Техника рисования графика. Виды графики


Графика как вид искусства

Понятие графики

Графика (от греч. grapho - пишу, от фр. - вырезать на чем- либо) - один из древнейших видов искусства, включающих рису­нок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой - выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств. Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, услов­ному знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если в живописи цвет - основное средство художественного выражения - выступает в неразрывной связи линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглуше­на, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия служит ведущим выразительным средством.

Графика - один из распространенных видов искусства. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконич­ными при восприятии, с другой - создать графическое изображение крайне сложно, поскольку на листе бумаги художнику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить свето­вой поток или, наоборот, обобщить форму так, чтобы стало возмож­но создать оттиск. И все это нужно выполнить простыми средствами, доступными каждому.

Возникшие в процессе беседы сложности в понимании каких-то деталей легко устраняются с помощью элементарных рисунков. Карандашом можно не только изобразить знакомый предмет, но и передать гамму чувств чело­века.

В отличие от живописи в графике предмет больше схематизиру­ется, рационализируется и конструируется. Характерная особен­ность - условность (графическое изображение может быть выпол­нено почти на любой плоскости, на любом фоне).

Если живописные произведения лучше смотреть издали, чтобы мазки стали неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, по­добную гармонии натуры, то графические произведения мы рас­сматриваем вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т. е. «технику» рисунка, что на восприятии образа не сказывается.

Виды графики

Видовое разнообразие графики не так велико, как в дизайне или декоративно-прикладном искусстве, однако многие ее виды тесно перекликаются с живописью.

По характеру выполнения графика делится на следую­щие виды:

- ручная - все графические произведения, выполненные ручным способом и в одном экземпляре;

- печатная выполняется благодаря клише, оставляющем оттиск на поверхности. Выполняется в нескольких экземплярах, т. е. под­дается тиражированию. Имеет свои разновидности:эстамп, ксило­графия, офорт, литография, линогравюра.

По технике графика делится в соответствии с материалами:

- карандаш - графика выполняется простыми и цветными ка­рандашами на листе бумаги или картона. Различают две манеры работы графитным карандашом: линейно-штриховую и тонально- живописную. Работа цветными карандашами ведется, как и графит­ным карандашом, при помощи контурной линии и штриха, которые должны сочетаться с цветом;

- уголь обладает большим тональным диапазоном, легко стира­ется, удобен в работе, хорошо подходит при выполнении эскизов и беглых набросков. Используется шероховатая зернистая бумага, на которой уголь оставляет красивый фактурный след;

- сангина состоит из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, вследствие чего она имеет интенсивный красно- коричневый след. Работать ею можно в двух манерах: карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангины ис­пользуют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мелка или растушёвкой. Этот способ приемлем в дет­ском изобразительном творчестве, поскольку дает детям возможность вести рисунок различными техническими приемами. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, а за­тем все необходимые плоскости заполняют при помощи кисти;

- соус как материал рисунка глубок по тону, с приятной бархатистой поверхностью, имеет широкий тональный диапазон. Чаще все­го применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок мокрым соусом, необходимо подобрать соответствующую бумагу. Она должна быть не крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы вы­держать неоднократные размывки водой и применение резинки. Предварительно на листе бумаги карандашом легко наносят будущее изображение. Затем, разведя соус в воде, соответствующими кистями прокладывают большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения. Соус, высыхая, как бы фиксируется сам со­бой, но остается в то же время глубоким и приятным по тону. Ри­сунки соусом нетрудно исправлять или ослаблять в них перегружен­ные тоном места при помощи мягкой резинки. Окончательное завершение деталей требует применения мелких акварельных кистей угольного карандаша и т. д.;

- пастель - самый красивый из мягких материалов. Оттенки цвета подбираются прямо на бумаге или смешиваются путем растирания. Кроме того, каждый цвет в наборе имеет несколько различий по светлоте и насыщенности - от плотного, насыщенного до свет­лого, слабонасыщенного тона. Для пастели предпочтительнее всего использовать шероховатую или зернистую бумагу, картон. Очень хорошо применять цветную бумагу, цвет которой используется как основной тон;

- гризайль - техника рисунка кистью на бумаге, когда тоном прокладываются большие массы и плоскости. Позволяет выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью. У рисунка кистью две художественные функции: подготовительный рисунок под работу красками и самостоятельный рисунок. Многие художники предпо­читают делать подготовительный рисунок под свои живописные про­изведения прямо на холсте или бумаге той же краской, какой будет выполнена работа. Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не смешиваются разнородные, зачастую несовместимые материалы (например, краски и графитный карандаш); во-вторых, рисунок ки­стью дисциплинирует глаз и руку, закрепляя навык работы контурной линией, и при этом заставляет заранее обдумывать будущую компо­зицию. И наконец, контур краской органически списывается с общим цветовым пятном, а также может быть использован как декоративный элемент композиции. Он не закрашивается: это придает рисунку живость.

