Фз об основах социального обслуживании населения. Разберемся с новым законом о соц.обслуживании


Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

2. Представители детей-инвалидов

3. Несовершеннолетние дети

4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

5. Инвалиды боевых действий

Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

1. Инвалидов и участников ВОВ

2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

6. Героев Советского Союза

7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

8. Героев Соц. Труда

9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

10. Инвалидов боевых действий

1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

Чтобы понять, как это работает, вот пример.

Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
(30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

Это максимальный тариф на услуги в месяц.

Как получить социальную услугу

Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

1. Подготовить документы

— Паспорт
— Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
— Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
— Выписку из домовой книги
— Справку о доходах за последний год
— Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
— Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

3. Подождать до 7 дней

Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.


Судебная практика по статье 31 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ

    Решение № 2-1175/2018 от 21 сентября 2018 г. по делу № 2-870/2017~М-887/2017

    Рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона. Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского...

    Решение № 2-2231/2018 2-2231/2018~М-1992/2018 М-1992/2018 от 18 июля 2018 г. по делу № 2-2231/2018

    Ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. Статьей 19 ...

    Решение № 2-1568/2018 2-1568/2018~М-919/2018 М-919/2018 от 11 июля 2018 г. по делу № 2-1568/2018

    Центральный районный суд г. Тольятти (Самарская область) - Гражданские и административные

    Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) ...

    Решение № 2-1061/2018 2-1061/2018 ~ М-438/2018 М-438/2018 от 19 июня 2018 г. по делу № 2-1061/2018

    Бежицкий районный суд г. Брянска (Брянская область) - Гражданские и административные

    Брянский дом-интернат для престарелых и инвалидов», возникшие ранее правоотношения по оказанию социальных услуг ответчику истцом прекратились, поскольку договор о предоставлении социальных услуг утратил силу 31 . 12.2017. Кроме того, за время проживания в интернате ответчик систематически нарушал правила внутреннего распорядка, грубил и оскорблял сотрудников и проживающих. На основании положений статей 309, 310, ...

    Решение № 2-664/2018 2-664/2018 ~ М-586/2018 М-586/2018 от 5 июня 2018 г. по делу № 2-664/2018

    Ленинградский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Размер которой рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. В части 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. указано, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами...

    Решение № 2-1354/2018 2-1354/2018 ~ М-1083/2018 М-1083/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1354/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Решение № 2-1359/2018 2-1359/2018 ~ М-1072/2018 М-1072/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1359/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    В стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в пункте 1 и 3 статьи 31 Федерального закона №442-ФЗ, а именно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг...

    Решение № 2-1360/2018 2-1360/2018 ~ М-1073/2018 М-1073/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1360/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    В стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в пункте 1 и 3 статьи 31 Федерального закона №442- ФЗ, а именно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг...

    Решение № 2-1377/2018 2-1377/2018 ~ М-1075/2018 М-1075/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1377/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Решение № 2-1402/2018 2-1402/2018 ~ М-1080/2018 М-1080/2018 от 29 мая 2018 г. по делу № 2-1402/2018

    Ленинский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. В соответствии...

Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом . Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере. Предписываются права и обязанности получателей и поставщиков соответствующих услуг, а также обозначаются те категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.

Ранее действовавший в данной сфере Федеральный закон 195 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» утратил силу с принятием нового закона. ФЗ 442 был утвержден 28 декабря 2013 года, в силу вступил 1 января 2015, с данного момента перестал действовать ФЗ 195.

Действующий Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» сохраняет правопреемство предыдущего документа, однако значительно расширяет перечень рассматриваемых вопросов. Структурно в ФЗ 442 выделены следующие главы:

  • общие положения документа;
  • полномочия федеральных и региональных органов власти;
  • права и обязанности получателей регулируемых законом услуг;
  • права, обязанности, а также соблюдение информационной открытости поставщиков;
  • предоставление социального обслуживания, его организация, формы и виды услуг;
  • финансирование системы предоставляемых услуг и условия их оплаты гражданами;
  • государственный и общественный надзор и контроль.

В соответствии с общими положениями Закон ФЗ 442 определяет следующие принципы предоставления населению требуемых услуг:

  • соблюдение прав человека;
  • гуманность;
  • уважение достоинства человека и его чести;
  • равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;
  • адресная направленность;
  • близкое расположение поставщиков к месту жительства граждан;
  • формирование достаточного количества поставщиков для обеспечения потребностей населения;
  • создание привычной и благоприятной среды для человека;
  • добровольность обращения обеспечиваемыми услугами;
  • конфиденциальность и .

