Богини любви и красоты в мифологии разных народов. Афродита


Греческий пантеон богат на божественных существ, которым древние люди приписывали необычные способности. Поклоняясь богам, они верили, что те покровительствуют им в начинаниях, важных делах, бытовой и личной жизни. У олимпийцев просили благословления в ведении войн и принятии верных решений. Одной из любимых богинь греческая мифология окрестила Афродиту. Вечная весна сопровождает дочь на изображениях и в описаниях. Чем же она так особенна?

История происхождения

Афродита состоит в числе двенадцати верховных богов Олимпа. Она бессмертна, как и большинство родственников. Кроме того, любви не свойственен финал, поэтому даже мифы у римлян не освещают гибели Афродиты, дозволяя существовать легенде о вечной любви. В Риме богиню звали Венерой, в Сирии – Астартой, шумеры верили в богиню Иштар.

"Рождение Венеры"

Впервые имя Афродиты было упомянуто поэтом Гесиодом в 8-7 веке до н.э. Девушка стала героиней произведения «Теогония», где ее описание было весьма немногословным. По версии Гесиода, Афродита – дочь Геи и Урана. Измучивший супругу Уран подвергся атаке со стороны детей. Матери пришел на помощь Кронос, ранив отца. Кровь божества попала в море. Так появилась Афродита, чье имя в переводе с греческого значит «пена». Миф свидетельствует, что богиня вышла на сушу на берегах Кипра. В городе Пафос был заложен большой храм в честь покровительницы любви.

Афродита покровительствует плодородию, красоте и считается богиней браков. Все прелестное, что окружает человека, является ее творением. Влюбленные, просящие благословления, обращались за ним к Афродите. Одинокие молили ее об обретении второй половины. Деятели искусства воспевали благосклонную красавицу. В противостоянии войны и мира она всегда на стороне продолжения жизни, поэтому ее внимания просили те, кто жаждал процветания и спокойствия. Афродита была способна влиять на людей, животных и богов-олимпийцев. Лишь , и оставались неподвластными ее влиянию, так как дали обет целомудрия.


Скульптура "Венера Милосская"

Афродита в греческой мифологии

В эпичном произведении «Илиада» поэт утверждает, что Афродита приходилась дочерью Зевсу. Девушка была властительницей романтических чувств. На каждом шагу ее распускались цветы, а покровители влечения и страсти – Эрот и Гимерот – сопровождали богиню в пути. Афродита, символ гармонии, несла в мир жизнь.

Помимо писателей, чьи произведения сегодня считаются носителями традиций и культуры Древней Греции, существовало множество сказителей, складывавших легенды и мифы о божествах, проживающих на Олимпе. Немало сказаний посвящено Афродите. В соответствии с ними после своего появления на свет девушка покоряла и очаровывала всех, кого встречала на своем пути. Богиня всегда юна и свежа. Она нередко подносила щедрые дары избранникам и тем, кто нуждался в помощи. Однажды девушка подарила Гере изысканный пояс, содержащий любовь и желание. Атрибуты, находящиеся в ее владении, наделяли чарующей силой. Среди них – золотая чаша, вино из которой дарило вечную молодость.


Греки представляли Афродиту очень красивой девушкой. Ее волосы имели золотистый оттенок, голова была увенчана цветами, а тело – прикрыто белоснежной тогой. Героине прислуживали Ора и Харита – покровительницы красоты и грации. По легенде, богиня заводила романы с равными по происхождению и простыми смертными.

Мало кто мог устоять перед ее образом. Муж Афродиты, не славившийся привлекательностью бог , терпел похождения супруги. В союзе не появилось наследников, зато от внебрачной связи с у Афродиты родилось пятеро детей. Другой ее поклонник, стал отцом Приапа, а ухажер получил наследника Гермафродита. Афродита была связана любовными узами и с царем Анхисом, которому родила сына Энея, прославившегося в Троянской войне.


В произведении «Одиссея» Гомер описывает роман Афродиты с Аресом. Автор повествует о том, как Гефест выковал тончайшую золотую сеть, которая помогла поймать любовников, притаившихся под ней в отсутствие супруга.

Миф, повествующий о любви Афродиты и Адониса, сына царя Кипра, рассказывает о том, что молодые люди вместе ездили на охоту. Адонис обещал не предаваться гонкам за дикими животными и предпочитать серн. Однажды ему повстречался вепрь. Собаки нагнали животное, а оно успело ранить царевича насмерть. Безутешная Афродита искал его тело, босиком бродя по тернистым зарослям. Там, где падали капли крови с ее ног, вырастали розы. По легенде, пошел на сделку с Зевсом и на полгода выпускал Адониса из подземного мира к Афродите. В это время на земле царили весна и лето.


