Пропавшее солнце. Художественная натурфилософия А


Современный урок невозможен без создания ситуации познавательной деятельности. Современный урок предполагает ситуцию успеха, постановку и принятие учебной задачи, самостоятельное ее решение с помощью алгоритма деятельности, презентацию учебного продукта и рефлексию. Только такой урок,на котором присутствует дух познания, открытия собственных возможностей, элемент конкуренции, собственная оценка познательной деятельности приносит удовлетворение и Учителю,и у Учащемуся.

Пример такого творческого подхода в организации позвательной деятельности на уроке литературы Вы увидите в представленной разработке урока, итогом которого является учебный проект.

Цели урока:

Воспитание способности анализировать жизненные ситуации на основе литературного текста;

Знакомство с творчеством А.Грина. Рассказ «Пропавшее солнце»;

Развитие навыков проблемно – психологического анализа текста; развитие речи и творческой фантазии детей; активизировать интерес к творчеству А.Грина.

Тема урока: Усвоение знаний и формирование умений и навыков.

Методы обучения: ролевая игра – мини - театр (инсценировка отрывка из повести «Алые паруса»); беседа; анализ текста; дискуссия; ключевые слова; рефлексивный анализ.

Оборудование: текст рассказа, портрет и выставка книг А.Грина, вырезанные из цветного картона солнце, лучи слайды.

Актуализация

Проверка домашнего задания (ролевая игра – инсценировка отрывка из повести «Алые паруса»). Цель – показать, что вера в чудо и добро всегда побеждают зло. Инсценировка заканчивается словами А.Грина: «Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай это чудо, если ты в состоянии». (Ученик говорит, высвечивается слайд набранными словами).

Из кого произведения этот отрывок?

Что вы знаете об А.Грине?

Какие произведения А.Грина вы читали?

Краткое сообщение ученика (представлено в слайдах).

Формирование новых понятий и способов действия

Слово учителя:

Сегодня, ребята, мы познакомимся с рассказом А.Грина «Пропавшее солнце». Цель нашего урока – анализируя текст, выяснить, в чем заключается человеческое счастье. Каждый из Вас сможет высказать свое мнение, принять участие в дискуссии.

Предлагают Вам для работы с текстом следующие ключевые слова:

Человек без сердца

Мистификатор и палач вместе

Люди – игрушки

Покупка мальчика

Чудовищный эксперимент

Пропавшее солнце

Раскрывшийся обман

Выскажите в течение 5 минут предположение в парах, о чем пойдет речь в тексте.

Слушаем предположения учащихся о содержании текста (1 – 2 пары) проблемно – психологический анализ текста

1) Заполнение таблицы в парах

2) На лучах, выданных заранее, выписать из текста мудрые мысли А.Грина

3) Беседа по тексту

Почему Авель Хоггей был человеком без сердца, мистификатором и палачом вместе?

Какой эксперимент он провел над Робертом, сколько лет он длился?

Кем были партнеры Авеля Хоггея? Почему именно эти люди принимали участие в эксперименте?

Выжил ли мальчик после эксперимента? Что помогло ему раскрыть обман Хоггея?

4) Закрепите лучи вокруг солнца на доске, читая, что вы на них написали.

Возможные варианты:

Злодейства сломают гроб купленного молчания

Злодейства падут на голову злодея.

Крошечное сердце, которому суждены страдание и победа

Богатое, запертое на замок прошлое

Вечное солнце

Солнце есть жизнь и свет мира

Дискуссия

Почему А.Грин назвал свой рассказ «пропавшее солнце»?

Что хотел сказать нам писатель своим рассказом?

Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Применение

Самостоятельная творческая работа

Запишите свои мысли по уроку в творческую тетрадь

Слово учителя

Ребята! Грин – писатель светлой мечты, сумевший освободиться от темноты в сердце, нашедший свое пропавшее солнце. Помните о том, что каждый человек делает свой выбор сам. Мальчик раскрыл обман Хоггея при помощи чистой, теплой, живой природы.

Вы - часть мира, единое с ним целое, не забывайте об этом никогда.

Домашнее задание

Творческая работа-фантазия.

Представьте будущую жизнь Роберта Эльгрева. Станет ли он человеком с полноценными чувствами?

Рефлексивный анализ

Высвечивается слайд со словами А. Грина: «Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово.

Владеть этим- значит владеть всем». На следующем слайде солнце, а вокруг него лучи- мудрые мысли А. Грина.

