Сочинение «Город Калинов и его обитатели в «Грозе. Краткое описание города Калинова в пьесе А.Н


Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.
«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве».
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».
В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре.
Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...

    Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание? Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая...

    Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть...

  1. Новое!

    Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический...

Открытый урок в рамках технологии контекстного обучения

Тема: «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Класс: 10

Тип урока: работа с художественным текстом.

Вид урока - практикум с использованием технологии контекстного обучения с выходом на творческую работу.

Цель урока: используя речевую характеристику героев, рассмотреть, как «жестокие нравы» обитателей города разрушают судьбы героев.

Задачи урока: дать характеристику городу Калинову;

Проследить систему социальных отношений людей «темного царства»

Содействовать развитию аналитической, коммуникативной и рефлексивной культуры, монологической и диалогической речи учащихся, раскрытию их творческих способностей

Оборудование: драма А.Н.Островского «Гроза»,

Презентация «Город Калинов и его обитатели»;

Карточки для групповой работы

Принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя»

Эпиграф: Жизни некий преизбыток

В знойном воздухе разлит.

Ф.И.Тютчев.

Этапы/методы урока

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Слово учителя.

2-3 мин

Организация класса 2-3 мин

Ввод в тему урока

Приём « Экскурсовод

5 мин

Формирование умений и навыков.

Работа в группах.

20 мин

Проблемный вопрос

2-3 мин

Дорогие друзья. Я с особым волнением беру в руки пьесу А.Н. Островского «Гроза».. которую И.С. Тургенев назвал «великолепнейшее, талантливейшее произведение русского могучего таланта». Прошло более полутора веков, а читатели все еще спорят о вопросах, поднятых писателем: о силе и слабости Катерине, актуально и современно звучит утверждение Кулигина о «Жестоких нравах ».

Вами прочитан текст… взаимоотношения между людьми – самая сложная…

Постановка вопроса урока и формулирование цели.

Чтобы познать жизнь изнутри, давайте поближе познакомимся с городом, в котором живут наши герои. Вспоминается классический пример. Чичиков, чтобы… Каким же показан город Калинов? Знакомство с городом

Представьте себя в роли экскурсовода, позволившего нам зрительно увидеть себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе.

Прекрасно проведена экс.

Итак, давайте войдем в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?

Обратимся к основному приему раскрытия характера героев – речевой характеристике, прислушаемся, что говорят люди о нравах города.

Координирует работу групп, помогает сделать выводы.

Ребята, а почему не включили в разговор Бориса и Катерину?

Я здесь ничего не знаю, но порядков ваших, ни обычаев..(Борис)

Отчего люди не летают, как птицы?

Я тебя не понимаю, что ты говоришь. (Варвара)

Знакомство завершилось. К какому выводу привело нас общение с героями пьесы?

И в результате действий Кабановой и Дикого:

Результаты действий этих героев:
- талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
- добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
- Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
- образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Город Калинов противоречив, невежествен

Жизнь в городе - это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни - позиция автора, призывающего изменить ее.

Оформляют записи в тетради

Комментируют тему урока и ставят цели.

Выступление учащихся – экскурсоводов.

Уч-ся слушают и дополняют.

1-2 уч-ся

(Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновские улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Работают с текстом, заполняя таблицу:

Уч-ся высказываются.

Они здесь оба чужие. - образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Островский показал город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Итоговая рефлексия

2мин

Какие чувства, эмоции вызвал у вас разговор о городе Калинове и его обитателях?

Вывод по теме урока

2мин

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие, уничтожая на своем пути все живое.

«Ничего святого, ничего чистого,

ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним

самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое

сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

Организация домашнего задания.2 мин

Продолжая наш разговор дома и готовясь к следующему уроку, поразмышляйте Как выражает свой протест против жестоких нравов Катерина?

