Юрий григорович личная жизнь дети. Никакой халтуры! Как балеты Григоровича покорили мир


    - (р. 1927) российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра.… … Большой Энциклопедический словарь

    Хореограф постановщик Государственного академического Большого театра России (г. Москва); родился 2 января 1927 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградское хореографическое училище в 1946 г.; 1946 1964 солист балета Ленинградского академического… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, народный артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленинградского театра оперы и… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 02 января 1927, Ленинград), российский сценарист, режиссер; лауреат Ленинской премии (1970); народный артист СССР (1973); лауреат Гос. премии СССР (1977, за театральную работу). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1946),… … Энциклопедия кино

    - (р. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета имени Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил:… … Энциклопедический словарь

    Григорович, Юрий Николаевич - Сцена из балета Щелкунчик в постановке Юрия Григоровича. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (родился в 1927), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1946 64 в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова, с 1964 главный балетмейстер Большого театра.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927), русский хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Поставил в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова балеты Каменный цветок (музыка Прокофьева, 1957) и Легенда о любви (музыка А.Дж.Меликова, 1961), после чего был в… … Энциклопедия Кольера

    Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения … Википедия

Народный артист СССР, Герой СоциалистическогоТруда, лауреат Ленинской и Государственных премий

Родился2 января 1927 года в Ленинграде. Отец - Григорович Николай Евгеньевич былслужащим. Мать - Григорович (Розай) Клавдия Альфредовна вела домашнеехозяйство. Супруга - Бессмертнова Наталья Игоревна, Народная артистка СССР.

РодителиЮ.Н. Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились кнему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был виднымтанцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижскихсезонов в антрепризе С.Дягилева. Это в большой мере повлияло на интересмальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградскоехореографическое училище (ныне Государственная академия хореографическогоискусства имени А.Я. Вагановой), где он занимался под руководством педагоговБ.В. Шаврова и А.А. Писарева.

Сразупосле окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н. Григорович былзачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы ибалета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии вклассических и современных балетах. Среди его ролей этого времени - Половчанинв опере «Князь Игорь» А.П. Бородина, Нурали в «Бахчисарайскомфонтане» Б.В. Асафьева, Шурале в «Шурале» Ф.З. Яруллина,Северьян в «Каменном цветке» С.С. Прокофьева, Ретиарий в«Спартаке» А.И. Хачатуряна и другие.

Несмотряна успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста с самого начала тянуло ксамостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановкебольших спектаклей. Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Домекультуры имени А.М. Горького балеты «Аистенок» Д.Л. Клебанова и«Семеро братьев» на музыку А.Е. Варламова. Спектакли удались иобратили внимание специалистов на начинающего хореографа.

Однакоподлинный успех пришел к Ю.Н. Григоровичу после постановки им на сцене театраимени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» С.С. Прокофьева (по сказуП. Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н.Хикмета, 1961). Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра(1959, 1965). «Каменный цветок» Ю.Н. Григорович ставил также вНовосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и другихгородах; «Легенду о любви» - в Новосибирске (1961), Баку (1962),Праге (1963) и других городах.

Спектаклиэти имели оглушительный успех, вызвали огромную прессу, положили началодискуссии о путях развития отечественного балета. И хотя дело не обошлось безсопротивления консервативных сил, они ознаменовали начало нового этапа вразвитии нашего балетного театра. Вспомним, что именно на рубеже 1950-1960-хгодов во всех видах нашего искусства: в поэзии и в прозе, в живописи и втеатре, в музыке и в кино - выступило новое поколение талантливых молодыхтворцов, которые определили главные достижения отечественной художественнойкультуры второй половины XX века. Впоследствии они получили название славногопоколения «шестидесятников». Ю.Н. Григорович принадлежит именно кэтому поколению.

Вчем же состоит тот принципиальный перелом, который произошел в нашем балете спервыми зрелыми спектаклями Григоровича? Они обобщили завоеванияпредшествующего балетного театра, но подняли его на новый уровень. Они углубилитрадиции хореографического искусства, возродив забытые формы классики, и вместес тем обогатили балет новаторскими достижениями.

Этиспектакли содержат глубокую идейно-образную трактовку литературныхпервоисточников, положенных в основу их сценариев, отличаются последовательнойи цельной драматургией, психологической разработкой характеров героев. Но, вотличие от односторонне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода,где танец нередко приносился в жертву пантомиме, а балет уподоблялсядраматическому спектаклю, здесь царит на сцене развитая танцевальность,действие выражается прежде всего танцем, а в связи с этим возрождаются сложныеформы хореографического симфонизма (то есть танца, развивающегося подобномузыкальной симфонии), достигается более тесное слияние хореографии с музыкой,воплощение в танце ее внутренней структуры, обогащается лексика (язык) танца.

