Анатолий криволап картины с названиями. Анатолий Криволап: «Художника должны знать по работам, а не в лицо


На аукционе в Лондоне картина мастера была продана за 124 тысячи 400 долларов, что стало рекордом среди украинских художников

Пятнадцать лет Анатолий Криволап искал «свой» цвет, чтобы в начале девяностых стать одним из самых успешных украинских художников, а в начале двухтысячных — и самым дорогим. Очередной ценовой рубеж картина Анатолия Дмитриевича преодолела месяц назад — работа «Конь. Ночь» была продана с аукциона в Лондоне за 124 тысячи 400 долларов. А весной нынешнего года его творение ушло с молотка в Нью-Йорке за 98 тысяч долларов. Впрочем, дела денежные не очень беспокоят украинского художника. Много лет назад он уехал из Киева, поселился в селе под Яготином и с неохотой покидает любимую мастерскую. Он не носит дорогие часы, равнодушен к украшениям, еде и быту. Говорит, что из-за жизни в селе немного поправился, но не променяет ее ни на что. Хотя при его возможностях мог бы сделать это в один момент.

«Я нашел более 50 вариантов красного оттенка»

— Вам говорили, что цвет ваших глаз, точь-в-точь как небо на полотнах, которые вы создаете?

— Никогда. Хотя, вспоминаю, девушки признавались, когда я смотрю на небо, мои глаза становятся голубыми. На самом же деле они серо-голубого цвета. А вот у моего молочного брата очи темно-синие, жгучие. Потрясающий оттенок.

— Но ваш любимый цвет, наверное, все-таки красный.

— Много лет я писал картины только в этом цвете. Меня и узнали благодаря красному. Нашел более пятидесяти вариантов этого оттенка! Красный цвет очень сильный. Он может быть праздничным и трагичным. Вся эмоциональная палитра в одном этом цвете. Меня всегда волновало, как можно с помощью оттенков передать то, что переживаешь. Палитра — лишь набор оттенков, за которыми стоят настоящие чувства или их отсутствие.

— Так было в вашей жизни всегда?

— Сколько себя помню. С самого детства у меня было ощущение, что в жизни все сложится как-то особенно. Мои родители не имели никакого отношения к искусству, были сиротами. У папы всего два класса образования, мама и вовсе в школу не ходила. Но именно она меня эмоционально поддерживала, верила. Рассказывала, когда я был маленьким, рисовал где попало и чем придется. Мог взять кусок угля, прислониться к белой стене нашего дома, и вдруг там появлялся конек. Учился рисовать сам. Показать, как это правильно делать, было некому. Помню, в библиотеке в Яготине нашел какую-то выцветшую книжечку с уроками рисования еще довоенного издания. Она и стала моим первым учебником по живописи.

— Значит, в то время, когда мальчишки мечтали стать летчиками и космонавтами…

— Период детства, когда я еще не рисовал, наверное, был самым счастливым в жизни. Потом пришел творческий фанатизм, вычеркнувший из нее практически все. Я уже не мог ничем интересоваться, кроме живописи. Папа работал машинистом на железной дороге и хотел, чтобы я пошел по его стопам. Говорил: «Надо иметь специальность. А живопись так, баловство». Нас в семье было три брата, я самый младший. Шутил всегда, два брата умных, а третий — художник. Мою профессию в семье долго не воспринимали, даже на выставки не ходили. Но мне было все равно — иной жизни я не представлял. Мое детство пришлось на послевоенные годы. У нас дома не было телевизора, часто оставались и без света. Зимой после четырех вечера уже начинало темнеть, заняться нечем. Я начал рисовать сначала от скуки, а потом перешел из реального мира в тот, который понимал лучше всего — мир красок. С тех пор как стал рисовать, не могу видеть жизнь реальной.

*Картина, на фоне которой стоит Анатолий Криволап, выполнена в желто-красно-синих тонах. Сколько оттенков на полотне, посчитать нереально — настоящая буря цветов. Отвести глаз от абстракции невозможно, в мелких одиноких деталях каждый находит что-то свое, скрытое в самых глубинах души. ФОТО: Сергей ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»

— Вы и людей не видите?

— Не вижу. Я их или чувствую, или нет. Все, с чем сталкиваюсь каждый день, зашифровываю в цветовую палитру.

— И какого я цвета?

— Я бы взял немного зеленого, провел красную линию и еще один цвет, который пока от меня скрыт. Сделал бы его серым, чтобы потом перекрашивать в зависимости от ситуации. Почти никогда не использую в работе зеленый цвет. Он слишком спокойный для меня. Не отражает моей энергии, поэтому нервирует.

