Густав Малер: биография и семья. Густав Малер: биография и семья Город в чехии где учился малер


Родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште. С шести лет Густав начал учиться игре на фортепиано и обнаружил незаурядные способности. В 1875 году отец отвез юношу в Вену, где по рекомендации профессора Ю. Эпштейна Густав поступил в консерваторию.

Малер-музыкант раскрылся в консерватории прежде всего как исполнитель-пианист. В тоже время он глубоко интересовался и симфоническим дирижированием, но как композитор Малер не нашел признания в стенах консерватории. Первые крупные камерно-ансамблевые сочинения студенческих лет (фортепианный квинтет и пр.) еще не отличались самостоятельностью стиля и были уничтожены композитором. Единственное зрелое сочинение этого периода - кантата "Жалобная песнь" для сопрано, альта, тенора, смешанного хора и оркестра.

Широта интересов Малера в эти годы проявилась и в его стремлении к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.

В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны мировозрения и эстетики Малера. В творчестве композитора проявляется глубокий психологизм, позволяющий передать ему в песнях и симфониях духовный мир современного ему человека в постоянных и острейших конфликтах с окружающим миром. Вместе с тем никто из современных Малеру композиторов, за исключением Скрябина, не поднимал в творчестве таких масштабных философских проблем, как Малер.

С переездом в Вену, в 1896 году, начался важнейший этап в жизни и творчестве Малера, когда им были созданы пять симфоний. За этот же период Малер создал вокальные циклы: "Семь песен последних лет" и "Песни об умерших детях". Венский период - время расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь - оперного. Начав свою деятельность в Вене в качестве третьего дирижера придворной оперы, он через несколько месяцев занял пост директора и приступил к реформам, которые выдвинули Венскую оперу на первые роли среди европейских театров.

Густав Малер - выдающийся симфонист 20-го века, наследник традиций Бетховена , Шуберта и Брамса , претворивший принципы этого жанра в неповторимо индивидуальном творчестве. Малеровский симфонизм одновременно завершает вековой период развития симфонии и открывает пути для будущего.

Второй по значению жанр в творчестве Малера - песня - также завершает длительный путь развития романтической песни у таких композиторов как Шуман , Вольф.

Именно песня и симфония стали ведущими жанрами в творчестве Малера, ибо в песнях мы находим тончайшее раскрытие душевного состояния человека, а глобальные идеи века воплощены в монументальных симфонических полотнах, с которыми в 20-м веке смогут сравниться только симфонии Онеггера , Хиндемита и Шостаковича .

В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк, где начался последний, самый краткий период в жизни композитора. Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний - "Песни о земле" и Девятой. Десятая симфония была только начата. Ее первая часть закончена по эскизам и вариантам композитором Э. Кшенеком, а остальные четыре по наброскам - значительно позже (в 1960-х годах) английским музыковедом Д. Куком.


Комментарии к статье:

Летом 1910 года в Альтшульдербахе Малер приступил к работе над Десятой симфонией, так и оставшейся незавершённой. Большую часть лета композитор был занят подготовкой первого исполнения Восьмой симфонии, с её беспрецедентным составом, предполагавшим, помимо большого оркестра и восьми солистов, участие трёх хоров.

Погружённый в свою работу, Малер, который, по отзывам друзей, был, в сущности, большим ребёнком, то ли не замечал, то ли старался не замечать, как год от года накапливались проблемы, изначально заложенные в его семейную жизнь. Музыку его Альма никогда по-настоящему не любила и не понимала - вольные или невольные признания в этом исследователи находят в её дневнике, - оттого ещё менее оправданными в её глазах были жертвы, которых требовал от неё Малер. Протест против подавления её творческих амбиций (коль скоро это было главным, в чём Альма обвиняла своего мужа) летом 1910 года принял форму супружеской измены. В конце июля её новый возлюбленный, молодой архитектор Вальтер Гропиус, своё страстное любовное письмо, адресованное Альме, по ошибке, как утверждал он сам, или намеренно, как подозревают биографы и Малера, и самого Гропиуса, отправил её мужу, а позже, приехав в Тоблах, убеждал Малера дать Альме развод. Альма от Малера не ушла - письма Гропиусу с подписью «Твоя жена» наводят исследователей на мысль, что руководил ею голый расчёт, но высказала мужу всё, что накопилось за годы совместной жизни. Тяжёлый психологический кризис нашёл своё отражение в рукописи Десятой симфонии и в конце концов заставил Малера в августе обратиться за помощью к Зигмунду Фрейду.

Премьера Восьмой симфонии, которую сам композитор считал главным своим сочинением, состоялась в Мюнхене 12 сентября 1910 года, в огромном выставочном зале, в присутствии принца-регента и его семейства и многочисленных знаменитостей, в том числе давних поклонников Малера - Томаса Манна, Герхарта Гауптмана, Огюста Родена, Макса Рейнгардта, Камиля Сен-Санса. Это был первый истинный триумф Малера-композитора - публика не делилась больше на аплодирующих и свистящих, овация продолжалась 20 минут. Только сам композитор, по свидетельствам очевидцев, не выглядел триумфатором: лицо его походило на восковую маску.

Пообещав приехать в Мюнхен через год для первого исполнения «Песни о земле», Малер вернулся в Соединённые Штаты, где работать пришлось намного больше, чем он предполагал, подписывая контракт с Нью-Йоркским филармоническим: в сезоне 1909/10 комитет, руководивший оркестром, обязал его дать 43 концерта, на деле получилось 47; на следующий сезон число концертов было увеличено до 65-ти. При этом Малер продолжал работать в Метрополитен-опере, контракт с которой действовал до окончания сезона в 1910/11. Из Вены тем временем выживали Вейнгартнера, газеты писали, будто князь Монтенуово ведёт переговоры с Малером, - сам Малер это отрицал и в любом случае возвращаться в Придворную оперу не собирался. По истечении американского контракта он хотел поселиться в Европе для свободной и спокойной жизни; на этот счёт супруги Малер на протяжении многих месяцев строили планы - теперь уже не связанные ни с какими обязательствами, в которых фигурировали Париж, Флоренция, Швейцария, пока Малер не выбрал, несмотря ни на какие обиды, окрестности Вены.

Но этим мечтам не суждено было осуществиться: осенью 1910 года перенапряжение обернулось серией ангин, которым ослабленный организм Малера уже не мог сопротивляться; ангины, в свою очередь, дали осложнение на сердце. Он продолжал работать и в последний раз, уже с высокой температурой, встал за пульт 21 февраля 1911 года. Роковой для Малера стала стрептококковая инфекция, вызвавшая подострый бактериальный эндокардит.

Американские врачи оказались бессильны; в апреле Малера привезли в Париж для лечения сывороткой в Институте Пастера; но всё, что смог сделать Андре Шантемесс, это подтвердить диагноз: медицина в то время действенными средствами лечения его болезни не располагала. Состояние Малера продолжало ухудшаться, и, когда стало безнадёжным, он захотел вернуться в Вену.

