Биография группы аквариум. Борис Гребенщиков - основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум» (8 фото) Сообщества про группу аквариум


Борис Гребенщиков. 1980-е годы. ">

Группа «Аквариум». Борис Гребенщиков. 1980-е годы.

АКВАРИУМ, российская рок-группа (Ленинград, Петербург). Эта группа во главе со своим харизматическим лидером - автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым - занимает в истории отечественного рока особое место. Ее творчество в начале 80-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен.

«Аквариум» создали в июле 1972 Борис Гребенщиков (p. 27 ноября 1952, Ленинград), в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий. На первых порах «АКВАРИУМ» существовал не столько как реальная группа, сколько как идея, отражая смешанный интерес его соучредителей к музыке, восточной философии и театру абсурда. Поначалу, будучи скорее компанией друзей и единомышленников, нежели регулярной группой, «АКВАРИУМ» долго не мог обрести устойчивую форму и состав, разрываясь между рок-н-роллом и самодеятельным театром Ленинградского университета (впоследствии театр-студия Эрика Горошевского), основу репертуара которого составляли пьесы Гуницкого.

Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни Кэта Стивенса . Сам же «АКВАРИУМ» (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей «Дюша» Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил «Фан» Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, разогревая зал для «БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА» («БЖК»), и привлек внимание публики весьма экстравагантным внешним видом и странным содержанием песен, а не умением играть, однако с тех пор утвердился в числе самых активных участников питерской рок-сцены. Место окончательно выбравшего театр Гуницкого после серии случайных замен занял Михаил «Майкл» Кордюков (экс-«КОЧЕВНИКИ», «ИДЕЯ ФИКС», «БЖК», «ГОЛЬФСТРИМ» и т. д.); из акустико-фольклорных «АКВАРЕЛЕЙ» пришли скрипач Николай Марков и виолончелист Всеволод Гаккель. Первый, правда, вскоре ушел в армию, а второй надолго остался неотъемлемым элементом музыкальной формулы «АКВАРИУМА». В середине 70-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству магнитоальбомов, а в 1976, вместе с известным коллекционером и исследователем творчества BEATLES Николаем Васиным заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока - праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников легендарной четверки.

В том же году «АКВАРИУМ» по собственному почину отправился на таллинский рок-фестиваль, где даже получил приз «за самую разнообразную программу», а чуть позже впервые посетил Москву. Кордюкова сменили последовательно Владимир Болучевский и Сергей Плотников (из группы «КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ»), некоторое время с «АКВАРИУМОМ» пела известная позднее Ольга Першина. Ушел в армию «Фан», и бас-гитару взял в руки Гаккель. В феврале 1977 в группе появился студент консерватории Александр «Фагот» Александров (фагот), но полгода спустя он - вместе с Романовым - тоже ушел в армию, откуда незадолго до этого вернулся Васильев.

Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил «Майк» Науменко (гитара, вокал), «АКВАРИУМ» выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом БГ и Майка), а в марте 1979 стал гостем Тартусского рок-фестиваля.

В этот период творчество «АКВАРИУМА» испытало мощное воздействие новой волны - прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт «АКВАРИУМА» был отснят финским телевидением, их на «ура» приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри осталась, скорее, в недоумении - время подобной музыки еще не пришло.

Весной 1980 группу покинул барабанщик Евгений Губерман («ЗАРОК », позднее «ЗООПАРК », «АЛЛЕГРО » и т. д.), но появился блюзмен Дмитрий «Рыжий Черт» Гусев (гармоника). «АКВАРИУМ» снова вернулся к полуакустическому звучанию. В конце 1980 началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество «АКВАРИУМА» с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло , который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению. «АКВАРИУМ» оказался для него благодатным материалом.

Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого «АКВАРИУМ» стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло, « Синего Альбома ». Несмотря на ограниченные возможности, которые рок-клуб мог предоставить своим членам, для «АКВАРИУМА» это был шанс воплотить на сцене многое из задуманного, но нереального раньше.

Состав группы продолжал меняться: ушли Гусев (позже с «ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ» и всевозможными блюзовыми проектами) и Александров (позже в «ЗВУКАХ МУ»); весной 1981 из «ПИКНИКА» пришел барабанщик Александр Кондрашкин; в процессе работы над очередным студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин , известный как на рок-сцене, так и в мире джаза. Он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви («ТАМБУРИН»), певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии «АКВАРИУМА» альбома « Треугольник » (1981).

Новые идеи, количество которых значительно возросло с присоединением к основному составу группы Курехина, требовали нового воплощения, поэтому в «АКВАРИУМЕ» один за другим появились Александр Ляпин (гитара; экс-«НУ ПОГОДИ»), Петр Трощенков (барабаны; экс-«ПИКНИК »), Игорь Бутман (саксофон). Каждый новый альбом группы (« Табу » в 1982, « Радио Африка » в 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах всей страны.

Следуя провозглашенному в начале своей музыкальной карьеры принципу: «важна не форма, а содержание», БГ и компания решительно экспериментировали как со стилем (поэтому на разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения психоделией , фолк -барокко , хард -, арт - и джаз-роком , панком , реггей , «новой волной » и т. д.), так и с составом (вследствие чего «АКВАРИУМ» мог выглядеть на сцене как струнный квартет, джазовое комбо, традиционная рок-группа, рок-биг-бэнд с мощной секцией духовых, а порой обращался в дуэт, к примеру, акустической гитары и безладового баса или виолончели, не теряя при этом своего характерного звучания). Под влиянием идей Курехина в середине 80-х годов «АКВАРИУМ» некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным и В. Пономаревой . Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

В 1983-84 гг. «АКВАРИУМ» становится лауреатом 1-го и 2-го фестивалей рок-клуба, в октябре 1983 его состав усилил басист Александр Титов, а в августе 1984 скрипач Александр Куссуль (трагически погиб в августе 1986, переплывая Волгу). Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 «АКВАРИУМ» фактически распался. Курехин выступал со своим экспериментальным оркестром «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА », Ляпин - с собственным блюз-бэндом «ТЕЛЕ У », Васильев присоединился к «ЗООПАРКУ». Поэтому на 3-м фестивале рок-клуба (1985) собранный в составе: Гребенщиков, Курехин, Титов, Трощенков, Кондрашкин и Чекасин (под прозрачным псевдонимом Владимир Пономарев), «АКВАРИУМ» несмотря на всю свою звездность, прозвучал сухо и холодно, оставив зал равнодушным. Попытка еще раз изменить формулу звучания, пригласив одаренного новоджазового гитариста Андрея Отряскина («ДЖУНГЛИ»), была сама по себе любопытна, но оказалась столь же непродуктивной.

В сентябре 1985 «АКВАРИУМ», к вящему удовольствию армии его почитателей, был реформирован в своем классическом (вернее, одном из классических) составе, который с триумфом выступил на 4-м фестивале рок-клуба и был - в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом - отмечен его «Гран-при». Летом 1986 в США вышел подготовленный Джоанной Стингрей двойной альбом Red Wave , одна из сторон которого была предоставлена «АКВАРИУМУ». Западная пресса отнеслась к альбому весьма благожелательно в отличие от отечественной, однако времена менялись - началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начинает выступать с сольными концертами во Дворце спорта «Юбилейный» (что стало знаком легализации как самого «АКВАРИУМА», так и всего отечественного рока), а также участвует в совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).

По инициативе Тропилло фирма «Мелодия» выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева «АССА» (что заложило фундамент длительного сотрудничества режиссера с Гребенщиковым и Курехиным); началась «аквариумания» - шумиха в прессе вокруг группы и ее лидера, инспирированная восторженной статьей в «Огоньке» Андрея Вознесенского «Белые ночи Бориса Гребенщикова». В струнную группу «АКВАРИУМА» были введены Иван Воропаев (альт) и Андрей «Рюша» Решетин (скрипка). Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников.

В апреле 1988 Гребенщиков заключил контракт с американской компанией CBS/Columbia. В июне «АКВАРИУМ» посетил Канаду, где выступил на организованном обществом «Врачи за безъядерный мир» концерте в монреальском зале Forum. Вторую половину 1988 и большую часть 1989 Гребенщиков провел за границей, занимаясь записью своего альбома и реализацией других музыкальных проектов.

Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных планов: Ляпин организовал свои «ОПЫТЫ », с которыми гастролировал по всей стране; Романов, Васильев, Решетин плюс Кордюков и аккордеонист Сергей Щураков объединились под именем «ТРИЛИСТНИК », Воропаев выступал с коломенской группой «АДО» .

