Экзотическая «птица» — Суми Йо. Штрихи к портрету


И, все же, несмотря на то, что ей лестен тот успех, который имел этот проект в ее родной Корее (где каждый новый альбом певицы занимает верхние строчки хит-парадов, и где ее имя уже давно окружено ореолом славы), у сопрано имеются другие приоритеты. «Моя основная цель - поддерживать свой имидж как артистки оперы, поскольку тот факт, что я стала знаменитостью в моей собственной стране, означает, что я уже не могу выйти из дома без широкополой шляпы и солнцезащитных очков. А мне это не по душе. Хотелось бы, чтобы публика воспринимала меня именно как сопрано, как примадонну, а не, скажем, звезду экрана или какую-то очень популярную личность...»

Суми выбрала Рим в качестве своей основной базы - город, в котором она училась, будучи студенткой Академии Санта-Чечилия. Здесь со своим многолетним партнером она ведет вполне устроенную личную жизнь. В профессиональной же карьере кореянка продолжает сталкиваться с препятствиями. «Я пою достаточно обширный репертуар, но есть лучший, который я могла бы петь, - это роли бельканто, особенно Беллини, Доницетти, Россини. Но, к сожалению, в Италии довольно тяжело исполнять такие роли, поскольку итальянцы, не очень то доверяют иностранцам петь Беллини и другие белькантовые партии».

Комментарий Ричарда Бонинга в этой связи: «За пределами Италии много хороших певцов, но не так уж много выдающихся. Я же полагаю, что Суми Йо как раз принадлежит к числу выдающихся. Все, о чем бы вы ее не просили, немедленно ею подхватывается. Она очень умна, очень музыкальна, и обладает быстрой реакцией»...

Тембр певицы, быть может, несколько страдает от отсутствия фактора мгновенной узнаваемости, той уникальной вокальной индивидуальности «торговой марки», что проникает в уши слушателя. Слушая Йо, я вспоминаю о заводящих, атлетических «фиоритурных» пассажах Кристины Дойтеком (Deutekom) в начале ее карьеры, или Эдиты Груберовой и Натали Дессей. Йо близка к ним в плане подачи голоса и атаки, уступая в вокальной насыщенности, но превосходя в подвижности и закругленности. Йо, конечно, может петь и очень плавно, но во впечатляюще быстрых пассажах у нее присутствует ритмическая упругость и четкое стаккато, что в сочетании с точным интонированием будоражит публику, слушающую ее Царицу Ночи - роль, эффектность которой не умаляет даже несколько скромная тембровая палитра. Зная, что обладает юным по качеству звучания голосом, Суми любит добавлять в него дополнительные штрихи, как, скажем, тремоло в романтическую бродвейскую мелодию, или носовое пение в медленной драматической музыке. Ее естественная теплота хорошо ложится на немецкие «Lieder». Вне зависимости от контекста и наполнения музыки ее уникальная комбинация природной интенсивности с легкостью - это как раз то, что завораживает слушателя...

Для композитора-дирижера Стивена Меркюрио, который сотрудничает с Суми Йо в концертах, на оперных площадках и в студиях грамзаписи, ее голос - «очень, очень прозрачный, сфокусированный звук». Вспоминая спектакли «Риголетто», которыми он дирижировал в Детройте, маэстро подчеркивает, что в отличие от других певиц, которые требуют от дирижера следовать их собственной интерпретации Джильды, Суми была столь милой и коммуникабельной, что невольно думалось лишь о том, как бы ей всячески помочь: «О, Суми, тебе необходимо в этом месте чуть-чуть больше времени?”

Громкая слава Суми Йо началась в 1986 году, когда Караян выбрал ее на роль Оскара в предстоящей зальцбургской постановке и последующей грамзаписи «Бала-маскарада»*. На протяжении следующих двух лет она очень тесно сотрудничала с маэстро, училась всему, что он ей преподавал нового в ее профессии, подружилась с ним.

