Сергей лукьяненко непоседа. «Непоседа» Сергей Лукьяненко


Трикс Солье совершил немало славных подвигов и его уже никто не назовет недотепой.

Похоже, все его мечты исполнились – и можно спокойно учиться волшебству (пусть даже в обучение входит мытье полов и чистка картошки).

Но если приходится под Новый год внезапно отправляться в жаркую и экзотическую страну Самаршан – тут уж не до учебы! Тут надо вспомнить все, что умеешь и даже немного больше.

Ведь Самаршан – ну просто очень экзотическая страна! Там правит султан (некоторые считают, что визирь), собирает армию Прозрачный Бог (некоторые боятся, что он и впрямь бог, хотя бы из мелких), а местные обычаи отличаются красочностью и непосредственностью.

Тут только и остается, что полагаться на старых друзей – бродячих артистов, старых врагов – витамантов, и сводных родственников, находящихся в пожизненной ссылке.

Потому что опасных встреч предстоит много – с джинном, связанным моральными ограничениями, сфинксом – никакими ограничениями не связанным, и пустынными гномами (вы считали, что таких не бывает? вы ошиблись!). А все потому, что не следует верить каждому встречному дракону. Конечно, драконы не умеют врать, но разве им это когда-то мешало?

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Непоседа" Сергей Лукьяненко бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Сергей Васильевич Лукьяненко - русский писатель-фантаст. Родился 11 апреля 1968, Каратау, Казахстан.

Семья - врачи. Отец - психиатр, мать работала в наркологии, старший брат - врач-кардиолог. Окончил среднюю школу с золотой медалью. Окончил лечебный факультет АГМИ в 1990 по специальности врач-терапевт. Прошёл ординатуру по специальности врач-психиатр, владеет гипнозом. Жил в Алма-Ате (Алматы) до конца 1996, потом в Москве, получил прописку через полтора года. Работал врачом-психиатром в городском психдиспансере Алматы год, затем сотрудником журнала «Миры» с 1992, заместителем главного редактора, с 1995 - профессиональный писатель.

В пять лет прочитал «Туманность Андромеды», в семь - «Страну багровых туч». Большое влияние на поэтику первых произведений Лукьяненко оказал В. Крапивин. В качестве любимых писателей кроме А. и Б. Стругацких и В. Крапивина Сергей Васильевич называет Е. Гуляковского, Ч. Диккенса и В. Гюго. Начал писать «в стол» и «для друзей» ещё в институте. Основная причина - дефицит и недоступность хорошей фантастики.

Первые книги Сергея Лукьяненко вышли на рубеже 80-90 годов. Начав с вещей, в которых сильно чувствовалось подражание Крапивину (из наших), Хайнлайну (из зарубежных) достаточно быстро перешёл к творчеству в собственном оригинальном стиле. Известность Сергею принесли повести «Рыцари сорока островов» (полемика с Крапивиным) и «Атомный сон». Первая НФ публикация - «Нарушение» («Заря» (Алма-Ата), 1988) и «Чужая боль». Первый авторский сборник - «Атомный сон»

Был членом редколлегии журнала «Миры», издававшегося в Алма-Ате А. Кубатиевым. Был активным участником алма-атинского КЛФ «Альфа Пегаса» , его литературным консультантом. Принимал участие в библиографическом листке ВС КЛФ и Совета ВО КЛФ под редакцией И. Халымбаджи. Участник семинара в Дубултах (1989, группа С. Снегова). Член ВТО, участник Ялтинских семинаров 1990, 1991, «Тирасполь-93», «Сибкон-93, 95».

В начале 90-х тесная связь Лукьяненко с фэн-средой и использование внутренних реалий как советского (российского/русскоязычного) фэндома, так и сети Фидо, активным участником которой он является, обеспечили ему широкую популярность в этих достаточно узких, но влиятельных читательских кругах. Однако дальнейший яркий коммерческий успех его книг у широкого читателя показывает, что корни этой популярности гораздо глубже - в художественном мастерстве и идейном новаторстве все ещё молодого автора, так созвучного настроениям 90-х гг.

У Лукьяненко периода становления можно выделить трилогию «Линия Грёз» - «Императоры Иллюзий» - «Тени снов», как весьма и весьма нетрадиционную космическую оперу, для которой определили жанр «философско-космическая опера»; трилогии «Сегодня, мама!» и «Лорд с планеты Земля»; повести «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» как произведения-вызовы Крапивинской линии в «подростковой фантастике» и «фантастике о подростках». Начиная с 1997 года, всё более-менее значимые книги Сергея Лукьяненко стали доступны читателям.

Серьёзными достижения в творчестве писателя можно назвать: дилогию про Диптаун «Лабиринт отражений»/«Фальшивые зеркала», в чём-то ставшей культовой для Рунета 90-х; роман «Осенние визиты» - самое «тёмное» произведение автора, написанное в реалиях постперестроечных 90-х; дилогию «Искатели неба» («Холодные берега»/«Близится утро») - попытку в рамках традиционной «воровской фэнтези» создать свой миф о Спасителе; «Спектр» - самый стилистически изощрённый роман автора, собравший почти все премии фендома за год; цикл «Дозоры», своей экранизацией принёсший автору бешеную популярность.

Создал книгу по браузерной онлайновой компьютерной игре «Starquake» - «Конкуренты».

Свой жанр Сергей Лукьяненко определяет как «Фантастику жёсткого действия» или «Фантастику Пути».

Помимо большого числа других литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом «Аэлиты» - старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.

Сергей женат с 1991. Жена Соня, кандидат наук, доцент. Соня Лукьяненко родилась в Алма-Ате, закончила психологический факультет Казахского государственного университета по специальности «детский психолог, преподаватель психологии», работала по специальности больше 10 лет, до декабря 2003 года. Преподавала психологию в Казахском университете, затем в Российском государственном гуманитарном университете на факультете психологии имени Выготского.

Писатель постоянно проживает в Москве с 1997 года (с 2007 года в Москве так же проживает и остальная семья писателя - старший брат и родители). Воспитывает сыновей Артемия и Даниила. Держит домашних животных (йоркширского терьера Бусю и её потомство), коллекционирует мышей, увлекается кулинарией и курит любимую трубку (с весны 2006 курить бросил).

На данный момент уже экранизирован «Ночной дозор» и «Дневной дозор», «Сегодня, мама!» из цикла «Остров «Русь»» (под названием «Азирис Нуна»). Пока не получили развития проекты по книгам «Геном» и «Лабиринт отражений».

К выходу в 2018 году готовится фильм «Черновик» по дилогии «Работа над ошибками».

На данный момент так же вышли компьютерные игры по «дозорному» циклу (две части тактической RPG и аркадные гонки), ролевая игра по книге «Не время для драконов». К сожалению, провалилась попытка сделать игру по дилогии «Линия грёз». Существует так же браузерная онлайн игра в мире «дозорного» цикла. А так же создано некоторое количество настольных игр и игр для сотовых телефонов по мотивам творчества писателя.

С 29 марта 2004 года проживал в Живом Журнале (livejournal.com) как Доктор Ливси (doctor_livsy), с 15 июля 2008 года, перешёл на нелегальное положение как Доктор Пилюлькин (dr-piliulkin), которое быстро было рассекречено. В апреле 2017 года журнал был удален из-за изменения пользовательского соглашения ресурса.

С 2017 года появился в Facebook - Сергей Лукьяненко.

Жил-был славный джедай Люк Сержуокер. Странствовал он по всей Галактике и сражался со Злом со всем рвением, нес Свет тем, кто прозябает во Тьме. И не только световой меч блистал в его руках, но и обычный стальной, и даже совсем безобидный с виду деревянный, а клавиатура была не менее грозным оружием для него, чем бластер. Но прошли годы, укатали силикоида кислородные планеты и славный Люк Сержуокер не то чтобы состарился, но остепенился, выстроил себе башню из слоновой кости, развесил верные мечи да бластеры по стенам, а сам рассказывает байки ребятишкам, своим да соседским. Байки получаются занимательные, но какие-то слишком уж детские.

Долгое время я не мог понять, почему новый роман Лукьяненко не произвел на меня особого впечатления. Может быть, сюжет слабоват? Да нет, сюжет как сюжет. Для приключенческой истории вполне нормальный и увлекательный. Присутствует достаточная толика оригинальности. Есть удачные находки, есть неожиданные повороты. Словом, читай - не хочу.

Может со стилем что-то не то? Нет, как раз наоборот. Непоседа, как и его предшественник Недотепа читаются исключительно легко и приятно. По тексту просто-таки скользишь как на водных лыжах по глади озера. Никаких корявых фраз и неудачных оборотов, все вычищено и приглажено..

Может быть, текст слишком примитивен и рассчитан на поверхностного читателя? Тоже нет. Щедрой рукой автор рассыпал по всему тексту аллюзии и намеки на самые разные художественные произведения и реалии нашей жизни. Досталось всем - от Гарри Поттера до Сталина и Горбачева. Где-то эти намеки вполне очевидны, а в других эпизодах только внимательный читатель распознает иронию автора. Порой автор явно перебарщивает с насыщенностью своего текста отсылками к другим произведениям, но есть и очень удачные моменты, например, забег верблюдов, воспетый в подражание Гоголю. Думаю, каждый читатель найдет для себя что-то забавное и интересное в этом тексте. Вообще, романы из цикла о Триксе своей стилистикой все больше напоминают мне книги Успенского о Жихаре.