Афродита в культуре

Богине плодородия, любви и красоты не посвящают индивидуальных кинокартин. Но она нередко присутствует в кадре фантастических кинолент, сюжет которых связан с олимпийцами и древнегреческой мифологией.

Зато Афродита остается востребованным персонажем для деятелей искусства. Она вдохновляла скульпторов, художников и литераторов. На визуальных изображениях девушку рисовали в окружении благоухающих цветов и птиц, а в море ее сопровождали дельфины.


Упоминал об Афродите в пьесе «Ипполит», а Апулей – в романтических сюжетах, собранных в сборнике «Метаморфозы». Лукреций в творении «О природе вещей» рассуждал о Венере и ее способности вдыхать душу во все живое, дарить плодородие земле и женскому роду.

В философии о девушке с Олимпа высказывался . Он описывал двоякость образа, в котором сочеталось низменное с возвышенным: эротика с влюбленностью. Зенон Кетийский описывал богиню как собирающую воедино, а Плотин наоборот, видел в ней олицетворение триады ума, духа и души.

Афродита - само звучание этого слова, объемное, богатое красками навевает романтическое настроение. Рожденное в древности имя Афродита было дано Любви, во всех проявлениях, как ее понимали древние эллины.

Для людей того времени Афродита была не просто понятием, но конкретной личностью, богиней, которую причисляли к двенадцати верховным Олимпийским богам. В древнегреческой мифологии Афродита имеет свою историю рождения и жизни, своих предков и потомков. Нет в ее биографии только обстоятельств смерти, ведь она бессмертна. Во всех культурах, у всех народов - любовь неподвластна смерти.

За давностью времен точных фактов о том, как думали об Афродите древние люди, не сохранилось. Но есть множество разных легенд, о которых мы с удовольствием Вам расскажем. Итак…

Как рождается Афродита

Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII - начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.

Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере - островку, у которого встречаются три моря - Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита - Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός - «пена».

Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра - городе Пафос - находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.

Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.

Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».

Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы - Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.

Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи - рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также - скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.

Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах - бессмертна и почитается как божество.

Афродита в искусстве и литературе

Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше - голуби, а в море - дельфины.

Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.

Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита - богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.

Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит - пошлую и небесную. Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая - это жизнь ума - дочь Крона (Хроноса - времени), вторая - жизнь духа - дочь Зевса (Неба), и третья множественная - множество человеческих душ - афродит, наделенных любовью.

Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.

Мифы об Афродите

Что такое миф? Это система представлений о разных проявлениях жизни в определенную эпоху, значит, мифы об Афродите, как и о других богах и героях, дают нам представление о мироощущении древних греков. То есть мифы погружают нас в атмосферу Древней Греции - и в этом их бесспорная ценность.

С Афродитой связано много красивых и драматических мифов, в которых можно проследить биографию богини.

После рождения из морской пены и выхода на берег Кипра Афродита, сопровождаемая Эросом и Гимеротом, восходит на Олимп. Увидев прекрасную богиню, под ногами которой расцветали цветы, которую прославляли своим пением птицы, другие боги не смогли остаться равнодушными. Громко приветствовали они прекраснейшую из всех и вечно юную Афродиту. Ни боги, ни люди не могли противиться ее силе и власти - Афродита зажигала в их сердцах любовь. Только три богини остались неподвластными Афродите. Это - Афина, богиня мудрости, Гера, покровительница брака и материнства, и Артемида, богиня плодородия, покровительница всего живого. Три эти богини дали обет целомудрия и остались неподвластными Афродите.

Многие могущественные обитатели Олимпа добивались любви прекрасной богини, но она вышла замуж за некрасивого, хромоногого Гефеста. Правда, он был личностью выдающейся. Кузнец и ювелир, Гефест стал великим художником своего дела, с которым в способности создавать прекрасное не мог сравниться ни один из богов. Он обладал большой физической силой, и, кроме того, был мудр и умел примирять враждующих. Выйдя замуж за Гефеста, Афродита оставалась пылкой и влюбчивой, потому случалось ей изменять своему мужу. Причем, влюблялась она не только в богов, но и в смертных людей.

Интересны отношения, которые существовали между людьми и богами в сознании древних эллинов. В «Илиаде» Гомера они описаны так: «Не осуждай ты любезных даров златой Афродиты. Нет, ни один не порочен из светлых даров нам бессмертных; Их они сами дают; произвольно никто не получит».

