Кадрирование в фотографии. Мифы фотокомпозиции: мифы про кадрирование с обрезанием частей тела


И чтобы получить идеальный снимок, нужно всего 2 вещи: фантазия и композиция. И если первому научиться практически невозможно, то композицию в портрете стоит соблюдать.

Безусловно, главное в портрете – это глаза человека, поэтому старайтесь, чтобы глаза всегда были в фокусе. Затем человек обращает внимание на эмоцию, изображенную на фото, после этого рассматривает, как сложены руки, как наклонена голова, и остальные, казалось бы, мелочи. Но на самом деле, положение рук, пальцев, ног очень важны, ведь если неправильно кадрировать и отсечь руку, то нам будет казаться, что у модели ее действительно нет. Итак, как правильно кадрировать, чтобы избежать грубых ошибок?

Лицо:


На снимке – пространство от середины лба до середины шеи. Кадрирования портрета крупным планом – это самая сложная работа для фотографа, ведь нужно передать эмоции человека, прочувствовать его. Перед тем, как делать такие фото, стоит пообщаться с моделью, “раскрыть” ее для себя. Сложность еще заключается в том, что при такой крупной съемке видно все дефекты кожи, и об не стоит забывать. И самое важное – глаза всегда должны быть в фокусе.

Голова и плечи:

На снимке – голова и участок чуть ниже ключиц. В таком снимке не стоит обрезать макушку модели, поэтому стоит дать немного пространства вверху. И еще один момент – съемку стоит проводить на уровне глаз человека.

Голова и грудь:


На снимке – голова и тело по линии, которая проходит чуть ниже груди. Портрет с таким кадрированием не смотрится уже так интимно, как первые два, но все равно не стоит забывать про то, что глаза должны находиться в зоне идеальной резкости. Если в такой план вводить кисти рук, то внимание к ним удваивается, поэтому обрезать кисти ни в коем случае нельзя.

Поясной портрет:

Самый распространенный вид снимков, главный совет: не стоит обрезать по линии таза. Если человек обрезан границами кадра по этой линии, то такой его вид не всегда приятен. А так же не забывайте про руки, их тоже не следует обрезать по локоть.

Портрет чуть выше (ниже) колен:

Если в кадр вводить ноги человека, то это придает фотографии динамику, но тогда обрезать нужно либо чуть выше колен, либо чуть ниже. Проще говоря, любую конечность нельзя отсекать по суставу, иначе будет казаться, что у человека она ампутирована. Также в таком снимке стоит продумывать тщательно позу, положение рук, наклон головы. Снимки такого плана стоит делать с уровня подбородка модели.

Портрет в полный рост

В таком формате фотографии характер портретируемого можно показать уже достаточно полно. Зритель уже реально может почувствовать, чем живет человек, изображенный на этом портрете. Может даже догадаться о его профессии, привычках, манерах поведения. Но нужно учитывать и то, что далеко не каждый человек может раскрыться в своих позах, жестах, мимике. Если вы фотографируете женщину, особенно молодую, стройную и красивую, то было бы очень хорошо, если бы она была в обуви на высоком каблуке. В таком случае ее ноги визуально зрителю кажутся несколько длиннее.

С необходимостью кадрирования фотографий сталкиваются и начинающие, и опытные фотографы. Если новички обычно руководствуются своим вкусом, то профессионалы – базовыми правилами кадрирования. Попробуйте воспользоваться ими и вы! Это поможет избежать ошибок, а также сделать фотографию более выразительной. В статье мы расскажем вам об основных нюансах обрезки фото, а также о « » - программе, в которой можно быстро и качественно кадрировать абсолютно любое изображение.

Зачем кадрировать фотографию?

Первая и, пожалуй, самая главная польза кадрирования заключается в том, что с его помощью вы можете превратить практически любую полноразмерную фотографию в портрет. Функция пригодится и в том случае, если в кадре присутствуют предметы или другие люди, перетягивающие на себя внимание зрителя. Если они находятся рядом с границами, то просто обрежьте фото и проблема будет тут же решена.


Также с помощью кадрирования вы сможете сделать акцент на определенной детали, которая на исходном снимке терялась, сливаясь с остальными предметами. Например, это могут быть глаза или губы модели, а также различные аксессуары – яркие заколки, сережки или любые другие предметы.

