Самостоятельная поездка в дубровицы и усадьбу ивановское. Церковь знамения пресвятой богородицы



Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы - витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых - делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

Храм возводился из известняка по заказу Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра Великого, в течение полутора десятков лет. Строительство религиозного сооружения было завершено в 1703 году, а год спустя его освятили. Он является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных, Потёмкиных и Дмитриевых-Мамоновых. Высота церкви составляет 42 метра; она включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.





Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах действующая - и в ней проводятся службы. Её можно посетить ежедневно, с 9:00 до 17:00; в дни, когда есть вечерняя служба, храм открыт до 20:00.

Расположение

Поселок Дубровицы расположен в 7 километрах к западу от Подольска и в 24 километрах к югу от МКАД. Добраться до церкви Знамения из Москвы можно по Симферопольскому шоссе через Подольск. От площади Ленина повернуть направо на улицу Кирова, затем - снова направо, на Октябрьский проспект, далее по указателям до поселка.

Пригородные электропоезда отходят с Курского вокзала Москвы до станции Подольск каждые 15 минут. Время в пути - меньше часа. Далее добраться до поселка Дубровицы можно на рейсовом автобусе №65, который отправляется от железнодорожной станции; поездка займет не более 20 минут. Расписание движения автобуса можно найти на сайте www.mostransavto.ru .

Автобусное сообщение соединяет Москву с Дубровицами; маршрут №417 отправляется с понедельника по субботу от станции метро "Южная". Время в пути - около часа, в зависимости от ситуации на дорогах. Автобусы из Москвы отходят в 8:00, 8:40, 11:10, 12:00, 14:50, 15:20, 18:26 и 19:08; из Дубровиц - в 6:45, 7:25, 9:55, 10:45, 13:35, 14:05, 17:11 и 17:53. Также на автобусе можно доехать до Подольска; маршруты №406, №407 и №417 также отправляются от метро "Южная", поездка займет порядка 50 минут. Необходимо выйти на остановке "Площадь Ленина" и пересесть на автобус, следующий до Дубровиц.

Как добраться

Церковь Знамения находится на вершине холма в поселке Дубровицы, на западной окраине города Подольска, к югу от .

Название архитектурного стиля «рококо» происходит от французского «rocaille» — дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле «рококо» в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого — наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Храм воздвигнут воспитателем Петра I князем Борисом Алексеевичем Голицыным в знак примирения с государем. В 1689 году Б.А. Голицын был оклеветан перед царем и удалился к себе в деревню, но уже в 1690 году Борис Алексеевич был вызван обратно в Москву, тогда же он и начал возводить новый храм, в закладке которого участвовал государь.

Архитектура церкви

Знаменская церковь с необычной для Подмосковья архитектурой строилась из местного белого камня, который часто встречается в Подольском районе. Из этого же материала изготавливалась резьба декоративного убранства храма.

В плане постройка образует равноконечный крест с закругленными лопастями. Основной объем храма, приподнятый на высокий фундамент, опоясан открытой галереей, иначе говоря, гульбищем, на которое ведут четыре широкие лестницы. Над центральной частью возвышается восьмигранная башня, увенчанная куполом в виде золоченой короны.

Храм снизу доверху покрыт резьбой с растительными мотивами, фасад также украшен скульптурами. С западной стороны установлены статуи святителя Иоанна Богослова и Григория Златоуста. Все элементы наружного и внутреннего декора не относятся к русской традиции того времени. Возможно, используя приемы западной архитектуры, князь стремился угодить Петру I, который отдавал предпочтение европейским манерам.

Внутреннее убранство храма также богато декорировано и изобилует скульптурными композициями и лепными рельефами на библейские и евангельские темы. Центральное место занимает «Распятие». Справа от него сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Подобные тексты, сопровождающие и другие сцены, изначально были сделаны на латинском языке. При реставрации в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов) потребовал заменить их на церковнославянские цитаты из Евангелия.

К счастью, сохранился деревянный иконостас и резные двухъярусные хоры. Создание икон приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Во всем убранстве храма западноевропейские традиции соседствуют с «нарышкинским барокко». Такой стиль получил название «голицынское барокко».

Освящение храма

Столь дерзкий для своего времени проект Б.А. Голицыну удалось воплотить только благодаря поддержке Петра I. Строительство храма было закончено к 1699 году, после чего прошло еще пять лет до момента открытия Знаменской церкви.

Патриарх Адриан не давал разрешение на освящение столь необычного храма, украшенного на европейский манер.

После смерти патриарха местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). И в феврале 1704 года он освятил новую церковь в Дубровицах в присутствии Петра I и его сына царевича Алексея. Пышные торжества по этому поводу продолжались целую неделю, и на них были приглашены все местные жители.

Храм в XX веке

Колокольню Знаменской церкви, которая находилась рядом с храмом, взорвали в 1930 году. Сам храм не пострадал, но был долгие годы закрыт для богослужений. В конце 1950-х годов храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который 40 лет вел реставрационные работы в церкви. Они, к сожалению, так и не были завершены.