Зевс, которого Гомер называет отцом Афродиты, говорит своей «милой дочери», что ей не заповеданы «шумные брани», то есть участие в войне, и поручает ей заниматься «делами приятными сладостных браков».

В «Илиаде» Гомер рассказывает миф о золотом поясе - одном из даров Афродиты. Богиня Гера просит у Афродиты любви и сладких желаний, которым покоряются сердца и бессмертных, и смертных. У Геры свои коварные планы, но златая Афродита дает ей просимое: снимает с себя и вручает Гере пояс с изысканным узором, в котором заключались любовь, желания и прочие «обаяния». Кроме пояса, у Афродиты была золотая чаша, наполненная вином. Тот, кому богиня дозволяла пить из этой чаши, получал вечную молодость.

В «Одиссее» Гомер описывает драматические события, связанные с тем, что Афродита изменяла своему мужу Гефесту с богом войны Ареем. Гефест узнал о вероломстве любовников и задумал месть. Будучи прекрасным ювелиром, он сделал тонкую и прочную золотую сеть и закрепил ее над их с Афродитой супружеским ложем, а сам отправился в Лемнос. Воспользовавшись отсутствием Гефеста, Арей и Афродита предались любовным утехам на том самом ложе под тонкой сетью. Сеть, сделанная Гефестом, упала и опутала любовников так, что невозможно было от нее освободиться. С полпути возвратился Гефест, увидев Афродиту и Арея, он очень огорчился, сетовал и скорбел, сказав о своей супруге: «Правда, прекрасна она, но ее переменчиво сердце».

Афродита дарила свою любовь не только богам, но и людям. Она полюбила Адониса - сына царя Кипра, столь прекрасного юношу, что ни одно женское сердце не могло перед ним устоять. Адонис очень любил охоту, куда вместе с ним часто отправлялась Афродита. Она просила возлюбленного охотиться только на зайцев и серн, чтобы не подвергать себя опасности во время охоты на диких животных. Но однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса погнали вепря. Юноша в охотничьем азарте бросился в погоню, вепрь кинулся на него и нанес ему смертельную рану. Узнав о гибели Адониса, безутешная Афродита пошла по горам Кипра искать его тело. Она шла, не замечая в своем горе того, что камни и колючки в кровь ранят ее ноги. Там, куда падали капли крови богини, вырастали розы. Найдя Адониса, Афродита горько оплакала его, и пока она плакала, из крови Адониса вырос прекрасный цветок - анемон. Могущественный Зевс, видя страдания своей прекрасной дочери, повелел своему брату Аиду на время отпускать из царства мертвых Адониса на встречу с Афродитой. С тех пор полгода Адонис живет в преисподней, а на полгода возвращается на землю к богине любви. Эти полгода соответствуют двум временам года - весне и лету.

Сохранились и другие мифы о прекрасной златой Афродите, но приведенных рассказов достаточно, чтобы представить себе богиню любви такой, какой видели ее древние греки.

— (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός - «пена»). Входила в число двенадцати великих олимпийских богов.

Рождена из морской пены

Афродита — греческая богиня любви и плотской страсти, а так же женской красоты, рожденная из морской пены. Добра к тем, кто ее почитает, но немилосердна к людям, не относящимся к ней с должным уважением. Жрицы афродиты никогда не были девственницами и справляли сексуальные обряды, но мужчины в храм не допускались. Тотемные животные — цапля, попугай, лебедь и голубь. К богини обращаются, при ритуалах следующей направленности:любовь, красота, физическая любовь, чувственность, страсть, великодушие, сотрудничество, дружба, взаимопонимание, творчество. Плюс, все виды цветочной магии.


Богиня Афродита


Богиня Афродита


Богиня Афродита

Богиня любви Афродита

Прекрасная Афродита считается богиней любви, красоты и олицетворяет чувственность и очарование. Она является покровительницей морских плаваний и путешествий. Ее имя значится в переводе ‘’рожденная из пены’’. Афродиту считают богиней моря, плодородия земли. По древнегреческой мифологии она несет только любовь, пробуждает ее в душах людей, а также богов. Ее могущественному влиянию не поддавались лишь Афина, Гестия, Артемида. Она считается символом отношений и брака, любви и красоты. Афродита проявляла жестокость к тем, кто не принимал любовь. По легенде Афродита-дочь Урана возродилась в морских водах около о. Киферы. Попадая в воду, кровь Урана образовала пену, из чего она произошла. Сильный ветер перенес ее на остров Кипр, где Афродиту, появившуюся из воды, повстречали оры. Помимо этого, ее считали дочерью Зевса и Дионы, она была супругой Гефеста, матерью Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса, Гармонии, Гермафродита. В Древней Греции жители поклонялись богине Афродите, в г. Пафос был расположен ее священный храм.