5 золотых правил кадрирования портрета

Помните, кадрирование не должно портить фотографию. Оно должно улучшать её и делать более выразительной. При создании портретных фотографий всегда фокусируйтесь на глазах модели. Именно они являются центром вашей работы. Если портрет в полный рост, то акцент стоит сместить на талию.



Не обрезайте макушку, а также локти и кисти рук, если те фигурируют в кадре. Это смотрится небрежно и очень сильно портит фотографию. Сравните два варианты обрезки снимка:



Если в кадре есть какое-то движение, то обязательно оставьте для него место. Например, это относится к взгляду: проследите за тем, чтобы он не упирался в край фото, как на первой из представленных фото:



Не кадрируйте тело по суставам. В случае с коленями, к примеру, лучше обрезать фото либо чуть выше, либо чуть ниже. В противном случае снимок приобретет нелепый вид.



Следить за равновесием на фотографии. Не оставляйте большие пустые фрагменты - лучше сосредоточьтесь на модели. При кадрировании сдвиньте ее ближе к центру, тогда фото станет более уравновешенным.



Вы узнали все основные правила кадрирования портрета. А это значит только одно - настало время переходить к практике. Выберите фотографию и загрузите её в программу «ФотоМАСТЕР». На панели сверху кликните по разделу «Композиция». Выберите в меню справа опцию «Кадрирование» и приступайте к работе!


Шаг 1. Выберите сетку

Для вашего удобства в программу встроена подборка сеток, которые сделают процесс кадрирования фото максимально комфортным, быстрым и, самое главное, правильным. При работе с портретом лучше всего подойдут варианты «Золотое правило» и «Правило трех». Во время расположения фото ориентируйтесь на линии, находящиеся поверх изображения. Cнимок станет намного эффектнее, если глаза модели расположены на уровне верхней черты.

Если взгляд модели направлен в сторону, то постарайтесь расположить ее рядом с одной из крайних вертикальных линий. Фотография станет намного динамичнее и интереснее!



Также можно использовать сетку «Диагональ». Этот принцип построения композиции хорош тем, что ведет взгляд зрителя через всю фотографию. При использовании этой сетки расположите все основные элементы на фотографии по диагонали. Например, от верхнего правого угла к левому нижнему:



Если вы хотите сосредоточить внимание зрителя на чем-то конкретном на портрете, то с задачей поможет справиться сетка «Золотая спираль». Она также присутствует в программе «ФотоМАСТЕР». Расположите в центре спирали фрагмент фото, на котором хотите сделать акцент. Например, в данном случае это переносица и глаза девушки:


Шаг 2. Настройте границы

При необходимости используйте готовые пропорции фото из каталога: 1:1 (квадрат), 16:9 (кино), 3:2 (iPhone), 4:3 (iPad) или 5:4. Если вы хотите взять за основу изначальные пропорции, то просто выберите соответствующий пункт в списке, тогда программа автоматически создаст рамку специально под ваше фото. Руководствуясь правилами кадрирования фото, ухватитесь мышкой за подсвеченную область и передвиньте ее в нужное вам место.



Вы можете вручную менять размер рамки, добавленной поверх фото: просто потяните любую из линий в нужную вам сторону, тогда эта граница тут же будет скорректирована. Также вы можете повернуть фотографию. Эта функция пригодится в том случае, если на снимке завален горизонт и вам нужно его выровнять.


Шаг 3. Сохраните изменения

Когда работа будет завершена, кликните по кнопке «Применить». Фотография будет мгновенно кадрирована. При необходимости вы можете скорректировать уже произведенную разметку: для этого не надо отменять внесенные правки, достаточно просто вновь вернуться в меню «Кадрирования» и внести желаемые изменения. Далее вы можете улучшить снимок: например, интересно будет смотреться под ретро или рисунок.

Теперь вы легко сможете создать эффектный портрет. Ведь всё, что для этого нужно - установить на свой компьютер программу «ФотоМАСТЕР», кадрировать фотографию и улучшить ее с помощью других инструментов редактора.

Как правило начинающие фотографы фотографируют следуя внутреннему подсознательному вдохновению. В итоге получают «обрезанные» краем кадра руки, ступни, края одежды. Очень часто на фотографиях на заднем плане виднеется чьё-то «обрезанное» наполовину лицо или чья-то конечность.

Рассматривая портрет, первым делом мы обращаем внимание на глаза человека, потом на эмоцию изображенную на портрете, а дальше на выражение лица. Дальше мы переводим взгляд на образованный руками и лицом треугольник. А потом уже начинаем рассматривать общую позу. Практически всегда, если в кадре есть животные, то на них мы обратим внимание после того как посмотрим в глаза на портрете. Поэтому очень важно кадрировать правильно в зависимости от того какое впечатление вы хотите произвести от портрета.