Основойхореографического решения в этих спектаклях был классический танец, обогащенныйэлементами других танцевальных систем, в том числе народного танца. Элементыпантомимы органически были включены в танец, имевший до конца действенныйхарактер. Высокого развития у Ю.Н. Григоровича достигают сложные формысимфонического танца (ярмарка в «Каменном цветке», шествие и видениеМехменэ Бану в «Легенде о любви»). Ю.Н. Григорович дает здесь нетанцы на ярмарке (как было бы в балетах предшествующего этапа), а ярмарку втанце, не бытовое шествие, а танцевальный образ торжественного шествия и т.п. Всвязи с этим кордебалет используется не только для изображения на сцене толпылюдей, но прежде всего в его эмоциональном значении, как лирический«аккомпанемент» танцу солистов.

Мыпотому подробно остановились на новых принципах художественного решения первыхзрелых спектаклей Ю.Н. Григоровича, что они будут определять все егопоследующее творчество. К этому надо добавить еще два важных момента.

Обаэти спектакля оформлены выдающимся театральным художником С.Б.Вирсаладзе,который будет сотрудничать с Ю.Н. Григоровичем до самой своей кончины в 1989году. С.Б. Вирсаладзе досконально знал хореографическое искусство и былхудожником изысканного, тонкого вкуса, создавая декорации и костюмыпоразительной красоты. Оформленные им спектакли Ю.Н. Григоровича отличаютсяцельностью изобразительного решения, волшебством живописного колорита. Костюмы,созданные С.Б. Вирсаладзе, как бы развивают «живописную тему»декорации, оживляя ее в движении и претворяясь в своеобразную«симфоническую живопись», соответствующую духу и течению музыки. Кройи цвет костюмов, создаваемых художником в содружестве с балетмейстером,отвечают характеру танцевальных движений и композиций. Про С.Б. Вирсаладзесправедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколькосам танец. Успех спектаклей Ю.Н. Григоровича в значительной мере определялсяего постоянным содружеством с этим замечательным художником.

Иеще одно важное обстоятельство. Вместе со спектаклями Ю.Н. Григоровича вступилов жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижениянашего балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это А.Е. Осипенко, И.А.Колпакова, А.И. Грибов, в Москве - В.В. Васильев и Е.С. Максимова, М.Л.Лавровский и Н.И. Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектакляхЮ.Н.Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом в ихтворческом пути.

Вполнеестественно, что после такого яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н. Григоровичбыл назначен сначала балетмейстером театра имени С.М. Кирова (в этой должностион проработал с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главногобалетмейстера в Большой театр и занимал эту должность с 1964 по 1995 год (в1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы).

ВБольшом театре Ю.Н. Григорович после переноса «Каменного цветка» и«Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей. Первым из нихстал «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1966). Этот балет претворен им некак детская сказка (как это было ранее), а как философско-хореографическаяпоэма с большим и серьезным содержанием. Ю.Н. Григорович создал здесь целикомновую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений (купюр илиперестановок музыкального материала, что часто делается) партитуры П.И.Чайковского. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев,воплощенные в развитых танцевальных партиях. Детские сцены первого акта, вотличие от предшествующих постановок, поручены не ученикам хореографическогоучилища, а артистам кордебалета, что позволило значительно усложнить ихтанцевальный язык. Действие сновидений Маши развертывается как ее путешествиепо рождественской елке (символизирующей здесь целый мир) к увенчанной звездойвершине. Поэтому в нем участвуют елочные игрушки, составляющие«аккомпанемент» чувствам главных героев и получающие«портретное» раскрытие в дивертисменте второго акта (сюитастилизованных национальных танцев). Для спектакля характерна тенденция кединству действенно-симфонического развития хореографии, что достигается, вчастности, преодолением дробности отдельных номеров и укрупнением танцевальныхсцен (например, три последних музыкальных номера слиты в единуюхореографическую сцену). Подчеркнутое значение приобретает здесь обострениеборьбы добрых и злых сил (Дроссельмейер и Мышиный царь). Весь спектакль вдекорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой,которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромныйуспех, большую положительную прессу и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшееразвитие творчество Ю.Н. Григоровича получило в постановке балета«Спартак» А.И. Хачатуряна (1968). Балетмейстер создалгероико-трагедийное произведение о счастье борьбы за свободу. Отойдя отпервоначального описательно-повествовательного сценария Н.Д. Волкова, Ю.Н.Григорович построил спектакль по собственному сценарию на основе крупныххореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия,чередующиеся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Например,первый акт состоит из четырех крупных танцевальных композиций: вражескоенашествие - страдания рабов - кровавые развлечения патрициев - порыв квосстанию. И эти сцены как бы «прослаиваются» танцевальнымимонологами, выражающими состояние и дающими «портрет» главных героев:Спартака, Фригии и далее других. Аналогично строятся и следующие акты. Подобнотому как в музыкальном искусстве существует жанр концерта для солирующегоинструмента (скрипки, фортепиано) с оркестром, Ю.Н. Григорович в шутку говорил,что его постановка - это как бы спектакль для четырех солистов с кордебалетом.В этой шутке есть большая доля правды, отражающая принцип композиционнойструктуры данного произведения.