Приложение,

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе - ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом. прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю

Дикой.
- Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…(Кудряш)
- Уж такого-то ругателя, как наш Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. (Шапкин)
- Пронзительный мужик. (Кудряш)
-Унять-то его некому, вот он и воюет… (Шапкин)
- Как не ругать! Он без этого дышать не может… (Кудряш)
- Он прежде наломается ад нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего…(Борис)
- У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. (Кудряш)
- На него-то и свои никак угодить не могут, а где уж мне…(Борис)
- Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег. Ни одного расчета без ругательств не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как поутру его кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. (Кудряш)
- Одно слово: воин! (Шапкин)
- А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись! (Борис)
- А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами… (Кабанова)
-Уж немало я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме, а на тебя одного угодить не могут. (Кабанова)
-Нет над тобой старших, вот ты и куражишься…(Кабанова)


(Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом…Слывет в городе грубым и жестоким человеком. Самодур. Самодурство его основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!... Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)
Кабаниха.
-Хороша тоже и Кабаниха!... Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…(Кудряш)
-Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. (Кулигин)
-Не уважишь тебя, как же… (Варвара)
-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем (Тихон)
-…поедом ест, проходу не дает… (Тихон)
-Точит она его (Тихона) теперь, как ржа железо… У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу – побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано. (Варвара)
-Коли маменька посылает, как же я не поеду. (Тихон)
-Ну, я Богу молиться пойду, не мешайте мне…(Кабанова)
- Молодость-то что значит… Смешно смотреть-то даже на них!...ничего-то не знают, ни какого порядка…Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. (Кабанова)
-Не очень-то нынче старших уважают…(Кабанова)
-Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны… (Катерина)
-…многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно… (Феклуша)
-Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем неспеша…(Кабанова)
-Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! (Кабанова Дикому)
-Положим, у нее хоть муж и дурак, да свекровь-то больно люта… (Кудряш)
-Маменька-то у вас больно крута. (Кулигин)
-Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! (Тихон)
-Маменька ее поедом ест, а она,как тень, ходит безответная… (Тихон)
-Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь…(Тихон)
-Уж это надо прямо сказать, что от маменьки (Варвара убежала из дома), потому стала ее тиранить и на замок запирать… (Тихон)
-свекровь мучает меня, запирает… все смеются мне прямо в глаза, на каждом слове тобой попрекают…(Катерина)
-Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…(Тихон)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Высокая грузная старуха, носит старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно. Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы: «Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?», «Чужая душа – потемки». Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов и словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…». Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям.)

Феклуша и другие жители города.
-Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! (Феклуша)
-Все в огне гореть будете неугасимом! Все в смоле будете кипеть неутолимой! (Барыня)
-Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. (Феклуша)
-Кто вас разберет, вы все друг на друга клеплете…все соритесь, да перекоряетесь. (Глаша)
-А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть… Сладко поесть люблю. (Феклуша)
-Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала… (Феклуша)
-А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность. (Феклуша)
-Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли. (Глаша)
-Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние…Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, индо стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…(Феклуша)
-Тяжелые времена-то… уж и время-то стало в умаление приходить…время-то короче становится…за наши грехи все короче и короче делается…(Феклуша)
-Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала… - Не умею тебе сказать, с неба, так с неба.. (Горожане)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество. Вместе с Кабановой она скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».

Тихон Кабанов.
- Да как же я могу, маменька, вас ослушаться. (Кабанов)
-Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…(Кабанов)
-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем…(Кабанов)
-Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого. (Кабанова)
-Да я, маменька и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! (Кабанов)
-Дурак! Что с дураком и говорить, только грех один… (Кабанова)
-Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя. (Варвара)
-Знай свое дело – молчи, коли уж ничего не умеешь… (Варвара)
-Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю как вырваться-то, а ты еще со мной навязываешься. (Кабанов)
-С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь… Какой ни на есть, я все-таки мужчина…всю жизнь вот этак жить…так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? (Кабанов)
-А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала….Вот я и убиваюсь, глядя на нее. (Кабанов)
-Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить. (Кулигин)
-Нет, говорят своего-то ума. И, значит, живи век чужим.(Тихон)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремиться убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер. Он понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Но Тихон – человек безвольный, который смиряется с лютым нравом матери.)


