! Охотится шаман, как правило, за силой, в хорошем смысле этого понимания, охотится за настроением, за знаниями, за удачей. Все это ему необходимо чтобы пополнить свой арсенал возможностей, чтобы отточить свое мастерство. Конечная цель его пожизненной охоты известна только ему, но, как правило, она весьма благородна (здесь не идет речь о тех шаманах, которые сбились с Белой Дороги). Тонкий и безобидный юмор и умение видеть во всем красоту – вот его не заменимые охотничьи атрибуты. В мире духов его охота часто требует особой ловкости и хитрости, потому как шаман знает, что гораздо лучше перехитрить злобного и могущественного духа, чем вступать с ним в открытую схватку. В некоторых шаманских традициях человек, который готовится стать шаманом, много лет живет среди опытных охотников, изучая это искусство, впитывая в себя все его тонкости и приемы. Поэтому жизнь шамана не что иное, как бесконечная, увлекательная, а порой и опасная для его жизни Охота!

Так кто же он – шаман? Смог ли ответить вам на этот вопрос? Это вряд ли…! Сможет ли кто-либо ответить на этот вопрос? Это вряд ли! Ответить могли бы сами шаманы, но их скромность, их привычка окутывать себя тайной приведет к уклончивым ответам или же многозначительному молчанию. Поэтому поступить нужно проще, нужно просто позволить шаманам оставаться загадкой и тайной, относится к ним с уважением и пониманием. Путь их не легок, намерения их благие, люди они добрые, мудрые и веселые, и добавить к этому не чего!

13 октября. Якутия. NVpress - Почему-то слово «шаман» ассоциируется только с героями произведений, спектаклей и картиной Ивана Попова, и, самое главное, с прошлым временем. А существуют ли шаманы в настоящее время? Существуют, считает наш сегодняшний собеседник Анатолий Алексеев, кандидат исторических наук, доцент СВФУ им М.К. Аммосова, известный исследователь темы шаманизма и, по его словам, лично знающий шаманов многих стран.

Шаманы - избранники духов

- Анатолий Афанасьевич, кто такие шаманы, откуда они взялись?

Как человек появился на земле, он начал познавать окружающий мир и самого себя на трех уровнях. Первый называется магией, мистикой, мифологией, или в целом оно язычество: вера в духов, божества и верховного бога. И вершина язычества - это шаманизм. Шаманы - избранники духов. Таким образом, шаманизм - это стройная система взглядов на человека, общество и природу. Это цельное учение, и оно существует с появлением человека до наших дней. Конечно, с тех пор, как с 15 столетия европейские государства начали колонизировать весь мир, начали бороться с таким природным феноменом, как шаманизм. И не только европейская культура, но и великие религии мира тоже начали борьбу, а в годы советской власти коммунистической идеологии была чужда шаманская идеология, поэтому шаманизм был искоренен из культуры коренных сибирских и северных народов.

Второй уровень - когда появились великие религии мира: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Человека создал Бог, и весь мир подчиняется верховным богам: Будде, Яхве, Иисусу Христу и пророку Мухаммеду. Не только человека создал Бог, но и весь мир.

Третий уровень - это материалистическая наука, отрицающая Бога, великие религии мира. Мы полагаем, что это неправильно и сегодня появились светлые умы человечества (западные и российские ученые), которые говорят, что мы поступает неправильно, мы не должны бороться с язычеством, шаманизмом, религиями мира, а должны их интегрировать их, знания, и тогда человечество проторит тропинку к будущему. Если этого не случится, то, как пишут западные и российские исследователи, очень скоро наступит конец человечеству, останется последний человек, и наступит конец истории. И я этому верю.


Современные шаманы Якутии

- У нас в Якутии сегодня есть шаманы?

Хотя на улице господствует современная техногенная цивилизация, все равно в Африке, Южной Америке, Австрии, Австралии, Новой Зеландии, России, Юго-Восточной Азии, даже в таких технологически развитых странах, как Япония, Южная Корея до сих пор есть шаманы. В Якутии на сегодня настоящих только два-три шамана, может быть. Федот Иванов из села Жемкон Вилюйского улуса, Анна Софронеева из поселка Батагай Верхоянского улуса. В прошлом году умер великий Семен Степанович Васильев, его духовное имя - шаман Саввей, он из Иенгры.

Самые сильные находятся в Сибири. Если смотреть узко, то якутские намного слабее юкагирских, чукотских, эвенских и эвенкийских. Кстати, удаганки сильнее шаманов, но не все.

- Говорят, они живут уединенно, не женятся, не заводят детей.

Почему? Они живут обычной жизнью, у них есть и дети, и супруги. Просто они перевоплощаются во время камлания. Еще у некоторых шаманов, в том числе и у современных (особенно чукотских), есть «духовная жена», то есть «иччи», дух.

- Внешняя атрибутика сегодняшнего шамана, какая она?

Бубен, шапка, костюм, духи-помощники, хотя у каждого шамана свой индивидуальный костюм, но внешне они как будто похожи. На самом деле их одежда отличается по железным изделиям, изображающих духов-помощников, в зависимости от духовного уровня шамана.

- В наши дни как они уживаются с обычными людьми?

Простые люди к шаманам относятся по-разному: кто верит, кто не верит, при советской власти многие стали атеистами. Так как любой человек состоит из зла и добра, шаман тоже может проявить зло, что намного опаснее того духовного зла, который совершает простой человек. И все помыслы, деяния шамана исполняются. Если на кого-то он накличет смерть, тот умрет раньше времени.