1. Лицо . От середины лба до середины шеи.

Фотографируя крупный портрет человека, мы стараемся передать его внутренний мир. Чтобы его понять, его нужно прочувствовать - пообщаться с человеком, раскрыть его и тогда уже нажимать кнопку спуска затвора. Такое кадрирование пожалуй самое ответственное из всех, так как на лице могут быть видны малейшие дефекты кожи-косметики, асимметрия лица, усталость. Важно не упустить любую мелочь, которая грозит испортить портрет. Фокус не на той точке будет очень виден, так что фокусироваться надо всегда по глазам - оба глаза должны быть резкими и нос.

2.Голова и плечи. В кадре голова и линия ниже ключицы.

Обрезание макушки в таком кадрировании плохо смотрится и неоправданно (это правило касается всего ниже описанного). Оставляя в кадре только голову и плечи, мы выражаем отношение человека к чему-либо. Поэтому и кадрировать нужно так чтобы не потерять эту выразительность. Фотографировать нужно с уровня глаз модели.

3.Голова и грудь. В кадре голова и линия ниже груди, где-то посередине рёбер.

Такой портрет уже не настолько интимный как описанные в двух предыдущих пунктах. Но не стоит забывать про глаза, как и прежде фокус должен попадать именно на них. Если в кадре появляются кисти рук, то внимание на них удваивается, так что их обрезать никак нельзя. Так не забывайте обращать внимание на треугольник образованный глазами и кистями рук.

4.Портрет по пояс .

Самый распространённый ракурс, т.к. человека по пояс можно увидеть в любых ситуациях. Снова про обрезку рук, локтей и т.д. - обрезать нельзя. Ещё о линии таза - не всегда благоприятно отражается на фотографии, если кадр обрезается ниже этой линии. Если это место прикрыто одеждой или обработка фотографии позволяет скрыть, то допустимо, но вообще-то не стоит.

5.Три четверти выше колена.

Появляющиеся в кадре ноги добавляют общей фотографии динамики. Но! Нельзя обрезать колени - обрезать или выше или ниже (см. следующий пункт). Руки сильно вытянутые к фотоаппарату или наоборот назад, будут искажены пропорционально телу. Тщательно продумывайте позу и жесты.

Фотографируйте с уровня подбородка.

6.Три четверти ниже колена.

Ещё больше динамики чем в предыдущем пункте. Используя такое кадрирование можно показать линии и изгибы тела. Здесь общение модели и зрителя уже переключается с глаз на тело. Попросите модель развернуться корпусом, поднять руки и согнуть их локтях, расставить ноги и т.д.

Самая большая ошибка при фотографировании этого ракурса, это включение «ширика» на объективе. Т.е. когда не хватает размера студии и модель не помещается в кадр, её приходится «удалять» модель зумом. В этом случае сильно искажаются пропорции. В фотографировании портрета в этом случае нужен телевик от50 мм.

7.Полный рост.

В этом случае можно показать весь характер модели, как она живёт. Но далеко не каждый человек способен показать всего себя в жестах и позах. Женщину лучше поставить на каблуки, так ноги будут казаться длиннее. Вообще лучше всего обувь не снимать в этом случае, если человек одет, конечно, и если это соответствует задумке фотографа.

В этом пункте действует то же правило что и в предыдущем - никаких «шириков», только телевик.

Ещё несколько моментов на которые следует обращать внимание при кадрировании:

Если в кадре есть какое-то движение, то необходимо оставить немного места для него. К взгляду это тоже относится, всегда в направлении взгляда нужно оставить немного пустоты в кадре, взгляд не должен упираться в край кадра.

Не забывайте, что существуют ещё и более крупные планы, чем описанный в самом первом пункте. Например, губы и часть носа или просто глаза. Такой выбор композиции поможет создать не портрет, а выразить какой-то общий замысел - например, если хотят показать чувственность.

Не «обрезайте» тело по суставам, пальцам. Если в кадре появляется кисть, то она должна быть видна вся. Конечно, многие профессиональные фотографы используют такие приёмы и в общем-то делают хорошие кадры. Но тут ключевое слово «профессионал», если не умеете-не знаете-не уверены лучше не надо, риск должен быть оправдан. Нарвётесь на критику, на которую нечего будет ответить.