«Я его совсем не боялась», - вспоминает певица, - «Караян говорил, что я единственная, кто его совсем не боится. В первую же нашу встречу, я пыталась погладить его волосы, такими чудесными они мне показались, - как у ребенка. И я сказала: «Маэстро, можно мне?» Думаю, что он был весьма шокирован такой вольностью с моей стороны, но, тем не менее, позволил. А я сказала: «Знаете, у Вас такие прекрасные голубые глаза, каких я еще не встречала. Можно мне просто заглянуть в них поближе?» Он сказал мне, что я веду себя как его внучка. Знаете, ведь все дело в том, что буквально все его страшно боялись. Даже Доминго и Лео Нуччи, когда им что-нибудь надо было узнать, посылали меня к Маэстро с вопросами». Их общение стало немного натянутым, когда Суми посмела отклонить приглашение Караяна на запись «Нормы». «Я сказала Маэстро, - «Боже, ну как это возможно, ведь я не справлюсь с ролью!», но он меня уверял, что все будет отлично, с моей техникой я сделаю Норму прекрасно, и что я должна ему просто довериться».

Но Суми Йо имела достаточно мужества сказать ему «нет».

Второе «нет» прозвучало из ее уст, когда Суми отказалась спеть с Карло Бергонци в «Луизе Миллер». Будучи ее «кумиром с юных лет», тенор уверял Суми, что она обладает лирическим сопрано, и сможет справиться с партией Луизы. Когда же она окончательно отказалась от предложения, Бергонци был очень расстроен и уязвлен, и неделю с ней не разговаривал.

Так что, на фоне предыдущих примеров, ей было легче, например, отказаться от ангажемента в мюзикле «Мисс Сайгон», поскольку Суми считает, что жанры «легкой» музыки и музыкальной комедии, - это лишь побочные «заслуги», составляющие часть ее имиджа и помогающие промоушну певицы.

Среди ее пристрастий и вкусов такие различные личности, как Дорис Дэй и Мерилин Монро (она обожает фильмы 60-х и 70-х гг.). Это прекрасно уживается в ней с интерпретациями «Кадиша» Равеля (для этого она специально проходила пьесу с главным кантором римской синагоги), сюитой номеров из популярного на Бродвее мюзикла «Джекил и Хайд» (записанных на ее последнем диске «Только любовь»), разнообразный французский репертуар (включая «коронные» роли Олимпии и Лакме).

«Моя мечта спеть и даже записать Виолетту, но не сразу, а немного попозже. Не только в вокальном плане, но и в эмоциональном мне необходимо еще выждать два-три года, чтобы обрести личный опыт, стать немного больше женщиной, и меньше bambina, которой меня все еще частенько воспринимают.

Главное для меня то, что я не хочу всю свою жизнь петь только партии типа Царицы Ночи, Лючии или Джильды. Мне очень хочется иметь разнообразный выбор и максимально раскрыть все стороны своей личности».

Перевод с английского К.Городецкого.
По материалам журнала Opera News.

Примечание:
* Суми Йо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле. Здесь же она впервые выступила на оперной сцене в роли Сюзанны. Европейский дебют певицы состоялся в 1986 году в Триесте (Джильда). Среди лучших партий: Джильда, Лакме, Царица ночи, Олимпия, Лючия и др.

Чо Су-Гён (Jo Su-gyeong) родилась 22 ноября 1962 год в Сеуле (Seoul). Ее мать пела и играла на фортепиано на любительском уровне. Она, увы, не смогла продолжить собственное профессиональное музыкальное образование из-за политической ситуации в Корее (Korea) в середине прошлого века. Решив обеспечить свою дочь возможностями, которых у нее никогда не было, она записала девочку на уроки игры на фортепиано уже в 4 года, а к 6 годам Чо Суми занялась и вокалом. В детстве Чо часто занималась музыкой по 8 часов в день.