По ст 19 ФЗ 442 социальное обслуживание производится на дому , полустационарно или в стационарной форме . В первом случае поставщик прибывает по месту жительства обратившегося. Полустационарные услуги подразумевают возможность получить к ним доступ в определенное время работы учреждения. Стационарность – это проживание получателя на территории учреждения, обеспечивающего предоставляемые услуги.

Виды социального обслуживания по статье 20 ФЗ 442 определяются следующими категориями:

  • бытовые услуги, нацеленные на поддержание жизнедеятельности граждан в жилищных вопросах;
  • медицинские , ориентированные на обеспечение и сохранение здоровья населения;
  • психологические , обеспечивающие адаптацию к социуму и комфортные состояние граждан;
  • педагогические , направленные на помощь в организации развития детей и устранении отклонений в их поведении и адаптации к социуму;
  • трудовые , решающие проблемы с трудоустройством;
  • правовые , обеспечивающие юридическую помощь;
  • коммуникативные , помогающие наладить контакты тем гражданам, которые ограничены в своей жизнедеятельности.

К видам социального обслуживания относят и срочную помощь в экстренных и чрезвычайных ситуациях.

Так же в РФ существует ФЗ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать больше о данном законе можно

Скачать 442 ФЗ

Скачать Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442-ФЗ можно . Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2014 года. Текст может использоваться правозащитниками, должностными лицами, а также гражданами, углубленно изучающими свои права и обязанности.

Последние изменения

Изменения в Закон о социальном обслуживании вносились лишь один раз — 21 июля 2014 года, и вступили в силу вместе с общим текстом документа 1 января 2015 . Поправки коснулись следующих положений:

  • часть 1 ст. 7 и статья 8 соответственно дополнились пунктами 7.1 и 24.1 одного содержания: «создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания »;
  • в статье 13 Закона 442 ФЗ в ч 2 введен пункт 12.1 о проведении независимой оценки качества предоставления услуг; введена часть 4 об обеспечении технической возможности для граждан выражать свое мнение о качестве на официальных сайтах;
  • в закон добавлена статья 23.1 .

Указанная статья 23.1 ФЗ 442 регламентирует организацию и порядок проведения независимой оценки качества предоставляемого социального обслуживания. Таковая определяется как одна из форм общественного контроля над исполнением положений закона. Критериями оценки определяются такие принципы, как:

  • открытость и доступность информации;
  • комфортность условий;
  • доступность получения требуемых услуг;
  • время ожидания социального обслуживания;
  • доброжелательность, вежливость и компетентность сотрудников;
  • удовлетворенность граждан в получаемых услугах.

Проводится независимая оценка уполномоченным федеральным, региональным или муниципальным органом исполнительной власти. Контроль осуществляется в соответствии с предписанными нормами законодательства РФ.

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации *О)

(с изменениями на 21 июля 2014 года)

Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 127, 13.07.2002);
(Российская газета, N 140, 31.07.2002);
(Российская газета, N 5, 15.01.2003);
(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (о порядке вступления в силу см. ).

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации , общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

. .

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 5. Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Статья 6. Государственные стандарты социального обслуживания

1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

2. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 13 июля 2002 года Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 87-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

3. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . .

Глава II. Обеспечение права гражданна социальное обслуживание

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . *7.1)

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. *7.3)

4. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 31 октября 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ . *7.4)

Статья 8. Материальная помощь

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. *8.1)

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. *9.1)

2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарныхучреждениях

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. *10)

Статья 11. Предоставление временного приюта

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Статья 13. Консультативная помощь

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Статья 14. Реабилитационные услуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Статья 15. Плата за социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. *15.1)

2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

Статья 16. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; *16.1.1)

2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . .

Глава III. Организация социального обслуживания

Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; *17.1.4)

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; *17.1.5)

6) социальные приюты для детей и подростков; *17.1.6)

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону; *17.1.8)

9) центры (отделения) социальной помощи на дому; *17.1.9)

10) дома ночного пребывания; *17.1.10)

11) специальные дома для одиноких престарелых; *17.1.11)

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); *17.1.12)

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. *17.1.14)

2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации. *17.3)

Статья 17_1. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания

1. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности.

2. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об учреждении и о предприятии социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность информации об учреждении и о предприятии социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения и предприятия социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.

3. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания проводится в соответствии с положениями настоящей статьи. При проведении независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания используется общедоступная информация об учреждениях и о предприятиях социального обслуживания, размещаемая в том числе в форме открытых данных.

4. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания проводится в отношении государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других учреждений и предприятий социального обслуживания, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении иных негосударственных учреждений и предприятий социального обслуживания, которые оказывают государственные, муниципальные социальные услуги.

5. В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания и утверждает положение о нем;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных организаций формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации, и утверждают положение о них;

3) органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, расположенными на территориях муниципальных образований, и утверждать положение о них.

6. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, указанными в части четвертой настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете.

7. По решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления функции общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания не создаются.

8. Общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

9. Независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

10. Общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания:

1) определяют перечни учреждений и предприятий социального обслуживания, в отношении которых проводится независимая оценка;

2) формируют предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания (далее - оператор), принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с оператором;

3) устанавливают при необходимости критерии оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания (дополнительно к установленным настоящей статьей общим критериям);

4) осуществляют независимую оценку качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания;

5) представляют соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, а также предложения об улучшении качества их деятельности.

11. Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных учреждений и предприятий, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте учреждения или предприятия).

12. Поступившая соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию работы учреждений и предприятий социального обслуживания.

13. Информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания размещается соответственно:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет";

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

14. Состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

15. Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)

Статья 17_2. Информационная открытость учреждений и предприятий социального обслуживания

1. Учреждения и предприятия социального обслуживания обеспечивают открытость и доступность следующей информации:

1) дата создания учреждения, предприятия социального обслуживания, их учредитель, учредители, место нахождения учреждения или предприятия социального обслуживания и их филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

2) структура и органы управления учреждения и предприятия социального обслуживания;

3) виды социальных услуг, предоставляемых учреждением и предприятием социального обслуживания;

4) материально-техническое обеспечение предоставления социальных услуг;

5) копия устава учреждения или предприятия социального обслуживания;

6) копия плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или предприятия социального обслуживания, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых социальных услуг);

7) копия документа о порядке предоставления социальных услуг за плату;

8) информация, которая размещается, опубликовывается по решению учреждения или предприятия социального обслуживания, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) иная определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимая для проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания информация.

2. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий социального обслуживания в сети "Интернет" в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и предприятия социального обслуживания обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений получателями социальных услуг о качестве оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания.
(Статья дополнительно включена с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)

Статья 18. Лицензирование в области социального обслуживания

(статья исключена с 15 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ . )

Статья 19. Управление социальным обслуживанием

1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . .

3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.

4. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ .

Глава IV. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

Статья 20. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания

К полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

1) установление основ федеральной политики в области социального обслуживания;

2) принятие федеральных законов в области социального обслуживания и контроль за их исполнением;

3) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 15-ФЗ .
____________________________________________________________________

6) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;

7) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;

8) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;

9) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;

10) развитие международного сотрудничества в области социального обслуживания;

11) создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания.
(Подпункт дополнительно включен с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)

Статья 21. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

обеспечение реализации настоящего Федерального закона;

разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;

определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;

установление порядка координации деятельности социальных служб;

создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;

создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания;
(Абзац дополнительно включен с 21 октября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ)
____________________________________________________________________
Абзац седьмой части второй предыдущей редакции с 21 октября 2014 года считается абзацем восьмым части второй настоящей редакции - Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 256-ФЗ .
____________________________________________________________________


иные полномочия.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Глава V. Ресурсное обеспечение социального обслуживания

Статья 22. Имущественное обеспечение социальных служб

Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.

Статья 23. Финансовое обеспечение социального обслуживания и учреждений социального обслуживания

Социальное обслуживание населения, осуществляемое в соответствии с нормами, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Статья 24. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Кадровое обеспечение социальных служб

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

2. Меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

3. Медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения. *25.3)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

4. Работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . *25.4)

5. Меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Глава VI. Заключительные положения

Статья 26. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Обжалование действий (бездействия) социальных служб

Действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"