Стресс в детском возрасте. Можно ли «лечить стресс» у ребенка? Симптомы появления стресса у детей


Стресс у маленьких

Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее все-го он находится в стрессе. Наиболее часто у де-тей до десяти лет появляются в этот момент страхи, агрессия или начинается так называе-мый регресс.

1. Регресс - это возвращение к формам пове-дения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлет-ний, плачет и цепляется за юбку уходящей ма-мы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

Что делать? Наиболее частая реакция родите-лей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Пережди-те регресс — он пройдет. Вспомните, может, не-давно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова на-чал сосать палец.

2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно на-ходится в стрессе . И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, поте-ря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-восьмилетних де-тей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.

Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время про-веряет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестни-це, и тишины. К дневным тревогам присоединя-ются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязатель-ными ритуалами: включи свет, задвинь занавес-ку, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Ак-тивно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же по-мощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ре-бенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за по-мощью к специалисту.

3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой пок-ладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окру-жающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ре-бенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое де-ло, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об актив-ности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуа-цией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ре-бенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усили-вая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальней-шую жизнь — как способ разрядки.

Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть вы-бор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом пори-суем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребен-ку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуа-ции?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет насто-ящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более за-щищенными. Другое дело, что скатывание в двой-ки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

2. Семейные конфликты. Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками , а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вооб-ще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость.

На-конец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол… Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращай-тесь к себе: «Что со мной (с нами) происходит?» И лучше не пренебрегать .

3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная нор-ма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.

Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музы-ку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в прин-ципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в му-зыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.

Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз , головные боли , гастриты, язвенные колиты , астма , нейродермит , детский энурез , возможна задержка речевого развития и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса, считают детские психологи. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя заме-чать всякие странности, не доводя до болезней.

Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения . В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

Что делать со стрессами?

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу, развод, сложную болезнь? Семейная повседневная жизнь нарушена? Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые дети после сильного стресса могут вообще ничего не понимать, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание.

Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить стресс, будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после стресса, у других - спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни.

Это тяжелое время как для них, так и для вас. Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось. Каждый ребенок может реагировать на стресс своим индивидуальным образом, даже если это дети из одной семьи.

Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь справиться с сильным стрессом ребенка.

При сильном эмоциональном стрессе некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • ребенок после сильного стресса может стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что неприятные события повторятся. Они могут спрашивать многократно: «Случится ли это вновь?»
  • беспокоиться, что может случиться с ним, как он будет жить дальше;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
  • При сильном стрессе ребенок ведет себя так, как будто он младше, чем на самом деле, может опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • дети после стресса могут иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • сильный стресс у ребенка может заставить его быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • ребёнок может легко огорчаться и плакать;
  • после сильного стресса ребенок может чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • когда у ребенка сильный стресс он может чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со стрессом?

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  • Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит, Проявляет ли признаки страха, тревоги, беспокойства?
  • Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.

Очень полезным может быть повторение слов ребёнка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет и родителю, и ребёнку прояснить переживаемые чувства.

  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка при сильном стрессе ребенка.
  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Спойте колыбельную. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  • Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т. п.
  • Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются ввиду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Сильный стресс ребенка является причиной такой сверхчувствительности.
  • Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

Идеальным можно назвать родителя, который может защитить и поддержать ребёнка, но одновременно искреннее и постоянно укреплять его уверенность в собственных силах. Тогда после любого сильного стресса ребёнок может ощутить внешнее подкрепление своих внутренних ресурсов.

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.


Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.

Признаки стресса у ребенка

Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.

Лечение и последствия детского стресса

Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.

Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

  • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
  • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
  • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
  • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
  • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения. Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе. Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Причины стрессов

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина. Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров. В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам. Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Симптомы стресса у детей

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз. Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит). Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими. Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Как же бороться со стрессом у детей?

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых. Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год. Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

Врач педиатр Литашов М.В.

Существует множество видов стрессов и им подвержен каждый человек. Не защищены от них и дети. Наиболее известным видом стресса можно назвать нервно-психический, но он может быть вызван и другими факторами, например, перепадом температур или световыми вспышками. Кроме того, условно разделить все стрессоры можно на эмоциональные и физические, на позитивные и негативные . По данным опросов у взрослого населения стрессы в современном обществе чаще всего вызывают переживания по поводу собственного материального благополучия, принуждение к выполнению каких-либо действий, в том числе нелюбимая работа, а также вынужденный недостаток сна.

И если даже взрослый человек не всегда может преодолеть стрессовую ситуацию самостоятельно, то ребенок и подавно. Что же может спровоцировать стресс-реакцию у детей и как не допустить ее развития?

Что вызывает стрессы у детей?

Незначительные стрессы неизбежны. Они неотъемлемая часть человеческого существования. Наверняка каждый взрослый помнит, как сжимается и холодеет все внутри, когда тебя вызывают к школьной доске или ждешь, пока объявят результаты экзаменов. Таким образом, стрессором может стать любое внезапное событие, эмоциональный факт, все, что может взволновать, в том числе несчастье, обидное слово, противодействие на пути к цели.