Ну и напоследок скажу, что конечно эти все кадрирования не являются жёсткими правилами, я просто рассказала несколько наиболее распространённых приёмов. Конечно, можно оставить в кадре только ноги, только руки, только глаза. В каждом кадре важна идея!

Зачастую начинающим фотографом сложно разобраться в многообразии существующих фото терминов. В данной статье расскажем о том, что такое кадрирование фотографий и зачем это нужно.

Кадрирование фотографий – это определение границ фотоизображения при выполнении фотосъемки. Во время съемки фотограф с помощью кадрирования может помещать нужные ему объекты на видоискатель видеокамеры или на цифровой экран фотоаппарата.

Кадрирование фотографий используется в целях подгонки снимка под определенный формат или в целях улучшения композиции кадра. В простом понимании кадрирование фотографий – это обрезание.

Способ кадрирования фотографий очень часто используется фотографами для того, чтобы убрать ненужные объекты и детали фотографии. Основное преимущества способа кадрирования является возможность получить крупный план объекта из фотографии с мелкими деталями и объектами. Это преимущество особенно важно, если Ваша камера не оснащена зумом или его характеристики увеличения слишком малы. Во многих графических редакторах Вы можете осуществить кадрирование фотографий. Например, Picassa, Adobe Photoshop и т.д.

Неправильное кадрирование фотоснимков – одна из самых распространенных ошибок, наблюдаемых у начинающих фотографов. Главное при получении правильного снимка обращать внимание на углы видоискателя и на задний план фото. Очень часто хорошие фотографии бывают испорчены именно задним планом, на котором зафиксированы посторонние предметы, объекты и люди.

Порой очень часто большинство людей делают фотоснимки горизонтально и забывают поворачивать в нужный момент фотоаппарат вертикально. Располагая фотоаппарат вертикально, на снимке изображается меньше лишних деталей и объектов, а изображение на фото фокусируется на определенном нужном объекте без посторонних предметов. Привычное для многих горизонтальное расположение фотоаппарата не всегда влечет за собой получение хорошего снимка. Иногда и при снимках пейзажей лучше поворачивать фотоаппарат вертикально, чтобы снимок был более динамичным и интересным.

Перед проведением каждого снимка серьезно подумайте, как лучше всего расположить фотоаппарат. Иногда ответ будет очевидным и зависит от формы объектов снимка, а иногда объект может иметь квадратную форму, тогда лучше сделать несколько снимков и выбрать какой лучше: горизонтальный или вертикальный.

Не снимайте объект слева, в таком случае остаются на снимке огромные лишние области, а в центре объект съемки, который рассматривается только при увеличении.

Существует 3 простых правила, способных обеспечить хорошее кадрирование фотографий:

1) Правильное размещение основного объекта в кадре;

2) Не забывайте об углах экрана и наличии заднего плана;

3) Правильно расположение фотоаппарата при съемке.

Разбираемся с общими вопросами кадрирования изображения.

Когда нужно кадрировать фотографию? На каком этапе лучше это делать? Какое соотношение сторон лучше выбрать?

Если коротко:

  • Снимайте всегда в родном для вашей камеры соотношении сторон.
  • Причинами кадрирования могут стать:
    • Заваленный горизонт;
    • Мусор (лишние объекты) в кадре;
    • Изменение ориентации изображения с альбомной на портретную, реже наоборот;
    • Изменение соотношения сторон изображения;
    • Более выразительноя компоновка кадра.
  • Для улучшения компоновки кадра можно опираться на правило третей, либо на правило золотого сечения.
  • Для начинающих существуют базовые правила кадрирования, особенно для кадрирования портрета.
  • Соотношение сторон может быть любым, но если речь идео о серии кадров, лучше придерживаться стандартных величин.
  • Стандартные величины (отношение ширины к высоте):
    • 3:2 (альбомн.) / 2:3 (портрет) (для большинства камер),
    • 4:3 / 3:4 (для камер Olympus и смартфонов),
    • 1:1 (квадрат),
    • 16:9 (HDTV),
    • 21:9 ("кинокадр") ,
    • далее идут панорамы, их ничто не ограничивает.
  • Несоблюдение стандартных величин приведет к прыгающим границам кадра при просмотре, а также к сложностям при выборе формата бумаги при печати.
  • Кадрирование уменьшит разрешение вашего изображения, не переусердствуйте.
  • При наличии свободного места по краям кадра можно дополнительно создать несколько версий фотографий с различным соотношением сторон для более удобного просмотра на разных устройствах.
  • Если необходимо убрать лишний объект из кадра, то вместо кадрирования можно попробовать замазать его, но в большинстве случаев это будет более трудоемко.

