Роберт шуман ударение. Роберт шуман - биография, информация, личная жизнь


Великий композитор и знаменитый человек, жизнь которого была полна интересных, а подчас и трагических событий. О чём мечтал музыкант, смог ли воплотить в жизнь свои планы, как стал композитором? Отразилась ли личная жизнь на его творчестве? Об этом и других интересных фактах из жизни композитора мы и поговорим.
8 июня 1810 года в семье книгоиздателя появился на свет Роберт Александер Шуман, впоследствии ставший известным на весь мир композитором, музыкальным критиком. Семья обитала в немецком городке Цвиккау. Отец будущего музыканта был человеком достаточно обеспеченным, поэтому и образование желал дать сыну хорошее. Поначалу мальчик учился в местной гимназии. И уже с ранних лет проявил способности и стремление к музыке и литературному творчеству. В семилетнем возрасте начинает заниматься музыкой, играет на фортепиано.
Во время учёбы в гимназии сочиняет свои первые литературные произведения и становится организатором литературного кружка. А знакомство с творчеством писателя Ж. Поля сподвигнуло Шумана к написанию первого литературного произведения – романа. Но всё же музыка привлекала мальчика больше, и в десятилетнем возрасте Роберт пишет своё первое музыкальное произведение, которое и определило окончательно дальнейшую музыкальную судьбу Шумана. Поэтому он усердно занимается музыкой, берёт уроки игры на фортепиано, пишет песни и музыкальные зарисовки.
Окончив гимназию, в 1928г. юноша, по настоянию родителей, отправляется в Лейпцигский университет. Здесь он обучается на юриста. Но занятия музыкой всё так же привлекают юношу. И он продолжает брать уроки, но уже у нового учителя Ф. Вика, лучшего в то время фортепианного преподавателя. В 1829г. Роберт перевёлся на учёбу в университет г. Гельдейберга. Но и там, вместо изучения права, активно занимается музыкой. Он убеждает своих родителей в том, что юрист из него не получится, поскольку ему эта работа не интересна.
В 1830г. он вновь возвращается в Лейпциг, к своему преподавателю Ф.Вику. И во время одного из усердных фортепианных занятий Шуберт растягивает сухожилие. Травма была серьёзной, поэтому о карьере пианиста не могло быть и речи. Всё это заставило музыканта обратить своё внимание на стезю музыкального критики и композитора, чем он с успехом и занялся.

1834г. в жизни Шуберта ознаменовался открытием «Нового музыкального журнала» в г. Лейпциге. Молодой музыкант стал издателем журнала, а также и его главным автором. В этом издании находили поддержку все новые молодые музыканты, поскольку и Шуман был сторонником новых веяний в музыке и всячески поддерживал новаторские направления. Именно в это время и начался расцвет его творчества в качестве композитора. Все личные переживания по поводу неудавшейся карьеры пианиста отразились в музыкальных произведениях композитора. Но язык его произведений отличался от привычной в то время музыки. Его сочинения можно смело назвать психологическими. Но всё же слава к композитору, несмотря на непонимание многих музыкальных деятелей, пришла ещё при жизни.
В 1840г. Роберт Шуман женился на дочери своего музыкального учителя Ф. Вика, Кларе, которая была талантливой пианисткой. Под влиянием этого знаменательного события увидели свет такие сочинения композитора: «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты». Также Шуман известен и как автор симфонических произведений. Среди них есть симфонии, оратория « Рай и Пери», опера «Гановева» и др. Но счастливая жизнь композитора омрачалась ухудшающимся состоянием здоровья. В течение двух лет композитор находился на лечении в психиатрической клинике. Лечение особого результата не принесло и в 1856г. Р. Шуман скончался, оставив после себя богатое музыкальное наследие.

В музыке Шумана воплотились самые характерные черты немецкого романтизма - психологизм, страстное стремление к идеалу, интимность тона, острота иронии и горечь от ощущения убожества мещанского духа (как он сам говорил, «кричащих диссонансов» жизни).

Духовное формирование Шумана началось в 20-е годы XIX века, когда романтизм в Германии только что пережил свой блистательный расцвет в литературе; влияние литературы на творчество Шумана было очень сильным. Трудно найти композитора, у которого переплетение музыки и литературы было бы столь тесным, как у него (разве что у Вагнера). Он был убежден в том, что «эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен». Именно в творчестве Шумана осуществилось глубинное проникновение литературных закономерностей в музыку, характерное для романтического синтеза искусств.