К тому же, время от времени автор очень аккуратно демонстрирует нам свои взгляды на политику, ставит довольно серьезные вопросы и при этом весьма умело вплетает это в ткань своего текста. Порой с автором хотелось поспорить, но назвать роман поверхностным я категорически не могу.

Может быть, что-то не то с героями? Да вроде бы все в порядке. Не только Трикс, но и второстепенные персонажи вроде султана и визиря, гномов и актеров, драконов и ассасинов, торговцев и воинов, джиннов и русалок колоритны, обаятельны, симпатичны и обладают определенной индивидуальностью. Даже живой мертвец витамант Гавар или кровный враг Трикса Дэрик, или главный злодей романа Прозрачный Бог оказываются, в сущности, вполне неплохими ребятами, с которыми вполне можно иметь дело.

И вот именно эта особенность романа и играет, на мой взгляд, роковую для него роль. В романе совершенно нет конфликта. Нет принципиального столкновения двух разных позиций, двух несовместимых характеров или идей. Все мелкие противоречия успешно решаются и выясняется, что все дело не стоило и выеденого яйца. К тому же у романа есть второй серьезнейший недостаток. В хорошем приключенческом произведении читатель должен отождествить себя с героев, испугаться за судьбу героя, хоть раз, но по-настоящему. В «Непоседе» этого нет и в помине. Автор настолько сглаживает острые углы, что даже для неискушенного читателя становится ясно: с героем ничего плохого не может случиться. Он легко выйдет сухим из воды. В крайнем случае, автор придет ему на помощь со всеми возможностями всемогущего Бога из Машины и легко решит все проблемы, с которыми герой справиться самостоятельно не может. В паре эпизодов это вмешательство столь очевидно, что начисто отбивает всякую возможность сопереживать Триксу и его друзьям. И если Недотепа, при всей легковесности происходящих приключений, все-таки начинался с трагического эпизода, что придавало ему определенную глубину, то в Непоседе боль, страх, усталость старательно обходят героя десятой дорогой. В конце романа автор намекает читателям, что Трикс стал взрослее и мудрее после своих приключений, а этому уже не слишком веришь, потому что слишком уж в тепличных условиях автор растит своего героя.

Вывод. Если вы хотите прочитать легкую приятную приключенческую книжку и насладиться загадками и аллюзиями на литературные темы, Непоседа доставит вам немало приятных минут. Особенно рекомендую книгу для детей лет 10-12. Если вы хотите прочесть что-то серьезное и запоминающееся, роман, который заставит вас серьезно думать и сопереживать героям, то лучше возьмите что-то другое.

P.S. А я все же надеюсь, что славный джедай Люк Сержуокер снимет свой верный световой меч с полки, пока он там вовсе не заржавел, и наконец отправится в очередной поход, только не такой мультяшный, как приключения Трикса, а настоящий, требующий от автора и читателя серьезных усилий.

Оценка: 7

Если читая «Недотепу» можно было посмеяться над некоторыми действительно хорошими шутками, то имея дело со второй книгой - «Непоседа» - надо сдерживать скуку, ведь развязка уже скоро, на 700й странице, еще чуть-чуть, жалко же закрыть. Такой спортивный интерес - узнать, чем все закончилось.

«Непоседа» - книга как бы для детей, однако скоро становится ясно, что юмор в романе совсем не детский. Но и не взрослый. Скорее, рассчитанный на пятнадцатилетнего прыщавого юнца с замусоленным «Плейбоем» или «Пентхаусом» под кроватью. На фоне пошлых шуточек кстати особенно идиотским выглядит смущение и трепетание Трикса перед нежной девичьей спиной или его боязнь представить себе раздетую девушку.

Сюжет штампованный, только штрихкода не хватает.

Логику в «Непоседе» искать бесполезно, она там и не предусматривалась.

Язык - откровенно убогий.

Дальше только хуже. Отсылки к «мальчику-со-шрамом», над которым не поглумился разве что только ленивый, к Профессору, к нашим реалиям, к детским сказкам (их-то за что?) на фоне убогой карикатуры - прекрасного царства-государства Самаршан, грубой смеси таджиков-узбеков и «Тысяча и одной ночи». Судя по всему, автору лень было что-то выдумывать, вот и получился гомункул, склеенный кое-как из кусочков, наспех созданный уродец.

Итог - редкостная штамповка. С ностальгией вспоминается «Атомный сон», «Геном», рассказы, что уж говорить.

Конечно, для начинающего автора книга-то неплоха, но для «мэтра» она позорна, и смысл ее - деньги, пипл схавает, ведь автор веников пока еще не вязал, но именно что - пока. Взрослым читать такое будет скучно, детям бесполезно. В книге нет ни идеи, никакой нагрузки у нее нет, кроме типично голливудских гэгов.

Премии... Непотнятно, за что 2 премии-то.

Оценка: нет

Немного не дотянул роман до моих ожиданий. Я думал, что будет на уровне первого, который мне очень даже понравился. И я понимал, что «Непоседу» надо читать именно, как продолжение первого романа. Понравилась Сергею Лукьяненко эта история и бросив на полпути написание «Ловца видений» (о дальнейшей судьбе которого почему-то ничего не известно), он решил продолжить (или закончить?) рассказывать о похождениях и приключениях Трикса. И он это сделал. Только вот беда - вся оригинальность, свежесть идей и новизна персонажей остались в первой книге, а второй досталась роль лишь прямого продолжения. Ничего нового и удивительного роман не принёс, герои всё те же, новых практически нет, поэтому никаких открытий здесь и нет. Процент юмора сохранился, а вот ирония над чем либо и различные параллели и аллюзии резко убавились. И немудрено. Поэтому читалась книга как хорошее, крепко сбитое приключенческое фэнтези для подростков младшего, старшего и пенсионного возраста. Жанр данный имеет место быть и очень нужен и очень ценен. Но вот если вспомнить первое, что приходит в голову, чисто для сравнения, то это например Сергей Садов со своим «Наследником Ордена» и вот этой книге «Непоседа» по моему мнению проигрывает. То, что у Садова получается само, здесь выглядит нарочито и весьма искусственно. Я имею в виду «детскость». А если вспомнить лучшие самые ранние вещи самого Лукьяненко? Понимаю, что сравнивать позднее с ранним это нехороший и избитый ход, но сравню. «Рыцари островов», «Мальчик и Тьма»... Там было полное погружение. Когда читал, по настоящему казалось, что такого больше ни у кого и никогда не было и некоторые стилистические огрехи и штампы у молодого автора не были заметны, потому что они исчезали под впечатлением от увиденного на страницах. А здесь... Штамп? Ну нет. Если что и штампуется, то только лишь удачные ходы прошлой книги. Штампы обыгрываются? Можно сказать, что обыгрывание штампов это тоже штамп. Но не в этом случае. Тут мы видим просто идею и приключения для её развития без особых заморочек, но с хорошей читабельностью. Даже наблюдается кое-какая многоуровневость, чем славятся более ранние произведения писателя. Одно отталкивается от другого, второе перетекает в третье с отсылкой к первому. Но здесь это в облегчённом виде. Хотя тоже достойно уважения.

Ещё есть два основных интересных момента. Это когда Трикс у драконов и особенно, когда Трикс сотоварищи у гномов. Это пожалуй самые яркие места в книге. Вот пожалуй и всё. А остальное это крепкий и бодрый неплохой уровень без особых пиков и провалов. Кроме...

Кроме начала, первой части, которую отчего-то было скучнее всего читать. И настрой, с которым я приступал к чтению и мысли о том, что книга будет проглочена за один вечер и одно утро исчезли почти сразу, странице на тридцатой-сороковой. И финал. Точнее кульминационная часть, которая представляет собой самый настоящий пшик. То есть видна похвальная попытка наделить всё действие особой моралью, свести всё к мирному и гуманному окончанию, чтобы справедливость торжествовала, а сердце читателя радовалось, однако то ли планка оказалась низковата, то ли, как заметил уважаемый kkk72 в своём отзыве, действительно отсутствие конфликта, даже скажу больше, отсутствие того, к чему мы готовились на протяжении всей книги. Собирались драконы со своей магией и огнём, гномы со своими боевыми навыками, герои обучались у ассасинов. И ради чего? Нет, попытка конечно видна, но всё равно пшик...

И ещё. Первый роман у меня в подарочном издании, с интересной обложкой, белой бумагой и иллюстрациями, а второй в хоть и новом, но «Звёздном лабиринте», и на серых страницах содержимое воспринимается далеко не так, как хотелось бы. Это ведь тоже большое дело.

Да, есть шанс, что книга когда-нибудь будет перечитана. Это если я возьмусь за первую, а вторая приложится к ней по инерции.

