Что восхищает Толстого в Тушине, Тимохине, Денисове? Изображение войны в романе «Война и мир.


Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту». Французские пушки представляются ему трубками, снаряды - мячиками, французы - муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Толстой прошел осаду Севастополя и знал войну. Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?...» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.

  • «- Ну, за что они меня?.. - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
  • - Я... ничего... - проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. - Я-»

К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал князь Андрей. «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов - и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями». Они очень разные, Тушин и князь Болконский. В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе войной, они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». Здесь они похожи тем главным, чего требует от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.

И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

«- До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека. Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз - немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал , причем «громче всех слышался голос Жеркова». Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство».

Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали...

«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. - Н. Д.)

Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались...»

Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».

Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?

Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется. В обычной жизни случается иное" именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково - это князь Андрей. Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством - значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.

«- Вот спасибо, выручил, голубчик, - сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове Тушина к Багратиону.

Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв. Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться. Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.

Лев Толстой ценил героизм солдат и офицеров низшего звена, которым редко доставалась слава и награды. Люди находились в первых рядах сражения, рисковали жизнью, массово гибли, оставаясь не замеченными генералами.

Образ и характеристика Тимохина в романе «Война и мир» отображают общий портрет скромного воина, которому чужд карьеризм.

Внешний вид

Прохор Игнатьевич был опытный пожилой стрелок, несколько неуклюж в силу своего возраста и специфики военного дела. Тимохин чтил субординацию, поэтому вел себя пред генералом робко, держался как школьник перед учителем. Лицо выражало искреннее детское беспокойство по тому поводу, что сейчас обязательно за что-то отругают.

Налитые щеки Прохора краснели в минуту доклада, становились алыми. Это могло казаться признаком застенчивости, хотя на самом деле так отражалось на мужчине излишнее потребление вина. Особенно отличался ярко краснотой нос, по которому начальство узнавало капитана издалека.

Солдатская выправка украшала офицера подтянутым животом. Во рту не хватало двух зубов, которые враг выбил прикладом еще под Измаилом. Тимохин любил улыбаться, часто это делал, не стесняясь, показывал свой недостаток.

Характер

Прохор Ильич командовал стрелковой ротой. Кутузов обратил внимание на порядок в роте, отметил капитана, что тот храбрый офицер еще до начала знаменательного Шенграбенского сражения. Командующий помнил стрелка еще с 1790 года, когда штурмовали Измаил. Тимохин дрался с врагами отчаянно и смело. Как настоящий солдат готов был в любой момент отдать свою жизнь за победу в бою.

Товарищи считают Прохора добродушным, начальство его хвалит. Когда Пьер Безухов присутствовал на Бородинском поле, то считал более удобным задавать вопросы благосклонному Ильичу, чем озабоченному военными делами Болконскому.

Подвиг роты Тимохина

Отступая в 1805 году на территории Австрии, Кутузов приказал Багратиону задержать противника. Решено было дать бой под деревней Шенграбен. Левое крыло линии русских солдат оказалось самым слабым. Нападение французов получилось несколько неожиданным в силу интриг, имеющих место среди генералов.

Выстрелы раздались тогда, когда большинство солдат занимались хозяйственной работой. Образовалась паника, люди побежали в разные стороны, никто не слышал приказа. Болконский с правого крыла мог видеть, как быстро французы заполняют собой опушку леса. Создавалось впечатление, что враг без усилий захватил левое крыло.

Вдруг французы, казалось, без видимой на то причины, развернулись и побежали в свою сторону. Из леса показалась рота капитана Тимохина. Только эта горсть солдат осталась не разрозненной под контролем своего командира, порядок ряда был удержан, а пример капитана поддерживал роту.

\"Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали\".


Это был момент, спасший отход армии. Бегущие солдаты, не слыша за спиной преследовавших их выстрелов и победного крика врага, остановились, опомнились, услышали команду командиров и снова сомкнули линию обороны.