Все ученики выходят к доске и говорят, прикладывая руки от сердца в направлении друг к другу и к гостям: «Мы желаем себе и Вам быть людьми с чистым сердцем, быть частичкой солнца, на живом теле Земли»!

Александр Степанович Грин

Пропавшее солнце

Страшное употребление, какое дал своим бесчисленным богатствам Авель Хоггей, долго еще будет жить в памяти всех, кто знал этого человека без сердца. Не раз его злодейства - так как деяния Хоггея были безмерными, утонченными злодействами - грозили, сломав гроб купленного молчания, пасть на его голову, но золото вывозило, и он продолжал играть с живыми людьми самым различным образом; неистощимый на выдумку, Хоггей не преследовал иных целей, кроме забавы. Это был мистификатор и палач вместе. В основе его забав, опытов, экспериментов и игр лежал скучный вопрос: «Что выйдет, если я сделаю так?»

Четырнадцать лет назад вдова Эльгрев, застигнутая родами в момент безвыходной нищеты, отдала новорожденного малютку-сына неизвестному человеку, вручившему ей крупную сумму денег. Он сказал, что состоятельный аноним - бездетная и детолюбивая семья - хочет усыновить мальчика. Мать не должна была стараться увидеть или искать сына.

На этом сделка была покончена. Утешаясь тем, что ее Роберт вырастет богачом и счастливцем, обезумевшая от нужды женщина вручила свое дитя неизвестному, и он скрылся во тьме ночи, унес крошечное сердце, которому были суждены страдание и победа.

Купив человека, Авель Хоггей приказал содержать ребенка в особо устроенном помещении, где не было окон. Комнаты освещались только электричеством. Слуги и учитель Роберта должны были на все его вопросы отвечать, что его жизнь - именно такова, какой живут все другие люди. Специально для него были заказаны и отпечатаны книги того рода, из каких обычно познает человек жизнь и мир, с той лишь разницей, что в них совершенно не упоминалось о солнце . Всем, кто говорил с мальчиком или по роду своих обязанностей вступал с ним в какое бы ни было общение, строго было запрещено Хоггеем употреблять это слово.

Роберт рос. Он был хил и задумчив. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Хоггей среди иных сложных забав, еще во многом не раскрытых данных, вспомнив о Роберте, решил, что можно, наконец, посмеяться. И он велел привести Роберта.

Хоггей сидел на блестящей, огромной террасе среди тех, кому мог довериться в этой запрещенной игре. То были люди с богатым, запертым на замок прошлым, с лицами, бесстрастно эмалированными развратом и скукой. Кроме Фергюсона, здесь сидели и пили Харт - поставщик публичных домов Южной Америки, и Блюм - содержатель одиннадцати игорных домов.

Был полдень. В безоблачном небе стояло пламенным белым железом вечное Солнце. По саду, окруженному высокой стеной, бродил трогательный и прелестный свет. За садом сияли леса и снежные цепи отрогов Ахуан-Скапа.

Мальчик вошел с повязкой на глазах. Левую руку он бессознательно держал у сильно бьющегося сердца, а правая нервно шевелилась в кармане бархатной куртки. Его вел глухонемой негр, послушное животное в руках Хоггея. Немного погодя вышел Фергюсон.

Что, доктор? - сказал Хоггей.

Сердце в порядке, - ответил Фергюсон по-французски, - нервы истощены и вялы.

Это и есть Монте-Кристо? - спросил Харт.

Пари, - сказал Блюм, знавший, в чем дело.

Ну? - протянул Хоггей.

Пари, что он помешается с наступлением тьмы.

Э, пустяки, - возразил Хоггей. - Я говорю, что придет проситься обратно с единственной верой в лампочку Эдисона.

Есть. Сто миллионов.

Ну, хорошо. - сказал Хоггей. - Что, Харт?

Та же сумма на смерть, - сказал Харт. - Он умрет.

Принимаю. Начнем. Фергюсон, говорите, что надо сказать.

Роберт Эльгрев не понял ни одной фразы. Он стоял и ждал, волнуясь безмерно. Его привели без объяснений, крепко завязав глаза, и он мог думать что угодно.

Роберт, - сказал Фергюсон, придвигая мальчика за плечо к себе, - сейчас ты увидишь солнце - солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня последний день, как оно светит. Это утверждает наука. Тебе не говорили о солнце потому, что оно не было до сих пор в опасности, но так как сегодня последний день его света, жестоко было бы лишать тебя этого зрелища. Не рви платок, я сниму сам. Смотри.