— Что уж тогда говорить о белом?

— А вот наоборот! У меня дома практически нет мебели, а стены белые. Еще в юности решил, что самое лучшее для меня жилище — келья монаха. Белые стены, минимализм. Белый цвет универсален. Глядя на него, я могу видеть цветные программы. В этом его ценность. Белый цвет для быта, зеленый — для отдыха. Все остальные — для работы.

«Это в городе ночь темная, а в селе она… светлая»

— Сами вы какого цвета?

— Красного с малиновым оттенком. Как ваша кофточка. Даже еще ярче.

— Две ваши последние картины, проданные за большие деньги с мировых аукционов, фиолетовых темных оттенков.

— Это то, что сейчас меня волнует. Я работаю большими сериями. Если начинаю писать в каком-то цвете, то углубляюсь в него, как в «золотую жилу». Так получилось, что картина «Ночь. Конь» сине-фиолетовая. Какой оттенок будет завтра, не знаю. Цвет — это целая жизнь. Сначала надо к нему привыкнуть, узнать слабые, сильные стороны. Потом вытащить все это наружу. И… отпустить. Все, как в жизни. Я ведь не всегда был известен.

— Помните то время?

— Закончил Киевский художественный институт, и меня пригласили на работу. Это был фонд, где трудились художники, многие народные и заслуженные. Там платили приличные деньги. Я писал картину в месяц и получал за нее две тысячи рублей! В то время зарплата инженера составляла всего 150 рублей. Натюрморт у меня рождался за два дня и стоил 500 рублей. Колоссальные деньги! Но все художники в фонде зависели от чиновников, которые приезжали к нам на роскошных «Чайках» и решали, принимать работу или нет. Этих просмотров боялись больше всего. Я уже начал свои эксперименты с цветом, которые многих просто раздражали. Мне надо было либо подчиниться, либо уйти на «вольные хлеба». Я выбрал второе. 15 лет проводил свои эксперименты, практически не имея денег. Не умер с голоду благодаря польскому коллекционеру Ришарду Врублевскому. Он раз в месяц приезжал в Киев и покупал мои работы. Сегодня у него их 92. Жил более-менее прилично до начала девяностых. А в 1992 году меня пригласили на выставку в Германию. Первая же моя работа была продана за 12 тысяч марок! В то время семья в Украине могла прожить месяц на 10 долларов. Я стал богат.

— И поселились в самом центре Киева.

— Переехал в Киев уже после восьмого класса, когда учился в художественном училище. Потом ушел в армию, поступил в институт, начал зарабатывать. А в 90-х купил квартиру в самом центре. Из ее окон был виден памятник Лысенко возле Оперного театра. Меня признали, стали покупать работы. Кстати, я был одним из первых художников в Киеве, кто поднял цену за свои полотна до тысячи долларов. В то время в Украине коллекционеры покупали картины за 200, 300 долларов. Галереи стали отказываться выставлять мои работы, но я прекрасно продавался и за рубежом.

— Что это за история, когда вы сожгли свои картины?

— Это было два года назад. За два дня я сжег около двух тысяч своих этюдов. Все они написаны на картоне. Их и картинами не назовешь, многие остались незавершенными. Специально рисовал на картоне, зная, что такие работы никто не купит — галереи их не принимали, коллекционеров они не интересовали. Только мой поляк покупал. Но мне надо было тренироваться, расти. Сейчас, когда стал заметным, хочу, чтобы после меня остались только лучшие вещи. Зачем продавать этапы своего становления, эдаких наполовину Криволап? Тогда я и решил все сжечь. Палил два дня, разжигая огонь на собственном участке. А внук подвозил мне работы тачкой. Осталась лишь небольшая часть тех картин. Но будет время, спалю и их.

— Недаром вас сравнивают с великим Гоголем… У вас есть любимая картина?

— Их две. Мой дом, который написал в 1990 году. Это знаковый пейзаж. Создав его, понял, что выше планку творчества уже не подниму. Превзойти уровень той работы не смогу никогда. Картина продалась в Германии за 50 тысяч марок. Но, наверное, самая дорогая для меня моя первая абстракция синего цвета. Она у меня дома, никогда ее не продам.

— Значит, белые стены вашего дома все же завешены картинами?

— Нет, они чистые. Полотна у меня стоят. И не только мои. Со студенческих времен занялся коллекционированием. У меня есть работы знаменитого Николая Глущенко. Это такая подпитка.

