От чего зависит поведение людей и как им можно управлять? Контроль и планирование поведения или от чего зависят наши поступки.


Члены трудового коллектива выглядят на одно лицо пока их плохо знаешь. В действительности, люди - крайне индивидуальны. У них резко различаются отношения к другим людям, работе и жизни, отношение к своим обязанностям, степень ответственности, правдивость, реакция на замечания, на трудности в работе, темперамент. Характер, поведение многих подчиненных могут и не устраивать мастера. Однако, обычно в отделе кадров нет очереди отличных работников, стремящихся трудиться именно на данном участке. Значит надо сделать хорошими работниками тех, кто работает сегодня. Для этого мастеру необходимо разобраться в их характере, особенности поведения в полной мере использовать положительные черты характера и помочь изменить те черты, которые мешают человеку стать отличным работником. Но для этого мастеру важно понимать - от чего же зависит поведение людей. Кстати, специалисты - психологи утверждают, что нет плохих или хороших характеров, а есть плохо или хорошо воспитанные люди.

Поведение людей в сравнительно малой степени зависит от наследственности и в решающей степени - от их социального опыта, от сформировавшихся с детских лет представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях с людьми, о нормах поведения. Сложные системы нервных связей, формирующиеся в коре головного мозга, отвечающие этим представлениям и нормам, складываются при многократном повторении ситуаций, при большом влиянии норм и традиций семьи, в которой воспитывался человек, его окружения, тех людей, с которыми он общался. Любая информация, которую человек получает от окружающего мира, подсознательно сопоставляется с этими системами нервных связей, соответствующим образом перерабатывается и в таком переработанном виде поступает в те части коры головного мозга, где мы сознательно принимаем решение. Таким образом, человек не воспринимает явления окружающего мира с точностью объектива фотоаппарата. Он оценивает любые явления, основываясь на тех представлениях, которые сформированы в подсознании. В подсознании формируются: во-первых - потребности, характеризующие то, что необходимо человеку для жизни, определяющие условия, в которых он хотел бы жить и работать. Во-вторых - ценности, определяющие значимость тех или иных потребностей, к чему надо особенно стремиться и чего следует избегать. Характер и соотношение этих ценностей определяют поступки людей. Люди обычно воспринимают сложившиеся у них ценности, как естественную, общую норму поведения и принимают людей с другими понятиями за чудаков и неумных людей.

На основе сложившихся ценностей формируются и некоторые другие системы в подсознании - мотивации: почему люди выполняют ту или иную работу. Характер работы и ее качество будет резко различаться в зависимости



от того, какие из мотиваций окажутся преобладающими.

И в жизни, и во время работы людям приходится неоднократно сталкиваться с определенными повторяющимися ситуациями. Постепенно в подсознании формируются, работающие в полуавтоматическом режиме, программы поведения в определенной ситуации, так называемые установки. Работа по установкам позволяет быстро, без особых раздумий выполнять ту или иную работу. Формирование эффективных установок на выполнение основных видов деятельности - характерная черта высококвалифицированных опытных работников. Однако, в зависимости от ценностей и мотивов поведения, установки могут быть разными. Так, при выполнении ремонтных работ для одного, естественно, важно сделать все наилучшим образом, для другого характерна установка - сделать кое-как, только чтобы не ругали; третьему кажутся совершенно несообразными требования убрать за собой мусор.

Очень серьезно влияют на поведение людей формирующиеся у них стереотипы - своеобразные упрощенные образы, позволяющие на уровне подсознания просто и быстро оценивать людей, события, что хорошо и что плохо (в зависимости от ценностей данного человека).

Так, например, у работников предприятий, отличающихся невысокой культурой производства, может сформироваться представление о том, что мастер, требующий точного соблюдения правил технической эксплуатации - придира, бюрократ, бездушный формалист.

Существование ценностей, установок, стереотипов намного облегчает и ускоряет деятельность людей в привычных условиях, позволяет не тратить времени на анализ ситуаций, в полной мере использовать прошлый опыт и накопленные навыки. Однако, если набор этот неудачен, если меняются условия работы, то привычные действия резко снижают эффективность работы. Так, например, каждый человек со средним или неполным средним образованием читает со скоростью 150 - 200 слов в минуту. Если он активно позанимается 1-1,5 месяца быстрым чтением, то может достигнуть скорости чтения 450 - 600 слов в минуту с тем же усвоением материала и меньшим утомлением. Однако, чтобы читать быстрее - на определенное время приходится читать медленнее. На время переучивания, изменения установки резко увеличивается расход нервной энергии, растет психологическая напряженность.