Какой-то сплошь ругательный отзыв получился. Но это только из-за не совсем оправданных ожиданий. А так впечатление достаточно ровное. Хотя для сравнения, за первый роман я поставил оценку десять!

P.S. И ещё. Насчёт особенности книг и стиля Лукьяненко. Вот сколько бы он ни написал за последнее время всяких разочаровывающих «Конкурентов» и т.п., каждая новая его книга покупается (и не только мной) сразу после выхода, из числа первых экземпляров первого тиража. Чудеса.

Оценка: 7

Представьте себе хороший диснеевский или пиксаровский мультфильм. Тот, который анонсируется для всей семьи. Или еще лучше - сиквел успешного голливудского мультика для всей семьи (при этом сиквел должен сниматься для широкого проката, а не предназначан для выхода сразу на ДВД). В таком мультфильме должны быть наживки и для детей, и для взрослых + к этому должны быть полюбившиеся герои из первой части и чем больше - тем лучше. А в итоге - зрители счастливы, продюсеры пополняют банковский счет, а сценаристы идут писать сценарий триквела.

В этом отношении Недотепа-Непоседа - самый успешный голливудский проект Лукьяненко. Все и запланировано и исполнено на очень хорошем уровне. Много постмодернизма? Ну так он для всех - и для детей (Волшебник Изумрудного города, поединки с супергероями, Гарри Поттер) и для тех, кто слегка постарше - та самая эсглумация...

А так как книжка все равно, в первую очередь, расчитана на детей, не надо брюзжать с высоты 30-40-50-60 лет и рассказывать об отсутствии конфликта, недостаточной мотивировке, логических нестыковках... Хорошие мультики любят за прекрасное настроение после сеанса - за шутки, за музыку за ярких героев, за прорисованны второстепенных персонажей - за хороший фон.... Просто потому что - хорошее произведение чувствуется сразу...

Если у Лукьяненко хватит запала еще на части этого цикла - я буду только рад, что вскоре у моих детей будет очень хороший цикл для чтения, который одновременно будет интересен и мне. Вот так. Приятного чтения!

Оценка: 8

Скажу,что начал свое знакомство со знаменитым писателем с «Дозоров» и после этого зарекся не читать его книги.Полгода назад друг уговорил прочитать его ранние вещи,начал с «Линии грез» и засосало.Прекрасные сюжеты,отличный стиль написания.За эти полгода прочитал все ранние вещи Лукьяненко и скажу откровенно не попалось ни одной «проходной«вещи.Любимые произведения «Рыцари сорока островов»,«Линия грез»,«Императоры илюзий»,дилогия «Диптаун»,«Звезды холодные игрушки» и сложно какой-то роман выделить,все написаны на очень высоком уровне.Но....все что написано после «Дозоров«включая и их-это тихий ужас.Взялся читать дилогию «Трикс» и не дочитал,а домучал эти книги.Это не фантастика,а две книги сказки.Я согласен читать сказки,но....высокого качества,а не с безобразным сюжетом,шаблонными персонажами к которым я причесляю самого Трикса,влюбленную в него фею,дракончика и других.Специально после сказки Лукьяненко взялся перечитать «Старик Хоттабыч» Лагина.Тоже сказка,только уровень разный.У Лагина-Шедевр,у Лукьяненко-Макулатура.

Оценка: 5

Роман понравился. В первою очередь, резкими поворотами сюжета. Чуть меньше (или лучше замаскированы) намеков на другие произведения. Мне показалось, что книга немного политизирована и хотя можно не соглашается с генеральной линией, но выстроено красиво. Детективная линия была интересной, но концовка немного разочаровала.

Прочитав первую книгу, я думал, что продолжение не последует. Потому что ожидал развитие событие в сторону увеличения магических битв и других заклинаний, для чего потребовалось бы пересказать еще 2-3 десятка сказок и стихотворений.

Но, продолжение оказалось и пошло по немного другому пути.

Непоседа в этот раз оказался бОльшим Недотепой, чем в первой книге. Хотя совсем удача его и не оставляла.

Книга получилась органическим продолжением Недотепы.

Во-первых время действия почти не прерывается. Точнее оно, по сути, прерывается в конце Недотепы, а вторая книга начинается несколько дней спустя после конца первой.

Правда, тут же начинаются легкие не стыковки. Щавель уже вечером собирался отправится на Капитул Магов, но похоже немного подзадержался ради обучения Трикса. Да и из всех заявленных неприятностей пока появился, только Прозрачный бог, так что остальных хватит еще книг на 5.

Во-вторых, заложенные семена дают всходы. И первым, как ни странно оказывается шест для драконов. Раз он был в башне, значит должен сыграть.

Трикс хотел освоить телепортацию и в результате не раз телепортировался, причем не только в пространстве. Но и во времени. И даже сам кого-то телепортировал.

Хотел узнать что-то новое про магических существ – и узнал, что драконы и сфинкс магическими существами не являются.

Интересен подбор персонажей для Непоседы. Не участвует Паклус и почти не участвует Щавель, при том, что участвуют все остальные сколько-нибудь значимые герои.

Фея Аннет в начале книги сказала, что без Трикса может не прожить. Было решено не экспериментировать. Но в середине книги казалось, что эксперимент состоялся. И было очень интересно, чем закончится эксперимент.

В романе как минимум два произведения используются дважды. Волшебник Изумрудного Города и Гарри Потер.

Свою любовь к современным ценностям западного мира Лукьяненко выдал тоже не менее двух раз. В первый когда Маркель Неожиданный начал цитировать «Всеобщую декларацию прав человека” и второй раз, когда Самаршанцы обещали не использовать ОМП – «права человека», против Королевства, как самое негуманное.

Школа ассасинов,- гротеск на Гарри Потера И змееподобный ЭАМ у меня ассоциировался со Снейпом, а не веселым шалопаем Мумриком. С другой стороны не ясно зачем было посылать ЭАМ в школу и чему и у кого он учился. Если у Абва, то почему, Абв не мог учить ребят сам.

Теории магии в романе уделено не мало места. Но путаница при этом тоже хватает. Как и в первой книге, основой магии считается Вера. Убедить надо либо реальность как таковую, либо окружающих, либо хотя бы себя. При этом, например нет магической защиты от огня дракона. Интересно почему. Он что вне реальности. Или его убедить нельзя. Опять-таки какая разница падает камень сам по себе или под действием волшебника. Кстати это касается и немагического сфинкса, на которого почему-то нельзя воздействовать магией.

Или та же телепортация. Во-первых магия это или не магия. И кто должен в нее верить. Там больше физики. Разложил себя на атомы или кварки и отправил их путешествовать. Драконы якобы не могут телепортироваться, потому что очень тяжелые, но весят не сильно больше человека. Правда, Мумрик мог и не очень разбираться таких тонкостях. Потом выяснилось, что если надо дракон может телепортировать и телепортироваться даже во времени. Это кстати породило вопрос, чем они раньше думали. Положим съесть Алхазаба до рождения нельзя, дабы не повлиять слишком серьезно на реальность. Но исследовать причины и особенности его магии имея в запасе козырь со временем наверное все-таки можно было бы. А так квалификационную работу по феномену магии Алхазаба Триксу пришлось «писать» почти в одиночку.

Трикс работу выполнил на отлично. Попутно разобрался с магическими способностями гномов и русалок. Еще и внедрение провел. И результаты фактический получил. Но стройности тории немного не хватает.

Можно попробовать рассмотреть приведенную теорию с точки зрения программированию. Кажется у Бушкова в Свароге были такие ассоциация. Тогда получится, что реальность огромный и сложный транслятор/компилятор. По достаточно сложным правилам он переводит заклинания в реальность. Но вот ассемблер гномов не работает, потому что писать программу по производству стула из атомов для реальности бесконечно долго. А вот вытащить готовые представления из гномьей головы, если русалкам очень хочется вроде можно.

Алхазаб очень напоминает одного пророка. Правда последний был умнее, он не объявлял себя самого Богом. А вот с магией Алхазаба все равно не все понятно. Допустим он супернаивный и окружен верящими в него дикарями. И убедить мир защитить себя от всех опасностей он мог. Но вот самому чувствовать магию (во время поединков). Наносить уверенные ответные удары на любое расстояние, все это немного странно. И главное совершенно не ясно, что мешает появляется Ахазабам раз в пять лет, а то и чаще, если условием всемогущества становится исключительно инфантильность, ну и толчок от общение с каким-нибудь магом-самоучкой.

Кстати утверждение Алхазаба, что сам он молод не очевидно, все-таки 32 года для воина пустыне возраст весьма солидный. Кроме того по сюжету,для меня осталось не очевидным, что победа Ахлазаба будет большим злом.

Лукьяненко остается верным своим идеалам об относительности добра и зла. И о том что желание сделать все хорошо, опаснее чем желания сделать себе хорошо, игнорирую мораль. В этой книге практически нет абсолютно отрицательных героев. Разве что Сатор Гриз в этот раз стал злее. Зато Дерик, Гавр и Ахлазаб не только перестали быть отрицательными, но вышли, как мне кажется, в любимчики автора.