Швырнув платок, Фергюсон внимательно стал приглядываться к побледневшему, ослепленному лицу. И как над микроскопом согнулся над ним Хоггей.

Наступило молчание, во время которого Роберт Эльгрев увидел необычайное зрелище и ухватился за Фергюсона, чувствуя, что пол исчез, и он валится в сверкающую зеленую пропасть с голубым дном. Обычное зрелище дня - солнечное пространство - было для него потрясением, превосходящим все человеческие слова. Не умея овладеть громадной перспективой, он содрогался среди взметнувшихся весьма близких к нему стен из полей и лесов, но наконец пространство стало на свое место.

Подняв голову, он почувствовал, что лицо горит. Почти прямо над ним, над самыми, казалось, его глазами, пылал величественный и прекрасный огонь. Он вскрикнул. Вся жизнь всколыхнулась в нем, зазвучав вихрем, и догадка, что до сих пор от него было отнято все, в первый раз громовым ядом схватила его, стукнувшись по шее и виску, сердце. В этот момент переливающийся раскаленный круг вошел из центра небесного пожара в остановившиеся зрачки, по глазам как бы хлестнуло резиной, и мальчик упал в судорогах.

Он ослеп, - сказал Харт. - Или умер.

Фергюсон расстегнул куртку, взял пульс и помолчал с значительным видом.

Жив? - сказал, улыбаясь и довольно откидываясь в кресле, Хоггей.

Тогда решено было посмотреть, как поразит Роберта тьма, которую, ничего не зная и не имея причины подозревать обман, он должен был считать вечной. Все скрылись в укромный уголок, с окном в

Сонное спокойствие сибирского городка прервано невероятными событиями. Похищают девушку, и против китайца, что решил защитить честь народа таким способом, восстает весь город. Но спасти ее сможет только молодой дизайнер Денис, из-за поста которого и разгорелся скандал, и невесть откуда взявшийся призрак прошлого Илья. Гаджеты – спасают или губят?Содержит нецензурную брань.

Подробнее

«Опять весна» – третий из четырех (по числу времен года) запланированных сборников стихов. Стихотворения написаны в период с 2013 по настоящее время. Стихотворения собраны в три цикла: «Долг», «Возлюбленная», «Осень жизни». В этом сборнике представлены стихи из этих циклов. Также из этих циклов будут представлены стихи и в следующем сборнике. Повторяющиеся три цикла, как три месяца в каждом из времен года. В каждом из времен года есть начало, пик и окончание: становление, любовь и покой… Рисунок для оформления обложки сделан моей дочерью Лизой.

Подробнее

Это – практический гайд. Другими словами, это не та чисто теоретическая база, которую вы сможете найти в других книгах или в Интернете, где описывается стандартная процедура открытия заведения общественного питания или доставки. Здесь описаны конкретные шаги, которые автор предпринимал, когда открывал свою первую доставку. Уверен, вам будет гораздо интереснее окунуться в реальный мир организации бизнеса, а не читать описание бизнес-плана в его идеализированном виде.

Подробнее

Когда жизнь под контролем тайного ордена, друзья под прицелом, а выбора нет, единственное оружие гения – ум и холодный расчёт. Ведь цифры умеют убивать, и Денис знает об этом не понаслышке.Чтобы выбраться из ловушки, нумерат бросает вызов своему антиподу – тому, кто признаёт лишь инстинкты. Вот только война войной, а на уникальный талант Дениса у ордена свои планы, и в них нет места свободному выбору.Ни сбежать, ни отказаться – только сражаться в поединке мистических головоломок.Вторая книга трилогии «Нумерат».

Подробнее

Каждая женщина хочет выйти замуж. И даже если громко заявляет, что ей куда лучше быть одной, в глубине души она замуж хочет. Потому что где-то на свете есть тот самый суженый, который предназначен только ей. Возможно, он просто об этом не знает. Так как же сделать так, чтобы он женился? Три девушки точно знают как! И пример Милы – прямое тому доказательство! Читайте, следуйте советам, и я думаю, что скоро и вы будете стоять перед алтарем!

Подробнее

Вика: Я потеряла все: прошлое, настоящее и даже будущее. Осталась только боль от предательства. Сможет ли Он вернуть мне веру в любовь? САМ: Все знают меня как жесткого и даже жестокого бизнесмена. Но на самом деле я совсем другой. Может ли Она оказаться Той, Кто Видит меня насквозь?Внимание! Нецензурная лексика. Поэтому 18+. Постельных сцен НЕТ!

