Что значит арлекин. Значение слова «арлекин


  • Арлекин, Арлеккино (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) - персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором.

    Происхождение: уроженец Бергамо, переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город - Венецию.

    Занятие: слуга.

    Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками - кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов - зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком. На поясе кошель. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.

    Маска: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.

    Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

    Одним из первых создателей маски стал Альберто Назелли, выступавший под именем Дзан Гандан. Он, как и другой известный в роли второго Дзанни актёр Симоне да Болонья, имени Арлекин не знал. Это имя происходит из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен (фр. Hellequin).

    В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV в. - Данте в «Божественной комедии», где Аликино (итал. Alichino) - один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV, Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров). Во Франции его часто называли Домиником (по имени актёра Доменико Бьянколелли, игравшего роли второго Дзанни; он слишком сильно ушёл от старой формы маски Арлекина, но именно созданный им образ существует сегодня на театральных подмостках). В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.

    Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например, немецкий Гансвурст. Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями драматургических пьес, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в русском театре, у Александра Блока, и прочно вошедших в современную поп-культуру.

АРЛЕКИН - персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд.

Первоначально Арлекин — веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктора (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами — дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони, Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше и др. Герои комедии дель арте стали меняться.

К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т. Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т. Мартинелли.


Во Франции на рубеже 18-19 вв. возникли арлекинады. Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) — традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину — Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро).

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19-20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В. Мейерхольд («Шарф Коломбины» , «Маскарад») , А. Таиров («Ящик с игрушками» , «Покрывало Пьеретты» , «Принцесса Брамбилла») , К. Голейзовский («Трагедия масок») , М. Фокин («Карнавал») , Б. Фердинандова («Король-Арлекин») , С. Радлов («Лекарь поневоле») . Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.









Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

(южный аналог маски – неаполитанский Пульчинелла , от которого произошли французский Полишинель, английский Панч). Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин – веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктор (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами – дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони , Гоцци , Лесажа , Мариво , Мольера , Бомарше и др. герои комедии дель арте стали меняться. К середине 17 в. актер Д.Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, соединив в своем герое черты первого и второго дзанни и превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро . Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т.Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т.Мартинелли.

Во Франции на рубеже 18–19 вв. возникли арлекинады . Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) – традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину – Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро.

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19–20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В.Мейерхольд (Шарф Коломбины , Маскарад ), А.Таиров (Ящик с игрушками , Покрывало Пьеретты, Принцесса Брамбилла ), К.Голейзовский (Трагедия масок ), М.Фокин (Карнавал , Петрушка ), Б.Фердинандов (Король-Арлекин ), С.Радлов (Лекарь поневоле и др. спектакли Театра народной комедии). в своем спектакле театра «Пикколо ди Милано» Арлекин, слуга двух господ использовал традиции театра масок. Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.

2. Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

Елена Ярошевич

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова арлекин

арлекин в словаре кроссвордиста

арлекин

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

арлекин

м. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками;

пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный.

Порода ищейных собак, на которых белая рубашка, в черных или белых жеребейках.

Разноглазка, животное, особ. лошадь, с разноцветными глазами.

Была когда-то пестрая модная ткань арлекин.

Молочный или благородный опал, жиразаль, ценный камень, играющий всеми цветами.

Нарядилась, как арлекинка, пестро. Арлекиновы проказы, приняв его за известное лицо комедии; арлекинские, шутовские, гаерские дурачества. Арлекинство ср. состояние арлекина, шутовство, гаерство. Арлекинада ж. шутовское представление в лицах, где пестрый шут главный лицедей. Арлекинствовать, арлекинничать, арлекинить, быть шутом, гаером, ломакою, пошлым потешником.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

арлекин

арлекина, м. (ит. arlecchino).

    Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.).

    Паяц, шут (книжн.). Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям привычен, в лице и жизни арлекин. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

арлекин

А, м. Традиционный персонаж итальянской "комедии масок"; паяц, шут.

прил. арлекинский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

арлекин

    1. Традиционный персонаж итальянской "комедии масок" (слуга-хитрец, обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске).

      перен. Шут, паяц.

  1. м. устар. Гончая собака с пестрой шерстью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

арлекин

АРЛЕКИН (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте - слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 - нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро.

Википедия

Арлекин

и бесы рядом с Вергилием и Данте, Джованни ди Паоло, XV в. В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV в. - Данте в « Божественной комедии », где Аликино - один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV , Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино. В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.

Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например, немецкий Гансвурст. Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями драматургических пьес, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в русском театре, у Александра Блока, и прочно вошедших в современную поп-культуру.

Арлекин (театр, Омск)

Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» - один из старейших детских театров России, ведущий свою историю с апреля 1936 года. В репертуаре театра многочисленные постановки для зрителей разного возраста, начиная с двух лет. Спектакли театра отмечены различными призами на российских и международных фестивалях, в том числе престижной премией « Золотая маска ».

В театре есть зимний сад, фонтан, музей кукол с экспонатами из разных регионов России. По убеждению проектировщиков, это лучший по техническому оснащению детский театр России на 2005 год. С 2012 года проводится международный фестиваль «В гостях у „Арлекина“», в котором участвуют коллективы из разных стран, включая Канаду, Китай, Индию и Японию. Этот фестиваль входит в десятку крупнейших кукольных фестивалей мира.

Арлекин (значения)

Арлеки́н - многозначный термин:

  • Арлекин - персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; одна из самых популярных масок итальянского площадного театра.
  • Арлекин - персонаж сказки А. Н. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино », театральная кукла.
  • Арлекин - верхняя часть переднего сценического занавеса, скрывающего конструкцию сцены.
  • Арлекин - ткань с геометрическим рисунком из ромбов разного цвета.
  • « Арлекин » - еженедельник издававшийся в Санкт-Петербурге в 1869 году П. И. Крашенинниковым; редакторы Иванов, затем Л. Павлищев.