В 1976 Чо поступила в престижную Школу искусств Сонхва (Sun Hwa Arts School) и окончила ее в 1980 с дипломами по классу вокала и фортепиано. С 1981 по 1983 она училась в Сеульском национальном университете (Seoul National University), и тогда же состоялся ее первый профессиональный сольный концерт. Кроме того, Чо принимала участие в нескольких концертах, транслировавшихся "Korean Broadcasting System", и дебютировала на оперной сцене, спев Сюзанну (Susanna) в "Свадьбе Фигаро" (Le nozze di Figaro) в Сеульской опере (Seoul Opera).

В 1983 Чо оставила Сеульский университет и отправилась в Рим (Rome), учиться в Национальной академии Санта-Чечилия (Accademia Nazionale di Santa Cecilia), у таких мастеров, как Карло Бергонци (Carlo Bergonzi) и Джанелла Борелли (Giannella Borelli). В этот период она часто выступала с концертами в итальянских городах и на радио и телевидении и решила использовать Суми вместо Су-Гён в качестве сценического псевдонима, чтобы европейцам было легче воспринимать ее имя. Чо окончила академию в 1985 с двумя специализациями, в области вокала и фортепиано.

Она окончила академию, но не перестала учиться - на сей раз ее наставницей стала немецкое сопрано Элизабет Шварцкопф (Elisabeth Schwarzkopf). Чо стала победительницей ряда международных конкурсов в Сеуле, Неаполе (Naples), Энне (Enna), Барселоне (Barcelona) и Претории (Pretoria). В августе 1986 жюри единогласно присудило ей первую премию на Международном конкурсе Карло Альберто Капелли (Carlo Alberto Cappelli International Competition) в Вероне (Verona), одном из самых престижных конкурсов в мире, принять участие в котором могут только победители других крупных вокальных состязаний.

В 1986 состоялся европейский дебют Чо – она спела Джильду (Gilda) в Триесте (Trieste), и это выступление привлекло внимание Герберта фон Караяна (Herbert von Karajan), предложившего ей роль Оскара (Oscar) в "Бале-маскараде" (Un ballo in maschera) на одной сцене с Пласидо Доминго (Plácido Domingo). Постановку должны были представить вниманию публики на Зальцбургском фестивале (Salzburg Festival) в 1989 году, но Караян умер во время репетиций, и дирижерскую палочку подхватил Георг Шолти (Georg Solti). Впрочем, карьера южнокорейской певицы и без того пошла в гору.

В 1988 она дебютировала в Ла Скала (La Scala) с партией Фетиды (Thetis) в редкой опере "Фаэтон" (Fetont) Никколо Йомелли (Niccolò Jommelli), дебютировала в Баварской государственной опере (Bavarian State Opera) и спела Барбарину (Barbarina) в "Свадьбе Фигаро" на Зальцбургском фестивале. В следующем году состоялся ее дебют в Венской государственной опере (Vienna State Opera) и в Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera), где Чо вернулась к партии Джильды в "Риголетто" (Rigoletto). В следующие 15 лет она множество раз пела Джильду на сцене этого нью-йоркского театра.

Приглашения следовали одно за другим: Лирическая опера Чикаго (Chicago Lyric Opera), Ковент-Гарден (Covent Garden), Опера Лос-Анджелеса (Los Angeles Opera), Вашингтонская опера (Washington Opera), Парижская национальная опера (Opéra National de Paris), Театр Колон (Teatro Colón), Австралийская опера (Opera Australia), Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin) – это лишь малая часть театров, в которых она выступала. У певицы огромный и разнообразный репертуар, от моцартовской Царицы ночи (Queen of the Night) до Лючии ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor), от Виолетты (Violetta) до Олимпии (Olympia) в "Сказках Гофмана" (The Tales of Hoffmann). Кроме того, она ведет плотную концертную деятельность в сопровождении ведущих мировых оркестров.


Современная оперная дива с азиатской внешностью, которая любит создавать вокруг себя положительную ауру.