Если подрбнее:

Зачем нужно кадрировать фотографию?

Одним из рецептов удачного снимка является простой совет: уберите всё лишнее из кадра. Чем меньше визуального шума нас отвлекает от основного объекта, тем выразительнее воспринимается весь снимок. Проблема в том, что даже при студийной съемке часто сложно уследить за лишними объектами, к тому же, многие недорогие объективы искажают пропорции объектов ближе к краю кадра. Обе этих проблемы поможет решить кадрирование изображения. Кроме того, обрезка изображения позволяет скорректировать смысловые центры изображения, что сделает кадр более гармоничным.

Кадрирование в фотоаппарате – это бесполезно

Начать стоит с того, что при съемке лучше ставить соотношение сторон родное для вашей матрицы (для Fujifilm это соотношение 3:2). Во всех остальных вариантах камера просто отрезает части уже сделанного кадра, подгоняя его под иные соотношения сторон, а терять ширину охвата кадра на этом этапе просто неразумно.

С чего начать

При разборе фотографий, в начале процесса редактирования, поместите фотографии, где есть проблемы с композицией и/или с заваленным горизонтом в отдельную папку. Вы можете быть удивлены, как некоторые кадры, которые выглядели "не очень" в стандартном соотношении сторон, в конечном итоге выглядят впечатляюще после правильного кадрирования.

После открытия изображения в графическом редакторе (пример – ниже) необходимо запустить инструмент Кадрирования (Crop). Первым делом стоит определиться, в каком соотношении сторон мы будем кадрировать изображение. Тут есть 3 варианта:

  1. Произвольный формат. Просто выделяем ту часть картинки, которая нам нравится, и настраиваем, более тонко перетягивая за границы и углы рамки.
  2. Кадрирование с заданным соотношением сторон. Для этого выбираем соотношение из стандартных в выпадающем списке на верхней панели инструментов, либо вводим желаемое сами. Первое значение – ширина, второе – высота. Это безразмерные величины, они задают соотношение сторон, не влияя напрямую на размер изображения.
  3. Кадрирование с сохранением соотношения сторон. Удобно, если нам некогда задавать принудительные параметры, либо мы их не знаем, но нужно отсечь часть кадра с сохранением пропорций. Для этого надо выделить изображение полностью, а кадрирование выполнять движением углов рамки с зажатой клавишой Shift.

Если необходимо выровнять горизонт – нажмите значок уровня на верхней палени инструментов при активированном инструменте кадрирования (прямоугольник с дугой из точек над ним). Всё что потребуется сделать дальше - найти горизонтальный, либо вертикальный объект на фотографии и удерживая кнопку мыши нажатой соединить две точки этго объекта которые должны находиться на одной горизонтальной, либо вертикальной оси. После этого изображение повернется, и на нем появится кадрирующая рамка, отсекающая повернутые углы. Обратите внимание, что выстраивая уровень (особенно по вертикальным объектам) следует учитывать искажения перспективы кадра, когда на снимке объект получается заваленным при удалении от центра кадра.

Чтобы выстроить композиционный центр кадра есть 2 подхода: правило третей, где смысловые акценты кадра расставляются в местах пересечения линий делящих изображение по третям,

либо можно воспользоваться инструментом Golden Ratio (Золотое сечение). В фотошопе выберите его из выпадающего списка, где по умолчанию отображается "Правило 1/3". В Lightroom для его использования из режима обрезки, нажмите «O», чтобы прокрутить все наложения, пока не найдете «золотое сечение», затем shift + O для прокрутки различных ориентаций.

Как выбрать соотношение сторон для кадрирования

При кадрировании стоит ориентироваться на то, на какой платформе и как оно будет просматриваться. Например, для Instagram идеальным соотношением сторон для портретного режима (в котором и ориентирована вся программа) будет 4:5 (соотношение 1080 x 1350 или 1: 1.25), альбомные снимки можно оставить без изменений, либо обрезать до квадрата. Для YouTube или для демонстрации фото по телевизору лучше всего подойдет соотношение сторон 16:9 (хотя некоторые в данном случае пользуются кинематографическим соотношением 21: 9 , тогда на большинстве телевизоров сверху и снизу будут отображаться темные полосы, но это позволяет достичь большей выразительности кадра). Ниже – список стандартных пропорций изображения и областей их применения.

