Как выбрать бумагу для рисования карандашом? Начинающему художнику: выбор бумаги А почему не Koh-i-Noor.


Внимание! Пост написан начинающим художником! Возможны глупые ошибки и недостоверная информация! Цены также приведены примерные, актуальные на момент написания поста.

За полтора года интереса к рисовательной деятельности я сумела попробовать немало материалов. Точнее, ежемесячно при получении денег от мамы (краснею), я направлялась в художественный магазин и оставляла там не меньше половины суммы (пару тыщ). С особым интересом изучались полки с карандашами, бумагой, всевозможными прелестями для графических работ - и офигительный стеллаж с кууучей цветных карандашей. О материалах, которые я успела попробовать, я и хочу рассказать.

Магазины (Москва):

Бумага (А4)

Для тех, кто не знает - плотность бумаги определяется в граммах на квадратный метр.

1. Базовый вариант - Гознак "для черчения" - 70р, 200г, 24 листа - плотная, толстая бумага, для карандаша, угля, при необходимости годная для красок. Хороший недорогой вариант.
2. Для графики - Fabriano Academia - 170р, 50 листов. Для графики - уголь, карандаш. Немножечко желтоватая, при рисовании на улице не так слепит глаза. Текстурированная, рисовать карандашом - одно удовольствие. Для красок совершенно не годится - тонкая. Упаковка имеет картонную подложку.
3. Для графики, акрила, акварели - Canson 120г - 300р, 50 листов. Вообще она для графики, но производители говорят, что еще и для акрила и акварели. Т.к. бумага плотная - верю. Без желтоватого оттенка. Листы отклеиваются меньше, чем у Fabriano. Упаковка имеет картонную подложку.
4. Для акварели - бывает с крупной текстурой и с мелкой. Крупная для пастели, мелкая для цветных карандашей. Использовать бумагу по назначению - для акварели - не пробовала.
5. Для туши, фломастеров - Гознак "для графических работ" - с глянцевой поверхностью, 70р, 25 листов.
6. Принтерная бумага - годится только для карандашных набросков.

Бумага: когда мало денег

1. Икеа - упаковочной бумаги там хоть отбавляй
2. Принтерная бумага (на безбумажье и принтерная бумага - бумага)
3. Miumau посоветовала пойти попрошайничать в типографию - бумажных отходов у них столько, что на жизнь вперед хватит.

Блокноты (А6 или около того)

1. С картонной подложкой - от 30р до 50р, листы из крафт-бумаги (коричневая такая, оберточная) - 40 листов, 70г. Лучший вариант для носки с собой "всегда и везде". Для эскизов. Влезает в карман.
2. Дешевенький с ближайшего киоска - только для эскизов, как правило тоненькая бумажка, никакой подложки - но на крайний случай спасает. У меня возле дома есть по 9р - причем чистая белая бумага, никакой клетки или линейки.

Блокноты (А5)

1. Гознак - 40р, 200г, 20 листов, без подложки. Бумага толстая, можно и краской порисовать.
2. Fabriano - от 70р до 100р, 60 листов, 90г, с подложкой. Безумно удобные. Есть с пружиной и без - с пружиной круче, без - удобнее. Обожаю их. Бумажка желтоватая. Только для графики.
3. Palazzo (Гознак) - 30-50р, 200г, для акварели, с подложкой. Текстура мелкая. На таких офигенно рисовать цветными карандашами. Акварелью рисовать на нем не пробовала.

Еще блокноты

Из крафт-бумаги - 30-40р, размер 210х210мм, 70г. Встречаются варианты с калькой - 20л кальки, 20л бумаги - и без кальки - 40 листов бумаги. Без подложки, но все равно классные. Для творческих полетов.

Огромный блокнот

Fabriano А3 - 350р, 100 листов, 90г, для графики. Он офигенный и у него есть пружина. Все.

Акварель

Если побаловаться - Гамма (150р), если всерьез - Белые ночи (от 500р), Ленинград. Сама не пробовала, не знаю, но все в один голос твердят, что это круто, и слагают легенды о ней.

Тушь

Гамма (40р) - только на "попробовать". Для серьезно увлекающихся - rotring (130р) и faber castel (210р), подходит и для отмывки, и для рисования. Стержень и перья лучше покупать поштучно - в наборах слишком задирают цену.