Причина этого в том, что у каждого грамотного человека в подсознании отработана программа чтения, программа расшифровки и идентификации набора значков, составляющего текст и перевода его в эмоциональные или физические образы. При переучивании эту сложную, быстро (автоматически) действующую программу приходится медленно, вручную, на уровне сознания разобрать на блоки и смонтировать новую, более эффективную автоматическую программу чтения. Сказанное справедливо для любой системы ценностей, любых установок и стереотипов, любых наборов мотиваций.

Отсюда следуют три важных для практической работы вывода:

1. Любой человек обладает своим индивидуальным набором потребностей, Ценностей, мотиваций, установок и стереотипов, который определяет его поведение и его направленность.

2. Этот набор обладает значительной стабильностью. Его изменение возможно, но требует времени и немалого расхода нервной энергии от каждого человека.

3. Если руководителю - мастеру удастся сформировать у своих подчиненных направленность на хорошее раскрытие своих возможностей в труде, установки на активную, самостоятельную, ответственную работу, то с такими людьми будет легко работать - отличная работа становится для них смыслом жизни, жизненной потребностью. Для этого нужна целенаправленная индивидуальная работа с людьми и необходимо хорошее понимание людей, изучение их характера, их интересов и слабостей. У мастера должна быть программа индивидуальной работы с каждым членом возглавляемого им коллектива. И в этой программе особое внимание уделяется созданию у людей потребности в изменении своего поведения, своего характера.

Есть два способа создания у людей такой потребности. Первый, хотя и не самый эффективный - страх. Если плохая, хотя и привычная, работа неизбежно повлечет за собой наказание или какие-то иные неприятности, то человеку приходится менять поведение. Страх - надежный способ добиться улучшения работы, в особенности, у малообразованных, плохо подготовленных, мало ответственных и эгоистичных людей. Поэтому, в арсенале руководителя наказание должно быть обязательно. В то же время возможности наказания не следует переоценивать. Под страхом наказания человека можно заставить изменить поведение, но невозможно убедить работать наилучшим образом, с полным использованием своих способностей. И чем сложнее и ответственнее задание, тем меньше будет отдачи от наказаний, от запугивания. Сложную и трудную работу хорошо выполняют только люди, лично заинтересованные в этой работе.

Гораздо лучше второй путь - использование глубокой потребности каждого человека к самореализации. Любой человек внутренне стремится к тому, чтобы его уважали, чтобы быть значимым и заметным. В то же время, каждый человек внутренне свой самый суровый критик. Каждый недоволен своей судьбой, своими успехами и своим внешним видом, своей речью и своими перспективами. Комплекс недовольства собой гнетет человека, лишает его веры в себя, в свою перспективу. Уровень психологического комфорта - разница между мерой самоутверждения и комплексом недовольства собой. И если человек чувствует, что, улучшая работу, он растет в глазах окружающих и, прежде всего, своего руководителя, то при этом уменьшается и комплекс недовольства собой. И тогда он горы свернет и не испугается никаких затрат нервной энергии, чтобы пойти по этому пути. Волевые люди сами найдут такой путь и пойдут по нему. Однако, по данным социологов, таких людей 4 - 8 % Остальным надо помочь сделать первые шаги к эффективной работе и самореализации.

И таким помощником может быть, прежде всего, мастер. Он может показать каждому ту работу, которую тот наилучшим образом может выполнить, отметить первые успехи, показать, что можно добиться большего. И если все это делать постепенно, с тактом, отмечая и неудачи, и показывая, как их можно преодолеть, то можно добиться коренного изменения человека, воспитать уверенного в себе, знающего и ответственного работника. Это непростой путь. Среди подчиненных много глубоко пассивных людей, задавленных комплексом неполноценности (особенно это относится к молодежи и бывшим заключенным). Кстати, грубость, бравирование своим безразличием к работе и любым замечаниям - это характерный признак глубокого неверия в себя и свое будущее. Именно для этой категории людей самоутверждение особенно важно, хотя первые шаги для них трудны, а срывы на первых порах неизбежны и к ним нужно быть готовым.