Кулигин.
-Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу… Пригляделись вы или не понимаете, какая красота в природе разлита… (Кулигин)
-Ты у нас антик, химик…(Кудряш)
-Механик, самоучка-механик… (Кулигин)
-С него что ль (Дикова),пример брать. Лучше уж стерпеть. (Кулигин)
-Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь. (Кулигин)
-Поначитался-таки Ломоносова, Державина…(Кулигин)
-Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! (Кулигин)
-Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти…Ведь англичане миллион дают. Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. (Кулигин)
-Ведь от этого…для всех вообще обывателей польза…(Кулигин)
-Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором… Что я тебе – ровный что ли? (Дикой)
-Я свои труды хочу даром положить…Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет… (Кулигин)
-Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго… «И в рубище почтенна добродетель». (Кулигин)
-Нечего делать, надо покориться. (Кулигин)
-Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе – и счастлив. (Борис)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Кулигн с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «Угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его старомодной речи. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания»: «насущность хлеба», «несть конца мучениям» и др. Он верен Ломоносову и Державину.)
Варвара и Кудряш.
-Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили… (Кудряш)
-Он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам…Это он вам страшен, а я с ним разговаривать-то умею. (Кудряш)
-Я грубиян считаюсь…Я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. (Кудряш)
-Да не спускаю и я: он е слово, а я десять…Нет уж, я перед ним рабствовать не стану. (Кудряш)
-Больно лих я на девок-то… (Кудряш)
-Что мне тебя судить, у меня свои грехи есть… (Варвара)
-А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!... Так какая ж неволя себя мучить-то! (Варвара)
-Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь. (Варвара)
-И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…(Варвара)
-А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. (Варвара)
-Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься. (Кабанова)
-Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла…Говорят с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут… от маменьки, потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, - говорит, - хуже будет». Вот так и вышло. (Кабанов)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Она иронизирует над матерью, осуждает ее. В любви варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. Варвара не любит, а только «гуляет». Автор изображает «вольное» поведение молодежи.)



Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского , Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза » город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове.
Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным.
В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.

Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.


Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

«Гроза» город Калинов и его обитатели в пьече – сочинение на тему |

Сочинение по литературе.

Жестокие нравы в нашем городе, жестокие...
А.Н. Островский, «Гроза».

Город Калинов, в котором происходит действие «Грозы», обрисовывается автором весьма расплывчато. Таким местом может быть любой городок в любом уголке необъятной России. Это сразу увеличивает и обобщает масштаб описываемых событий.

Полным ходом идет подготовка реформы по отмене крепостного права, что сказывается на жизни всей России. Отжившие порядки уступают место новым, возникают ранее неизвестные явления и понятия. Поэтому даже в глухих городках, подобных Калинову, обыватели беспокоятся, слыша шаги новой жизни.

Что же представляет собой этот «город на берегу Волги»? Какие люди в нем обитают? Сценический характер произведения не позволяет писателю прямо отвечать на эти вопросы своими мыслями, но общее представление о них составить все же можно.

Внешне город Калинов - «благословенное место». Он стоит на берегу Волги, с крутизны реки открывается «вид необыкновенный». Но большинство местных жителей «пригляделись либо не понимают» этой красоты и отзываются о ней пренебрежительно. Калинов словно отделен стеной от остального мира. Здесь ничего не знают о том, что «на свете делается». Все сведения об окружающем мире жители Калинова вынуждены черпать из рассказов «странниц», которые «сами далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Такое удовлетворение любознательности приводит к невежественности большинства горожан. Они вполне серьезно рассуждают о землях, «где люди с песьими головами», о том, что «Литва с неба упала». Среди жителей Калинова есть люди, которые в своих действиях «никому отчета не дают»; привыкшие к подобной безотчетности обыватели теряют способность видеть логику в чем бы то ни было.

Кабанова и Дикой, живущие по старым порядкам, вынуждены сдавать позиции. Это озлобляет их и заставляет еще больше бесноваться. Дикой набрасывается с бранью на всякого встречного и «никого знать не хочет». Сознавая внутренне, что его не за что уважать, он, однако, оставляет за собой право поступать с «маленькими людьми» так:

Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабанова неотступно донимает домашних нелепыми требованиями, противоречащими здравому смыслу. Она страшна тем, что читает наставления «под видом благочестия», но ее саму нельзя назвать благочестивой. Это видно из разговора Кулигина с Кабановым:

Кулигин: Врагам-то прощать надо, сударь!
Кабанов: Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.

Дикой и Кабанова все еще кажутся сильными, но начинают понимать, что их силе приходит конец. Им «некуда торопиться», но жизнь движется вперед, не спрашивая их разрешения. Потому так и мрачна Кабанова, она не представляет, «как будет свет стоять», когда будут забыты ее порядки. Но окружающие, еще не чувствуя бессилия этих самодуров, вынуждена приспосабливаться к ним,

Тихон, в глубине души добрый человек, смирился со своим положением. Он живет и действует так, как «маменька приказала», окончательно потеряв способность «своим умом жить».

