Фредерик Шопен: биография, интересные факты, творчество. Краткая биография фридерика шопена Шопен краткая биография и творчество


Рассказывая о великих пианистах, нельзя не упомянуть о биографии Шопена. Без него мир был бы намного беднее. Он прожил совсем мало – даже до сорока не дожил. Но те, кто жили в одно с ним время, канули в лету, а его имя осталось. И стало нарицательным как имя создателя жанра баллады для фортепиано.

Фредерик Шопен – это знаменитый польский композитор и пианист. Он родился в далеком 1810-м году, и с самых юных лет стал заниматься музыкой. Так, например, в семь лет он уже сочинял, а с восьми стал выступать с концертами.

Николя Шопен, отец ныне знаменитого Фредерика, был поляком французского происхождения. Сам он был сыном колесных дел мастера, Франсуа Шопена и Маргариты, которая была в свою очередь дочерью ткача.

Николя в юности переселился в Польшу, где стал работать на табачной фабрике. Сейчас доподлинно неизвестно, почему он решил покинуть Францию, но тем не менее, остается фактом, что в Польше он нашел свою вторую родину.

Эта страна так затронула сердце молодого человека, что он стал активно принимать участие в ее судьбе и бороться за ее независимость. Даже после разгрома восстания Костюшко, он остается в Польше и начинает заниматься педагогической деятельностью. Благодаря широкому научному кругозору и хорошему образованию, вскоре он завоевывает среди учителей Польши отменную репутацию. А в 1802-ом году селится в имении семейства Скарбков.

В 1806-ом году он женился на дальней родственнице Скарбков. По свидетельствам современников, Юстына Кжижановская была хорошо образованной девушкой, свободно изъясняющейся на родном для своего жениха языке. Кроме того, она была чрезвычайно музыкальной особой с хорошей техникой игры на фортепиано и красивым голосом. Поэтому первые музыкальные впечатления Фредерика были получены благодаря таланту его матери. Она же привила ему любовь к народным мелодиям.

Иногда Шопена сравнивают с . Сравнивают в том плане, что, как и Амадей, Фредерик с самых юных лет был буквально помешан на музыке. Эту любовь к творчеству, музыкальным импровизациям и игре на фортепиано регулярно отмечали знакомые и друзья семьи.

Еще когда мальчик учился в начальной школе, он написал первую музыкальную пьесу. Скорее всего, речь идет не о первом сочинении, а о его первой публикации, так как данное событие было даже освещено в варшавской газете.

Так было написано в январском номере 1818-го года:

«Автор этого „Полонеза“ – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Любовь к музыке у него граничила с помешательством. Он мог вскочить посреди ночи, чтобы в срочном порядке подобрать и записать навеянную мелодию. И именно потому на его музыкальное воспитание и возлагались такие большие надежды.

Его обучением занимался чешский пианист Войцех Живный, причем мальчику тогда едва исполнилось девять лет. Несмотря на то что Фредерик вместе с тем проходил обучение в одном из училищ Варшавы, занятия музыкой проходили очень обстоятельно и серьезно.

Это не могло не сказаться на его успехах: уже к двенадцати годам Шопен ничуть не уступал даже лучшим польским пианистам. И его учитель отказался от занятий со своим юным учеником, сказав, что больше ничему не может его научить.

Юные годы

Но к тому времени, как Живный прекратил обучение Шопена, прошло примерно семь лет их занятий. После этого Фредерик окончил обучение в училище и стал брать уроки теории музыки у Йозефа Эльснера, композитора.

В этот период юноша уже находился под покровительством Антона Радзивила и князей Четвертинских. Им понравились обаятельная внешность и изысканные манеры молодого пианиста и они поспособствовали тому, чтобы ввести юношу в высший свет.

С ним был знаком и . Молодой Шопен произвел на него впечатление юноши спокойного и не требующего каких-либо дополнительных комментариев. Его манеры были такие… аристократичные, что его воспринимали словно какого-то князя. Он произвел на многих впечатление своей утонченной внешностью и остроумием, а его чувство юмора свело на нет само понятие «скука». Разумеется, его присутствию были рады!

В 1829-ом году Фредерик уехал, как принято говорить сейчас, на гастроли. Он успел выступить в Вене и Кракове. И спустя совсем немного времени в его родной Польше вспыхнуло восстание. Но добиться свободы полякам не удалось. Восстание было жестоко подавлено Россией. В результате у молодого музыканта навсегда пропала возможность вернуться на родину. В порыве отчаянья он пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

В какой-то момент он влюбился в писательницу Жорж Санд. Но их связь принесла ему больше душевных переживаний, нежели счастья.

Но, несмотря на это, музыкант сохранил глубинную духовную связь со своей родиной. Во многом он черпал вдохновение в польских народных песнях и танцах. При этом совершенно их не копировал. Что не помешало его произведениям стать народным достоянием. Асафьев написал о творчестве Шопена следующие слова:

«В творчестве Шопена, - писал академик, - вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, ее думы и песни».

Он долгое время прожил во Франции, поэтому и закрепилась за ним французская транслитерация его имени. Свой первый концерт в Париже он дал будучи двадцати двух лет от роду. Это выступление оказалось крайне успешным, и слава Шопена росла необычайно быстро, хотя и не все пианисты и знатоки признавали его талант.