Возникает вопрос: "А стоит ли заниматься этой воспитательной работой? У мастера и так дел выше головы!". Дело в том, что мастер обычно перегружен из-за малой активности и несамостоятельности подчиненных, из-за их плохой подготовки. Изменение стиля работы и общей направленности подчиненных требует индивидуальной работы, но в результате будет воспитан трудовой коллектив, обеспечивающий качественно иные результаты, избавляющий мастера от принятия многих частных решений, освобождающий его от неприятностей и ненужной нервотрепки. Несколько большая работа сейчас даст огромную экономию времени в последующем. Если люди не могут поверить в себя при выполнении своей основной работы, они все равно будут искать пути к самоутверждению. Это может быть и противоправная деятельность, в которую так легко вовлекают иных подростков, пьянство - снятие критики, снятие комплекса внутренней неудовлетворенности создает у пьяного иллюзию временного самоутверждения.

2.1.Что определяет поведение людей?

2.1.1.Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение каждого человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта , от опыта общения с людьми и окружающим миром и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности.

Формирование этого социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Поведение человека зависит от работы мозга как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.

Сфера сознания - это та сфера, где люди воспринимают себя, анализируют факты и принимают решения. Деятельность мозга часто отождествляют с зоной сознания. И в то же время не оценивается огромное число мыслительных процессов, протекающих вне сознания.

Зону бессознательного условно можно разделить на зону подсознания и зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются системы нервных связей, фиксирующие ту информацию, которую человек получал в течение жизни, то, что мы называем памятью. Здесь же расположены многообразные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющие отношение к людям, к жизни, к труду.

Эти три зоны резко различаются по скорости протекающих в них нервных процессов. Если принять скорость протекания этих процессов в зоне сознания за единицу, то их скорость в зоне подсознания 105-106, а в зоне первичной обработки информации 1012-1014.

Таким образом, основная информация, поступающая в мозг, обрабатывается в зоне бессознательного. В зону сознания - этот Генеральный Штаб мозга поступает лишь самая важная, самая ответственная информация, требующая наиболее сложных и ответственных решений. Но и эта информация подвергается предварительному анализу и оценке в подсознании.

И поэтому сознание никогда не воспринимает внешнюю информацию с точностью объектива фотоаппарата. Оно получает ее первично обработанную в подсознании в соответствии с тем, что зафиксировано в уже упомянутых системах нервных связей. Коль скоро эти системы у каждого индивидуальны, то одни те же ситуации могут быть восприняты различными людьми совершенно по-разному.

2.1.2.Что же заложено в подсознании?

Что представляют собой и как формируются существующие в подсознании системы нервных связей?

Потребности . Их условно разделяют на первичные (то без чего жить невозможно) и вторичные, определяющие условия, в которых люди хотели бы жить и работать; на физиологические, духовные и эстетические. Ряд психологов (А.Маслоу) полагают, что полноценное развитие духовных и эстетических потребностей оказывается возможным только при удовлетворении физиологических потребностей. Можно говорить об определенной иерархии (пирамиде) потребностей.

1. На самом низшем уровне находятся первичные физиологические потребности: в пище, воде, кислороде, тепле, продолжении рода.

2. Потребность в физической и психологической защищенности (остаться в живых, избежать побоев и унижения, укрыться в убежище, обеспечить завтрашний день, избежать унизительной зависимости).

3. Потребность в общении и хорошем отношении (общаться с людьми, принадлежать к определенной группе).

4. Потребность в уважении (в одобрении, благодарности, признании).

5. Эстетические и познавательные потребности, потребности в порядке, справедливости, уюте, красоте, симметрии и т.п.

6. Высшие потребности в самореализации и самоуважении.

На поведение людей существенно влияют два фактора: с одной стороны стремление к самоутверждению, самореализации. Каждый человек хотел бы чувствовать себя более значимым, более заметным, более уважаемым. С другой стороны, каждый человек в той или иной мере испытывает неудовлетворенность, недовольство собой ("комплекс неполноценности"). Каждый так или иначе неудовлетворен собой, своими успехами, своим внешним видом, иногда обоснованно, а иногда без всяких оснований. Противоборство этих факторов определяет уровень душевного комфорта людей и существенно влияет на их поведение.