Стандартные величины (отношение ширины к высоте):

  • 3:2 (альбомн.) / 2:3 (портрет) – стандартное соотношение сторон кадра для большинства фотоаппаратов с матрицами APS-C, FullFrame, а так же для фотопленки. Такое соотношение сторон совпадает с пропорциями фотобумаги 15х10 и 21х14, что удобно при печати снимков.
  • 4:3 / 3:4 (для камер Olympus и смартфонов) – другое распространенное соотношение сторон кадра, характерно для матриц системы Микро 4:3 и многих смартфонов. Такое же соотношение сторон экрана имеют многие планшеты, например iPad.
  • 1:1 (квадрат) – Такой формат снимков выглядит очень выразительно и позволяет легко компоновать серии фотографий, получил широкое распространение с появлением Instagram, где долгое время был единственным возможным форматом для публикации. Так же фото с таким соотношением сторон выдавали многие модели Polaroid.
  • 16:9 (HDTV) - Примерами такого соотношения сторон могут служить все современные телевизоры и большиноство современных смартфонов. Представителями данного соотношения сторон являются экраны HD (1280x720), FullHD (1920x1080), UltraHD(3840 × 2160) и многие другие. Также есть похожий формат 16:10, это соотношение сторон экрана встречается на компьютерах Apple MacBook Pro многих поколений, а также на многих мониторах. Варианты разрешения таких экранов: 1280х800, 1920x1200, 2880x1080.
  • 21:9 ("кинокадр") , этим соотношением обладают некоторые мониторы и "киноманские телевизоры", картинку такого соотношения сторон мы видим в большинстве кинотеатров. именно таким соотношением сторон обладает новомодный формат 4K (4096 × 3072)
  • далее идут панорамы, их ничто не ограничивает, кроме здравого смысла.

При этом совсем не обязательно ориентироваться только на способ просмотра изображений. Соотношение сторон во многом формирует восприятие кадра, его динамику, харизму. Главное в кадре – идея и выразительность, все остальные характеристики, будь то соотношение сторон, шумность и четкость изображения, баланс белого, ничего не значат по сравнению с хорошим сюжетом снимка. Панорамы же очень удобно печатать в фотокнигах на весь разворот, либо на крупном формате, и размещать на стене. Часто даже обычный кадр может заиграть новыми красками при кадрировании его до состояния панорамы. Зритель перестает воспринимать его полностью одним взглядом, а начинает читать его, останавливаясь подробнее на каждой детали.

Изменение ориентации снимка

Отдельно стоит остановиться на изменении ориентации снимка с альбомного на портретный. Часто, особенно в путешествиях, бывает так, что в кадр с удачно позирующим человеком попадает нежедательный объект, который портит большую часть заднего плана, либо фон сам по себе выглядит достаточно скучным. Спасти снимок можно кардинально обрезав его по краям тем самым сменив ориентацию кадра. Большинство современных камер имеет достаточное разрешение матрицы, чтобы после изменения ориентации снимка кадрированием получить достаточно качественную картинку. Так из исходного альбомного снимка 6000х4000 (24 МП) можно получить портретный снимок разрешением 2667х4000 (10,5 МП), что очень даже неплохо.

Правила кадрирования портрета

По съемке и кадрировании портрета есть 3 основных рекомендации:

  1. Оставьте место в направлении движения/взгляда модели (больше места чем в обратном направлении). При этом чем более ярко выражено движение, либо направление взляда, тем больше места для него должно оставаться.
  2. Не режьте кадр по суставам или около них. Это правило наглядно проиллюстрировано ниже. В противном случае конечность будет смотреться неестественно.
  3. Если вы не уверены, как лучше кадрировать портрет при съемке, просто отступите на шаг назад, тогда границы кадра можно будет поправить в редакторе и верно расставить акценты.

Помните, что все "Правила" условны

Фотография – это в первую очередь творческий процесс, все правила тут носят рекомендательный характер. Например, правило третей. Логично сделать акцент на глаза при съемке портрета крупным планом. По правилу третей выходит, что для акцента на глазах их надо разместить на пересечении линий. При этом большинство портретов, размещенных в журнналах и на выставках, будут иметь отличную от "рекомендуемой" компоновку. Неправильную? Конечно нет! Экспериментируйте!