— Можете себе позволить жить в любом городе мира. Тем не менее покинули Киев и перебрались в село за несколько десятков километров от столицы.

— Есть места, где хочется работать. А есть такие, в которых сам себя начинаешь ненавидеть. Киев я люблю, но перестал там работать. А в селе творю! У меня фантастическое место. Огород спускается прямо к озеру, ширина которого два с половиной километра, Вид такой, что захватывает дух. Ведь это в городе ночь темная, а в селе она… светлая. Вы бы видели эту картину! Я и пишу в основном вечером.

«В мое мужское тело будто кинули женскую душу»

— В жизни что-то интересует вас так же сильно, как живопись?

— Ничего, абсолютно.

— А женщины?!

— Думаю, они для меня на четвертом месте. Мои родные это прекрасно знают. Я — фанатик. Неудобный в быту человек. Могу без перерыва двадцать часов заниматься экспериментами с цветом. Без выходных и отпуска. Даже не стану себе готовить, если проголодаюсь. Максимум, на что способен, — купить или заказать еду. Все остальное — пустая трата времени. У меня никогда в жизни не было хобби. Вернее, хобби — работа. Правда, сейчас надо сделать небольшой перерыв. Начались проблемы со здоровьем, скачет давление. Наверное, из-за того, что стал работать с эмалью. Представьте, находиться целый день в закрытом помещении, где сто открытых банок с краской. Плюс скипидар.

— У вас нет на это аллергии?! Вы счастливый человек!

— Аллергии нет, а вот давление скачет. Врачи, посмотрев меня, спросили: «Вы что, на химкомбинате работаете?» Говорю: «Причем добровольно». Я же зависим от работы. В этом мое счастье и несчастье. Всю жизнь будто на качелях — то на высоте, то в провале. Но именно это безумно интересно.

— Говорят, за вашу работу «Конь. Ночь» на аукционе в Лондоне разразилась настоящая борьба среди коллекционеров.

— Меня это не интересует. Я не был ни на одном аукционе даже в Украине. Очень редко хожу на выставки. Не интересно. Все важное для меня происходит в мастерской. Что мне еще нужно знать?

— Например, то, что вас называют самым дорогим украинским художником.

— Ну и что?! Я же не бизнесмен. Деньги меня не интересуют. Начиная с 1992 года имею все, что хочу. А запросы у меня небольшие. Есть такая поговорка: богатый не тот, кто имеет много денег, а тот, кому не много надо…

— Но, согласитесь, деньги могут доставить немало приятных моментов. К примеру, покупка вещей, машин…

— У меня два авто. В основном езжу на джипе. Люблю спортивные автомобили, но они не для наших дорог. Одна из моих первых машин была очень заметной в Киеве — красная «Вольво». Она была тогда единственная в городе. Два последующих авто тоже были красными. А вот последняя серая. Я нашел образ своего быта — серо-белый. Цветными могут быть только краски на моих картинах. Все остальное в жизни я нейтрализовал… Знаете, в юности я гонял на мотоцикле, носил длинную стрижку и старался скрыть, что художник.

— Почему?!

— Какая-то немужская это специальность. Мы же, как извращенцы. Разве это нормально, что я более чувствительный, чем женщина? В мое мужское тело будто кинули женскую душу. Честно говоря, не встречал женщины, которая чувствовала бы мир сильнее, чем я. Зато вы, женщины, «приемники». Только вы можете по-настоящему оценить искусство, а не мужчина, который с вами рядом. Кем бы он ни был…

В марте 2016 самый успешный украинский художник Анатолий Криволап открыл в рамках проекта CultprostirHub большую выставку живописи "Музейная коллекция". «Маэстро кисти» представил более 60 картин. Среди них те, что хранятся в частных коллекциях, и совсем новые - пейзажи украинских Карпат. Одним из знаменательных событий в рамках выставки стала презентация Премии Анатолия Криволапа, которую художник основывает для поддержки талантливой молодежи. Анатолий Криволап возглавляет рейтинг самых успешных украинских художников. С 2010 по 2015 год на отечественных и международных аукционах было приобретено 18 картин его авторства на сумму 771 180 USD.

Анатолий Криволап на открытии выставки живописи "Музейная коллекция"

С Анатолием Дмитриевичем поговорили о создании в Украине Музея современного искусства, о том, какую миссию выполняет искусство в Украине в период войны на Востоке, поддержке молодых художников, а также о мечтах самого дорогого отечественного живописца.



