Музей русской иконы. Несколько слов о музее русской иконы Музей русской иконы на гончарной


На Таганке, на улице Гончарной (дом 3, стр. 1), напротив Афонского подворья уже несколько лет работает Музей русской иконы. Хотя правильнее его назвать музеем православной иконы. За время своего существования коллекция переросла чисто русские рамки и теперь в ней появились большой греческий и большой эфиопский разделы. Следуя логике развития, по мере накопления экспонатов, видимо, будут выделяться и обосабливаться сербский, молдавский, болгарский...
Музей частный. Создан и существует на деньги одного единственного человека - предпринимателя Михаила Абрамова. Который тратит свои личные деньги на содержание и закупки. Так что дело братьев Третьяковых и сегодня находит своих продолжателей и последователей. Музей по московским меркам не сказать, что большой, но и не маленький. Причём, это не склад развешанных для удовлетворения чьего-то тщеславия художественных произведений, а настоящий музей. С научными сотрудниками, выездными выставками, публикациями… В его жизни участвуют и работники многих сторонних организаций: музеев, институтов, реставрационных мастерских...
Здесь проводятся лекции, устраиваются концерты и тематические вечера. Всё - бесплатно. То есть - всё оплачивает Абрамов. Это его принципиальная позиция - нежелание коммерциализировать созданный для души проект.
Музей имеет красиво сделанный сайт http://www.russikona.ru/ . И вообще всё в нём сделано основательно и с любовью. Начиная с грамотно выстроенной экспозиции, хорошего освещения и заканчивая туалетом и буфетом. Видно, что делается всё надолго (однозначно, больше, чем на собственную жизнь)и делается не для галочки. Так что, рекомендую, сходите -- не пожалеете.

Афонское подворье -- через дорогу от музея. Лучший ориентир. Мимо него не проскочите.

Со стороны Гончарной музей двухэтажный. Но, на самом деле, он составлен из нескольких примыкающих друг к другу строений. И превращённого в вестибюль, перекрытого двора между ними.

Вот поэтажный план. Как видите, он включает четыре экспозиционных этажа. Даже лифт есть.

Вестибюль. На стене слева остатки старинного иконостаса. Рояль не для красоты. На нём играют.

Вход в экспозиционные залы имитирует сейфовую дверь.

Залы музея.

В одном из залов выставлена подлинная старообрядческая часовня 19 века.

Старообрядческие резные и литые кресты.

Следующие 6 фотографий -- иконы из экспозиции, взятые с сайта музея.
Чудо Георгия о змие. 1520-1530-е годы. Новгород.

Евангелие на амхарском языке. 19 век. Эфиопия.

Святой Николай. Середина - третья четверть 14 века. Ростов.

Богоматерь Одигитрия. Симон Ушаков с учеником. 1675-1678.

Богоматерь. Середина 15 века. Крит.

Преображение. Конец 1530-х -- начало 1540-х годов. Псков.

Греческий иконостас 17 века. Один из владельцев в прежние годы поставил его вдоль стены в своём кабинете и превратил в огромный книжный шкаф.

В музее иконостас отреставрировали и даже воссоздали за ним роспись алтаря.

Вход в эфиопский раздел. Эфиопская православная церковь -- одна из древнейших.

Эфиопский зал.

В выставочном зале на 4-м этаже экспонируется посвящённая Русскому Северу фотовыставка художника-реставратора Алексея Нитецкого. Это -- одна из его работ. Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь.

Стены буфета украшает коллекция старинных расписных прялок.

Музей русской иконы на Таганке. December 25th, 2013

На Таганке, на улице Гончарной (дом 3, стр. 1), напротив Афонского подворья уже несколько лет работает Музей русской иконы. Хотя правильнее его назвать музеем православной иконы. За время своего существования коллекция переросла чисто русские рамки и теперь в ней появились большой греческий и большой эфиопский разделы. Следуя логике развития, по мере накопления экспонатов, видимо, будут выделяться и обосабливаться сербский, молдавский, болгарский...
Музей частный. Создан и существует на деньги одного единственного человека - предпринимателя Михаила Абрамова. Который тратит свои личные деньги на содержание и закупки. Так что дело братьев Третьяковых и сегодня находит своих продолжателей и последователей. Музей по московским меркам не сказать, что большой, но и не маленький. Причём, это не склад развешанных для удовлетворения чьего-то тщеславия художественных произведений, а настоящий музей. С научными сотрудниками, выездными выставками, публикациями… В его жизни участвуют и работники многих сторонних организаций: музеев, институтов, реставрационных мастерских...
Здесь проводятся лекции, устраиваются концерты и тематические вечера. Всё - бесплатно. То есть - всё оплачивает Абрамов. Это его принципиальная позиция - нежелание коммерциализировать созданный для души проект.
Музей имеет красиво сделанный сайт http://www.russikona.ru/ . И вообще всё в нём сделано основательно и с любовью. Начиная с грамотно выстроенной экспозиции, хорошего освещения и заканчивая туалетом и буфетом. Видно, что делается всё надолго (однозначно, больше, чем на собственную жизнь)и делается не для галочки. Так что, рекомендую, сходите -- не пожалеете.