Богиня красоты

Прекрасная Афродита являлась соблазнительной и чувственной особой в основном из-за ее многочисленных любовных отношений с богами, это были Адонис, Арес, они занимали особое место в легенде. Она еще была известна всем как Урания и представляла собой поистине родственную душу с одухотворенностью и изяществом. По легенде Эрос-это бог любовных романтических отношений, один из ее многочисленных детей, посылает свои любовные стрелы в тех, кто находится в его списке. Красоту прелестной богини передавали многие поэты и музыканты, певцы, золотистый цвет ее волос, красивые глаза, прелестная кожа и красивая грудь воспевались ими. Она ассоциировалась также с голубями, птицами любви, с красивыми лебедями, известными тем, что они находятся в паре всю свою жизнь, с розами, с ароматами фруктов, ягодами.

Греческая богиня красоты

Существует несколько мифологических версий о рождении самой богини. Гесиод и Гомер повествуют две противоположные версии в легендах. Во многих мифах богиня появлялась только тогда, когда была нужна ее помощь молившимся мужчинам, она приходила к тем, кто нуждался в ней. На просьбы Гипомена она пришла на помощь перед его соревнованиями в скорости с Атлантой. Богиня представляет собой побуждение и соединение влюбленных. Благодаря ей происходит притяжение и воссоединение всех любовников. Повстречав идеальную девушку на Олимпе, боги часто влюблялись в нее. По мифам она гуляла вместе со своими нимфами, орами и харитами. Во многих легендах она выступает богиней красоты, бракосочетания и рождения. Благодаря тому, что она была восточного происхождения ее, отождествляли с богиней Астартой, Исидой. Древние греки верили, что богиня покровительствует всем героям, за ее благословением обращались для прояснения своих чувств и отношений. Она была одной из богинь, заспоривших о красоте Париса. Отличающимся атрибутом богини был ее пояс и по мифологии, в ней находилась какая-то сила любви. Данный пояс она отдала Гере с целью отвлечь самого Зевса. Многочисленные храмы богини были расположены в районах Греции-Коринфе, Мессении, Кипре, Сицилии. В Риме ее отождествляли с богиней Венерой, которая была их прародительницей за счет своего сына Энея, предка семейства Юлиев, по легенде к нему относился Юлий Цезарь.

Афродита, богиня любви и красоты, рожденная из морской пены



Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.


Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.


Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).


Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».


Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

В большинстве известных по историческим источникам и сохранившимся артефактам политеистических религий, называемых также языческими, важное место в пантеонах занимают богини любви и красоты. Часто в качестве высших мифологических существ, являющихся покровителями любви, выступают не богини, а боги, например, Эрот и Амур - в Древней Греции и Древнем Риме, или бог Кама - в индуистском пантеоне. Но этот рассказ не о них, а о прекрасных богинях, которые являлись объектами поклонения в прошлом и источником художественного творчества во все времена.
Я постарался расположить богинь любви и красоты в соответствии с хронологией, хотя это не всегда возможно, поскольку иногда очевидны прямые заимствования божеств одних этносов другими, а также из-за синхростадиальности языческих цивилизаций прошлого.

Первой известной богиней любви являлась ИШТАР - высшее женское божество у народов Древнего Междуречья - шумеров (у которых она называлась ИНАННА), аккадцев, а позже - в Вавилонии. Еще позже она была заимствована греками под именем АСТАРТА, а в иудейской и христианской мифологии стала суккубом. ИШТАР - богиня плодородия и плотской любви, ее культ был связан с проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами, а также помощью при родах.

ИНАННА - ИШТАР - АСТАРТА

В Древнем Египте в качестве богини любви, веселья и музыки почиталась богиня неба - ХАТОР, которую в древнейших период истории Египта считали небесной коровой, родившей солнце. Поэтому впоследствии ее изображали женщиной с рогами, а иногда и с ушами коровы.
В поздний период Хатор отождествлялась с Исидой, а древние греки отождествляли ее с Афродитой.

ХАТОР

У древних иранцев - зороастрийцев почиталась богиня-мать, богиня плодородия и любви АРДВИСУРА АНАХИТА, которая являлась дочерью самого Ахурамазды, подарившей ему Заратуштру. В "Авесте" Адвисура Анахита описывается как "девушка прекрасная, сильная, стройная, высоко подпоясанная, прямая, знатного рода, благородного." Ее культ под именем АНАХИТ был широко распространен в Армении вплоть до официального принятия христианства. В эллинистический период Адвисура Анахита также отождествлялась с Афродитой.