Открытие выставки Анатолия Криволапа "Музейная коллекция"

Анатолий Дмитриевич, волнуетесь перед открытием нового для Вас проекта?

Перед выставкой я всегда волнуюсь. Ведь экспозиция «Музейная коллекция» для меня своеобразная благодарность украинским коллекционерам. Начиная с 15 века, когда искусство было только сакральным. Коллекционеры стали подвижниками для популяризации многих неизвестных художников. За 25 лет ни один музей в Украине не делал покупок картин. Кроме того, в нашей стране до сих пор нет Музея современного искусства. Фактически украинское искусство только и держится на коллекционерах. Именно поэтому моя выставка призывает нас всех объединяться в клуб, чтобы в дальнейшем все-таки решить глобальный вопрос – создания в нашей стране современной платформы, музея частных коллекций. Несмотря на то, что Украина ныне переживает не простые времена, я считаю, что сейчас для этого настало время.

Сейчас, кроме картин из частных коллекций, Вы представляете и новые работы. Расскажите о них.

Да, новые работы есть. Я недавно вернулся с Карпат. Там прожил месяц, просмотрел все состояния природы: от зимы до весны и почти до лета. Впервые я там жил больше месяца, смог поработать с новой для меня темой. В целом, сейчас я презентую коллекционные работы. Конечно, это минимальная часть, которую вместило это пространство. Надеюсь, когда появится музей частных коллекций, можно будет продемонстрировать весь объем работ. Кроме того, мне интересно, как все это выглядит в рамах, которых я никогда не делал. Я только сейчас заинтересовался этим вопросом. Ведь картина после продажи продолжает жизнь у коллекционера, а это другой вкус, интерьер, место, обрамление.

Вас называют «Маэстро цвета». Согласны ли с таким утверждением?

Знаете, трудно давать оценку самому себе. Я всю жизнь работал с цветом. На сколько он у меня такой непредсказуемый, даже объяснить трудно. Цвет – это дело жизни, а как удачно он получается, я не намерен оценивать.



После продажи картин на аукционах, Вам пришлось в Украине поднять цены?

Дело в том, что такая ситуация сложилась в 1992 году. За рубежом картины покупали, а в Украине – за такие цены еще никто не был готов. Ситуация изменилась с 2005 года. Сейчас моей живописи очень много именно у украинских коллекционеров. Конечно, я не выставляю самые высокие цены, ведь продаю картины за адекватную цену, более спокойную, я бы так сказал.

Расскажите о процессе создания новой работы.

Вы знаете, творчество – это такая неразгаданная тайна. Ее никто никогда не сможет определить. Сначала картина возникает перед тобой, а дальше уже происходит процесс ее воплощения. Иногда наоборот, ты начинаешь просто писать. Долго работаешь. А потом неожиданно то, что представлял раньше, ты видишь совсем в другом состоянии, в котором не мог себе даже представить. Я называю это особым состоянием. Есть у меня и просто профессиональное состояние, когда пишу нормальную, обычную картину. Но те счастливые случаи, когда являются какие-то особые работы, они неожиданные для меня.


А есть такие картины, которые Вам лично не нравятся?

Если мне хоть что-то не нравится, я сразу переделываю. Есть более удачные работы. К ним могу часто возвращаться, если вижу улучшения. Но я не допускаю картины, которых бы не принял сам. Я сам себе худсовет.

А думали над тем, чем еще можете поразить Украину, мир? Будет еще что-то более гениальное, чем уже написано?

Я повторюсь, это феномен творчества. Он или приходит или нет. Его нельзя запланировать. Можно запланировать профессиональную серию работ, а феномен – нельзя. Буду писать, как писал всю жизнь. Буду рисовать, а там как Бог даст.


Как и чем Вы вдохновляетесь?

Основным было для меня всю жизнь – это краски. Впервые я увидел масляные краски, когда мне было, наверное, лет десять. Их запах пленил меня, был как наркотик. Я сидел на уроках рисования, нюхал, вдыхал его. Это было во мне. Сейчас мне достаточно увидеть краску и, все, я включен в работу. Мне не надо никаких стимуляторов, допингов. Глядя на краску, я уже вижу что-то, предчувствую. Палитра красок настолько богата, столько всего в ней заложено. Достаточно лишь прикосновения к ней – она уже возбуждает к творчеству, к работе. Это фантастика.

Как ищете сюжеты будущих картин?