Рисунок кистью как самостоятельный вид графики имеет многолетнюю историю. Суть гризайли состоит в том, что светотене­вых эффектов добиваются путем многократных перекрытий (лесси­ровок) раствором какой-либо нейтральной краски (черной, корич­невой и т.д.). Рисунок кистью выполняется акварельными кистями разного размера: крупные служат для заливок, мелкими прорисовы­вают детали. Для работы в этой технике используют различные жид­кие материалы: тушь, акварель, сепию и др. В зависимости от тех­нических приемов подбирают бумагу. Для гризайли подходит плотная мелкозернистая бумага, способная выдержать многократные пере­крытия. Для зарисовок, набросков, этюдов используют менее каче­ственные типы бумаги, чаще слабо тонированной, желтоватого, охристого, голубоватого оттенков.

По своему значению графика имеет следующие виды:

- станковая графика , ее произведения очень напоминают живо­писные, поскольку в них передаются объем, перспектива, светоте­невая моделировка. Ценность станковой графики заключается в том, что эти произведения единичны и неповторимы;

- книжная - используется в оформлении книг и книжной продукции, разработке макетов книг, иллюстраций и т.д.;

- прикладная - связана с выпуском печатной продукции (от­крыток, марок, этикеток, упаковок и пр.);

- плакатная - предполагает создание плакатов, афиш, рекламных щитов.

По художественно-образному строю можно вы­делить следующие виды графики:

- реалистичная, ее произведения правдоподобно отражают окру­жающую действительность;

- декоративная , или стилизованная , предполагает обобщение формы предметов, явлений, что исключает натурализм, но допуска­ет схожесть с реальными объектами;

- абстрактная противоположна по образной структуре реали­стичной, ее цель - раскрыть внутреннее содержание образа, его художественно-эмоциональную сторону.

Все виды графики раскрываются в ее жанрах. Она, как и живо­пись, многожанровая, т.е. все жанры, применяемые в живописи, реализуются и в графике.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Значение материала . Материалы для рисования очень разнообразны и это разнообразие можно связать с общими задачами изображения. Натура, предмет, факт, событие или явление сами подскажут формат, материал и технику рисунка, поскольку техника рисования имеет прямое отношение к композиции, к средствам выражения, к материалу рисунка.

Выполняя в рисунке трёхмерные предметы, явления, события, нужно картинную плоскость, лист бумаги представить себе трёхмерным пространством, забыть о плоскости, о поверхности и видеть изображаемое в пространстве, где можно было бы двигаться мысленно совершенно свободно. Прежде нужно представить мысленно всю картину и, начиная от общего, строить её постепенно линиями, точками, пятнами. А, уяснив пространственные, конструктивные, динамические качества натуры наполнить массами и довести их до степени объёмов и пространственного положения, следя за тем, чтобы каждый штрих подчёркивал ту или иную характерную особенность, фактуру.

Работы, выполненные графитным карандашом, имеют сероватый тон с лёгким блеском. Рисунки карандашами «Ретушь» более насыщенные по тону легко растушёвываются, но плохо стираются резинкой. Итальянский карандаш даёт глубокий матовый бархатистый чёрный цвет, легко растушёвывается на бумаге. Рисовальный уголь обладает тёплым чёрным цветом. Легко ложится на бумагу, картон; растушёвывается от чёрного до светло-серого цвета, но плохо держится на бумаге и нуждается в фиксации. Соусом работают сухим и мокрым способом. Чёрный, серый и коричневый он обладает интенсивной красящей способностью, но слабо закрепляется на поверхности бумаги. Обычно кистью грубо моделируют форму и тон рисунка, а по сухому – растушёвкой и резинкой окончательно доводят рисунок или кистью наносят несколько слоёв до получения нужного тона, а затем, после высыхания, резинкой и растушёвкой выбирают светлые места. Сангиной выполняют рисунки в технике «гризайль» в различных оттенках одного цвета, растирая ваткой для получения более тонких и прозрачных слоёв. Пастель (мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков) обладает бархатистостью и матовостью цвета, но плохо удерживается на бумаге. Такие рисунки нуждаются в фиксации. Выполнять же их следует на шероховатой бумаге. Пастель любит тонированную бумагу.