Песни «АКВАРИУМА» звучали в фильмах «Иванов» (режиссеры А. Нехорошев, А. Ильховский, 1982), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (режиссер Д. Асанова, 1984), «АССА» (1987), «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1992) С. Соловьева; участники группы были одними из героев документального фильма «Рок» (режиссер А. Учитель, 1987) и главными - в ленте «Long Way Home» (режиссер М. Эптид, 1989, США). В 1990-е гг. группа записала несколько новых альбомов, еще раз переиздала сборники своих лучших песен. Музыканты активно гастролировали и принимали участие в ряде интересных совместных проектов.

В 2000-е творчество АКВАРИУМА не претерпело заметных изменений. Были выпущены два новых альбома: «Сестра Хаос» (2002) и «Песни рыбака» (2003). Гребенщиков остался верен себе в стиле исполняемых композиций и изысканности аранжировок. В частности, в записи первого альбома принимал участие известнейший представитель этнической музыки Дживан Гаспарян (дудук). Второй альбом записан с участием целого коллектива индийских музыкантов, игравших на своих национальных инструментах.

Андрей Бурлака

Дискография:

Архив. Том 3 (SNC Records, CD, 1990)
Библиотека Вавилона (SoLyd Records, CD, 1993)
Любимые песни Рамзеса IV (Триарий, CD, 1993)
Аквариум (Триарий, CD, MC, LP, 1994)
День серебра (Триарий, CD, 1994)
Дети декабря (Триарий, CD, 1994)
Кострома mon amour (Триарий, CD, 1994)
Красная волна (SNC Records, 1994)
На Таганке (SoLyd Records, 1994)
Пески Петербурга (Триарий, CD, 1994)
Табу (Триарий, CD, 1994)
Треугольник (Триарий, 1994)
Звуки Северной столицы (Moroz Records, 1995)
Навигатор (Триарий, CD, 1995)
Мы идем на восток (Moroz Records, 1995)
Электрошок (концерт в главАПУ 4 июня 1992) (Отделение «Выход», CD, 1995)
Акустика (Триарий, CD, 1996)
Радио Африка (Триарий, 1996)
Снежный лев (Триарий, CD, 1996)
Равноденствие (Триарий, 1996)
Синий альбом (Триарий, 1996)
Десять стрел (Триарий, 1996)
Асса (L-Junction, 1996)
Радио Лондон (SoLyd Records, CD, 1996)
Чубчик (SoLyd Records, CD,1996)
Хрестоматия 1980-87 (Триарий, 1997)
Гиперборея (SoLyd Records, 1997)
Русско-абиссинский оркестр (SoLyd Records, CD,1997)
Лилит (1997)
Кунсткамера (1998)
Лучшие песни (1999)
Y (1999)
Террариум «Пятиугольный грех» (2000)
Территория (2000)
Сестра Хаос (Союз, 2002)
Песни рыбака (СиДи Лэнд + /CD Land Records, 2003)

Борис Гребенщиков (начало 1980-х).

Борис Гребенщиков с дочерью Алисой.

Борис Гребенщиков (начало 1990-х).

Группа «Аквариум». Борис Гребенщиков. 1990-е годы.

Группа «Аквариум» во время путешествия по Японии.

Группа «Аквариум». Обложка альбома «Гиперборея».

Андрей Романов.

Александр Титов.

Александр Ляпин.

Группа «Аквариум». Всеволод Гаккель.

Группа «Аквариум» была создана Борисом Гребенщиковым и Анатолием «Джорджем» Гуницким в июле 1972 года (по одной из версий – первого числа).

Название группе дал Джордж – в честь кафе на Будапештской улице, мимо которого он проезжал на 31-м автобусе. БГ взял на себя гитару и вокал, Джордж – ударные. Первое время концертов не было, зато были постоянные смены состава - так, в декабре ненадолго появился и тут же исчез Эдмунд Шклярский, будущий лидер группы «Пикник». Однако уже в январе появился басист Михаил «Фан» Файнштейн-Васильев, через месяц пришел Андрей «Дюша» Романов, и таким образом стал складываться классический состав «Аквариума».

Выпустив ряд малопрофессиональных записей, в 1975 году группа начинает выступать в Прибалтике, куда музыканты ездили автостопом. Во время одной из таких поездок «Аквариум» получает приз «за самую интересную и разнообразную программу» на Таллиннском фестивале популярной музыки. В этой же поездке произошло очень полезное знакомство с московской звездой – Андреем Макаревичем. После этого «Аквариум» стал ездить с концертами и в Москву.

«Знакомство началось с того, что Макаревич пытался соблазнить мою жену и увести её в свой номер, но им пришлось забрать и меня вместе с ней. Там мы сильно напились, и моя жена осталась нетронутой. Мы очень сильно подружились с Макаревичем и остаёмся по сей день лучшими друзьями. Они экспортировали нас в Москву, а мы их - в Ленинград. Мы Москве понравились, но не привились, они Ленинграду особо не понравились, но привились и стали самой модной группой.»

Последующие годы были наполнены довольно интенсивной концертной деятельностью. Время от времени костлявая рука Советской Армии выдирала из рядов группы какого-либо особо ценного музыканта, однако через год-другой они возвращались целыми, невредимыми и психически здоровыми.

11 марта 1980 года «Аквариум» по приглашению Артемия Троицкого принял участие во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы» в Большом концертном зале города Тбилиси. По свидетельству Троицкого, жюри «растворилось под зеленой надписью «ВЫХОД» еще в середине их программы», а выступление ближе к концу напоминало форменный бардак. По возвращении в Ленинград для «Аквариума» грянули неприятности:

БГ с друзьями «полетели» отовсюду, где состояли, коллектив лишили базы и аппаратуры.

В марте 1980 года произошло историческое знакомство с Андреем Тропилло. С "Синего альбома" началась настоящая дискография коллектива. Музыканты не только записывали свои альбомы, но и помогали другим группам: с их помощью были записаны первые альбомы Майка Науменко, «Кино», «Алисы».

В 1981 году с «Аквариумом» начинают играть барабанщик Александр Кондрашкин и пианист Сергей Курехин. 7 марта 1981 года «Аквариум» становится членом только что открытого Ленинградского рок-клуба, а летом приступил к записи сразу трех альбомов: «Треугольник», «Акустика» и «Электричество». Первым вышел «Треугольник», половина текстов на котором принадлежала Джорджу Гуницкому. А Сергей Курехин пришел в студию и с ходу сыграл блистательную фортепианную партию для «Мочалкина блюза».

В августе 1983 увидел свет самый, возможно, знаменитый их альбом «Радио Африка». Во время записи в студии творился форменный хаос, к записи привлекались все, кто попадался под руку - в результате на альбоме отметились аж четверо барабанщиков (не считая перкуссии) и столько же басистов, а также Сергей Курехин и Игорь Бутман. Следующий альбом «День Серебра» стал первым, для которого песни были придуманы заранее, а не сочинялись в последний момент.

В это время Александр Титов стал постоянным басистом группы, а бывшему басисту Фану, одному из ветеранов «Аквариума», пришлось ограничиться перкуссией. Вскоре Титов параллельно стал играть с «Кино», а Фан – с «Зоопарком».

Еще один из отцов-основателей - Дюша Романов - к этому моменту появлялся далеко не на каждом концерте и не на каждой записи. Короче говоря, «Аквариум» разваливался на глазах, и многие концерты того времени игрались сокращенным составом. Только осенью 1985 года состоялось сценическое воссоединение группы на сцене Ленинградского дворца молодежи в составе: Гребенщиков, Романов, Гаккель, Файнштейн, Титов и Куссуль. А в январе вышел новый альбом «Дети декабря».

«У меня дома была в ванной печка, поскольку тогда еще не было парового отопления, и я помню, что мы сидели у печки в темной ванной и нам читали сказки. Отлично было, скажу больше - это сформировало все мое мировоззрение. Оттуда, кстати, появились песни «Я змея» и многие другие.»

В это время записи «Аквариума» стали выходить на виниле. Собственно, первым опытом стал сборник русского рока «Red Wave», выпущенный в США Джоанной Стингрей.

В двойной альбом вошли записи питерских групп «Аквариум» «Алиса», «Кино» и «Странные игры». После этого зашевелилась и фирма «Мелодия»: в выпущенную ими пластинку, известную как «Белый альбом», входила часть материала с двух последних дисков. Очень скоро открылся «железный занавес» и музыканты «Аквариума» начали подолгу пропадать за границей.