Я пропускаю через себя то состояние, которое записывается в моем подсознании. Это система полного расслабления. А когда начинаю писать, вдруг чувствую, что я попадаю в то состояние, которое мне знакомо, которое я прожил, прочувствовал. Поэтому остается только оформить чувства уже в цветные композиции.



Расскажите о премии для молодых художников, которую сейчас организовываете?

Вспоминая историю искусства: талантливая молодежь, которая училась в художественных академиях, очень часто была бедной. Иногда студентам даже не было где жить. Профессоры брали их к себе домой. При художественных академиях всегда были премии. Наиболее талантливых художников посылали на учебу в Италию, Париж – это такая мировая практика. В Украине, к сожалению, такой премии нет. Я захотел стимулировать академическое обучение студентов. Это база для искусства – определять лучшие постановки или интересные работы. Над этим будет работать команда специалистов, а я буду выделять средства. Чтобы украинские художники тоже могли увидеть парижские, мюнхенские музеи. Ведь по себе знаю, что это мечта каждого студента. Надеюсь, что мне удастся уговорить коллекционеров увеличить финансовую премию. На проект выделяю 5 тысяч долларов. Победитель получит от меня билет в музей, также будет оплачен отель.

Анатолий Криволап на открытии своей выставки "Музейная коллекция"

За творчеством кого из молодых художников Вы наблюдаете? Есть такие, кто действительно достоин внимания?

Конечно, приглядываюсь… Однако, все же считаю, что это все не мое дело. Художник всегда субъективен, поэтому не хочу влиять. Для этого есть искусствоведы, профессора, люди, которые занимаются этим профессионально. Не хочу в таком вопросе даже подсознательно навязывать свои стереотипы.

Повлияла ли война в Украине на Ваше творчество?

Искусство разделяется на социальное и на просто искусство. Контемпорари – это социальное искусство, которое откликается на все события в обществе. И есть искусство, которым художник занимается, как бы не попадая в эту тему. Конечно, как человек, как художник, переживаю. Вижу, как все, что происходит в нашей стране, отражается уже в моих новых произведениях. Можно сравнить те работы, которые были до войны и после… Она очень сильно влияет, ведь человек – не машина. Тем более творческий человек.



В это сложное время какую миссию должно выполнять искусство?

Свою… Ту же миссию, какую оно выполняет с самого начала человечества, с момента появления наскальных рисунков. Времена меняются, все меняется. Искусство – это не политика. Искусство – это то, что сближает людей, позволяет лучше понимать, чувствовать друг друга. Агрессия не влияет на тех людей, которые хорошо разбираются в искусстве.

Как бы Вы сами охарактеризовали собственный стиль? Как вы к нему пришли?

Шел трудно и долго. Пейзаж, как стиль, минималистический. А пейзаж, который передает натуру, созерцательный, медитативный. Я просто беру пятна цвета, объединяю их таким образом, чтобы минимизировать изображения. Делаю только намек для того, чтобы раствориться в этом цвете и испытывать те чувства, которые он вызывает. Примерно так это можно объяснить.



Много украинских художников едут на запад. Почему вы остаетесь в Украине?

Я не представляю своей жизни без Украины. Ностальгия у меня врожденная. Когда работаю за границей, больше трех дней там просто не выдерживаю. Конечно, я могу себе позволить жить в другой стране, но зачем? Я считаю наша страна – самая лучшая, но некоторые моменты не очень удачные. Украине с властью не везло никогда. Во все времена. Все имеем: землю, людей, а с властью не складывается, к сожалению. Когда эта преграда будет преодолена, тогда Украина будет совсем другой. Построится успешное государство. Я хочу, чтобы мои дети и внуки здесь жили. А тех, кто едет из Украины, я не осуждаю, но и не понимаю. Не смотря ни на что, уверен – наша страна очень интересная. За границей уже все мертво и совсем для меня не интересно. Я не мог бы там работать. Свое творчество связываю исключительно с Украиной.

Что Вас не устраивает в Украине?

То, что сейчас – это движение, которое не известно куда приведет. Движение определяющее. Только время покажет, в каком направлении мы пойдем. Так же и в искусстве.



Вы рассказывали, что месяц работали в Карпатах. Удалось разгадать цветовой код Карпат?

Я еще на пути к этому. Почувствую, когда пазл сложится полностью. Думаю, что вскоре снова поеду туда. Иногда нужно много времени, чтобы вжиться в нужное состояние. Много раз ездил в Египет. Дважды в год бывал там. Лишь на четвертый год у меня начало складываться. Случился толчок в подсознании. Начал писать. Вдруг до меня дошло, что тут небо и вода, которые никогда не знали снега и мороза. Понял, что их нельзя писать синим, как мы пишем здесь. Начал писать небо так, как песок. У меня вышла неплохая серия, которая не имела ничего общего с украинскими пейзажами. Карпаты должны быть степью, знакомой мне с детства.