Иногда шаманы между собой борются: у каждого своя родовая, племенная, этническая территория, что зависит от духовного ранга. Поэтому, к примеру, шаман седьмого неба может находиться только на своей территории.

- В последнее время стало много экстрасенсов. Каково их отличие от шаманов?

Шаман имеет совершенно иной духовный уровень. Его избирают духи, и только он посвящается тайным знаниям природы и исключительно он должен иметь костюм, бубен. Лечить те или иные болезни. А экстрасенс - не избранник духов, хотя говорят, что они именно таковые, но такое мнение неверно. Он лечит только своей энергетикой и с духами не общается, тогда, как шаман лечит посредством сильных духов, то есть он выступает посредником между больным и духами. У каждого шамана есть свой метод лечения, своя мать-зверь, например, олень, бык, медведь. Таким образом, чем мощнее помощник-дух, тем шаман сильнее.


Симптомы шаманской болезни

- Шаманизм передается родственникам по наследству?

Нет, но иногда может и передаваться, но духи сами находят того человека, который подходит по своему складу (этинэн-хаанынан, ейунэн-санаатынан). Вообще, это природная тайна, и пути господни неисповедимы. Вдруг у потомков проявится?

- Слышала, что человек, у которого в роду были шаманы, часто видят вещие сны и могут предсказывать будущее и имеют другие способности.

Любой человек имеет экстрасенсорные способности. Мое поколение тоже. Мне 68 лет, и я могу по снам, по разным приметам предсказывать будущее. Люди обычно думают, что животные не имеют сознания, а на самом деле даже маленькая полевая или домашняя мышь (олень, лошадь) особым поведением сообщает хозяину, что его ожидает в течение трех лет. Просто надо уметь читать зашифрованные послания. А современный человек больше смотрит телевизор, утыкается в телефон и думает, что он властелин мира и верит, что своей волей покорит мир. Ничего подобного, человек - это песчинка в мироздании. Не случайно «Горе от ума» как знак свыше, как предостережение: если человек начнет покорять природу, уничтожит самого себя.

- Представим человека: с одной стороны у него в роду был священник, с другой - шаман. Может ли у него наблюдаться раздвоение личности, а его душа - выступать ареной борьбы двух сил?

Ты хоть коммунист или атеист, все равно, если шаманская болезнь проявится, значит, она проявится. Раздвоения же не будет. Может, я крамольную мысль для современного общества выскажу, но на самом деле все великие религии мира - искусственно созданные.

- Какие есть симптомы «болезни» шамана?

После того, как духи выбрали будущего шамана, он начинает уже «болеть сумасшествием», или «психической болезнью» Современная медицина считает их шизофрениками, и пытается вылечить сильными лекарствами, уколами, загоняя «болезнь» глубже. Все, человек уже испорчен. А ведь среди пациентов психбольниц могут встретиться настоящие шаманы. Например, на нашем Котенко. Правда, не все душевные болезни ведут к шаманизму

- А сегодня для «заболевших» какая есть альтернатива психбольницам?

- «Больные» могут на несколько дней уйти в тайгу, где они и в сорокаградусный мороз, будучи легко одетыми, не погибнут. Сейчас медицина «расчленила» человека по частям. Появились врачи уха, горла, носа… А восточная медицина, в том числе шаманы, человека рассматривают и лечат в цельном виде, входя в его бессознательное.


Не подходите к могиле шамана

Шаманы делятся на белых и черных…

Белые - те, которые имеют духов-помощников сверху, а черные - с нижнего мира, они сильнее. Белые же относятся к жречеству. Вообще, разделение на белых и черных условное. Просто люди неправильно толкуют. Это европейский подход, который рассматривает шаманизм как отсталое явление, но на самом деле оно, возможно, даже будущее человечества.

- Озвучивать имя шамана нельзя?

Можно. Кстати, у каждого шамана есть духовное и мирское имя.

- Трогать их захоронения - накликать беду, проклятие?

Триста лет находится дух-зверь у могилы шамана, и если кто-нибудь приблизится к захоронению, дух может перейти на человека, и тогда он может стать шаманом. Особенно если он подходит по своему психическому состоянию, по физическому телу, по духовному сознанию.

Если человек не проявил уважения к могиле, тут же с ним может произойти негативное. Это опасно. Вообще, с шаманами шутить нельзя.


Человека клонировали пришельцы

- По-вашему, кто из якутских писателей правдиво изобразил шаманов?

Иван Гоголев-Кындыл. Этнограф Гаврил Ксенофонтов. Дореволюционные исследователи, например, Вацлав Серошевский, хотя они рассматривали с европейской точки зрения, но они в это не виноваты.

- Многим очень интересна тема шаманизма. Чем это объясняется?

Потому что это природный феномен. Все очень долго изучали данный вопрос, но до сих ответа нет и будет не скоро. Мой наставник, шаман Саввей, за три года перед смертью рассказывал мне, что человек произошел не от обезьяны, а его клонировали пришельцы из Космоса. Хотите верьте, хотите - нет.

Весной 1995 года со мной провели шамано-виртуальную операцию: рано утром в палатке у оленеводов в местности Хатыннаах, что у реки Тимптон, 107-летняя Матрена Петровна Кульбертинова заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Она камлала, направляя бубен мне в область сердца, спины. Сам я тоже принимал участие в замене больных органов пяти людей, но это врачебная тайна.

Наконец-то космологи выяснили, что наша современная наука знает только 4,6 процента атомов мира, то есть всего пять процентов истины. Остальные 95 неизвестны. Парадоксально, но факт. Это будет актуально всегда. Поэтому верно утверждение: «Чем больше я читаю, тем больше я узнаю, что ничего не знаю».