Контурный рисунок или линейный рисунок имеет свои отличительные особенности и качества. Линия – главное выразительное средство рисунка. Линия – это протяжённое движение карандаша, пера, кисти по бумаге. Они могут быть различными по интенсивности, характеру и назначению. Сплетаясь в разнообразные формы, линия может иметь самостоятельное значение. Она может быть тонкой, изысканной и кружевной, нежной и бархатистой. Линия в рисунке должна быть живой, интересной и динамичной. Уже в линейном рисунке можно передать не только форму, объём, характер предмета, его пространственное положение, но и эмоциональное состояние самого рисующего. Линия может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой. Через линию художник проявляет свой темперамент, настроение. Линия может быть легкой, воздушной и перспективно сокращаться в пространстве, обозначая глубину в рисунке; массивной, широкой – подчёркивая массу, выделяя передний план. Линия может стать самой поэтической частью рисунка, она руководит взглядом зрителя. Но линии не должны быть оторваны от форм поверхностей, а органически из них вытекать, помогать восприятию пропорциональности целого, гармонии общего относительно плавности строения фигуры, выражать пластические чувства. По своей начертательной ясности и пространственно-линейной чёткости контур незаменим в изобразительном сочинении, градация же поверхностей, образующих форму, их членение и объединение в одно целое, их анализ и синтез образуют живописную и экспрессивную игру форм.

Рис. 33. Линейный контурный конструктивный рисунок (студенческая работа)

Штриховой рисунок передаёт тон предмета, форму, различные направления объёмных масс, несёт в себе светотеневые градации, рефлексы, тоновое и цветовое напряжение. Штрих имеет несколько иное значение, чем линия. От линии отличается тем, что самостоятельное значение он имеет лишь в совокупности с другими штрихами. Кроме того, в рисунке присутствуют зигзаги и росчерки.

Рисующему необходимо заботиться о выразительности линий, зигзагов, росчерков, штрихов, контуров, силуэтов. С помощью этих средств рисующий передаёт своё восприятие мира. Линия и штрих часто решают общие задачи, но часто меняются функциями или дополняют друг друга. Линия главным образом определяет границы формы. Штрих, являясь производным от линии, передаёт пятно, тон и самостоятельное значение и его качество определяется его количеством. Штриховой рисунок – совокупность коротких и быстрых движений руки (карандаша, пера…) Всё зависит от того, как рисующий использует эти средства художественной, рисовальной и творческой выразительности, как он ведёт линию и кладёт пятно, в какой пропорции берёт светлое и тёмное, как передаёт пространство и т. д.



Рис. 34. Штриховой рисунок (учебная работа)

Рис. 35. Учебная работа студента

Рис. 36. Учебная работа

Рис. 37. Учебная работа

Рис. 38. Учебная работа

Рис. 39. Учебная работа

Но штрих условен, жестковат и не достигает цели, когда надо рисунок сделать с легкими тоновыми переходами, глубокими фонами; не достигает эффекта при передаче воздушных планов.

Тоновой рисунок передаёт бесконечное многообразие предметного мира. Мягкий карандаш, соус, сангина, уголь приёмами растушёвки передают воздушные Валеры, окраску и материальные качества предметов от легчайших складок ткани до жёсткости металла. Именно этим приёмом достигаются светлые тона и сочные густые тени, фактура вещей, внешние качества материи, вода и земля, камень и штукатурка, тело и волосы человека, его одежда. Здесь важно правильно использовать навыки, мастерство. Благодаря отношениям тонов мы зрительно воспринимаем материал предметов, их пространственное положение. Кроме перспективного построения поверхностей предметов, передачи светотеневых градаций на объёмной форме, необходимо сохранить в рисунке правильные светотеневые различия. Тональным отношением в натуре является различие в светлоте между несколькими предметами. Пропорциональное натуре различие в светлоте между несколькими предметами называется тональными отношениями в рисунке. Можно увеличить или уменьшить силу освещённости предметов или их поверхностей – характер реальной действительности не изменится, если при этом будут пропорционально сохранены тоновые отношения для всех поверхностей. Рисуя с натуры, надо так распределить переходы тонов от светлого до тёмного, чтобы то, что было самым тёмным в натуре и на рисунке оказалось самым тёмным, самое светлое – самым светлым, а промежуточные тона в изображении во столько раз сильнее или слабее этих двух пределов, во сколько они сильнее или слабее в видимой натуре. Освещённость предмета в рисунке зависит не от контрастов света и тени, а от умения рисовать отношениями, от выдержанности тонального масштаба. Законы тонового ведения рисунка служат основным средством изображения.