  • прямое сочетание музыки с литературой в вокальных жанрах;
  • обращение к литературным образам и сюжетам («Бабочки»);
  • создание таких музыкальных жанров, как циклы-«рассказы» (), «Новеллетты», лирические миниатюры, подобные поэтическим афоризмам или стихотворениям («Листок из альбома» fis-moll, пьесы «Поэт говорит», «Warum?»).

В своем увлечении литературой Шуман прошел путь от сентиментального романтизма Жан Поля (в юности) к острой критичности Гофмана и Гейне (в зрелые годы), а затем - к Гёте (в поздний период).

Основное в шумановской музыке - сфера духовности. И в этом акценте на мире внутреннем, усилившемся даже по сравнению с Шубертом, Шуман отразил общую направленность эволюции романтизма. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем - тема любви . Внутренний мир его героя более противоречив, чем у шубертовского странника из «Прекрасной мельничихи» и «Зимнего пути», его конфликт с окружающим миром острее, импульсивнее. Это усиление дисгармонии приближают шумановского героя к позднеромантическому. Сам язык, которым «говорит» Шуман, сложнее, ему присуща динамика неожиданных контрастов, порывистость. Если о Шуберте можно говорить как о романтике-классике, то Шуман в наиболее характерных своих сочинениях далек от уравновешенности, законченности форм классического искусства.

Шуман - композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира - это не последовательный философский охват дей-ствительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки, поэзия быта и сокровенные признания - все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.

«Лирик кратких мгновений», как назвал Шумана Б. Асафьев . Он особенно самобытно раскрывает себя в ци-клических формах, где целое создается из множества контрастов. Свободное че-редование образов, частая и внезапная смена настроений, переключение из одного плана действия в другой, нередко противоположный, - весьма характерный для него метод, отразивший импульсивность его мироощущения. Немалую роль в формировании этого метода сыграла романтическая литературная новеллистика (Жан Поль, Гофман) .

Жизненный и творческий путь Шумана

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в саксонском городе Цвиккау , который в то время был типичной немецкой провинцией. Дом, в котором он родился, сохранился до наших дней, сейчас там музей композитора.

Биографов композитора не случайно привлекает личность его отца, от которого Роберт Шуман очень многое унаследовал. Это был человек очень интеллигентный, незаурядный, страстно влюбленный в литературу. Вместе со своим братом он открыл в Цвиккау книжное издательство и книжный магазин «Братья Шуман». Роберт Шуман воспринял и эту отцовскую страсть к литературе, и выдающийся литературный дар, который так блестяще сказался позже в его критической деятельности.

Интересы юного Шумана сосредотачивались главным образом в мире искусства. Он еще мальчиком сочиняет стихи, устраивает в доме театральные представления, очень много читает и с величайшим наслаждением импровизирует за фортепиано (сочинять он стал с 7 лет). Его первые слушатели восхищались удивительной способностью юного музыканта создавать в импровизациях музыкальные портреты знакомых людей. Этот дар портретиста впоследствии также проявится в его творчестве (портреты Шопена, Паганини, своей жены, автопортреты).

Отец поощрял художественные склонности сына. Со всей серьезностью он отнесся к его музыкальному призванию - даже договорился о занятиях с Вебером. Однако из-за отъезда Вебера в Лондон эти занятия не состоялись. Первым учителем музыки Роберта Шумана стал местный органист и педагог Куншт, у которого он обучался с 7 до 15 лет.

Со смертью отца (1826) страстное увлечение Шумана музыкой, литературой, философией вступило в очень напряженный конфликт с желанием его матери. Она категорически настаивала на том, чтобы он получил юридическое образование. По словам композитора, жизнь его превратилась «в борьбу между поэзией и прозой». В конце концов, он уступает, поступив на юридический факультет Лейпцигского университета.

1828-1830 - университетские годы (Лейпциг - Гейдельберг - Лейпциг). При широте интересов и любознательности Шумана занятия наукой не оставили его полностью равнодушным. И все же он с нарастающей силой чувствует, что юриспруденция - не для него.