Героизм Тимохина и карьеризм Долохова

Рядом с капитаном в Шенграбенском сражении бежал разжалованный в рядовые за хулиганство Долохов. Федор первый схватил за воротник французского офицера, что давало ему право взять трофеи. В конце сражения Долохов подбежал к командиру полка, схватился за стремя его лошади, прижался всем телом и крикнул:

«Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!»

Бородинское сражение

Проком Ильич защищал Москву, командуя батальоном стрелков под руководством князя Болконского. Старого офицера смущали рассуждения Андрея, критиковавшего Кутузова за отступление под Смоленском, его мнения не спрашивали и он молчал, краснея и сопя.

Поле битвы Тимохин покинул с раненой ногой, поэтому самостоятельно выехать с Москвы не смог бы. Но бравого воина приняли с остальными офицерами в доме Ростовых. Утром граф Илья Андреевич приказал разгрузить с повозок имущество, чтобы вывезти на них раненных.

Тимохина погрузили на одну телегу с Андреем Болконским, спасая жизнь доблестному капитану. Лев Толстой обращает внимание потомков на то, что сражение выигрывает не генерал, а солдатская масса, которую в бой ведут маленькие по чину, никому не известные офицеры. Чтить память о защитниках Родины есть долг каждого гражданина.

Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырёхтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов, должен был задерживать их, сколько мог. Задача была не из лёгких.. .Ночью Багратион, пройдя сорок пять вёрст с голодными, разутыми солдатами по горам, без дороги, растеряв при этом третью часть отставшими, прибыл в назначенное место на несколько часов раньше французов. Но тут случилось неожиданное.. .Мюрат, встретив отряд Багратиона, подумал, что это вся армия Кутузова и предложил перемирие на три дня. Для русских это была единственная возможность выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона. В отличие от Мюрата, Наполеон сразу разгадал обман. Пока отряд Багратиона отдыхал, к Мюрату скакал адъютант Бонапарта с грозным посланием. Русские успели немного отдохнуть, поесть солдатской каши, и тут.. .внезапно слышится свист, падает ядро, затем следующее, и следующее.. .Тушин, командир батареи, приказал начать огонь по Шенграбену.
А тем временем пехотные полки, застигнутые французами в лесу врасплох, хаотично, в панике, выбегали из леса, крича: "Обошли! Отрезали! Пропали! ". Полковой командир бежал за своими солдатами, пытаясь их остановить, но они его не слушали и продолжали бежать. Он остановился в отчаянии, ему казалось, что всё кончено. Но тут он увидел, что французы, только что наступавшие, вдруг побежали назад. В лесу показались русские стрелки - это рота Тимохина, единственная оставшаяся в порядке, сидела в канаве, дожидаясь врага, а затем внезапно атаковала. Тимохин был будто пропитан бодростью и решительностью в эту минуту, он, держа в руке одну шпагу, наполненный великим чувством долга и боевым духом, побежал на французов, и те, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. В этот момент Долохов бежал рядом с Тимохиным, убил в упор одного француза и "первый взял за воротник сдавшегося офицера". Бегущие солдаты возвращались к своим батальонам. Полковой командир стоял с майором Экономовым и отдавал ему приказ, в это время к нему подбежал один бледный солдат, это был Долохов. Он показал командиру французскую шпагу и сумку, сказал, что взял в плен офицера и остановил роту. И ещё он просил командира запомнить его. А после, продолжая мешать разговору, Долохов показал свою рану, доставшуюся ему от французского штыка.
Если сравнивать Тимохина и Долохова, можно сказать, что Тимохин - храбрый, решительный, целеустремлённый, отчаянный, с огромной силой воли, ведь, когда все солдаты других рот начали панически куда-то бежать, подцепляя за собой остальных, Тимохин не поддался этому и остался сидеть в лесу, в засаде, поджидая удобного моманта для нападения. Ведь для победы в сражении важно не только иметь большую армию, хотя и не без этого, важно уметь правильно настроить эту армию, этих солдат, придать им хорошего боевого духа, веру в свои силы и желание во что бы то ни стало защитить людей от гибели. А если все начали падать духом, унывать, думать, что всё кончено, то постепенно они присоединяют к себе других, и тем самым очень легко поддаться этому и побежать со всеми.. .
А когда пришёл тот самый нужный момент, Тимохин скомандовал для наступления, затем он бежал впереди всех и убивал французов, попадавшихся ему на пути. В этот момент у него был такой огромный заряд энергии, нужной в бою, что он заразил ею свою роту, и они, следуя его примеру тоже бежали на противника. Среди них был и Долохов.
Обычно, когда сравнивают двух людей, один получается положительным, а другой отрицательным. Тимохин получился положительным, но нельзя сказать, что Долохов прямо совсем отрицательный.