12 мая Малера привезли в столицу Австрии, и на протяжении 6 дней его имя не сходило со страниц венской прессы, ежедневно печатавшей бюллетени о состоянии его здоровья и состязавшейся в восхвалении умирающего композитора - который и для Вены, и для других столиц, не оставшихся безучастными, по-прежнему был главным образом дирижёром. Он умирал в клинике, окружённый корзинами цветов, в том числе от Венской филармонии - это было последнее, что он успел оценить. 18 мая незадолго до полуночи Малера не стало. 22-го он был похоронен на Гринцингском кладбище, рядом с любимой дочерью.

Малер хотел, чтобы погребение прошло без речей и песнопений, и друзья исполнили его волю: прощание было безмолвным. Премьеры его последних завершённых сочинений - «Песни о Земле» и Девятой симфонии - состоялись уже под управлением Бруно Вальтера.

Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени.
Т. Манн

Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него «писать симфонию - значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо». При таком этическом максимализме «построение мира» в музыке, достижение гармоничного целого становится сложнейшей, едва разрешимой проблемой. Малер, по существу, завершает традицию философского классико-романтического симфонизма (Л. Бетховен - Ф. Шуберт - И. Брамс - П. Чайковский - А. Брукнер), стремящегося дать ответ на вечные вопросы бытия, определить место человека в мире.

На рубеже столетий понимание человеческой индивидуальности как высшей ценности и «вместилища» всего мироздания переживало особенно глубокий кризис. Малер остро его чувствовал; и любая его симфония - это титаническая попытка обретения гармонии, напряженный и каждый раз неповторимый процесс поиска истины. Творческие искания Малера приводили к нарушению устоявшихся представлений о прекрасном, к кажущейся бесформенности, несвязности, эклектичности; композитор возводил свои монументальные концепции словно из самых разнородных «осколков» распавшегося мира. В этих поисках заключался залог сохранения чистоты человеческого духа в одну из самых сложных эпох истории. «Я - музыкант, который блуждает в пустынной ночи современного музыкального ремесла без путеводной звезды и подвергается опасности во всем усомниться или сбиться с пути», - писал Малер.

Малер родился в бедной еврейской семье, в Чехии. Рано проявились его музыкальные способности (в 10 лет он дал первый публичный концерт как пианист). В пятнадцатилетнем возрасте Малер поступил в Венскую консерваторию, брал уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Брукнера, тогда же посещал курсы истории и философии в Венском университете. Вскоре появились первые произведения: эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет жизнь Малера неразрывно связана с дирижерской работой. Сначала - оперные театры небольших городков, но уже вскоре - крупнейших музыкальных центров Европы: Праги (1885), Лейпцига (1886-88), Будапешта (1888-91), Гамбурга (1891-97). Дирижирование, которому Малер отдавался с не меньшим энтузиазмом, чем сочинению музыки, поглощало почти все его время, и над крупными произведениями композитор работал летом, свободный от театральных обязанностей. Очень часто замысел симфонии рождался из песни. Малер - автор нескольких вокальных «циклов, первый из которых - «Песни странствующегo подмастерья », написанный на собственные слова, заставляет вспомнить Ф. Шуберта, его светлую радость общения с природой и скорбь одинокого, страдающего скитальца. Из этих песен выросла Первая симфония (1888), в которой первозданная чистота затемняется гротескным трагизмом жизни; путь преодоления мрака - в восстановлении единства с природой.

В следующих симфониях композитору уже тесно в рамках классического четырехчастного цикла, и он расширяет его, а в качестве «носителя музыкальной идеи» привлекает поэтическое слово (Ф. Клопштока, Ф. Ницше). Вторая , Третья и Четвертая симфонии связаны с циклом песен «Волшебный рог мальчика ». Вторая симфония, о начале которой Малер говорил, что здесь он «хоронит героя Первой симфонии», завершается утверждением религиозной идеи воскресения. В Третьей выход найден в приобщении к вечной жизни природы, понятой как стихийное, космическое творчество жизненных сил. «Меня всегда очень задевает то, что большинство людей, говоря о „природе“, думает всегда о цветах, птичках, лесном аромате и т. д. Бога Диониса, великого Пана не знает никто».

В 1897 г. Малер становится главным дирижером Венского придворного оперного театра, 10 лет работы в котором стали эпохой в истории оперного исполнительства; в лице Малера совмещался гениальный музыкант-дирижер и режиссер - руководитель спектакля. «Для меня самое большое счастье - не то, что я достиг внешне блестящего положения, а то, что я отныне обрел родину, мою родину ». Среди творческих удач Малера-постановщика - оперы Р. Вагнера, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Сметаны, П. Чайковского («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»). Вообще Чайковский (как и Достоевский) в чем-то был близок нервно-импульсивному, взрывчатому темпераменту австрийского композитора. Малер был и крупнейшим симфоническим дирижером, гастролировавшим во многих странах (трижды бывал в России). Созданные в Вене симфонии обозначили новый этап творческого пути. Четвертая, в которой мир увиден детскими глазами, удивила слушателей не свойственной Малеру прежде уравновешенностью, стилизованным, неоклассическим обликом и, казалось, безоблачной идилличностью музыки. Но идиллия эта мнимая: текст песни, лежащей в основе симфонии, раскрывает смысл всего произведения - это только грезы ребенка о райской жизни; и среди мелодий в духе Гайдна и Моцарта звучит что-то диссонирующе-надломленное.

В последующих трех симфониях (в них Малер не использует поэтических текстов) колорит в целом омрачается - особенно в Шестой , получившей название «Трагическая». Образным истоком этих симфоний стал цикл «Песни об умерших детях » (на ст. Ф. Рюккерта). На этом этапе творчества композитор словно уже не в силах найти разрешения противоречий в самой жизни, в природе или религии, он видит его в гармонии классического искусства (финалы Пятой и Седьмой написаны в стиле классиков XVIII в. и резко контрастируют предшествующим частям).

Последние годы жизни (1907-11) Малер провел в Америке (только уже тяжело больным он вернулся в Европу для лечения). Бескомпромиссность в борьбе с рутиной в Венской опере осложнила положение Малера, привела к настоящей травле. Он принимает приглашение на должность дирижера Metropolitan Opera (Нью-Йорк), а вскоре становится дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра.

В произведениях этих лет мысль о смерти сочетается со страстной жаждой запечатлеть всю земную красоту. В Восьмой симфонии - «симфонии тысячи участников» (увеличенный оркестр, 3 хора, солисты) - Малер пытался по-своему претворить идею Девятой симфонии Бетховена: достижение радости во вселенском единении. «Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», - писал композитор. В симфонии использована заключительная сцена «Фауста» И. В. Гете. Подобно финалу бетховенской симфонии, эта сцена - апофеоз утверждения, достижения абсолютного идеала в классическом искусстве. Для Малера, вслед за Гёте, высший идеал, достижимый полностью лишь в неземной жизни, - «вечно женственное, то, что, по словам композитора, с мистической силой влечет нас, что каждое творение (может быть, даже и камни) с безусловной уверенностью ощущает как центр своего бытия». Духовное родство с Гёте постоянно ощущалось Малером.