О несчастной любви

В 1837-ом году прекращается его связь с Жорж Санд, и он чувствует первые признаки болезни легких.
Вообще, кто был более несчастным в их союзе, – это вопрос довольно спорный.

Дело в том, что с точки зрения биографов Шопена, ничего, кроме горя, связь с Санд ему не принесла. С точки зрения писательницы, пианист был человеком малоуравновешенным, крайне ранимым и вспыльчивым. Еще его называли «злым гением» и «крестом» писательницы, так как она нежно и преданно заботилась о его здоровье, несмотря на его выходки.

Что касается виновника разрыва, то, по источникам приверженцев Шопена, это она бросила его в сложную минуту, а со стороны биографов Санд – она решила свести их сожительство в сторону дружбы, так как боялась за его здоровье. Должно быть, еще и за здравый смысл.

Изводила ли она его своими дурачествами, или же он сам просто был совсем уж замкнут – это вопрос, ответ на который покоится в глубине времен. Санд написала роман, в главных героях которого критики увидели образы ее самой и ее возлюбленного. Последний в итоге стал причиной преждевременной смерти главной героини; сам Шопен в негодовании отрицал, что вообще имеет отношение к образу того закоренелого эгоиста.

Выяснять сейчас, «кто виноват», не имеет ни малейшего смысла. Данный факт из биографии этих людей искусства я привел лишь затем, чтобы показать, что привычка перетягивать на себя одеяло и искать виновных даже в том, кого раньше любил, сводят на нет все лучшие черты благородных личностей, какими бы великими они ни были. А может, и не были они такими уж и величественными? Слишком велико почтение перед «Великими» пианистами и композиторами, чтобы осознавать истоки их гения. А в ряде случаев они платят за свой гений своими личностными качествами. А порой – и рассудком.

Окончание жизненного пути

Как бы то ни было, разрыв с Санд серьезно подорвал его здоровье. Он захотел сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, а потому переехал жить в Лондон. Там он стал выступать с концертами и заниматься преподавательской деятельностью.

Но как раз-таки сочетание успеха и нервного образа жизни окончательно доконали его. В октябре 1849-го года он вернулся в Париж, где и скончался. Согласно его воле, его сердце было перевезено в Варшаву и захоронено в одной из колонн Церкви Святого Креста. Шопен является едва ли не единственным польским композитором такого уровня и международного масштаба.

В основном он работал в жанре камерной музыки. Можно сказать, что именно этот жанр лучше всего отражал его замкнутую натуру. Потому как именно в качестве композитора он был бы и замечательным симфонистом.

В своих произведениях – балладах и полонезах – Шопен рассказывает о своей любимой стране – Польше. И если родоначальником жанра этюдов был

Фредерик Франсуа Шопен (Frédéric François Chopin, 22 февраля 1810 – 17 октября 1849) – польский пианист, композитор и известная на весь мир персона. Прославился созданием невероятных по красоте и виртуозных по исполнению мазурок, вальсов и полонезов.

Детство

Фредерик Шопен родился 22 февраля в деревне Желязова-Воля, которая располагалась неподалеку от Варшавы, в полуаристократической семье. Его отец не был знатного рода и до женитьбы проживал во Франции, где и встретил свою будущую супругу, с которой позже уехал в Польшу. Мать Фредерика была аристократкой с достаточно распространенной и знатной фамилией и богатой родословной. Её прадеды были управляющими и очень важными персонами своего времени, поэтому мать Фредерика обладала хорошим образованием, знала о высшем этикете и умела играть на нескольких музыкальных инструментах, в том числе и на фортепиано. К слову, именно она привила будущему композитору столь большую любовь к музыке и всему, что с ней связано.

Кроме Фредерика, в семье было еще три дочери, которые также были талантливыми и выдающимися личностями. Старшая, Людвика, обладала отличными вокальными данными и была очень близка с братом, помогая ему во всём. Младшие, Эмилия и Изабелла, писали стихи и сочиняли небольшие мелодии. Однако, еще будучи маленьким ребенком, Фредерик потерял одну из сестер – Эмилию. Она умерла от чумы, которая на тот момент свирепствовала во многих маленьких деревушках Варшавы.

Юность и проявление таланта

Талант юного пианиста был виден невооруженным глазом каждому, кто хотя бы раз с ним сталкивался. Фредерик мог часами слушать любимые произведения, эмоционально реагировал на новые мелодии и даже не спал ночами, стараясь побыстрее сочинить очередное произведение. При этом мальчик был талантлив отнюдь не только в музыке. Он с одинаковым успехом писал стихи, подбирал мелодии и успел на отлично учиться в одной из варшавских школ.

Его стремление к прекрасному всецело поддерживалось отцом и матерью. Они искренне верили в то, что в будущем их сын станет мировой звездой и приобретет популярность, которая будет отмечаться учеными и биографами еще нескольких поколений. К слову, заботливые родители помогли Шопену получить свою наиболее раннюю популярность.

После того, как 8-летний мальчик дописал «Полонез», они обратились в редакцию одной из местных газет, попросив написать об этом событии, и параллельно стать первыми критиками музыкального гения их сына. Через месяц в газете, действительно, появилась публикация с восторженными откликами. Это не могло не отразиться на уверенности юного гения и его вдохновении на написание новых произведений.