Я знаю, что Вы сейчас еще занимаетесь росписью храма.

Да! Для меня это был неожиданный опыт. Я согласился при условии, что это будет полная творческая свобода. Иначе не пошел бы на это. Здесь я неконтролируемый и опасный. Мне принесли икону. Я ее переписал. Конечно, не стал отходить от канонов, но все обрамил в чистый цвет.

Маэстро, а какое Ваше хобби?

Машины люблю… Я гоняю по 200 и более километров. Могу так ехать ночью и даже днем, если есть пространство или я спешу. Моя машина – Porsche. Это зверь. Авто, которое создано для полета. Получаю такой же адреналин, когда картины пишу.

Известный украинский художник Анатолий Криволап установил новый мировой рекорд продаж украинского искусства на международном рынке современного искусства.

Рекорд на торгах современного искусства

На аукционе современного искусства Phillips de Pury & Co картина «Конь. Ночь», созданная Анатолием Криволапом, была продана за рекордную для украинского искусства сумму — $124,4 тыс. Это почти в три раза превысило первоначальную стоимость картины.

Мистический пейзаж «Конь. Ночь» занял шестое место на торгах Phillips de Pury & Co. Работа украинского художника продавалась вместе с произведениями признанных мировых мастеров современного искусства, таких как Уэйд Гайтон, Ансельм Рейли, Джордж Кондо.

"Конь. Ночь"

Анатолий Криволап еще до продажи этой картины был самым дорогим украинским художником. Его картина «Степь» была продана на торгах Phillips de Pury & Co в Нью-Йорке за $98,5 тыс.

Победа украинского искусства

Глава и соучредитель аукционного дома Phillips de Pury & Co, искусствовед и куратор Симон де Пюри так прокомментировал рекордную продажу работы украинского художника: «Эта продажа – настоящая победа украинского искусства. Мы считаем Анатолия Криволапа очень перспективным художником. Наш аукционный дом и в дальнейшем обязательно будет работать с Анатолием Криволапом и другими украинскими художниками».

Кроме работы Анатолия Криволапа, с аукциона Phillips de Pury & Co. была продана известная картина Виктора Сидоренко из проекта «Левитация», которая представляла Украину в 2003 году на Венецианском биеннале. Она была продана за $23,7 тыс.

Картина известного одесского художника Игоря Гусева«Возвращение Элвиса» из коллекции «Космо» была продана за $16 тыс. А фотография Виталия и Елены Васильевых из проекта No Art, созданная в Центре современного искусства М17, ушла с молотка за $8 тыс.

Всего на тогах Phillips de Pury & Co., прошедших в середине октября в Нью-Йорке, было продано 171 произведение современного искусства , а сумма, вырученная за их продажу, составила $5,7 млн.

Анатолий Криволап – самый востребованный художник Украины

Анатолий Криволап родился 11 сентября 1946 года в городе Яготине Киевской области. Он выпускник Киевского государственного художественного института. Известный художник в данный момент является ведущим участником группы «Живописный Заповедник».

Анатолий Криволап – самый востребованный украинский художник, работы которого с большим успехом продаются на самых знаменитых аукционах мира — Sotheby’s и Phillips de Pury & Co.

КОНСУЛЬТАНТ ПО УКРАИНСКОМУ СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ

«Анатолий Криволап – живописец с необычным и удивительным талантом. Яркость красок он искусно сочетает с пастельностью сюжета, а мягкость цвета – с глубокой содержательностью полотна. Он признанный мастер в работе с насыщенными, глубокими, порой отчаянными и несдержанными, а порой невероятно тихими оттенками, передающими настроение полумига. Его творчество наследственно олицетворяет национальную цветовую традицию, которая определила славу живописцев из Украины во всем мире.
Произведения этого художника близки и понятны каждому - от профессионального ценителя до обычного наблюдателя, ведь именно таково настоящее, искреннее и вневременное искусство. В то же время полотна Анатолия непростые, заставляют зрителя отдать свое время на их созерцание, задуматься, запустить внутренние механизмы воображения, анализируя систему взаимосвязанных между собой знаков, символов и элементов, которыми художник наполняет свои полные экспрессии и выразительности произведения. Именно такое – яркое, смелое, глубокое искусство будет определять культуру не только завтрашнего дня, но и дальнейшего будущего.» – Игорь Абрамович, март 2015 года, Киев