На протяжении всего творческого пути Малера цикл песен и симфония шли рука об руку и, наконец, сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о Земле » (1908). Воплощая вечную тему жизни и смерти, Малер обратился на этот раз к китайской поэзии VIII в. Экспрессивные вспышки драматизма, камерно-прозрачная (родственная тончайшей китайской живописи) лирика и - тихое растворение, уход в вечность, благоговейное вслушивание в тишину, ожидание - вот черты стиля позднего Малера. «Эпилогом» всего творчества, прощанием стали Девятая и неоконченная Десятая симфонии.

Gustav Mahler - Symphony No 1 in D major "Titan" (1887 -1896)

1 Langsam, schleppend
2 Kräftig bewegt, doch nicht zu schnell
3 Feierlich und gemessen, ohne zu schleppen
4 Stürmisch bewegt - Energisch

Симфонический оркестр Баварского радио, Дирижёр Рафаэль Кубелик

Великий австрийский композитор, в творчестве которого наиболее полно отразилась эстетика позднего романтизма с характерными для него мотивами разочарования в действительности и поисками утешения на лоне природы. Основным жанром творчества Малера были симфонии, которых композитор трактует весьма широко. Иронично-гротескное видение мира Малера стало близким советскому композитору Д.Д.Шостаковичу, который в начальном периоде творчества подражал в своих симфониях австрийскому автору.

Густав Малер родился 7 июля 1860 года в маленькой деревушке Калишт в Богемии. Эти территории, принадлежавшие тогда Австро-Венгерской монархии, находились в зоне оседлости для лиц еврейской национальности. После отмены некоторых ограничений в отношении евреев, семья смогла перебраться в городок Иглау. Отец композитора - Бернхард Малер был удачливым торговцем вина, добившийся финансового благополучия. Мать – дочь мыловара, вышла замуж против своей воли. Они так и прожили в супружестве без любви, но своему мужу Мари родила четырнадцать детей, половина из которых умерли еще в младенчестве.

В детстве Густав оказался между родителями, не подходившими друг другу и не ладивших между собой, как между двух огней. Возможно, именно из-за этого Малер всю свою жизнь отличался поразительной неуравновешенностью характера: вспышки гнева внезапно сменялись бурным восторгом, веселье - хмурой подавленностью.

Кроме того, на формирование творческой личности будущего композитора решающее влияние оказала та литература, которой он страстно увлекался с раннего детства. «Волшебный рог мальчика» - собрание немецкого народного поэтического творчества открыло для впечатлительного мальчика целый мир фантазии, в котором он чувствовал себя намного комфортнее, чем в реальном мире, полном грубости и фальши. В окружающей Малера действительности только природа приносила ему покой и утешение.

Музыкальные способности стали проявляться у Густава приблизительно с четырех или пяти лет, родные заставали его за импровизациями на старом пианино. Отец согласился платить за уроки музыки, руководствуясь практическими соображениями. Если мальчик добьется положения концертирующего пианиста-виртуоза, это сделает огромную честь его отцу и польстит его ущемленному национальному самолюбию.

В 1870 году Малер впервые выступил со своим сольным концертом. Его успех убедил отца в необходимости получения серьезного музыкального образования для Густава. К сожалению условия жизни в Праге, куда отправили учиться одиннадцатилетнего Малера, оказались отвратительными, ему пришлось вернуться в Иглау. Но планы отца еще более дерзкие, он решает отправить сына покорять Вену.

И вот в сентябре 1875 года пятнадцатилетний юноша поступил в Венскую консерваторию. В годы учебы Малер усиленно занимался композицией, те, кто слышали его ранние песни, с одобрением называли его «новым Шубертом». Постоянно уходя в работу с головой, он попросту не обращал внимания на нищенскую обстановку, в которой жил. Именно нужда связала его дружескими узами с его сокурсниками Гуго Вольфом и Рудольфом Кржижановским. Они вместе снимали жилье и у них были одни кумиры: Рихард Вагнер и Антон Брукнер. Блистательная столица Австро-Венгерской крепко держалась стародавних традиций, но ощущались уже и новые веяния. Город буквально кипел от яростного противостояния сторонников Брамса и Вагнера. Во всех слоях общества властвовал раскол. Молодежь оказалась под сильнейшим влиянием Вагнера, он стал властителем дум. А его приезд в Вену зимой 1875 года для постановки своих опер стала одним из главных событий того времени. Среди восторженной публики был и Густав Малер, студент первого курса. «Когда Вагнер говорит, всем остается только хранить молчание», - так считал Малер. Следом за Вагнером шел Антон Брукнер – застенчивый и скромный гений, который с достоинством и непреклонностью отстаивал собственные взгляды, доказывая их своим творчеством. В то время Брукнеру было пятьдесят два года, он читал лекции по гармонии и контрапункту в университете. Малер посещал его лекции, и вместе с другими студентами много времени проводил в его обществе. Особым увлечением молодого Малера стало чрезвычайно популярное тогда философское учение Фридриха Ницше.

В июле 1878 года Малер закончил консерваторию, получив диплом и ряд наград, которыми он был удостоен за искусство игры на фортепиано. Перед ним встала проблема выбора дальнейшего пути. Когда Малер услышал в 1877 году игру Ференца Листа и Антона Рубинштейна, он самокритично отказался от карьеры концертирующего пианиста. Пока он ничем не интересовался кроме сочинения музыки. Нищенская жизнь заставляла его давать уроки и впервые подтолкнула к дирижерскому пульту.

Бад-Холл (Bad Hall – «скверный зал») – так назывался один из летних курортов, где в 1880 году Малер работал в театре. Название вполне соответствовало месту, где началась карьера молодого дирижера. Небольшое деревянное строение во время дождя отсыревало насквозь. Кроме того, Малеру зачастую приходилось выступать одновременно в качестве дирижера, помощника режиссера, администратора, библиотекаря и грузчика. Вернувшись на зимние месяцы в Вену, Малер попросил своего агента подыскать ему другое место работы. Тем временем он закончил свое первое крупное сочинение – кантату «Скорбная песнь». Мечтая о славе композитора, он принимает участие в конкурсе на премию имени Бетховена. Но члены жюри отличались известным консерватизмом, это не оставляло Малеру особых надежд на то, что его кантата, отличавшаяся смелым новаторством, будет иметь здесь успех.