Совместнос композитором А.И. Хачатуряном Ю.Н. Григорович создал новую музыкальнуюредакцию произведения, соответствующую новому сценарию и общему композиционномупостроению. Основой хореографического решения здесь стал действенныйклассический танец (с использованием элементов пантомимы, характерного игротескового танца), поднятый до уровня развитого симфонизма.

Каждыйакт заканчивался своеобразной «финальной точкой»: барельефнойпластической композицией, как в фокусе собирающей прошедшее действие. Например,первый акт - группой рабов со щитами во главе со Спартаком, последний - траурной группой с поднятым вверх убитым героем и тянущимися к нему рукамипрославляющей его массы и т.п. Помимо таких статических групп, завершающихкаждую картину, в спектакле было еще немало других эффектных моментов,например, танцы на пиру патрициев, шествия и праздники, битвы и конфликтныестолкновения героев. А когда Спартака поднимали на пронзающие его пики воиныКрасса, зал ахал от силы этого эффекта.

Новсе эти и другие постановочные эффекты у Ю.Н. Григоровича никогда не былисамоцелью. Они всегда служили главному: воплощению глубокой идейно-философскойконцепции. Успех «Спартака» определился не только яркостьютанцевальных и сценическо-постановочных находок, но и его огромной обобщающей силой.Это была не иллюстрация к эпизоду из древней истории, а поэма о борьбе снашествием и гнетущими силами вообще, о трагической неодолимости зла, обессмертии героического подвига. И поэтому происходящее на сцене воспринималосьудивительно современно. Недаром железная поступь когорт Красса (переданнаяразвитой танцевальной композицией) вызывала ассоциации с гитлеровскимнашествием на Европу и нашу страну, а заключительные композиции, напоминающиетрадиционные иконографические образы в изобразительном искусстве (снятие скреста, положение во гроб, оплакивание и т.п.), возвышались до воплощениямировой скорби. Благодаря своей огромной обобщающей силе спектакль поднималсядо протеста против тоталитаризма вообще.

УспехЮ.Н. Григоровича здесь разделили, как всегда, художник С.Б. Вирсаладзе изамечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В. Васильев и М.Л.Лавровский, Фригию - Е.С. Максимова и Н.И. Бессмертнова, Эгину - Н.В. Тимофееваи С.Д. Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э. Лиепа в роли Красса. Уже доэтого прославившийся как выдающийся классический танцовщик, здесь он создалобраз, поразивший единством танцевального и актерского мастерства. Его Красс - это злодей огромного масштаба, поднимающийся до символа мирового зла, чемподчеркивается роль и значение героической борьбы с ним и ее трагическогоисхода.

Каквыдающееся произведение отечественного искусства «Спартак» Ю.Н.Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды - Ленинской премии. Этопока единственное конкретное произведение балетного театра, получившееЛенинскую премию. Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюдуимел ошеломляющий успех. Ю.Н. Григорович получил мировое признание.Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в нашей стране и за рубежом. А вБольшом театре «Спартак» идет уже около 40 лет, украшая егорепертуар. В нем сменилось несколько поколений артистов, и для каждого из нихучастие в этом спектакле имело этапное значение в их творческом росте.

В«Спартаке» используется сюжет из истории, художественно претворенныйтак, что он, как было сказано, получает современное звучание. Эта линия втворчестве Ю.Н. Григоровича была продолжена в «Иване Грозном» намузыку С.С. Прокофьева, осуществленном в Большом театре в 1975 году. В 1976году Ю.Н. Григорович поставил его также в парижской Опере. Здесь также имеетместо обращение к истории, на этот раз русской, приобретающей современныйсмысл.

Ю.Н.Григорович сам создал сценарий этого балета, а композитор М.И. Чулаки - музыкальную композицию из разных произведений С.С. Прокофьева, в том числе изего музыки к кинофильму «Иван Грозный».

Вспектакле на основе уже выработанных и утвердившихся в творчестве Ю.Н.Григоровича художественных принципов раскрываются отдельные страницы русскойистории, создается психологически сложный образ выдающейся личности, проносящейсвою идею через множество трудностей. Это своего рода моноспектакль, где вцентре - личность главного героя, и все подчинено раскрытию его судьбы ивнутреннего мира.