В это же самое время (1828 год) в Лейпциге он познакомился с человеком, которому суждено было сыграть в его жизни огромную и неоднозначную роль. Это Фридрих Вик, один из самых авторитетных и опытных фортепианных педагогов. Ярким доказательством эффективности фортепианной методики Вика служила игра его дочери и ученицы Клары, которой восхищались Мендельсон, Шопен, Паганини. Шуман становится учеником Вика, занимаясь музыкой параллельно с учебой в университете. С 30-го года он всецело посвящает свою жизнь искусству, бросив университет. Возможно, это решение возникло под впечатлением от игры Паганини, которого Шуман услышал в том же 1830 году. Оно было исключительным, совершенно особенным, возродив мечту об артистической карьере .

Из других впечатлений этого периода нужно отметить поездки во Франкфурт и Мюнхен, где Шуман познакомился с Генрихом Гейне, а также летнее путешествие по Италии.

Композиторский гений Шумана во всей полноте раскрылся в 30-е годы , когда одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения: «Бабочки», вариации «Abegg», «Симфонические этюды», «Карнавал», Фантазия C-dur, «Фантастические пьесы», «Крейслериана». Художественное совершенство этих ранних произведений кажется неправдоподобным, ведь только с 1831 года Шуман стал систематически заниматься композицией у теоретика и композитора Генриха Дорна.

Сам Шуман почти все, созданное им в 30-е годы, связывает с образом Клары Вик, с романтической историей их любви . Шуман познакомился с Кларой еще в 1828 году, когда ей шел девятый год. Когда дружеские отношения стали перерастать в нечто большее, на пути влюбленных возникла неодолимая преграда - фанатически упорное сопротивление Ф. Вика. «Забота о будущем дочери» приняла у него крайне жесткие формы. Он увез Клару в Дрезден, запретив Шуману поддерживать какие-либо связи с ней. Полтора года их разделяла глухая стена. Влюбленные прошли через тайную переписку, длительные разлуки, тайное обручение, наконец, открытый судебный процесс. Они поженились лишь в августе 1840 года.

30-е годы - это также период расцвета музыкально-критической и литературной деятельности Шумана. В центре ее - борьба с мещанством, филистерством в жизни и искусством, а также защита передового искусства, воспитание вкуса публики. Замечательное качество Шумана-критика - это безупречный музыкальный вкус, острое чутье на все талантливое, передовое, независимо от того, кто автор сочинения - мировая знаменитость или начинающий, никому не известный композитор.

Дебютом Шумана-критика была рецензия на шопеновские вариации на тему из «Дон Жуана» Моцарта. Эта статья, датированная 1831 годом, содержит знаменитую фразу: «Шляпы долой, господа, перед вами гений!» Так же безошибочно оценил Шуман талант , предсказав никому не известному тогда музыканту роль крупнейшего композитора XIX века. Статья о Брамсе («Новые пути») была написана в 1853 году, после длительного перерыва в критической деятельности Шумана, еще раз подтвердив его пророческое чутье.

Всего Шуманом создано около 200 удивительно интересных статей о музыке и музыкантах. Они часто изложены в форме занимательных рассказов или писем. Одни статьи напоминают дневниковые записи, другие - живые сценки с участием многих действующих лиц. Главные участники этих выдуманных Шуманом диалогов - это Фрорестан и Эвзебий, а также маэстро Раро. Флорестан и Эвзебий - это не только литературные персонажи, это олицетворение двух различных сторон личности самого композитора. Флорестана он наделил активным, страстным, порывистым темпераментом и иронией. Он горяч и вспыльчив, впечатлителен. Эвзебий, напротив, - молчаливый мечтатель, поэт. И то, и другое было в одинаковой степени присуще противоречивой натуре Шумана. В широком же смысле, в этих автобиографических образах воплотились 2 противоположных варианта романтического разлада с действительностью - бурный протест и умиротворение в мечте.

Флорестан и Эвзебий стали наиболее активными участниками щумановского «Давидсбюнда» («Союза Давида»), названного так по имени легендарного библейского царя. Этот «более чем тайный союз» существовал только в голове своего создателя, который определил его как «духовное содружество» художников, объединившихся в борьбе с филистерством за подлинное искусство.

Вступительная статья к песням Шумана. М.,1933.

Например, так же как создателям романтической новеллы в литературе, Шуману был важен эффект поворота в конце, внезапность его эмоционального воздействия.

Данью восхищения игрой гениального скрипача явилось создание фортепианных этюдов по каприсам Паганини (1832-33 гг.)

В 1831 году и Шуману, и Шопену было всего по 21 году.