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Степанович Грин: взгляд из XXI века
к содержанию

Л. В. Гурленова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ А. ГРИНА
начало::продолжение ::окончание

С конца 1910-х годов А. Грин неоднократно обращается к вопросу об устройстве природы, который рассматривает в социофилософ-ском смысле: во-первых, насколько расположена природная среда к обустройству в ней человека, во-вторых - в каких взаимоотношениях находятся природный порядок и цивилизационные процессы.

Названный период творчества А. Грина приходится на время активного обсуждения в русской литературе вопроса о возможности или невозможности такого устройства природы, которое позволяло бы человеку достойно устроить свою жизнь. В литературе сталкиваются радикально-технократические и природоохранительные идеи. Первые призывают к пересозданию природы человеком, к замещению так называемой «первой» (естественной) природы природой «второй» (созданной для удобства человека), вторые - к сохранению природного порядка как единственно возможного в условиях земной цивилизации.

На почве названных идей развиваются самые различные версии натур-социальных утопий: от радикально-технократических (пролетарские писатели, очерки А. Платонова) до патриархально ориентированных («молочная» утопия, «хлебная» утопия крестьянских писателей) и утопий антропологической окраски («зоологическая» утопия Н. Заболоцкого), с другой стороны, набирает силу антиутопическая идея (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов).

На фоне непрекращающихся дискуссий натурфилософского характера позиция А. Грина - особая.

Попытка ее реконструкции делается на основе материалов рассказов писателя, так как именно в них встречаются наиболее развернутые рассуждения о природе и человеке, а также описания природы, которые выполняют роль детали, уточняющей эти рассуждения. Имеются в виду такие рассказы, как «Мрак» (1917), «Ученик чародея» (1917, 1926, 1930), «Маятник души» (1917), «Создание Аспера» (1917, 1927, 1930), «Струя» (1917), «Вперед и назад» (1918), «Корабли в Лисе» (1921), «Пропавшее солнце» (1923), «Сердце пустыни» (1923), «Белый шар» (1924), «Голос сирены» (1924), «Серый автомобиль» (1925), «Фанданго» (1927), «Бочка пресной воды» (1930). Обратим внимание на то, что к рассказам «Учегик чародея» и «Создание Аспера» А. Грин обращался трижды; это свидетельствует об особой важности заявленной в них концепции.

Итак, как видится А. Грину природа?

В рассказе «Пропавшее солнце», описывая состояние мальчика (образ ребенка в творчестве писателя наделен концептуальным значением, впервые открывающего природный мир, автор делает следующие акценты: природа - это бесконечное многообразие, «насыщенная жизнь», в ней дружественно сливаются растительность, одухотворенные существа и природные силы («Трепет струй, ход соков в стволах, дыхание трав и земли, голоса лопающихся бутонов, шум листьев, возня сонных птиц и шаги насекомых»); природа - могучая сила, связанная родственными узами с космосом (все «сливалось в ощущение спокойного, непобедимого рокота, летящего от земли к небу»); земля - «живое, теплое тело», солнце - «в просветленной тьме за окном... пристальный, горячий взгляд» (в плане натурфилософском - идея всеобщей одухотворенности природы, в плане социофилософском, имеющем в данном случае мифологический оттенок, - идея материнского начала природы) .

Нарисованная А. Грином картина не отражает во всей полноте реальную природу. Это - «монументальный праздник» южной природы. Персонажи произведений писателя не любят север, бледность и серость его природы. Герой А. Грина говорит в рассказе "Фанданго": «Я не люблю снег, мороз, лед - эскимосские радости чужды моему сердцу» (с. 497). Норвежец Ольсен, герой рассказа «Маятник души», умирая на севере, в «сером родном угле, так обиженном, ограбленном среди монументального праздника» природы, говорит о юге: «Мы поедем туда... Там - рай, там солнце цветет в груди. И там вы похороните меня» (с. 104, 106).