Помимомассовых и сольных танцевальных сцен здесь используется в качествесвоеобразного хореографического лейтмотива танец бьющих в набат звонарей. Этоттанец неоднократно трансформируется в соответствии с характером действия иотмечает все поворотные моменты в исторической судьбе народа и главного героя.Необыкновенно впечатляла сцена видения Ивана, когда ему является в егомучительных грезах отравленная его врагами любимая жена Анастасия. Открытиемэтого спектакля стал артист Ю.К. Владимиров, для которого хореограф сочинилпартию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой.

Первыетри спектакля Ю.Н. Григоровича были посвящены сказочно-легендарной тематике.Далее мы рассказали о двух его спектаклях на исторические темы. Но Ю.Н.Григорович создал также два спектакля на современную тему. Воплощениесовременной темы в балете имеет особые трудности. Как совместить условностьтанцевального искусства и балетного театра с обликом человека и реалиямисовременной жизни? Балетмейстеры не раз спотыкались и терпели неудачи в решенииэтой задачи. Ю.Н. Григорович решил ее с присущим ему талантом.

В1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я. Эшпая,созданный по пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история», в те годы оченьпопулярной в нашей стране и шедшей на сценах многих театров. Это спектакль осовременной молодежи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающийстановление личности, отношения индивида и коллектива. Благодаря своим новымтворческим принципам, которые предполагают отказ от бытовизма, описательности,заземленности и создание обобщенных танцевально-симфонических образов, Ю.Н.Григоровичу удалось избежать какой-либо фальши в решении современной темы.Классический танец здесь обогащен элементами народного, бытового, свободнойпластики и пантомимы, физкультурно-спортивных движений, сплавленными в единоехореографическое целое. Пластический язык главных действующих лиц индивидуальносвоеобразен и подчинен раскрытию их характеров. Хореографический образ большойсибирской реки Ангары, создаваемый кордебалетом, в качестве лейтмотива проходитчерез весь спектакль, выступая то как могучая стихия, покоряемая трудом людей,то как «резонатор» чувств героев, то как воплощение их воспоминанийили мечты.

Заудачное художественное решение в балете «Ангара» современной темы Ю.Н.Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР. ВторуюГосударственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничныххореографических действий.

Другойспектакль Ю.Н. Григоровича, связанный с современностью, - это «Золотойвек» Д.Д. Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервыеэтот балет Д.Д. Шостаковича был показан в 1930 году в постановке другихбалетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Поэтому,обратившись к этому произведению, Ю.Н. Григорович прежде всего создалсовершенно новый сценарий. В связи с этим возникла необходимость дополнить имузыку. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д. Шостаковича:медленные части из первого и второго фортепьянных концертов, отдельные номераиз «Джаз-сюиты» и другие.

Вотличие от первоначального спектакля, где социальный конфликт имелплакатно-схематический характер, здесь он раскрывается через столкновение живыхчеловеческих индивидуальностей. Наряду с сатирическими и драматическими большоезначение приобрели лирические сцены. Действие развертывается в крупныхтанцевально-симфонических номерах, в основе которых лежит классический танец,обогащенный элементами народного, бытового, характерно-гротескового, пантомимы,физкультурно-спортивных движений. Для характеристики 1920-х годов, когдапроисходит действие, использованы жанровые черти бальных танцев того времени(фокстрот, танго, чарльстон, ту-стэп).

Исполнительскимоткрытием этого спектакля стал Г.Л. Таранда в образе двуличного главного героя,выступающего то как бандит, то как жиголо в ресторане «Золотой век».Новыми гранями заблистало также дарование Н.И. Бессмертновой в главной женскойроли. В декорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе удалось сочетать приметы современностис условностью хореографического действия. Костюмы легки, танцевальны, красивы ивместе с тем напоминают одежду современной молодежи.

Досих пор речь шла о новых балетах, впервые созданных Ю.Н. Григоровичем. Но в еготворчестве большое место занимают также постановки классики. Он поставил всетри балета П.И. Чайковского. Но в «Щелкунчике» старая хореография несохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново. А в «Лебединомозере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться спроблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития идополнения ее в связи с новой образной концепцией целого. Оба эти произведенияЮ.Н. Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новуюредакцию-версию.

«Спящуюкрасавицу» Ю.Н. Григорович первоначально воплотил еще до перехода в этоттеатр на работу - в 1963 году. Но он остался неудовлетворенным этой постановкойи вернулся к данному произведению через 10 лет, в 1973 году. Балетмейстербережно сохранил здесь всю классическую хореографию, созданную М.И. Петипа, нодополнил ее новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос и др.).Значительно развита танцевальная партия принца Дезире. Образ главного героятеперь стал равнозначен образу героини Авроры. Образ злой феи Карабы тожехореографически более разработан и решен на основе характерно-гротесковоготанца в сочетании с пантомимой. В результате укрупнен основной конфликт,обострено столкновение добрых и злых сил, усилено философское звучаниепроизведения.

Перваяпостановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н. Григоровичем в 1969году. В балете, созданном П.И. Чайковским, главные герои в конце гибли. Всценической истории балета этот конец был изменен, и спектакль заканчивалсяторжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Ю.Н. Григоровичхотел в постановке 1969 года вернуться к трагическому финалу. Но ему тогда этоне разрешили сделать руководящие инстанции, в результате чего замыселбалетмейстера, связанный с усилением трагедийного начала на протяжении всегопроизведения, остался воплощенным не полностью.

Вовсей глубине Ю.Н. Григоровичу удалось осуществить этот замысел лишь в 2001 годув новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре. Здесь впервыев сценической истории этого балета главным героем является не столько Одетта,сколько Зигфрид. Это прежде всего спектакль о Принце, о противоречиях егомятущейся души, о его трагической судьбе, о неумолимости тяготеющего над нимРока. Разумеется, и несчастная участь Одетты - мечты и идеала Зигфрида - входитв содержание спектакля. Но она имеет подчиненное значение по отношению к судьбеПринца. Роль эта не ослаблена, но она сопряжена с центральным образом главногогероя. Его хореографическая партия в связи с этим значительно развита всравнении с прежними постановками.

Оченьважно также значительное усиление трагедийного начала в спектакле. И тут делоне только в катастрофичном конце, а в трагедийном накале всего действия, втрактовке Злого гения не как колдуна, а как Рока, тяготеющего над Принцем исопряженного с противоречиями его души (что, кстати, соответствует концепциизлого Рока и в последних трех симфониях П.И. Чайковского), в хореографическомразвитии партии Злого гения - двойника Принца, в сочинении новых, насыщенныхдраматизмом его дуэтов с Принцем. Наконец, в общей мрачной атмосфере всегодействия (дополненной призрачными декорациями С.Б. Вирсаладзе), то окутывающейпервый план, то ощущаемой в подтексте.

Развитоетрагедийное начало характерно для всего творчества Ю.Н. Григоровича.Масштабным, вырастающим едва ли не до символа мирового зла, стал у него образфеи Карабы в «Спящей красавице», не говоря уже о насквозь трагедийных«Легенде о любви» и «Спартаке». Думается, что все это идетот конфликтности и катастрофичности современного мира, которые чуткоулавливаются художником. Вспоминаются и аналогичные явления в других видахискусства, например в симфоническом творчестве Д.Д. Шостаковича.

Следуетотметить удивительное хореографическое совершенство этой постановки. Почти тричетверти хореографии в ней сочинены Ю.Н. Григоровичем. И сделано это так, чтонеспециалист, не знающий конкретно, какой танцевальный эпизод кому принадлежит,никогда не почувствует, что здесь есть куски текста разных балетмейстеров. Ю.Н.Григорович необычайно тактично соединил хореографию Л.И. Иванова, М.И. Петипа,А.А. Горского и свою в единое, непрерывно развивающееся, стилистическиоднородное целое, в своеобразную хореографическую симфонию, в которойвыявляются и характеры героев, и движение драматического действия, и сменыэмоциональных состояний, и целостная философская концепция произведения.

Ю.Н.Григорович укрупняет хореографические сцены старых балетов, объединяя несколькоранее самостоятельных номеров в единую развернутую, полифонически сложнуютанцевальную композицию. Вторая картина спектакля - гениальное создание Л.И.Иванова оставлена Ю.Н. Григоровичем почти без изменений. Он внес лишь нескольконебольших штрихов, развивших и усиливших замысел Л.И. Иванова и придавших емуокончательное завершение. Получилась единая, цельная, полифоническаямузыкально-хореографическая композиция, к которой, безусловно, стремился Л.И.Иванов, и на которую Ю.Н. Григорович наложил штрихи, придавшие ей абсолютноесовершенство. Уже в этом одном виден высочайший уровень искусства Мастера.

Изклассических балетов Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре также«Раймонду» А.К. Глазунова (1984), «Баядерку» Л.У. Минкуса(1991), «Корсар» А. Адана - Ц. Пуни и «Дон Кихот» Л.У.Минкуса (оба - 1994), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель»А. Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Вовсех этих постановках он давал практический ответ на широко дискутировавшийся вте годы вопрос: как ставить балетную классику? Спектакли Ю.Н. Григоровича вравной мере чужды двух ошибочных крайностей: музейного подхода к классике и ееискусственной модернизации. Они органически сочетают традиции и новаторство,бережное сохранение классики и ее современное прочтение, подчеркивание всеголучшего в наследии и тактичное дополнение и развитие его в связи с новыми концепциями.