Полезно знать: вызовет ли это событие стресс или только незначительное волнение зависит от субъективного восприятия каждого индивидуума, личностных ожиданий, опыта и прочих характеристик.

Субъективное влияние оказывают и физические стресс-факторы: инфекции, травмы, температура окружающей среды, атмосферное давление, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого организма, а именно выносливостью, стойкостью иммунной системы и так далее.

У каждого возраста и в каждой семье свои стресс-ситуации . Однако, вместе с тем стрессы, связанные с семейной обстановкой и возрастными особенностями, следует рассматривать совместно, поскольку они порой очень тесно переплетены друг с другом. Так, в любой семье вне зависимости от возраста ребенка может умереть домашний питомец, случиться какая-нибудь катастрофа, повлекшая гибель близкого человека, могут развестись родители, кто-то может получить травму, стать инвалидом. Не исключено, что семейство переедет на новое место жительства, где у ребенка не будет ни знакомых, ни друзей.


Появление еще одного ребенка в семье всегда является стресс-фактором для старших детей
, а ведь каждая женщина может стать мамой еще раз. Часто подвержены стрессу дети, родители которых склонны в воспитательном процессе прибегать к насилию

Для ребенка младше 3 лет тяжелее всего переносить расставание с близкими людьми, особенно разлуку с матерью. На эмоциональное состояние таких малышей также сильное влияние оказывают периоды болезни, изменения режима дня, настроение людей, которые их окружают. Дети очень восприимчивы к переживаниям взрослых. Если у мамы будет плохое расположение духа, то малыш наверняка почувствует это и проявит беспокойство.

Полезно знать: для детей младшего дошкольного возраста обычными стресс-факторами являются детские страхи, вроде боязни темноты, чудовищ или одиночества и другие.

Причиной стресса у дошкольника также может стать поход в поликлинику, увиденная по телевизору программа, в которой освещалась негативная информация или дарящая слишком яркие эмоции. После трех лет на первый план выходит такой стрессор, как социальная среда. Обычно в этом возрасте малыши начинают посещать детский сад.

Если до этого ребенка окружали исключительно родные люди, семья, в которой он занимал одно из центральных мест, то отныне он много времени будет проводить в чуждой для него среде, будь то детсадовский коллектив или ребятня с соседних подъездов. Оказавшись в коллективе сверстников, малыш автоматически попадает в стрессовую ситуацию, поскольку рядом нет родителей, способных его защитить и уберечь, да и окружающая обстановка чужая для него.

Усиливает стресс отсутствие опыта общения с другими детьми, которые в свою очередь могут проявлять агрессию к новичку. Более того, ребенок может испытать неприязнь и к педагогу. Задача родителей в этой ситуации - помочь ребенку .

В особой поддержке нуждаются и малыши, которые впервые идут в школу, поскольку это кардинальное изменение в их жизни является мощнейшим стресс-фактором. Дети младшего школьного возраста уже достаточно взрослые, чтобы осознавать, что они не во всем превосходят других. Кому-то они могут уступать в успехах в учебе, одни будут сильнее, другие красивее, а третьи популярнее. Такое положение вещей, которое взрослый бы принял за общественную норму, ребенку кажется несправедливым, как результат он копит обиду, вызывающую стресс. При этом дети реагируют на подобное неравенство совершенно по-разному.

Одни стараются преуспеть в том, в чем считают себя хуже, а другие не желают меняться сами и поэтому хотят изменить других. Отсюда особая жестокость, которую проявляют школьники 7-10 лет, к своим сверстникам. Путем унижений, оскорблений и издевательств они пытаются доказать свое превосходство над тем кто умнее, красивее и так далее. Кроме того, напряженные отношения могут складываться у ребенка не только с одноклассниками, но и с учителями .

Случается, что школьник может совершить плохой поступок, но затем глубоко в нем раскаяться. Такой внутренний конфликт вполне может спровоцировать возникновения стресса. Естественно, школьная жизнь сопряжена со сдачей различных экзаменов, тестов, контрольных работ, что является дополнительным стресс-фактором в столь юном возрасте, особенно если родители ратуют за отличную успеваемость.

Полезно знать: школьные годы с детьми также происходят возрастные метаморфозы. Физиологические изменения и гормональные перестройки организма ничуть не облегчают жизнь ребенка.

Дети в этом возрасте к тому же очень впечатлительны и ранимы, но им уже доступны возможности интернета, родители разрешают им дольше смотреть телевизор. Увиденное на голубых экранах может потрясти молодые умы и вызвать различные страхи, переживания и в итоге стресс. Например, остросюжетные передачи о природных катаклизмах или новости о военных действиях могут побудить ребенка переживать за свою жизнь или жизни родных и близких.

Какими бывают стресс-реакции у детей?

Любой стресс проходит три фазы. Первичной реакцией организма на раздражитель, в зависимости от того положительный он или негативный, является возбуждение или тревога. Эта реакция объясняется выбросом в кровь гормонов стресса. Пытаясь преодолеть стрессовую ситуацию, организм оказывает определенное сопротивление. Если оно оказывается достаточным, то стрессовое воздействие подавляется. В противном случае ресурсы организма убывают, что приводит к полному их истощению, срыву. Когда такой срыв вызван острым стрессом, то организм еще может самостоятельно восстановиться, используя свои резервы.