Кисти

Не разбираюсь. Говорят, синтетические хорошие.

Масло

Попробовать Сонет (90р, 46мл). Посерьезнее - Ferrario (280р, 60 мл), Невская палитра (46мл - 100-200р). А вообще я не знаю, никогда не рисовала маслом.

Акрил

Попробовать - Ладога (200р - 220мл; 80р - 46мл). Посерьезнее - Ferrario, Schminсke (не в России).

Пастель

"Попробовать" - Сонет, для сравнения возьмите еще поштучно заграничную. Российская сыпучая, заграничная мягкая. Советуют Рембрант, Cretacolor и Faber Castell.

Уголь

Без фанатизма - самый дешевый. С фанатизмом - Primo.

Карандаши

Несмотря на то, что это моя любимая тема, тут все очень просто.

Цветные - Derwent. Их можно купить поштучно - по 40-50р. Пастельные, масляные, акварельные - на любой вкус. Можно накупить на 2000р просто КУЧУ карандашиков, выбирая их на свое усмотрение. Я как-то целых час отбирала полсотню карандашей - я попросила дать мне ВСЕ, которые есть поштучно в наличии ^_^
Гораздо круче, чем готовый набор. А еще у Derwent есть потрясающие естественные цвета.

Очень хвалят наборы Faber Castell - Polychromos. Не пробовала, но верю.

Простые карандаши - Faber Castell (можно поштучно), Primo. Задротам реалистичного рисования карандашом и углем - сюда .

А почему не Koh-i-Noor?

Менее качественные грифели. Попадаются зазубрины - это когда карандаш царапает, но не рисует. Случается частенько. Грифель более ломкий. И при долгом рисовании пальцы становятся оранжевыми.

Типы цветных карандашей

Пастельные - текстурированные, много цветной пыльцы при рисовании, легко растушевываются и плоховато держатся на бумаге. В общем, для любителей пастели. Громко рисуют >_<

Масляные - хуже растушевываются, зато крепче сидят на бумаге. Мне нравятся больше, чем пастельные.

Акварельные - рисуют как масляные, но при желании... Берете кисточку, и делаете карандашный рисунок - акварельным! Готовый рисунок беречь от воды.

Растушевка

Must have. Набор из 6 растушевок - около 100р.

Если мало денег - можно растушевывать ватой. Но не пальцем! Тем, кто не понимает, почему нельзя растушевывать пальцем - сюда .

Говорят, пастель все-таки можно растушевывать пальцем. Ну не знаю.

Нож

Затачивать карандаш ножом нужно, чтобы:
1. Делать длиннее грифель - дольше не точить;
2. Делать грифель любой желаемой формы.

Канцелярский, желтенький - 50р.
Если хочется повыпендриваться - Derwent, 300р, с запасными лезвиями. Лезвия на замену - 100р.

Ластики

1. Твердый - Koh-i-Noor, 5-10р, базовый вариант, брать со слоником и резать по диагонали. Очень удобен для лайнарта. Мало ошметков.
2. Мягкий - Cretacolor, 40р, для тех, кто любит круглые ластики.
3. Мягкий - Derwent, 40р, для тех, кто любит прямоугольные ластики. Также советую резать - пополам и под наклоном - чтобы с диагональным срезом.
4. Клячка - тут все просто: faber castell. Для легкого осветления, для работ, где нужно бережное отношение. Напоминает жвачку-пластилин. Лепишь любую форму, отрываешь по кусочкам и т.д. Must have.
5. Ластик-карандаш. Faber Castell, 50р. Для любителей делать блики на замученном рисунке - брать твердый. Must have.
6. Выдвигающиеся ластики. Продаются, но меня не тронуло. Предпочитаю кохинор со слоником:)

Планшеты

Электронный

Однозначно Wacom. Лучше всего Intuos. Остальное дело вашего выбора. Стоит от 8 до 35 тысяч. Для москвичей - советую брать в Ситилинке - лично мне попалась уцененка на 2000 из-за вскрытой упаковки. Гарантия, качество - все ок.

Деревянный

Must have. Формат А4 стоит 130 рублей. Как правило, выбор большой.