Гавр оказался таким классным актером и ценителем исскуства. И возникло подозрения. Что рассказы Щавеля про преступления Витамантов, не совсем адекватно передают действительнсоть.

Из мелких деталей. Очень понравились заржавевшие бронзовые гвозди. Забавно получилось с БМВ. Только перечитывая жене в слух обнаружил аббревиатуры для разных названий охраны Алхазаба.

Оценка: 8

Не каждый писатель, пишущий серьезную литературу сможет написать сказку для детей. Одно дело детскому писателю сделать серьезное произведение (вспомним Толкина).

Вот, к примеру, Сергей Лукьяненко. Более чем серьезный автор. Много удачных произведений, есть несколько экранизаций. Признан фантастическим писателем №1 в России.

И вдруг, не с того, ни с сего, решил написать сказку. Наверное. А возможно Лукьяненко хотел написать фэнтези. Но это не важно. Важно то, что у него это совсем не получилось.

Итак, цикл «Трикс», состоящий из двух романов – «Недотепа» и «Непоседа». Заманчивый мирок с королями, эльфами, гномами и т.д и т.п.. История наследника престола, изгнанного из герцогства. И превращение его в могучего колдуна и в некотором роде, героя. Это все, как вы поняли сюжет первого романа – «Недотепа», который я уже проанализировал, если так можно сказать.

«Непоседа» - прямое продолжение «Недотепы». Главный герой тот же – Трикс Солье. Он сбежал из своего дома обратно к колдуну Радиону Щавелю. События романа происходят на кануне Нового Года. Трикс сидит один-одинешенек в башне Щавеля. Внезапно к башне подлетает, немного не мало, дракон из далекого знойного государства Самаршан. В государстве этом назревает серьезный бунт – собирает армию некий Прозрачный Бог, обладающий огромной магической силой. Дракону с длинным непонятным именем нужно повидаться с Радионом Щавелем, которого дома не находилось. Разочарованная рептилия, выступавшая от всего драконьего народа, уже собралась сожрать мальчёнку, но тот его обыгрывает в отгадывании загадок и заставляет дракона взять его в Самаршан, «дабы великий и могучий» Трикс Солье победил Прозрачного Бога. В общем, на этом описание сюжета можно закончить. И дураку понятно, что змеюка взяла главного героя с собой.

В общем, первый факт, который меня удивил, это поступок дракона. Что ему мешало взять и улететь домой, не взяв на себя груз ответственности в виде наглого донельзя волшебника. Или он серьезно думал, что ученик волшебника победит Бога?..

Конечно же, мне не понравился толстый, с мамонта толщиной, троллинг товарища Лукьяненко. Если в первой книге автор хоть как-то ограничивал себя в подобном, то в «непоседе» он разошелся не на шутку. Троллить «Властелина Колец», «Волшебника Изумрудного Города» и автоугонщиков – это конечно сильно.

На счет автоугонщиков. Да, в книге присутствует автомобиль. БМВ. Розовый. И это мне жутко не понравилось. Это как то слишком для фэнтезийного романа. Меня такой факт – это самое БМВ работает на чистейшей нефти. Я не разбираюсь в автомеханике, но БМВ работать на нефти работать не может. Факт.

Особого смысла в роман вложено не было. Даже философских фраз, заменяющих у большинства авторов какую-либо смысловую нагрузку не было. Не было даже смысла писать эту книгу, ведь «Недотепа» имел логическое завершение. И возникает только две причины написание этого романа. Либо автор очень сильно привязался к героям. Либо автор очень сильно нуждался в «капусте».

Юмор книги фактически полностью заменяется троллингом автора. Ребенок не поймет, взрослый не оценит.

Один из немногих плюсов романа – это легкость чтения. Книга читается быстро и уверенно.

Следует также затронуть обложку книги. Да, картинка шикарная. Если не считать героев фильма «Мост в Терабитию» изображенных на обложке. Хотя композиции это не нарушает.

В общем, второй роман цикла получился еще хуже первого. Абсолютная бессмыслица с издевательством над всем и вся, плоским юмором и глупым сюжетом. И все это под красивой обложкой с известным именем на ней. И за что получила книга «Серебрянный Роскон»? За красивую обложку!?

Оценка: 5/10

Оценка: 5

Хорошие книги нужны всем. Домохозяйке хочется прочесть не тупую, ироничную, но, чего уж там греха таить, низкопробную книжку про тетеньку детектива. Эстетствующий сноб будет искать в литературе сложность, абсурдность сюжета и ощущение того, что уж эту-то ВЕЩ ни кто кроме него не поймет.

Нам же молодым и романтичным всегда были нужны приключения с боевиком. Нам же здравомыслящим, образованным и в меру циничным всегда хотелось логичных, продуманных и ярких миров. Ну и уж конечно все мы хотели узнавать себя в героях и чувствовать, что в тексте сокрыто что-то большое, какая-то МЫСЛЬ.

Все это всегда было у Лукьяненко. Было, но, к сожалению, прошло. И ведь романы про Трикса хорошо написаны. Забавные аллюзии и цитаты радуют. Читаются обе вещи хорошо. Небанальный мир фэнтэзи тоже можно отнести к плюсам. Но куда-то исчезла глубина. Герои очень схематичны. Все персонажи какие-то благостные и ненастоящие. Повествование сумбурное и не выверенное. Приключений много (порой чересчур), но далеко не все они захватывают.

В общем, книги, как это ни странно, неплохие. Безусловно, уступают они тому, что писал Лукьяненко в 90е. А уступают потому, что написаны они для другого читателя. Не для НАС они написаны. Возможно, это писалось для подростков с неокрепшими мозгами и не поблекшим напылением на розовых очках. Но ведь не поймут они и половины юмора и цитат, заложенных в тексте. Так что будем ждать, когда же автор одумается и напишет хорошую книгу для тех, кто его действительно ценит – для нас.

Оценка: 7

Противоречие, казавшееся несколько неприятным в первой книге, безусловно сохранилось в кнгиге второй, здесь опять-таки детская сказка и совершенно не для детей написанная ирония. Но как-то так получилось, что неприятным оно быть перестало, и даже наоборот. Сказка стала более детской, даже немного на детский спектакль похожей, когда главному герою все - и друзья и враги - старательно и подробно рассказывают о своих мыслях, планах и так далее. Но в сказке это действительно выглядит естественно! А описательная часть, сама стилистика повествования, не потеряв своей ироничности, стала какой-то более отточенной, ирония перестала казаться притянутой и вместо раздражения начала вызывать улыбку и даже смех (это я про боевые грабли говорю, да и про боевого барашка тоже...).

В ходе повествования упомянуто множество прописных истин - как и в любой сказке: эти истины помогают героям и должны запомниться юным читателям. Серьезному (несмотря на стиль!) анализу подверглась извечная тема, так любимая Лукьяненко - противоречие между добром и злом. И неоднозначность этого противоречия. Злобный волшебник совершает благородные дела, добрейший правитель проявляет невероятную жестокость. Так что юным читателям есть не просто за чем следить по ходу чтения, но и над чем задуматься. А сказка, заставляющая задуматься - это уже серьезно. При всем при этом читателю взрослому предложен обширный слой иронии, шуток, приколов, благодаря чему за многими совершенно детскими приключениями просматриваются понятные только взрослым мысли, иногда смешные, иногда серьезные. В результате книга заставляет думать и взрослых, а это уже серьезно вдвойне.

Хотя и прав уважаемый kkk72, и великий джедай Люк Сержуокер действительно повесил на стену свой световой меч, но не от старости, а от мудрости, и сменил его на то оружие, которое под стать лишь настоящим волшебникам - слово. Слово легкое, ироничное, простое и мудрое, понятное в равной степени и детям и взрослым. А поскольку без размахивания мечами и прочими предметами творить волшебство могут только очень опытные волшебники, то световой меч отправлен повисеть на стеночке. Пока.

Оценка: 10

Первое и самое главное - роман мне необычайно понравился и был прочитан на одном дыхании вечером 1 января)) Теперь по порядку обо всём.

В последнее время всё больше стали говорить о творческом кризисе Лукьяненко. После довольно неплохого, но не дотягивающего до лучших вещей, «последнего дозора», сумбурного «чистовика» и откровенно коммерчески-ориентированных «конкуретов» даже я начал опасаться худшего. А потом вышел роман «Недотёпа» - продолжение старой, опубликованной когда-то в журнале «Если» повести о наследнике свергнутого с престола герцога, который (наследник) пытается отомстить за отца. Книга была написана в жанре юмористическго фентези, совершенно новом для Лукьяненко, и оставила по себе впечатление милого романа на один вечер, не претендующего, однако, на большее. Вот поэтому-то, а ещё из-за впечатления, что у Сергея Васильевича продлжения обычно выходят хуже первых частей, от «непоседы» я ничего особого не ждал. И, как оказалось, глубоко ошибался.