Талантливейшая выпускница одного из самых старейших музыкальных учреждений в мире. Уроженка Сеула, корейская девушка Суми, вручила свой высокий пленяющий тон голоса на огранку и придание ему совершенной формы римской академии Santa Cecilia. Через год после выпуска ее хрустальное сопрано звучало на Зальцбургском фестивале. Знаменитый "Бал-маскарад" Верди под управлением великого Герберта фон Караяна – это ли не уникальная возможность начать свой путь оперной примы?

Затем Парижская опера, La Scala, Covent Garden, Metropolitan… и мировая известность.

В родной Южной Корее Суми Йо встречают огромными гонорарами и государственными наградами, присвоив примадонне звездный статус "национального достояния".

Не желая примерять на себе маску недосягаемости, фатального одиночества и таинственности, присущих оперным певцам в прошлом, тоненькая кореянка Суми по жизни открытый и оптимистичный человек. Она флиртует со своими слушателями на сцене, эпатирует публику удивительными нарядами и предпочитает свободу концерта притворству и насилию над собой в угоду некоторым оперным режиссерам. При этом легко находит слад с дирижерами и коллегами-певцами, не взирая на то, что из-за разреза ее глаз она часто наталкивалась на предвзятое к себе отношение.

Она любит эксперименты: разнообразить свой репертуар от барокко до crossover. Ее сопрано можно услышать в фильме Романа Полански "Девятые врата", но сниматься в кино Суми не желает, полностью реализуя себя на сцене.

Россия, конечно же, запомнит слияние сопрано Суми Йо и баритона Дмитрия Хворостовского в Государственном Кремлевском Дворце.

17 апреля в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко выступит Суми Чо - одна из первых примадонн азиатского происхождения в истории оперы. Обладательница «Грэмми» рассказала обозревателю «Известий» о прелестях жизни без шоколада, мехов и мужей.

Москвичи ждут вас в статусе «Королевы оперы» - так называется фестиваль, в рамках которого вы у нас выступите.

Этот фестиваль - как коллекция сияющих звезд. Я счастлива и горда быть его частью. Сейчас в мире всего несколько настоящих див, у которых есть имя. Быть дивой - подразумевает очень многое, и не только в художественном смысле. Во-первых, нужно кропотливо работать, во-вторых - многое отдавать миру. Артисты очень важны для людей, которые в них верят.

Мария Гулегина, ваша предшественница по «Королевам оперы», говорила о том, что это не только фестиваль, но и соревнование примадонн. Если так, то кто ваши главные соперницы?

Что ж, если это соревнование, я уверена, что буду одной из победительниц. Да нет, не хочу быть грубой. На самом деле, я не думаю, что это конкурс - мы все разные. Я выбрала для московского концерта самую лучшую программу и назвала ее «Безумство любви». Это настоящая битва с самой собой, потому что в программу вошли четыре самые сложные арии во всей истории оперы. Если я выиграю свою битву, буду счастлива.

- Пишут, что в детстве вы проводили за роялем по восемь часов в день. Как вам удалось не возненавидеть музыку?

Это правда, и такой режим занятий был очень опасной затеей. Жуткий стресс для ребенка. Я, например, возненавидела Баха. Моя мама заставляла меня совершенствовать технику, а Бах, как известно, считается отцом музыки. Поэтому я должна была играть одного только Баха по 7–8 часов подряд. Мои отношения с господином Бахом до сих пор не очень теплые. Но сейчас я рада, что отлично играю, аккомпанирую себе и другим певцам. Слава богу, что моя мама с самого начала понимала важность владения инструментом.

- Почему вы избрали в качестве своего псевдонима именно Суми Чо?

Мое настоящее имя для западной публики - не очень-то легко произносимое: Чо Су-Кён. Поэтому я выбрала себе новое. Су - значит совершенство, Ми - красота, Чо - святость.

- Вы сменили паспорт?

Нет, там до сих пор мое настоящее имя.

Как и Мария Гулегина, вы начали петь партию Виолетты из «Травиаты» не очень рано. Эта роль особенно интересна зрелым певицам?