Если существуют разнообразные потребности, то должна складываться и определенная их иерархия (к чему надо стремиться в первую очередь и чего следует избегать). Эти характеристики относительной значимости тех или иных потребностей называют ценности, а их совокупность - системой ценностей или ценностными ориентациями .

Как потребности, так и ценности, формируются при многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить и достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.

На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, менталитет общества, ближайшего окружения человека. Этим, в частности, объясняется распространенность антропоцентристскогоэкологического сознания и его проявлений.

«Поведение на улице» - 7 – Пользуясь банкоматом и платным телефоном... На улице подальше держитесь от стен и домов. Не принимайте предложения вас от незнакомых водителей. 2 - Не носите с собой крупную сумму денег! 1 – Быть не вызывающе одетым! Держитесь ближе к краю тротуара. Правила безопасного поведения на улице. 6 – азартные игры!

«Правила поведения в школе» - Я - ученик. Классный час «Я – ученик». Цель. Чем вы обычно заняты на перемене? 6. Не бегайте на перемене. 1. Одевайте подходящую в школу одежду. Организовали игровой уголок. Одеваться культурно. 3. Сиди за партой ровно, не вертись. Не драться, не обзываться, не грубить. Правила поведения учащихся в школе.

«Правила поведения учащихся» - Учащиеся приходят в школу за 10-15 минут до начала занятий, чистые и опрятные. 3.1 До начала урока6 следует прибыть к кабинету до звонка, с разрешения учителя войти в кабинет и подготовиться к уроку; 3.2 Во время перерывов (перемен) учащиеся обязаны: - соблюдать дисциплину; Общие правила поведения. Настоящие правила устанавливают нормы поведения учащихся в здании и на территории школы.

«Правила поведения в природе» - Неживое. Растения. Тема: Впереди лето! Правила поведения на лугу. «Экос» - дом. На летних каникулах подготовь фото- или видеорепортаж о природе. «Логос» – наука. Правила поведения в лесу. Природа. Человек. Смена состава группы. Правила поведения на водоёме. Живое. Экологические связи. Не рви цветы, наслаждайся живой красотой природы; Лекарственные растения собирай в малых количествах; Не лови насекомых;

«Поведение в школе» - Получение заслуженного поощрения. Адаптационные занятия с первоклассниками. 6. Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. *Проявление настойчивости как одного из условий успешной учебной деятельности. Дисциплина. *Формирование и закрепление трудолюбия как качества личности. Результат. Наличие мотива.

«Поведение школьника» - Анализ литературы по теме исследования. Заключение. Психологическое воздействие СМИ. Ужастики. Методы исследования: Памятка для подростков «В круговороте СМИ». Проводи больше свободного времени в общении с друзьями, родителями, чтении книг. Боевики. Влияние СМИ на поведение младших школьников. Исследование общественного мнения в компьютерном клубе села.

Данная статья посвящена анализу психологических механизмов целенаправленного или целеустремленного поведения.

Вы никогда не задумывались о том, почему мы принимаем то или иное решение? Чем обусловлено такое наше поведение? Ведь иногда мы и сами не можем объяснить себе: «почему я поступил именно так». Психологи утверждают, что смогли выделить определенные критерии целеустремленного поведения, которые касаются наших действий и решений направленных на достижение той или иной цели.

Исследователи А. Ньюэлл (учёный в области когнитивной психологии) и Г. Саймон (учёный в области социальных, политических и экономических наук) выделили следующие критерии целеустремленного поведения:

  1. Определение подцели .

Если, например, ваша цель закончить ВУЗ, то подцелями будут являться: выбор специальности; поступление в ВУЗ; далее – посещение пар, написание курсовых и т.п.

  1. Выбор средств достижения целей и подцелей.

На основе предыдущего примера, этот пункт будет включать в себя, например, выбор ВУЗа; темы для курсовой; выбор вариантов подготовки к парам – устные доклады, написание эссе, тезисов и пр.

  1. Избегание повторений .