В то время почти каждый город на западе и в центре Европы гордился своим собственным оперным театром. Эти провинциальные театры разительно отличались между собой по уровню. Тем не менее, довольно часто предприимчивые молодые артисты со всех частей света проделывали огромный путь и поступали в труппы именно таких театров хотя бы ради того, чтобы приобрести необходимый практический опыт. В течение 1881 – 1882 годов Малер работал в двух небольших театрах в Лайбахе и Ольмюце в Моравии. Конечно, он был крайне недоволен, что работа в оперном театре отнимала у него огромное количество времени, тем не менее, он выполнял ее с усердием. Поразительные результаты, которых добивался Малер в работе с заурядными артистами, позволили ему в 1883 году занять должность второго дирижера в Королевском Прусском Придворном театре в Касселе. Условия работы здесь были неизмеримо богаче, но атмосфера прусской солдатчины, насаждавшаяся в театре первым дирижером, тяготила Малера.

Значительным событием в жизни композитора стал концерт, который давал в Касселе зимой 1884 года Ганс фон Бюлов – дирижер, пользовавшийся мировой известностью. Его артистизм произвел на Малера неизгладимое впечатление. Летом того же года он отправился в Байрейт - город, который после смерти Вагнера стал местом почти религиозного поклонения его гению.

1885 год принес Малеру страстное увлечение молодой певицей Иоганной Рихтер, которое внесло значительное разнообразие в его жизнь, романтические отношения вдохновили композитора на создание его первого шедевра – вокального цикла «Песни странствующего подмастерья».

А летом в Касселе решили провести свой музыкальный фестиваль, и Малера назначили его музыкальным руководителем. Из-за этого назначения разразился грандиозный скандал. Первый дирижер театра, рассчитывавший на эту должность, не стеснялся никаких средств, вплоть до антисемитских выпадов. Под его нажимом оркестр театра отказался от участия в фестивале, но Малеру удалось в короткий срок набрать новых исполнителей и добиться полной победы. Германия тогда впервые обратила внимание на этот яркий талант. Через год его ждал престижный контракт с Лейпцигской оперой, а пока он отправился в Прагу, Немецкий театр которой переживал тогда не лучшие времена.

Пребывание в Праге, которое воспринималась вначале как вынужденная мера, неожиданно стало для Малера самым ярким периодом в начале карьеры. Почти полная творческая свобода, которой он здесь пользовался, возможность ставить оперы Вагнера, фактически положение главного дирижера, хотя он и не занимал этой должности. Все это заставляло Малера подумывать о верности выбранного решения связать себя контрактом с Лейпцигской оперой.

Конечно, это был один из главных театров Германии, гордость театра – его оркестр, один из лучших театральных оркестров Европы. К тому же сам Лейпциг, прекрасный старинный саксонский город – город с которым связаны имена Баха, Вагнера, Шумана, Мендельсона. Отношение к Малеру в театре было уважительное, ему доверили большое количество постановок, среди которых были ранние оперы его любимого Вагнера. Но ключевую позицию в театре все же занимал Артур Никиш, один из самых знаменитых дирижеров того времени. Играть вторую скрипку, подчиняясь воле Никиша, совсем не входило в честолюбивые планы Малера.

В начале 1887 года он снова бросился искать новое место, всюду были готовы его принять. Но неожиданно Никиш серьезно заболел, и весь репертуар Малеру пришлось взять на себя. И хотя он сделал это с радостью, выдержать такую нагрузку – даже при всей его неистощимой энергии – ему было очень тяжело. Новые постановки следовали одна за другой. В сезон 1887-1888 года было дано свыше 200 представлений пятидесяти четырех опер под управлением Малера. Работа поглощала практически все время, которое ему хотелось посвятить сочинению музыки. Он упорно работал над двумя грандиозными проектами: большой симфонической поэмой «Титан» по роману Жана Поля Рихтера, позднее превратившейся в Первую симфонию, и монументальным траурным маршем «Тризна», который позднее составит первую часть Второй симфонии.

Бурный роман с Марион Матильдой фон Вебер, супругой внука Карла Вебера, чуть было не получил скандальной огласки. Влюбленные даже собирались тайно бежать. Но этот роман также имел и положительный результат – единственная удавшаяся попытка Малера заняться сочинением оперы. По просьбе Карла фон Вебера он воссоздал партитуру комической оперы его великого деда «Три Пинто» по сохранившимся наброскам и эскизам. Эта работа принесла ему громкую славу.

К 1888 году стало ясно, что в Лейпцигском театре у Малера нет никаких надежд на продвижение, и он отправляется в Будапешт занять пост директора Королевской оперы. Театр находился в незавидном положении, но это было для Малера даже определенным стимулом. Впервые в жизни в его руках находились как музыкальные, так и административные дела. Он мог буквально с нуля создать собственную труппу, о чем давно мечтал. Его усилиями был создан новый костяк актеров, молодых, энергичных, готовых упорно развивать свой талант. За короткий срок было осуществлено несколько постановок на венгерском языке. Малер широко использовал все имевшиеся в его распоряжении технические средства для воплощения фантастических образов. Театр поднимался на новую ступень, доходы росли, восторг публики свидетельствовал о небывалом успехе. Но в театре неожиданно разворачивается кампания, затеянная против него националистами.

1889 год оказался очень тяжелым для Малера – умер его отец, перед этим долго болевший, а позднее в том же году скончалась его мать и сестра Леопольдина. Из-за загруженности в театре он не смог даже присутствовать на похоронах матери.

20 ноября состоялась премьера большой симфонической поэмы в пяти частях, известной теперь как Первая симфония. (Первая симфония была переработана в четырёхчастную (1896) и издана в 1898 году).
Это был первый случай публичного исполнения оркестрового сочинения Малера. Его дебют публика приняла холодно, критики были просто шокированы. Музыкальный язык сочинения оказался настолько новым, что совершенно не был ими воспринят.

В январе 1891 года положение в театре становится невыносимым, Малер начинает осторожно вести переговоры с Гамбургской оперой. Начальство прерывает контракт Малера, обязуясь выплатить ему компенсацию. На эти деньги он купил квартиру в Вене для своих братьев и сестер. Публика Будапешта прощалась с Малером как с божеством.

Гамбург, куда перебрался теперь Малер, являлся вторым городом Германии. Благодаря тому, что управление театром осуществляли известные музыканты, в том числе Ганс фон Бюлов, театр пользовался известностью не только в стране, но и во всем мире. Звезды первой величины считали за честь выступить в этом театре. Репертуар театра постоянно обновлялся: на протяжении недели фактически каждый вечер шла новая опера. В течение первых двух месяцев, проведенных в Гамбурге, Малер дирижировал в постановках всех наиболее значительных опер: Вагнера, Вебера, Бетховена, Моцарта, Пуччини, Масканьи, Сметаны и других. Времени на тщательную подготовку спектаклей практически не было. Но Малер и в таких условиях добивался замечательных результатов. В своем стремлении к совершенству он не щадил никого: он назначал бесконечные репетиции, от музыкантов требовал выражения тончайших нюансов, которых многие инструменты того времени (особенно духовые) выразить были просто не способны.

Но если заслуги Малера-дирижера не вызывали сомнений, то его сочинения не имели никакого успеха даже у музыкантов.