Мольберт

Для начинающих - "хлопушка", стоит 2-3 тыщи рублей, можно найти б/у за тыщу-полторы. Не скажу, что обязателен для покупки - смотрите по обстоятельствам. Кстати, переучивать руку не обязательно - можно спокойно держать "как при письме" и рисовать на мольберте. По сути, держать карандаш по-другому нужно только для длинных линий, круглых форм и очень больших объектов. Привыкнете быстро.

Общие советы

1. Хорошие фирмы, брать не боясь: Faber Castell, Derwent, Lyra, Primo, Cretacolor.
2. Закупайтесь в больших(!) художественных магазинах - там НАМНОГО дешевле. Вдобавок получите хорошую консультацию и возможность опробовать почти любой товар.
3. Не бойтесь спрашивать продавцов! Смело говорите, что ничего не понимаете, что хотите попробовать, просите посоветовать, объяснить как использовать, как не испортить, как выбрать подешевле - они все это знают! (в больших магазинах)
4. Если что-то берете попробовать - постарайтесь найти это поштучно - сэкономите деньги.
5. Купите линейку. По ней не надо рисовать - по ней надо проверять (линии для построения, перспективу). А если очень захочется, то и рисовать тоже.

Вот и все! :)

p.s. На написание этого поста ушло почти три часа. А еще я забыла пообедать и поужинать... Вряд ли я много нарисую этой ночью.

upd.: добавлено больше информации

Возьмите акварельные краски и обычную бумагу для печать на принтере и попробуйте что-то нарисовать. О да, бумага размокнет и станет прозрачной, исказиться до неузнаваемости, потому что ее предназначение – быть офисной бумагой для печати текстов, она вовсе не годиться для рисования.

Бумага имеет значение, от ее качества, плотности, фактуры, толщины зависит состояние рисунка.

Ну на сегодня разобраться в этом не очень сложно, заходите в магазин канц.товаров или в магазин товаров для творчества и просите ту или иную бумагу. Хотите рисовать карандашами – берете обычные белые листки бумаги или альбом для рисования, а если карандаши акварельные и будет использоваться вода, то понадобиться более плотная бумага для акварели, способная впитать воду. Выбор бумаги всегда основывается на выборе материала, которым будет человек творить. Ведь бумага – это помощник а в осуществлении творческих замыслов!

Типы бумаги:

Акварельная:

Для акварели бумагу можно узнать по толщине и фактуре, она плотная, крупнозернистая, белого цвета или яичной скорлупы. Она может быть отдельными листками продаваться, в склейке или альбомом.

Профессиональная акварельная бумага содержит хлопок, благодаря чего она лучше впитывает воздух и пигменты. Бумага высшего качества часто помечена водяным знаком или тиснением (фото в начале статьи). Лучшей для рисования считается бумага от: Canson, Arches, Fabriano, Scholler, MONTVAL TORCHON (Франция)

Пастельная

Цветная бумага для пастели, выпускается в широком диапазоне цветов от нейтральных коричневых и серых до ярких оттенков. Имеет мягкую поверхность. Продается как отдельным листом, так и в наборах, а также в виде альбома.

Для черчения

Более плотный лист, чем печатная бумага (для принтеров), с ровной и гладкой поверхностью. Но встречаются у некоторых фирм лист слишком гладкий, тогда сложно будет вносить исправления на такой бумаге, ни один ластик не уберет полностью карандашные наброски, стоит присматриваться при покупке, или пробовать рисовать на разных и потом определиться с фирмой.

Такая бумага используется для чертежей или для рисования простым карандашом, цветными карандашами, еще можно масляной пастелью рисовать.

Оберточная, крафт бумага

Крафт-бумага – это тип бумаги, который относится к категории упаковочного материала. Чаще всего коричневого или темно-желтого цвета. Но эта бумага также удобна для рисовании углем, карандашами и пастелью.

Тисненая бумага

Такую бумагу используют для рисования пастелью или углем. Этот вид бумаг встречается как белого цвета, так и слабо тонированного и может иметь различные узоры.

Бумага ручной выработки

Один из самых дорогих типов бумаги, так как каждый лист бумаги готовится в ручную отдельно. Но я не использовала этот вид бумаги в своем творчестве, не сужу, на сколько хорош или плох этот вид в рисовании.

Выбор бумаги для живописи зависит от инструментов, с которыми вы работаете. Разные виды художественной бумаги отличаются плотностью, составом, фактурой и, иногда, цветом. Бумага для рисования карандашом: плотность – 110-160 гр/м2, с минимальной зернистостью или без нее.

