Какие бывают жанры живописи. Сюжетно-тематическое рисование Какой жанр относится к сюжетно тематической картине


Тематическая картина

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тематическая картина
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Понятие ʼʼтематическая станковая живописьʼʼ связывается прежде всœего с жанрами бытовым, историческим, батальным. Несмотря на то что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она ʼʼпротивостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачиʼʼ.

С чего начинается работа над тематической картиной, каковы пути и особенности ее композиционной разработки?

Живописец постоянно наблюдает, эстетически осваивает жизнь, у него накапливаются впечатления. Среди многообразных явлений действительности его особенно волнует, допустим, какое-то общественное явление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он пытается осмыслить и о котором хочет рассказать изобразительными средствами. Более целœенаправленным становится его наблюдение, но будущее произведение пока еще представляется в общих чертах. Думая о теме, художник одновременно оценивает ее с определœенных идейных позиций.

Так образуется идейно-тематическая основа будущего произведения. Далее содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете.

Развитие сюжета средствами изобразительного искусства требует знания композиционных основ, иначе материал наблюдений останется нереализованным в художественной форме. В результате складывается замысел художника и более или менее конкретное представление о формальных средствах картины, включая ее конструкцию.

В замысле (иногда называемом пластическим мотивом) обычно бывают заложены основы художественного образа, его новизны и потенциальные возможности дальнейшей разработки. Новизна пластического мотива отражает не только новое явление в жизни, но и новый сюжет. Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, в случае если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа.

Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Конструктивная идея, лежащая в пластическом мотиве, подсказывает место сюжетно-композиционного центра, в котором сосредоточивается главное в содержании картины.

Наличие конструктивной идеи в первоначальных эскизах помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, основные тональные и цветовые контрасты.

Поиски композиции продолжаются и в период работы над этюдами, и даже при создании картона.

Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением этюдов, набросков, зарисовок. В процессе собирания этого подсобного материала уточняется сюжет, и это оказывает существенную помощь в период завершения картины. Надежными помощниками художника на этой стадии будут исторические данные, предметы быта͵ документы, военное оружие и снаряжение, памятники архитектуры, зафиксированные при крайне важно сти в этюдах, набросках, зарисовках. Вся эта предварительная работа позволяет уточнить, усовершенствовать композицию, избавить ее от приблизительности в расстановке смысловых акцентов.

Далее наступает время разработки картона, т. е. рисунка в размер будущей картины. В нем прорисовываются всœе элементы композиции, включая детали, после чего рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всœего тонким слоем жидкой краски, ʼʼв протиркуʼʼ, лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. В подмалевке стараются верно взять цветовые или тональные отношения.

Работая над картиной, живописец решает целый ряд сложных задач, к примеру: придать локальным цветам - предметной окраске - колористические качества, установить меру интенсивности, насыщенности цветосочетаний - словом, вылепить цветом форму, сверяясь с условиями освещения, образующего светотень и рефлексы. Все эти и другие не менее трудные задачи решаются с прицелом на реализацию идейного содержания. При этом нельзя забывать о силе воздействия законов композиции на процесс формирования художественного образа средствами живописи.

В создании композиции большую роль играет подсобный материал. Но иногда он должна быть недостаточно целœенаправленно собран и проработан, тогда на завершающем этапе вдруг выяснится, что не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции. Выход один: восполнить недостающее, вновь обратившись к источникам, к поискам нужного материала.

Дробность, ощущение делимости композиции на несколько самостоятельных частей мешают зрителю прочитать замысел художника, затрудняют восприятие картины как целостного организма. По этой причине, заканчивая работу, надлежит обратить внимание на выразительность сюжетно-композиционного центра, на его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и подчинœенном, проверить, нет ли повторяемости в тональных напряжениях, формах, величинах.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определœение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. В понятие сюжетно-тематическая картина входит:

историческая картина

бытовая (жанровая) картина

Батальная картина

Тематическая картина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тематическая картина" 2017, 2018.