Его сестра Варвара не такова. Самодурный гнет не сломил ее воли, она смелее и гораздо самостоятельнее Тихона, но ее убеждение «только бы все шито да крыто было» говорит о том, что Варвара не смогла бороться со своими притеснителями, а лишь приспособилась к ним.

Ваня Кудряш, удалая и сильная натура, свыкся с самодурами и не боится их. Он нужен Дикому и знает это, «рабствовать перед ним» не станет. Но использование грубости как орудия борьбы означает, что Кудряш может лишь «пример брать» с Дикого, защищаясь от него его же приемами. Его бесшабашная удаль доходит до своеволия, а это уже граничит с самодурством.

Катерина - это, по выражению критика Добролюбова, «луч света в темном царстве». Самобытная и живая, она не похожа ни на одного героя пьесы. Внутреннюю силу ей придает ее народный характер. Но этой сила недостает, чтобы выстоять под неотступными нападками Кабановой. Катерина ищет поддержки – и не находит ее. Обессиленная, не имея возможности далее сопротивляться гнету, Катерина все-таки не сдалась, но ушла от борьбы, совершив самоубийство.

В любом уголке страны может разместиться Калинов, и это позволяет рассматривать действие пьесы в масштабах всей России. Везде доживают свой век самодуры, слабые люди по-прежнему страдают от их выходок. Но жизнь неутомимо движется вперед, никому не дано остановить ее стремительное течение. Свежий и сильный поток сметет плотину самодурства... Освобожденные от гнета характеры разольются во всей своей широте - и в «темном царстве» вспыхнет солнце!

План урока.

Тема урока: «Город Калинов и его обитатели» (А.Н. Островский «Гроза»)

Цели урока:

дидактическая: ознакомить обучающихся с предысторией возникновения замысла по написанию драмы «Гроза», используя фрагменты статьи А.Н. Островского («Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода»); проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей через прочтение, комментирование отдельных действий и явлений пьесы; просмотр видеофрагментов кинофильма «Гроза» 1933г. (постановка В. Петрова); прослушивание аудиофрагментов «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»

развивающая: сформировать поисковый стиль мышления, развивать кругозор при работе с материалом текста; делать самостоятельные выводы; расширить представление учащихся о мастерстве писателя-драматурга; развивать познавательную деятельность, внимание; оттачивать чистоту и правильность речи при чтении

воспитательная: привить интерес к предмету, а также к пьесам А.Н. Островского; развивать целеустремленность; умение работать в команде; воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, её культуре и традициям

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: устный (фронтальный) опрос; работа с текстом пьесы «Гроза», интерактивной доской; выполнение самостоятельной проверочной работы

Оборудование урока: учебник литературы; текст драмы «Гроза»; портрет А.Н. Островского; иллюстрации к произведению; портрет главной героини – Катерины, выполненный студенткой группы; презентация по целям и задачам урока; презентация по произведению; видеофрагменты из кинофильма «Гроза» 1933 г. (постановка В. Петрова) ; аудиофрагменты «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»; раздаточный материал к уроку

Ход урока

    Организационный момент:

Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная беседа по готовности к уроку.

Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и целей урока. На доске записан эпиграф: «Гроза» - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками…» Д.И. Писарев.

    Актуализация познавательной деятельности:

Связь с материалом прошлого урока.

Особое внимание русских писателей в 50-60-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была еще одна, требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

    Изучение нового материала

В 1855 году Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. А.Н. Островский также являлся членом экспедиции. Огромные впечатления, которые произвела на него эта поездка, нашли отражение во многих произведениях писателя.

На партах у ребят находится раздаточный материал – фрагменты из статьи А.Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». (Приложение 1).

Ребята, сегодня мы с вами, на основе прочитанного, дадим характеристику как жителям этого необычайно красивого, утопающего в зелени, города Калинова (обобщенный образ провинциальных городов России), так и тем, прежде всего, от кого зависит духовная атмосфера, царящая в городе.

Анализ действия 1, явления 1.

Вопрос к классу: - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве с ним? (Основной прием, с помощью которого раскрывается образ Кулигина, - его речь.)