Бумага для пастели (цветная пастельная бумага): плотность около 160 гр/м2, имеется зернистость разных видов (яичная скорлупа, медовые соты и тд). Выпускается тонированной, чтобы контрастировать с цветом пастели.

Бумага для акварели (акварельная бумага): подходит и для гуаши. Плотность не менее 200 гр/м2 и доходит до 600 гр/м2, выпускается в трех фактурных типах: гладкая (горячий пресс), полугладкая (холодный пресс), грубая фактурная (высушенная без отжима).

Бумага для масляных красок, акрила и темперы: плотность такой бумаги от 180 гр/м2, чаще выше, до 400 гр/м2 – тяжелые масло, акрил и темпера ложатся идеально, не деформируя бумагу. Бумага для маркеров: плотность начинается от 70 гр/м2. Выпускается в двух типах: с специальной пропиткой, не пропускающей чернила на другую сторону листа, и с ламинированием обратной стороны листа. Позволяет экономить чернила маркеров.

Для нанесения рисунка доступно широкое разнообразие материалов, хотя чаще всего используется белая рисовальная бумага. Она имеет гладкую поверхность и подходит для большинства техник, исключая применение пастели, которая требует, чтобы «зерно» или фактура фиксировали ее мягкий, меловой пигмент. Однако художники нередко выбирают фактурную поверхность и для других методик рисования, например, цветными карандашами или углем, поскольку зерно разбивает штрихи или области тона, создавая привлекательный эффект «излома» и добавляя выразительности изображению.

Еще одно практическое преимущество фактурной бумаги, предназначенной специально для работы с цветом, состоит в том, что она позволяет накладывать большее количество слоев цвета. Если вы работаете на слишком гладкой поверхности с большим нажимом, бумага быстро затирается, «сопротивляясь» дальнейшим наложениям цвета. Работая с акварельной или пастельной бумагой, практически невозможно полностью забить зерно бумаги, так что поверхность остается пригодной для нанесения последующих слоев.

В некоторых случаях цвет бумаги также имеет немаловажное значение. Бумага для пастели, которая также может использоваться для работы цветными карандашами, выпускается в широком диапазоне цветов от нейтральных коричневых и серых до ярких оттенков. Выбирая бумагу, которая контрастирует с доминирующим цветом в рисунке, вы можете использовать взаимодействие противоположностей, в то время как бумага, которая сливается с главным цветом, позволяет оставлять области поверхности нетронутыми.

Если вы используете любую из методик, включающую жидкие материалы, такие как акварель или чернила и отмывка, то лучше было бы натянуть бумагу, чтобы предотвратить ее деформацию. Намочите бумажный лист, затем поместите его на чертежную доску и прикрепите липкой лентой по краям.

Итальянская бумага Ingres прекрасно подходит для пастели.

Лорна Марш. Эскиз обнаженной

Цвет бумаги придает этому пастельному рисунку ощущение теплоты и служит практической цели. Поскольку бумага соответствует цвету тела натурщицы, художница смогла ограничить использование цвета, лишь слегка наметив фигуру контуром и областями едва различимого тонирования.

Разнообразные альбомы для рисования.

Натягивание бумаги на основу

1. Отрежьте клейкую ленту нужной длины до увлажнения ее или бумаги.

2. Увлажните бумагу с обеих сторон губкой (или быстро замочите в любой емкости, да хоть бы и в ванне).

3. Намочите липкую сторону ленты, затем переверните ее и приклейте вдоль краев бумаги, разглаживая губкой. Оставьте для высыхания естественным путем.

Линии, оставленные на гладкой бумаге (слева направо): карандаш 3B, цветной карандаш, ивовый угольный карандаш, угольный карандаш, перо с чернилами. Верхняя половина - слегка бликующая поверхность, внизу - стандартная рисовальная бумага.

Слева направо: линии, оставленные пером с чернилами, графитным карандашом и цветным карандашом на гладкой рисовальной бумаге.

Слева направо: следы пера с чернилами, графитного карандаша и цветного карандаша на фактурной бумаге для акварели.

Выбор материалов в изобразительном искусстве очень важен. Ведь от этого зависит результат работы художника. В первую очередь необходимо правильно подобрать бумагу для рисования , которая соответствует той или иной технике.