АДВИСУРА АНАХИТА

В индуистской мифологии богиней счастья и красоты является ЛАКШМИ. Согласно наиболее распространенные представлениям, Лакшми - супруга Вишну и мать бога любви Камы. Лакшми возникла в самом начале творения мира, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (поэтому ее часто называют Камалой - "лотосной"). В числе ее других имен - Индира ("прекрасная") и Лола ("непостоянная").

ЛАКШМИ

Про древнегреческую богиню любви и красоты известно, конечно же, всем, поэтому много писать о ней не стоит, тем более, ее имя уже неоднократно упоминалось. Упомяну лишь о том, что будучи богиней любви, Афродита не отличалась верностью своему супругу - самому искусному мастеру и самому некрасивому среди олимпийских богов - Гефесту. Среди ее многочисленных любовников числились Зевс, Посейдон, Арсес и Гермес. От любви Афродиты и и бога войны Ареса родились постоянные спутники Ареса - Фобос и Деймос ("страх" и "ужас"), а также Эрот - постоянный спутник своей матери, крылатый мальчик, вооруженный луком и стрелами, вселяющими любовь. Сын Афродиты от Гермеса - Гермафродит, также хорошо известный персонаж древнегреческим мифов.

АФРОДИТА

Римская богиня любви ВЕНЕРА - это та же самая греческая Афродита. Мифология Древнего Рима вторична по отношению в древнегреческой мифологии, схожи сюжеты мифов, переиначены лишь имена главных героев: как Афродита стала Венерой, так и Зевс - Юпитером, Посейдон - Нептуном, Арес - Марсом, а Эрот - Амуром.

ВЕНЕРА

Другое дело, скандинавская и германская мифология. Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты ФРЕЙЯ ("госпожа" - с древнеисландского), она же - ФРИЯ ("возлюбленная") в мифологии древних германцев - жена верховного бога Одина (Водана). Вместе со своим супругом эта богиня - мечта всех викингов - осуществляет отбор павших на полях сражений воинов, то есть выполняет функции валькирий (или контролирует их выбор). Кстати, Фрейя, подобно другим богиням любви, также не отличается целомудренностью.

ФРЕЙЯ - ФРИЯ

В славянской мифологии богиней любви считается ЛАДА. Несмотря на то, что большинство современных историков аргументированно полагают, что Лада является продуктом искусственно сконструированного Б. А. Рыбаковым "пантеона славянских богов", которого на самом деле не существовало (попытка князя Владимира Святославича его создать окончилась полным провалом), мне хочется верить в то, что и у славян существовала богиня любви.
Никакой Лады в исторических источниках плоть до XV века не упоминается (поздние упоминания Лады относятся к польским текстам, к которых она проклинается как демон). И все-таки, я склонен отожествить Ладу с реально существовавшей в мифологии восточных славян богиней МАКОШЬЮ, о которой в летописях сведения есть.

ЛАДА - МАКОШЬ

Увы, мне не удалось отыскать богинь любви и красоты в пантеонах Древнего Китая, Японии, а также цивилизациях Американского континента: майя и ацтеков.
Насчет монотеистических религий.
Подобных божеств в цивилизациях исламского мира я даже и не искал, так как, известно, что несмотря на насыщенность эротическими подтекстами стихов Саади или рубаи Омара Хайяма, ислам жестко запрещает не то что изображение женщины, но и всякого одушевленого существа. Ибо, "Нет бога, кроме Аллаха...". Не о гуриях же, которые, богинями не являются, здесь писать.
В христианстве, во всех его конфессиях, понятие "любовь" относилась прежде всего к Богу, а всяческое поклонение земной любви к женщине или к ее красоте считалось кощунственным, еретическим и всячески отвергалось. Идеалом любви и красоты являлась Дева Мария (в католицизме) или Богоматерь (в православии), но это - совершенно другая любовь и другая красота, нежели в политеистических религиях. Прекрасные лики православных святых женщин на русских иконах, так же как и образы Девы Марии на фресках католических соборов и картинах, например, Рафаэля, не имеют никакого отношения к рассматриваемой теме.
В иудаизме, который является основой как христианства, так и ислама, прекрасные женщины - это прежде всего, служительницы Самюэля, то есть, суккубы. Многие из них ранее были богинями, как, например, Иштар - Астарта, но превратились в демонов, поэтому тоже не могут попасть в наш список богинь.
И все же, этот список, я уверен, далеко не полный.
Буду благодарен, если вы поможете мне его дополнить!

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.