Во втором томе исчезли абсолютно все недочёты - предельно ясно рассказано, как работает магия в мире книги, исчезли откровенно абсурдные чересчур сказочные моменты, вроде превращенных в цветочных фей учеников Щавеля. При этом книжка сохранила милую и добрую атмосферу первой части. По-прежнему никто не погибает, самые злодеистые злодеи на поверку оказываются непонятыми чудаками или просто большими детьми, которые пытаются что-то доказать всему миру. Но теперь это не выглядит нарочитым и утрированным. Очень к месту оказались фирменные лукьяненковские размышления-отступления в начале каждой главы - о жизни, о людях, об их чувствах и эмоциях. Герой действительно повзрослел и многое понял о жизни, характеры многих персонажей, и как раз Трикса в первую очередь, стали куда глубже и многограннее.

Отдельным достоинством книги является юмор. Тут он высшего качества - на страницах книги вы не найдёте ни одной пошлой, примитивной или попросту глупой шутки. Особенно радуют многочисленные отсылки к самым разным произведениям. Прошёлся Лукьяненко и по современникам - книжкам об Эрасте Фандорине, Гарри Поттере, марвеловским комиксам о супергероях, - и по классике вроде Гоголя, Толкиена, Вийона и Аквинского. Досталось и политикам, как современным, так и отжившим своё. Сцена в школе ассасинов, где обыгрываются исторические реалии 20 века, так и вообще шедевральна. Притом всё это подано совершенно беззлобно и с юмором. Меня обычно раздражают попытки пародировать, например, книги про Поттера - этих пародий существует столько, что уже несмешно. Однако тут я хохотал от души. Подозреваю, что кучу всего занимательного я просто не узнал или не заметил. И самое главное, отсылки эти смотрятся удивительно к месту, расшифровывать их действительно смешно и увлекательно. И кроме того, они совершенно не нарушают индивидуальности произведения, оставаясь всего лишь вовремя вставленной парой фраз, не более. «Непоседа» - это история юного мага Трикса, уникальная и непохожая ни на что.

А ещё тут есть драконы, джин, сфинкс и даже пустынные гномы с местным аналогом мобильников. Словом, это отличная книжка для детей и для всех взрослых, в которых где-то внутри жив дух детства и любовь к приключениям. Впервые за очень много лет, со времён ешё Крапивина и Булычёва, появилась по-настоящему замечательная, с любовью и качественно написанная детско-юношеская фантастика на русском. Именно про такие книги говорят: «вот это я бы дал почитать своему сыну». С нетерпением буду ждать новой книги Сергея Васильевича «Ловец видений», ведь теперь-то я знаю, что фантасту №1 ещё есть, чем удивить своих читателей!

Оценка: 10

Первая книга выглядела лучше и в плане новизны восприятия, и в плане приключений. Но и вторая получилась неплохо. Вообще-то, почти все произведения юмористической фантастики, которые мне случилось прочесть или пролистать, вызывали тоску, сопоставимую только с тоской от просмотра ситкома. Сборники с трудом выдавленных из себя анекдотов, часто туповатых, очень часто пошловатых. Под пошлостью я понимаю стремление свести любые человеческие поступки и побуждения к набору простейших инстинктов. Здесь пошлости нет. Книга светлая, жизнерадостная, добродушная, пригодная и для подростков, и для людей постарше. Автор легко скачет с темы на тему, касается разных литературных и политических аналогий и тут же уходит от них, беззлобно покусывает тех, кто попадётся на пути. Мир недостаточно разработан, так ведь это всё игра. В герое мало героического, так ведь это самый обычный подросток, несмотря на магические способности и будущий титул со-герцога. Мне он симпатичнее обычных лукьяненковских подростков, загадочных, всегда на что-то обиженных и, в общем, одинаковых. И, наконец, книга просто добрая без слащавости. Это уже большой плюс.

Оценка: 4

Циклом «Недотепа - Непоседа» Лукьяненко явно попробовал себя в жанре юмористического фэнтези. Он и раньше писал юмористические рассказы, но те были в большей степени сатирическими, высмеивающими тот или иной реалий. Здесь же - чистый, в чем-то даже иронический юмор. Почему-то многим кажется, что писать именно в этом жанре легче легкого, но спешу развеять их сомнения: парой вставок в текст повествования смешных историй и анекдотов не сделает его принадлежащим к этому направлению.

Обе книги читаются легко, с интересом, но в отличие от чтива, которое прочел и забыл, здесь можно перечитывать - снова и снова. И искренне не понимаю тех, кто утверждает что автор исписался и теперь пишет на широкую потребу, лишь бы гонорар и процент с продаж получать. Складывается ощущение, что для таких читателей интересно такое, где в КАЖДОМ слове, от начала и до конца, сидит некая ИСТИНА, которую может постичь лишь просветленный - и они «постигают» ее, чтобы потом эдак небрежно прихвастнуть: «Вот, прочел новый роман Лукьяненко - как всегда великолепно, шедеврально». Не утверждаю, что книги Лукьяненко тяжелы для чтения, просто в каждом своем произведении он дает задуматься о чем-то, что исподволь вкладывал в книгу. Здесь же - все легко и просто, роман понятен всем - и «просветленные» читатели в порыве ревности, что теперь им нечем похвастаться, начинают хаять самого писателя.

Вообще - после тяжелых раздумий и нелегких разговоров надо расслабиться и предаться веселью, чтобы избавиться от засевшей горечи. И именно так можно соотнести предыдущие романы Лукьяненко и этот цикл

Оценка: 10

Так получилось, что второй год подряд книги Сергея Лукьяненко о приключениях Трикса становятся для меня одним из самых желанных новогодних подарков. С удовольствием провела бы в этой приятной компании ещё не одни зимние каникулы. Почему? В первую очередь, наверное, потому, что эти книги оказались своевременными и лично мне очень нужными. Простите, милые дети, но многие составляющие особого очарования этих романов будут вам, к сожалению, пока непонятны. Поиграйте тихонечко одни, пока ваши родители почитают сказку, сочиненную их сверстником, повзрослевшим и ставшим Волшебником, специально для них. Для ваших пап и мам, уставших от постоянных забот по поддержанию высокого звания супермена и идеального имиджа современной леди, а заодно от набивших оскомину, но «соответствующих» возрасту и статусу крутых боевиков и дамских романов. Для взрослых, спешащих с удовольствием окунуться в атмосферу своего детства, почувствовать себя посвящёнными в эту остроумную игру, с видом заговорщиков посмеяться над понятными с полуслова аллюзиями и перифразами.

В «Недотепе» мудрый автор заставил нас задуматься о непостижимой, магической связи с нашими родителями и отдать дань признательности и уважения нашим первым учителям и наставникам. В «Непоседе» на первый план выходят взаимоотношения с ровесниками, попытки достичь взаимопонимания с представителями противоположного пола, понять и переосмыслить отношения с теми, кого привыкли считать врагами... И снова - совсем по-детски - радуешься встрече со старыми друзьями (жаль только, что многие из них появляются в романе ненадолго), а также знакомству с новыми персонажами - например, самаршанским купцом, целеустремленно пытающимся пристроить дочек замуж хоть за дракона. Вторая книга дилогии так же, как и предыдущая, изобилует по-настоящему смешными моментами: как вам общение представителей драконьей семьи в духе «Малыша и Карлсона»? А успешная борьба Трикса с дедовщиной в рядах войска Алхазаба? А вдохновенное создание волшебного автомобиля и выбор имени для него? А неожиданно сильный эффект, казалось бы, общеизвестного и затасканного заклинания: «Ну-ка, ёлочка, зажгись!» А сколько ещё процитировано, пересказано друзьям, коллегам и знакомым!

Положительные герои хоть и выросли немного, но не растеряли своей наивности и прочих достоверных качеств. Отрицательные герои тоже продолжили эволюцию в сторону реалистичности. В итоге все получились живее, даже те, кто изначально был совсем неживой)) Приятным разнообразием на фоне типового фэнтези смотрится и главный злодей, который вовсе не злодей...

В целом история получилась ладная. Жаль, финал вышел не феерический - простой какой-то, по сравнению с финалом «Недотёпы». И уже в который раз Лукьяненко привёл своего героя к практическому всемогуществу, от которого тот решительно отказался! На мой взгляд, данный момент роднит эту «детскую» книгу со «взрослыми» романами автора.

Немного портит впечатление от книги чрезмерная игра в постмодернизм - смешно, остроумно, актуально, чёрт побери! - но время от времени автору отказывает чувство меры. Эти бесчисленные намёки словно становятся самоцелью: вот и об этом я пошутил, и вот о том эзоповым языком сказал. Дети многое из этих упражнений вообще не заметят, и им в этих местах станет скучно. А взрослым будет обидно, например, за урок глумления над Страшилой из Изумрудного Города. Вот поэтому при всём удовольствии, с которым была прочитана книга, я поставил ей не 10, а 9 баллов.

Сергей Лукьяненко

Непоседа

Часть первая. Трикс обижается

Если ты в неполные пятнадцать лет выправил кривду, улучшил правду, завоевал сердце княгини, да еще и совершил Настоящее Чудо – тебе очень хочется, чтобы тебя все и всегда хвалили.

Трикс, единственный и полноправный ученик великого волшебника Радиона Щавеля, имеющий высокий статус преспешника (а ведь преспешник – это уже почти настоящий волшебник), стоял у окна в своей комнатушке на вершине магической башни и дулся.