Рис. 40. Капитель. Карандаш

Рис. 41. Маска Сатира. Рисунок карандашом студентки К. Ашаевой

Рис. 43. Работа студентки А. Сафоновой. Бумага, карандаш

Линия, штрих, контур, пятно, тон – язык графики и главные его выразительные средства. Но графика не исключает применение цвета. Такими графическими материалами как сангина и уголь, сепия и соус, чернила и тушь можно достичь интересных живописных эффектов. Графические работы могут быть и цветными. Не имеет значения, какими художественными материалами (акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель) будет выполнена работа. Характер применения цвета здесь совершенно иной. Цвет в живописи играет главенствующую роль, цвет в графике подчиняется особенностям рисунка, где условность цвета велика. В графике применяют ограниченное количество цветов, которые образуют сближенную цветовую гамму и сохраняют условность изображения. В лаконизме, ёмкости образов концентрации и строгом отборе графических средств заключаются художественно-выразительные достоинства графики.

Овладение рисунком должно быть осознанным и творческим. Для овладения рисунком нужны систематические и методические упражнения. Успешное овладение рисунком возможно при двух условиях:

1. Сознательный и творческий подход к каждой задаче. Осознание цели руководит всей работой, регулирует взаимоотношение частей, даёт выражение движению и действию. Техника подчиняется этой творческой работе.

2. Усвоение привычных технических приёмов, позволяющих в кратчайший срок схватить основные черты изображаемого объекта, явления, события.

Усвоение технических приёмов и методов зависит от сознательной работы над формой, от того мастерства и умения, которое является в результате систематических упражнений в рисовании. В результате таких упражнений приёмы и методы должны стать привычными и полумеханическими, чтобы оставить больше места для творчества. Не художник должен быть в руках случайностей работы, а работа в руках художника.

Изображение предмета не должно носить характер случайно выбранного вида со случайно выбранной точки зрения. Рисунок следует выполнять на основе знания особенностей строения предмета. Для лучшего решения наглядности изображения исходят из форм предмета, а также из простоты построения. Главное внимание должно быть направлено на возможно полный показ особенностей предмета, его устройства.

При выполнении рисунков сложных по форме предметов, необходимо представить предмет прозрачным и определить невидимую часть предмета. Лёгкими линиями наметьте её в рисунке. При рисовании зданий, сооружений необходимо знание и умение рисования куба, цилиндра, конуса и т. д., т. е. рисования геометрических тел.

Рисунки могут быть выполнены различными материалами, техниками и приёмами. В графике часто используются карандаш, тушь-перо, сангина, пастель, акварель. Чёрная тушь употребляется при отмывке и при перовой технике. Даже одним цветом можно создать выразительные рисунки. Японские мастера различают более ста сорока четырёх оттенков чёрного цвета. Шкала тонов может иметь большой диапазон.

Рис. 44. Работа тушью-пером и кистью.

Наброски и зарисовки с натуры развивают наблюдательность и зрительную память, развивают восприятие, умение видеть, осознавать окружающий мир. Они способствуют овладению практическими навыками изображения предметов, явлений, событий предметного мира, если не ограничиваться только лишь азами изобразительной грамоты. Знания, умения, навыки уверенного владения свободным, беглым рисунком приходят через систематические и целенаправленные упражнения, через каждодневный, неустанный труд. И отношение к такому роду занятий нужно серьёзное, нельзя удовольствоваться усвоением лишь нескольких технических приёмов. Наброски и зарисовки с натуры уже тем сложнее вести, что изображаемый объект динамичен и нужен острый глаз, твёрдая рука, отточенные в упражнениях движения, согласие глаза, руки и души, чтобы верно поймать и запечатлеть движение, позу, характер в нескольких штрихах, линиях, тоновых пятнах, только самое главное, самое важное, что могло бы сложить достаточное представления об изображаемом объекте. Наброски и зарисовки отличаются лаконичностью, но цельностью обобщённо-условной образной трактовки и выразительностью графических средств с акцентировкой главных, характерных особенностей, присущих натуре. Для этого нужно учиться видеть избирательно и формировать умение ведения быстрого восприятия, рисования, оперативного мышления. Нужно развивать в себе способности вести рисунок по памяти, по представлению, а для этого нужна хорошо тренированная зрительная память и развитое творческое воображение и всё это возможно сделать, если следовать высказыванию Ченнино Ченнини: «Рисовать надо всегда, не пропуская даже праздников: рисунок – вот основа всякого искусства».