Новый этап в жизни «Аквариума» начался в сентябре 1992 года. По сути дела, он стал логическим продолжением «БГ-Бэнда», в котором из «стариков» остались только БГ и Титов. Вскоре Гребенщиков опять набрал темп и начал выдавать альбомы каждый год.

В это же время стали появляться антологии и регулярно переиздаваться ранние альбомы на CD. В честь 25-летия группы на несколько концертов собрался «новый старый» состав "Аквариума".

БГ продолжает чередовать выпуск сольных альбомов и side-проектов с работой с «Аквариумом», в результате чего раздел «Дискография» на официальном сайте группы по объему не имеет себе равных. В 99-м году выходит альбом «Пси», три песни с которого, «Маша и Медведь», «Стоп, машина» и «Пока несут сакэ», попадают в эфир «Нашего Радио». В этом же году вышел мультимедиа-сингл «Скорбец», где басовую партию исполнил лидер Tequilajazzz Евгений Федоров.

В 2000-м скончался Дюша Романов. Несмотря на трагическое событие, группа продолжала активную деятельность: увидели свет сборник «Территория» и альбом проекта «Террариум» (нынешний «Аквариум» плюс приглашенные музыканты) «Пятиугольный грех».

Очередной всплеск всеобщего интереса к легенде российской музыки случился в начале 2002 года, проходящего под знаком 30-летнего юбилея "Аквариума". В канун юбилейных концертов в обеих столицах студия "Союз" выпустила альбом "Сестра Хаос", удостоившийся исключительно лестных отзывов - в том числе, и за неожиданную современность звучания. Этой же весной эта же студия начала массивное переиздание прижизненной классики БГ со товарищи в рамках "Антологии АКВАРИУМА".

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы Аквариум

По настоящему Борис Гребенщиков начал заниматься гитарой в 1968 году, до этого он пытался освоить семиструнную гитару, что ему не очень понравилось. Первой песней, которую он как следует сыграл и спел, была "Ticket to Ride" "Битлз". Миновав краткий период сочинительства песен на английском языке, он пришел к ясному сознанию необходимости петь и сочинять на русском, это случилось осенью 71-го, после прослушивания песни Джона Леннона "60D". Идея и название АКВАРИУМА возникла у Бориса вместе с Анатолием Гуницким (Джорджем) (хотя Борис и до этого играл в группе, базирующейся в Автово).

На вопрос о том почему Джорджа назвали Джорджем, обычно дается ответ: "А потому, что он не похож на Сантану". Гуницкий учился вместе с Борисом, но на класс старше. Еще в школе они вместе писали пьесы, стихи и т.д. Джордж стал первым барабанщиком АКВАРИУМА.

За период до 73 года была написана куча песен, как Борисом, так и Джорджем, часть которых вошла в их совместный альбом "Искушение Святого Аквариума". Концепция именно записывающейся группы возникла у Бориса одним из первых. На альбоме были такие номера, как "Я - шизо", "Мой ум сдох" Джорджа, "Мочалкин блюз" и ряд других Бориса. В данный момент совершенно не известно, сохранилась ли где-нибудь запись этого альбома.

В 1973 году состоялся и сценический дебют Гребенщикова. Произошло это на фестивале в Юкках, где Борис пел под акустическую гитару песни Кэта Стивенса. На этом же фестивале выступали САНКТ-ПЕТРБУРГ, МАНИЯ, и Борису по его словам, было очень лестно и приятно перейти из состояния слушателя в состояние исполнителя.

Следующим членом группы стал Михаил Васильев (Фан). Борис и Фан виделись однажды на одном сэйшене, а затем, случайно встретились в метро, причем у одного была пластинка "Муди блюз", а у второго - Джон Мэйел. Возникла естественная тема для беседы, в которой выяснилось, что Михаил играет на гитаре и на басу в группе "Фракция Психоделии" вместе с Володей Русаковым, Сашей Афанасьевым и Андреем Апосташевым. Репертуар у них состоял, впрочем как это и явствовало из названия, из вещей ДОРЗ, ФРАНКА ЗАППЫ, ДЖИМИ ХЕНДРИКСА и КРИМ, и кое-какого своего материала.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Андрея Романова (Дюшу) все знали довольно давно, но то, что он музыкант, выяснилось случайно. Зайдя как-то в университете в зал, Борис обнаружил там Дюшу репетировавшего в составе какой-то группы. Под девизом "Нам клавишник сейчас нужен!" Дюша был совращен в полчаса. Поскольку клавишами никто не располагал, то Дюша стал вторым голосом и вскоре стал изучать искусство игры на флейте.

Был выпущен романтический альбом "Притчи графа Диффузора", уже под сильным влиянием восточной философии, где была также песня "Хвала Шри Кришне". "Ушла Аббатская дорога, ушли ОРБИТА и САЙГОН...", которую многие с ностальгией повторяют до сих пор.

Примерно к этому времени относится ЕР АКВАРИУМА "Менуэт земледельцу", где помимо заглавного номера были еще "Верблюд-архитектор", "Мария-Луиза 7" и "Я знаю места". По определению Бориса это была музыка электроабсурда.

Тогда же была написана, но не записана, большая серия песен типа "Бэби Квак" "Будь для меня как банка", "Хавай меня, хавай", "Блюз свиньи в ушах", всплывший потом в Тбилиси-80, навеянный отчасти путешествиями по хиповой тропе в Прибалтике и колоритными типами, наводнявшими ее в те времена. Песни эти были быстро забыты самими аквариумистами, зато их хорошо помнили пациенты психбольниц - часто не зная и названия АКВАРИУМ.

Расхожая фраза "Ансамбль АКВАРИУМ - не просто ансамбль, а образ жизни", более всего подходит к тому, что представлял собой АКВАРИУМ 70-х годов. Это было сообщество, команда, можно назвать еще как угодно, юношей и девушек, которые почти постоянно находились вместе, переходя с квартиры на квартиру. Это был так сказать "АКВАРИУМ - растворенный". От 10 до 40 человек, объединенные близкими увлечениями, короче говоря открытый образ жизни для любого желающего, если ему подходили они, а он не противоречил им. Можно назвать это "музыкально-коммунальным сообществом", можно "музыкой, воплощенной в жизнь", - как кому нравится в зависимости от точки зрения. И был так сказать "АКВАРИУМ - концентрированный", - т. е. несколько человек, которые на час или два выходили из компании, чтобы занять место на сцене, доставить удовольствие и радость себе и другим, а затем снова стать частью общества. Вряд ли можно сходу проникнуть всем этим духом, но взять себе на заметку необходимо, ибо это дает ключ к пониманию некоторых аспекто

в АКВАРИУМА, в частности понятия обмена энергией и радостью.

Летом 1974 года вся компания спонтанно организовала театр прямо на ступенях Инженерного замка. Идея прижилась. Театр превратился в театр-студию под управлением товстоноговского ученика Эрика Горошевского, и через полгода Джордж решил, что театр для него важнее, чем барабаны. Сразу после записи "Притчей" Дюша, посоветовавшись с Горошевским, последовал за Джорджем. Борис и Фан, как последовательные рок-н-ролльщики, быстро забросили идею карьеры на театральной сцене. Возник некоторый дефицит в музыкантах. Тут вспомнился некий виолончелист, встреченный на совместном концерте с группой АКВАРЕЛИ (В последствии - ЯБЛОКО) и поражавший экзотичностью инструмента и ново-заветным обликом. Справки через общих знакомых показали, что тому АКВАРИУМ тоже пришелся по душе, а АКВАРЕЛИ надоели; и Сева Гаккель, а это был он, пригласил их к себе домой на чашку чая и репетицию. АКВАРИУМ начался в "полный рост"!

Даже то, что Фан отправился вскоре, окончив институт, в армию не смогло приостановить этот процесс. К тому же Дюше в театре стало не хватать музыки, и к виолончели прибавилась флейта, а к двум голосам - третий. В таком виде они ходили по Ленинграду и играли - как в залах, так и под открытым небом. А когда в Ленинграде созрела идея отмечать дни рождения БИТЛЗ концертами, то АКВАРИУМ в этом составе, подкрепленный ветераном - ударником Михаилом Кордюковым на бонгах, был тут как тут.

Весной 1976 года, узнав о проводимом в Таллине рок-фестивале, АКВАРИУМ пустился в путь. По наивности об официальном приглашении никто не подумал, но это не мешало выступить там и даже получить приз за самую своеобразную программу, о чем они узнали спустя полгода из газет.

В том же году Борис записал соло - альбом "С той стороны зеркального стекла" где в одном номере играет Сева, это был первый прилично записанный диск.