Нельзяне сказать также о том, что Ю.Н. Григорович трижды ставил балет своего любимогокомпозитора С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», создав три разныеверсии. Сначала он осуществил его в парижской Опере в 1978 году в двух актах.Затем создал трехактную версию в 1979 году на сцене Большого театра. И,наконец, - новую редакцию на сцене Кремлевского Дворца съездов в 1999 году.Этот последний спектакль особенно совершенен, отличается отточенностью ивыверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он особенно глубок итрагичен. Ю.Н. Григорович отошел даже от шекспировского примирения двухвраждующих семей в конце над трупами главных героев. Мрак и безысходностьфинала заставляют глубже осознавать трагедийность не только исторического, но исовременного мира.

Ю.Н.Григорович, в прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющийныне мировое имя, является также и педагогом, и крупным общественным деятелем.В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградскойконсерватории. С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой хореографии вМосковской государственной Академии хореографического искусства.

В1975-1985 годах Ю.Н. Григорович был президентом Комитета танца Международногоинститута театра. С 1989 года он президент Ассоциации деятелей хореографии, а с1990 года - президент фонда «Русский балет». В 1991-1994 годах Ю.Н.Григорович был художественным руководителем хореографической труппы «ЮрийГригорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах Россиии за рубежом. Многие годы он был председателем жюри международных конкурсовартистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария).

Уйдяв 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н. Григорович осуществилмножество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многихзарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другиесцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Онявился пропагандистом русского балета на многих сценах мира.

Вкино экранизированы балеты Ю.Н. Григоровича «Спартак» (1976) и«Иван Грозный» (1977). Его творчеству посвящены фильмы«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце»(1978), «Балет от первого лица» (1986), книга В.В. Ванслова«Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М.: Искусство, 1969, 2-еизд., 1971), альбом А.П. Демидова «Юрий Григорович» (М.: Планета,1987).

Каки всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н. Григорович очень требователен вработе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, скоторыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийсяо своих артистах, добрый товарищ.

Всвободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей.Из композиторов особенно любит П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, из писателей- А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Любит путешествовать и изучатьстарину.

Всеспектакли, созданные Ю.Н. Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели огромнуюпрессу и вызывали восторженные высказывания и оценки многих выдающихся людей.Приведем только два суждения о его творчестве легендарных деятелейотечественного искусства.

Гениальнаябалерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила:«Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человекогромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко - жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, онпродолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходитвремя, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это оченьценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей.Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения,только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многиеактеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Генийотечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: «В егохореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из областихореографии - в смысле соотношения классических традиций и современных средств.Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советскоготеатра».

СозданноеЮрием Николаевичем Григоровичем - это наше национальное достояние. Вместе с темэто этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра. Инесмотря на то, что мастером уже так много сделано, мы вправе ждать от негоновых творческих свершений.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biograph.comstar.ru/

Период с 1964 по 1995 называют в Большом театре «золотым веком», ведь именно в это время на главной сцене творил невероятно талантливый хореограф Юрий Григорович . Будучи главным балетмейстером, он открыл миру имена многих блестящих танцовщиков своего времени. Но лишь единицы из них встали на его сторону, когда речь шла об увольнении маэстро из Большого. АиФ.ru рассказывает, как сложилась судьба Юрия Николаевича на сцене.

Молодой и талантливый

«У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь», — рассказывал в интервью «АиФ» хореограф. Свой первый балет он поставил через год после окончания Ленинградского хореографического училища. Ему было 20 лет, а его «Аистёнок» и ряд других постановок уже заметили профессионалы. Одним из ценителей того, что делал Григорович, был Симон Вирсаладзе. Впоследствии художник и хореограф очень плодотворно сотрудничали друг с другом, до самой смерти Симона Багратовича.

Слава о талантливом молодом человеке быстро дошла до руководства Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (так долгое время назывался Мариинский театр). В 1957 году на сцене легендарной «Мариинки» Григоровичу доверяют поставить «Каменный цветок» Прокофьева. Публика восприняла работу очень тепло. Два года спустя этот же балет был с успехом показан уже в Москве, на сцене Большого.

В 1961 хореограф вновь сумел покорить зрителей: его постановка «Легенда о любви» после премьеры в северной столице тоже «переехала в Москву». К этому моменту переехал и сам Григорович — он занял пост главного балетмейстера Большого театра, на котором оставался вплоть до 1995 года.

Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР Юрий Николаевич Григорович. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Смелое решение

На московской сцене каждая работа Григоровича сопровождалась успехом, хотя подступиться к некоторым шедеврам ему было нелегко. Хореограф испытывал огромное желание поставить «Спартак». Однако выступать с подобным предложением не решался, ведь до него над балетом трудились легендарные Якобсон и Моисеев .

К счастью, помог случай. Директор Большого театра Михаил Чулаки однажды посетовал, что «Спартака» нет в актуальном репертуаре. Григорович вызвался решить этот вопрос, поговорив с Моисеевым о возможной постановке. Но тот заявил, что у него катастрофически нет времени для столь масштабной работы. Вернувшись к руководству Большого с отказом Моисеева, Григорович услышал: «Кто у нас главный балетмейстер? Вот вы и делайте». То, что нужно было Григоровичу. Эта постановка признается шедевром, в главных ролях блистали Марис Лиепа и Владимир Васильев.