В 1990 году, в канун 300-летия начала строительства храма, в нем возобновились богослужения. А в 2004 году были проведены реставрационные работы, в ходе которых латинские тексты в убранстве храма были восстановлены в своем первоначальном виде. Были поновлены уникальные горельефы конца XVII - начала XVIII века и отреставрированы Царские врата иконостаса.


Посёлок Дубровицы знаменит тем, что там сохранилась старинная усадьба, самым интересным объектом которой является церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Хотя Дубровицы находятся не очень далеко от Москвы, но добираться туда общественным транспортом оказалось не быстро. А ведь хочется отснять всё с вечерней подсветкой и успеть вернуться домой - именно поэтому летом, когда поздно темнеет, я не поехал.

Конец сентября - начало золотой осени. Жёлтые краски здорово оживляют пейзаж, однако погода становится непредсказуемой и это заставляет понервничать во время выездов в выходные дни. Погода обещала быть хорошей и я решил таки съездить в Дубровицы.

1.

Информация из Википедии:

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.


Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиннического округа.

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Время постройки храма — с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.


В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, бывшем воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.


Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.


Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.


На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.


В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего, 27 августа 1850 года он был вновь освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным.


При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.»

В начале XX века при храме действовала 3-летняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.


В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.


В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес положительное решение по ходатайству о регистрации общины и передаче храма общине; однако, формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайский Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

2.

3.

4.

5.

6.

Один из обломов в этот раз: я расставил штатив и ждал, когда солнце спрячется за горизонт, как раз за зданием церкви. Облака были обалденные и я ждал красивого заката, но буквально за 15 минут до предполагаемого заката небо затянула туча и заката я так и не увидел:(
Сумерки получились тоже никакие.
В церкви шла служба и внутри включили свет. Со светом в окнах стало поинтереснее.

7.

Второй облом - подсветку так и не включили, хотя вокруг полным-полно фонарей. И классический вид со смотровой площадки стал совершенно не интересный. Включился только один фонарь, поэтому пришлось бегать искать ракурсы, чтобы использовать его свет.

8.

9.

Ну и третий облом в эту поездку с этим кадром (ниже). Я только поставил штатив, как в церкви выключили свет и окна погасли. Эх...

10.

Хорошо, что начавшийся было дождь быстро закончился, т.к. нам ещё 20 минут идти пешком до автобусной остановки - хоть здесь повезло.

Среди многообразия российских храмовых построек, подчас являющих собой шедевры архитектуры, есть одна, не имеющая аналогов. Это, расположенная в посёлке Дубровицы церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Чтобы убедиться в этом, достаточно одного взгляда на её очертания, столь нехарактерные для русской православной традиции. Прикоснувшись к её истории, нельзя не почувствовать сокрытую в ней тайну.

Воспитатель наследника престола

В те далёкие годы, когда на месте нынешней Знаменской церкви стояла ничем не примечательная деревянная церквушка во имя Илии-пророка, усадьба Дубровицы, расположенная невдалеке от Подольска, принадлежала роду князей Голицыных. Старший из них - Борис Алексеевич - был воспитателем и наставником будущего государя Петра I. Со временем, когда его питомец, утопив в крови все мятежи и бунты, завладел российским престолом, князь, как ближайший к нему человек, вошёл в большую силу.

Но переменчивы бывают порой гнев и милость сильных мира сего. Нашлись при дворе завистники, нашептавшие государю клевету на его старого учителя, и скорый на расправу Пётр в 1689 году отправил его в ссылку в родовое имение - те самые Дубровицы. Горько было старику Голицыну получить благодарность такой монетой за всё усердие, выказанное им на воспитательском поприще. Утешало, что хоть головы не лишился - у Петра Алексеевича это было в обычае.

Заступничество Царицы Небесной

Однако горяч был государь, да отходчив. Через год сменил он гнев на милость и вновь дозволил Борису Алексеевичу явиться пред царские очи. Чтобы утешить старика, жаловал ему боярское достоинство. Будучи человеком православным и глубоко верующим, князь Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной. Исполненный благодарности, он пожелал воздвигнуть в своих владениях, среди которых была и церковь Знамения Пресвятой Богородицы - памятник счастливому избавлению от опалы.

Шедевр неизвестного гения

Строительство князь начал в 1690 году, предварительно приказав разобрать прежнюю деревянную церковь построенную в 1662 году, и перенести её в соседнее село Лемешево. Это следует из дошедших до нас документов, но дальше начинаются сплошные загадки. Дело в том, что абсолютно ничего не известно о зодчем, создавшем проект этого архитектурного чуда.

В петровские времена многие выдающиеся иностранцы трудились в России и обессмертили свои имена, создав неповторимый стиль, известный нам как но ни один из них не имеет отношения к шедевру, воздвигнутому в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, в каждой детали которой запечатлена рука гения, лишена авторства. Абсолютно исключено, чтобы кто-то из выдающихся зарубежных мастеров, находившихся в те годы в России, выполнил работу подобного уровня, и она не украсила его творческую биографию.