За счет запоминания и удержания в памяти прошлых событий, мы способны достигать цели и подцели. Для этого нам необходимо избегать повторений, одинаковых действий.

  1. Насыщение.

Если мы достигаем состояния, сходного с желаемым, то завершаем действие на том основании, что цель достигнута.

Исходя из вышеописанных критериев, становиться понятно, что существует определенная «система целеустремленного поведения» , благодаря которой мы подсознательно достигаем тех или иных целей. Это своеобразный алгоритм, по которому эта система работает. Но почему мы подчиняемся этой системе?

Существует множество теорий о том, от чего зависит скорость достижения целей, в каких психологических состояниях мы находимся в те или иные периоды, что нас мотивирует, от чего зависит интенсивность нашего поведения и масса других. Объединяет их то, что все они рассматривают поведение человека как своеобразную хронологию – когда заканчивается предыдущее действие, начинается следующее. Так же важным моментом в данной ситуации являются параметры цели. Они оказывают существенное влияние на результаты действия. Эти параметры могут включать в себя, например, трудность цели или ее специфичность. Одним из параметров, на который хотелось бы обратить внимание, является внешние и внутренние цели . Внешние цели мы выполняем для кого-то, а иногда даже посредством кого-то, а вот внутренние цели – это наши желания, мы исполняем их сами перед собой, для себя.

Иногда внешние цели могут трансформироваться во внутренние и наоборот. Подобный вопрос изучал американский психолог Эдвин Лок. В своих экспериментах он просил испытуемых придумать новые способы применения разнообразных предметов. Например, как можно, кроме как по назначению, использовать ручку (орудие защиты, зубочистка, дырокол, палочка для игры на барабане, инструмент для поедания суши и т.п.). Это обычный тест на творческое мышление, но экспериментаторы ставили перед собой иные цели – по мере повышения сложности задания, они фиксировали результаты реакций испытуемых на сложность задачи. Результаты исследования показали, что после того, как цели становятся чрезмерно трудными, улучшение исполнения не происходит. Иначе говоря, участники эксперимента проявили некоторую умеренность, тяготение к «золотой середине»: если задание было слишком легким, то они намеревались сделать больше, чем требовалось, а если было слишком трудным - меньше, чем требовалось.

Объяснить этот факт можно с помощью так называемого «якорного эффекта» (эффекта привязки). Испытуемые сохраняли некоторую приверженность первоначальной, собственной цели.

Мы можем сделать вывод о том, что иногда наши поступки и действия на пути к целям зависят от неких внутренних «якорей», сформированных в процессе нашего развития, а возможно и навязанных кем-то другим (родителями, друзьями, СМИ, рекламой). Мы своими действиями как бы стараемся держаться на уровне. На том уровне, на котором видим себя, которому, якобы, соответствуем. Мы неосознанно выбираем то, как нам действовать, поступать, исходя из своеобразной внутренней картины мира . И не важно, есть ли у нас силы и способности справиться с более сложными задачами – мы будем «подгонять» свои действия под образец.

«Ну что делать – такой вот он у меня уродился!» – с милой улыбкой разводит руками вызванная к директору школы мамаша, чей отпрыск ежедневно избивает хотя бы одного одноклассника – а то и двух-трех… Выражаясь научным языком, здесь мы имеем дело с бытовым преломлением биологизаторского подхода – проще говоря, с убеждением, что поведение человека целиком и полностью зависит от врожденных факторов… Именно в быту о ней чаще всего вспоминают те, кто не может справиться со своими детьми или учениками – очень уж объяснение удобное: против генов ничего не сделаешь! Чаще же эту теорию отвергают с порога: нечего на гены пенять – воспитывать надо лучше, да и самому за собой следить – тогда и с поведением все будет в порядке! А что же говорят ученые?

Скажем прямо: тот, кто ожидает от науки однозначного подхода, будет разочарован. Конечно, есть в нашем поведении вещи, которые в генах закодировать уж никак нельзя, ведь ген отвечает за синтез того или иного белка – никакой белок не определит непосредственно, надеваете ли вы рваные джинсы или строгий костюм, выражаетесь ли в стиле И. Тургенева или пересыпаете речь сленгом… но сам по себе ваш выбор и одежды, и манеры речи зависит от вашей склонности следовать моде и другим проявлениям группового давления, а шире – от склада характера… А склад характера может определяться синтезом белков?