Жанры изобразительного искусства жанр – общность художественных произведений, складывающая в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. Анималистический жанр; Анималистический жанр; Пейзаж; Пейзаж; Натюрморт; Натюрморт; Портрет; Портрет; Сюжетно-тематическая картина; Сюжетно-тематическая картина;








Натюрморт с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и.т.д. с французского «мертвая натура» это изображение неодушевленных предметов: домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и.т.д. Натюрморт как самостоятельный жанр возник в Голландии в ХVII веке. Натюрморт как самостоятельный жанр возник в Голландии в ХVII веке. в России - появился в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи. в России - появился в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи.










Бытовой жанр К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни. Родина бытового жанра считается Голландия ХVII в. Родина бытового жанра считается Голландия ХVII в. часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. Г. Терборх Бокал лимонада 1660 г.


Бытовой жанр в России Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов(г.), И. Е. Репин гг.), В. Е. Маковский (), В.В. Пукирев () Родоначальниками жанровой живописи в России являются А. Г. Веницианов и И. П. Федотов. Значительный вклад внесли художники: В. Г. Перов(г.), И. Е. Репин гг.), В. Е. Маковский (), В.В. Пукирев () А.Г. Веницианов открыл крестьянские типы в русской живописи. А.Г. Веницианов открыл крестьянские типы в русской живописи. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие. И. П. Федотов показал купеческое и мещанское сословие.








Исторический жанр Ему принадлежит особое место. Ему принадлежит особое место. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. Произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого. яркие представители исторического жанра: Н. Н. Ге (). И. Е. Репин (), В.И. Суриков (), В. В. Верещагин () и В. М. Васнецов (). яркие представители исторического жанра: Н. Н. Ге (). И. Е. Репин (), В.И. Суриков (), В. В. Верещагин () и В. М. Васнецов (). к историческому жанру могут принадлежать картины, которые отражают события наших дней, имеющие большое значение к историческому жанру могут принадлежать картины, которые отражают события наших дней, имеющие большое значение








БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (От франц. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (От франц. Bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Яркие представители батального жанра: А. Ватто, Ф. Гойя, Г. Жерипо,В. Верещагин, М. Греков и др. Г. Жерипо,В. Верещагин, М. Греков и др.




План конспект №1

7 класс.

Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».

Цели: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

Задачи: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы: Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.

Художественные материалы для практической работы.

План урока

Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока.

На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и в частности, ее особого типа бытового жанра.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина.

(Показ презентации о жанрах)

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

(Учащиеся группируют картины, предложенные учителем.

Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.)

Каков сюжет представленных живописных работ?

(Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».)

Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни»,

«Переход Суворова через Альпы»,

К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

(Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова).

Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

(Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.

При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)

Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством «малых голландцев».

Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?»

А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.

Дома доделайте работу и назовите ее.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о малых голландцах?».

Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем:

1. История возникновения голландской живописи.

2. Голландия-родина жанровой живописи. Почему?

3. Творчество П. Брейгеля и др.

Цель: сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

  • подвести учащихся к пониманию особенностей жанра, через повторение и обобщение изученного;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность учащихся,
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Оборудование.

1. Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

Приложение 1 . “Репродукции произведений известных художников”.

Приложение 2 . “Жанры ИЗО”.

2. Художественные материалы для практической работы.

3. Словарь художественных терминов.

План урока.

1. Беседа о понятии жанр с проверкой и закреплением знаний учащихся.

2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций.

З. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока

Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа - бытового жанра.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется?

Ответы учащихся. В живописи и графике.

Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других - людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы - пейзаж, вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина.

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности - портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины - историческая, батальная, бытовая картины.

А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

Жанры в изобразительном искусстве.

Демонстрация Приложения 2.

1) Анималистический жанр.

2) Портрет - парадный, интимный, групповой.

3) Пейзаж - сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический.

4) Натюрморт - цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства.

5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная.

Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем.

Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным.

Каков сюжет представленных живописных работ?

Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет.

Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

Демонстрация Приложения 1 (слайдов 1-4 )

Исторический - ему принадлежит особое место. Этот жанр

включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события,

Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(В.И. Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы”, К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.)