Трудность набросков и зарисовок ещё и в том, что они ведутся «вживую», без какой-либо подготовки. Особенно это касается набросков и зарисовок в технике: тушь-перо, кисть, заострённая палочка; акварель-кисть, перо; соус-кисть, перо, мел, белила; гуаши и т. д. Необходимо знание материалов и умение работать углём и соусом, тушью и акварелью, пером, палочкой, фломастером и многим другим. Знания, умения и навыки при ведении набросков и зарисовок нужны обширные и должны быть прочными. «Чем художник больше знает, тем он свободнее и самостоятельнее, чем он больше умеет, тем он больше может» - К. Ф. Юонн.

Ремесло может быть достигнуто путём усвоения апробированных приёмов равнодушного выполнения рисунков-схем. Мастерства достигают путём овладения методом творческого видения, понимания и воспроизведения в творческом произведении. Путём длительной и целенаправленной работы над набросками и зарисовками с натуры, по памяти, по воображению вырабатывается связь между мышлением и рисунком, подобно той, которая выработана у грамотного человека, когда он без особых усилий читает или записывает буквами и словами те или иные мысли. Так же, как и композитор сочиняет и записывает музыкальное произведение при помощи нот.

Архитектору крайне важно владеть линией, штрихом, пятном. Комбинация этих элементов, быстрота и лаконизм изображения, обострённая выразительность, живость и непосредственность, легкость выполнения, большая динамика набросков и зарисовок даёт возможность создавать произведения искусства. Как говорил П. П. Чистяков, великий художник-педагог: «Надо сделать трудное привычным, привычное – лёгким, а легкое – красивым». В этом залог творческого успеха.

Рис. 45. Наброски. Студенческая работа. Карандаш.

Рис. 46. Зарисовки. Д. Просвирнин. Тушь, кисть.

План-конспект открытого урока по Рисунку,

1 курс, специальность 072501 Дизайн

Тема урока: «Графика и различные графические техники»

Цели и задачи урока:

Обучающая: Дать определение графики как виду искусства, выявить основные характерные особенности следующих материалов: соус, сангина, уголь, пастель, кофе. Обучить навыкам работы различными графическими материалами. Закрепить знания о компоновке рисунка, построении, о значении света и тени и методов передачи объёма предметов.

Развивающая: Развитие восприимчивости, речи, наблюдательности.

Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету, воспитание способности мыслить, анализировать, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.

Оборудование урока: интерактивное оборудование, слайды, оригиналы графических работ, репродукции работ художников-графиков, различные графические материалы: соус, сангина, тушь, уголь, пастель, бумага, растворимый кофе в качестве материала по графике.

Материалы для студентов: бумага различных фактур и тона, соус, сангина, тушь, уголь, пастель.

План урока:

1. Графика как вид искусства. Три вида графики: монументальная, станковая, декоративная.

2. Специфика графики. Два типа станковой графики: эстамп и рисунок. Рисунок – главное выразительное средство.

3. Зарождение рисунка в эпоху верхнего палеолита. Становление рисунка как самостоятельного вида.

4. Особенности различных техник и материалов в рисунке (уголь, сангина, пастель, соус, кофе).

5. Самостоятельная работа учащихся в различных техниках на выбор: наброски предметов или творческие зарисовки.

6. Анализ работ студентов. Вывод: основные отличия графики от живописи.

1. Показываю студентам различные работы в графической технике.

Задаю вопрос: Что объединяет все представленные работы? Студенты отвечают.
Учитель: На основе различных признаков изобразительное искусство можно распределить по различным группам и видам.

Один из видов искусства – графика, относится к пространственным (пластическим) видам искусства. Само слово «графика» ведет своё начало от греческого слова – grapho -пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычного листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется всё же более ограничено, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и чёрного (или какого либо другого цвета красящего пигмента.)

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида: учитель показывает слайд-фильм.
Монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны.
Станковую – выполняемую «на станке», не имеющую связи с определённым интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок).

Декоративную – книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика – композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других «живых» материалов.

2. Вопрос: Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие виды изобразительного искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?

Студенты отвечают.

Обобщаю ответы:

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как и художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет – в живописи).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видами графики.
Станковая графика в зависимости от характера и техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Учитель показывает слайды и оригиналы графических работ.
Эстамп – от французского – штамповать, оттискивать – оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого – либо твёрдого материала, с которым потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике и в плакате.
Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий, является станковый рисунок.