Афонское подворье -- через дорогу от музея. Лучший ориентир. Мимо него не проскочите.

Со стороны Гончарной музей двухэтажный. Но, на самом деле, он составлен из нескольких примыкающих друг к другу строений. И превращённого в вестибюль, перекрытого двора между ними.

Вот поэтажный план. Как видите, он включает четыре экспозиционных этажа. Даже лифт есть.

Вестибюль. На стене слева остатки старинного иконостаса. Рояль не для красоты. На нём играют.

Вход в экспозиционные залы имитирует сейфовую дверь.

Залы музея.

В одном из залов выставлена подлинная старообрядческая часовня 19 века.

Старообрядческие резные и литые кресты.

Следующие 6 фотографий -- иконы из экспозиции, взятые с сайта музея.
Чудо Георгия о змие. 1520-1530-е годы. Новгород.

Евангелие на амхарском языке. 19 век. Эфиопия.

Святой Николай. Середина - третья четверть 14 века. Ростов.

Богоматерь Одигитрия. Симон Ушаков с учеником. 1675-1678.

Богоматерь. Середина 15 века. Крит.

Преображение. Конец 1530-х -- начало 1540-х годов. Псков.

Греческий иконостас 17 века. Один из владельцев в прежние годы поставил его вдоль стены в своём кабинете и превратил в огромный книжный шкаф.

В музее иконостас отреставрировали и даже воссоздали за ним роспись алтаря.

Вход в эфиопский раздел. Эфиопская ортодоксальная церковь -- одна из древнейших христианских конфессий.

Эфиопский зал.

В выставочном зале на 4-м этаже экспонируется посвящённая Русскому Северу фотовыставка художника-реставратора Алексея Нитецкого. Это -- одна из его работ. Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь.

Стены буфета украшает коллекция старинных расписных прялок.

Сегодня (то есть уже вчера...) снова имела счастливую возможность побывать в музее Русской иконы...
Начали с конца экспозиции - подъем на стеклянном лифте - подарил ощущение полета над эклектичным архитектурным ансамблем, сочетающим белокаменное Афонское подворье и монументально-статную сталинскую высотку...
И вот мы в конце экспозиции - зал иконописи эпохи классицизма - 18 век... Иконы, украшенные барочными пейзажами, античными развалинами; архангел Гавриил, в лике которого отчетливо читается гравюрный портрет Петра; икона великомученицы Екатерины, напоминающей античную статую.... Все эти невероятные и слегка судорожные творческие поиски новоиспеченных иконописцев, лишенных старинных образцов, вполне гармоничны с историческими реалиями - возвышением Священного Синода над авторитетом Святейшего Патриарха...
А потом было несколько абсолютно неземных мгновений в старообрядческой молельне... С лингвистическим отступлением о выражении "ударить в грязь лицом" и демонстрацией той самой грязи... Икона радостного благоразумного разбойника, шествующего в рай... Литые чугунные решетки... Лики по стенам... "И верится, и плачется, и так легко-легко..."
Икона Святой, молящейся за весь мир и за тундру, украшающую икону пейзажем с отчетливо различимым мхом и морошкой... Творчество иконописцев умиляет... Изображение плавающих в водах вокруг Соловецкого монастыря выдр (???)...
Архитектурные тонкости и детали на иконах, дающие подробнейшее представление о том, как изменялись монастырские строения - все это такой тонкий и глубокий творческий простор, который в сочетании с законом обратной перспективы и аскетизмом ликов - умиляют и возвращают на миг душе состояние детства...
Зал Византийской иконописи с царскими вратами и "макетом" алтаря... Византийская изысканность в гармоничном соединении аскетизма ликов и барочной витиеватости рам и пейзажей...Спасенные от бытового применения евхаристические чаши на престоле....
Обретенная икона Богоматери мастера Симона Ушакова, сумевшего примерить аскетизм и русское барокко...
Гимном русскому иконописанию звучит трактовка смысла иконы «Чудо Георгия о Змие», где эпизод из сюжета жития приобретает мощное аллегорическое звучание…