Известный немецкий композитор Роберт Шуман - романтик, мечтатель с нежной и ранимой душой, привнес в традиционную классическую размеренность мирового музыкального искусства прогресс и новаторство. Соединив в своем творчестве поэтику, гармонию и философию, он добился того, что его произведения были не просто мелодичными и красивыми по звучанию, но были внешним отражением внутреннего мироощущения человека, его стремлением выразить душевное состояние. Шумана с полным правом можно считать новатором, стремившемся к прогрессу в европейской классической музыке 19 века.

Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей. С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя. Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически. Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений. Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием. Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Творчество композитора

Роберт Шуман оставил после себя огромное музыкальное наследие. Начиная с первых напечатанных произведений «Бабочки», «Давидсбюндлеры», «Фантастические пьеы”, «Крейслериана» таких воздушных, нежных, прозрачных миниатюр, наполненных воздухом и светом, и заканчивая операми «Фауст», «Манфред», симфониями и ораториями, он всегда оставался, верен своему идеалу в музыке.

Роберт Шуман, несомненно, тонкий и талантливый мастер, гениально передает все оттенки чувств и настроений, поэтому его знаменитые лиричные циклы «Круг песен», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», по-прежнему пользуются необыкновенной популярностью среди исполнителей и слушателей. Многие, как и его современники, считают его произведения трудными, сложными для восприятия, но сочинения Шумана это образец духовности и благородства человеческой натуры, а не только блеск и мишура гламурности.

Роберт Шуман краткая биография немецкого композитора изложена в этой статье.

Биография и творчество Роберт Шуман

Роберт Шуман, появился на свет 8 июня 1810 года в небольшом городе Цвиккау, в абсолютно не музыкальной семье. Его родители занимались издательством книг. Они хотели и ребенка пристрастить к этому делу, но будучи в семилетнем возрасте, Роберт проявил увлечение к музыке.

Он поступает в Лейпцигский университет в 1828 году на факультет юриспруденции. Пребывая в Лейпциге, Роберт знакомится с Виком, наилучшем преподавателем игры на фортепиано и начинает брать у него уроки. Спустя год, поняв, что юрист – это далеко не та професия, которой он хочет овладеть, Шуман переходит в Гейдельбергский университет. В Лейпциг он возвращается в 1830 году и продолжает брать уроки игры на фортепиано у Вика. В 1831 году получает травму правой руки и карьере великого пианиста пришел конец. Но отказываться от музыки Шуман и не думал – он стал писать музыкальные произведения и освоил профессию музыкального критика.

Роберт Шуман основывает «Новый музыкальный журнал» в Лейпциге, и вплоть до 1844 года являлся его редактором, основным автором и издателем. Особое внимание он уделял написанию музыкальных произведений для фортепиано. Самыми знаменательными циклами являются – Бабочки, Вариации, Карнавал, Танцы Давидсбюдлеров, Фантастические пьесы. В 1838 году было написано им несколько настоящих шедевров – Новелеты, Детские сцены и Крейслериана.

Когда пришло время женитьбы, то в 1840 году Роберт женится на Кларе Вик, дочке своего музыкального учителя. Она слыла талантливой пианисткой. В годы супружества ним было написано и ряд симфонический произведений – Рай и Пери, Реквием и Месса, Реквием по Миньоне, сцены из произведения «Фауст».

Музыка Шумана отличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние души человека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У него присутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погружения в мир грез. Во многом он отразил свойства своей натуры - двойственность.

Важное свойство музыки Шумана - фантазия, но это - не народная фантастика, а как бы мир его души, видения, грезы, очень индивидуализированная. Это проявляется и в музыкальной критической деятельности. Он был очень одарен в области литературы. Писал романы, повести, а также статьи в жанре новеллы, пьесы, писем, диалогов и другие произведения. Героями этих статей были очень необычные персонажи. Он придумал для себя "Давидово братство" - общество. Его члены - давидсбюндлеры. Туда он включил Моцарта, Паганини, Шопена, а также Клару Вик (его жену), а также: Флорестан и Эвзебий. Флорестан и Эвзебий - это выдуманные имена (это - как бы две половины его личности, которые спорили между собой). Он использовал их, как псевдонимы. Маэстро Раро мирил мечтательного Эвзебия и бурного Флорестана.