Записи АКВАРИМА стали потихоньку распространяться, ансамбль стал ездить на гастроли, в основном, по Прибалтике. Концерты, по большей части камерно-акустические, воспринимались лучше благодаря записям.

Вторым странным инструментом, получившем прописку в АКВАРИУМЕ, стал фагот. Музицировал на нем Саша Александров, знакомый Севе по студии Горошевского. В 1977 году Дюша и Фагот Александров отправились в армию.

В том же 77-м году активизировался Майк, который был общим знакомым с 74-го года. Оставив роль басиста в СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, он стал постоянным гостем-гитаристом на электрогитарах рок-н-ролльных программ. Из распавшегося к тому времени ленинградского ВОСКРЕСЕНЬЯ появился Губерман. Концерты проходили в различных институтах и в стенах университета. Назывался такой сборный бэнд "Вокально-инструментальной группировкой имени Чака Берри".

Вот так выглядел ансамбль, давший мощный концерт рок-н-ролла в ЛИСИ: Евгений Губерман (ансамбль Голощекина "Воскресенье") - барабаны; Александр Ляпин ("Ну, Погоди") - гитара; Борис, Майк, Фан, Сева. Сохранились записи об этих событиях: "Живо помню Гаккеля, размахивающего над головами музыкантов челлой, Гребенщикова, кидающего в зал микрофонную стойку и дерущегося с Майком гитарами".

Общение с Майком вылилось в совместный альбом под названием "Все братья-сестры. У Бориса в то время была идея, что все стены, отражающие звук, только мешают. А потому магнитофон был вынесен в чистое поле на удлинителе, а посередине поставлены микрофоны. Все это происходило на берегу Невы, неподалеку от Охтинского моста. Качество получилось "не очень, чтоб очень". Тем не менее это был по сути первый в Ленинграде полновесный альбом с обложкой, концепцией и набором прекрасных песен. Борису там принадлежали "Укравший дождь", "Дорога 21", "Пески Петербурга" и ряд вещей, вошедших затем в "Акустику". В записи помогал так же Фан.

Это был первый альбом, получивший хождение в Ленинграде именно как альбом, а не некая пленка с записями безымянных людей. Он явился предтечей "Синего альбома" и "Сладкой Н.". Его распространение сдерживали только саунд и неготовность людей к переписи.

Конец 70-х, как мы знаем, был отмечен кризисными явлениями в рок-музыке, появлением крайне коммерческого стиля "диско", но вместе с тем и рождением "новой волны". Все рецензии на отечественные концерты того периода, исключая восходящую МАШИНУ ВРЕМЕНИ и, отчасти, РОССИЯН, были усеяны словом "скука". Первая волна нашего рока уже спала, большинство групп прекратило свое существование, некоторые коммерцизировались, а вторая волна только поднималась. АКВАРИУМ стал гребнем (без каламбуров!) этой волны. Борис был одним из первых, кто врубился в то время в музыку реггей.

В 1979 году из армии возвратились Дюша и Фагот, на барабанах был Майкл Кордюков. В таком составе АКВАРИУМ поехал на несостоявшийся под Москвой фестиваль в Черниголовке, где познакомились с Артемом Троицким и через него получили приглашение в Тбилиси, где в апреле 80-го года проходил всесоюзный фестиваль виа и рок-групп. От Ленинграда на фестиваль поехало три ансамбля: "Земляне" (Мясниковские); АКВАРИУМ и "Крафтверк". Последний был группой А. Дрызлова, менеджера, который занимался созданием собственной мафии, в каковую АКВАРИУМ входить категорически отказался.

В конце выступления "Землян" в зале зажгли свет, настолько мало зрителей осталось. А с группой "Крафтверк" произошла следующая история: во время исполнения песни про летающую тарелочку в зал запускалось фриcби. Обстоятельства сложились так, что этой самой тарелочкой, которая плавно парила над слушателями, группа "Крафтверк" угодила одному из членов жюри по голове, что тому нисколько не понравилось. Назревал скандал Байдак и Дрызлов, воспользовавшись случаем и впечатлением, которое произвело выступление АКВАРИУМА на наиболее консервативных людей, быстро-быстро накатали телегу в соответствующие органы о том, что во всех безобразиях повинен АКВАРИУМ. Выступление же АКВАРИУМА аналогов не имело. Это был просто артефакт. Каждый, кто слышал первую сторону "Электричества" может оценить это. Эстрада - "Ариэль", "Самоцветы", - и вдруг такое... Финское телевидение записало два номера и до сих пор иногда крутит.

Последствия всех этих событий были таковы: Бориса выгнали с работы в университете, а затем из комсомола (там он впоследствии восстановился), о концертных выступлениях речи быть не могло и электрическая программа прекратилась... Однако еще до того, как колеса административной машины завертелись, АКВАРИУМ успел съездить в Клайпеду в составе Бори, Дюши, Фана, Севы и Кордюкова вместе с МАШИНОЙ. Затем Макаревич устроил им концерт в Москве, где в качестве специального гостя выступал вместе с ними. Где-то должна быть пленка с этим концертом.

АКВАРИУМ снова перешел на чистую акустику. Все лето потихоньку писались песни и тут же репетировались (конечно же опять дома у Севы), а осенью началась огромная полоса домашних концертов в Ленинграде и в Москве. Тут же случайно подвернулся человек - чей-то дальний знакомый, предложивший свои услуги по части звукозаписи. В январе 81 года был записан "Синий Альбом". Появление "Синего Альбома" - продуманного, как следует оформленного, с такими хитами как "Электрический пес ", "Железнодорожная вода", "Чай", а главное - хорошо, качественно записанного, в корне изменило ситуацию. Теперь любой слушающий человек, совсем не обязательно фан рока, не должен был ехать черт знает куда, шустрить с билетами, ломиться через три контроля, чтобы послушать музыку на сомнительной аппаратуре, зачастую не пропускающую текста. Нет, теперь можно было спокойно, дома или в гостях, поставить кассету на магнитофон и вдумчиво послушать тексты, даже если кстати есть желание, подумать над ними, заинтересоваться.

В 1981 году состоялось выступление АКВАРИУМА в Ленинградском Дворце Молодежи в программе "Барды и рок-музыка" вместе с Майком и Володей Леви. Это были акустические концерты, чуть подзвученные басом, фортепиано и ударными. Барабанщиком был на этот раз Александр Кондрашкин (СТРАННЫЕ ИГРЫ, МАНУФАКТУРА, ТАМБУРИН). В обстановке всеобщей суеты и нервозности Борис один ухитрялся сохранять спокойствие.

В разгар тащилова с аппаратом он подходил к микрофону и ласково спрашивал у оператора:"Товарищ Тропилло, мы будем сегодня репетировать, или, может быть лучше отменить концерт?". Выступления продолжались три дня и дали возможность познакомиться с явлением ленинградского рока многим людям, которые были раньше весьма далеки от этого. ЛДМ даже заплатил всем за концерты. (Борис получил целых 20 рублей).

Летом 1981 года вместе с Кондрашкиным, а также с джазовым пианистом Сергеем Курехиным, был записан "Треугольник", который по замыслу Бориса, должен был стать "Сержантом" наших дней". На нем была только одна "роковая" (в распространенном понимании этого слова) композиция "Миша из города скрипящих статуй". Туда вошла одна вещь из "Искушения", песни на стихи Джорджа, и народный хит"Два тракториста". В двух номерах пела Оля Першина (Протасова). Это был альбом настоящей внутренней мифологии. Четыре стороны обложки остаются лучшей работой Андрея Усова ("Вилли"), который делал оформление для всех альбомов АКВАРИУМА и некоторых Майка. На "Треугольнике" заметно влияние, которое оказало на Бориса чтение "фентези" (сказочной фантастики)."Миша из...", а также надпись на развороте рунами из трилогии Толкиена, что означает АКВАРИУМ.

В 1981 году вышла вторая часть "Истории АКВАРИУМА" -"Электричество". Первая часть, "Акустика", как это не забавно, вышла в 1982 году. В "Акустику" вошла основная часть вещей, игравшихся постоянно на акустических концертах, в том числе много песен из "Все братья-сестры", вещи типа "25 к 10", "Песня для нового быта", посвященная А. Липницкому - московскому обладателю видеомагнитофона, несколько скандальная "Нам всем будет лучше" и короткие штучки на слова Джорджа, не вошедшие в "Треугольник": "Граф Гарсия" и "К друзьям". Замечательный "Сонет", опять же на слова Джорджа, считающийся пародией на Окуджаву, в окончательную редакцию тоже не вошел. В самую окончательную - 1983 года редакцию вошла предполагавшаяся для "Радио Африка""Хорошо бы золотых лошадей за копыта цапать". Ее можно услышать на бутлеге "Эм Си Ай" (MCI).