Увы, работа в Большом театре сопряжена не только с творческими победами. Григоровичу приходилось решать множество других задач, а еще учиться не замечать критику. Главного балетмейстера часто обвиняли в том, что он пользуется данной ему властью и не пускает на столичную сцену других хореографов, опасаясь конкуренции. А его смелое решение отправить на заслуженный отдых плеяду выдающихся танцовщиков, среди которых, кстати, была не только легендарная Плисецкая, но и жена самого Григоровича — Наталия Бессмертнова , вызвало огромный скандал. Жить и работать в такой атмосфере было непросто. Хотя супруга решение Юрия Николаевича поддержала.

Жена и подруга

С Наталией Бессмертновой хореограф познакомился, разумеется, в стенах Большого. Но чувства между ними вспыхнули не сразу. После очередного класса, где танцовщица вместе с Ниной Сорокиной отрабатывала партию Лейли из балета «Лейли и Меджнун», они с коллегой сели на ступеньках лестницы и увлеченно о чем-то болтали. Вдруг перед ними возник молодой человек в джинсах и футболке. Он ловко перескочил через девушек и быстро побежал дальше. Наташа спросила, кто это. И когда узнала, что это — «главный», сильно удивилась, ведь она представляла его себе совсем иначе.

Григорович долго не обращал никакого внимания на балерину. Все изменилось во время гастролей труппы в США, которые состоялись в 1968 году. Когда они вернулись в Москву, весь театр уже обсуждал бурный роман хореографа и танцовщицы и делал свои прогнозы, как долго просуществует эта пара. Большинство из них, естественно, были пессимистичными. Мало кто мог представить, что они поженятся в том же году и останутся вместе до самой смерти Наталии Игоревны.

Балерина не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянную занятость в театре, Бессмертнова делала все, чтобы муж абсолютно не отвлекался на бытовые проблемы. В одном интервью она заметила с улыбкой, что даже если Григорович захочет есть, а ее поблизости не окажется, максимум, что он может сделать — проткнуть сырое яйцо и выпить его. Ибо даже яичница для маэстро была бы слишком сложна в исполнении.

Балетмейстер Юрий Григорович (справа) и балерина Наталья Бессмертнова (слева) во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Новый этап

Расставание с Большим театром после 30 лет работы далось Григоровичу нелегко. Но он чувствовал, что с каждым годом работать становится все тяжелее, а потому решил первым написать заявление об уходе. Наталия Игоревна сама отвезла соответствующую бумагу в Министерство культуры.

Конечно, после увольнения у хореографа началась совсем другая, но не менее насыщенная жизнь. Будучи главным балетмейстером, он отказывался от многих предложений по работе, однако когда в истории с Большим театром была поставлена жирная точка, Григорович стал отзываться на приглашения. Он ставил в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах мира, а также создал балет в Краснодаре. Благодаря хореографу юг России увидел легендарные постановки «Золотой век», «Иван Грозный», «Спартак» и многие другие. Для Юрия Николаевича было не важно, где он работает — в Париже или Краснодаре. Главное кредо маэстро — «никакой халтуры!»

В 2008 году в жизни балетмейстера произошла трагедия. Когда он был на гастролях в Корее, после продолжительной болезни скончалась его муза — Наталия Игоревна. Пережить очередной удар судьбы Григоровичу помогла работа. В этом же году, после длительного перерыва, он вернулся на сцену ГАБТ в качестве штатного хореографа балетной труппы. Тогда об этом «большом» возвращении писали все газеты.

2017 год главный театр страны встретит масштабным фестивалем в честь 90-летия Юрия Николаевича. В течение двух месяцев на сцене Большого можно будет увидеть легендарные работы мастера: «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель», «Легенда о любви», «Золотой век», «Раймонда», «Ромео и Джульетта» и многие другие постановки. Время идет, но созданные Юрием Николаевичем балеты до сих пор смотрятся на одном дыхании, хотя когда-то его недоброжелатели в один голос утверждали, что хореография Григоровича якобы устарела.

Родители и родные, их роль в судьбе артиста

Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим. Мать - Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).

Солист балета

После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах.

Балетмейстер и хореограф

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

Главный балетмейстер Большого театра

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

Работа за рубежом и других российских сценах

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

Возвращение в Большой театр

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях - при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

Досуг и пристрастия

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ. В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей. Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Любит путешествовать и изучать старину.

«В его хореографических образах живет настоящая поэзия… Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным», – так говорил о балетмейстере Ю. Григоровиче.