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) - посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

Иллюстрируя понятия этого жанра, учитель демонстрирует (слайды 5-8) произведения Н.Пуссена, А.Ватто, Ф.Гойя, Г.Жерипо, а также В.Верещагина, М.Грекова и др.

Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.

Учащиеся: Дают определение сказочно-былинному жанру (демонстрация слайдов 9-11), вспоминая произведения В. М. Васнецова “ Богатыри”, “Витязь на распутье”, “Иван-царевич на сером волке” и др. Учитель дополняет представленный ими ряд картиной М. Врубеля “Демон” и др.

При разговоре орелигиозно-мифологическом жанре демонстрируются слайды 12-27 картин С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Н. Пуссена, П. Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Ж-П. Давида, Ж-Д. Энгра. А. Лосенко, А. Иванова.

Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи (от франц. benre - род, вид).

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем занятии, на примере знакомства с творчеством “малых голландцев”.

Я предлагаю вам, выполнить поисковую творческую работу индивидуальную или групповую на тему “О малых голландцах”.

Практическая работа.

А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.

Дома доделайте работу и назовите ее.

Домашнее задание.

Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала о малых голландцах.

Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина».

Цели:

Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.

Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров.

Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.

Художественные материалы для практической работы.

План урока

Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.

Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов и анализ работ.

Ход урока.

На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа- бытового жанра.

Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике.

Что же такое жанры в изобразительном искусстве?

Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина.

(Показ презентации о жанрах)

В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.

А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком.

(Учащиеся группируют картины, предложенные учителем.

Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.)

Каков сюжет представленных живописных работ?

(Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».)

Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?

Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события.

Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.

(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)

Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.

Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.

(Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова).

Попробуйте самостоятельно дать определение с казочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам , расскажите о них и приведите примеры.

(Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др.

При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)

Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.

К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством «малых голландцев».

Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?».

А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров.

Дома доделайте работу и назовите ее.

Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о малых голландцах?».

Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем:

1. История возникновения голландской живописи.

2. Голландия-родина жанровой живописи. Почему?

3. Творчество П. Брейгеля и др.

Голландская живопись - ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. нераздельно, под одним общим названием "нидерландской школы". Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. живописи, главными представителями которой являются Вильгельм Кельнский и Стефан Лохнер, считают своими родоначальниками братьев ван-Эйков; обе долго идут по одному направлению, одушевляются одними и теми же идеалами, преследуют одинаковые задачи, развивают одну и ту же технику, так что художники Голландии ничем не отличаются от своих фландрских и брабантских собратий.

Это продолжается во все время владычества над страною сперва бургундского, а потом австрийского дома - до тех пор, пока не вспыхивает жестокая революция, оканчивающаяся полным торжеством голл. народа над угнетавшими его испанцами.

С этой эпохи каждая из двух ветвей нидерландского искусства начинает двигаться отдельно, хотя порою и случается им приходить в весьма близкое соприкосновение между собою. Г. живопись разом принимает оригинальный, вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета. Причины этого явления, подобное которому едва ли найдется на всем протяжении истории художеств, кроются в топографических, религиозных, политических и социальных обстоятельствах.

В этой "низменной стране" (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, потому что все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение.

Достижению этих результатов много способствовали утвердившаяся в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы мысли и религиозных убеждений. Словно чудом, повсюду, во всех областях человеческого труда закипела вдруг горячая деятельность в новом, своеобразном, чисто народном духе, между прочим и в области искусства.

Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной - живописи, которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, направление очень разностороннее и вместе с тем совершенно отличное от направления искусства в других странах. Главная особенность, характеризующая этих художников, - любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Второе отличительное свойство голл. живописцев составляют тонкое чувство колорита и понимание того, какое сильное, чарующее впечатление можно производить, помимо содержания картины, одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний.

У лучших представителей Г. живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам. Затем следует заметить, что большинство голл. художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, но довольствуется тем, что находит вокруг себя, в родной природе и в жизни своего народа.