Первой стороной "Электричества" явилась запись фестиваля в Тбилиси с номерами "Герои", "-30" и "Летающая тарелкой". Вторую же сторону составили пять студийных записей "Мой друг музыкант", "Мне было бы легче петь", "Прекрасный дилетант", "Вавилон" и "Кто ты теперь". Это удивительная запись. В ней минимум претенциозности, максимум искренности. "Вавилон" стал кульминацией реггей, "Мой друг музыкант", посвященный Дюше и навеянный тогдашней жизнью АКВАРИУМА, оставляет простор для концертного экспериментирования, "Прекрасный дилетант" в Москве была объявлена лучшей песней 1981 года, а две остальные поражают проникающей в душу нежностью. Фортепиано там делает Курехин, на соло-гитаре играет Володя Козлов (СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК), которые составили прекрасный дуэт, а на барабанах везде Александр Кондрашкин, кроме "Дилетанта", где играет Губерман.

В 1982 году в ансамбле появился лидер-гитарист Александр Ляпин (НУ, ПОГОДИ, сессии), старый знакомый Дюши. Под разговоры "Кондрашкин - хороший ударник, но чуть-чуть запаздывает", место барабанщика вновь занял Губерман, который вскоре был заменен Петей Трощенковым, считавшим себя учеником Губермана и требовавшим чтобы его везде писали как П. Губермана ("Арокс и Штер", "Табу"). Борис насмотрелся в Москве видео, которое оказало влияние на его сценический имидж. В новой электрической программе Борис предстал перед публикой в черном кимоно, имея за спиной мощный бэнд. Несомненно Борис обрел власть над новыми энергиями, что в сочетании с растущей уже всесоюзной популярностью дало колоссальный эффект. Попросту говоря, АКВАРИУМ стал группой N 1, которой и остается на момент написания сей истории.

С 1982 года началась бурная концертная деятельность, поездки в Москву, Архангельск, другие города. Это были и электрические концерты, и акустика вчетвером - Боря, Сева, Дюша и Фан, и сольные выступления одного Бориса. В 1982 году вышел официальный бутлег "Арокс и Штер" (рабочие слова из номера "Поэзия" на "Треугольнике"), на котором был хит "Холодное пиво", в исполнении Дюши, написанный под влиянием "Максима и Федора". Были также грандиозная 14-ти минутная "Мы никогда не станем старше", "Пепел", "Марина". Короче говоря, это был черновой вариант следующего альбома "Табу".

АКВАРИУМ на обложке этого альбома значился под вопросом. В чем-то это было не случайно. Дело в том, что возникло много проблем. Дюша с Фаном подрабатывали на арбузах и никак не могли найти времени подтянуться на сессии. Оказалось, что мощное электричество в студии, где вещь приходиться переписывать по-нескольку раз - для Ляпина совсем не то, что на концерте, где он получает энергию из зала. Наконец избыток Курехина на клавишах ощущается на протяжении всего альбома. В общем это был неудачный альбом. Форма там восторжествовала над содержанием, однако две замечательные вещи там все таки были - реггей "Аристократ" и "Береги свой хой". На саксофоне

И. Бутман, на басу - Б. Грищенко (ГОЛЬФСТРИМ).

В Москве за это время выпустили свой бутлег под названием "Рыбный завтрак", в который входят довольно редкие вещи "Ребята ловят свой кайф" и "Пригородный Блюз" Майка. Пугает качество записи.

В 1982 году была предпринята попытка через рок-клуб лишить АКВАРИУМ права на концертные выступления. Причиной на этот раз послужила новая телега, на этот раз из Архангельска, которую написали две старушки из какого-то комитета по надзору за дискотеками, или что-то вроде этого. Они посмотрели на Бориса в черном кимоно на сцене и с ужасом спросили:"Вы что - китаец?", имея в виду, очевидно, кимоно. - "А вы что - националистки?" - с достоинством ответила рок-звезда. Весь рок-клуб, однако на заседании проголосовал против подобной акции, т. е. лишения концертной деятельности на три месяца. Поэтому было объявлено, что было еще одно заседание, на котором неизвестно кто был, и решение все-таки вынесли, запретив концерты на полгода. В ответ на это АКВАРИУМ за лето и осень 1982 года дал рекордное количество неучтенных акустических концертов в Москве и Ленинграде.

Начало 1983 года Аквариум провел почти как биг-бэнд с Курехиным и саксофонами - Болучевский и Бутман. Курехин, кстати, тоже порой брался за сакс. К тому же времени относятся джазовые опыты Бориса с Курехиным, джазовым саксофонистом Чекасиным, появившимся с подачи Курехина и звездой авангардного вокала Валей Пономаревой. Сотрудничество не оставалось целиком в области рока, оно перешло в авангард. Результатом этого стала пластинка "Чекасин, Курехин энд Гребенщиков. Экзерсисы", которая вышла в Англии в 1983 году на фирме "Leo Records". Прибалтийская газета включила Бориса в пятерку лучших джазовых гитаристов Союза.

На майском фестивале 1983 года жюри, в которое входили Садчиков и Игаков, решило, что АКВАРИУМ достоин лишь второго места. Борис исполнил там романс Вертинского, ассоциации от которого без слов вошли в "Радио Африка" под названием "Твоей звезде".

Качество записи "Радио Африка" ощутимо отличалось от предыдущих альбомов. Это была смесь поп-музыки ("Музыка серебряных спиц" и "Время луны") и рока. Грандиозный хит "Рок-н-ролл мертв" обретающий в концертном исполнении плоть и кровь, вновь, как и предыдущие электрические вещи, утратил в студии половину своей энергии. Вместе с тем, появился и новый звук, воплощенный в "Мальчике Евграфе" и "Песнях вычерпывающих людей" - некий синтез акустики и электричества. На басу вновь и последний (пока) раз появился Фан, кое-где бас играет Гаккель, "Возьми меня к реке" - Грищенко. А на "Время Луны" впервые появился Александр Титов - басист экстра-класса (АВГУСТ, ЗЕМЛЯНЕ). Идея АКВАРИУМА так понравилась Александру, что он плюнул на работу профессионального музыканта и со спокойной душой ушел в сторожа, кочегары и т.д. и т.п.

Среди эстетов стало модным уже поругивать АКВАРИУМ. Держащий ухо востро Боря в ответ на это стал пугать народ слухами о скором роспуске АКВАРИУМА. Одно время это было похоже на правду. Фан не играл на бас-гитаре, его полностью заменил Титов, Дюша принимал участие далеко не в каждом концерте и смутно намекал на создание собственной группы. Однако акустические-вчетвером-концерты продолжались. Своеобразным отчетом о них стал альбом "Ихтиология", где были старые и новые вещи, записанные во время концертов 83-84 годов. Там "Сторож Сергеев", "Странный вопрос", "Новая жизнь на новом посту" и другие, например "Ключи от моих дверей".

Перед "Ихтиологией" без ведома Бориса вышел студийный бутлег "MCI", где присутствовал известный всем по концертам "Платан", веселая "Альтернатива". Это сборник забракованных самим АКВАРИУМОМ версий и записей. На фестивале 84 года АКВАРИУМ выступил очень сильно и попал в число лауреатов (места не распределялись). Там прозвучал новый хит, заводящий публику как "Рок-н-ролл мертв" - "Жажда" (" Нож режет воду").

Зиму и весну 1984 года Борис провел на обычной репетиционной точке - дома у Гаккеля, где за питьем чая шла работа над новым проектом, закрытом впоследствии - исполнение ряда песен Глинки для фильма режиссера А. Сокурова, а заодно обсуждались и аранжировались новые вещи типа "Дело Мастера Бо". Для работы над ним был привлечен скрипач Саша Куссуль, знакомый по совместной работе в курехинском оркестре "Поп-механика".

Лето Гребенщиков провел в поисках новой студии, но, не найдя ее, вновь прибег к Тропилло.

Осенью 1984 года был закончен альбом "День Серебра", концепция которого вынашивалась в течении 8 месяцев. Звучание в какой-то мере было преемственным по отношению, например, к "Мальчику Евграфу", но альбом был гораздо более единым и продуманным. В известной мере это было результатом тесного сотрудничества Бориса, любящего спонтанность и Гаккеля, настаивавшего на репетициях.

