Башкирская культура и традиции. Проект "Народы Урала - Башкиры" Презентация на тему башкирский народ


  • Цветок курая – символ семи башкирских племен .
  • Башкортостан - многонациональная республика. На её территории проживают представители более 70 наций и народностей. Наиболее многочисленные из них – башкиры (21,9%), татары (28,4%) и русские (39,3%). Остальные национальности вместе взятые составляют 10,4% населения Башкортостана. Всего в Башкортостане проживают представители свыше 130 национальностей.
  • Численность в России 1345,3 тыс. человек, в том числе в Башкирии 863,8 тыс. человек.
  • Живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Тюменской областях. Проживают по всей территории России.
  • Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространены русский, татарский языки.
  • Распространены русский, татарский языки.
  • Письменность на основе русского алфавита.
  • Верующие Башкиры - мусульмане- сунниты.
  • Башкиры - тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию в IV в. со стороны южно - степной полосы. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных культур и языков.
  • В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрков кочевников, вытеснив и отчасти ассимилировав аборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка, культуры и физического облика башкиров.
  • Традиционным занятием башкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили главным образом лошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов. Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Развиты были подсобные занятия и промыслы - ткачество, деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкур и кож, изготовление из них одежды и обуви.
  • Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условиях кочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились с переходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала была характерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждая группировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы. Количество дворов варьировало от нескольких десятков до 200-300 и более, в выселках было 10-20 дворов.
  • Мусульманство.
  • Письменность для башкирского
  • языка сначала была создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. - на русскую графическую основу.
  • Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Туникообразный покрой одежды - самый распространенный в национальном костюме народов края.
  • Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён.
  • Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы.
  • Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.
  • Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом.
  • Башкиры сохраняли элементы традиционных верований:
  • почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы).
  • Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе).
  • Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом.
  • Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов.
  • Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты.
  • Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

Слайд 2

Задачи:1. Воспитать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.2. Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.3. Развить интерес и стремление узнать новое о социальной действительности и окружающих людях.4. Воспитывать уважение к культурно- историческим ценностям другого народа.5. Развить познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, традициях, истории своей страны.

Слайд 3

Беседа с детьми по теме Южный Урал - наша Родина.Цель: Рассказать, что мы живём на Южном Урале, в самом центре России. История жизни человека на Южном Урале.Цель: Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми.Человек и мир вокруг.Цель: Познакомить детей с понятиями живая и не живая природа. Познакомить детей с образными выражениями о природе.Труд человека на Южном Урале.Цель: Познакомить детей с понятиями “кочевой народ”, “осёдлый народ” с кочевыми и осёдлыми традициями народов Южного Урала.

Слайд 4

«Коренные жители Урала»1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские. Коренные жители Урала – башкиры.2. Познакомить детей с историей башкирского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

Слайд 5

Башкирское жилище1. Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища:устройство юрты;особенности интерьера (две половины: мужская, женская);специфическое оформление юрты и двух половин жилья.2. Закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения.3. Развивать инициативу, самостоятельность.4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.

Слайд 6

Национальная башкирская одежда 1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды. 2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита. 3. Закреплять знания о семантике мотивов башкирских узоров. 4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского народа.

Слайд 7

Башкирская кухня 1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской семьи. 2. Расширить знания об особенностях национальной кухни. 3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусным напитком (кумыс) Итог. Праздник «Сабантуй» Цель. «Приобщение детей ккультуре башкирского народа»

Слайд 8

Башкирские народные сказки.Цель: Познакомить детей со сказками башкирского народа. Пословицы и поговорки.Цель: Познакомить детей с башкирскими пословицами и поговорками. Помочь понять значение пословиц в жизни человека - они учат, помогают жить. Если не знаешь, как поступить, вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет.

Слайд 9

Религия народов Южного Урала.Древние святилища Южного Урала.Цель: Познакомить детей с тем, что люди начали верить в существование духов и богов, добрых и злых сил ещё в те далёкие времена, когда они впервые попытались осмыслить окружающий их мир. Помочь понять детям, что в древности люди верили в то, что некоторые объекты природы, например горы или родники, являются священными. Со временем они стали сами создавать святые места – для хранения святынь или для богослужений, например храмы или церкви, а также монастыри, где монахи могли жить в тишине и покое.

Слайд 10

Религиозные здания.Мечеть.Цель: Рассказать детям, что если на шпиле укреплено изображение узенького полумесяца. В них поклоняются богу люди, исповедующие другую религию - ислам. Они называют себя мусульманами, а бога - Аллах. Мусульмане верят в существование только одного Бога-Аллаха и его пророка-Мухаммеда. Они молятся пять раз в день, повернувшись в сторону Мекки: утром, после полудня, в середине дня, после захода солнца и перед сном.

Слайд 11

Мероприятия:Беседа «Многонациональный Урал».Чтение легенд: «Происхождение башкир», »откуда взялись медведи», «большая медведица», «девушка и месяц».чтение башкирских сказок, пословиц, поговорок.Рассматривание карты, определение региона Башкирии.Игры башкирские: «Медный пень», «юрта», «палка -кидалка», «липкие пеньки», «стрелок».Просмотр мультфильма из серии: «Гора самоцветов» башкирской народной сказки «Толкование сновидений».Прослушивание башкирских мелодий.Познавательное занятие «Башкирское народное жилище»Рисование «Юрта»Лепка «»Мой любимый сказочный герой»Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.Свободное рисование.Познавательное занятие «Одежда башкирского народа»Рисование «Башкирский национальный костюм»Аппликация «Сапожки – ичиги»Познавательное занятие «Гостеприимство башкир»Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юрфан)Лепка: «Башкирское угощение»

Слайд 12

Итогом нашей работы стало интегрированное занятие «Наш Урал» познавательная игра «Что? Где? Когда?» - дети показали свои знания о природе Урала, традициях башкирского народа, особенностях национального башкирского костюма.Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаем у детей мотивацию к занятиям и развиваем творческиеспособности. Мы очень надеемся, что знания, полученные у нас, оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Духина Анна
Презентация «Башкиры»

Башкиры тюркоязычный народ , проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Семейная жизнь башкир в прошлом характеризовалась спокойной и мирной.