А поскольку Шопену необходимо было параллельно изучать теорию (до 8-ми лет он был самоучкой), родители наняли ему в учителя чеха Войцеха Живного, который с удовольствием начал рассказывать мальчику о музыке и делиться с ним своими собственными композициями. Однако в 12 лет учитель-пианист покинул юное дарование, заявив, что все знания Фредерик уже получил.

Творчество

На сегодняшний день трудно найти хотя бы одного человека, кто не слышал хотя бы раз гениальные произведения Фредерика Шопена. Все они пропитаны душой, трагичны и мелодичны, они проявляют самые глубокие чувства и мысли каждого слушающего. При этом Шопен старался донести до слушателя не только невероятную красоту музыки, но и с её помощью посвятить в историю родной страны.

Эпоха, в которой жил и творил Шопен, по праву зовется одной из лучших в классической музыкальной культуре. После Моцарта, который позволил всем и каждому окунуться в чудесное звучание классической музыки, Шопен сделал для народа намного больше.

Он открыл миру романтизм, который может достигаться не только с помощью изобразительного искусства, но и музыкальных произведений. Его сонаты, как и сонаты Бетховена, обладали романтическими нотками, которые чувствовались с первых же аккордов и погружали слушателей в теплый и приятный мир звуков.

Если же говорить о цифрах, то за свою короткую, но невероятно активную и полноценную жизнь Фредерик Шопен успел создать 58 мазурок, 16 полонезов, 21 ноктюрн, 17 вальсов, 3 сонаты для фортепиано, 25 прелюдий, 4 экспромта, 27 этюдов, 4 скерцо, 4 баллады, а также множество произведений для фортепиано с оркестром, песен, рондо, болеро, сонат для виолончели и даже колыбельных.

Фредерик Шопен (1810-1849 гг.) - польский пианист и композитор. Он родился в 1810 году, 1 марта (по другим источникам 22 февраля), в деревне Желязова-Воля, расположенной около Варшавы. Биография Шопена будет рассмотрена в этой статье.

Семья

Отцом композитора является Николя Шопен (1771-1844 гг.).

Он женился в 1806 году на Юстыне Кжижановской (1782-1861 годы). По сохранившимся свидетельствам мать композитора получила хорошее образование. Она была очень музыкальной, играла на фортепиано, хорошо пела, владела французским языком. Именно матери Фредерик обязан привитой с юных лет любовью к народным мелодиям, которая нашла затем отражение в его творчестве, а также первым музыкальным впечатлениям. Через некоторое время после рождения мальчика, осенью 1810 года, отец переселился в Варшаву.

Первые достижения в музыке

Фредерик Шопен, биография которого уже в ранние годы отмечена достижениями в музыке, еще в детстве проявлял музыкальные способности. Знаменитая Каталани предугадала в нем, тогда еще десятилетнем мальчике, великую будущность. Фредерик Шопен начал уже в семилетнем возрасте играть на фортепиано, а также сочинять музыку. С девяти лет мальчик стал заниматься с Войцехом Живни, чехом, серьезным преподавателем. Настолько быстро развивался исполнительский талант Шопена, что мальчик не уступал к двенадцати годам лучшим пианистам Польши.

Первое публичное выступление этого музыканта состоялось в Варшаве в 1818 году. Он уже был к этому времени автором нескольких пьес для фортепиано - марша и полонезов. Шопен, биография и творчество которого освещены в нашей статье, в 1823 году поступил в одно из варшавских училищ. Здесь продолжилось его обучение музыке.

Биография Шопена и интересные факты о нем дополняются следующим событием. В 1825 году композитора пригласили выступить перед Александром Первым, российским императором. Он получил награду после концерта - бриллиантовый перстень.

Продолжение обучения

Живни был единственным педагогом Шопена по фортепиано. Через семь лет после обучения у него, в начале 1820-х годов, Фредерик начал заниматься у Ю. Эльснера. К этому времени талант его сильно развился. Биография Шопена пополнилась новыми фактами в 1826 году, когда в июле он окончил обучение в варшавском училище, а осенью поступил с целью продолжения образования в Варшавскую высшую школу музыки. Здесь Фредерик обучался еще около трех лет.

Покровители князья Четверинские и Антон Радзвилл ввели его в высшее общество. Внешностью и обращением Шопен производил приятное впечатление. Это отмечали многие его современники. Лист, например, говорил, что впечатление Фредерик производил "спокойное, гармоничное".

Произведения, созданные во время обучения у Эльснера

Под руководством превосходного педагога и музыканта Эльснера, который сразу заметил гениальную одаренность Шопена, Фредерик сделал большие успехи. Фото Эльснера представлено ниже.

Шопеном было написано за время обучения множество произведений для фортепиано, из которых можно выделить рондо, первую сонату, вариации на тему Моцарта, ноктюрн ми минор, краковяк и другие. Сильнейшее влияние на этого композитора уже тогда оказала народная музыка Польши, а также поэзия и литература этой страны (Витвицкий, Словацкий, Мицкевич и др.). В 1829 году, по окончании обучения, Фредерик отправился в Вену, где исполнил свои произведения. Биография Шопена была отмечена первым самостоятельным концертом, состоявшемся в 1830 году в Варшаве. За ним последовал целый ряд других.

Шопен покидает родину

Шопен в 1830 году, 11 октября, играл в Варшаве в последний раз, после чего навсегда покинул свою родину. Он прожил в Вене с конца 1830-го до 1831 года (первой половины). Посещение театров, музыкальные знакомства, концерты, поездки по окрестностям города отразились благоприятно на развитии дарования такого музыканта, как Шопен. Биография и творчество этого композитора в те годы отмечены следующими событиями.