Виолетта - мечта каждого сопрано, это огромный вызов. Прежде всего, она очень трудна с вокальной точки зрения: в начале вы должны быть высокотехничным колоратурным сопрано, а в конце - драматическим. Но это еще и вызов для любой актрисы. Виолетта - куртизанка из высшего общества, но к финалу она становится святой и уходит в небо, где всё ей будет прощено. Из женщины несчастной, живущей материальными инстинктами, вы должны превратиться в духовно зрелую, верующую в Бога и любящую женщину. В какой-то момент я подумала, что готова к роли Виолетты. Спела ее один раз - и поняла, что не готова. И больше не пою эту роль. Слишком сложно.

- Какую русскую оперную партию вы любите больше всего?

К сожалению, я не говорю по-русски, поэтому не могу петь русскую оперу. Но любимая партия у меня есть - Шемаханская царица из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, ее я однажды пела по-французски.

Согласились ли вы приехать в Большой или Мариинский, если бы в них была осуществлена постановка, специально рассчитанная на вас?

Это звучит для меня как мечта. Россия - страна, которую я открыла совсем недавно благодаря Дмитрию Хворостовскому. Кроме того, меня очень привлек Игорь Крутой, написавший для меня и моей подруги Лары Фабиан хорошую музыку. Я хотела бы получше узнать российскую музыкальную жизнь - и классическую, и эстрадную. Всякий раз, когда я в России, я чувствую себя любимой. И сама люблю вашу публику - не за что-то, а просто люблю.

Конечно! Я никогда не курю, не пью, не ем жареного, пряностей, мяса, мороженого, шоколада. Ем только рис. Вот такая жизнь. И, кстати, никогда не ношу мех, потому что искренне верю, что права животных так же важны, как права человека.


Однажды вы сказали, что, будь у вас вторая жизнь, вы хотели бы прожить ее как обычная женщина, рядом с мужем. Что мешает вам осуществить эту мечту прямо сейчас?

Хотя мои родители были нормальной парой, я с детства всегда была убеждена, что супружество - не лучшая судьба для человека. Мне кажется, гораздо лучше любить кого-то, чем быть замужем за нелюбимым. Наверное, я никогда не смогу поклясться Богу, что проживу всю жизнь с одним человеком и умру за него. Я очень искренняя, не могу врать. И я решила, что буду жить одна. Решила не иметь детей, потому что у меня всегда очень много дел, постоянные путешествия, освоение новых партий - у меня просто никогда не было шанса вырастить ребенка. Моим приоритетом всегда было и остается пение. Я понимаю людей, которые женятся, понимаю женщин, которые бросают карьеру ради мужа. Это дело выбора, дело каждого из нас. Я сделала свой выбор - быть артисткой и быть одинокой. Не думаю, что моя жизнь лучше, чем у других. Но я ответственна за сделанный когда-то выбор. Я еще молода, но думаю, что «перерешать» уже поздно.

- Почему вы решили жить в Европе, а не в Корее?

В Европе моя работа. Если бы я жила в Корее, на самолеты уходило бы всё мое время. Но я по-прежнему кореянка и очень люблю свою страну.

- Когда вы приехали в Италию учиться искусство бельканто, как на вас реагировали местные жители?

Они были в шоке, воспринимали меня как экзотическое животное. Я была первой азиаткой, которая пела итальянскую оперу, и коллеги смотрели на меня в восхищении: азиатка поет лучше, чем они! Я наслаждалась этой весьма странной ситуацией. К счастью, в 1986 году я встретила маэстро Караяна, и карьера сразу пошла вверх. Но все-таки до сих пор существует нечто вроде расизма, даже в классической музыке. Не могу сказать, что этого нет. Главное - я верю, что если ты талантлив, удачлив и много работаешь, то возможность обязательно появится, будь ты русским, китайцем или кем-то еще. Когда одна дверь закрыта, всегда есть другая - открытая. Это закон природы.