В "Иване Бодхидхарме" использовали трубу (А. Беренсон), в "Электричестве" и "Снах" играет струнный квартет. Вместе с тем гитары Ляпина стало меньше, и она стала изящной. "День Серебра" - одна из лучших и едва ли не самая сбалансированная запись АКВАРИУМА. В момент ее выхода она воспринималась почти как итог более 10-летней деятельности группы. По словам самого Бориса, "День Серебра" закончил виток истории АКВАРИУМА. После двух электрических концертов осенью 1984 года, прошедших под лозунгом "Пляски старых динозавров", все тихо разошлись по своим местам и было похоже на роспуск АКВАРИУМА. Реально это был скорее творческий отпуск, время спокойно оценить ситуацию и поглядеть на собственные противоречия. Одним из них было стремление Ляпина к длинным соло на концертах. Это вызывало бурный восторг большей части зала, демонстрировало ляпинскую виртуозность и полную самоотдачу делу гитары ("иногда он лупил ею по сцене, играл зубами, за головой и т.д.), но порою шло в разрез с планами Бориса по поводу данной песни.

Теперь, когда у Ляпина появилась инструментальная группа "Теле-У", основанная им с гитаристом-инструменталистом Владимиром Густовым, с которой он с большим успехом выступил на фестивале 1984 года, можно было обдумать новые идеи.

Вместе с тем, на фоне таких музыкантов, как Ляпин, Титов, Курехин, Сева с Дюшей смотрелись несколько странно. Короче после концерта, состоявшегося 18.10.84, АКВАРИУМ прекратил электрические концерты, до самого фестиваля-85, состоявшегося в марте. В этот период были отдельные акустические концерты в составе: Гребенщикова, Титова, Куссуля. В народе ползали различные слухи о "конце" АКВАРИУМА. Сам Борис объяснял это тем, что не желает стоять на месте, что со старыми аквариумистами у него есть некое негласное соглашение об определенной свободе творчества. "А сейчас,- говорил он, - новая фаза". Проявление этой фазы увидели на третьем, мартовском фестивале рок-клуба. АКВАРИУМ выступил в составе Бориса, Титова, Трощенкова, Курехина, плюс Владимир Чекасин и Александр Кондрашкин. Сей синтез оказался достаточно неудачным, т. к. Чекасин привык к джазовым просторам, разошелся во всю, звук был очень скверный и впечатление осталось мрачным. Запись слушать, тем не менее, очень интересно.

В мае для концертных электрических выступлений, по инициативе Курехина, в состав АКВАРИУМА был рекрутирован Андрей Отряскин,- супергитарист из ансамбля ДЖУНГЛИ, ориентированного на арт-рок. Свойства его меланхоличной, задумчивой натуры проявились именно в АКВАРИУМЕ. Дело в том, что один из заведомых хитов "Нож режет воду" с отряскинской гитарой совершенно не звучал, зато любая медленная вещь, например "Кад Годдо", приобретали на сцене почти студийное звучание благодаря изощренной игре Андрея на двухгрифовой гитаре.

Летом 1985 года АКВАРИУМ приступил к записи нового альбома с предположительным названием "Жизнь с точки зрения деревьев", а в конце сентября состоялось сценическое воссоединение, обернувшееся грандиозным триумфом ЛДМ. На сцене находились Борис, Дюша, Сева, Фан, Титов, Куссуль. Музыканты играли сидя полуакустическую программу (подзвученную басом и микрофонами) и сорвали бешенные аплодисменты. На бис - в подобном-то инструментальном варианте - был исполнен "Рок-н-ролл мертв", приведший в экстаз весь зал. В числе хитов стоит назвать "Хозяина" и "Судью".

12 октября в рок-клубе на открытии сезона на сцене появились Гребенщиков, Трощенков, Титов и Ляпин, открыв концерт новым блюзом "Я - змея". Затем на сцену вышли Фан, Сева и Дюша, что сильно порадовало старых фанов. А. Б. Пугачева, присутствовавшая на концерте пригласила Ляпина в "Рецитал", от чего тот отказался. Вместе с АКВАРИУМОМ выступил саксофонист Чернов из "Поп-механики".

Осень-85 прошла без дальнейшего электричества, зато воссоединенный акустический АКВАРИУМ, пополненный басом и скрипкой, продолжал по прежнему активно играть по Ленинграду. Были также гастроли в Москве и Челябинске. Одновременно продолжалась работа над альбомом. На сессиях звукозаписи было записано материала на полновесный двойник, в частности 14-минутная версия "Мы никогда не станем старше". Материал, однако, оказался очень разнородным и, если так можно выразиться, "оказывал сопротивление" своим творцам. Сам Борис, видимо, также находился в сомнениях относительно выбора вещей. Альбом вышел только в январе 1986 года под названием "Дети декабря" и оказался весьма электрическим. Мировосприятие и, как следствие - творчество Бориса стало отличаться от мировосприятия большинства слушателей, что нашло свое отражение в таких песнях, как "Кад-Годдо", "Деревня". Вместе с тем, там были и традиционно аквариумовские композиции, например, "Танцы на грани весны" и сама "Дети декабря". Очень неожиданной была аранжировка "Жажды" с использованием хора Полянского. Очень разнородным был и саунд, как-будто составляли альбом из разных сборников.

Хитами стали "2-12-85-06" и "Я - змея". Последняя была записана с более сдержанным звуком, чем на концертах и впервые это оказалось плюсом. Большинство партий соло-гитары исполнил сам Борис, пригласив Ляпина лишь на "2-12.." и на рок-н-ролл "Она может двигать собой". Следует также отметить великолепную игру Курехина и высокое качество записи. Гребенщиков назвал этот альбом "секретным".

Впрочем, как это часто бывает с аквариумовскими альбомами, спустя некоторое время "Дети декабря" обнаружили вторые и третьи смысловые пласты. Соединение акустики и электричества отразило стремление Бориса слить две фазы АКВАРИУМА в единое целое.

Почти сразу же вышел концертник под название "10 стрел" - десятый по счету альбом АКВАРИУМА. Альбом явился документальным отражением концертов акустики 85-86 годов вшестером. Существует несколько версий этого альбома, а также просто концертные записи. Каноническим является вариант, в котором присутствует акустическая версия "Она может двигать собой" и студийный "Город". Трудно понять включение в альбом уже третьей версии "Небо становится ближе" и исключение из окончательных вариантов раритетных "Перекрестков", начинающихся с длинного соло на перкуссии Михаила Васильева. Зато "Хозяин" и "Трамвай", гулявшие до этого в грязных записях, теперь получили постоянную альбомную прописку.

На четвертом фестивале (май 1986 года) АКВАРИУМ добился небывалого успеха - на этот раз и у присутствующих зрителей, и у жюри, присудившего ансамблю гран-при. В концертной программе прозвучало несколько новых вещей - "Аделаида", "Любовь - это все, что мы есть" и нежнейшая "Золото на голубом". В остальном программу можно было назвать "История АКВАРИУМА - жизнь". Со сцены прозвучали как сугубо электрические вещи, так сугубо акустические. Две несовместимые, казалось, ипостаси АКВАРИУМА слились в данном случае совершенно гармонично. Борис, известный мастер парадоксов, еще раз продемонстрировал свое искусство.

После фестиваля началось лето 86 года, которое думается, войдет в историю АКВАРИУМА как его лето. Не смотря на то, что внешне ничего особенного не происходило, исключая успешное выступление в Москве на отчетном концерте рок-лаборатории. На самом деле события развивались как в детективе с лихо закрученным сюжетом.

В июне в США, в Калифорнии на фирме "Big Timer Records" вышел двойной альбом под названием "Red Wave". Там были записаны 4 группы рок-клуба: АКВАРИУМ, КИНО, АЛИСА и СТРАННЫЕ ИГРЫ, - по стороне на каждую группу. К выпуску этого альбома приложила руку Джоанна Стингрей - калифорнийская певица локального масштаба. Тираж правда был всего 10000 экземпляров, но все же это событие произвело достаточно сильное впечатление на всех, кто увлекается отечественным роком. - В качестве хобби или по работе сами аквариумисты к выпуску этого альбома, конечно же никакого отношения не имели. К счастью песни, вошедшие в "Red Wave" были зарегистрированы в ВОАП, и никаких неприятностей не последовало. Напротив, с конца лета начались серьезные разговоры о выпуске диска-гиганта АКВАРИУМА на фирме "Мелодия ". Состоялись два худсовета, на втором выступил поэт Андрей Вознесенский, после чего пластинка бала утверждена. Она будет звучать около 39 минут - предел "Мелодии" - и представлять собой сборник из "Дня Серебра" и "Детей Декабря". Записи для матриц использованы тропилловские.