Рисунок выполняется художником непосредственно на листе бумаги, каким либо графическим материалом - карандашом, углём, тушью, сангиной акварелью, гуашью.

Рисунок – изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

3. Показываю слайд-фильм и комментирую:

Зародился рисунок ещё в эпоху верхнего палеолита – рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании и др.) рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованным, силуэту, штриховке, пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех последующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

«Рисунок, который называют рисунком наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры. Рисунок - источник и корень всякой науки» - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становится самостоятельной ценностью (17-18 в.в.) Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появится графитный карандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи.

4. Предлагаю студентам рассмотреть особенности различных материалов для рисунка. Для этого предлагаю студентам выйти к мольберту, где прикреплён лист бумаги, и, проведя несколько линий любым материалом, дать ему характеристику. Обобщаю ответы студентов и дополняю их.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твёрдый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличии от натурального рисовального угля, палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии. Которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углём очень разнообразна, так как заточенные стержнем или палочкой угля можно проводить очень тонкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Художники, работавшие углём: Х.Гольбейн (1497-1543), Ж. Энгр (1780-1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В.А. Серов (1865-1911).

Сангина – так же и уголь, широко применяется в рисунке. Сангина (лат.- кровь) – палочки каолина с добавлением окисла железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углём, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушёвками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые изобразительные средства в рисунке. Техника сангины даёт возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стёртых в порошок пигментов с добавлением растительного клея. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи.

Пастельными палочками рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксатором (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая «чистая пастель» выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушёвкой или рукой. Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи, Х. Гольбейна, Э. Манэ, Э. Дега. В России – И.И.Левитан, В. А. Серов.

Соус – разновидность пастели. Имеет широкую гамму цветов, соус можно использовать и как сухой и как жидкий (разбавленный водой) материал. Жирные чёрные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм. обёрнутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокалённого волоса или шерсти различных животных – беличьи, барсучьи, колонковые и других.
Кофейная графика. Одно из современных направлений в графике – использование в работе новых материалов. В частности, кофе. Кофейная графика выполняется разведённым растворимым кофе, она позволяет добиться приятного коричневатого тона в работе и различных тональностей. Кофе смешивается с водой на палитре, и работа выполняется в технике гризайль.

Каждое графическое средство можно использовать как самостоятельный материал, так и как дополнение к другому материалу. Например, уголь применяется для подготовки рисунка под масляную живопись, а пастель хорошо совмещать с такими техниками как гуашь и акварель.

Рисунок кистью помогает решать сумму задач: переход от линии к тону и наоборот, очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.

5. Предлагаю студентам перейти к практической работе и выполнить либо наброски предметов различными материалами, либо создать творческие зарисовки. Студенты выполняют наброски и зарисовки различными материалами в течении 45 минут. Далее контролирую работу студентов, вместе с ними проводим просмотр работ и обсуждение.

6. Вместе со студентами подвожу итог урока:
Рассматривая различные виды графических работ и выполняя наброски и зарисовки разнообразными материалами, мы всё ближе и ближе подошли к живописи. Но так же в процессе нашей работы мы выявили и основные отличия графики от живописи. (Обращаюсь к студентам) Давайте сформулируем вместе основные отличия графики от живописи. Итак:

Огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким либо инструментом – будь то резец, карандаш или кисть, либо создаётся соседствующими пятнами – ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши.

Графика более контрастна, в основном это контраст чёрного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не случайно основой графических работ чаще всего является бумага – она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка или фона).

Графика не загромождает пространство, а наоборот, создаёт его, в чем-то она похожа на музыку- ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль.

Графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания.

Графика, в основном, имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т.д.)

В качестве небольшого заключения:

Человек иногда напевает что-то своё, если у него легко на душе, пишет стихи, если испытывает, например, чувство влюблённости. Не обращал ли каждый из нас, что происходит, если просто задуматься, а в это время под рукой случайно окажется обычная ручка или карандаш лист бумаги? Возникают странные образы- лица, фигурки, просто композиции из линий. Проведена кривая – и рождается странный образ птицы – изгиб крыла….Даже простой непрофессиональный рисунок – уже отражение внутреннего мира человека, его мыслей, состояния души. Так и в высокохудожественных самостоятельных работах через изгиб линий, стиль штриха, форму пятна отражается как внутренний мир художника так и восприятие автором мира окружающего.

Анализ урока.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.