Нет, он ничуть не жалел, что после всех случившихся за год приключений покинул отцовское герцогство, где ему когда-нибудь придется взойти на трон, и вернулся к Щавелю продолжить обучение. Мыть полы, готовить еду и чистить отхожие места – все это не очень-то приятно, но занятия магией искупают житейские неудобства.

Правда, ничему новому он за последнюю неделю так и не научился – попытка призвать новую саламандру взамен старой, уже почти не греющей воду в котле, закончилась небольшим пожаром, опыты в кулинарной магии (а ведь Щавель изначально был настроен скептически!) привели к расстройству желудка, а простенькое заклинание «таранный камень» вызвало лишь мелодичный грохот и страшные голоса, что-то угрожающе поющие на неведомом языке.

А самое обидное было в том, что Триксу по-прежнему упорно не давалась телепортация. Щавель, похоже, и сам был не слишком в ней силен, но на капитул магов, традиционно созываемый вскоре после Нового года, он все-таки отправился. Один. Оставив Трикса в своей волшебной башне с обидной просьбой не снести ее до основания.

Нет, не так представлял себе Трикс свою жизнь у Щавеля. Новые приключения, тайны, сражения, интриги… Спасение всего мира и княгини Тианы в придачу! Победа над коварными витамантами!

А вместо этого – переписывание старых, утративших силу заклинаний из древних книг и ехидные реплики Щавеля.

И грустное одинокое празднование Старого Нового года, который наступит через каких-нибудь девять часов. Учитель, конечно, Трикса очень ценил, но ради недотепы-ученика он раньше времени с капитула не вернется. А ведь это был праздник особый! Семейный, который полагалось проводить не на улице с друзьями-приятелями, а дома, с родными и близкими…

Надо сказать, что Старый Новый год праздновали только в королевстве. Так повелось со времен короля Маркеля Неожиданного, который прославился необычными реформами – то он ввел две дополнительные части света, то выкинул из алфавита три буквы, а вместо них добавил две другие и новый знак – точку с запятой, то повелел измерять вес не в фунтах, а в каких-то чудных «килах». Что такое фунт все знали прекрасно, это был вес гири, крепящейся на цепочке к церемониальной королевской булаве. А таинственное «кило», по мнению монарха, весило в два с лишним раза больше и равнялось весу одного «литра» пресной воды на уровне моря… вот только придумать, сколько пинт или кварт воды входит в этот самый «литр», чтобы его можно было взвесить и принять за эталон, Маркель Неожиданный так и не успел, охладев к своей затее.

По большому счету все реформы остроумного короля не прижились. Новые буквы из алфавита потихоньку выпали (хотя и старые не вернулись), части света остались только на старых башенных часах в Столице, в лавках все по-прежнему просили взвесить им фунт белого хлеба и налить две пинты молока, а не взвесить половину «кила» и налить «литр». И только смена календаря увенчалась частичным успехом. Однажды посреди зимы Маркель Неожиданный заявил, что, наблюдая за звездами, обнаружил – старый календарь отстал на целых тринадцать дней, и поэтому Новый год надо праздновать раньше. По этому случаю он повелел пускать фейерверки, наливать простолюдинам вина и простить всем налоги за две неслучившиеся недели. По всеобщему мнению, королю просто хотелось устроить праздник пораньше – но фейерверки… вино… налоги! Так что новый календарь приняли охотно. Но и старый не забыли… что и привело к появлению удивительного по своему названию праздника – Старого Нового года.

Говорят, что на смертном одре старенький король Маркель Неожиданный вздохнул и произнес: «Я слишком рано пришел в этот мир! Он еще не готов был принять мои идеи… но он их примет… А теперь – о главном! Записывайте! Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства…»

Неизвестно, чего бы еще наговорил король ошалевшим от неожиданности писцам, но, к счастью, его наследник воскликнул: «Что вы стоите, изверги? Отец бредит от боли и жара! Немедленно дайте старику хорошую порцию макового отвара!»

Порция действительно была хорошая, и поздней ночью Маркель Неожиданный мирно отошел в мир иной. По удивительной случайности это произошло как раз накануне Старого Нового года, что было воспринято всеми как хороший знак и одобрение празднества…

Трикс вздохнул и сел за свой письменный стол. Это был хороший, хоть и старый стол – из мореного дуба, со столешницей, обитой кожей грифона, с тремя выдвижными ящиками слева (один – секретный, но с потерянным давным-давно ключом) и двумя ящиками справа. Ящики пустовали, только в левом верхнем лежала стопка бумаги, а в правом нижнем – запас перьев и ножичек для их очинки.

Раскрыв перед собой великую, хоть и древнюю, книгу по семейной магии, Трикс с выражением прочел:

– «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это заклинание, плод моих долгих раздумий, можно пользовать для целей благих и дурных, каковые вам более надобны. Ежели, к примеру, надо внести в семью мир и покой, изреки его громко и ясно, делая особливо упор на первой части – «все счастливые семьи похожи друг на друга». Ну а для привнесения дрязг и раздоров, упор делается на второй части – «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Употреблять заклинание надо с умом и всевозможным тщанием…

Трикс вздохнул. Наверное, когда-то это и впрямь работало. Хотя если разобраться, то смысла в заклинании не было ни малейшего. Вот, к примеру, местный босгардский кузнец то и дело дубасит свою жену – а между тем семья у них счастливая. А торговец овощами с жены пылинки сдувает – и они тоже счастливы. Ну какая тут похожесть?

Но на всякий случай Трикс переписал заклинание три раза, семь раз произнес вслух и с выражением, после чего принялся писать заданный Щавелем разбор:

«В великих строках своего великого труда великий граф-волшебник поведал великую тайну…»

Разбор заклинания не получался. Трудно писать то, во что совсем не веришь. Трикс опять вздохнул – на этот раз совсем уж горько, достал чистый лист бумаги и принялся писать письмо домой:


Дорогие мои родители! Герцог и Герцогиня! Я вас очень люблю. И приключения я очень люблю. И магию тоже. А вы мне не разрешаете ею заниматься. Велите учиться танцам и фехтованию. А это неправильно. Я уезжаю к Радиону Щавелю и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать, а на трон мне еще не скоро. Только после папы. До свидания.

Ваш сын – Трикс Солье .


Перечитав написанное, Трикс подумал и решил, что все получилось очень правильно – коротко, честно и очень вежливо. Оставалось решить, как отправить письмо домой.

Подумав минуту, Трикс подошел к окну, распахнул его, впустив свежий морозный воздух, и громко произнес:

– Лети с приветом! Вернись с ответом!

Листок на его ладони слегка дрогнул, но и не подумал улетать. Требовался почтальон. Только где его взять? Вокруг башни волшебника никого не было – ну кто без нужды решится приближаться к такому опасному и непредсказуемому месту? До самого горизонта тянулись заснеженные поля, лишь вдалеке, над невысокими зданиями городишка Босгард тянулись вверх струйки дыма – да вокруг самой башни, вопреки времени года, буйно цвели розы, маки, тюльпаны и прочие любимые Щавелем цветы. Где-то там порхала и Аннет, безнадежно влюбленная в Трикса цветочная фея. Письмо бы она, пожалуй, унесла. Вот только удалившись зимой от башни, немедленно бы замерзла и уснула…

– Птица… – задумчиво сказал Трикс. – Мне нужна птица – сильная и отважная, способная лететь сквозь ночную мглу, сквозь снег и буран. Лететь без устали и нести мое послание родителям…

С растерянным клекотом откуда-то сверху спикировала огромная белая сова. Трикс даже отшатнулся, когда она уселась на подоконник и недоуменно огляделась вокруг. Из клюва совы торчал мышиный хвостик.

– Ты волшебников не боишься? – на всякий случай спросил Трикс.

Сова сглотнула и подозрительно уставилась на мальчика.

– Отнеси мое письмо в графство Солье, – сказал Трикс. – Вручи лично герцогу Рату Солье. Хорошо?

Сергей Лукьяненко

Непоседа

Часть первая. Трикс обижается

Если ты в неполные пятнадцать лет выправил кривду, улучшил правду, завоевал сердце княгини, да еще и совершил Настоящее Чудо - тебе очень хочется, чтобы тебя все и всегда хвалили.

Трикс, единственный и полноправный ученик великого волшебника Радиона Щавеля, имеющий высокий статус преспешника (а ведь преспешник - это уже почти настоящий волшебник), стоял у окна в своей комнатушке на вершине магической башни и дулся.

Нет, он ничуть не жалел, что после всех случившихся за год приключений покинул отцовское герцогство, где ему когда-нибудь придется взойти на трон, и вернулся к Щавелю продолжить обучение. Мыть полы, готовить еду и чистить отхожие места - все это не очень-то приятно, но занятия магией искупают житейские неудобства.