Все эти новости омрачились очень печальным и тяжелым событием: в августе, купаясь в Волге, утонул Саша Куссуль. В память о нем подготавливается альбом, куда войдут наиболее выдающиеся его работы.

После фестиваля, ознаменовавшегося эпизодическим появлением Гаккеля на басовом исполнении "Рок-н-ролл...", Всеволод несколько отошел от участия в живых выступлениях. Остальные попрежнему вместе. В плане возможное участие Александра Ляпина в акустических концертах. Что же касается Михаила Васильева, то он осваивает клавишные.

Объем данного издания не оставляет места для широких обобщений, но, говоря об АКВАРИУМЕ, его можно сравнить только с БИТЛЗ (по значению) конца 60-х годов. Каждый альбом так же ждут и в каждом тексте так же ищут второй и третий смысл. Влияние на умы творчества Гребенщикова огромно и переоценить роль АКВАРИУМА в развитии отечественного рока невозможно.


«Бог есть свет, и в нем нет никакой тьмы», - так поет Борис Гребенщиков в песне «День Радости». Певец-интеллектуал, основатель и бессменный лидер рок-группы «Аквариум», духовный практик и философ, избравший для себя в качестве псевдонима христианское сокращение Б-г, праздновал вчера День Рождения, а мы вспоминаем его творчество, полюбившиеся не одному поколению тех, кого рожали под звуки маршей.

Борис Гребенщиков - певец, музыкант, философ.

БГ – музыкант культовый. Поклонники знают, что, несмотря на кажущуюся простоту, его творчество многослойно и многогранно. Писать, как БГ, – не сложно, на первый взгляд, а вот чувствовать и жить, как он, - задача не из простых.

«Аквариум» был основан Борисом Гребенщиковым и поэтом Анатолием Гуницким в 1972 году (по версии Гуницкого, название группе дали по аналогии с названием пивного бара "Аквариум", Гребенщиков же эту версию отвергает, говоря, что знаковое слово промелькнуло среди десятка других вариантов случайно), и первые годы группа существовала полуподвально, о концертах и выступлениях можно было только мечтать. Дебютный акустический альбом был записан в 1978 году, а, спустя два года, «Аквариум» попадает в список запрещенных групп (по сути, БГ стал первым советским панком), Гребенщикова исключают из комсомола и увольняют с работы. Словом, музыканты проживают типичную для советского времени историю.


Борис Гребенщиков в молодости

Далее были годы подпольной работы, запрещенных концертов, квартирников. В 1988 году группе удается выехать в Монреаль, где музыканты выступают на конференции против ядерной войны. Их песни приходятся по душе публике, но участники группы не получают гонорара, организаторы компенсируют траты на проезд, хотя и этого по тогдашним меркам было достаточно. В следующем году в Америке Гребенщикову удается издать первый англоязычный альбом.


Борис Гребенщиков в молодости

Состав группы «Аквариум» неоднократно менялся, к студийной работе привлекались различные музыканты. БГ – экспериментатор в вопросах формы и содержания. Помимо коллективных и сольных музыкальных проектов, он занят литературой, съемками в кино и игрой в театре, организацией персональных фотовыставок. Особое место в его жизни занимают духовные практики и переводы буддистских книг. Кстати, о переводах. В советские годы Гребенщиков прославился тем, что сделал первый перевод бессмертной саги Толкина «Властелин колец».


Борис Гребенщиков в звукозаписывающей студии Аквариума, 2001

Сегодня в копилке «Аквариума» - десятки прекрасных песен, некоторые из которых были написаны под впечатлением от реальных событий, происходивших в жизни музыканта. Так, песня «Этот город в огне» появилась в 1987 году. Музыкант сочинил ее в поезде, когда во время гастролей по СССР увидел, как за окном полыхали нефтяные вышки, словно факелы.


Борис Гребенщиков и Виктор Цой. БГ стал первым продюсером группы Кино

Интересны и версии создания песни «212-85-06». Так, по одной из них, этот номер действительно принадлежал БГ. Правда, сам музыкант говорит, что придумал его произвольно, поскольку цифры хорошо ложились в ритм. Песня стремительно набрала популярность, а вот квартиру, в которую был проведен этот номер, поклонники осаждали звонками. По номеру постоянно кто-то пытался дозвониться, и через полгода телефон попросту вынуждены были отключить.


Борис Гребенщиков с сыном Глебом у кафе Сайгон. (Ленинград, 1980-е).


Группа Аквариум была образована в 1972 году Борисом Гребенщиковым и Анатолием "Джорджем" Гуницким, как поэтически-музыкальный проект. Сейчас Аквариум - это некое субкультурное явление, сочетающее в себе и поэзию, и философию, и музыку.

Историю группы можно условно разделить на четыре эпохи: 1.0 - с 1972 по 1991 год; 2.0 - с 1992 по 1997; 3.0 - с 1999 по 2015; 4.0 - с 2016 и по сей день. Официальная дискография группы невероятно обширна, кроме двадцати с лишним студийных альбомов в нее входит множество сборников и концертных записей. Еще есть дискография неофициальная, то есть непризнанная музыкантами, но, между тем, весьма существенная.

Музыкальный жанр

Музыку коллектива можно отнести к регги, инди, блюзу, рок-н-роллу и фолку. В разное время в композициях присутствовали элементы бардовской песни, экспериментального рока, арт-рока, джаз-фьюжна и других направлений.

Название

Принято считать, что имя группы Аквариум возникло, когда ее создателям попался на глаза бар с аналогичным названием. Однако Гребенщиков в интервью BBC в 2007 году поделился другой версией. Он вспоминал о том, как они с Гуницким в течении нескольких дней перебирали разные слова, которые подошли бы для названия их творческого проекта и самым емким им показалось слово "Аквариум".

Доисторические альбомы

Первые записи группы входят в сборник "Доисторический Аквариум" 2001 года, к ним относятся альбомы "Искушение святого Аквариума", "Притчи графа Диффузора" и "С той стороны зеркального стекла".

Когда был записан альбом "Искушение святого Аквариума" точно не известно, по некоторым данным он был создан в 1973 или в 1974 году на факультете прикладной математики в Смольном. В его записи кроме Гребенщикова и Гуницкого принимали участие Марина Житкова (голос), Руслан Судаков (голос, звуковые эффекты) и Марат Айрапетян (звукорежиссер). Запись долго считалась утерянной и найти ее удалось только в 1997 году.

Между "Искушением..." и "Притчами графа Диффузора" музыканты записали "Менуэт землевладельцу", но он тоже потерялся и отыскать его так и не удалось. Альбом "Притчи графа Диффузора" появился в 1975. В его записи принимали участие Гребенщиков, Гуницкий, Романов и Фанштейн-Васильев. А "С той стороны зеркального стекла" был записан в 1976 году Борисом Гребенщиковым и Всеволодом Гаккелем.

Аквариум 1.0

Первый концерт группы состоялся весной 1973 года в Зеленогорске примерно в таком составе: Борис Гребенщиков (вокал, гитара), Джордж Гуницкий (ударные), Александр Цацаниди (бас), Вадим Васильев (клавишные). Позже на басу стал играть Михаил Фанштейн-Васильев, а за ним к коллективу присоединился Андрей "Дюша" Романов (клавишные, флейта). В 1973 году в Аквариум пришел гитарист Эдмунд Шклярский, но по каким-то причинам не прижился, а в 1977 году он стал участником группы Орион, которая превратилась потом в, ныне всем известный, Пикник.

В 1974 году группа сотрудничала с самодеятельным театром, но вскоре Гребенщиков разочаровался в синтезе рока и театра, а Гуницкий, напротив, к 1975 году покинул группу для того чтобы заняться драматургией, но продолжил писать тексты песен для Аквариума.

С 1976 года группа начала регулярно концертировать. 10 марта музыканты отправились без приглашения на Таллинский фестиваль популярной музыки, где им удалось выступить и даже получить приз за самую интересную и разнообразную программу, а так же познакомиться с музыкантами Машины Времени, которая в те годы уже набирала популярность.

В 1978 году Борис Гребенщиков начал сотрудничать с Майком Науменко, вместе они записали альбом "Все братья сестры", который посвятили новорожденной дочери лидера Аквариума. В записи также принимали участие Михаил Фанштейн и Марат Айрапетян. Запись была сделана на берегу Невы на магнитофон "Маяк-202".

В 1980 состоялось выступление группы на фестивале " " в Тбилиси, которое обернулось грандиозным скандалом. Жюри не оценило эпатажного поведения музыкантов и их обвинили в гомосексуализме и пропаганде инцеста. Сейчас это недоразумение показалось бы смешным и незначительным, но тогда группа была предана всеобщему порицанию, а Гребенщикова даже уволили с работы из НИИ Социологии и исключили из комсомола.