Не выдерживает критики и гипотеза о некоем русском гении. Не умаляя достоинств отечественных мастеров, следует всё же от неё отказаться.

Это становится очевидным при первом же взгляде на то, что являет собой постройка в усадьбе Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, как отмечают специалисты, это порождение итальянской творческой мысли, нашедшей своё воплощение в стиле барокко. В России строили совершенно иначе. По всей вероятности, отечественные мастера также приложили руку к её созданию, но лишь претворяя в жизнь чей-то гениальный замысел.

Торжества по случаю освящения церкви

Но, так или иначе, а церковь была воздвигнута. Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы. Завершены работы были в 1699 году, но освятили церковь пятью годами позже.

Причина такой задержки в том, что желал пригласить Петра I на торжества в Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась в память их примирения, и его желание было вполне объяснимо. Но, поскольку в те годы государь редко бывал в Москве, Борису Алексеевичу пришлось дожидаться удобного случая пять лет.

Представился он в 1704 году, и 11 февраля в присутствии Петра I, а также его сына царевича Алексея новый храм был освящён. Поскольку государь любил всё отмечать широко и с размахом, торжества продлились целую неделю, и в них по его желанию (точнее, приказанию) принимали участие все местные жители от мала до велика.

Храм, представший взорам съехавшихся гостей, был действительно прекрасен. В своём основании он представлял крест с равными концами. По всей окружности его огибала паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой. Поражало воображение и обилие скульптурных украшений, выполненных на библейские сюжеты. Но главной изюминкой была, выполненная из металла и покрытая позолотой корона, венчающая церковь и заменившая собой традиционный купол.

Церковь, не тронутая врагом

В годы наполеоновского нашествия французами был занят Подольск. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах также оказалась в руках врагов, но при этом избежала разорения. В это трудно поверить, но завоеватели, предававшие огню чуждые им православные святыни, не только не посмели её уничтожить, но даже не тронули находившуюся внутри утварь и не повредили богатые оклады икон.

Времена гонений на церковь

Относительно тихим и благополучным было для церкви последующее столетие, вплоть до тех пор, пока не грянул XX век, и власть в стране не захватил тот самый народ, который Лев Толстой так опрометчиво назвал богоносцем. Волна антирелигиозной кампании, начатая сразу после установления новой власти и поддержанная официальной пропагандой, докатилась и до посёлка Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, история которой к тому времени насчитывала уже более двух столетий, оказалась в центре трагических событий.

Очень скоро всех церковнослужителей, посчитав их чуждым элементом, вместе с семьями и малыми детьми выселили из домов, которые передали в собственность местному совхозу, а саму церковь закрыли. Её последний настоятель - протоиерей отец Михаил (Порецкий) - был отправлен в ссылку, из которой так и не вернулся.

Под властью вандалов

Новые хозяева жизни, в отличие от завоевателей-французов, не стали умиляться чуждому им буржуйскому барокко. Разрушая до основания старый мир, они не пощадили и церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Остаётся лишь благодарить Бога, не допустившего уничтожения всего храма и оградившего его от рук отечественных вандалов.

В запустении храм пребывал до конца пятидесятых годов, пока территория усадьбы Дубровицы не была передана в распоряжение Всесоюзного института животноводства. Надо отдать должное учёным мужам, радевшим о повышении привеса скота и увеличении надоев - они не попытались переоборудовать доставшуюся им церковь в коровник. Более того, они даже приступили к её реставрации, продолжавшейся в течение сорока лет и если не улучшившей её вид, то, по крайней мере, не позволившей зданию развалиться.

Церковь, возвращённая людям

Но всему на свете, в том числе и бедам людским, приходит конец. В 1989 году верующие города Подольска, осмелев за годы перестройки, потребовали возвращения им Знаменской церкви. Поскольку к тому времени силы местных партийных и советских органов таяли на глазах, то, закоренелые в своём атеистическом упорстве, они не смогли долго упорствовать. Через год церковь была возвращена в ведение Московского патриархата и в ней возобновились богослужения.

В наши дни, отреставрированная и принявшая тот самый облик, который снискал ей славу, она вновь принимает в своих стенах тысячи верующих. Идут к ней и те, кто, ещё не найдя свой «путь к храму», желает тем не менее увидеть, созданную более трёх столетий назад в усадьбе Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Как доехать до неё?

Удобный маршрут общественным транспортом указывает, принадлежащий церкви интернет-сайт. На нём рекомендуется следовать электропоездом с «Курского» вокзала до станции Подольск, и далее, автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы является там основной достопримечательностью. Кроме неё, будет также интересно осмотреть и само здание усадьбы.

Тем, кто располагает личным транспортом, рекомендуется ехать по Варшавскому шоссе и, минуя Подольск, следовать далее до указателя: «Усадьба Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы». Карта, прилагаемая к статье, позволит без труда добраться до нужного места.