Шуман поддерживал все лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене, поддержал Берлиоза, писал статьи о Бетховене. Последней его статьей была статья о Брамсе. В 1839 г. он отыскал симфонию Шуберта - C-dur и исполнил ее, а в 50-м году стал одним

из организаторов Бетховенского общества. Творчество Шумана связано с немецкой романтической литературой. Его любимый поэт - Жанн Поль (настоящая фамилия - Рихтер). Под впечатлением от произведений этого писателя была написана пьеса - "Бабочки". Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана "Крейслериана". Большое влияние оказал Гейне. На его стихи были написаны вокальные циклы - "Круг песен" и "Любовь поэта".

Шуман любил использовать в своих произведениях карнавал (потому, что есть смена персонажей). Музыкальный язык Шумана очень тонкий. Связь с народной музыкой не такая, как у Шуберта. Нет явного примера. Мелодии более декламационные. Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая, мелодизированная и полифоническая. Ритм капризен, прихотлив.

Шуман написал много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано, вариации на тему Абегг, "Бабочки", "Карнавал", симфонии, этюды, "Танцы давидсбюндлеров", фантастические пьесы, "Крейслериана", "Венский карнавал", новеллетты и др., 3 сонаты для фортепиано, фантазия, более 200 песен, вокальные циклы: "Любовь поэта", "Круг песен" на Гейне, "Мирты", "Круг песен" на стихи Эйхендорфа, "Любовь и жизнь женщины" на стихи Шамиссо, испанские любовные песни, песни из "Вильгельма Мейстера" (Гете), 4 симфонии, концерты для фортепиано, виолончели и скрипки с оркестром, концерт Штюк для фортепиано с оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты для скрипки, другие камерные ансамбли, оратория "Рай и Перри", опера "Геновева", музыка к драматическим спектаклям, около 200 критических статей - избранные статьи о музыке и музыкантах.

Цвиккау

Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не знал, кем он будет. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жанном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет пишет музыку. В детстве произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.

Лучшие дня

В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год. Шуман слышит Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес "Бабочки" для фортепиано.

В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга. В 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал: Вариации "Абегг", токката, "Бабочки", обработка каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Повредил, переиграл руку. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.

30-е годы. Рассвет фортепианного творчества. Написал: симфонические этюды, карнавал, фантазия, фантастические пьесы. Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене "Шляпу сниму долой господа перед Вами, гений!". В 1834 г. основал "Новую музыкальную газету". Выступал против консерватизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в традициях "Фиделио" и "Волшебного стрелка".

Стиль всех статей был очень эмоциональный. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur Шуберта, а друг - Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на Кларе Вик. Написал много песен: "Мирты", "Любовь и жизнь женщины", "Любовь поэта".

40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория "Рай и Перри", сцены из Фауста Гете, музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г. Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию в качестве мужа Клары Вик. В России был моден Мендельсон и Италия. Значение Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, члены "Могучей Кучки". Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка Вагнера была чужда Шуману.

1848 г. - была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.

53 г. - знакомство Шумана с Брамсом. Последняя статья Шумана о Брамсе. В 1854 г. Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Он хотел утопиться, но его спасли. Его вылечили, но он сошел с ума и после 2-х лет безрезультатного лечения в психиатрической больнице в 1856 г. Шуман скончался.

Фортепианное творчество

Музыка психологична. Она отображает разные контрастные состояния и смену этих состояний. Шуман очень любил фортепианные миниатюры, а так же циклы фортепианных миниатюр, так как в них очень хорошо можно выразить контрастность. Шуман обращается к программности. Это программные пьесы, часто связанные с литературными образами. Они все имеют названия, которые немного странные для того времени - "Порыв", "От чегоN", вариации на тему Абегг (это фамилия его знакомой девушки), буквы ее фамилии он использовал как ноты (A, B, E, G); "Asch" - название города, в котором жила бывшая любовь Шумана (эти буквы, как тональности вошли в "Карнавал"). Шуман очень любил карнавальность музыки, из-за разнохарактерности. Например: "Бабочки", "Венгерский карнавал", "Карнавал". Вариационный метод развития - "Абегг", "Симфонические этюды" - цикл жанрово-характерных вариаций на одну тему, которая преображается из траурного марша (в начале) в торжественный марш (в конце). Называются этюдами, так как в каждой вариации новые виртуозные этюдные технические приемы. Симфонические они потому, что звук фортепиано в них напоминает оркестр (мощные тутти, выделение отдельных линий).