Важно: если стресс накапливался постепенно, то вероятно, что своими силами справиться с ним не удастся. Это может отразиться на общем состоянии здоровья человека.

Психологи считают, что детские реакции на стресс бывают трех типов. Дети с реакцией первого типа реагируют на стрессовую ситуацию пассивно, они делают максимум пару попыток, для того чтобы ей противостоять, а затем сдаются.

Дети с реакцией второго типа на стрессирующее воздействие отвечают агрессивно, переходят в нападение, крушат и ломают то, что, исходя из их личного мнения, стало причиной стресса. Малыши с реакцией третьего типа могут довольно долго сопротивляться стрессу, но затем накопленное напряжение приводит к резкому истощению.

К симптомам стресса у младенцев можно отнести чрезмерную раздражительность, расстройства сна, потерю аппетита.

В дошкольном возрасте ребенок, пребывающий в стрессовом состоянии, будет чаще негодовать, проявлять чрезмерную требовательность, агрессию, станет нервозным, раздражительным, плаксивым, или, напротив, апатичным.

Дети, которые уже приобрели определенные навыки, будто возвращаются в детство. При этом они могут снова требовать пустышку, начать ходить под себя, у них могут проявиться дефекты речи, вернуться детские страхи, например боязнь новых людей и обстоятельств.

В школьном возрасте стрессы могут проявляться еще более широким спектром симптомов.

Школьникам в состоянии стресса свойственно лгать по любому поводу, им могут сниться кошмары, они быстро устают, часто жалуются на боли в груди и в животе, головные боли, тошноту, затрудненное дыхание. Поведение у некоторых детей становится вызывающим, они могут начать прогуливать занятия, по отношению к окружающим.

Другие школьники, напротив, прилагают массу усилий, для того чтобы заслужить похвалу, проявляют максимализм в учебном процессе. Возврат на предыдущую возрастную ступень характерен для детей младшего школьного возраста, у них могут возникать речевые дефекты, нервные тики, беспричинные страхи. Стресс часто приводит к расстройствам сна и аппетита у школьников . У одних сон и аппетит ухудшаются, а другие, наоборот, постоянно ходят сонные, много едят.

Как предотвратить стресс у ребенка?

Проявление любви и понимания со стороны родителей к ребенку являются важнейшими методами профилактики стресса у детей любого возраста. Малышам первых лет жизни, для того чтобы избежать стресса просто необходимо материнское присутствие рядом. При этом женщина должна излучать спокойствие.

Важно: для дошкольников наилучшей профилактикой стрессов является доверительное общение родителей со своим чадом, что не утрачивает актуальности и в школьном возрасте.

Однако с подросшим ребенком уже нужно быть откровеннее иначе он почует подвох. Обязательно нужно быть честными со своим ребенком , помогать ему найти выход из сложных ситуаций, давать советы, но, ни в коем случае, не принимать за него решения.

В качестве профилактики стрессов у детей нужно помочь им адаптироваться к окружающей среде. С этой целью детям показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, нужны рациональные физические нагрузки, сбалансированное питание, соблюдение режима дня. Например, неправильное питание может привести к дефициту магния в организме, что приводит к излишней возбудимости, раздражительности, тому, что ребенок быстрее устает и постоянно пребывает в подавленном состоянии.

Для преодоления стресса у малышей до двух лет следует прибегать к игровой деятельности. Поскольку главным стрессирующим фактором в этом возрасте является отсутствие рядом близкого человека, то с ребенком целесообразно играть в прятки. Играя в эту игру, дети начинают понимать, что исчезнувший из поля зрения человек обязательно возвратится. У дошкольника в первую очередь нужно выяснить причину стресса. Скорее всего, выяснить напрямую ее не удастся, но малышам в этом возрасте свойственно разговаривать с игрушками и вести беседы с самим собой, поэтому просто нужно прислушаться к ребенку не задавая лишних вопросов. Негативные эмоции ребенок может выместить с помощью крика или боксируя по стресс-подушке.

Пережить стрессовую ситуацию школьнику поможет откровенная беседа. Благоприятно отразится на ситуации, если ребенок первым проявит инициативу и начнет разговор.

В некоторых ситуациях может потребоваться помощь специалиста.

Каковы последствия перенесенных в детском возрасте стрессов?

Вероятно, существует зависимость между причиной стресса и его последствиями. Так, если ребенок часто смотрит криминальные новости, то следствием может стать циничность и жестокость по отношению к другим людям. Дети, которые подвергались насилию, почти всегда становятся замкнутыми, у них отмечаются психические нарушения. Иногда полученные психологические травмы настолько сильны, что психическое развитие замедляется или вовсе прекращается. Пережитый стресс отрицательно сказывается и на иммунной системе. Ребенок начинает чаще болеть различными инфекционными заболеваниями, у него также могут развиться хронические болезни, неврозы.

У ребенка стресс? Как решить проблему? Видео