Шопен летом 1830 года уехал из Вены. Он провел начало сентября в Штутгарте, где узнал о падении Варшавы и неудаче польского восстания. Затем, проехав Мюнхен, Вену, Дрезден, он приехал в Париж в 1831 году. Биография Шопена и его творчество могут быть изучены подробнее, если обратиться к дневнику, который вел писатель в пути ("Штутгартский дневник"). В нем описано душевное состояние композитора во время нахождения в Штутгарте, где Фредерика охватило отчаяние из-за поражения польского восстания. Это событие нашло отражение в его творчестве, о чем мы сейчас вам расскажем.

Новые сочинения композитора

Фредерик Шопен, биография которого нас интересует, под впечатлением от данного известия написал этюд до минор, который называют часто революционным, а также две прелюдии, глубоко трагические: ре минор и ля минор. В числе новых сочинений этого композитора в то время также были полонез ми-бемоль мажор, концерты для фортепьяно с оркестром, ноктюрны, польские песни на произведения Мицкевича и Витвицкого и др. Фредерик подчиняет полностью музыкально-поэтическим образам технические элементы произведений.

Шопен в Париже

Итак, как мы уже говорили, биография Шопена в 1831 году, осенью, была отмечена переездом этого композитора в Париж. Его жизнь с тех пор связана была именно с этим городом. Здесь композитор сблизился с Беллини, Берлиозом, Листом, Мендельсоном, Гиллером, а также познакомился с такими художниками и писателями, как Жорж де Санд, Ламартин, Гюго, Делакруа, Гейне, Мюссе, Бальзак. В 1832 году, 26 февраля, Шопен дал в Париже свой первый концерт, в котором исполнил вариации на тему произведения Моцарта "Дон-Жуан", а также фортепьянный концерт. Присутствовавший на выступлении Лист отмечал, что талант Шопена вместе с его новшествами открыл в развитии искусства новую фазу. Уже тогда было понятно, что большого успеха как композитор добьется Фредерик Шопен. Биография, кратко изложенная в статье, позволяет убедиться в этом.

Жизнь в Париже в 1830-е годы

Фредерик в период с 1833-го по 1835 год исполняет произведения нередко вместе с Гиллером, Листом, братьями Герц. В концертах он выступал редко, однако в салонах французской аристократии и польской колонии слава этого композитора росла очень быстро. Были у него также и противники (Фильд, Калькбреннер), однако это не мешало Фредерику приобрести множество поклонников в обществе, в том числе и среди артистов. Решающими в личной жизни этого композитора были 1836-1837 годы. Тогда была разорвана помолвка с Водзинской Марией, и Шопен сблизился с Жорж Санд. В 1837 году Фредерик почувствовал первый приступ болезни легких. Такова в то время биография Шопена (краткое содержание).

Расцвет творчества

Наивысший расцвет творчества Фредерика приходится на период с 1838-го по 1846 год. Шопеном именно в это время были написаны наиболее значительные и совершенные произведения, в том числе вторая и третья сонаты, полонезы фа-диез минор и ля-бемоль мажор, баллады, баркарола, полонез-фантазия, ноктюрны, скерцо, прелюдии, мазурки и др. Он также продолжал выступать в концертах совместно с Франкомом, Полиной Виардо, Эрнстом, однако намного реже, чем раньше. Обычно зиму Фредерик проводил в Париже, в Ноане, а лето - в имении Жорж Санд. Только одну зиму (1839-1840 годы) он встретил из-за пошатнувшегося здоровья на юге, на острове Майорка в Испании. Именно здесь были завершены его 24 прелюдии.

Смерть отца и разрыв с Жорж Санд - два трагических события, которые пережил Шопен

Биография, кратко описанная, дополняется следующими двумя важными событиями в жизни композитора. Первое - отец Шопена умер в 1844 году, в мае. Крайне тяжело композитор пережил его смерть. Стало внушать опасения его здоровье. Второе событие, произошедшее в 1847 году, - разрыв с Жорж Санд. Оно окончательно подорвало силы композитора. Портрет этой женщины работы художника Делакруа, написанный в 1838 году, представлен ниже.

Желая покинуть город Париж, чтобы избавиться от всего, что напоминало пережитое здесь, Фредерик отправляется в 1848 году, в апреле, в Лондон.

Два последних года жизни Шопена

В мучительных страданиях проходят два последних года жизни Фредерика Шопена. Он практически не сочиняет музыку и не выступает на концертах. В 1848 году, 16 ноября, состоялось его последнее выступление в Лондоне на польском вечере. Климат, нервная жизнь, неожиданный успех - все это подорвало болезненную натуру композитора, и, возвратившись в Париж, великий музыкант слег. Фредерик прекращает заниматься со своими учениками. В его состоянии здоровья зимой 1849 года наступает значительное ухудшение. Ни приезд в Париж Людовики, любимой сестры, ни заботы друзей облегчения не приносят, и он умирает после тяжелой агонии.