Зимой 1981 года Аквариум выпустил "Синий альбом", который стал первой студийной работой группы. Он был записан в подпольной студии Андрея Тропилло, который являлся как бы крестным отцом советской рок-музыки. Вслед за "Синим альбомом", летом того же года, музыканты записали "Треугольник", большинство текстов песен для которого написал Гуницкий. Кстати, в марте 1981-го был основан Ленинградский рок-клуб, куда Аквариум тут же поспешил вступить для легализации своей деятельности.

В последующие годы группа активно записывала один альбом за другим, в 1982 в свет вышел "Табу", за ним "Радио Африка", в создании которого активно участвовал Сергей Курехин. Группа стала популярной, альбомы расходились во все уголки Советского Союза, появлялись бутлеги с записями концертов.

В 1984 году группа записала один из самых удачных альбомов "День Серебра", а в 1986 - "Дети Декабря", которым завершила сотрудничество со студией Андрея Тропилло. Тогда же американка Джоанна Стингрей, плотно связанная с деятельностью многих советских рок-групп, выпустила у себя на родине двойной виниловый сборник Red Wave, куда вошли песни "Аквариума", "Кино", "Алисы" и "Странных игр". После появления этих записей за рубежом правительство перестало игнорировать отечественную рок-музыку и фирма "Мелодия" выпустила сборник композиций Аквариума с пластинок "День Серебра" и "Дети Декабря", который получил в народе название "Белый альбом".

Таким образом группа прекратила полуподпольное существование и полностью легализовалась на советской сцене. Музыкантов стали приглашать на центральное телевидение, в том числе на передачу "Музыкальный ринг". В 1987 году Борис Гребенщиков начал сотрудничать с режиссером Сергеем Соловьевым, став автором саундтреков к фильму "Асса" (Позже к фильмам "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" и "Дом под звездным небом"). В 1988 году в свет вышел альбом "Равноденствие", записанный в студии "Мелодии". Борис Гребенщиков назвал его первым официальным альбомом группы.

После выхода "Равноденствия" Гребенщиков заключил контракт с канадской компанией CBS и покинул СССР. Из-за перерыва в деятельности коллектив начал постепенно распадаться, а его участники занялись собственными проектами. В результате в марте 1991 года Аквариум 1.0 прекратила свое существование, выступив в последний раз на десятилетии Ленинградского рок-клуба.

Аквариум 2.0, 1994

БГ-Бэнд и Аквариум 2.0

Между первой и второй версиями Аквариума Борис Гребенщиков выступал с группой БГ-Бэнд, которую собрал весной 1991 года. Коллектив, кроме Гребенщикова, составляли - Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Все эти музыканты так или иначе были связаны с деятельностью распавшегося Аквариума. Группа БГ-Бэнд просуществовала до 1992 года, выпустив "Русский альбом", ознаменовавший окончательное возвращение Гребенщикова на родину.

В сентябре 1992 года Гребенщиков собрал новый состав Аквариума, его первым официальным альбомом считается "Любимые песни Рамзеса IV", записанный через год. В новый состав группы вошли Гребенщиков, Сакмаров, Александр Титов, Алексей Зубарев, Алексей Рацен, Андрей Вихарев и Сергей Щураков.

Новая реинкарнация Аквариума по стилистике мало отличалась от БГ-Бэнд. Критики называют этот период в творчестве Гребенщикова "русским". В 1994 году вышел альбом "Кострома mon amour", где преобладали вальсовые мотивы, а его заглавная песня стала гимном российской провинции. В 1995 году, обновив состав, группа отправилась в Лондон, где записала "Навигатор", похожий по настроению на "Кострому", но с буддистскими элементами. Через год, тоже в Англии, на свет появился альбом "Снежный лев", завершивший тему русской традиции в творчестве БГ.

В 1997 году группа под псевдонимом Русско-абиссинский оркестр выпустила инструментальный сборник Bardo, который записывался в течение семи лет, начиная с саундтрека к фильму "Золотой сон". К тому моменту звучание группы стало жестче, добавились новые инструменты: клавесин, контрабас и хомуз. После выхода "Гипербореи", куда вошли, не изданные ранее, песни первой версии Аквариума, группа отметила 25-летие и завершила свою деятельность. Так в 1997 году закончилась история Аквариума 2.0.


Аквари ум 3.0, БГ, О. Шар, 2002 год

Аквариум 3.0

Перед тем как собрать Аквариум в третий раз Гребенщиков сотрудничал с американской группой The Band, результатом чего стал альбом "Лилит". После музыкант работал с Александром Ляпиным, Борисом Рубекиным, группой Deadушки. Выпускал сольные альбомы.

В 1999 году собрался новый состав Аквариума и выпустил альбом "Пси" (Ψ). Далее в 2002 в свет вышел альбом "Сестра Хаос", сильно отличающийся от всего творчества Гребенщикова в целом. Музыка Аквариума приобрела компьютерное, современное звучание, благодаря чему начался новый виток популярности группы.

Главным альбомом третьего Аквариума стал "Беспечный русский бродяга" 2006 года, через два года после выхода которого Гребенщиков создал проект Аквариум International. В проекте участвовали музыканты со всего мира, среди которых были Брайан Финнеган из Ирландии, Бекки Тейлор и Арпан Пател (Англия), Алок Верма и Шима Мухерджи (Индия) и многие другие.

В 2015 году ушел из жизни активный участник Аквариума 3.0 Борис Рубекин, что оказало немалое влияние на очередной распад коллектива.

БГ, 2014

Аквариум 4.0

После годичного перерыва началась новая веха в жизни группы. Весной 2016 года Аквариум выпустил сингл "Песни нелюбимых", состоящий из трех песен, две из которых были записаны при помощи только кубинских музыкантов.

Нынешний состав группы нестабилен и зависит от концертной программы. Часто музыкантов Аквариума во главе с БГ можно увидеть играющими на улицах городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Такие бесплатные концерты без предупреждения стали новой необычной фишкой группы.

В июне 2017 года группа Аквариум отправилась в концертный тур, посвященный 45-летнему юбилею коллектива.

Дискография

Доисторические альбомы

Искушение святого Аквариума - 1974 (издан в 2001)
Притчи графа Диффузора - 1975 (издан в 2001)
С той стороны зеркального стекла - 1976 (издан в 2001)
Все братья - сестры - 1978 (1996)

Естественные альбомы

- 1981
- 1981
- 1981
- 1982
- 1982
- 1983
- 1984
- 1984
- 1985
- 1986
- 1987
- 1987
- 1989
- 1992
- 1993
- 1994
- 1994
- 1995
- 1996
- 1997
- 1997
- 1999
- 2002
- 2003
- 2005
- 2006
- 2008
- 2009
- 2011
- 2013
- 2014
- 2018

Синглы

Radio Silence - 1989
The Postcard - 1989
Древнерусская тоска - 1996
Некоторые женятся (А некоторые - так) - 1997
Too Far Away From Here - 1998
Скорбец - 1999
Рождественская ночь - 2010
Тайный узбек - 2010
Славное море священный Байкал - 2011
На ход ноги - 2011
Красная река - 2011
Новогодний сингл - 2012
Цветы на огороде - 2012
Расти, борода, расти - 2012
Фавн - 2012
Хавай меня, хавай - 2013
БГ. Праздник Урожая - 2014
Поленое виски и толченый мел - 2015
Песни нелюбимых - 2016
- 2017
- 2017

Концертные альбомы

Арокс и Штер - 1982
Аквариум. Десять лет - 1982
Электрошок - 1982
Записки о Флоре и Фауне - 1982
БГ (стихи, песни) - 1984
Аквариум на Таганке - 1984
Письма капитана Воронина - 1991
Визит в Москву - 1993
Центр Циклона - 1995
Сезон для змей - 1996
Двадцать лет спустя - 1996
Аквариум-25. История - 1997
Молитва и пост - 1998
Зомбияйц - 1998
Оракул божественной бутылки - 1998
Аквариум International - 2008
День Радости - 2009
Акустические концерты - 2013
- 2017

С полной дискографией вы можете ознакомится на официальном сайте группы Аквариум.

Состав сейчас

Борис Гребенщиков - вокал, гитара, губная гармоника
Александр Титов - бас
Алексей Зубарев - гитара, мандолина
Андрей Суротдинов - скрипка, перкуссия
Брайан Финнеган - тинвистл, флейта
Лиам Брэдли - ударные
Глеб Гребенщиков - перкуссия