Совершенная природа, выразившая свой потенциал, по А, Грину, - это южная природа. Дело, вероятно, не в романтизме, в границах которого обычно интерпретируют его образ природы: южную природу мы видим также в утопических трактатах К. Циолковского; в «Горячей Арктике» А. Платонова безжизненность севера побеждается теплом юга - Сибирь становится зоной тропиков; в творчестве В. Арсеньева изображается маньчжурская природа, при этом автор на фоне северного ландшафта постоянно подчеркивает «южную» богатую растительность. Антитеза юг-север, многообразие - скудность, тепло - холод, жизнь - смерть в осмыслении сути природы встречается очень часто в художественной литературе и публицистике указанного периода. Пышная экзотическая природа, передающая весь спектр названных противопоставлений, или даже неполный их ряд (тепло, солнце) с натурфилософской точки зрения является знаком осуществленного потенциала природы.

В связи с этим даже образ пустыни прочитывается как форма природы, которая в любой момент может выразить себя в полноте жизни. Образ пустыни определенно связан мифологизирующими отношениями с образом солнца: пустыня (шире - земля) воплощает женское начало, способное при наличии воды к рождению, солнце - мужское, оплодотворяющее начало. Характерно, что пустыня почти никогда не изображается как сухая, т. е. мертвая, земля.

В рассказе «Вперед и назад» читаем описание пустыни: «Запах сырой травы, дыма, сырости низин, тишина, еще более тихая от сонных звуков пустыни... шелест ветвей, треск костра, короткий вскрик птицы или обманчиво близкий лепет далекого водопада - все было полно тайной грусти, величавой, как сама природа» (с. 145).

В рассказе «Бочка пресной воды» этот же мотив возникает из сопоставления с человеком, испытывающим жаж- ] ду: «...влага внутренними путями организма проникнет в кровеносные сосуды и там разжижит кровь, сгустившуюся от долгого безводья. Когда это произойдет, затрудненно работающее сердце начинает биться полным, отмеченным ударом...» (с. 591). В статье «Сочинительство всегда было внешней моей профессией...» А. Грин особое значение придает красному цвету: «Цвет этот - в многочисленных оттенках своих -всегда весел и точен. (...) Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» .

Александр Степанович Грин

Пропавшее солнце

Страшное употребление, какое дал своим бесчисленным богатствам Авель Хоггей, долго еще будет жить в памяти всех, кто знал этого человека без сердца. Не раз его злодейства - так как деяния Хоггея были безмерными, утонченными злодействами - грозили, сломав гроб купленного молчания, пасть на его голову, но золото вывозило, и он продолжал играть с живыми людьми самым различным образом; неистощимый на выдумку, Хоггей не преследовал иных целей, кроме забавы. Это был мистификатор и палач вместе. В основе его забав, опытов, экспериментов и игр лежал скучный вопрос: «Что выйдет, если я сделаю так?»

Четырнадцать лет назад вдова Эльгрев, застигнутая родами в момент безвыходной нищеты, отдала новорожденного малютку-сына неизвестному человеку, вручившему ей крупную сумму денег. Он сказал, что состоятельный аноним - бездетная и детолюбивая семья - хочет усыновить мальчика. Мать не должна была стараться увидеть или искать сына.

На этом сделка была покончена. Утешаясь тем, что ее Роберт вырастет богачом и счастливцем, обезумевшая от нужды женщина вручила свое дитя неизвестному, и он скрылся во тьме ночи, унес крошечное сердце, которому были суждены страдание и победа.

Купив человека, Авель Хоггей приказал содержать ребенка в особо устроенном помещении, где не было окон. Комнаты освещались только электричеством. Слуги и учитель Роберта должны были на все его вопросы отвечать, что его жизнь - именно такова, какой живут все другие люди. Специально для него были заказаны и отпечатаны книги того рода, из каких обычно познает человек жизнь и мир, с той лишь разницей, что в них совершенно не упоминалось о солнцеnote 1. Всем, кто говорил с мальчиком или по роду своих обязанностей вступал с ним в какое бы ни было общение, строго было запрещено Хоггеем употреблять это слово.

Роберт рос. Он был хил и задумчив. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Хоггей среди иных сложных забав, еще во многом не раскрытых данных, вспомнив о Роберте, решил, что можно, наконец, посмеяться. И он велел привести Роберта.

Хоггей сидел на блестящей, огромной террасе среди тех, кому мог довериться в этой запрещенной игре. То были люди с богатым, запертым на замок прошлым, с лицами, бесстрастно эмалированными развратом и скукой. Кроме Фергюсона, здесь сидели и пили Харт - поставщик публичных домов Южной Америки, и Блюм - содержатель одиннадцати игорных домов.

Был полдень. В безоблачном небе стояло пламенным белым железом вечное Солнце. По саду, окруженному высокой стеной, бродил трогательный и прелестный свет. За садом сияли леса и снежные цепи отрогов Ахуан-Скапа.