Смерть Шопена

Смерть Фредерика Шопена стала ударом для мира музыки, а похороны собрали его многочисленных поклонников. В Париже, на кладбище Пер-Лашез, похоронили Шопена. Прах покоится между Беллини и Керубини. Фредерик ставил Моцарта выше других композиторов. Обожание симфонии "Юпитер" и реквиема доходило у него до культа. На его похоронах в соответствии с желанием покойного известнейшими артистами был исполнен реквием Моцарта. Сердце композитора по его воле было перевезено позднее на родину, в Варшаву, в костел Святого Креста.

Танцевальные жанры в творчестве Шопена

Творчество Шопена одухотворили беспредельная преданность своему народу, своей родине, борьба за национальное освобождение. Он использовал богатства народной музыки Польши. Значительное место в наследии Шопена занимают различные танцевальные жанры. Следует отметить, что танцевальность - это одно из неотъемлемых качеств, присущих музыкальной народной культуре Польши. Вальсы, полонезы, мазурки (представлены в которых были особенности трех народных танцев - оберека, куявяка и мазура) раскрывают связи, существующие между творчеством Фредерика и народной музыкой Польши во всем ее многообразии. Фредерик Шопен, биография которого была нами описана, проявил новаторство в их преобразовании и трактовке. Например, его полонезы заметно расширяют и демократизируют этот жанр, когда-то торжественно-церемониальный. Мазурки поэтизируют и углубляют народный танец. Вальсам присущи черты народно-танцевальной мелодии славян.

Нетанцевальные жанры

Шопен также по-новому трактует различные нетанцевальные жанры. Этюды его представляют собой высокохудожественные творения, где с оригинальными средствами их воплощения сочетается идейно-эмоциональное содержание. Скерцо Шопена - также довольно своеобразные сочинения. Они отличаются от скерцо, которые используются в классической симфонии, а также от сонаты. Баллады - навеянные поэтическими образами драматические сюжетные повествования, полные романтической свободы, контрастов, жизненного разнообразия.

Музыкальный язык Шопена

Органично сочетается жанровое новаторство Шопена с новизной его музыкального языка. Фредериком был создан новый тип мелодии - гибкой, предельно выразительной, развертывающейся непрерывно, сочетающей в себе различные инструментальные и вокальные, танцевальные и песенные черты. Также Фредерик Шопен, биография которого описана выше, раскрыл новые возможности гармонии. Он сплавил воедино различные элементы народной музыки Польши с романтической гармонией. Шопен усилил роль красочных и динамических элементов. Очень интересны его находки в области полифонии (все голоса насыщены мелодической выразительностью) и музыкальной формы (использование приема вариационного развития, характерного для народной музыки Польши). Новаторство этого композитора в полной мере сказалось на его исполнительском искусстве. Он произвел, подобно Листу, настоящий переворот в технике игры на фортепиано.

Влияние творчества Шопена на других композиторов

Творчеству Шопена в целом свойственны ясность мышления и гармоничность. Далека его музыка как от замкнутости, академически холодной, так и от романтических преувеличений. Она чужда неискренности, в своей основе народна, непосредственна, свободолюбива.

Биография Шопена и его произведения вдохновляли многих музыкантов. Творчество Фредерика оказало большое влияние на многие поколения композиторов и исполнителей. Влияние мелодического и гармонического языка Фредерика Шопена прослеживается в произведениях Вагнера, Листа, Дебюсси, Форе, Альбениса, Грига, Скрябина, Чайковского, Шимановского, Рахманинова.

Значение творчества

Биография Шопена и музыка его сегодня вызывают большой интерес, и это не случайно. Этот великий композитор истолковал по-новому многие жанры. Он возродил прелюдию на романтической основе, создал также фортепианную балладу, драматизировал и опоэтизировал танцы: вальс, полонез, мазурку, превратил в самостоятельное произведение скерцо. Шопен обогатил фортепианную фактуру и гармонию, сочетал с фантазией и мелодическим богатством классичность формы.

Он сочинил около полусотни мазурок, прототипом которых является похожий на вальс польский народный танец с трехдольным ритмом. Это небольшие пьесы. В них гармонические и мелодические обороты звучат по-славянски.

Фредерик Шопен за свою жизнь дал всего около тридцати публичных концертов. Он выступал в основном в домах своих друзей. Весьма своеобразным был его исполнительский стиль. Его отличала, по отзывам современников, ритмическая свобода - продление одних звуков за счет того, что сокращались другие.

Память Фредерика Шопена

Каждые пять лет в Варшаве, начиная с 1927 года, проводятся международные конкурсы имени Шопена, в которых участвуют самые известные пианисты. В 1934 году был также организован Институт Шопена, называемый Обществом им. Ф. Шопена с 1950 года. Подобные общества также имеются в Австрии, Германии, Чехословакии. Они существовали и во Франции до Второй мировой войны. В местечке Желязнова-Воля, где родился композитор, открыт в 1932 году Дом-музей Шопена.

Международная федерация обществ имени этого композитора была основана в 1985 году. В Варшаве в 2010 году, 1 марта, был открыт после модернизации и реконструкции музей Фредерика Шопена. Событие это приурочено к двухсотлетию со дня его рождения. 2010 год, кроме того, был объявлен годом Шопена в Польше. Этого композитора, как вы видите, знают, помнят и любят до сих пор не только на родине, но и по всему миру.