Юрий Николаевич Григорович родился в 1927 году в Ленинграде. Представителей художественных профессий в семье не было, но искусство любили и ценили, и мальчик увлекся хореографией – он создавал в своем воображении балеты на сюжеты любимых книг.

Окончив в 1946 году хореографическое училище, молодой танцовщик стал первым исполнителем роли «Дона Карлоса» в балете «Каменный гость», поставленном . В Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, где она выступал последующие 15 лет, Ю. Григорович прославился как исполнитель характерных ролей, но его влекла деятельность балетмейстера. Реализовывать себя в этом качестве он начал, работая с детьми в Ленинградском Доме культуры им. А. М. Горького. Там он поставил несколько балетов: «Аистенок» на музыку Д. Д. Клебанова, «Семеро братьев» по мотивам сказки «Мальчик с пальчик», бессюжетные балеты на музыку А. Дворжака («Славянские танцы») и М. И. Глинки («Вальс-фантазия»).

И вот в 1957 году представилась возможность проявить себя в качестве балетмейстера в театре им. С. М. Кирова: Юрия Николаевича назначают ассистентом балетмейстера при постановке балета «Каменный цветок», но он создает свой вариант хореографии, в котором с классическим танцем органично сочетаются элементы танца народного. Художественный совет театра такую версию одобрил.

Несмотря на успешный балетмейстерский дебют в «Каменном цветке», поставить следующий балет Ю. Н. Григоровичу доверили лишь четыре года спустя – и это была « » А. Меликова. Этот балет, созданный по драме турецкого поэта Н. Хикмета «Ферхд и Ширин», тоже располагал к фольклорной стилизации – на сей раз восточной. В некоторых моментах используются позы, вызывающие в памяти старинные персидские миниатюры. Оба балета, поставленные Ю. Н. Григоровичем, были перенесены на сцену Большого театра.

Ю. Н. Григорович взял курс на симбиотическое слияние драматического балета, характерного для советского искусства, и достаточно долго отвергавшегося балетного симфонизма. Не все приветствовали его искания, и это заставило балетмейстера отправиться в Новосибирский театр. Около двух лет спустя его пригласили в Большой театр, где он ставит «Спящую красавицу». С 1964 года Юрий Николаевич возглавлял балетную труппу театра.

В 1966 году балетмейстер создает новую редакцию балета « ». В отличие от некоторых других постановок, музыка звучала без перестановок и купюр, а сюжет разворачивался как путешествие героини по рождественской елке, символизирующей мир, к вершине, где сияет звезда. Многие номера слиты в единые хореографические сцены, что способствовало единству хореографически симфонического развития.

Та же тенденция наблюдалась и в балете « », поставленном Ю. Н. Григоровичем в 1968 году: крупные сцены, выражающие узловые моменты действия (страдания рабов, восстание и т.п.), сочетаются с хореографическими монолгами, раскрывающими образы героев. Сам балетмейстер называл свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». В 1970 г. спектакль был удостоен высшей государственной награды – Ленинской премии.

« », поставленное позднее, балетмейстер трактовал не как романтическую сказку, а как философскую драматическую поэму о борьбе Добра и Зла. Первая картина, сцена бала и последнее действие были переработаны полностью. Ю. Н. Григорович хотел восстановить трагический финал балета, но этому воспротивилась министр культуры Е. Фурцева.

Следующий оригинальный балет хореограф поставил в 1975 году – и это был « » на музыку к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Идею подал дирижер Л. Стасевич. Воплотить на сцене все противоречия эпохи Ивана Грозного было бы невозможно – но Ю. Н. Григорович и не пытался это сделать, сосредоточив внимание на эмоциональном мире героев.

От истории балетмейстер переходит к современности, поставив в 1976 году балет «Ангара» на музыку А. Эшпая по драме А. Арбузова «Иркутская история», а тремя годами позже ставит « » , вновь создав собственную версию хореографии. Даже финал балета отличался от общепринятой версии: на момент пробуждения Джульетты Ромео еще жив.

В 1980 году Ю. Н. Григорович демонстрирует свое искусство за пределами театра в очень важный для страны момент – он участвует в качестве балетмейстера в постановке церемоний открытия и закрытия Олимпиады, а в 1982 воскрешает балет « », не ставившийся после 1931 года.

Нельзя сказать, что в период работы Ю. Григоровича все в его жизни было безоблачно. Многим – в частности, и – не нравился его авторитарный стиль руководства. В 1995 году Юрий Николаевич уходит из Большого театра, после чего возглавляет балетную труппу в Краснодаре. Сотрудничество балетмейстера с Большим театром возобновилось лишь в 2001 году, а семь лет спустя он стал там штатным хореографом.

Юрий Николаевич Григорович, несмотря на почтенный возраст, продолжает творческую деятельность. Его приглашают во многие театры, он неизменно возглавляет жюри на балетных конкурсах и в России, и в других странах.

Музыкальные Сезоны