В 1891 году Гамбург посетил Чайковский, приехавший туда для подготовки премьеры оперы «Евгений Онегин». Произведение не вызвало восторга Малера, постановка не имела большого успеха, но позже другая опера Чайковского «Пиковая дама» станет одной из любимейших его произведений.

Летом 1892 года Малер предпринял свою первую и единственную поездку в Лондон. Он участвовал в спектаклях сезона престижной в то время Немецкой оперы в Королевском оперном театре «Ковент-Гарден». Для лондонских зрителей этот сезон стал откровением. Настоящий шквал аплодисментов обрушился на Малера.

Но Малера беспокоило то, что у него совсем не остается времени на творчество. Большой успех в Лондоне помог ему в 1893 году принять важное решение. Он отыскал небольшую деревушку Штейнбах, живописно расположившуюся на берегах лесных озер. Здесь в тишине и покое он проводил летние месяцы, целиком посвящая себя сочинению музыки. Он с иронией называл себя «летним композитором». Летом 1894 года Малер заканчивает грандиозную Вторую симфонию, посвященную его размышлениям о тайнах жизни и смерти, окончательно перерабатывает Первую симфонию, которая получает подзаголовок «Титан». Исполнение симфоний не имело успеха. Тем не менее именно исполнение Первой симфонии на фестивале в Веймаре столкнули Малера с восходящей звездой Рихардом Штраусом. Быстро продвигающийся молодой композитор не мог не вызывать определенной зависти у Малера. Но композитор искренне восхищался его выдающимся мастерством. В течение многих лет им удавалось поддерживать отношения друг с другом, что было особенно удивительно, учитывая, что придерживались они столь противоположных позиций.

В Гамбурге Малер знакомится с молодым еврейским музыкантом Бруно Шлезингером, который работает в театре репетитором хормейстером. Позднее он станет всемирно известным музыкантом под именем Бруно Вальтер и оставит о Малере яркие воспоминания. Их деловые отношения очень быстро переросли в дружбу. Они проводили много времени вместе, беседуя о Шопенгауэре, Достоевском или Ницше или играя в четыре руки произведения Моцарта, Шуберта, Шумана, Дворжака.

В течение 1895-1896 годов Малер был поглощен работой над Третьей симфонией. Природа, Человек и Бог – это три главных источника его вдохновения, которые охватывают собой и прославляют все существующее во Вселенной.

В начале года он подал прошение об отставке, а в марте отправился в свое первое международное концертное турне – побывал в Будапеште, Москве и Мюнхене, Берлине.

Все мысли Малера прикованы к Вене. Но попасть туда не католику, не говоря уже о еврее, было фактически невозможно. Не помогла и поддержка Брамса, с которым Малер несколько раз виделся в Вене. Чтобы проложить себе путь в Вену, он обращается в католичество. Но яростные антисемитские настроения задерживают назначение Малера. Несмотря ни на что, разрешение на вступление в должность было получено, и 1 мая 1897 года Малер был принят в театр в качестве капельмейстера. Менее чем через год он стал одной из центральных фигур в музыкальном мире Вены, заняв пост главного дирижера и директора Придворной оперы. Первое выступление, состоявшееся 11 мая 1897 года, прошло просто замечательно. Это был едва ли не первый раз, когда и венская пресса, и публика в один голос бурно одобрили его. Но в дальнейшем критика не раз будет вставлять ему палки в колеса.

С самого начала его преобразования приняли характер крутых мер. Он безжалостно освобождался от всего, что устарело, и искоренял проявления нерадивости. Опоздавших зрителей перестали допускать на спектакли до конца действия; свет в зале теперь гасили до поднятия занавеса; а оперы Вагнера стали давать полностью без уродующих сокращений. Соблюдение строгой дисциплины для всех работников театра теперь стало обязательным – от хористов до прославленных звезд. Малер вновь и вновь подчеркивал, что его основная цель – объединение талантливых артистов, готовых на продолжительный срок создавать своим творчеством определенный стиль театра. Многим ветеранам пришлось уйти, но некоторые артисты оценили требовательность маэстро по достоинству. Кроме всего Малер предпринял ряд изменений в строении здания театра: была углублена оркестровая яма, чтобы свет оттуда не проникал в зал, был установлен телефон, чтобы быстрее осуществлять связь со сценой на репетициях и другие усовершенствования продиктованные новым временем.

Главным союзником Малера в подготовке его революционных изменений в постановках спектаклей императорской оперы стал театральный художник Альфред Роллер. Он был членом недавно созданного объединения «Сецессион» (от латинского «уход»), цель которого была в то, чтобы стать рупором нетрадиционного искусства, открыто заявляя об отрицании отсталых взглядов и старых идей. Неудивительно, что Малера искренне заинтересовали их прогрессивные доктрины. Свои новые взгляды на театральные постановки Малер и Роллер представили 21 февраля 1903 года - премьерой оперы Вагнера «Тристан и Изольда». С этого времени началось их замечательное сотрудничество.

За десять лет своей работы в Императорской опере, открывших новую эру в истории театра, Малер провел более тысячи спектаклей, четвертую часть которых составили оперы Вагнера. Кроме того, одной из обязанностей Малера было руководство прославленным оркестром Венской филармонии. Каждое выступление перед публикой привлекало слушателей, заполнявших зал до отказа. В рамках концертных программ, включавших признанные произведения классиков, Малер также знакомил Вену с Четвертой, Пятой и Шестой симфониями особенно любимого им Брукнера. Разумеется, он представлял слушателям свои собственные произведения – Первую, Вторую и Четвертую (завершена в 1900 году) симфонии. Чтобы иметь спокойное место для отдыха и работы Малер строит небольшой дом на берегу озера в Майерниге-на-Вортерзее. Здесь он напишет с Четвертой по Восьмую симфонии, семь песен «Маленького барабанщика» из сборника «Волшебный рог мальчика» и цикл «Песни об умерших детях» на тексты Фридриха Рюккерта. Светлая мелодия Adagietto из Пятой симфонии в наше время стала культовой среди любителей музыки Малера благодаря режиссеру Лукино Висконти, который использовал ее в своем фильме по новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции». При этом режиссер считал одним из прототипов своего героя – Ашенбаха – Густава Малера.

Самым значительным событием 1901 года в жизни Малера стало знакомство на одном из званых обедах с приемной дочерью одного из создателей объединения «Сецессион» Карла Молля Альмой Марией Шиндлер. Сильное взаимное влечение увенчалось 9 марта 1902 года свадьбой. Свой медовый месяц они провели в России на трех концертах Малера в Санкт-Петербурге.

За пределами Вены слава Малера как композитора неуклонно растет. В декабре 1904 года в Вене наконец прозвучала Третья симфония, заслужившая всеобщее признание. В числе новых поклонников был Арнольд Шёнберг – композитор «Новой венской школы», чьи революционные идеи еще потрясут музыкальный мир. Малер не всегда понимал о чем пытаются говорить молодые композиторы, представители новой волны, он признавал, однако, в их творчестве дух смелого рискованного новаторства и поэтому выступал в их защиту. Малер до конца своих дней во многом поддерживал Шёнберга и морально и материально.