А чем вообще определяется поведение? Если оставить за скобками бессмертную душу (которую по понятным причинам ученые исследовать не могут), то ответ будет однозначным: от построения нейронных контуров в нервной системе. И вот тут гены могут сыграть весьма весомую роль. Скажем, у насекомых существует ген, получивший название for – он имеет два варианта: мухи-дрозофилы с одним из них ищут пропитание активнее, чем с другим. Но он есть и у пчел: у одних он работает активнее – они собирают нектар, у других менее активно – они в ульях заботятся о молоди… Каким образом один ген так по-разному действует у разных насекомых – пока неизвестно, но влияние гена на поведение очевидно…

Иногда удается проследить влияние на поведение конкретных веществ, синтез которых, конечно, обусловлен генетически – но искусственно вводя их в организм даже высших животных, можно менять их поведение. Например, существует такое вещество – окситоцин. Когда в экспериментах подавляли его синтез у крыс, они переставали заботиться о детенышах, когда же его вводили крысам, у которых ни детенышей, ни «судьбоносных встреч» с самцами еще не было, те начинали заботиться о чужих детенышах, которые им обычно безразличны…

Но нас с вами, конечно же, в первую очередь интересует не поведение пчел, или мух или даже крыс, а поведение людей. Но наша физиология не так уж сильно отличается от физиологии других млекопитающих, а у того же окситоцина есть немало других аспектов влияния на поведение – скажем, опыты показали, что его введение в виде капель в нос делает человека более доверчивым, помогает ему лучше распознавать настроение других людей по выражению лиц – и это еще не полный список… представляете, как обрадуются предприниматели: распылите окситоцин в воздухе в банке – и любой, даже самый скептически настроенный посетитель с легкостью согласится, что кредит ему здесь предоставляют на самых выгодных условиях… С другой стороны, прописываем окситоциновые капли в нос «матерям-кукушкам» – и никаких брошенных детей… Разумеется, до такой практики пока далеко… пока!

Все это, конечно, замечательно – но до какой степени может простираться влияние физиологии, нейрохимии на поведение? Ведь у человека над «базисом» нейрохимии «надстроено» много социального… правда, оно, как выяснилось, тоже опирается на фундамент генетически обусловленной нейрохимии. Например, генетически обусловлено такое поведенческое качество, как брезгливость – но, как выяснилось, оно замечательно коррелирует с таким качеством – уже чисто социальным – как степень консерватизма… проще говоря, если человека тошнит при виде неспущенной воды в унитазе – лучше не заводите с ним разговор об однополых браках (рискуете много интересного о себе узнать)…

И все же вывести здесь какие-то однозначные зависимости нельзя. Например, было выявлено сочетание генов, влияющее на склонность искать моральной поддержки у окружающих (то, что в народе называют «плакаться в жилетку»): люди с одним вариантом такого гена делают это чаще, с другим – реже… казалось бы, все ясно – но только до тех пор, пока дело касалось американцев. А вот у корейцев таких психологических различий не выявили – хоть один ген, хоть другой – «в жилетку» плачутся одинаково редко… Может, у корейцев есть какие-то другие гены, которые в любом случае «гасят» действие этого? Нет, все объяснилось гораздо проще: в корейской национальной традиции склонность «плакаться в жилетку» считается дурной чертой характера – в то время как в американском обществе это не осуждается. Есть генетическая предрасположенность к такому поведению – оно развивается, потому что ему не мешают. Там же, где такое поведение не встречает социального одобрения – оно не развивается даже при наличии генетической предрасположенности…

Вот почему то или иное генетически обусловленное качество нервной системы – не есть оправдание неблаговидных поступков и тем более – преступлений. Скажем, ученым давно известен один участок генома человека, носители которого более склонны к агрессии, чем те люди, у которых его нет. Что сделать с этими людьми – с рождения сажать в клетки или даже уничтожать? Или наоборот – прощать им любые поступки, раз уж у них «гены такие»? В действительности никто не делает ни того, ни другого – поскольку этот участок генома называется… внимание… Y-хромосома!