Биография Шопена и все даты событий, произошедших с этим великим композитором, были описаны в нашей статье по возможности полно. В музыкальных школах сегодня творчество этого автора включено в обязательную программу. Однако юными музыкантами изучается биография Шопена кратко. Для детей этого достаточно. Но в зрелом возрасте хочется познакомиться поближе со столь интересным композитором. Тогда биография Шопена, кратко для детей написанная, нас уже не удовлетворяет. Именно поэтому мы решили создать более подробное описание жизни и творчества этого великого человека. Биография Шопена, краткое содержание которой вы можете найти в различных справочниках, была нами дополнена на основании различных источников. Надеемся, представленная информация была вам интересна. Теперь вы знаете, из каких событий состояла биография Шопена и какие произведения он написал. Всего доброго!

Выполняем все виды студенческих работ

Реферат

В 1949-1962 гг. польским музыковедом Людвиком Бронарским было опубликовано полное собрание сочинений Шопена - «Fr. Chopin, Dzieіa wszystkie», PWM, Krakуw. В честь Шопена назван кратер на Меркурии. В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шопену. В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) было присвоено имя Фредерика Шопена. Постановлением Сейма Польской Республики 2010 год объявлен...

Жизнь и творчество Фредерика Шопена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

http://allbest.ru

1.Биография

1.1 Происхождение и семья

1.2 Детство и юность

2.Творчество

2.1 Память

3.Произведения Заключение Список использованной литературы Введение Фредерик Франсуа Шопен родился 1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810 в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы. Умер 17 октября 1849 в Париже. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

В силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи, Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи. Исключением являются первые годы жизни, вплоть до 3 мая 1815 года. В это время данная территория являлась частью Варшавского Герцогства, вассального Французской Империи.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена 2 концерта, 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано. Также присутствуют и песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» - так он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.

1.Биография

1.1 Происхождение и семья Отец композитора - Николя Шопен в 1806 году женился на дальней родственнице Скарбков, - Юлиане Кируджиной. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям. Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбков, у которых он был гувернёром, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было ещё три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

1.2 Детство и юность Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимания».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный, чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена. Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой.

Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза".

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию. С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд». Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (согласно последним данным - муковисцидоза). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане.

Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

2.Творчество В полонезах, балладах Шопен рассказывает о своей стране, Польше, о красотах её пейзажей и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного эпоса. Вместе с тем Шопен исключительно самобытен. Музыка его отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал одним из главных представителей этого направления в музыке. Если где-то в его творчестве и чувствуется рефлексия, то, наверное, в сонатах, что не мешает им быть высокими образцами жанра. Часто Шопен достигает вершин трагизма, как, например, в похоронном марше в сонате op. 35, или предстает замечательным лириком, как, например, в Larghetto из второго фортепианного концерта.

К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды: в них, помимо технических экзерсисов, бывших до Шопена главной и чуть ли не единственной целью этого жанра, слушателю раскрывается удивительный поэтический мир. Эти этюды отличаются то юношеской порывистой свежестью, как, например, этюд ges-dur, то драматизмом (этюды f-moll, c-moll). В них имеются замечательные мелодические и гармонические красоты. Этюд cis-moll достигает бетховенских высот трагизма.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие. Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte.

Шопен был гениальным пианистом. Одновременно с Ф. Листом он проложил новые пути фортепианной игры, обогатил ее небывалыми еще техническими приемами. Шопен не создавал ни опер, ни ораторий, его не тянул к себе симфонический оркестр. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано. Исключение составляют юношеское трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а также несколько пьес для виолончели, в том числе и соната для виолончели с фортепиано. Сверх того около двух десятков обаятельных лирических песен, по большей части создававшихся по разным поводам. Своих песен Шопен не публиковал, но после смерти композитора один из его друзей собрал их и выпустил в одной тетради.

В юные годы Шопен создал ряд концертных пьес с сопровождением симфонического оркестра (среди них два фортепианных концерта, Вариации на тему Моцарта, Фантазия на польские темы, Рондо в духе краковяка). Позднее он отказался от сочинения блестящих концертных пьес.

Разнообразные в жанровом отношении произведения его зрелого творческого периода совершенно новы и по содержанию и по формам.

Видное место в творчестве Шопена занимают польские национальные танцы: мазурки, полонезы.

Мазурка, или мазур, — польский танец в трехдольном размере, оживленного движения, с преобладанием прыжкового шага. Для мазурок характерно ритмическое дробление сильной доли, а также капризная изменчивость акцентов: очень часто они располагаются на слабых долях такта. Свои первые мазурки Шопен сочиняет в возрасте 14 -15 лет. Как правило, это задорно-веселые мажорные пьесы. Однако очень скоро, наряду с непритязательными пьесами, воссоздающими атмосферу польского бала, появляются чисто лирические мазурки, задумчивые, нежные или проникнутые страстным порывом. Некоторым из них присуща тонкая психологичность, например самой последней фа-минорной мазурке, сочиненной Шопеном незадолго до смерти (ор. 68, No 4). Иные из мазурок — своего рода картинки сельского народного быта, живые зарисовки с натуры. Их простодушно веселые или трогательно лирические мелодии словно бы звучат на фоне народных инструментальных наигрышей. Слышатся звуки волынок и дудок, деревенских скрипок, доносится гудение «толстой Марини» — самодельного контрабаса (мазурки до мажор, ор..

Сочиняя свои мазурки, Шопен опирался на ритмику и характер движения не только народного мазура, но и других сельских танцев.