Правда, ничему новому он за последнюю неделю так и не научился - попытка призвать новую саламандру взамен старой, уже почти не греющей воду в котле, закончилась небольшим пожаром, опыты в кулинарной магии (а ведь Щавель изначально был настроен скептически!) привели к расстройству желудка, а простенькое заклинание «таранный камень» вызвало лишь мелодичный грохот и страшные голоса, что-то угрожающе поющие на неведомом языке.

А самое обидное было в том, что Триксу по-прежнему упорно не давалась телепортация. Щавель, похоже, и сам был не слишком в ней силен, но на капитул магов, традиционно созываемый вскоре после Нового года, он все-таки отправился. Один. Оставив Трикса в своей волшебной башне с обидной просьбой не снести ее до основания.

Нет, не так представлял себе Трикс свою жизнь у Щавеля. Новые приключения, тайны, сражения, интриги… Спасение всего мира и княгини Тианы в придачу! Победа над коварными витамантами!

А вместо этого - переписывание старых, утративших силу заклинаний из древних книг и ехидные реплики Щавеля.

И грустное одинокое празднование Старого Нового года, который наступит через каких-нибудь девять часов. Учитель, конечно, Трикса очень ценил, но ради недотепы-ученика он раньше времени с капитула не вернется. А ведь это был праздник особый! Семейный, который полагалось проводить не на улице с друзьями-приятелями, а дома, с родными и близкими…

Надо сказать, что Старый Новый год праздновали только в королевстве. Так повелось со времен короля Маркеля Неожиданного, который прославился необычными реформами - то он ввел две дополнительные части света, то выкинул из алфавита три буквы, а вместо них добавил две другие и новый знак - точку с запятой, то повелел измерять вес не в фунтах, а в каких-то чудных «килах». Что такое фунт все знали прекрасно, это был вес гири, крепящейся на цепочке к церемониальной королевской булаве. А таинственное «кило», по мнению монарха, весило в два с лишним раза больше и равнялось весу одного «литра» пресной воды на уровне моря… вот только придумать, сколько пинт или кварт воды входит в этот самый «литр», чтобы его можно было взвесить и принять за эталон, Маркель Неожиданный так и не успел, охладев к своей затее.

По большому счету все реформы остроумного короля не прижились. Новые буквы из алфавита потихоньку выпали (хотя и старые не вернулись), части света остались только на старых башенных часах в Столице, в лавках все по-прежнему просили взвесить им фунт белого хлеба и налить две пинты молока, а не взвесить половину «кила» и налить «литр». И только смена календаря увенчалась частичным успехом. Однажды посреди зимы Маркель Неожиданный заявил, что, наблюдая за звездами, обнаружил - старый календарь отстал на целых тринадцать дней, и поэтому Новый год надо праздновать раньше. По этому случаю он повелел пускать фейерверки, наливать простолюдинам вина и простить всем налоги за две неслучившиеся недели. По всеобщему мнению, королю просто хотелось устроить праздник пораньше - но фейерверки… вино… налоги! Так что новый календарь приняли охотно. Но и старый не забыли… что и привело к появлению удивительного по своему названию праздника - Старого Нового года.

Говорят, что на смертном одре старенький король Маркель Неожиданный вздохнул и произнес: «Я слишком рано пришел в этот мир! Он еще не готов был принять мои идеи… но он их примет… А теперь - о главном! Записывайте! Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства…»

Неизвестно, чего бы еще наговорил король ошалевшим от неожиданности писцам, но, к счастью, его наследник воскликнул: «Что вы стоите, изверги? Отец бредит от боли и жара! Немедленно дайте старику хорошую порцию макового отвара!»

Порция действительно была хорошая, и поздней ночью Маркель Неожиданный мирно отошел в мир иной. По удивительной случайности это произошло как раз накануне Старого Нового года, что было воспринято всеми как хороший знак и одобрение празднества…

Трикс вздохнул и сел за свой письменный стол. Это был хороший, хоть и старый стол - из мореного дуба, со столешницей, обитой кожей грифона, с тремя выдвижными ящиками слева (один - секретный, но с потерянным давным-давно ключом) и двумя ящиками справа. Ящики пустовали, только в левом верхнем лежала стопка бумаги, а в правом нижнем - запас перьев и ножичек для их очинки.

Раскрыв перед собой великую, хоть и древнюю, книгу по семейной магии, Трикс с выражением прочел:

- «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это заклинание, плод моих долгих раздумий, можно пользовать для целей благих и дурных, каковые вам более надобны. Ежели, к примеру, надо внести в семью мир и покой, изреки его громко и ясно, делая особливо упор на первой части - «все счастливые семьи похожи друг на друга». Ну а для привнесения дрязг и раздоров, упор делается на второй части - «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Употреблять заклинание надо с умом и всевозможным тщанием…

Трикс вздохнул. Наверное, когда-то это и впрямь работало. Хотя если разобраться, то смысла в заклинании не было ни малейшего. Вот, к примеру, местный босгардский кузнец то и дело дубасит свою жену - а между тем семья у них счастливая. А торговец овощами с жены пылинки сдувает - и они тоже счастливы. Ну какая тут похожесть?

Но на всякий случай Трикс переписал заклинание три раза, семь раз произнес вслух и с выражением, после чего принялся писать заданный Щавелем разбор:

«В великих строках своего великого труда великий граф-волшебник поведал великую тайну…»

Разбор заклинания не получался. Трудно писать то, во что совсем не веришь. Трикс опять вздохнул - на этот раз совсем уж горько, достал чистый лист бумаги и принялся писать письмо домой:


...

Дорогие мои родители! Герцог и Герцогиня! Я вас очень люблю. И приключения я очень люблю. И магию тоже. А вы мне не разрешаете ею заниматься. Велите учиться танцам и фехтованию. А это неправильно. Я уезжаю к Радиону Щавелю и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я все умею делать и буду вам писать, а на трон мне еще не скоро. Только после папы. До свидания.

Ваш сын - Трикс Солье .


Перечитав написанное, Трикс подумал и решил, что все получилось очень правильно - коротко, честно и очень вежливо. Оставалось решить, как отправить письмо домой.

Подумав минуту, Трикс подошел к окну, распахнул его, впустив свежий морозный воздух, и громко произнес:

Лети с приветом! Вернись с ответом!

Листок на его ладони слегка дрогнул, но и не подумал улетать. Требовался почтальон. Только где его взять? Вокруг башни волшебника никого не было - ну кто без нужды решится приближаться к такому опасному и непредсказуемому месту? До самого горизонта тянулись заснеженные поля, лишь вдалеке, над невысокими зданиями городишка Босгард тянулись вверх струйки дыма - да вокруг самой башни, вопреки времени года, буйно цвели розы, маки, тюльпаны и прочие любимые Щавелем цветы. Где-то там порхала и Аннет, безнадежно влюбленная в Трикса цветочная фея. Письмо бы она, пожалуй, унесла. Вот только удалившись зимой от башни, немедленно бы замерзла и уснула…

Птица… - задумчиво сказал Трикс. - Мне нужна птица - сильная и отважная, способная лететь сквозь ночную мглу, сквозь снег и буран. Лететь без устали и нести мое послание родителям…

С растерянным клекотом откуда-то сверху спикировала огромная белая сова. Трикс даже отшатнулся, когда она уселась на подоконник и недоуменно огляделась вокруг. Из клюва совы торчал мышиный хвостик.

Ты волшебников не боишься? - на всякий случай спросил Трикс.

Сова сглотнула и подозрительно уставилась на мальчика.

Отнеси мое письмо в графство Солье, - сказал Трикс. - Вручи лично герцогу Рату Солье. Хорошо?

Сова протянула вперед когтистую лапу. Трикс с некоторой опаской обмотал ее запиской и обвязал обрывком бечевки. Еще раз повторил:

Значит, в графство Солье, лично герцогу…

Сова посмотрела на него с презрением и вспорхнула с подоконника.

Отправив родителям послание, Трикс сразу почувствовал себя веселее. И пусть в башне он был один-одинешенек, пусть из еды у него имелась только картошка и промерзлый кусок свинины - пища пусть и сытная, но непраздничная. Все-таки какое-то новогоднее настроение стало появляться! Трикс закрыл окно, зажег пару свечей, потому что солнце уже клонилось к закату, и попытался честно выполнить разбор заклинания.

Заклинание упорно сопротивлялось.

Понурившись, Трикс стал изучать столешницу, на которой предыдущие ученики Щавеля оставили свои стенания, заклинания и послания. Несмотря на то, что каждый ученик начинал свое обучение с тщательного мытья стола, хорошие чернила до конца свести не удавалось. Были здесь и жалобы на изучение замшелых магических книг с давно утратившими силу заклинаниями, и едкие замечания в адрес магистра Щавеля, и восторженная ода красавице-жене босгардского барона (Трикс вспомнил старую толстую баронессу и недоуменно пожал плечами - по младости лет он никак не мог осознать, что каждая старуха была когда-то прелестной юной девушкой). Все это было уже неоднократно Триксом читано и перечитано, но до сих пор оставалось занимательным.

А потом Трикс заметил кое-что еще.

Под всеми старыми надписями, начисто стертая, шла еще одна надпись - от нее остались только едва заметные царапины на грифоньей коже. Наверное, свет свечей и последние лучи заходящего солнца легли на столешницу под таким углом, что проявили старые строки.