Денис Белькевич

УПРАВЛЯЮЩІЙ ДИРЕКТОР «RED ART GALLERIES»

«Анатолий Криволап – невероятный, мощный, самобытный художник. Я бы назвал его «украинским» с большой оговоркой: его творчество – международного класса и должно принадлежать мировой истории искусств. Сегодня много говорится о том, как Украина должна быть представлена на внешнем художественном рынке, какой образ страна должна получить в информационном сознании. На мой взгляд, визитной карточкой Украины должен стать цвет – как носитель идеи страны с большой историей и разномастной территорией. В этом отношении нефигуративная живопись Анатолия Криволапа, способная приковать взгляд сочетанием двух–трех красок, лучше других отражает посыл, который должен вывести Украину на международную арену.
Востребованность художника такого уровня и посыла лишь подтверждают его рыночные показатели: Криволап рекордсмен как по официальным международным продажам (Philips, $186 тыс. за работу «Конь. Вечер», 2011), так и по продажам иностранцам внутри страны (благотворительный аукцион Red Art Galleries, $41 тыс. за работу «Мартовский вечер», 2013). Третий порог, который первым взял художник – первая публичная повторная продажа среди украинских авторов, состоявшаяся на Philips в 2014 году (спустя год после продажи на Sotheby’s за $61 тыс. зимний пейзаж без названия был успешно реализован на Phillips за $108 тыс). Также у Анатолия самый низкий процент непроданных работ – всего 5%, в превышения эстимейта пейзажей доходили до 300% при ударе молотка. Единственное, что не достает в этом «маркетинговом портфолио» – персональной выставки за рубежом, которая даст старт для последующих, и контракта с крупной международной галереей.
Анатолия Криволапа часто сравнивают с Герхардом Рихтером – нефигуративным феноменом нашего поколения – на это могу сказать одно: было время, когда работы немца стоили меньше нынешнего Криволапа, было время – когда ровно столько же. Именно на этом этапе им серьезно занялись за рубежом, и сегодня десятки миллионов за Рихтера – никого не удивляют. Потенциал Анатолия, по мнению многих людей, кому мы показывали его на Западе – даже выше, ведь немец «достает» пейзажи из себя, а Криволап – из природы. А она бесконечна и безгранична.» – Денис Белькевич, апрель 2015, Киев


Эдуард Дымшиц

Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, коллекционер

«Произведения Анатолия Криволапа ценны как с художественной, так и с инвестиционной точек зрения. Как искусствовед и ценитель красоты я с уверенностью могу заявить, что на сегодняшний день он является лучшим украинским колористом. А картины известных мастеров цвета, от Тициана и Рембрандта до Ротко, всегда высоко ценились на мировом художественном рынке.
Как коллекционер и профессионал я могу подчеркнуть, что Криволап уверенно обладает статусом «самого дорогого современного украинского художника». Его произведения с успехом продаются на ведущих мировых аукционах за большие деньги. Соответственно, у художника нет причин демпинговать и снижать стоимость собственных работ, потому что всегда найдутся коллекционеры, которые захотят приобрести его полотна.
В итоге инвестиция в картину Криволапа – это оправданный шаг с точки зрения искусства и финансов. Ведь если вам посчастливилось стать владельцем картины Анатолия Криволапа, то в дальнейшем ваше художественное приобретение будет только дорожать.» – Эдуард Дымшиц, январь 2015 года, Киев

Дженнифер Кан

Искусствовед, независимый куратор

«Криволап, несомненно, является представителем одновременно локальной и международной художественной сцены, опираясь в своем творчестве на местные и колористические традиции живописи, благодаря чему успешно представляет свою страну иностранной аудитории. Благодаря впечатляющему, абсолютно современному цвету он сумел вывести свою страну на новый, недостижимый ранее уровень. Яркие и мощные, хотя пасторальные и спокойные, его картины могли бы стать национальным символом украинского настоящего, также сотканного из контрастов и противоречий. Полотна Криволапа, отличающиеся длинными линиями горизонта и огромными объемами светящегося и сверкающего неба, создают новые традиции, определяя место Украины в XXI веке.
Новейшие работы Криволапа стали для него как для художника настоящим новаторским прорывом. По словам самого художника, в течение первых пятнадцати лет он работал в лирической манере с фигуративными темами, а потом еще десять лет он пытался найти гармонию цветов в абстрактных композициях. Лишь в 1990 году он нашел свой эмоциональный голос, достигнув того, что он называет своего рода медитацией. Это нирвана зрелого художника – после десятилетий поисков, когда он отшлифовывал свой взгляд, мастерство работы с кистью и композицию, ныне Криволап находится во вневременном состоянии своего третьего творческого этапа, что для него равняется ощущению вселенской гармонии.» – Дженнифер Кан, декабрь 2014, Браунсвилл, Техас