В отдельных эпизодах его мазурок звучат мягкие вальсообразные мелодии, напоминающие деревенский куявяк или же стремительный оберек. Очень часто мазурка Шопена содержит все три указанные разновидности польских народных танцев в трехдольном размере. Всего Шопен написал около 60 мазурок. Мазурочные ритмы можно встретить и в других произведениях Шопена, в его втором Рондо, в средних частях полонезов, в песнях («Желанье», «Гулянка»).

Первые полонезы Шопен сочинил еще в детстве. Юношеские его полонезы (не включенные в основной список сочинений) своей выразительной напевностью и нарядной узорчатостью родственны полонезам польского композитора конца XVIII — начала XIX пека Михаила Огинского.

Полонез, или польский, получил распространение в быту польских городов с XVI века. Это было величавое шествие в трехдольном размере, мужской «пеший танец» воинов-рыцарей с характерным для него ритмическим дроблением сильной доли. В XVIII веке полонез получает общеевропейское распространение в качестве церемониального шествия, открывающего бал.

Полонезы Шопена в период его творческой зрелости — это широко развернутые поэмы героико-эпического или драматического характера. Справедливо писал Ф. Лист, что «…энергические ритмы полонезов заставляют трепетать и электризуют самых косных и безучастных. Большая часть полонезов носит воинственный характер, в них храбрость и доблесть сочетаются с простотой выражения. Они дышат спокойной, сознательной силой, чувством твердой решимости… Слушая некоторые полонезы Шопена, будто видишь твердую, тяжелую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого несправедливого в судьбе человека».

Во многих полонезах Шопен повествует о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. В некоторых полонезах оживают картины величия Польши прошлых веков, в других звучит скорбь о великих страданиях народа, в их гордой, пламенной музыке живо ощутим призыв к непреклонной борьбе за лучшее будущее. Таков ми-бемоль-минорный полонез, в котором суровый, сумрачный колорит сочетается с огромной внутренней напряженностью. Стремительное динамическое нарастание приводит к кульминации — как бы вспышке пламенного гнева. В музыке звучат уже не жалобы и крики отчаяния, а твердая решимость бороться.

В блестящем и мужественном полонезе ля-бемоль мажор нарисована монументальная картина величия и славы польской земли. В серединном эпизоде словно бы слышится мерный топот приближающейся конницы. На этом фоне раздаются воинственные ликующие фанфары. Создается впечатление неукротимого, могучего движения вперед, способного смести на своем пути все препятствия.

Как и другие композиторы XIX века, Шопен сочинял и вальсы. Их у него семнадцать. Возникнув из незатейливых австрийских и немецких народных танцев, вальс в XIX веке быстро становится излюбленным европейским танцем. Его кружащееся «полетное» движение сразу же привлекло внимание композиторов-романтиков. Обращаясь к вальсу, Шопен поэтизирует этот простой бытовой танец. Большинство его вальсов — широко развернутые пьесы трехчастного строения. Им присущи яркие контрасты. По своему художественному замыслу и образам они разнообразны. Есть среди них мечтательные лирические с широкими напевными мелодиями (No 3, 10), иным присуще стремительное вихревое движение, полетность (No 14). Сочинял Шопен также эффектные концертные вальсы (No 1, 2, 5). При жизни Шопен издал восемь вальсов. После его смерти были напечатаны вальсы, созданные в молодые годы.

2.1Память Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди его победителей были выдающиеся пианисты Лев Оборин, Яков Зак, Белла Давидович, Галина Черны-Стефаньска, Маурицио Поллини, Марта Аргерих.

В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был преобразован в Общество им. Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве.

В 1949-1962 гг. польским музыковедом Людвиком Бронарским было опубликовано полное собрание сочинений Шопена - «Fr. Chopin, Dzieіa wszystkie», PWM, Krakуw.

В честь Шопена назван кратер на Меркурии.

В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шопену.

В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) было присвоено имя Фредерика Шопена.

1 марта 2010 года в Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.

Постановлением Сейма Польской Республики 2010 год объявлен Годом Шопена.

2 декабря 2010 год В Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы (в Алматы) посольством Польши в честь Года Шопена открыт концертный зал имени Фредерика Шопена.

В 2011 году в России Иркутский музыкальный колледж стал носить имя Ф. Шопена

3.Произведения шопен композитор мазурка Для фортепиано с ансамблем или с оркестром Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)

Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)

Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)

«Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829-1830)

Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)

Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)

«Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830-1834)

Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845-1846)

Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (58)

Op. 6 - 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)

Op. 7 - 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830-1831)

Op. 17 - 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832-1833)

Op. 24 - 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll

Op. 30 - 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836-1837)

Op. 33 - 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837-1838)

Op. 41 - 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur

Op. 50 - 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841-1842)

Op. 56 - 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)

Op. 59 - 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)

Op. 63 - 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)

Op. 67 - 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)

Op. 68 - 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (16)

Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll (1833-1835)

Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836-1839)

Op. 44 fis-moll (1840-1841)

Op. 53 As-dur (Героический) (1842)

Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845-1846)

WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)

Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829-1830)

Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830-1831), g-moll (1833)

Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834-1835)

Op. 32 As-dur (1836-1837)

Op. 37 № 2 G-dur (1839)

Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)

Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)

Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)

Op. 72 e-moll (1827)

Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (17)

Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)

Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)

Op. 34 № 2 a-moll (1831)

Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur

Op. 42 «Большой вальс» As-dur

Op. 64 № 1 Des-dur (1847)

Op. 64 № 2 cis-moll (1846-1847)