Но главное, что позволило все эти факты запомнить и почувствовать на вкус совершенно далекому от искусства иконописи сознанию, проникнуться трепетным благоговением, умилением, а порой – и детским восторгом перед дышащими молитвой образами – это харизма экскурсовода – профессионала с большой буквы, человека, получающего удовольствие и испытывающего восторг от общения с этим волшебным миром, – Сергея Брюна…
Подумалось, что русская икона в традиционном обывательском сознании обычно неразрывно связывается с образом злобной, брызжущей слюной бабули, агрессивно толкающей тебя вон из храма, за брюки ли платок, завязанный неправильно…или – в лучшем случае, с медитативно-усыпляющим тоном дамы-экскурсовода без возраста в неизменном старообрядческом костюме – бесцветнои и непременно в пол, с вечно скорбным выражением отсутствующего лица… А здесь иначе… Здесь об иконе слышишь живо и с любовью, здесь она – источник непрекращающих открытий и детской непостижимой искренней любви… Здесь икона – чудо…
Выходишь – и хочется обнять мир и тихонько помолиться ….
Низкий поклон- нашему экскурсоводу за это ощущение и, конечно, тому человеку, который этот музей создал…
Многая лета!

Музей русской иконы открылся в 2006 году. Коллекция, собранная здесь, довольно крупная, в ней собрано около 4 тысяч памяток древнерусского и христианско-православного искусства, среди них около 600 старинных русских икон. Как и любое другое подобное учреждение, это собрание культурных ценностей имеет временные рамки. У Музея русской иконы они довольно широкие и включают весь период Древней Руси и Восточного Христианства.

Древнерусский период

Наибольший интерес представляют самые древние экспонаты. XIV век представлен несколькими шедеврами. Главным богатством считается икона Николая Чудотворца (Мирликийского). Это довольно маленькое изображение святого в полный рост, раньше оно находилось в малоизвестной русской часовне, в деревне на речку Онеге. Эта старинная иконка уникальна, просто удивительно, как она сохранилась на протяжении стольких веков, и сейчас ее могут видеть наши с вами современники. Еще один ценный экспонат – портрет святых князей Ярославских (Давида, Константина и Федора). Они относятся к XV веку.

Гордость собрания – солидная коллекция, относящаяся к Псковской школе русской живописи. Это одна из самых необычных, ярких и радостных школ иконной живописи. Вообще в мире сохранилось очень мало от русской Псковской иконописи. Среди экспонатов XVII века выделяется шедевр экспозиции – подписная икона Семена Ушакова. Авторская подпись была найдена совсем недавно – в ходе последней реставрации. Это стало настоящей сенсацией и важным открытием в мире русской иконописи.

Византийские памятники

Ни одна коллекция в России не может соревноваться с Музеем русской иконы в части обширности византийского собрания. Здесь представлено порядка сотни редких предметов, датируемых VI-XII веком. В большей части это запрестольные выносные кресты с маленькими вкраплениями мощей, подписями, датированием и резными изображениями.

Особенно грандиозным и уникальным экспонатом для Москвы и даже для всей России, является цельный иконостас с иконами греческого происхождения. Он имеет длину 8,5м и высоту около 5м. Для такого большого экспоната пришлось отдельно оборудовать целый зал. Интересна история, которая помогла шедевру дойти в сохранности до наших дней. Многие годы он находился в немецком доме, но не в качестве религиозной святыни, а как украшение. Резная рама иконостаса была основой для библиотеки немецкого профессора. Когда выяснилось, что это историческая ценность, хозяин охотно передал иконостас в Музей. Группа лучших реставраторов из Санкт-Петербурга до сих пор работает над полным его восстановлением. Но и в том, не вполне законченном виде, в котором он представлен сейчас, иконостас являет собой грандиозное зрелище.

Важное направление работы Музея – возвращение из-за границы проданных или украденных русских икон. Для каждого русского и просто для культурного человека будет очень познавательно побывать в Музее русской иконы.