Ольга Пальниченко

Искусствовед

«Пейзажная живопись Криволапа балансирует на грани фигуратива и абстракции, что с колористической точки зрения позволяет сравнить автора с представителями американского абстрактного экспрессионизма (Марк Ротко, Виллем де Кунинг) и французского стиля информель (Серж Поляков), но отголоски реалистического восприятия роднят его и с украинской пейзажной школой (Адальберт Эрдели).
Его пейзаж привязан географически только названием, автор не дает нам конкретного топографического ориентира. Криволап, демонстрируя целостный взгляд на мир и природу, остается верен своим мотивам уже в течение почти 20 лет, поэтому серийность в его творчестве кажется вполне закономерной и понятной.
Полотна Криволапа – документальные свидетельства вечности природы и ее колоссальной силы. Именно поэтому присутствие человека в его пейзажах – очень интеллигентное и ненавязчивое. История развития отношений человека и природы у мастера все еще имеет положительный оттенок – природа главенствует в своем могуществе. И для художника это единственная непоколебимая правда.
Основное средство коммуникации между художником и зрителем – цвет, но диалог при посредничестве цвета изначально не может проходить безболезненно. Ведь только когда эмоциональное восприятие полотна переходит в медитативное, создается взаимодействие цветового поля с внешним миром, посредником для которых становится зритель.» - Ольга Пальниченко, апрель 2015, Вена

Украинский живописец Анатолий Криволап совсем недавно в третий раз подтвердил звание самого дорогого художника Украины. Его картина «Конь. Вечер» была продана на торгах Phillips за 186,2 тысячи долларов, учитывая, что перед этим эксперты оценили произведение в 70-100 тысяч.

До этого еще две картины - «Конь. Ночь» и «Степь» были проданы в 2011 году за 124,3 тысячи долларов и 98,5 тысячи долларов соответственно.

Анатолий Криволап по праву считается классиком украинского искусства. Сегодня его работы можно увидеть на недавно открывшейся выставке украинского искусства «Перегони з часом: Мистецтво 1960-х - початку 2000-х років» в Национальном художественном музее в Киеве. Художник живет и творит за пределами Киева, в небольшом селе Засупоевка и редко дает интервью, но сделал исключение для Buro 24/7.

Степь

Расскажите историю создания вашей последней картины "Конь. Вечер", которую купили на аукционе Phillips.

Возле моего дома расположен небольшой парк, в котором с противоположной стороны пасутся две лошади. Одна из них - оранжевого оттенка. Во время заката последние пурпурные лучи своим светом поглощают цвета, а конь, растворяясь в этом сиянии, кажется нереальным. Разве можно пройти мимо, не заметив такое?

Конь. Ночь

Каким образом могут сосуществовать коммерциализация искусства и чистое творчество художника?

Исходя из моего опыта, я знаю, что цель «чистого творчества» именно коммерция, причем самая дорогая. Эти понятия по сути неразрывны, просто у одних получается их совмещать, а у других - нет. Я согласен с выражением «если работа продается дешево - это коммерция, а если дорого - то искусство». Ироничность данной фразы, наверное, близка к реальности.

Считаете ли Вы, что искусство в Украине начинает медленными темпами возрождаться?

Это сложный вопрос. С одной стороны, современное искусство набирает обороты, с другой - мы теряем то, что всегда было нашим сильным аспектом - хорошую академичную школу. И это не может не волновать, поскольку не ясно, в каком направлении будет двигаться украинское искусство дальше.

Конь. Вечер

Есть ли будущее у молодых художников в Украине? Что бы вы могли им посоветовать?

Новые "кадры", которые появляются рано или поздно, идут своим путем, и, исходя из того, что искусство всегда существовало параллельно с человечеством, молодое украинское поколение имеет будущее как часть мировой культуры. Что можно посоветовать студентам университетов искусств? Перед ними стоят конкретные задания: опыт педагогов, конечно, помогает стать профессионалом, но как художник каждый формирует себя сам. В этой связи хочу вспомнить слова Стива Джобса: «Необходимо прислушиваться к интуиции и жить собственным умом».