В Венской опере обстановка накалялась и Малер, популярность которого как композитора росла в Европе небывало быстро, в марте 1907 года подает в отставку. Его уже ждет новый контракт с «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Однако положение омрачалось ухудшением здоровья Малера - семейный врач обнаружил у него порок сердца. Доктора прописали покой, и семья перебралась на лето в Майерниг, где их постиг новый жестокий удар – от дифтерии умерла старшая дочь Мария в возрасте четырех с половиной лет. Пережитое потрясение еще более ухудшило, без того уже пошатнувшееся здоровье композитора. Остаток лета семья провела в Тироле. Чтобы отвлечься, Малер читал «Китайскую флейту», сборник произведений древнекитайских поэтов, составленную Гансом Бетге. Именно оттуда Малер взял тексты для своей «Песни о земле».

Официальное прощание Малера с преданной ему венской публикой состоялось в воскресенье 24 ноября 1907 года. Даже Малер не мог представить себе столь бурного проявления восторга и горячего одобрения, какое было выражено в тот вечер. Тридцать раз его вызывали на сцену. А в день отъезда на вокзале собралось более двухсот его почитателей.

Новый сезон в «Метрополитен-опера» был открыт 1 января 1908 года оперой «Тристан и Изольда». Артисты, бывшие в его распоряжении, конечно, были достойны восхищения: Генрих Кнот, Иоганна Гадски, Федор Шаляпин, Энрико Карузо и другие. Вторым дирижером был пылкий молодой итальянец Артуро Тосканини, слава которого быстро распространялась тогда по всему миру. Нью-Йоркская публика не была разочарована. Летом 1908 года Малер вернулся в Европу, чтобы дать несколько концертов и навестить знакомых. По пути он останавливался в Вене, Мюнхене, Гамбурге, Париже, Висбадене. Малеру нужно было работать, но о возвращении в Майерниг после пережитой трагедии не могло быть и речи. Альма подыскала дом на ферме в Доломитовых Альпах недалеко от деревни Тоблах. Мрачные мысли о состоянии своего здоровья были развеяны новой работой – Малер заканчивает партитуру «Песни о земле», проникнутую смиренными размышлениями Малера о расставании с миром навсегда. Фактически это произведение было его Девятой симфонией. Избегая давать ей такое название, Малер пытался устранить угрозу, которую заключали, по его мнению, все девятые симфонии. Как будто отмеченные роковой печатью, Бетховен, Шуберт, Брукнер умерли, не успев сочинить десятую симфонию.

Театральные сезоны 1909 и 1910 годов запомнились нью-йоркцам потрясающими постановками «Свадьбы Фигаро», «Пиковой дамы», «Проданной невесты» и многими другими оперными шедеврами. Кроме того, Малер тесно сотрудничает с оркестром филармонии, принимая на себя обязанности его руководителя. Лето 1909 года он проводит в Европе. Остановившись на некоторое время в Париже, он познакомился со знаменитым французским скульптором Огюстом Роденом и позировал ему для знаменитого бронзового бюста, который установлен теперь в фойе Венской государственной оперы.

Отношения между супругами несколько разладились, и они решают провести лето не вместе. Малер опять отправляется в Альпы, где начинает работу над Девятой симфонией. Мучительная тревога, мысли о смерти пронизывают все это произведение.

Осень застала Малера в относительно оптимистическом настроении. По возвращению в Нью-Йорк Малер вливается в реорганизационную работу по подготовке оркестра филармонии к новому концертному сезону. Малера много упрекали за его, как считали, вольные трактовки классических партитур. По общему мнению, центральными событиями филармонических сезонов стали совместные выступления Малера с несколькими легендарными солистами: Крейслер исполнял скрипичные концерты Брамса и Бетховена, Иосиф Левин – Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, а Рахманинов, чье выступление запомнилось особенно, исполнил свой Третий фортепианный концерт. Дольше всех продолжалось творческое сотрудничество Малера с итальянским пианистом и композитором Ферруччо Бузони.

Между тем супружеские отношения все более разлаживались, доставляя Малеру страдания. Он даже обратился за помощью к Зигмунду Фрейду. Его отношение к жене очень переменилось, он сразу стал столь же уступчив и заботлив, сколь прежде был слеп и невнимателен. Неожиданно она стала средоточием самого главного, самого важного в его жизни. Десятая симфония, над которой он начал работать в это время, вся пронизана страхом потерять жену. Малеру не суждено было ее закончить, по оставшимся наброскам в 1964 году симфонию завершит англичанин Деррик Кук.

Премьеру своей грандиозной Восьмой симфонии в Мюнхене в сентябре 1910 года Малер также посвящает жене. Состав исполнителей на этом концерте был потрясающим. Всего в концерте принимали участие 171 инструменталист и 858 певцов. За несколько дней до выступления Малер сильно заболел ангиной, но, несмотря на это он вышел на сцену. Публика встретила композитора стоя, а исполнение симфонии вызвало целую бурю оваций. Это было последнее выступление Малера в Европе, ставшее подлинной кульминацией его творческой деятельности, которой он отдал большую часть своей жизни.

Концертная политика Малера, позволявшего собственную трактовку классических партитур, ставившего в концерты экспериментальные произведения, не устраивала попечителей филармонического общества. Их бесцеремонные вмешательства и придирки раздражали Малера. Ухудшение состояния здоровья композитора дало возможность комитету филармонии заменить Малера на его посту. Композитор отправляется для лечения в Париж, но состояние здоровья все ухудшалось. Решено было, что психологическое здоровье Малера улучшится, если отвезти его в Вену. Здесь его окружали друзья, его комната была заполнена цветами, но ничто уже не могло изменить предначертанного – сознание в нем угасало. Имя жены оставалось почти единственным словом, которое он произносил. 18 мая 1911 года Малер скончался. Как и Бетховен, он умирал в разгар страшной грозы. Последним словом, которое он произнес, было «Моцарт». Согласно его воле, Малер был похоронен на кладбище в Гринцинге, недалеко от Вены.

***
Источник текста о биографии Густава Малера: http://annvic.mypage.ru/tematicheskie-illjustracii/gustav_maler_1860-1911_godi_1.html

Густав Малер (1860-1911) - сочетал в своем лице гениального композитора-симфониста и гениального дирижера. Он был исполнителем почти всего симфонического репертуара своего времени и гастролировал во многих странах мира (в том числе трижды бывал в России).