Клю… ключ… под… подоко… подоконником… - прочел заинтригованный Трикс. И сам себя спросил: - Какой еще ключ?

Впрочем, вопрос был излишним. Его комната на ключ не запиралась, ученику дозволялся только засов. Единственный в комнате замок был в потайном ящике стола!

Трикс схватил свечу и присел под единственным узким окном. Заглянул под выступающий подоконник.

Вначале ему показалось, что там ничего нет. Гладко оструганное дерево хоть и было пыльным и заросшим паутиной, но ничего не скрывало. Однако когда Трикс приблизил свечу и паутина с треском сгорела, он заметил, что один кусочек древесины будто бы отличается от других по цвету…

Достав из стола старый, стершийся от времени ножик для очинки перьев, Трикс подковырнул деревяшку. Пошатал немного. Деревяшка неохотно вывалилась, а вслед за ней на пол упал самый настоящий бронзовый ключ - небольшой, но с затейливой бородкой.

С гулко стучащим сердцем, ощущая дыхание близкого приключения, Трикс метнулся к столу. Вставил ключ в замочную скважину - тот легко вошел и точно так же легко повернулся.

Прежде чем выдвинуть ящик, Трикс облизнул пересохшие от волнения губы. Потом потянул за ключ.

Ящик был пуст. Это был небольшой, почти плоский ящик. Без всяких секретов…

Не веря своим глазам, Трикс достал ящик, перевернул - нет ли на днище приклеенного смолой пергамента с могучим древним заклинанием? Простукал ящик со всех сторон - а вдруг найдется двойное дно или секрет в стенках?

Просто пустой потайной ящик!

Ну это же нечестно! - закричал Трикс. - Это неправильно!

Весь житейский опыт, вся логика подсказывали ему, что если грустящий в одиночестве в праздничный вечер ученик волшебника находит древний ключ - ключ этот должен открыть что-то важное. Потайную дверь. Секретный ящик. Сундук с золотом и драгоценностями, на худой конец!

А тут - ничего.

Трикс задул свечи и мрачно побрел на кухню.

Смеркалось. Ветер к вечеру усилился и башня едва заметно покачивалась под его порывами. Трикс возился на кухне, готовя себе праздничный ужин.

Картошка была почищена и весело булькала в кастрюле с кипятком. Нет, наверное, картошке было вовсе не весело, но людей почему-то всегда радует бульканье готовящейся еды. Кусок свиного окорока Трикс нашпиговал найденной в овощном ларе морковкой и несколькими зубчиками чеснока, натер солью и перцем, проткнул вертелом и подвесил жариться над огнем. Настроение у Трикса снова улучшилось - возможно, причиной были запахи еды, а возможно - опустевший бокал вина.

Волшебник может быть сколь угодно беден, в кладовой у него могут играть в чехарду мыши, а в кошельке - позвякивать пара незаконных (для волшебника!) медных грошей. Но две вещи обязательно будут у волшебника в достаточном количестве - кофе и вино.

Кофе волшебнику необходим, чтобы, проснувшись поздним утром, сбросить с себя вялость и леность, усесться за рабочий стол и весь день бодро придумывать новые заклинания.

Черед вина приходит вечером, когда хорошо потрудившемуся волшебнику требуется расслабиться, снять напряжение от работы, очистить голову и спокойно отойти ко сну.

Стоит отказаться хотя бы от одного из этих двух компонентов, как работоспособность волшебника резко падает, он становится вялым, раздражительным и ничего достойного придумать не может.

Ходят слухи, что некоторые великие волшебники древности творили свои заклинания, отказавшись сразу и от кофе, и от вина. Но мысль о подобном эксперименте настолько экстраординарна, что повторить его пока никто не рискнул.

Итак, Трикс налил себе еще полбокала и уселся перед очагом, чтобы вовремя поворачивать вертел и не дать мясу пригореть.

(В некоторых мирах и временах, пожалуй, сочли бы предосудительным и достойным порицания, что пятнадцатилетний мальчик запросто попивает вино перед ужином. В оправдание Трикса и мира, где он жил, можно сказать три вещи. Во-первых, попробовав то вино, вы были бы приятно удивлены его легкостью. Во-вторых, попробовав местную воду, вы были бы неприятно удивлены последствиями для желудка. Ну а в-третьих, отберите у своего пятнадцатилетнего сына цветастые жестяные баночки с его любимыми безалкогольными напитками - и внимательно прочтите состав. Вы до сих пор уверены, что бокал вина вреднее?)

Впрочем, этим новогодним вечером Трикс и впрямь собирался пить вино по-взрослому. Ему было одиноко, ему было скучно, все про него забыли - даже Аннет осталась праздновать Старый Новый год на лугу, в компании других цветочных фей.

Вот если бы сейчас в двери башни постучали… ну, к примеру… родители? Решили проведать непутевого сына и приехали - пять карет, сорок солдат охраны, три телеги с припасами…

Трикс поморщился. По родителям он, конечно, скучал, но не настолько же!

Нет, пусть бы в двери башни постучали… постучала… княгиня Тиана! Она вошла бы вся замерзшая, усталая, покрытая снегом, дрожащая от холода и голода и сказала: «Трикс, мне нужна твоя помощь…» А Трикс усадил бы ее к огню, дал бокал горячего вина с пряностями (из пряностей был только перец, но ведь он поможет согреться?), помог бы ей снять заснеженные одежды…

Трикс почувствовал, что краснеет. Все дальнейшее представало перед ним в очень волнующем, но каком-то туманном свете. Может, лучше пусть это будет не Тиана? А какая-нибудь другая княгиня, или дочь барона, или та симпатичная рыжая девчонка, дочь мельника… А что, дочь мельника тоже достойна помощи! Вот она стучит в дверь…

Удары были столь сильны, что Трикс подскочил на стуле, вино расплескалось, а вертел заплясал на рогатках. С высокого потолка кухни полетела пыль и посыпались мелкие камешки.

Трикс встал, непроизвольно нащупывая на поясе свою верную заклинательную книгу. Если чья-то дочка и могла так постучаться в двери, то это должна была быть дочка великана. Или сам великан. Что тоже как-то не радовало.

Но тут с потолка донесся легкий скрежет - и Трикс сообразил, что удары доносились не снизу, а сверху! С плоской крыши магической башни!

Трудно было спорить с тем, что это начиналось приключение! Но в то же время - не совсем такое, какого хотелось Триксу. Приключение хорошо, когда оно стучится в дверь и вежливо предлагает отправиться на поиски, а не когда оно валится на голову, так что стены трясутся!

Но делать было нечего. Трикс кинулся наверх по лестнице - вначале в свою комнату, за мантией и посохом, а затем - на крышу башни…


Маленький садик, разбитый на плоской крыше башни, в окружении зубчатых стен, был весь припорошен снегом. Только елочка, которую еще Щавель два дня назад заботливо украсил цветными фонариками, темнела зеленым конусом. Волшебные огоньки на ней неярко мерцали, почти не разгоняя темноту.

Трикс, стараясь как можно громче и увереннее стучать посохом оземь, обошел всю крышу по кругу. Странное дело… никого и ничего…

Вот только почему елочка зеленая? Кто сбил с нее весь снег?

Кто здесь? Кто посмел тревожить мой покой? - громко и властно (во всяком случае, он на это надеялся) воскликнул Трикс.

Несколько секунд царило молчание.

А потом над головой Трикса раздался громкий и при этом явно приглушенный, будто старались говорить шепотом, голос:

Ты совсем постарел, Радион Иманил Крион Щавель. Заклинаю тебя твоим истинным именем и требую не совершать никакого зла против меня! Ты совсем постарел, ссохся, стал ниже ростом…

У Трикса сердце упало в пятки. Он стал медленно поднимать голову.

Ну-ка, елочка, зажгись! - снова громогласно прошептали над головой - и струя пламени ударила в пушистую лесную красавицу. Елочка вспыхнула ослепительным костром - и еще до того, как Трикс задрал голову вверх, он уже знал, что, а точнее - кого, увидит.

Метрах в трех над ним, на прочном насесте из железного дерева, сидел огромный оранжевый дракон.

Конечно, если подходить к вопросу объективно - к примеру, взять веревку, измерить дракона от шипастого кончика хвоста и до выдающихся вперед витых рожек, а потом зарисовать примерную схему дракона и сравнить с таблицей в «Энциклопедии Драконологии», то дракон был средненький. Даже небольшой. Так себе дракончик, метров десять в длину, метров двадцать в размахе крыльев. И пламя-то у него было слабое, нежаркое - елочка зажглась, а камни даже не подумали плавиться.

Но если этот небольшой дракон нависает над вами, то последнее, о чем вы подумаете, - это измерить его длину. Тем более что скорее всего это и впрямь будет последнее, о чем вы подумаете, решившись на такое.

А… - сказал Трикс. - А-а-а-а-а…

Ой… - простонал дракон, уставившись на Трикса круглыми, размером с хорошую тарелку глазами. - Ой… Ты не Радион Иманил Крион Щавель!