Бумага для графики

Хорошим вариантом для начинающих художников является ватман. Эта бумага универсальна, имеет почти гладкую, ровную структуру и достаточную плотность. Бумагу для рисования следует подбирать в соответствии с несколькими основными критериями: состав, плотность, фактура, способность к впитыванию (для карандашного рисунка это тоже немаловажно).

Итак, одно из важных свойств бумаги - это способность впитывать. Более подходящей по этому показателю является бумага с плотностью от 200 г/кв.м. Для карандашных зарисовок или эскизов можно позволить себе варианты с меньшей плотностью.

По фактуре различают бумагу: мелкозернистую («гладкое зерно» как результат горячего прессования), среднезернистую (получают методом холодного пресса), и крупнозернистую («грубое зерно», Торшон).

Фактура и зернистость бумаги определяет многие важные качества создаваемого рисунка. В первую очередь, это влияет на общий стиль произведения – крупнозернистая фактурная бумага создает ощущение объемности изображения, помимо этого, явно проявляющаяся текстура придает рисунку особый шарм и стиль.

Фактура влияет и на четкость штрихов. На гладкой или почти гладкой бумаге можно легко проработать мелкие детали, на бумаге с выраженной шероховатой поверхностью это окажется тяжёлой и бесперспективной задачей.

Если рисунок создаётся цветными карандашами, следует учитывать, что на бумаге с разной фактурой, пигмент может проявиться по-разному. В результате цвета будут более яркими или более тусклыми.

Качество бумаги несомненно определяется и её составом. В бумаге для графики важно процентное содержание целлюлозы или хлопка, нейтральный pH, отсутствие хлора и некоторые другие. Правильно подобранная бумага для рисования карандашом , которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, не только подарит удовольствие художнику, но и позволит ему в полной мере проявить свой талант и мастерство.

Бумага для акварели

Для живописи акварельными красками существует специальная бумага с одноимённым названием – акварельная. В отличии от обычной, акварельная бумага предназначена для намокания. Акварель – водорастворимая краска, и красящий пигмент в ней на 99% состоит из воды. Поэтому одним из важных качеств такой бумаги является ее способность сохранять свойства красочного пигмента в рисунке и не давать краске тускнеть с течением времени.

Как писал французский художник и автор знаменитой книги «Живопись и ее средства» Жан Жорж Вибер: «Для акварели бумага должна была бы изготовляться исключительно из тряпок с чистой (льняной) нитью и не должна отбеливаться ничем иным, кроме чистой воды, солнца и воздуха; но так бывает редко».

Вибер написал эти строки в 1870 году, с тех пор технологии шагнули далеко вперёд, но и сегодня настоящая акварельная бумага делается только из чистого хлопка, пропитывается желатином, не содержит кислот и имеет натуральную белизну без оптических отбеливателей. Лучшая бумага высокого качества изготавливается и отбраковывается только вручную.

Но, конечно же, есть и массово выпускаемая фабричная акварельная бумага высокого качества. Сегодня в состав хорошей акварельной бумаги непременно входит натуральный хлопок. Добавление хлопка придает бумаге свойства ткани - она хорошо впитывает воду, хорошо подсыхает, держит цвет и не коробится.

Для того, чтобы акварельная бумага хорошо впитывала влагу и пигменты и при этом сохраняла прочность и интенсивность цветов, бумагу проклеивают, т.е. добавляют специальные гидрофобные вещества в бумажную массу или на поверхность уже готового листа.

Также различают виды акварельной бумаги по текстуре: гладкая или фактурная. Как и графике, фактурная бумага придает оптический эффект объемности.

Бумага для пастели и гуаши

Бумага для пастели обычно очень плотная, имеет тисненую поверхность и бывает разных цветов. Пастели необходима именно фактурная поверхность, которая обладает свойствами удерживать пигмент. На гладкой бумаге частицы материала будут просто соскальзывать.

Можно выделить три наиболее распространённых типа бумаги для пастели: пастельная доска из мельчайших частиц пробки; наждачная бумага в листах большого формата; бархатная бумага, которая имеет бархатистую поверхность и позволяет смягчать пастельные штрихи. Эти виды бумаг делают стирание пастели почти невозможным.

Для живописи гуашью подойдет ватман. Гуашь не настолько жидкие краски как акварель и плотности ватмана будет вполне достаточно.