Мальчик вошел с повязкой на глазах. Левую руку он бессознательно держал у сильно бьющегося сердца, а правая нервно шевелилась в кармане бархатной куртки. Его вел глухонемой негр, послушное животное в руках Хоггея. Немного погодя вышел Фергюсон.

Что, доктор? - сказал Хоггей.

Сердце в порядке, - ответил Фергюсон по-французски, - нервы истощены и вялы.

Это и есть Монте-Кристо? - спросил Харт.

Пари, - сказал Блюм, знавший, в чем дело.

Ну? - протянул Хоггей.

Пари, что он помешается с наступлением тьмы.

Э, пустяки, - возразил Хоггей. - Я говорю, что придет проситься обратно с единственной верой в лампочку Эдисона.

Есть. Сто миллионов.

Ну, хорошо. - сказал Хоггей. - Что, Харт?

Та же сумма на смерть, - сказал Харт. - Он умрет.

Принимаю. Начнем. Фергюсон, говорите, что надо сказать.

Роберт Эльгрев не понял ни одной фразы. Он стоял и ждал, волнуясь безмерно. Его привели без объяснений, крепко завязав глаза, и он мог думать что угодно.

Роберт, - сказал Фергюсон, придвигая мальчика за плечо к себе, - сейчас ты увидишь солнце - солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня последний день, как оно светит. Это утверждает наука. Тебе не говорили о солнце потому, что оно не было до сих пор в опасности, но так как сегодня последний день его света, жестоко было бы лишать тебя этого зрелища. Не рви платок, я сниму сам. Смотри.

Швырнув платок, Фергюсон внимательно стал приглядываться к побледневшему, ослепленному лицу. И как над микроскопом согнулся над ним Хоггей.

Наступило молчание, во время которого Роберт Эльгрев увидел необычайное зрелище и ухватился за Фергюсона, чувствуя, что пол исчез, и он валится в сверкающую зеленую пропасть с голубым дном. Обычное зрелище дня - солнечное пространство - было для него потрясением, превосходящим все человеческие слова. Не умея овладеть громадной перспективой, он содрогался среди взметнувшихся весьма близких к нему стен из полей и лесов, но наконец пространство стало на свое место.

Подняв голову, он почувствовал, что лицо горит. Почти прямо над ним, над самыми, казалось, его глазами, пылал величественный и прекрасный огонь. Он вскрикнул. Вся жизнь всколыхнулась в нем, зазвучав вихрем, и догадка, что до сих пор от него было отнято все, в первый раз громовым ядом схватила его, стукнувшись по шее и виску, сердце. В этот момент переливающийся раскаленный круг вошел из центра небесного пожара в остановившиеся зрачки, по глазам как бы хлестнуло резиной, и мальчик упал в судорогах.

Он ослеп, - сказал Харт. - Или умер.

Фергюсон расстегнул куртку, взял пульс и помолчал с значительным видом.

Жив? - сказал, улыбаясь и довольно откидываясь в кресле, Хоггей.

Тогда решено было посмотреть, как поразит Роберта тьма, которую, ничего не зная и не имея причины подозревать обман, он должен был считать вечной. Все скрылись в укромный уголок, с окном в сад, откуда среди чинной, но жестокой попойки наблюдали за мальчиком. Воспользовавшись обмороком, Фергюсон поддержал бесчувственное состояние до той минуты, когда лишь половина солнца виднелась над горизонтом. Затем он ушел, а Роберт открыл глаза.

«Я спал или был болен», - но память не изменила ему; сев рядом, она ласково рассказала о грустном и же стоком восторге. Воспрянув, заметил он, что темно, тихо и никого нет, но, почти не беспокоясь об одиночестве, резко устремил взгляд на запад, где угасал, проваливаясь, круг цвета розовой меди. Заметно было, как тускнут и исчезают лучи. Круг стал как бы горкой углей. Еще немного, - еще, - последний сноп искр озарил белый снег гор - и умер, - навсегда! навсегда! навсегда!

Лег и уснул мрак. Направо горели огни третьего этажа.

Свалилось! Свалилось! - закричал мальчик. Он сбежал в сад, ища и зовя людей, так как думал, что наступит невыразимо страшное. Но никто не отозвался на его крик. Он проник в чащу померанцевых и тюльпанных деревьев, где журчание искусственных ручьев сливалось с шелестом крон.