Наиболее плодотворной была деятельность Малера на посту главного дирижера Венского придворного оперного театра. Последние 4 года жизни композитор провел в Америке. Он стал дирижером Metropolitan Opera, а также руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Творческие интересы Малера сосредоточились на двух жанрах - симфонии и песне. Он автор 9 симфоний (10-я осталась не завершенной) и не менее 40 песен (в том числе - для голоса с оркестром). Среди его вокальных сочинений - циклы «Песни странствующего подмастерья» (на собственные стихи), «Волшебный рог мальчика» (на народные тексты, собранные «гейдельбергскими» писателями-романтиками Арнимом и Брентано), «Песни об умерших детях» (на слова Ф. Рюккерта), «7 песен последних лет».

Песня и симфония в творчестве Малера всегда были нераздельно связаны: мелодии песен неоднократно становились важнейшими темами его симфоний, либо целиком включались в симфонию в качестве самостоятельных вокальных эпизодов. В конце творческого пути песенный цикл и симфония сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о земле», написанной на тексты китайских поэтов VIII века (1908). Все 6 ее частей вокальны (солируют поочередно тенор и контральто или баритон).

На рубеже XIX-XX веков Малер был одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произведения пронизаны глубокой философской проблематикой. Все его творчество - это непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. Предельная искренность, глубокое сострадание каждому человеку сближают музыку Малера с творчеством Ф. М. Достоевского, которое композитор хорошо знал и любил.

Главное, что роднит Малера с Достоевским - это жажда справедливости, непримиримость к малейшим проявлениям зла, ощущение своей причастности ко всему, что делается в мире. Он говорил: «Существует общеевропейский порок: повсюду говорят - меня это не касается…Но ведь так может утверждать не человек, а глиняная куча! Нет, меня всё касается, весь мир…».

Для того чтобы облегчить слушателю восприятие своих философских идей, Малер часто включал в симфонии поэтические тексты, поручая их исполнение хору или певцам-солистам. Во 2-4-й симфониях это тексты народных песен из «Волшебного рога мальчика», а также стихи немецкого поэта Клопштока (во 2 симфонии) и строки Ф. Ницше (в 3 симфонии); 8-я симфония опирается на текст заключительной сцены «Фауста» Гёте.

Другие малеровские симфонии (1-я, 5-7-я, 9-я) являются чисто инструментальными, но и их замыслы родились из песен. Так, например, в 1-ой симфонии использован музыкальный материал вокального цикла «Песни странствующего подмастерья»; симфонии среднего периода (5-7-я) связаны с песенными циклами на слова Рюккерта.

Именно песня (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении) в симфониях Малера является главным носителем обобщённой идеи.

К типичным особенностям малеровского стиля относится также опора на бытующие жанры народной и городской музыки (это песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, военный или похоронный марш, военный сигнал, хорал).

В большинстве симфоний Малер отказывается от классического, 4-частного строения: во 2-й и 5-й симфониях - пять частей; в 3-й - шесть, в 8-й - всего две. Изменяются также традиционная последовательность частей и их темповые соотношения. В оркестре Малера нашли воплощение две тенденции, характерные для начала ХХ века: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата (особенно мощный оркестр в 8 симфонии, которую называют «Симфонией для тысячи участников»), с другой - зарождение камерного оркестра.

Завершая век романтизма, Малер предвосхитил многие явления современной музыки (в частности, эмоциональную обостренность ). Особенно сильное влияние он оказал на Шостаковича.

МАЛЕР, ГУСТАВ (Mahler, Gustav) (1860–1911), австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея-винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву – островок немецкой культуры в Южной Моравии (ныне Чехия).

Ребенком Малер проявил незаурядную музыкальную одаренность и учился у местных преподавателей. Затем отец отвез его в Вену. В возрасте 15 лет Малер поступил в Венскую консерваторию, где занимался у Ю.Эпштейна (фортепиано), Р.Фукса (гармония) и Ф. Кренна (композиция). Он прослушал также курсы лекций по истории музыки и философии в Венском университете и познакомился с работавшим тогда в университете А.Брукнером. Первое значительное сочинение Малера, кантата Жалобная песнь (Das klagende Lied, 1880), не получило консерваторской Бетховенской премии, после чего разочарованный автор решил посвятить себя дирижерской деятельности – сначала в маленьком опереточном театре под Линцем (май-июнь 1880), затем в Любляне (Словения, 1881–1882), Оломоуце (Моравия, 1883) и Касселе (Германия, 1883–1885). В возрасте 25 лет Малер был приглашен дирижером в Пражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы Моцарта и Вагнера и исполнил Девятую симфонию Бетховена. Однако в результате конфликта с главным дирижером, А.Зайдлем, Малер был вынужден уехать из Вены и с 1886 по 1888 служил помощником главного дирижера А.Никиша в Лейпцигской опере. Безответная любовь, пережитая музыкантом в это время, вызвала к жизни два крупных произведения – вокально-симфонический цикл Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen, 1883) и Первую симфонию (1888).

Средний период.

Вслед за триумфальным успехом в Лейпциге премьеры законченной им оперы К.М.Вебера Три Пинто (Die drei Pintos), Малер исполнил ее в течение 1888 еще несколько раз в театрах Германии и Австрии. Эти триумфы, однако, не разрешили личных проблем дирижера. После ссоры с Никишем он уехал из Лейпцига и стал директором Королевской оперы в Будапеште. Здесь он провел венгерские премьеры Золота Рейна и Валькирии Вагнера, поставил одну из первых веристских опер, Сельскую честь Масканьи. Его интерпретация Дон Жуана Моцарта вызвала восторженный отклик И.Брамса.

В 1891 Малеру пришлось покинуть Будапешт, так как новый директор Королевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижером. К этому времени Малер уже сочинил три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) составили одноименный вокальный цикл. Следующим местом службы Малера стал Городской оперный театр Гамбурга, где он исполнял обязанности первого дирижера (1891–1897). Теперь в его распоряжении оказался ансамбль первоклассных певцов, и он получил возможность общаться с крупнейшими музыкантами своего времени. В роли покровителя Малера выступил Х.фон Бюлов, который накануне своей кончины (1894) передал Малеру руководство Гамбургскими абонементными концертами. В гамбургский период Малер закончил оркестровую редакцию Волшебного рога мальчика, Вторую и Третью симфонии.

В Гамбурге Малер пережил увлечение Анной фон Мильденбург – певицей (драматическое сопрано) из Вены; тогда же завязалась его многолетняя дружба со скрипачкой Натали Бауэр-Лехнер: они проводили месяцы летнего отдыха вместе, и Натали вела дневник, один из самых достоверных источников сведений о жизни и образе мыслей Малера. В 1897 он принял католицизм, одной из причин обращения стало желание получить место директора и дирижера Придворной оперы в Вене. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: дирижер отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочитая при этом певцов-актеров виртуозам бельканто. Художественный фанатизм Малера, его упрямый характер, пренебрежение некоторыми исполнительскими традициями, стремление проводить осмысленную репертуарную политику, а также необычные темпы, которые он выбирал, и жесткие замечания, которые он делал во время репетиций, создали Малеру немало врагов в Вене – городе, где музыка рассматривалась как объект скорее наслаждения, чем жертвенного служения. В 1903 Малер пригласил в театр нового сотрудника – венского художника А.Роллера; вместе они создали ряд постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиеся на рубеже веков в европейском театральном искусстве. Крупнейшими достижениями на этом пути стали Тристан и Изольда (1903), Фиделио (1904), Золото Рейна и Дон Жуан (1905), а также цикл лучших опер Моцарта, подготовленный в 1906 к 150-летию со дня рождения композитора.