Анализ действия 1, явления 3. – Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе? – Какой прием использует автор, рассказывая о жизни людей в городе? (Контраст). – Каковы жители, которые проживают здесь? (Сопоставление возможности получения информации в то время и на сегодняшний день. Странницы – СМИ, телевидение, радио, газеты, интернет.) Учащиеся анализируют образ Феклуши (странницы), работа с текстом пьесы. Действие 3, явление 1. Ведется просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза". Драматург использует прием контраста (монолог Кулигина – монолог Феклуши.). Проводится обсуждение.

Студенты записывают вывод: город Калинов противоречив. С одной стороны – это чудесное место, где располагается город. Пейзаж как бы подчеркивает несоответствие между мёртвым, неподвижным бытом калиновцев и их «жестокими нравами». Жители живут замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью. Невежество и полный умственный застой характерны для быта этого города.

Особенности раскрытия характеров героев (сообщения учащихся о своих наблюдениях над тексом). Ребята зачитывают свои записи, комментируют их. Предоставление презентации студентами по произведению.

Ставится акцент на «различение» персонажей на представителей «темного царства» или «хозяев» жизни и их «жертв». Основной прием раскрытия характеров – речевая характеристика героев. Обращается внимание на анализ их основных реплик.

Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»

(Речь его всегда груба, насыщена бранными, оскорбительными выражениями. Чувствует свою власть над людьми, самодур)

Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет»

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», «точит как ржа железо")

Кудряш: «Ну значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»

(Бойкий, ловкий, умеющий постоять за себя)

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный»

(Живет за счет обывательской темноты и невежества)

Кулигин: «Лучше уж стерпеть»

(Олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях)

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

(Просто и легко смотрит на жизнь, не мучается угрызениями совести, отстаивает свою свободу, не поддается матери)

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

(Добрый, но безвольный, пьет и мечтает вырваться из дома, по-своему любит жену, но невольно становится одним из виновников её гибели)

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

(По уровню развития стоит значительно выше окружающей его среды, искренне любит Катерину, но не решителен, не способен бороться за своё счастье.)

Вопрос к классу: - Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Чтение и анализ текста . Действие 1, явление 7 . Действие 2, явление 10. Ведется запись.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. В родительском доме ей жилось радостно, легко и привольно, « маменька в ней души не чаяла». Жила она замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в сны наяву. Язык Катерины значительно богаче языка других персонажей драмы. Непреодолимый внутренний конфликт разъедает её душу противоречиями. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Выразительное чтение монолога Катерины (Действие 5, явление 4.) Одновременно проходит прослушивание аудиофрагмента «Звуки природы. Грозы таинственные звуки».

Просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза».

По-разному роль в пьесе играет гроза. Если это природное явление, то непременно происходит вторжение в сложную душевную драму героини. Наступает она в момент наиболее сильных переживаний Катерины. Идет сообщение студентов о самостоятельных наблюдениях над текстом. Анализ и комментирование. Действие 1, явление 10. Действие 4, явление 4. Выразительное чтение.

Действие 5, явление 1. Гроза в обществе – ощущение людьми каких-то изменений, возможно пробуждение самосознания и значимости.

    Закрепление материала

Для закрепления пройденного материала на уроке проводится фронтальный опрос по тексту произведения. Преподаватель называет ключевые слова, а учащиеся должны указать, о ком идет речь:

    Жестокие нравы, вражда (Кулигин)

    Благочестивый, добродетели, обетованная (Феклуша)

    Ханжа, неумолимый враг всего нового, внешне бесстрастна, сурова (Кабаниха)

    Лишний, неволя, образованный (Борис Григорьевич)

    Грубиян, озорничать, конторщик (Кудряш)

    Деньги, необузданный произвол, невежество (Дикой)

    Шито-крыто, обманщик (Варвара)

    Связанный, мучиться, ослушаться (Тихон)

Следующий этап включает в себя выполнение проверочной работы также по драме «Гроза» по вариантам.

Студентами записывается вывод: А.Н. Островский в своем произведении изобразил процесс постепенного разрушения патриархального мира, его обреченность. Гроза является олицетворением перемен в жизни общества, именно поэтому название пьесы звучит так многозначительно и символично. И.С. Тургенев в письме А.А. Фету в 1860 году отмечал, что «Гроза» - «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта…»

    Подведение итогов урока

Обсуждение преподавателем совместно со студентами о достижении поставленных целей и выполнение задач. Выставление отметок. Сообщение темы домашнего задания: законспектировать критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Преподаватель русского языка и литературы Татаренко Л.Г.