Отношения между супругами строились на взаимном уважении и согласии.

Необходимость взаимопонимания в семье нашла отражение и в фольклоре, в частности, в пословицах и поговорках : «Бергэнеке берэгэйле» (В единстве сила, «Берлектэ - бэрэкэт, таркаулыкта - 1юлдкэт» (В сплоченности - сила, в разобщённости -гибель) .

В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, где четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи. Особое место среди этих норм занимают взаимоотношения супругов.

Главой семьи считался отец. Он был хранителем семейных устоев, распорядителем имущества, организатором хозяйственной жизни и имел большой авторитет в семье.

ольшим почётом и уважением пользовалась старшая женщина, жена главы семьи. Она была посвящена во все семейные дела, распоряжалась женскими работами.

С приходом невестки (килен) свекровь освобождалась от работ по хозяйству; их должна была выполнять молодая женщина. В обязанность килен входило приготовление пищи, уборка жилища, уход за скотом, дойка коров и кобылиц, работы по изготовлению тканей и одежды.

радиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения : зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой.

одственные отношения у башкир по мужской и женской линиям поддерживались в одинаковой степени, хотя говорят, что «Родственники жены у очага, а родственники мужа у порога» . В связи с патрилокальным поселением супруги с родственниками мужа общались чаще, родственники жены, естественно, приезжали только в гости.

У башкир существует специальная терминология для определения прямых потомков до седьмого колена, по которой можно установить разрыв родственных связей на восьмом поколении.

На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю - она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику, не рекомендовали посещать мечети (молиться дома, посещать кладбища.

Публикации по теме:

Презентация «Посуда» ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи НОД: В ходе непосредственно образовательной.

Презентация «Масленица» Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался.

Презентация «Дружба» В рамках тематической недели "Мы друзья" я подготовила для ребят презентацию о дружбе. Захотелось сделать ее красочной и весёлой. Для этого.

Презентация «И. Я. Билибин» Иван Билибин художник. Иллюстрации к сказкам Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор. Родился 4 августа 1876 года.

Презентация «Масленица» Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Традиции башкирского народа Выполнил: воспитатель МКДОУ № 8 Нуретдинова Е. Н.

Южный Урал – Родина Башкирии

Холодное небо, прозрачные дали, громады застывшие скал. Этому краю недаром дали Гордое имя – Урал.

Урал – это значит земля золотая. Урал – это рек полноводный простор. Это леса, что как волчьи стаи, кольцом окружили подножия гор.

Светом заводов искрятся дали, Гремят поезда между глыбами скал. Этому краю недаром дали Гордое имя – Урал!

Это край привольных степей и лесов.

Край полноводных рек и светлых озёр.

Край плодородных равнин и горных массивов.

На Южном Урале живёт более ста национальностей.

Башкиры – « башкорт »: «баш» -голова, «корт» - волк.

Культура башкирского народа

Башкиры – опытные животноводы

Искусные пчеловоды

За песками сыпучими, За степями ногайскими Вздымаются горы высокие С долинами изумрудными.

Реками, озёрами светлыми, Потоками быстрыми.

Там степи волнистые Травой – ковылём расстилаются, Цветами разубраны.

То край мой родной. Вольных Башкиров страна!

Издревле он был в почёте У татар и у башкир Духом дружбы он овеян – Празднует его весь мир!

Красивы и мелодичны башкирские песни

Лаконичны и динамичны башкирские танцы

Юрта –башкирское национальное жилище.

Много преданий и легенд хранит Башкирская земля.

Башкиры – гостеприимные хозяева.

Традиция встречи гостей. Башкиры очень гостеприимные хозяева. Неважно, кого привела судьбы к их порогу: званого гостя или незваного, на стол обязательно будет поставлено щедрое праздничное угощение. Гостя встретят с радушием и душевной теплотой. При расставании с гостями у башкир есть замечательная традиция: одаривать гостей небольшими подарками, в знак того, что их приход принес счастье в дом, и предложить им непременно побывать еще раз в гостях.

Своеобразна и вкусна башкирская кухня

Почёт и уважение к старшим.

Традиция - почитание старших. Среди крепких и уважаемых традиций особенно хочется выделить почитание старших. В башкирской семье считаются главными дедушки и бабушки, а самый младший представитель семейства обязан знать имена всех своих предков на семь поколений назад! А семьи, семейный уклад?! Стремление создать семью и обзавестись детишками – мечта любого башкира. Любовь к детям такая же крепкая и безграничная, как почитание предков!

Уральский край, родной простор, красоты… Куда бы не пошёл не забывай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа 1195 ДО СП №3 Фуфаева Юлия Юрьевна. На тему:«Культура и традиции русского народа».Итоговая досуговая образовательная деятельность совместная с...

Культура и традиции русского народа является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и незаменимым средством формирования духовного мира детей. Ознакомление воспитанников с культу...