В 1901 Малер женился на Альме Шиндлер, дочери известного венского художника-пейзажиста. Альма Малер была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой, даже пыталась сочинять, вообще ощущала себя творческой натурой и вовсе не стремилась прилежно исполнять обязанности хозяйки дома, матери и супруги, как того хотел Малер. Однако благодаря Альме расширился круг общения композитора: в частности, он близко сошелся с драматургом Г.Гауптманом и композиторами А.Цемлинским и А.Шёнбергом. В своем маленьком «композиторском домике», спрятанном в лесу на берегу озера Вёртерзее, Малер закончил Четвертую симфонию и создал еще четыре симфонии, а также второй вокальный цикл на стихи из Волшебного рога мальчика (Семь песен последних лет, Sieben Lieder aus letzter Zeit) и трагический вокальный цикл на стихи Рюккерта Песни об умерших детях (Kindertotenlieder).

К 1902 композиторская деятельность Малера получила широкое признание, во многом благодаря поддержке Р.Штрауса, который устроил первое полное исполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех. Кроме того, Штраус включил Вторую и Шестую симфонии, а также малеровские песни в программы ежегодного фестиваля возглавлявшегося им Всегерманского музыкального союза. Малера стали часто приглашать дирижировать собственными произведениями, и это привело к конфликту композитора с администрацией Венской оперы, полагавшей, что Малер пренебрегает своими обязанностями художественного руководителя.

Лучшие дня

Последние годы.

Очень тяжелым выдался для Малера 1907 год. Он ушел из Венской оперы, заявив, что его деятельность здесь не умеют ценить по достоинству; его младшая дочь умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьезной болезнью сердца. Малер занял место главного дирижера нью-йоркской «Метрополитен-опера», но состояние здоровья не позволило ему заняться дирижерской деятельностью. В 1908 в «Метрополитен-опера» появился новый менеджер – итальянский импресарио Дж.Гатти-Касацца, который привез своего дирижера – знаменитого А.Тосканини. Малер принял приглашение на должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, который в ту пору нуждался в срочной реорганизации. Благодаря Малеру число концертов вскоре возросло с 18 до 46 (из них 11 – в гастрольных поездках), в программах стали появляться не только известные шедевры, но и новые партитуры американских, английских, французских, немецких и славянских авторов. В сезоне 1910/1911 Нью-Йоркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но Малер, который плохо себя чувствовал и устал от борьбы за художественные ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 уехал в Европу. Он задержался в Париже, чтобы пройти курс лечения, затем вернулся в Вену. Умер Малер в Вене 18 мая 1911.

Музыка Малера. За полгода до кончины Малер пережил величайший триумф на своем тернистом пути композитора: в Мюнхене состоялась премьера его грандиозной Восьмой симфонии, которая требует для исполнения около тысячи участников – оркестрантов, певцов-солистов и хористов. В летние месяцы 1909–1911, которые Малер проводил в Тоблахе (Южный Тироль, ныне Италия), он создал Песнь о земле для солистов и оркестра (Das Lied von der Erde), Девятую симфонию, а также работал над Десятой симфонией (оставшейся незавершенной).

При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались «симфоническими попурри», их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Высокую композиторскую технику Малера не отрицали, но его обвиняли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а иногда и хоровых) составов он пытается скрыть свою творческую несостоятельность. Его сочинения порой отталкивали и шокировали слушателей напряженностью внутренних парадоксов и антиномий, типа «трагедия – фарс», «пафос – ирония», «ностальгия – пародия», «утонченность – вульгарность», «примитив – изощренность», «пламенный мистицизм – цинизм». Немецкий философ и музыкальный критик ТАдорно первым сумел показать, что разного рода сломы, искажения, отклонения у Малера никогда не бывают произвольными, даже если они не подчиняются обычным законам музыкальной логики. Адорно также первым отметил самобытность общего «тона» музыки Малера, который делает ее непохожей ни на какую другую и сразу узнаваемой. Он обратил внимание на «романоподобный» характер развития в симфониях Малера, драматургия и размеры которых определяются чаще ходом определенных музыкальных событий, нежели предустановленной схемой.

Среди открытий Малера в области формы можно выделить почти полное избегание точной репризы; употребление рафинированных вариационных форм, в которых общий рисунок темы сохраняется, в то время как изменяется ее интервальный состав; применение разнообразных и тонких полифонических приемов, что порождает иногда весьма смелые гармонические сочетания; в поздних произведениях – тенденцию к «тотальному тематизму» (позже теоретически обоснованному Шёнбергом), т.е. к насыщению тематическими элементами не только главных, но и побочных голосов. Малер никогда не претендовал на изобретение нового музыкального языка, однако он создавал музыку столь сложную (яркий пример – финал Шестой симфонии), что в этом смысле ему уступают даже Шёнберг и его школа.

Замечено, что гармония Малера сама по себе менее хроматична, менее «современна», чем, например, у Р.Штрауса. Квартовые последовательности на грани атональности, которые открывают Камерную симфонию Шёнберга, имеют аналог в малеровской Седьмой симфонии, однако подобные явления для Малера – исключение, а не правило. Его сочинения насыщены полифонией, все более усложняющейся в поздних опусах, и созвучия, образующиеся в результате сочетания полифонических линий, могут казаться часто случайными, не подчиняющимися законам гармонии. При этом малеровская ритмика в основном довольно проста, очевидное предпочтение отдается метру и ритму, типичным для марша и лендлера. Пристрастие композитора к сигналам труб, и вообще к военно-духовой музыке, легко объясняется детскими воспоминаниями о воинских парадах в его родной Йиглаве. По словам Малера, «процесс сочинения напоминает детскую игру, в которой из одних и тех же кубиков возводятся каждый раз новые постройки. Но сами эти кубики лежат в сознании с детства, ибо только оно есть время собирания и накопления».

Оркестровое письмо Малера вызывало особенно яростные споры. Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. Он применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. Фактура его музыки очень изменчива, и массивное тутти всего оркестра может внезапно сменяться одиноким голосом солирующего инструмента.

Хотя в течение 1930-х и 1940-х годов музыку композитора пропагандировали такие дирижеры, как Б.Вальтер, О.Клемперер и Д.Митропулос, настоящее открытие Малера началось только в 1960-х годах, когда полные циклы его симфоний были записаны Л.Бернстайном, Дж.Шолти, Р.Кубеликом и Б.Хайтинком. К 1970-м годам сочинения Малера прочно вошли в репертуар и стали исполняться во всем мире.