Роман «Война и мир – роман-эпопея: в нем отразилась сила и характер русского народа в момент, когда решалась его судьба. В романе дана широкая панорама общественно-политической жизни России. В центре этих событий – Отечественная война 1812 года, которая стала своеобразной проверкой помыслов, дел и свершений тысяч людей, их моральных качеств и духовной силы. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека. Большое внимание в романе автор уделяет русским воинам – тем, кто разбил численно превосходящего противника и освободил русскую землю от захватчиков. Русский воин – понятие собирательное. Это и простой солдат, и князь Андрей, и совсем еще мальчик Петя Ростов, и партизан Тихон Щербатый. В эпопее «Война и мир» история предстает в человеческом освещении: события пропущены сквозь призму восприятия героев, движение истории сопряжено с судьбами простых людей. Один из них - капитан Тушин, герой Шенграбенского сражения. В его внешнем облике, речи, манере держаться «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Перед сражением он размышляет о смерти, не скрывая, что смерть страшит его прежде всего своей неизвестностью: «Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна». Именно робкий Тушин взял на себя инициативу во время Шенграбенского сражения. Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным. Во время боя он преображается, в нем проявляю именно те свойства, которые, по мысли автора, являются сутью русского национального характера: ум, человечность, внутренняя убежденность. Четыре орудия Тушина, благодаря смелости его замысла и энергичности действий всей роты, представились французам главными силами русских. Маленький Тушин с его слабеньким голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом слиянии, по мнению Толстого - одна из главных причин победы. Но сам он себя не считает героем, думая о промахах и чувствуя себя виноватым в том, что потерял два орудия. Важная черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию: он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова. Капитана Тимохина объединяет с Тушиным глубокое внутреннее родство. Внешне Тимохин ничем не примечательный «служака». Однако Кутузов, узнавший его во время смотра, с симпатией отозвался о капитане: «Еще измайловский товарищ… Храбрый офицер!». Накануне Бородинского сражения Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем бое: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Истинные герои, считает автор, часто остаются в тени, а плоды победы пожинают совсем не те, кто ее завоевал. Этот мотив звучит в эпизоде, когда Тимохин и Долохов остановили внезапно возникшее замешательство и чуть не последовавшее за ним паническое бегство русских солдат. «Минуту нравственного колебания, которая решает участь сражений» угадал, почувствовал Тимохин: он «с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Тимохин одушевлен желанием спасти положение, вызволить из беды растерявшихся солдат. Долохов тоже принимает участие в этом героическом деле. Но после боя Долохов обращает не себя внимание полкового командира: «Мною взят в плен офицер. Я остановил роту», - присваивая тем самым себе все лавры победы. Так Толстой разделяет героизм истинный, бескорыстный, народный и героизм показной, мнимый. Отечественная война 1812 года явилась тяжелым испытанием для всего русского общества. Эта война показана писателем как война народная. Русский воинна страницах романа предстает перед нами как истинный патриот, не жалеющий жизни для победы. Внешне он скромный, не всегда заметный, но воюет умело. Войско и народ, сплоченные любовью к своей родной стране, одержали решительную победу над захватчиками.