Op. 64 № 3 As-dur

Op. 69 № 1 As-dur

Op. 69 № 10 B-moll

Op. 70 № 1 Ges-dur

Op. 70 № 2 f-moll

Op. 70 № 2 Des-dur

Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll

Прелюдии (всего 24)

24 прелюдии Op. 28 (1836-1839)

Прелюдия cis-moll op","45 (1841)

Экспромты (всего 4)

Op. 29 As-dur (около 1837)

Op, 36 Fis-dur (1839)

Op. 51 Ges-dur (1842)

Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)

Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828-1832)

Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831-1836)

WoO f-moll, Des-dur, As-dur (1839)

Скерцо (всего 4)

Op. 20 h-moll (1831-1832)

Op. 31 b-moll (1837)

Op. 39 cis-moll (1838-1839)

Op. 54 E-dur (1841-1842)

Баллады (всего 4)

Ор. 23 g-moll (1831-1835)

Op. 38 F-dur (1836-1839)

Op. 47 As-dur (1840-1841)

Op. 52 f-moll (1842)

Сонаты для фортепиано (всего 3)

Op. 4 № 1, c-moll (1828)

Op. 35 № 2 b-moll (1837-1839).

Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Другие Фантазия Op. 49 f-moll (1840-1841)

Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845-1846)

Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)

Концертное Allegro Op. 46 A-dur

Тарантелла Op. 43 As-dur

Болеро Op. 19 C-dur

Другие произведения Соната для виолончели и фортепиано Op. 65

Песни Op. 74

Заключение Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные — лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Фортепианные пьесы малых форм: Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых — помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно баховскому. Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена — прежде всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии — лаконичные виньетки, последние — настоящие драмы, диапазон настроений — от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы. Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов — прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен — автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры: Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами — жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип — польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) — небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства — даже если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Крупные формы: Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840—1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала определять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845−1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Список использованной литературы Википедия [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F

Фредерик Шопен [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://fchopin.ru/9.php

Мой сайт [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://rughwatcolly.ucoz.ru/news/proizvedenija_shopena_kharakteristika_proizvedenij_shopena/2014−08−06−101

Эссе.РФ [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://эссе.рф/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/p15d44tln166020/

Классическая музыка [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://www.classic-music.ru/zm124.html

Orpheus [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/frederik_shopen_osobennosti_muzykalnogo_stilja/479−1-0−532

Классика [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://www.classic-musik.com/velikie-kompozitori/41-frederik-shopen

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Сила голосу у дітей 6-ти, 8-ми років не має широкої амплітуди. Для них найбільш типовим буде використання помірних динамічних відтінків - m P і m F. Великої шкоди може принести вимога насиченого звучання на нижніх звуках діапазону і тихого - на верхніх. Часте використання високих звуків діапазону говорить про незручну теситуру. У молодших школярів відбувається становлення характерних якостей...

Дипломная

На начальном этапе необходимо научить ученика определять шаги и проставлять их. Например: Надо дать возможность ученику самому определить короткие и долгие шаги. На первых порах помочь ученику сделать правильную запись песенок. Короткие шаги соединять палочкой. Такие упражнения практиковать до тех пор, пока ученик полностью не освоит графику ритмической записи. На начальном этапе обучения все...

Курсовая

Такий оркестр у симфонічних творах великого російського композитора М. Глінки (1804−1857 рр.). Досить послухати прозору і дивно свіжу за своїм колоритом музику Вальсу-фантазії або знамениту «Камаринська». Стопами М. Глінки пішов і П. Чайковський (1840−1893 рр.), що вмів порівняно скромними оркестровими засобами створювати емоційно-напружені і в той же час проникливі образи і настрої. Найбільш...

Фридерик Францишек Шопен польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (поэтому закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее – это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он создал новый гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, вероятно, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его отец Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мать воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел вкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.



В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы – превосходные манеры. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831, и после этого Шопен никогда не возвращался на родину.

В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайная ритмическая свобода – Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.

В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной – баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило немало сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд – 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838–1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов – последний из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Музыка. Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные – лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых – помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена – прежде всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Лучшие дня

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии – лаконичные виньетки, последние – настоящие драмы, диапазон настроений – от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы. Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов – прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен – автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами – жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип – польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) – небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства – даже если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840–1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала определять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845–1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), – юношеское произведение, которое ныне редко исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть – известный во всем мире похоронный марш, а финал – вихрь октав, подобный «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.

Другие сочинения. Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, а также вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а также трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки, и почти всегда при исполнении в партитуры вносятся изменения.

Фредерик Шопен
Малявкин Валерий Тимофеевич 07.03.2017 01:00:33

Хотелось бы обратить Ваше внимание на отсутствие ударений в именах и фамилиях. Посмотрите как расписали Шопена в Википедии - и французский, и польский варианты. Кстати,у англоязычных народов это имя тоже встречается,но у них-то ударение идёт на первый слог!Я написал, издал книгу Великие люди. Загадки с отгадками. В ней-то с ударением никак нельзя ошибиться, так как фамилия является последним рифмованным словом в опусе.буду признателен, если Вы взглянете на 15 стихотворений, взятых из моей книги и помещённых в иркутской газете Мои года. (В интернете надо в Поиске найти Героев много - целый свод...Стихи-загадки.)